Иностранные инвестиции и цели притока

СОДЕРЖАНИЕ
0
28 просмотров
29 января 2019

2. Основные преимущества притока иностранных инвестиций

Существует принципиальная точка зрения, что иностранные инвестиции выгодны не только инвестору, но и экономике капиталопринимающей страны (страны-донора).

Использование иностранных капиталовложений позволяет:

получить доступ к передовым технологиям и методам управления;

противодействовать увеличению внешнего долга государства, предоставляя средства для его погашения;

стимулировать развитие собственных производительных сил общества;

способствовать эффективному производству и подъему экономики, ее интеграции в мировую экономическую систему вследствие производственной и научно-технической кооперации.

К косвенным преимуществам иностранных инвестиций относятся:

привлечение новых технологий, оборудования и «ноу-хау»;

возможность подготовить кадры специалистов, управленцев и предпринимателей, владеющих современными технологиями управления и организации производства;

активизация экспортного потенциала страны-донора;

развитие ресурсов регионов.

Увеличению притока в Россию иностранного капитала мешают прежде всего:

— нестабильность экономической и социально-политической обстановки в стране;

— один из самых высоких в мире уровень налогообложения предприятий;

— продолжающийся пятый год общеэкономический кризис с его основными чертами (сокращение производства, рост безработицы, высокая инфляция и т.п.);

— низкий уровень развития многих элементов инфраструктуры;

— нестабильность обменного курса и высокая инфляция.

Однако помимо этих общих причин притоку иностранного капитала в Россию мешают более узкие, во многом субъективные причины:

— слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования:

— несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций;

— недостаточная ясность с правами собственности в России (на землю, на принадлежащие местному партнеру фонды, на приватизируемые объекты);

— затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности;

— незначительные инвестиционные льготы; — недостаточная защита от политических и экономических рисков;

— низкий уровень защиты интеллектуальной собственности. В целом можно сделать вывод, что существующий механизм привлечения иностранного капитала в России недостаточно разработан. И хотя основными препятствиями для радикального увеличения притока иностранных инвестиций являются экономическая, политическая и социальная нестабильность в стране и экономический кризис, однако совершенствование механизма привлечения иностранного капитала мсйкет заметно увеличить этот приток. Поэтому иностранный опыт регулирования и привлечения иностранного предпринимательского капитала представляет большой интерес. Значительный объем производства многих современных товаров и услуг на душу населения, высокий уровень образования населения, культурные традиции подводят нас к заимствованию необходимого опыта прежде всего в наиболее близких нам по уровню экономического развития и культуре государствах Запада, хотя это, конечно, не означает пренебрежение к опыту Китая, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

Масштабное и интенсивное привлечение иностранных производственных инвестиций напрямую зависит от уровня эффективности их осуществления в материальном секторе экономики.

Можно выделить два основных фактора, влияющих на конечный результат производственных инвестиций: привлекательность инвестиционного проекта и качество его реализации.

Иностранные компании при рассмотрении возможностей и в процессе организации промышленного производства в России, в том числе в сфере строительства, сталкиваются с дополнительными рисками, требующими увеличения приемлемой для них норму прибыли. К наиболее существенным можно отнести: риск, связанный с нестабильностью хозяйственного законодательства и условий инвестирования: неполнота или неточность информации об уровне и динамике технико-экономических показателей, финансовом положении предприятий-реципиентов капитала; неопределенность целей, интересов и поведения партнеров на внутреннем рынке.

Привлекательность инвестиций в реальный сектор снижается также из-за слабой координации между налогообложением товаров местного производства и ставками таможенных пошлин на импортируемые товары. Очевидно, что когда цена товара (с учетом налогообложения), произведенного в России, выше, чем стоимость такого же товара, ввезенного из-за рубежа, осуществление инвестиций будет нецелесообразным.

Факторы, сдерживающие приток иностранных инвестиций, и пути их устранения

Приток иностранного капитала в любую страну и эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике все больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность российского общества.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

— высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

— неуступчивость российских партнеров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

— неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость, и особенно нестабильность, законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений. Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объема капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.

В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.

После президентских выборов 1996 г. в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах, и сумма индексов всех стран принимается равной 100%. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании Коряковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инветсиций в российскую экономику/Коряковский Д.Г.//Финансы и кредит. — 2007. — №10. — С.70 — 80.

Стремление России интегрироваться в мировое экономическое хозяйство приводит к возможности относительно свободного перемещения иностранного капитала. В сегодняшней ситуации проблема его привлечения в нашу страну стоит весьма остро. Ряд отраслей отечественной промышленности испытывает инвестиционный голод, поэтому приток капиталов, как российских, так и из-за рубежа, может дать импульс для выхода из кризисного состояния, стимулировать деловую активность на внутреннем рынке, повысить конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. Иностранные предприниматели проявляют немалый интерес к российской экономике. Россия имеет богатые месторождения природного сырья, сравнительно дешевые энергетические ресурсы, квалифицированные трудовые ресурсы при относительно низкой стоимости рабочей силы, очень емкий внутренний рынок. По данным Министерства внешнеэкономических связей России, наиболее привлекательными регионами для иностранных инвесторов являются: Москва, Тюменская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Хабаровский край, Нижегородская область.

Очень серьезная проблема в области налогов — риск двойного налогообложения. Когда государства и их деловые круги вкладывают свои денежные средства в экономику других стран, предоставляют другим государствам кредиты, получая при этом дивиденды и проценты. Такое взаимодействие предполагает оплату товаров и услуг, предоставление и возврат кредитов. Если получатель доходов находится, живет и работает в одной стране, а получает доходы из других стран, то и в своей, и в других странах он может попадать под действие налоговых законов, вследствие чего с одного и того же дохода налоги могут взиматься в двух и более странах. Так и возникает двойное налогообложение. Очевидно, что такое двойное налогообложение снижает заинтересованность предприятий, организаций в осуществлении деятельности за пределами своей страны.

Российская Федерация заключила ряд межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения. Она также признала и выполняет все подобные договоры, заключенные в свое время Советским Союзом и РСФСР с иностранными государствами.

Глубокий кризис конца лета 1998г. привел к изменению положения с иностранными инвестициями в России. Между тем, по имеющимся оценкам, в настоящее время собственные средства российских предприятий составляют не более одной четверти от того объема инвестиционных потребностей, которые, как предполагается, предстоит удовлетворить по мере перехода российской экономики к росту. Основными составляющими инвестиционной политики преуспевающих стран являются: во-первых, последовательная либерализация ограничений и запретов при сохранении внутренней стабильности, исходя из политических и экономических интересов; во-вторых, отраслевое регулирование размещения прямых инвестиций с целью не допустить усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления, что создает предпосылки для оптимизации экономической структуры.

Инвестиционный режим современной России все еще сильно отличается от общепринятых международных норм и правил регулирования капитальных вложений. Кроме того, серьезными ограничителями развития инвестиционной деятельности в России являются широко распространенные негативные факты криминализации экономики, бюрократического произвола и др. Правовая основа РФ нуждается в серьезном улучшении. В настоящее время в России эффективность специального национального законодательства об иностранных инвестициях, которое должно направить деятельность иностранных инвесторов в желаемое для государство русло, как показывает отечественная практика, оказалась незначительной. Например, если проанализировать содержание многих нормативных документов регулирующих деятельность иностранного инвестора в РФ, то можно убедиться, что по ряду аспектов они нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах, в том числе и однотипных с Россией государствах с переходной экономикой. К тому же в РФ механизмы их применения, как правило, недостаточно отработаны. Зафиксированные в них нормы слабо подкрепляются подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает путаницу и снижает эффективность создаваемой правовой базы.

Немаловажное значение имеют неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов. Среди них можно отметить многоступенчатость процедуры получения разрешения, а также многочисленность и подробность пунктов заявки на получение разрешения. К неформальным ограничениям следует отнести и бюрократизацию регулирования последующей деятельности иностранной компании в стране, предоставления кредитов и др. Все это усугубляет положение, создаваемое для иностранных предпринимателей сравнительно незначительными официальными ограничениями.

Взятые в целом ограничения для иностранных инвесторов ухудшают инвестиционный климат России. Сложившийся в настоящее время режим регулирования капитальных вложений не соответствует общемировым правилам и не поощряет иностранных инвесторов к освоению российского рынка. Для выправления создавшегося положения, прежде всего, требуется упорядочить законодательство в данной сфере.

Общий порядок регулирования иностранных инвестиций, исходя из мировой практики, должен предусматривать либерализацию инвестиционного режима и переход к единообразным правилам и нормам. Для решения задачи масштабного направления капитала, в том числе и иностранного, в реальный сектор производства наряду с укреплением банковской системы РФ следует приступить к созданию других инструментов, чтобы сформировать в России полноценную инфраструктуру инвестиций.

Основные преимущества притока иностранных инвестиций

2. Основные преимущества притока иностранных инвестиций

Существует принципиальная точка зрения, что иностранные инвестиции выгодны не только инвестору, но и экономике капиталопринимающей страны (страны-донора).

Использование иностранных капиталовложений позволяет:

· получить доступ к передовым технологиям и методам управления;

· противодействовать увеличению внешнего долга государства, предоставляя средства для его погашения;

· стимулировать развитие собственных производительных сил общества;

· способствовать эффективному производству и подъему экономики, ее интеграции в мировую экономическую систему вследствие производственной и научно-технической кооперации.

К косвенным преимуществам иностранных инвестиций относятся:

· привлечение новых технологий, оборудования и «ноу-хау»;

· возможность подготовить кадры специалистов, управленцев и предпринимателей, владеющих современными технологиями управления и организации производства;

· активизация экспортного потенциала страны-донора;

· развитие ресурсов регионов.

Увеличению притока в Россию иностранного капитала мешают прежде всего:

— нестабильность экономической и социально-политической обстановки в стране;

— один из самых высоких в мире уровень налогообложения предприятий;

— продолжающийся пятый год общеэкономический кризис с его основными чертами (сокращение производства, рост безработицы, высокая инфляция и т.п.);

— низкий уровень развития многих элементов инфраструктуры;

— нестабильность обменного курса и высокая инфляция.

Однако помимо этих общих причин притоку иностранного капитала в Россию мешают более узкие, во многом субъективные причины:

— слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования:

— несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций;

— недостаточная ясность с правами собственности в России (на землю, на принадлежащие местному партнеру фонды, на приватизируемые объекты);

— затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности;

— незначительные инвестиционные льготы; — недостаточная защита от политических и экономических рисков;

— низкий уровень защиты интеллектуальной собственности. В целом можно сделать вывод, что существующий механизм привлечения иностранного капитала в России недостаточно разработан. И хотя основными препятствиями для радикального увеличения притока иностранных инвестиций являются экономическая, политическая и социальная нестабильность в стране и экономический кризис, однако совершенствование механизма привлечения иностранного капитала мсйкет заметно увеличить этот приток. Поэтому иностранный опыт регулирования и привлечения иностранного предпринимательского капитала представляет большой интерес. Значительный объем производства многих современных товаров и услуг на душу населения, высокий уровень образования населения, культурные традиции подводят нас к заимствованию необходимого опыта прежде всего в наиболее близких нам по уровню экономического развития и культуре государствах Запада, хотя это, конечно, не означает пренебрежение к опыту Китая, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

Масштабное и интенсивное привлечение иностранных производственных инвестиций напрямую зависит от уровня эффективности их осуществления в материальном секторе экономики.

Можно выделить два основных фактора, влияющих на конечный результат производственных инвестиций: привлекательность инвестиционного проекта и качество его реализации.

Иностранные компании при рассмотрении возможностей и в процессе организации промышленного производства в России, в том числе в сфере строительства, сталкиваются с дополнительными рисками, требующими увеличения приемлемой для них норму прибыли. К наиболее существенным можно отнести: риск, связанный с нестабильностью хозяйственного законодательства и условий инвестирования: неполнота или неточность информации об уровне и динамике технико-экономических показателей, финансовом положении предприятий-реципиентов капитала; неопределенность целей, интересов и поведения партнеров на внутреннем рынке.

Привлекательность инвестиций в реальный сектор снижается также из-за слабой координации между налогообложением товаров местного производства и ставками таможенных пошлин на импортируемые товары. Очевидно, что когда цена товара (с учетом налогообложения), произведенного в России, выше, чем стоимость такого же товара, ввезенного из-за рубежа, осуществление инвестиций будет нецелесообразным.

3. Причины ввоза капитала

Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.

Позитивными причинами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются:

• масштабы рынка, насчитывающего почти 150 млн. потенциальных потребителей; наличие относительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы;

• начавшийся экономический рост;

• сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;

• осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;

• дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.

Так, налоговая система Российской Федерации содержит меры, направленные на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности. В частности, налоговым законодательством установлены сроки вступления в силу федеральных законов, актов законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местной власти, что исключило их вступление в силу задним числом.

Кроме того, Налоговым кодексом (часть первая), определено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты законодательства, смягчающие его, обратную силу имеют.

С целью повышения уровня стабильности инвестиционного процесса также установлено: ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентного абсолютного значения; национальная система преференций пересматривается не чаще, чем один раз в год, а изменения вступают в силу не ранее, чем через 90 дней после их официального опубликования. Несмотря на некоторые позитивные шаги, в целом инвестиционный климат остается неблагоприятным, что предопределяется следующими факторами. Прежде всего, имеет место значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает участие государства в инвестиционном процессе.

Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе в итоге не стимулирует иностранного инвестора в финансировании развития реального сектора экономики.

Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.

Кроме того, неблагоприятное состояние инвестиционного климата предопределяется: значительными, размерами неплатежей, высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции; значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток прямых иностранных инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (25%) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики.

Состояние инвестиционного климата усугубляется низкими темпами реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом собственных капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства выживших после финансового кризиса банков.

В инвестиционном процессе практически не задействована банковская система. Банки не решаются идти на высокие инвестиционные риски, в том числе при покупке имущества лизинговыми компаниями. Затраты на его покупку лизингодателями в январе-июне составили 396 млн. руб., а их доля в объеме инвестиций — всего 0,1%.

Улучшению инвестиционного климата будет способствовать создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий. Такое структурное подразделение может быть создано в составе Российского банка развития. Банк развития, контрольный пакет акций которого будет принадлежать государству, является специализированной финансовой структурой, предназначенный аккумулировать средства внутренних и внешних источников для развития реального сектора экономики.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно осуществить меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются:

— отмена действующего ограничения (50%) по налогообложению реинвестируемой прибыли. Реализацию этой льготы следовало бы осуществлять путем предоставления инвестиционного налогового кредита на платной, возвратной и конкурсной основе части прибыли, освобождаемой от налогообложения;

— введение «налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий, внедряющих принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения;

— освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;

— введение для целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.

Улучшению инвестиционного климата способствовало бы также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.

В этой связи актуальной является задача создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.

Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов. На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сегодня сказывается регионализация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.

Совершенствование инвестиционного климата предопределяет необходимость:

1) улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);

2) развития системы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;

3) развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;

4) проведения реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;

5) введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.

Активизации инвестиционного процесса будет способствовать предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств с целью расширения источников финансирования, участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами, применение механизма санаций и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.

Таким образом, в целом инвестиционной климат российской экономики остается неблагоприятным. В связи с высоким уровнем конкуренции на мировых рынках капиталов, дефицитом накоплений в российской экономике нужны последующие меры, направленные на его улучшение. Перечисленные меры, наряду с достижением в стране экономической и политической стабильности, позволят повысить рейтинг России и доверие западных инвесторов, снизить риски вложения инвестиций.

4. Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций

Инвестиционный климат – это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность »правил игры».

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

· высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;

· сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

· неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

· резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);

· неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда).

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.

Таким образом, в ходе исследования автор пришел к следующим выводам. Иностранные инвестиции оказывают значительное воздействие на состояние государственных финансов. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным. На основе анализа тенденций развития международных экономических процессов можно сказать, что непосредственное воздействие иностранных инвестиций на государственные финансы путем внешних заимствований постепенно снижается. В то же время, особое значение приобретает механизм косвенного воздействия, который осуществляется путем инвестирования реального сектора экономики и последующего перелива капитала.

Приток иностранного капитала в Россию значительно сократился в связи с кризисом 2008 г. На сегодняшний день иностранные инвестиции в России являются одним из главных источником финансирования бюджетного дефицита (кредиты иностранных государств и международных организаций, облигационные займы). С другой стороны, иностранный капитал пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемы наиболее велики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране, наличием большого количества инвестиционных рисков (правовых, инфляционных, криминальных и др.). То есть, чтобы способствовать увеличению государственных доходов за счет перелива капитала, Правительству необходимо выработать четкий механизм инвестиционной политики, а также предпринять определенные шаги для улучшения инвестиционного климата. Анализируя возможные варианты инвестиционной политики, можно выделить первостепенные мероприятия, которые должны быть осуществлены. Это систематизация законодательной базы, касающейся иностранных инвестиций, определенные меры по борьбе с коррупцией, предоставление налоговых льгот иностранным инвесторам.

Правительством РФ были сформулированы основные направлениями федеральной инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России:

­ совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности иностранных инвесторов с учётом стратегических интересов РФ;

­ стимулирование благоприятной для России отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций;

­ активное участие в международном регулировании прямых иностранных инвестиций;

­ развитие политики привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы, включая вопросы координации регулирования прямых иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровне;

Можно предположить, что для осуществления деятельности по указанным направлениям Правительству будет необходимо провести следующий комплекс мер:

­ формулировка базовых принципов политики привлечения прямых иностранных инвестиций;

­ разработка принципов и подходов стимулирования инвесторов;

­ разработка приоритетов привлечения прямых иностранных инвестиций (структурные, отраслевые, региональные, геополитические);

­ создание системы страхования инвестиционных рисков;

­ законодательная поддержка привлечения прямых иностранных инвестиций.

Заинтересованность в привлечении инвестиций из-за рубежа вынуждает создавать систему льгот и гарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами. При формировании специфических стимулов инвестирования необходимо предусмотреть выполнение инвестором ряда условий и ограничений – по экспорту, по импорту, по занятости, по доле в собственности. Важным аспектом является соединение побудительных механизмов в единый пакет в соответствии с приоритетностью развития отдельных секторов национальной экономики.

Несмотря на прогрессивность постулатов инвестиционной политики разработанной Правительством РФ, практическая деятельность исполнительной власти недостаточна.

В первую очередь необходимо устранить фундаментальные причины слабости российской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкую конкурентоспособность, физическую изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства, ликвидировать обширный сектор убыточных производств.

Решение этих проблем требует выработки новых принципов осуществления государственной инвестиционной политики, адекватных задаче подъема экономики страны.

Пробелы в деятельности федеральных органов позволяют говорить, о том, что в РФ практически отсутствует федеральная инвестиционная политика. Основная нагрузка по организации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики фактически ложится на регионы.

В современных условиях ключевой проблемой инвестиционной политики для всех без исключения регионов стал поиск источников финансирования. Основную роль в инвестиционном процессе могут играть три источника: собственные средства региональных бюджетов и предприятий и федеральный бюджет. Возможными источниками финансирования также могут стать прямые частные иностранные инвестиции и долгосрочные кредиты российских коммерческих банков.

Однако, как показывает опыт, если привлеченные финансовые ресурсы не будут своевременно инвестированы в соответствующие проекты, то это может привести к очередному экономическому спаду в регионе.

Немаловажным шагом на пути формирования инфраструктуры инвестиционной сферы должно стать создание Регионального Информационного Центра, основными задачами которого является формирование информационной системы в сети Интернет; обеспечение региональной информацией потенциальных российских и зарубежных инвесторов; повышение информированности региональных эмитентов рынка о технологиях и финансовых инструментах других регионов, распространение государственной (не закрытой) информации (реестры инвесторов, законодательство и т.д.).

Одним из обязательных условий предоставления гарантий по проектам, имеющим особое значение для социально-экономического развития области, является страхование, поэтому следует предусмотреть организацию Региональной Страховой Компании.

Если региональным властям удастся избежать ошибок прошлых лет и воспользоваться новыми возможностями, инвестиционная ситуация в большинстве субъектов Российской Федерации может стабилизироваться сравнительно быстро. Хотя бурный рост инвестиций в ближайшие годы ожидать не приходится, так как экономика России еще должна накопить соответствующие ресурсы, что потребует достаточно длительного времени, но регионы могут сыграть ключевую роль в восстановлении инвестиционных возможностей России.

Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Экономическая самостоятельность и безопасность региональных систем в наибольшей степени зависит от социально-экономического потенциала, размеры и структура которого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическому развитию региона. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше возможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности.

Оживлению инвестиционной активности, притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала до сих пор препятствуют многочисленные негативные явления и процессы в экономике страны и регионов, сопряжённые с трудностями переходного периода. Сложные системы с неограниченным разнообразием состояний, каковыми являются региональные экономики, сегодня требуют нового подхода к эффективному управлению и развитию. В последнее время в научной литературе активно обсуждается проблема «экономического ядра», т.е. такой совокупности рыночных субъектов и процессов, которые могут стать генераторами и точками роста устойчивого развития экономики.

Одним из ведущих в системе важнейших экономических показателей для региона должен быть объём вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность региона напрямую связана с объёмами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы — пусковые, именно они являются толчком к развитию экономики региона, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход других экономических процессов.

Таким образом, важнейшим инструментом системы управления инвестиционной деятельностью в регионе должна стать осмысленная региональная инвестиционная политика.

Список использованной литературы

1. Указ президента РФ «О полномочных представителях Президента РФ в федеральном округе» от 13.05.2002, № 840

2. Экономические проблемы становления российского федерализма, отв. ред. С.Д.Валентей. РАН, институт экономики, М. 2007

3. Сапегина О.П., Проблемы формирования региональной инвестиционной политики, сборник «Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе», Иркутск, 2007

4. Дорошевич О.М. Региональная инвестиционная политика, материалы шестого научного семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе», 2008

Источники: http://econ.bobrodobro.ru/41920, http://studwood.ru/1374508/ekonomika/faktory_sderzhivayuschie_pritok_inostrannyh_investitsiy_puti_ustraneniya, http://www.kazedu.kz/referat/176569/1

Комментировать
0
28 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев