Бюджетные средства как источник инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
18 просмотров
29 января 2019

Бюджетные инвестиции – источники и порядок их предоставления

Государство активно участвует в экономической жизни страны – без поддержки средств из государственной казны многие предприятия оказались бы на грани исчезновения или не смогли бы начать деятельность. Что же такое бюджетные инвестиции, и почему они так важны для экономического здоровья страны?

1 Бюджетные инвестиции – теория и реалии

Что понимают под бюджетными инвестициями? Это капиталовложения, источники которых созданы государственным бюджетом. Именно так, никаких лишних трактовок и суждений, все просто и понятно. Несмотря на относительно простую суть, финансовая господдержка выполняет важную роль в развитии экономики. Конечно же, мы по большей части будем обсуждать ситуацию с бюджетными инвестициями в России.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации регламентирует условия размещения государственного капитала в тех или иных предприятиях. В зависимости от регионального подхода к составлению бюджета, могут изменяться основные объекты инвестирования. В законодательстве РФ под понятием «бюджетные инвестиции» принято понимать деньги, направленные в капиталы государственных и муниципальных объектов для поддержания их работы. В статье о том, что такое портфельные инвестиции, мы говорили о необходимости диверсификации вложений и постоянного инвестирования в прибыльные проекты.

Почему же на федеральном уровне в законодательстве не предусмотрена возможность вложения денег в уставный капитал частных предприятий или же в венчурные инициативы? Основной причиной является желание Российского государства построить полноценную рыночную экономику, устойчивую, самодостаточную и сильную. Согласно идеям Австрийской Экономической Школы, государство в качестве инвестора чаще всего оказывает негативное влияние на рынок. По большей части проблемой считается низкая эффективность размещения средств.

Мы уже касались идей, представленных фон Мизесом, Феттером и другими последователями Венской Школы, а потому вдаваться в подробности сейчас не будем.

В теории государственные инвестиции должны приносить огромную пользу, увеличивая гибкость бюджета и позволяя создавать новые источники доходов. В реальности бюджет начинает трещать по швам, если инвестиционная деятельность убыточная или доходность на порядок ниже оптимальной. Убытки приходится перекрывать из более надежных источников (налоговых сборов, пошлин). Бюджетная политика государства, размещающего капиталы в фондовых инструментах, находится в тесной зависимости от волатильности ценных бумаг на рынке.

Конечно же, существуют специальные методы участия государства в фондовой торговле, но бюджетное финансирование инвестиций в ценные бумаги всегда находится под скептическим взглядом суровых аналитиков. С другой стороны, совсем бросать экономику на самотек нельзя, поэтому государство создает юридические лица, посредством которых управляет крупными субъектами экономики или же инвестирует деньги в фондовые инструменты.

Другим инструментом активного влияния государства на состояние экономики являются субсидии, но в этом случае государство не заинтересовано в получении прибыли напрямую. Средства размещаются в перспективных молодых предприятиях, которые обладают хорошим потенциалом и способны изменить ситуацию на региональном рынке в течение ближайших нескольких лет. Именно с расчетом на общее улучшение экономической атмосферы государство и раздает субсидии индивидуальным предпринимателям и молодым юридическим лицам. Такие бюджетные инвестиции позволяют экономике развиваться быстрее. Кто-то может даже начать дискусию на тему получения дивидендов в виде налогов.

2 Бюджетная политика по отношению к объектам государственной и муниципальной собственности

В законах России черным по белому сказано, что бюджетные деньги, которые направляются на увеличение объемов государственной и муниципальной собственности, считаются бюджетными инвестициями. Более подробно о том, что именно относится к объектам инвестиций, написано в п.1 ст. 79 БК РФ. Государственные источники инвестируют бюджетные средства в:

  • капитальное строительство государственной и муниципальной недвижимости;
  • покупку новой государственной и муниципальной собственности;
  • основной капитал государственных и муниципальных учреждений (ГУП);
  • обновление и реконструкцию имеющихся объектов.

Интересно, что в том же документе сказано, что государство не покупает, не реконструирует и не строит временные постройки, навесы, киоски. По всей видимости, данное уточнение было жизненно важным для того, чтобы государственные чиновники лучше представляли себе направления для размещения денежных средств. Есть также и технический регламент, в котором определено несколько категорий объектов собственности, подлежащих инвестированию со стороны бюджета:

  1. Здания для труда, досуга и хранения ценностей населения;
  2. Сооружения – инженерные, промышленные и строительные объекты, включая элементы транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  3. Жилища – муниципальная жилплощадь.

Как видите, список потенциальных объектов не так уж и велик. Обратите внимание, что государство все же оставляет за собой право и возможность для вложения денег в основной капитал различных госпредприятий, которые могут заниматься коммерческой деятельностью в интересах страны. Примером можно считать всем известную монополию ОАО «РЖД», которая частично принадлежит государству, частично находится под управлением частного бизнеса.

Не только из-за государственных ограничений государство вынуждено привлекать иностранные инвестиции. Дело также в том, что у бюджета попросту не хватит денег на то, чтобы выплачивать всем нуждающимся пособия, поддерживать работу низкодоходных или убыточных муниципальных предприятий, содержать армию и при этом еще и вкладывать деньги в развитие бизнеса с прицелом на 3–5 лет вперед. Это непозволительная роскошь. Поэтому государство регулярно выступает с инициативами по привлечению частного местного и иностранного капиталов.

3 Капиталовложения государства в негосударственные объекты

Узкая «специализация» государственных ассигнований вовсе не означает, что единственным интересом правительства является поддержание жизни в государственных предприятиях. Россия заинтересована в развитии собственного бизнеса и получении прибыли от вложенных денег. На федеральном уровне такие проекты появляются очень редко и обычно касаются гигантов экономики, в которых уже размещена часть государственных капиталов.

Намного чаще инициаторами инвестиционных стратегий с участием коммерческих организаций и предприятий выступают региональные власти. В качестве примера можно привести Сахалинскую программу инвестирования в частные предприятия, которая была запущена в 2005 году. Вышедший 28 марта региональный закон «О перечне видов имущества. » перечислил те объекты собственности, на которые могло потратить выделенные из бюджета средства юридическое лицо.

Данный метод размещения бюджетного капитала опять же касается преимущественно сотрудничества между государственными и негосударственными предприятиями, деньги направляются в основной капитал этих юридических лиц, согласно БК РФ. Поэтому говорить о прямом извлечении выгоды не приходится.

На региональном уровне между федеральным бюджетом и юридическом лицом местные муниципальные предприятия выступают в качестве посредников, гарантируя таким образом правильное размещение средств, – бюджетные инвестиции направляются на строго определенные цели.

Непосредственное участие в экономической жизни страны и инвестиционных процессах государство осуществляет путем создания соответствующих юридических лиц. Среди крупнейших госкорпораций и предприятий можно выделить крупных игроков в соответствующих отраслях, которые в немалой степени определяют направление движения для всей индустрии. Государство владеет контрольным пакетом акций в следующих крупных субъектах Российской экономики:

  • РОСТЕХ (быв. «Ростехнологии») – основана в 2007 году и включает в себя десятки приборостроительных и машиностроительных предприятий;
  • Внешэкономбанк – занимается инвестированием в частный сектор экономики, привлекает иностранных инвесторов;
  • Концерн ВКО Алмаз-Антей – инженерия, высокотехнологичное строительство и т.д.

Через госкопорации и крупные компании государство осуществляет более свободную инвестиционную деятельность, так как направления для размещения капиталов компании выбирают самостоятельно, и сами ведут учет размещенных инвестиций. Таким образом, создается более здоровая ситуация в стране, когда бюджет напрямую не участвует в инвестиционной деятельности, а деньги для капиталовложений все же выделяются.

4 Как происходит учет инвестиций?

Порядок предоставления бюджетных инвестиций изменяется от региона к региону. Чаще всего инвестиции предоставляются на основе заключенных между государственным и негосударственным юридическими лицами соответствующих договоров. Из-за необходимости вести тщательный учет расходования и приложения государственных финансов были созданы соответствующие руководства по тому, как вести бухгалтерский учет.

Деньги в виде субсидий поступают на баланс предприятия и должны быть соответствующим образом оприходованы. Капитальные вложения могут быть обеспечены несколькими методами:

  1. Через передачу полномочий госзаказчика;
  2. Путем заключения договоров;
  3. Путем передачи средств, согласно установленному законом порядку предоставления субсидий из федерального бюджета.

Чтобы учет был прозрачным и универсальным для всех участников финансовых процессов, в 2010 году было выпущено письмо Министерства Финансов Российской Федерации за номером 02-06-07/5397. В нем была приведена таблица соответствия счетов, которой следует руководствоваться бухгалтерам при формировании отчетов. Мы не будем разбирать пошагово учет бюджетных инвестиций на предприятии, это уже дело бухгалтерии государственных и муниципальных предприятий.

Унифицированная схема учета была и остается очень важной для планирования бюджетных инвестиций.

Если же объектом инвестирования является негосударственная компания, то на рекомендации Минфина следует обратить самое пристальное внимание, чтобы не возникало никаких недоразумений. За деньги, поступающие в основной капитал компаний из госкорпораций по специальным программам, также нужно отчитаться. Учет ведется согласно требованиям юридического лица, выступающего в качестве инвестора.

Источники государственных инвестиций могут быть разными. На региональном уровне в качестве инвестора может выступить местная казна, субсидии могут быть выделены через Центры Занятости Населения, специальные фонды и другие подобные организации. Источники также могут быть и более крупными, так начинающей приборостроительной компании вполне может помочь РОСТЕХ или Внешэкономбанк.

5 Другие источники бюджетных инвестиций

Существуют основные источники капиталов для обеспечения бюджетных инвестиций. Конечно же, основным инвестором выступает государственная федеральная казна. Именно там аккумулируются все необходимые для дальнейшего инвестирования средства. Другие источники денег:

  • региональные и муниципальные бюджеты;
  • государственные банковские организации;
  • государственные кредитные организации;
  • государственные фонды.

Иногда к финансированию тех или иных инвестиционных проектов подключаются частные инвесторы, заинтересованные в прямом размещении капитала. В этом случае между инвесторами заключаются соответствующие договора. В этом случае учет ведется несколько иначе. Если в финансировании проекта приняли участие разные источники, то перед каждым предприятие отчитывается отдельно. В законе строго определено, что именно называется бюджетными инвестициями, и как вести их учет.

Частные инвесторы подключаются к программе по своей собственной воле, и их деньги идут на реализацию целей и задач инвестиционного проекта. Если этот проект обладает потенциалом создать прибыль, то частный инвестор рассматривается именно, как инвестор, которому причитаются дивиденды.

6 Важность государственных ассигнований для экономики

Государство обеспечивает экономике необходимую финансовую инфраструктуру и занимается обеспечением социального и культурного благополучия населения. Если внутри страны созданы все необходимые условия, то экономика становится живее. К примеру, частный капитал важен для развития спекулятивных инвестиций, которые поддерживают здоровый круговорот денег на фондовых рынках.

В наше время инфраструктура интернета позволяет рядовому гражданину заниматься вложением денег в фондовые инструменты посредством передачи денег в доверительное управление. Коллективное инвестирование аккумулирует большие капиталы, которые нельзя игнорировать. Взгляните на наш рейтинг ПАММ-компаний. В него входят брокеры, которые вместе занимают до 70 % рынка России и обеспечивают торговый оборот в более чем 15 млрд. рублей месяц.

Многие люди также инвестируют деньги в валюту, финансируемый выкуп, драгоценные металлы, акции и облигации. Частный капитал должен иметь свободу, которую государство обязано обеспечивать. Именно поэтому основной функцией государства является создание необходимых условий в экономике для увеличения потенциала частного капитала. Государство активно инвестирует бюджетные средства в развитие телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, создает биржи и банковские организации.

Многие начинания государства можно считать венчурными. Программа содействия малому бизнесу была одним из таких рискованных предприятий государства, которое по большому счету не дало нужной отдачи. При этом деньги были не инвестированы, а, по сути, «подарены» участникам программы, которые сумели доказать, что их бизнес-план обладает потенциалом. Даже с учетом низкого процента вышедших на приемлемые показатели предпринимателей и юридических лиц начинание можно назвать успешным.

Государство выполняет важную роль в жизни каждого человека. Бюджетные источники средств часто являются последним шансом некоторых компаний, которые находятся на грани полного финансового краха.

Источники финансирования инвестиций

Сущность и классификация источников финансирования инвестиций

Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами.

В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять динамику, и если она имеет негативный характер, эффективно управлять этим процессом.

Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России к рыночным отношениям наблюдается их острый дефицит.

По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:

  • — собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);
  • — заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
  • — привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
  • — финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
  • — средств внебюджетных фондов;
  • — средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • — средств иностранных инвесторов.

Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный.

Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным.

К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.

К собственным источникам финансирования, как было уже сказано, относятся прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства.

В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять причины этой тенденции, и если она имеет негативный характер, то необходимо вмешиваться в этот процесс.

Рассмотрим более подробно основные источники финансирования инвестиций с анализом их положительных и отрицательных сторон.

Бюджетное финансирование инвестиций

Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.

Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли; для населения — размер снижения стоимости квартир, различных услуг социального характера. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.

Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.

Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложения. К числу таких направлений можно отнести следующие:

  • — совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;
  • — авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где наметились тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;
  • — широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;
  • — объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);
  • — ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.

Реализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования федерального бюджетного инвестирования строек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, позволят в определенной мере оживить инвестиционную деятельность государства и повысить эффективность инвестиций.

Внебюджетные источники финансирования инвестиций

Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций. В идеале каждой коммерческой организации необходимо всегда стремиться к самофинансированию. В этом случае не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск банкротства. Имеются и другие положительные стороны. В частности, самофинансирование развития предприятия означает его хорошее финансовое состояние, а также имеет определенные преимущества перед конкурентами, у которых такой возможности нет. Основными собственными источниками финансирования инвестиций в любой коммерческой организации являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль как источник финансирования инвестиций. Основной целью предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли. Она является основным финансовым результатом деятельности предприятия.

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. И сразу возникает вопрос: как наиболее рационально распределить эту прибыль? Ее можно направить на: производственное развитие; строительство жилья, дома отдыха, детского садика и других объектов непроизводственного назначения; выплату дивидендов, если это акционерное общество; благотворительные цели и др. Для рационального использования прибыли необходимо хорошо знать техническое состояние предприятия на данный момент и на перспективу, а также социальное положение коллектива предприятия. Если на предприятии работники в социальном плане, в том числе и по уровню заработной платы, в большей мере обеспечены по сравнению с другими предприятиями, то в этом случае прибыль необходимо направлять в первую очередь на производственное развитие.

Однозначно можно ответить, что прибыль надо направлять на развитие предприятия в том случае, если уровень технического развития предприятия низкий, что является тормозом для выпуска конкурентоспособной продукции и возможной причиной банкротства предприятия. Таким образом, распределение прибыли на предприятии должно быть обосновано в экономическом и социальном плане.

Амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиций. Амортизация — процесс переноса стоимости основных фондов на выпускаемую продукцию в течение их нормативного срока службы.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и другие сроком службы более одного года и стоимостью более 10 тыс. рублей.

Основные средства в процессе производства постепенно морально и физически изнашиваются, т.е. они меняют свои первоначальные параметры. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация не начисляется по объектам основных средств, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации; жилищному фонду; объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным; объектам лесного и дорожного хозяйств; специализированным сооружениям и подобным объектам; продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям; многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, а также по приобретенным изданиям (книгам, брошюрам и др.).

Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).

Амортизационные отчисления являются важнейшим источником финансирования инвестиций. Они призваны обеспечить не только простое, но и в определенной мере расширенное воспроизводство. В развитых странах мира амортизационные отчисления до 70—80% покрывают потребности предприятий в инвестициях. С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения значимость амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций также повысилась. В первую очередь это связано с ежегодной переоценкой основных фондов и убыточностью многих предприятий.

Преимущество амортизационных отчислений как источника инвестиций по сравнению с другими заключается в том, что при любом финансовом положении предприятия этот источник имеет место и всегда остается в распоряжении предприятия.

В настоящее время во многих странах мира используется политика ускоренной амортизации, впервые примененная в середине 40-х гг. в Великобритании. Суть ее состоит в возможности списания стоимости основных фондов в более короткие сроки и по более высоким ставкам. В последнее время практика ускоренной амортизации находит все более широкое применение и в Российской Федерации.

Величина амортизационных отчислений на предприятии зависит от следующих факторов:

  • — среднегодовой стоимости основных производственных фондов, находящихся в распоряжении предприятия;
  • — переоценки основных средств;
  • — способа начисления амортизационных отчислений;
  • — ускорения НТП.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

  • — при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта;
  • — при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной на основе срока полезного использования этого объекта;
  • — при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта.

Выбор одного или нескольких способов начисления амортизационных отчислений является важным элементом в учетной и амортизационной политике предприятия. Применение ускоренных способов начисления амортизации позволяет за более короткий срок накопить достаточные амортизационные отчисления, а затем их использовать для реконструкции и технического перевооружения производства, т.е. у предприятия появляются большие инвестиционные возможности. Это первый положительный момент ускоренной амортизации. Второй выигрыш у предприятия при ускоренной амортизации заключается в том, что себестоимость продукции в первые годы эксплуатации актива увеличивается на величину дополнительной амортизации, а прибыль снизится на эту же величину, а следовательно, предприятие меньше заплатит налога на прибыль.

Амортизационные отчисления на предприятии должны использоваться исходя из их экономической сущности на простое и расширенное воспроизводство, т.е. на финансирование реальных инвестиций. А если говорить более конкретно, то они должны использоваться на следующие цели:

  • — приобретение нового оборудования вместо выбывшего;
  • — механизацию и автоматизацию производственных процессов;
  • — проведение НИР и ОКР;
  • — модернизацию и обновление выпускаемой продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности;
  • — реконструкцию, техническое перевооружение и расширение производства;
  • — новое строительство.

Бюджетное финансирование инвестиций

Средства бюджета считаются прогрессивным механизмом централизованного влияния государства на пути и темпы развития национальных экономик. Инструментами государства являются: налоговый, бюджетный механизмы, денежно-кредитная политика.

Налоговые льготы освобождают для предприятий инвестиции, которые необходимы для ускорения развития – пополнения основных и оборотных средств. Централизованные закупки и финансирование ускоряют реализацию крупных инвестиционных проектов, улучшают социально-экономическую инфраструктуру и ускоряют НТП путем финансирования научных и учебных институтов. Денежнокредитная политика регулирует денежное предложение в экономике, существенно влияя на темпы ее развития, величину процентных ставок, курса национальной валюты.

Финансированию из бюджета присущи принципы:

– максимальный экономический и социальный эффект с минимумом затрат. Бюджетные средства должны предоставляться, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность;

– целевой характер использования бюджетных ресурсов;

– предоставление бюджетных средств хозяйствующим субъектам в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Бюджетное финансирование бывает возвратным и безвозвратным. Безвозвратное финансирование осуществляется с целью развития новых направлений производственной деятельности. Бюджетные средства направляются на реализацию конверсионных, оборонных, экологических и других объектов, не рассчитанных на коммерческую отдачу или ее быстрое получение.

Возвратное финансирование ориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого ин вестиционного проекта. Любая поддержка от государства необходима на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование представлено системой льгот (налоговых, кредитных), носящих временный характер. Благоприятные показатели развития общества и хозяйственных отношений зависят от роста эффективных инвестиционных вложений, создающих конкуренцию. Поэтому необходима база методов, которая ориентирована на увеличение эффективности инвестиций в реальный сектор экономики.

Эффективность инвестиционных вложений обеспечивается ускорением их оборачиваемости, снижением их издержек и повышением полезной отдачи. Но не все эти факторы повышения эффективности инвестиций благоприятны при одинаковых условиях. Например, возможность быстрого оборота вложенных средств появляется в непроизводственной сфере (коммерция и др.). Хотя создание конкуренции, рост производства и объемов, улучшение уровня жизни граждан и определяют суть эффективности инвестиций.

Роль доходов населения как источника финансирования инвестиций

Традиционный и испытанный источник кредитов – сбережения населения. Финансовые активы населения как часть богатства семьи формируются за счет сбережений – неиспользованной части доходов физических лиц или семей. Являясь отложенным потреблением, накопленная сумма денежных активов образует инвестиционный потенциал государства, а его активное привлечение в качестве инвестиций в экономику является одной из главных предпосылок обеспечения экономического роста.

Получаемые доходы население использует на конечное потребление (приобретение необходимых товаров и услуг, оплату обязательных платежей и т. д.) и сбережение. Сбережение населения в России традиционно осуществляется в формах накопления наличных денег («на руках») и банковских вложений, причем обе эти формы осуществляются как в национальной, так и в иностранной валюте. Кроме того, физические лица имеют возможность разместить свободные денежные средства в ценные бумаги государства и частных компаний либо осуществлять страховые взносы. Каждый вид сбережений имеет свои преимущества и недостатки, сопряжен с рисками различной степени и связан с получением того или иного дохода. Задачей организации, размещающей у себя свободные средства граждан, является получение максимальной прибыли от оказания услуги по размещению средств и возможному их использованию. Кроме того, государство должно создать такие условия, при которых стало бы возможным максимальное использование сберегаемых средств граждан в качестве финансовых ресурсов кредитования экономики.

Доходы населения и их влияние на инвестиционный процесс можно рассматривать в двух аспектах:

– как источник финансирования инвестиций, как инвестиционный потенциал развития, который, создавая определенный резерв роста экономики, оказывает влияние на уровень и качество жизни населения;

– как потенциальную возможность для роста потребительских расходов населения.

Когда речь идет об инвестиционном процессе, то на инвестиции, их источники обращается внимание, но не учитывается их связь с потреблением, его динамикой, социальным развитием общества.

Рост денежных доходов населения способствует расширению роста спроса домашних хозяйств на покупку товаров и услуг, стимулированию развития отечественного производства. Поэтому важен такой аспект, как роль финансовых активов населения в текущем обороте их доходов. Доходы большинства населения так малы, что они могут себе позволить лишь один набор прожиточного минимума. Поэтому семьи в сложившейся ситуации чаще использовали отложенные ранее сбережения, нежели пополняли их.

Источники: http://pasprofit.ru/bjudzhetnye-investicii-finansirovanie-porjadok-predostavlenija-uchet.html, http://studwood.ru/1442953/finansy/istochniki_finansirovaniya_investitsiy, http://studfiles.net/preview/2803213/page:17/

Комментировать
0
18 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев