Факторы прямых иностранных инвестиций в экономике

СОДЕРЖАНИЕ
0
123 просмотров
29 января 2019

Обзор литературы

Факторы прямых иностранных инвестиций

Прежде всего, нам необходимо выделить потенциальные каналы воздействия политики инфляционного таргетирования на прямые иностранные инвестиции. Факторам этого типа инвестиций посвящено достаточно большое число исследований, поэтому в данном разделе мы остановимся только на самых основных моментах.

На Рисунке 6 изображен приток прямых иностранных инвестиций в Россию за период с 1995 по 2014 годы Если посмотреть на основные страны — партнеры для России, то можно увидеть, что большая доля ПИИ поступает в страну из оффшорных юрисдикций, т.е. по своей сути не является иностранной. Так, в 2014 году по сумме вложений ПИИ лидируют Кипр и Багамы. Такие же процессы характерны и для других развивающихся стран. Однако, в данном исследовании мы не будем проводить различия между деньгами из офшоров и «чистыми» деньгами. . Как видно из рисунка, динамика инвестиций крайне волатильна. Кроме того, к 2008 году объем этого типа инвестиций увеличился более, чем в 30 раз по сравнению с 1995 годом. Какие факторы способствовали такому быстрому росту? Какими факторами можно объяснить снижение притока ПИИ после 2008 года?

Когда речь идет о факторах прямых иностранных инвестиций, первое, на что стоит обратить внимание — это мотивы, которыми руководствуются фирмы, инвестируя средства в зарубежные рынки. Очевидно, что такие инвестиции являются более рискованными, особенно, если фирма инвестирует в развивающиеся страны. Следовательно, должны быть какие — то преимущества, которые фирма получила бы как плату за риск.

Hymer (1976) выдвинул теорию «несовершенств рынка», согласно которой фирмы инвестируют в зарубежную экономику, если они при этом оказываются в преимущественном положении по отношению к локальным игрокам. Т.е. по сути фирмам выгодно инвестировать в олигополистические или монополистические рынки. Процесс инвестирования продолжается до тех пор, пока на рынке не установится равновесие совершенной конкуренции. Монопольное положение фирм — инвесторов вовсе не обязательно определяется тем фактом, что в стране — реципиенте отсутствует соответствующая развитая отрасль. Такое положение может быть вызвано преимуществом в каком — то из факторов производства. Так, например, часто ПИИ привлекает дешевая рабочая сила в стране — реципиенте. Таким образом, можно выделить два фактора ПИИ — отсутствие конкуренции и преимущества в факторах производства.

Теория «интернализации» Buckley и Casson (1976) объясняет появление транс — национальных компаний (которое сопровождается большим потоком ПИИ) через создание и последующее распространение новых знаний. Передача знаний и технологий с помощью механизма прямых иностранных инвестиций сопровождается существенной экономией от масштаба, что позволяет транс — национальным компаниям успешно конкурировать с локальными производителями. Таким образом, объем знаний и уровень технологий также является важным фактором ПИИ.

Vernon (1966) предложил теорию «производственного цикла» для объяснения мотивов, которые побудили США инвестировать в обрабатывающую промышленность Западной Европы после окончания Второй мировой войны. Vernon выделяет четыре стадии производства: инновация, рост, совершенствование, спад. На первом этапе крупные американские компании создавали инновационные продукты для внутреннего рынка, а излишек экспортировали в другие страны. Но после Второй мировой войны со стороны европейских компаний возрос спрос на инновационную американскую продукцию, поскольку она обладала лучшими характеристиками по сравнению с европейскими аналогами. В этот момент, американские компании обладали преимуществом, поскольку их продукция была новой для рынка. Но постепенно европейские компании начали копировать технологии и производить сходную продукцию. Поскольку они также обладали преимуществом локального размещения, то американские компании также были вынуждены переносить свое производство в Европу, чтобы снизить издержки транспортировки, а также получить другие преимущества от локализации производства. Такой перенос происходил в форме прямых иностранных инвестиций, когда американские компании покупали европейских производителей (доли в их активах) и становились транс — национальными компаниями. Таким образом, согласно Vernon ПИИ характерны для определенного этапа технологического цикла. При этом, чтобы такие инвестиции были возможны важны следующие факторы: размер рынка (процесс копирования технологий должен достичь определенного масштаба, чтобы вынудить изобретателя инновации локализироваться), издержки производства (до некоторого времени преимущество в издержках производства может перекрывать возможные выгоды от локализации производства), рыночная открытость.

Эклектическая теория Dunning (1973) объединяет три теории преимуществ: преимуществ собственности, локальных преимуществ и преимуществ интернализации. Преимущества собственности заключаются в обладании фирмой каким — либо нематериальным активом, трансфер которого в другие страны не требует больших издержек, но позволяет при этом получить преимущество над местными производителями. К таким нематериальным активам можно отнести доступ к какой — либо технологии или знаниям, монопольное обладание редким ресурсом или патентом, экономию от масштаба, низкие издержки обучения, доступ к более дешевым финансовым ресурсам. Когда фирма обладает первым типом преимуществ, у нее есть две возможности для монетизации этих преимуществ на мировом рынке: продать доступ к такому преимуществу иностранным фирмам (например, продать патент) или воспользоваться этим преимуществом самой. Во втором случае, компания будет обращать внимание на локальные преимущества. Так, одни страны обладают большим рынком сбыта, другие характеризуются стабильностью макроэкономической среды. Все локальные преимущества можно разделить на три категории: количественные локальные преимущества (размер рынка, уровень инфляции, издержки транспортировки), политические локальные преимущества (защищенность собственности), социальные локальные преимущества (например, уровень доверия). Каждая из стран, таким образом, обладает своим набором локальных преимуществ. Наконец, решив использовать локальные преимущества, компания может делать это в разной форме, что будет сопровождаться разным потоком ПИИ. Например, может быть выгодно приобрести лишь некоторую долю в собственности иностранных компаний, а может быть контрольный пакет. Таким образом, из этой теории можно выделить большое число факторов прямых иностранных инвестиций: размер рынка, уровень инфляции, стабильность макроэкономической среды, специфика прав собственности и уровень коррупции.

Более современная теория ПИИ, разработанная Narula и Dunning (2010), делит все прямые иностранные инвестиции на три типа: “resource — seeking”, “market — seeking” и “efficiency — seeking”. Это деление основано на мотивах, которыми руководствуются фирмы. “Resource — seeking” ПИИ связаны с поиском каких — либо специфических ресурсов или факторов производства, которыми обладает страна — реципиент. Например, это может быть дешевая рабочая сила, квалифицированный человеческий капитал, или наличие развитой инфраструктуры. “Market — seeking” ПИИ связаны с поиском рынков сбыта продукции, которые по каким — то параметрам оказываются более предпочтительными, чем внутренний рынок. Здесь важны такие факторы, как уровень инфляции, размер рынка страны — реципиента. Наконец, “efficiency — seeking” ПИИ связаны со стремлением фирмы минимизировать издержки производства, благодаря доступу к факторам производства на мировом рынке. Таким образом, основными факторами ПИИ в этом случае будет уровень производительности в стране — реципиенте, наличие высококвалифицированной рабочей силы, уровень технологического развития.

Исследования, посвященные анализу мотивов, которыми руководствуются инвесторы, инвестируя в экономики других стран, также выделяют политическую стабильность в качестве одного из важных факторов ПИИ. Root и Ahmed (1979) и Schneider и Frey (1985), рассматривая приток ПИИ в экономики развивающихся стран обнаружили, что политическая нестабильность отрицательно сказывается на притоке ПИИ. В то же время, Wheeler and Mody (1992) обнаружили, что политическая стабильность и эффективность системы управления не влияют на решения американских фирм о размещении производства внутри страны или в других странах.

Таким образом, мы можем выделить следующие факторы ПИИ: дешевый труд, стабильный уровень инфляции, низкий уровень конкуренции, политическая стабильность, различия в уровне технологического развития, стабильность макроэкономической среды, защищенность прав собственности и развитость других институтов, открытость рынка, размер рынка и потенциал его роста. Эти факторы следуют из анализа поведения отдельных фирм, т.е. из анализа на микроуровне. Но не менее важен анализ на макроуровне.

Широко распространенной концепцией является деление всех факторов прямых иностранных инвестиций на «внешние» (“push”) факторы и внутренние (“pull”) факторы (Ahmed et. al., 2005, Calvo et. al., 1996, Tapsoba, 2012). К внешним факторам относятся общие характеристики мировой экономики, которые отражают альтернативные издержки инвестирования в конкретные страны, определяемые такими факторами, как ставки процента или общие макроэкономические условия. Например, в период мирового финансового кризиса поток прямых иностранных инвестиций снизился повсеместно, поскольку существенно повысились риски инвестирования не только в зарубежные, но и в отечественные проекты. Внутренние факторы отражают социально — экономические и институциональные характеристики конкретной страны, в которую планируется направить инвестиции. К таким характеристикам можно, например, отнести размер рынка страны — реципиента, политическую стабильность или качество инфраструктуры (Valli и Mansur, 2014).

К внешним факторам относится соотношение обменных курсов валют разных стран. Ослабление реального валютного курса сопровождается притоком ПИИ, поскольку фирмы могут покупать факторы производства на местном рынке по относительно более низкой цене (Walsh и Yu, 2010). Также, если фирма, делающая инвестиции, затем реэкспортирует произведенную продукцию на свой внутренний рынок, то она продает ее по относительно более высокой цене и повышает свои прибыли. Froot и Stein (1991) нашли подтверждение такой взаимосвязи: ослабление национальной валюты приводит к притоку ПИИ в страну, если мобильность капитала не абсолютная.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение влияния уровня инфляции на приток прямых иностранных инвестиций. Большинство исследователей сходится во мнении, что высокий уровень инфляции и ее волатильность отрицательно сказываются на доходности инвестиционных проектов, тем самым снижая объем ПИИ, поступающих в страну. Этой точки зрения придерживаются Fuat and Ekrem (2002); Rogoff and Reinhart (2002); Nonnemberg and Cardoso de Mendonзa (2004); Onyeiwu and Shrestha (2004); Ahmed et al (2005); Elijah (2006); and, Narayanamurthy et al (2010), а также ряд других авторов Цит. по Valli и Mansur (2014).. В то же время, ряд авторов не считают уровень инфляции важным фактором, определяющим объем ПИИ (например, Hsiao and Hsiao (2006); Moosa and Cardak (2006)). На самом деле, различия в полученных результатах относительно важности уровня инфляции можно попытаться объяснить разными выборками стран, которые использовали авторы в своих работах.

До сих пор, говоря о факторах ПИИ, мы не делали различия между развитыми и развивающимися странами. Но развивающиеся страны имеют более высокие уровни инфляции, слабые институты, низкие показатели развития. Тем не менее, они тоже успешно привлекают инвестиции, что говорит о многообразии факторов ПИИ. В работе Hsiao and Hsiao (2006) рассматривают восемь азиатских стран (Китай, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Таиланд), которые, хотя и являются развивающимися, но имеют стабильные уровни инфляции. Именно поэтому, в этом исследовании уровень инфляции не является важным фактором, влияющим на динамику ПИИ. Moosa and Cardak (2006) используют выборку из 138 стран, поэтому незначимость инфляции как фактора ПИИ здесь объяснить сложнее. Однако, на сегодняшний день исследований, в которых была бы обнаружена положительная связь между уровнем инфляции, ее волатильностью и притоком ПИИ не существует.

Роль прямых иностранных инвестиций в мировой экономике

Одним из способов получения дохода в условиях нынешней экономической ситуации являются прямые инвестиции в экономики других стран. Экономическая карта мира меняется, и мы видим конец эпохи индивидуальности и начало глобализации, когда многие страны становятся членами временных или же постоянных политических и экономических союзов.

Все это приводит к постоянному движению капиталов, инвестиций, информации, знаний и рабочей силы в таких союзах. В этой статье я предлагаю рассмотреть одно из явлений, возникшее благодаря более тесному объединению экономик стран и ставшему популярным во всем мире. Разговор пойдет о прямом иностранном инвестировании.

Что такое прямое иностранное инвестирование?

Итак, первым делом определение. Прямое иностранное инвестирование (ПИИ) – это вид вложений иностранного капитала в тот или иной инвестиционный проект внутри страны с развивающейся экономикой, характеризующийся контролем инвестора или его агентов за деятельностью организации-владельца проекта. Потребность в иностранных инвестициях характерна в основном для развивающихся стран, потому как позволяет им получить не только прибыль в бюджет, но и новые технологии.

Хорошим примером такого инвестирования является инвестор, желающий прироста своих накоплений и ищущий пути увеличения своего капитала. В процессе этого поиска этот инвестор выбирает какую-либо растущую компанию в другой стране и покупает ее акции. Таким образом и осуществляется прямое иностранное инвестирование. При этом таковым считается не только первоначальная покупка акций, но и последующие операции, проводимые инвестором с компанией.

Хотя примером послужили акции, но чаще всего инвестирование принимает другую форму – компания-инвестор открывает на иностранной территории дочернее предприятие, филиал или же совместную компанию. Рассмотрим подробнее каждую форму в отдельности:

  1. Дочерняя компания: при инвестировании в таком виде инвестору в собственность отходит более 50% акций компании (контрольный пакет);
  2. Создание филиала: происходит выкуп предприятия и переход его в собственность инвестора;
  3. Ассоциированная фирма: в собственность иностранного инвестора переходит не более 50% акций компании.

Стоит заметить, что контрольным пакетом акций далеко не всегда является 50 и более процентов. Эта цифра зависит от страны расположения компании или количества ее собственников. Инвестор, имеющий наибольшую долю акций, обладает решающее слово при определении вектора развития компании. Иногда даже бывает так, что владелец доли в пять процентов имеет решающее слово при управлении компанией.

Разделение инвестиций на портфельный или прямой тип проходит по границе в 10%: владение долей уставного капитала в размере менее 10% относится к портфельному типу инвестирования, а превышение этой величины переводит инвестиции в разряд прямых. Такое разделение оговорено международными организациями и принято во всем мире.

Прямыми инвестициями также можно назвать следующие способы вложений:

  • Формирование филиала компании на территории другой страны с нуля;
  • Превращение в дочернюю компанию/филиал покупкой или поглощением другой компании;
  • Покупка прав собственности на некоторые виды имущества: земля, природные богатства и прочее;
  • Передача интеллектуальной собственности во владение: технологии производства или ноу-хау;
  • Выкуп доли в уставном капитале компании посредством покупки акций или паев для контроля за ее деятельностью.

В итоге основная цель, к которой стремится владелец прямых иностранных инвестиций, это максимизация прибыли. Инвестор, стараясь подобрать более доходные варианты, всегда рассматривает наиболее динамичные отрасли, а если за границей есть предложения лучше имеющихся в его стране, то его деньги отправляются туда в виде прямых инвестиций. Такая форма размещения средств приносит обоюдною выгоду: стране и компании реципиентам дается новый толчок в наращивании темпов развития, а для инвестора увеличение доходности и диверсификацию капиталов.

Дополнительные ресурсы, полученные компанией в процессе прямого иностранного инвестирования, позволяют обновить ей основные фонды и провести модернизацию технологий. Это может привести к повешению конкурентоспособности продукта или даже созданию нового. Все это даст компании возможность нарастить свою доходность захватить большую долю рынка.

Для экономики прямые иностранные инвестиции становятся стимулом к росту и улучшению благосостояния страны в целом. Ее развитие ускоряется за счет роста производств, а благосостояние страны увеличивается за счет налоговых поступлений в бюджет. Для компаний инвесторов выгодной становится наращивание прибыли, диверсификация производственных и коммерческих рисков и снижение налогового бремени за счет более низкой ставки в странах-получателях инвестиций.

Стимулирование и страхование государством ПИИ

Так государство понимает ту значительную выгоду для себя из привлечения прямых иностранных инвестиций, то вполне естественно приложение усилий с его стороны для обеспечения их притока и создания безопасных условий. Поэтому стимулирование притока иностранных инвестиций государством осуществляется по нескольким направлениям:

  • Предоставление государственных гарантий. Осуществляется это за счет донесения до инвестора официальными лицами о лояльном отношении к нему законодательства страны и отсутствие преград для инвестирования. В некоторых странах для привлечения инвестиций даже может быть закреплена законодательно защита иностранного инвестора от политических рисков и стихийных бедствий.
  • Предоставление льгот для инвесторов. Могут быть налоговыми, административными, таможенными и т.д. (упрощенная процедура регистрации, низкая ставка налога, налоговые каникулы, отсутствие валютных ограничений и многое другое).
  • Страхование государством инвестиционных капиталов.
  • Содействие в процессах урегулирования споров и многое другое.

Кроме локального уровня, стимулирование ПИИ осуществляется и в международном формате. Для этого заключаются различные межгосударственные договоры и соглашения, направленные на улучшение климата инвестирования и упрощения самой процедуры, а также для урегулирования отношений между инвестором и объектом инвестиций.

Для облегчения процесса инвестирования также создаются международные фонды прямого инвестирования. Они становятся посредниками между пулом инвесторов и компаниями-реципиентами, уменьшая тем самым бремя инвестора по контролю за процессом инвестирования. Фонды эти закрытые и не публичные, так как информация об их действиях может вызвать волнения на рынках. Принимая от инвестора заранее согласованную сумму средств, компания направляет их в проекты с инвестиционным горизонтом в 5-10 лет.

Объектами инвестирования чаще всего становиться компании, имеющие продолжительную историю работы, большое количество постоянных клиентов и стабильную доходность. Таким компаниям инвестиции требуются для преодоления барьера, возникшего при развитии в виде недостаточности прибыли для совершения рывка вперед.

Инвесторы фондов прямых инвестиций обычно покупают ПАИ или акции внутри него, чтобы получить доход от вложений. После покупки у них есть возможность в случае необходимости продать свою долю фонда другому инвестору. Фонд для инвестирования такие инвестора выбирают тщательно, обращая внимание на следующие моменты:

  • Страна расположения этого фонда – политическая и социальная стабильность является положительным фактором для его выбора;
  • Текущее состояние экономики – стадия экономического цикла, проводимая налоговая политика и реформы, бюджет и баланс страны и многое другое из того, что влияет на рост благосостояния страны;
  • Репутация фонда и история его инвестиций – хорошие рекомендации от других инвесторов и большое количество успешных проектов фонда делают его привлекательным в глазах других.

Компаниям для получения денег от фонда прямых инвестиций необходимо предоставить ему пакет документов, подтверждающих текущие показатели:

  • Рентабельности;
  • Доходности;
  • Количества и качества персонала;
  • Глубины проникновения на рынке;
  • И многое другое.

Требования некоторых фондов к компаниям для размещения инвестиций могут быть весьма жесткими. В некоторых случаях они могут требовать, чтобы рентабельность компании была не ниже 40% и стабильное годовое увеличение капитализации компании в несколько раз.

В заключение могу сказать, что прямые иностранные инвестиции важны для обеспечения нормального функционирования и развития компаний, а также имеют важнейшее значение для финансового механизма в целом. Трудно подобрать альтернативу, способную оказывать такой же эффект на развитие компаний и дающую им возможность расширять свою область деятельности за пределами национальных рынков. Также рекомендую посмотреть видео по теме:

Прямые иностранные инвестиции

Привлечение капиталовложений в экономику государства является основой развития как отдельных предприятий или отраслей, так и всей страны в целом. Чем выше активность инвестиционного процесса, тем больше возможностей имеет государство для увеличения значения внутреннего валового продукта, наращивания товарооборота и обеспечения занятости населения. Прямые внешние инвестиции в современной экономике выступают фактором продвижения страны на мировые рынки, а также служат подтверждением благоприятного инвестиционного климата.

Сущность и виды ПИИ

Прямые иностранные капиталовложения являются одной из форм участия зарубежного капитала в каких-либо проектах на территории реципиента. Инвестиционный процесс подразумевает содействие двух сторон финансовых отношений. Источником инвестиций выступает зарубежный инвестор, а реципиентом – страна, принимающая зарубежный капитал.

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам:

  • по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ценные бумаги) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, ноу-хау, лицензии);
  • по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;
  • по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – прибыль от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Необходимость иностранных вложений

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру.

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

  • активизируют инвестиционный процесс в целом;
  • способствуют наращиванию материальной базы экономики;
  • обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;
  • стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;
  • ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;
  • помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является максимизация прибыли за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала.

Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков. Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования.

Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный рынок, ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики.

Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, маркетинг и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках.

Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой бизнес от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Формы инвестирования

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются:

  • инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или предприятие, которое будет находиться в 100% его собственности;
  • поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;
  • финансирование филиала, открытого за рубежом;
  • покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;
  • предоставление прав на нематериальные активы – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;
  • покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы:

  • филиал – 100% собственность инвестора;
  • дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;
  • ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным.

Факторы привлечения зарубежных инвестиций

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

Сам механизм инвестирования обычно затрагивает работу инвестиционных фондов, которые аккумулируют иностранные капиталы. Инвестор тщательно выбирает фонд, проводя особый анализ, учитывающий три фактора:

Политическая стабильность в стране. Важную роль играет не только стабильная политическая обстановка, но и эффективность политических технологий регулирования бизнеса. Законодательство государства-реципиента должно гарантировать инвестору его права и защищать его интересы.

Уровень развития экономики и макроэкономическая ситуация. Инвестор, вкладывая свой капитал, должен понимать, на какую прибыль он может рассчитывать. Он оценивает основные макроэкономические показатели страны, прогнозы развития ее отдельных отраслей и экономики в целом.

Опыт и репутация самого фонда.Работа инвестора и фонда должна отвечать принципу взаимовыгодных отношений. Инвестора интересует опыт работы фонда, прибыльность представляемых им проектов, примеры успешной работы. Фонд же желает работать с надежными и крупными инвесторами, стараясь размещать средства в выгодные проекты.

Контроль прямых зарубежных инвестиций

Значение иностранных капиталовложений в экономике современного государства возрастает, все чаще они имеют еще и политический оттенок, поэтому требуют регулирования и контроля на международном и национальном уровне.

Национальное регулирование инвестиций, поступающих из-за рубежа, основывается на традиционных правовых институтах, однако последнее время правительства многих стран выступают за создание специальных законов, кодексов и других нормативных положений, регулирующих данные вопросы. В основе таких законодательных актов при их разработке должны быть учтены условия инвестирования в принимающей капитала стране, а также выполнение правовых гарантий для инвесторов.

Регламентирование зарубежных инвестиций на национальном уровне содержит:

  • государственные гарантии: отсутствие дискриминации по отношению к местным инвесторам, наличие защитных механизмов от рисков политического характера, природных бедствий, гарантия свободного вывоза прибыли;
  • право на использование льготных режимов: лояльный налоговый режим, льготы таможенного и иного административного характера;
  • обеспечение страхования инвестиций;
  • создание правовой базы для быстрого и справедливого разрешения инвестиционных споров;
  • исключение повторного налогообложения.

В России реализация проектов с участием иностранных инвестиций регулируется законодательно, кроме того, выделен орган, занимающийся разработкой политики страны в сфере инвестиций – Министерство развития экономики РФ. Специальные структуры есть и на региональном уровне.

Международное регулирование внешних инвестиций включает в себя свод специальных соглашений межгосударственного уровня, который регламентирует отношения в процессе инвестиционного процесса с частным капиталом. Правовой режим в таком виде может действовать на двусторонней основе и регулировать отношения двух отдельно взятых государств, а также быть многосторонним.

Двустороннее соглашение о регулировании иностранных инвестиций – это соглашение, заключаемое между двумя государствами, которые предоставляют свой правовой режим для инвестиций второй стороны. В этом случае, государства «обмениваются» инвестициями в экономику друг друга. Вместе с соглашением об инвестициях принимается положение об их защите, а также порядок урегулирования всех возможных споров в этой сфере сотрудничества.

Основу международного режима регулирования вложений средств в экономику других стран составляют многосторонние договоры, носящие универсальный характер. Все соглашения, относящиеся к этой группе, заключены в рамках международных организаций, таких как МВФ, ЮНКТАД, МБРР и других. В границах Европейского союза дополнительно действует свое многостороннее соглашение, заключенное еще в середине прошлого века. Римский договор 1957 года является примером регулирования инвестиций на национальном уровне с учетом нескольких сторон.

В связи с востребованностью инвестиций других государств в развитие экономики многие страны стремятся присоединиться к уже действующим соглашениям, а также разработать национальную систему регулирования капиталовложений из-за рубежа. Так как многосторонние кодексы международного уровня считаются универсальными, создание отдельных институтов права в конкретной стране бывает нецелесообразным. Действующие документы дорабатываются и изменяются и в настоящее время в связи с изменениями политической и экономической обстановки в мире.

Согласно проведенным исследованиям UNCTAD и ОЭСР прямые внешние инвестиции предполагают:

  • положительный эффект от иностранного инвестирования достигается только при четко сформулированной и отработанной программе государства. Такая программа предполагает грамотное взаимодействие с инвестором и эффективную политику по привлечению инвестиций;
  • отсутствие грамотной политики в вопросе привлечения иноземного капитала может негативно отразиться на конкурентоспособности и экономическом росте страны на мировой арене;
  • для наиболее положительного влияния иностранных вложений на прогресс экономики страны, средства должны быть вложены в отрасли с высокой степенью конкуренции.

Таким образом, принимающая сторона определяет эффективность иностранных инвестиций на основе стимулирования или торможения конкуренции в отраслях хозяйствования.

Оценка притока инвестиций на конкурентоспособность принимающей страны позволяет сделать такие выводы:

  • действия страны-реципиента определяют степень эффективности инвестиций. Политика страны должна быть направлена на рост прозрачности экономики, рост уровня конкуренции, повышение свободы финансовых институтов и снижение бюрократизации экономики;
  • грамотная инвестиционная программа стимулирует содействие иностранных и национальных бизнесов;
  • положительный эффект инвестиций достигается благодаря долгосрочным инвестициям. Краткосрочно вложений капитал наоборот негативно влияет на экономику и стимулирует финансовую неустойчивость страны.

Источники: http://vuzlit.ru/815805/obzor_literatury, http://tempofox.com/rol-pryamykh-inostrannykh-investitsij-v-mirovoj-ekonomike/, http://utmagazine.ru/posts/7824-pryamye-inostrannye-investicii

Комментировать
0
123 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев