Доля прямых иностранных инвестиций в экономику

СОДЕРЖАНИЕ
0
388 просмотров
29 января 2019

Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Ян Биньюань

Развитие экономики России — это основа повышения её финансовой и экономической безопасности, её стратегического положения на мировом рынке и экспортного потенциала. Экономика государства может развиваться не только за счёт внутренних резервов, но и за счёт поступлений иностранных инвестиций.

Анализ современной ситуации иностранного инвестирования в России позволяет выделить две основные тенденции. Первая тенденция — это увеличение количества стран, которые осуществляют инвестиции в экономику России, а также разнообразие отраслей, которые интересуют зарубежных инвесторов. Вторая тенденция — сокращение объёма прямых иностранных инвестиций. Отобразим эти данные на рис.1.

Рис.1. Доля иностранных инвестиций в экономике России, %

Доля прямых иностранных инвестиций в экономике России своего максимального результата достигала в 2011 году, тогда значение превышало 11,5% [2]. Минимальное значение привлечения иностранных инвестиций в экономику страны отмечалось в 2014 году, что было связано с введением санкций со стороны основных стран — партнёров России. В дальнейшем показатель имел динамику к повышению, максимум отмечен в 2016 году, когда значение составило 10,74%. По итогам 2017 года доля прямых иностранных инвестиций в экономике России составляла 9,52%.

Данная величина является нормальным показателем. Некоторые финансисты считают, что в иностранных инвестициях имеется угроза для российской экономики. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, на рынках отмечались случаи, когда иностранные компании приобретали российскую компанию, ведущую продажи (производство) аналогичного товара или услуги, закрывали её. Во-вторых, иностранные инвестиции в некоторых секторах экономики могут содержать определенную угрозу для обороны страны и безопасности государства — то есть для публичных интересов, которые государство защищает. Примерами таких интересов могут быть иностранные инвестиции в инфраструктурные объекты, энергетику, добычу редких полезных ископаемых и т.п.

В настоящее время практически все цивилизованные страны, (к таким принято относить независимые государства, признанные Организацией Объединенных Наций), которых насчитывается около двухсот, стали членами различных международных экономических организаций и являются инвесторами крупных предприятий России.

Важно отметить, что международное право не препятствует участию любой страны одновременно в нескольких международных экономических организациях или проектах.

Современная мировая экономика характеризуется существенными качественными преобразованиями, благодаря которым мировое хозяйство приобрело новые черты. Касательно России, заметным становится участие иностранных инвесторов:

— в целенаправленном регулировании хозяйства;

— в создании экономической инфраструктуры;

— в регулировании обмена товарами и услугами;

— в создании наднациональных международных органов обеспечения государств экономическими ресурсами, в том числе капиталом и информационными технологиями;

— в ускорении процесса создания и расширения экономических, валютных и политических международных союзов;

— в развитии и усилении роли международных корпораций.

В условиях глобальной экономической нестабильности крупнейшие финансовые институты вынуждены были пересмотреть свои стратегии развития. Резкое изменение инвестиционного климата в развитых странах сделало развивающиеся рынки еще более значимыми для стратегических инвесторов, то же самое касается и России.

Самой большой проблемой для инвестирования российских проектов является фискальный стресс, который стал следствием ряда экономических шоков.

Поэтому с недавних пор Всемирный Банк переориентировал свою деятельность во многих регионах, в т.ч. и в России. Это можно назвать заимствованием для структурных преобразований. Происходит вкладывание денег в структурные элементы и таким образом в макроэкономическую стабильность (а это самое важное).

По мнению одного из управляющих Всемирным Банком главным инвестиционным приоритетом в настоящее время в России, является, прежде всего, частный сектор. Потенциал этого сегмента для инвестиций огромен, а сам сегмент в значительной степени обойден вниманием инвесторов, как международных, так и внутренних [1].

Следующим из направлений инвестиций в России считается государственное финансирование. Основная задача — добиться полной прозрачности финансовой системы страны, а это поможет и банковскому сектору, и экономике в целом.

Наконец, в числе приоритетных направлений иностранных инвестиций в России, эксперты называют социальную поддержку населения. По его мнению, существует целое наследие, которое в настоящий момент нуждается в реструктуризации. Это не является той отраслью, инвестиции в которую принесут быстрый результат, однако потенциал направления колоссален.

В целом, большинство экспертов отметило слабую осведомленность стратегических инвесторов об инвестиционном потенциале России.

В настоящее время приоритетные стратегические направления экономики России — это энергетика, промышленность, сельское хозяйство и машиностроение, здравоохранение и спорт. Таков первоначальный перечень — возможно, он будет уточнен и по необходимости расширен.

На данный момент времени зафиксированы крупные поступления иностранных инвестиций по следующим отраслям экономики:

Менее всего иностранных инвестиций поступало в следующие отрасли российской экономики:

— гостиничный и ресторанный бизнес.

Представим некоторые перспективные инвестиционные проекты, которые реализованы в последнее время или же продолжают реализовываться.

Например, весьма продуктивным стало инвестиционное сотрудничество Франции и России. Наиболее известным проектом стало создание сборочного производства концерна ПСА «Пежо-Ситроен» на территории Калужской области. Французские инвестиции на первом этапе реализации данного проекта составили 200 млн. евро.

Ещё один успешный инвестиционный проект Франции в России — это строительство завода в Нижегородской области «Либхерр-Нижний Новгород». Инвестиционные вложения были направлены на строительство завода по производству строительной техники, компонентов гидравлики, башенных кранов и стальных конструкций, а также комплектующих для авиационной промышленности. Суммарный объем инвестиций составил порядка 200 млн. евро.

Ещё одним успешным крупным инвестиционным проектом Франции в России можно назвать заключение договора между компанией «АвтоВАЗ» и компанией «Рено» о предоставлении российскому производителю прав на производство и дистрибуцию автомобилей «RF 90» и платформы «BO». Стоимость предоставляемой лицензии 100 млн. евро.

Также можно представить успешные инвестиционные проекты Бразилии в России. Из известных и перспективных проектов можно отметить завод по производству гамбургеров «МаррРуссия» в Московской области. Сфера деятельности — поставка полуфабрикатов мяса птицы. Стоимость проекта составила 90 млн. евро, мощность переработки — 25 тыс. тонн мяса в год, создано 400 рабочих мест, выручка 40 млн. евро в год.

Также известен проект инвестиций в строительство завода по производству холодильного оборудования в Калининградской области. Сфера деятельности — поставка стоек холодильников и горизонтальных морозильников для торговых сетей. Выручка по данному проекту оценивается в 50 млн. долл. США в год.

Представим и перспективы инвестиций Швейцарии в экономику России.

Здесь особое значение приобретают бизнес-миссии, организуемые швейцарским посольством в российские регионы. Например, с 2015 года их работа осуществляется в Краснодарском крае, Иркутской и Ростовской областях. Большой потенциал сотрудничества существует с Тульской и Самарской областью. Эти регионы с высокой концентрацией научных и инженерных кадров вкупе с развитой технологической базой и целым рядом профильных вузов. Показательно, что они намерены реализовать со Швейцарией совместные проекты в авиакосмической и автомобильной отраслях.

В России реализуется ряд проектов в разных отраслях экономики, прежде всего наукоемких — энергетика, космос, медицина, ядерные и IT-технологии. Так, подписано соглашение между «Роснано» и компанией OerlikonCorporation в сфере производства солнечных батарей. Реализуется программа ГК «Ростех» по воссозданию станкостроительной отрасли. Уже создано «РТ-Станкоинструмент», приоритетом в работе которого станет привлечение ведущих зарубежных компаний, производителей и разработчиков, к совместной деятельности.

Что касается перспектив инвестирования восточных стран, то например, ОАЭ подготовили совместный проект «Экспоцентр Россия». Цель данного проекта — создание возможности вывода российской высокотехнологичной продукции и инновационных разработок на международный рынок к 2020 году.

Задачи данного проекта:

— строительство в столице ОАЭ Экспоцентра, объединяющего идейно и территориально все государственные корпорации России, заинтересованные в легитимном экспорте отечественных технологий и технических разработок;

— увеличение притока иностранного капитала в высокотехнологичные производства внутри России, организация венчурных и инвестиционных фондов для реализации инновационных российских разработок;

— создание нового российского центра влияния в сфере технологий, техники и науки в арабском мире и прилегающих регионах.

Оценочная стоимость проекта — 500 млн. долларов США.

Кроме того, предполагается создание совместного российско-эмиратского инвестиционного фонда. За последнее время эмиратские компании и банки инвестировали 22 млрд. долларов в экономику России и этот объём можно увеличить в разы, используя устойчивость российского рынка, в том числе в регионах, и повышение доверия между деловыми кругами двух государств.

Отдельно стоит отметить проявленный интерес со стороны зарубежных стран к региональным инвестиционным проектам России, связанным с развитием сельскохозяйственной отрасли. Например, такие страны, как Франция, Бельгия, Нидерланды на период до 2025 года собираются реализовать строительство крупных ферм по развитию мясного и молочного хозяйства в таких регионах России, как: Саратовская, Пензенская, Тамбовская, Липецкая, Воронежская области.

Кроме того, скандинавские страны как Норвегия и Швеция, проявляют интерес к совместным инвестиционным проектам по строительству крупных деревообрабатывающих и деревоперерабатывающих заводов в ряде северных российских регионах (Карелия, Вологодская область, республика Коми).

Можно сделать вывод, что иностранные инвесторы вне зависимости от применяемых санкций по отношению к России, которые налагаются странами Запада, продолжают проявлять интерес к экономике государства. США пытается снизить инвестиционную привлекательность российской экономики, изолировать её от внешнего мира, однако режим санкций действует негативно и на ряд стран Европы. Европейские партнёры, которые ещё до введения санкций сотрудничали с Россией, не намерены прерывать начатые проекты. В настоящее время отмечается увеличение интереса со стороны азиатских инвесторов. В перспективах для зарубежных инвесторов по-прежнему остаются промышленные и энергетические отрасли России, сельское хозяйство, а также проекты в области инноваций.

Иностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в экономике России

Иностранными инвестициями являются все виды имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и иные права, не относящиеся к вещным, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и передачи знаний.

Привлечение иностранного капитала относится к стратегическим задачам развития российской экономики. Особую роль в этом процессе играют прямые инвестиции, которые обеспечивают доступ к финансовых ресурсам, современным технологиям, управленческим навыкам, инновационным товарам и услугам, а также напрямую способствуют повышению конкурентоспособности отечественной экономики, ее устойчивому росту и улучшению уровня жизни российских граждан. В этой связи создание благоприятных условий для увеличения притока средств иностранных инвесторов является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики в РФ.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Согласно ст. 2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

  • приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического липа, создаваемого на территории РФ;
  • осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании се результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

  • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
  • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
  • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
  • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
  • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
  • осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
  • осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.

С 2000 по 2008 г. развитие экономики страны характеризовалось ростом объемов иностранных инвестиций (табл. 1.1).

Как следует из табл. 1.1, в 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. Однако наибольший удельный вес в общем объеме по-прежнему занимают прочие инвестиции, осуществляемые, как правило, на возвратной основе (займы международных финансовых организаций, торговые и банковские кредиты и т.п.).

Таблица 1.1 Объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики (млн долл. США)

Научно-исследовательский журнал

GDP of Russia and direct foreign investments

Аннотация: авторы анализируют временные ряды «темп прироста ВВП России» и «прямые иностранные инвестиции». Дают предварительную оценку связи между ВВП и ПИИ. Указывают дальнейшие направления исследования.

Abstract: authors analyze temporary ranks «rate of a surplus of GDP of Russia» and «direct foreign investments». Give a provisional estimate to communication between GDP and DFI. Specifythefurtherdirectionsofaresearch.

Ключевые слова: валовой внутренний продукт, прямые иностранные инвестиции, регрессия, коинтеграция.

Keywords: gross internal product, direct foreign investments, regression, cointegration.

Актуальность. Обеспечение устойчивого темпа экономического роста — одна из главных задач для любого государства. В современной экономической и политической ситуации эта задача является одной из приоритетных и труднореализуемых. Следует выявить, может ли страна опираться на собственные силы. Соответственно, для этого надо оценить зависимость ВВП России от иностранных инвестиций.

Объект исследования ­– валовой внутренний продукт (далее – ВВП).

Предмет исследования – выявление наличия (отсутствия) связи между ВВП России и прямыми иностранными инвестициями (далее – ПИИ).

Цель исследования – анализ и прогнозирование темпов роста валового внутреннего продукта (далее – ВВП) России, темпов роста прямых иностранных инвестиций, а также выявление взаимосвязи между ними.

Методы – в исследовании применялись общенаучные методы: анализ и синтез, статистический, графический, методы сравнения и моделирования.

Вопросы экономического роста исследовали многие ученые – Д. Кейнс, Й. Шумпетер, В. Кондратьев, С. Кузнец. Существует ряд подходов к пониманию экономического роста экономики страны. В данном исследовании мы проанализируем статистические данные на предмет выявления зависимости (или отсутствии таковой) между ВВП России и ПИИ. При этом будем опираться на системный подход. Результат действия всей системы (экономики страны с учетом ВЭД) – ВВП. В этой системе есть подсистема – ПИИ. Оценим вклад подсистемы. Подобные исследования проводились в [1,2,3,4,5,6,7,8].

В каждом государстве существуют свои программы, стратегии, проекты и т.д., реализация которых должна способствовать экономическому росту. В России одним из таких документов является государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», разработанная Минэкономразвития, и утвержденная Правительством Российской Федерации(Распоряжение от 29 марта 2013 года №467-р.), (далее — Госпрограмма). Предусмотрено, что Госпрограмма реализуется в один этап – в период с 2013 по 2020 год включительно и направлена на создание условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации; создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления и т.д. [9].

Госпрограмма включает в себя девять подпрограмм, одной из которых является подпрограмма «Формирование благоприятной инвестиционной среды», реализация которой подразумевает создание действенных стимулов для увеличения инвестиционной активности и роста производительности труда.

Принято считать, что экономический рост находит своё проявление в увеличении ВВП. Если данный показатель растет- это значит, что открываются новые предприятия, а на действующих предприятиях увеличивается объем выпускаемой продукции. Это, в свою очередь, ведет к росту заработной платы и улучшению благосостояния людей. Если же ВВП уменьшается, это означает спад производства, сокращение рабочих мест, ухудшение благосостояния граждан. Следовательно, ВВП напрямую отражает темпы роста экономического потенциала страны.

Темпы роста ВВП России в период с 2005 по 2015 г.г. представлены на рисунке 1[10].

Рисунок 1. Темпы роста ВВП России в период с 2005 по 2015 г.г.

Цифры, указанные на вершинах графика отображают темпы роста российской экономики. Можно заметить, что на протяжении последних 14 лет (за исключением 2009 года) отмечался ее рост, но с постепенным снижением темпов, особенно с 2011 года.

Экономика России зависит от многих факторов, как внутренних, так и внешних. Например, в структуре бюджета Российской Федерации доходы от добычи углеводородов составляют более 50% всех поступлений. Тем не менее это не означает то, что нефтегазовая отрасль является основной в структуре ВВП России. По данным отчета о структуре валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности, опубликованного Федеральной службой государственной статистики (Росстат), в 2015 г. доля от деятельности этой отрасли (с учетом добычи полезных ископаемых, не относящихся к топливно-энергетическим) в структуре ВВП составляет 9,8%.Для сравнения рассмотрим другой вид деятельности, приведенный в отчете — торговля (опт и розница), ремонт автотранспорта, мотоциклов, бытовых предметов и предметов личного пользования. По данным Росстата, доля этого вида деятельности составляет 15,8% в общей структуре ВВП, что говорит о ее значимости (степени участия) в ВВП[10].

Развитие указанных и других видов деятельности, как влияющих на рост экономики, непосредственно связано с инвестициями в них. Существенное место в них занимают прямые иностранные инвестиции.

Прямые иностранные инвестиции – это инвестиции поступившие в Российскую Федерацию от юридических и физических лиц стран-партнеров, полностью владеющих организацией или контролирующих не менее 10% акций или уставного капитала организации.

Росстат приводит следующие данные о прямых иностранных инвестициях в Российскую Федерацию, которые представлены в таблице 1 (млн. долл., %)[10].

Прямые иностранные инвестиции в Российскую Федерацию в 2005-2015 г.г. (млн. долл., %)

Источники: http://journalpro.ru/articles/perspektivy-privlecheniya-inostrannykh-investitsiy-v-ekonomiku-rossii/, http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/inostrannye-investicii-v-rossii.html, http://edrj.ru/article/12-04-17

Комментировать
0
388 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев