Фз об иностранных инвестициях инвестиционной

СОДЕРЖАНИЕ
0
181 просмотров
29 января 2019

ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование

Для эффективного развития подавляющее большинство развитых стран приветствуют привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, в свою экономику. Российская Федерация в этом отношении — не исключение.

Законодательное регулирование иностранного капитала в РФ

Россия, как и другие государства, проводит политику регулирования притока капитала иностранного происхождения в основном в сферы стратегических отраслей экономики (военную промышленность, например), в остальном предоставляя иностранным предпринимателям (инвесторам) широкие возможности для производимых ими вложений, подкрепленные рядом законодательно установленных гарантий их сохранности.

Основополагающим законом, регулирующим права иностранных предпринимателей на вложения и получение прибыли от них, а также условия ведения бизнеса в РФ, является ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно гражданскому законодательству нашей страны (ГК РФ, ст. 2), его нормы прямо распространяются и на правоотношения, связанные с коммерческой деятельностью юридических лиц и граждан иностранных государств, с учетом ограничений, установленных ФЗ о иностранных инвестициях.

Этот закон регулирует практически все отношения, связанные с предоставлением и сохранением прав иностранного капитала при осуществлении инвестиций (то есть при внесении капитала в какой-либо бизнес-объект, расположенный на территории России). Это внесение может быть сделано в виде денег, ценных бумаг (см. Рынок ценных бумаг – все намного глобальнее), прав на интеллектуальную деятельность (выраженных в денежном эквиваленте), а также услуг и информации.

Важно: в отношении вложения капитала в кредитные, страховые организации, а также в некоммерческую деятельность, нормы указанного закона не действуют.

Зарубежные инвестиции: виды и особенности

Как осуществляются иностранные инвестиции в РФ

Согласно ФЗ-160 об иностранных инвестициях они могут осуществляться через:

  • Создание совместных предприятий;
  • Приобретения иностранным капиталом предприятий, недвижимости (за рядом исключений), акций, долей и облигаций;
  • Создания предприятий, принадлежащих иностранцам в полном объеме;
  • Предоставление других имущественных прав, займов, кредитов.

Наша страна применяет принцип национального режима для инвесторов из-за рубежа (то есть регулирует их деятельность так же, как и отечественных предпринимателей), но с учетом особенностей, установленных в целях безопасности государства.

Виды разрешенных инвестиций в экономику РФ

Иностранные инвестиции: ФЗ-160 определяет их как принадлежащие иностранному юридическому или физическому лицу (гражданину) капиталы, имеющие целью получение прибыли от вложения в экономику другого государства (в данном случае — РФ).

ФЗ об иностранных инвестициях в РФ подразделяет инвестиции на:

На нашем ресурсе Вы можете подробней узнать о прямых и портфельных инвестициях.

Прямые инвестиции, в свою очередь, это один из вариантов деятельности иностранного предпринимательства:

  • Покупка не менее 1/10 доли (части или вклада) в хозяйственное общество на территории нашего государства, существующего или вновь создаваемого;
  • Деятельность по предоставлению финансовой аренды (лизинга);
  • Вложения в создаваемые филиалы иностранных компаний.

Согласно ФЗ иностранные инвестиции портфельного типа, это:

  • Приобретение акций предприятий в объеме, не дающем права контролировать их деятельность;
  • Покупка облигаций и ценных бумаг государства;
  • Участие в деятельности валютно-финансовых организаций с международным капиталом.

Отдельным видом вложения капитала иностранного происхождения считаются реальные инвестиции, представляющие вложения в строительство недвижимости, землю, оборудование, а также оборотный капитал.

Значение притока инвестиций в экономику РФ

Важное значение для стимулирования притока иностранного капитала имеет решение двойственной проблемы: первая из которых состоит в том, чтобы определить те сферы экономики, куда приток его должен быть существенно снижен, и вторая — в каких формах приток необходимо поощрять.

Прямые инвестиции из-за рубежа способствуют росту производительности и состоянию техвооруженности отечественных предприятий, поскольку инвестируя капитал, зарубежный бизнес чаще всего приносит с собой обновленные технологии, эффективные методы организации производства и выход с продукцией на мировой рынок. Даже в случае, если товар будет реализовываться на внутреннем рынке, это также способствует росту экономики страны.

При портфельных вложениях инвестор заинтересован, прежде всего, не в руководстве предприятием или компанией, а в получении дивидендов в будущем. Оба вида вложений в итоге благоприятны для российской экономики при условии, что осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

Гарантии для инвесторов в российскую экономику

Осуществляя вложения в экономику иностранного государства, инвестор должен иметь уверенность в том, что его права как субъекта экономических правоотношений будут должным образом защищены. Этому способствуют гарантии, предоставляемые законодательством страны-реципиента (принимающей капитал страны).

По ФЗ-160: закон об иностранных инвестициях, в РФ предусмотрены следующие гарантии иностранным предпринимателям:

  • Правовая защита прав и интересов (например, компенсирование убытков, полученных в результате незаконных действий госорганов);
  • Возможность использования разнообразных форм и видов вложений;
  • Гарантии сохранения прав и обязанностей при переходе собственности или капитала от иностранного инвестора к какому-либо еще лицу (в соответствии с ГК РФ);
  • Гарантирование выплат компенсаций, в случае реквизиций (или национализации) предприятий, а также на случай изменения законов;
  • На разрешение споров, возникающих при ведении предпринимательства в РФ;
  • Гарантии вывода за рубеж законно полученных средств и имущества;
  • Права инвестора на приобретенные ценные бумаги и на участие в приватизации;
  • Возможность приобретения земельных участков, другой недвижимости.

Кроме гарантий зарубежным инвесторам предоставляются законные льготы на уплату таможенных платежей, при осуществлении ими приоритетных инвест-проектов (чья цена от 1 млрд. рублей в совокупности). Также льготы по налогообложению вправе устанавливать местные органы власти при реализации совместных проектов.

Необходимо сказать, что, согласно законодательству об иностранных инвестициях в Российской Федерации: ФЗ-160, ФЗ-57, и нормам ГК РФ, приток капитала из-за рубежа ограничивается в отраслях, связанных с национальными богатствами РФ (леса, промысел рыбы и т. д.), инфраструктуре (энергосети, дороги), телекоммуникациях, а согласно 57–ФЗ О порядке осуществления иностранных инвестиций, установлено 45 видов деятельности, носящих cтратегический характер, куда ограничен доступ иностранному капиталу.

Практика аналогичных ограничений распространена повсеместно в международной инвестиционной деятельности и продиктована, прежде всего, соображениями государственного суверенитета и безопасности.

Изменения в законодательстве РФ об иностранных инвестициях

1 июня 2018 был официально опубликован Федеральный закон №122 от 31 мая 2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия «иностранный инвестор» (далее – ФЗ-122).

В частности, было изменено законодательное определение понятия «иностранный инвестор», содержащееся в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – ФЗ-160). Так, предыдущая редакция этого акта содержала норму, в соответствии с которой иностранными инвесторами могли быть признаны:

  1. Иностранные юридические лица;
  2. Иностранные структуры без образования юридического лица (далее – ИСБОЮЛ);
  3. Граждане иностранных государств;
  4. Лица без гражданства, проживающие за пределами территории РФ;
  5. Международные организации.

В редакции ФЗ-122 были сделаны уточнения, согласно которым иностранными инвесторами могут признаваться:

  1. Иностранные юридические лица, за исключением контролируемых гражданами РФ или российскими юридическими лицами;
  2. ИСБОЮЛ, за исключением контролируемых гражданами РФ или российскими юридическими лицами;
  3. Граждане иностранных государств, за исключением тех граждан, которые также имеют и гражданство РФ помимо иностранного;
  4. Лица без гражданства, проживающие за пределами территории РФ;
  5. Международные организации.

Контролируемыми лицами для целей законодательства РФ об иностранных инвестициях признаются следующие иностранные организации или ИСБОЮЛ:

  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 50 % голосов по акциям;
  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право распоряжаться менее чем 50 % голосов по акциям, но соотношение его доли с долями других акционеров таково, что гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет возможность определять решения контролируемого лица;
  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет полномочие определять принимаемые контролируемым лицом решения, в том числе связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • в отношении которых гражданин РФ или российское юридическое лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган или более 50 % состава коллегиального исполнительного органа;
  • в отношении которых российское юридическое лицо является управляющей компанией.

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством лица, признаваемые иностранными инвесторами, могут пользоваться рядом гарантий при осуществлении инвестиционной деятельности на территории РФ, в частности:

  • Правовая защита инвестиционной деятельности (в т.ч. возмещение убытков, причиненных государственными органами);
  • Возможность осуществлять инвестиции в любой форме, не запрещенной гражданским законодательством РФ;
  • Возможность передавать права и обязанности инвестора другому лицу;
  • Возможность получить компенсацию при национализации или реквизиции имущества иностранного инвестора в размере его стоимости и компенсацию иных возникших в этой связи убытков;
  • В случае, если имели место неблагоприятные для иностранного инвестора изменения налогового законодательства РФ (в частности, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на иностранного инвестора), то такие изменения не применяются в отношении иностранного инвестора в течение срока окупаемости его инвестиционного проекта, но не более семи лет;
  • Возможность приобретения недвижимого имущества на территории РФ и ценных бумаг российских эмитентов;
  • Возможность свободного распоряжения доходами от инвестиций на территории РФ;
  • Возможность беспрепятственного вывоза инвестированного ранее имущества за пределы территории РФ;
  • Возможность участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества на территории РФ;
  • Возможность получения льгот, предусмотренных законодательством РФ о таможенном деле и налоговым законодательством.

Таким образом, на иностранные организации и ИСБОЮЛ, контролируемые гражданами РФ и/или российскими юридическими лицами, не распространяются перечисленные выше гарантии законодательства РФ об иностранных инвестициях. Данные изменения вступают в силу через 10 календарных дней после официального опубликования ФЗ-122, а именно 12 июня 2018 г.

Российское законодательство об иностранных инвестициях

Правовую основу регулирования инвестиционных отношений определяют нормы Конституции РФ. Статья 19 Конституции РФ содержит положение о том, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, Конституция РФ предусматривает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 1 и 3 ст. 35). Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).

К источникам регулирования иностранных инвестиций можно отнести в широком смысле слова все общие нормативные акты федерального уровня, так или иначе регулирующие экономическую деятельность вообще и инвестиционную – в частности. В связи с этим в круг источников входят прежде всего ГК РФ, Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», налоговое, валютное, таможенное и иное законодательство.

В системе специальных нормативных актов, регулирующих прямые иностранные инвестиции, центральное место занимают федеральные законы: от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», от 25.02.1999 № 39-ΦЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений), от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон о соглашениях о разделе продукции), от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», а также Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Закон об иностранных инвестициях – единственный федеральный закон, полностью и исключительно посвященный регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом.

Все другие федеральные законы имеют иную сферу регулирования, в чем-то совпадающую со сферой регулирования инвестиционных отношений, в чем-то – нет, отличаясь как по предмету, так и по субъектам регулирования. Так, Закон о соглашениях о разделе продукции, хотя и посвящен регулированию отношений, которые на практике чаще всего складываются именно с участием иностранного капитала (разработка месторождений минерального сырья на условиях раздела добытой продукции между государством и инвестором), тем не менее распространяет свое действие и на российских инвесторов, т.е. устанавливает равные условия для заключения подобных соглашений как с российскими, так и с иностранными инвесторами.

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений”» в указанный закон об инвестиционной деятельности были включены нормы, распространяющие действие одной из государственных гарантий, предусматриваемых для иностранных инвесторов, на национальных инвесторов. Согласно внесенному изменению, в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные акты, то они не применяются в течение сроков, указанных в ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов или для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами. Закон обеспечивает защиту национальных интересов Российской Федерации и в то же время создает условия для формирования в государстве предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.

Как общее правило установлено, что иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории России, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 2 ст. 2).

Закон требует предварительного согласования сделок, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых указанные субъекты приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр или разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ч. 3 ст. 2).

Положения этого Закона применяются также к сделкам и соглашениям, совершенным за пределами территории Российской Федерации, если такие сделки и соглашения влекут за собой последствия, указанные выше. Закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Российская Федерация (ч. 5, 6 ст. 2).

Под «контролем иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение», подразумевается возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании акционеров такого хозяйственного общества, путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким хозяйственным обществом договора об осуществлении в отношении него функций управляющего или подобного соглашения, а также возможность иностранного инвестора или группы лиц прямо или косвенно распоряжаться 25 и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения, либо право иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган или 25 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества, или безусловная возможность иностранного инвестора или группы лиц избирать 25 и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества (п. 3 ч. 1 ст. 3).

Совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок, оформляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, и имеющего определенный срок действия (ч. 1 ст. 4).

Закон определяет виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. К ним относятся 42 вида деятельности, в частности различные виды деятельности в области ядерной энергетики, разработка, производство и торговля вооружением и военной техникой, разработка, производство, распространение и обслуживание шифровальной техники, космическая деятельность, некоторые виды деятельности в области связи, теле- и радиовещания, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добыча водных биологических ресурсов и др. (ст. 6).

Сделки, совершенные с нарушением требований данного Закона, ничтожны (ч. 1 ст. 15). Действие Закона не распространяется на сделки, совершенные до дня вступления его в силу (ч. 2 ст. 16).

Остальные федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях в силу наличия в них определенного числа правовых норм, устанавливающих специфическое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К ним, в частности, относятся федеральные законы: от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», а также Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и др. Так, Закон об иностранных инвестициях прямо указывает, что регулирование вложений иностранного капитала в кредитные и страховые организации является прерогативой законодательства о банковской и страховой деятельности. В соответствии с законами об организации страхового дела и о банках и банковской деятельности установлена квота участия иностранного капитала в страховой и банковской деятельности на территории России, ограничены права организаций с иностранными инвестициями на занятие отдельными видами банковских и страховых операций и применены другие ограничительные меры.

Среди источников, которые специально посвящены регулированию иностранных инвестиций, значительное место занимают подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств. В качестве примера назовем лишь некоторые из них: Указ Президента РФ от 26.02.1993 № 282 «О создании международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков», постановление Правительства РФ от 20.11.1999 № 1272 «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа “С”», постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1141 «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России», постановление Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений», письмо Федеральной таможенной службы РФ от 28.05.2012 № 23-20/26488 «О применении Решения Комиссии Таможенного союза», приказ ЦБ РФ от 23.04.1997 № 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» и др.

Источники: http://tv-bis.ru/investitsionnoe-pravo/151-fz-ob-inostrannyih-investitsiyah-v-rossiyskoy-federatsii.html, http://int.gestion.ru/news/offshore/izmeneniya-v-zakonodatelstve-rf-ob-inostrannykh-investitsiyakh/, http://studme.org/68142/pravo/rossiyskoe_zakonodatelstvo_inostrannyh_investitsiyah

Комментировать
0
181 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно