Иностранные инвестиции в инновационном развитии

СОДЕРЖАНИЕ
0
29 просмотров
29 января 2019

Влияние иностранных инвестиций на инновационное развитие экономики России

Бодрикова Ольга Алексеевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и организации предприятий и организаций, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия

Камина Анастасия Николаевна, магистр кафедры мировой экономики и бизнеса, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия

Удалов Олег Фёдорович, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и бизнеса, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Современное развитие мировой системы характеризуется переходом экономик развитых стран к постиндустриальному типу, основанному на доминировании знаний, интеллектуального труда, достижений науки, инноваций, глобальных информационных систем и новейших технологий.

В условиях интеграции приоритетным направлением развития России является формирование инновационной экономики и ее включение в систему мирохозяйственных связей. Темпы и направление экономического развития существенно зависят от направления и объемов притока в страну иностранного капитала, участия иностранных инвесторов в различных инновационных проектах. Привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные отрасли обеспечивает выход страны на качественно новый технологический уровень развития и способствует созданию конкурентоспособной экономики.

Вдогонку за лидером

Инновации рассматриваются как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам [4]. Современные ТНК воспринимают инновации как основное средство увеличения прибыли и повышения своей конкурентоспособности.

Переход на инновационный путь развития чрезвычайно важен для российской экономики. Успешность экономики любой страны связана как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения [2]. Для оценки инновационного потенциала стран на макроуровне используются индексы и международные рейтинги. Глобальный индекс инноваций, оцениваемый на основе 80-ти показателей, показывает инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Он позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию и внедрению инноваций в той или иной стране. Рассмотрим индексы, определяющие глобальный индекс инноваций.

Глобальный индекс конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) характеризует конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Национальная конкурентоспособность определяется Мировым экономическим форумом как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные и устойчивые темпы экономического роста.

Индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index, KEI) – это комплексный индикатор, показывающий уровень развития экономики, основанной на знаниях в странах и регионах мира.

Индекс инноваций (The Innovation System) определяет уровень развития национальной инновационной системы, включающей компании, исследовательские центры, университеты, профессиональные объединения и другие организации, воспринимающие и адаптирующие глобальное знание для национальных экономических субъектов и создающие новое знание и основанные на нем новые технологии. Индекс инноваций определяется количеством научных работников, занятых в сфере НИОКР, количеством зарегистрированных патентов, числом и тиражом научных журналов.

Индекс человеческого развития (Human Development Index, HDI), рассчитывается на основе показателей долголетия, уровня образования и уровня жизни. Среднее геометрическое этих трех показателей представляет собой совокупный показатель индекса человеческого развития.

Рассмотрим место России по вышеперечисленным показателям, характеризующим инновационный потенциал экономики.

Расчет суммарного индекса инноваций (SII) выполняется путем сравнения результатов инновационной деятельности 27 стран ЕС с другими странами, крупнейшими по расходам на исследования и разработки. По SII государства ранжируются на группы: «лидеры инноваций», «приверженцы инноваций», «умеренные инноваторы», «догоняющие инноваторы» (в том числе Россия). В рейтинге стран мира по уровню инновационных возможностей и результатов лидирует Швейцария. За ней следуют Швеция, Великобритания. Россия в 2013 г. заняла 62 место в общем рейтинге, между Иорданией (61) и Мексикой (63), потеряв сразу 11 позиций. В области инноваций сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (33 место), развитием бизнеса (43), развитием знаний (48) и инфраструктурой (49).

По индексу знаний в 2012 г. Россия находилась на 55 месте (5,78). По сравнению с 2011 г. она поднялась на 9 строчек. Страны-лидеры по индексу экономики знаний – Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды [7].

Рейтинг стран по индексу человеческого развития (ИЧР) охватывает 186 государств и территорий. При определении рейтинга учитывается большое количество факторов на региональном, национальном и международном уровне. Такими факторами является социальная защищенность, показатели уровня культурного развития населения, положение в области прав человека и гражданских свобод, степень территориальной и социальной мобильности населения, уровень безработицы, здоровья, доступа к информации, охраны окружающей среды. В итоговом рейтинге ИЧР все государства ранжируются по четырем категориям: страны с очень высоким уровнем ИЧР; страны с высоким уровнем ИЧР; страны со средним уровнем ИЧР; страны с низким уровнем ИЧР. Россия входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала и занимает 55 место (0,788) (2013 г.) [8].

Исходя из перечисленных выше показателей, характеризующих инновационный потенциал экономики, можно считать, что по уровню своего инновационного потенциала Россия занимает промежуточное положение между развивающимися и развитыми странами.

Прямые иностранные капиталовложения в российскую экономику преимущественно осуществляют крупные ТНК, для которых освоение масштабного внутреннего рынка России и возможность использования российских ресурсов является частью глобальной конкурентной стратегии [1, 3]. Зарубежные же представители среднего и мелкого бизнеса производят инвестирование преимущественно в быстро окупаемые, высокоприбыльные проекты

Вложения способствуют обновлению

Инновационное развитие РФ требует вложения инвестиций в реальный сектор экономики. В настоящее время многие промышленные отрасли, такие как машиностроение, легкая промышленность и другие, находятся в особенно сложном положении. Продукция большинства российских предприятий обладает низкой конкурентоспособностью и ориентирована преимущественно на внутренний рынок. Наблюдается старение основных фондов предприятий, в производственных процессах используются устаревшие технологии и оборудование. Предприятия имеют слабый менеджмент, невысокую квалификацию персонала. В этих условиях каждый экономический субъект должен правильно оценивать рыночную ситуацию для того, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, учитывающие особенности конкретного производства и предприятия и сложившуюся в России рыночную ситуацию и тенденции ее развития [5].

Сложившаяся обстановка требует вложения больших капитальных средств. Поскольку в настоящее время у государства нет достаточного количества свободных финансовых средств, то динамичное развитие российской экономики только на основе государственных капиталовложений или инвестиций российских экономических субъектов в ближайшие годы невозможно. В связи с этим привлечение иностранного капитала ставится в число приоритетных задач государства.

В 2012 г. по притоку ПИИ по сравнению с предыдущим годом Россия опустилась на одну позицию и заняла восьмое место. В целом в страны СНГ, включая Российскую Федерацию, приток ПИИ сократился на 7%. Тем не менее, иностранных инвесторов по-прежнему привлекают достаточно большой объем потребительских рынков и богатые запасы природных ресурсов региона. В 2012 г. ЮНКТАД оценивал приток ПИИ в Россию в 51 млрд долл. (см. рис.).

Рис. Страны-лидеры по объему привлеченных ПИИ в 2012 г. [8]

В 2013 г. Россия вошла в тройку стран-лидеров по привлечению прямых иностранных инвестиций с объемом в 94 млрд долл. За 2013 г. в Россию поступила рекордная сумма инвестиций, которая оказалась на 83% выше аналогичного показателя за 2012 г. Таким образом, Россия впервые заняла третью строчку рейтинга стран по объему привлеченных ПИИ, уступив лишь США и КНР. В качестве причин резкого притока ПИИ в Россию ЮНКТАД указывает высокую активность российского рынка слияний и поглощений. Эксперты Конференции ООН по торговле и развитию прогнозируют сохранение подобных темпов роста ПИИ [10].

Для успешной трансформации промышленности России с помощью прямых иностранных инвестиций необходимо, чтобы иностранный капитал был использован так, чтобы он содействовал сбалансированному экономическому росту в возможно кратчайшие сроки. Рассмотрим динамику притока ПИИ в Россию и динамику показателей, характеризующих уровень инновационного потенциала российской экономики (см. табл.).

Динамика притока ПИИ и показателей инновационного потенциала российской экономики 2008–2013 гг. [6]

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Таирова М.М.,Рахматуллаева Ф.М.

Бухарский государственный университет, Узбекистан

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

прямые иностранные инвестиции, инвестиционный процесс, прямые иностранные инвестиции инновационного характера, Foreign direct investment, the investment process, direct foreign investment innovative nature

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

Рассмотрены вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций. Анализирован приток ПИИ в страны Центральной Азии в 2000-2012 годах.

Текст научной статьи

Важнейшим фактором инновационного экономического роста для национальной экономики в настоящее время становится активизация инновационных процессов в стране, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Именно инвестиционная сторона во многом определяет темпы научно-технического прогресса на предприятиях и в народном хозяйстве. При этом существенное значение для нашей страны имеет необходимость привлечения именно прямых инвестиций, через которые существует большой потенциал привлечения существенных финансовых ресурсов в сектор инноваций. Также посредством притока ПИИ в страну обеспечивается передача технологий, управленческого опыта и навыков, инноваций и возможность их эффективной реализации на рынке. Ряд эмпирических исследований позволяет включить в состав факторов, укрепляющих инновационный потенциал прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые способствуют накоплению знаний и усилению потенциала через трансфер технологий национальным компаниям либо напрямую, посредством лицензирования и передачи технологий, либо опосредованно — за счет накопления ноу-хау местным персоналом[1]. К инновационному накоплению относят взаимодействие с иностранными клиентами по вопросам дизайна, стандартов и требований к качеству, а также взаимодействие в рамках совместных предприятий. Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), как известно, не только позволяет активизировать инвестиционный процесс в национальной экономике, но и способно привести к повышению устойчивости этого процесса. Потенциальные выгоды от прямого инвестирования для страны реципиента разнообразны: • ПИИ — источник дополнительного производительного капитала — крайне дефицитного ресурса в условиях глубоких структурных реформ в переходных экономиках. Прямые инвестиции выступают в этом смысле как действенный фактор структурной трансформации экономики[2]. • ПИИ, как правило, сопровождаются трансфером в национальную экономику новых технологий, знаний и умений, передовых методов управления и маркетинга, более глубоким включением национальных компаний в международные цепочки создания стоимости, способствуют повышению эффективности использования производственных ресурсов как в компаниях с иностранным участием, так и в национальных фирмах принимающей страны; • ПИИ являются развитой формой международного экономического сотрудничества, эффективным способом интеграции национальной экономики в мировую экономику. Они содействуют росту внешнеторгового оборота принимающей страны, увеличению объемов и разнообразию форм производственного и научно-технического сотрудничества. • ПИИ направляются в новые или недостаточно развитые сферы экономической деятельности, таким способом могут быть фактором диверсификации национальной экономики; • расширение ПИИ способствует улучшению структуры притока иностранного капитала — замещения относительно краткосрочных (портфельных и долговых) капиталов более долгосрочными. Мировой опыт получения и использования ПИИ свидетельствует, что вследствие данных эффектов, при создании привлекательного инвестиционного климата они способствуют эффективности участия в международном производстве, росту экспортного потенциала и повышению конкурентоспособности национальной экономики, укрепляя тем самым позиции страны в мировой экономике. Они обеспечивают интеграцию фирм и компаний принимающей страны в мирохозяйственные связи, подключение к мировым воспроизводственным процессам на основе формирования производственно-инвестиционной модели внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В современных условиях мирового хозяйственного развития лидирующая роль среди различных форм международных экономических отношений, за которыми чаще всего стоит внедрение принимающей стороной новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса, принадлежит прямым иностранным инвестициям (ПИИ). В настоящее время в Республике Узбекистан сложился эффективный процесс привлечения ПИИ в экономику, обеспечивающий поступательное развитие соответствующих отраслей производства или услуг. Согласно данным доклада о мировых инвестициях 2013, если в 2000-2005 годы средние объемы притока ПИИ в Узбекистан составляли $112 млн., то в кризисные годы они превысили отметку в $700 млн. За последние 5 лет (в 2008-2012 годы) приток прямых иностранных инвестиций в национальную экономику увеличился на 54% — с $ 711 млн. до $ 1094 млн. В то же время, по объемам привлекаемых ПИИ Узбекистан занимает третье место в Центральной Азии после Казахстана и Туркменистана (табл.1). Таблица 1 Приток ПИИ в страны Центральной Азии в 2000-2012 годах, млн. долларов[3] Страна Среднее за 2000-2005гг. 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Среднее за 2009-2012гг. Казахстан 2488 6278 11119 14322 13243 11551 13903 14022 13180 Кыргызстан 45 182 208 377 189 438 694 372 423 Таджикистан 71 339 360 376 16 -15 11 160 43 Туркменистан 262 731 856 1277 4553 3631 3399 3159 3686 Узбекистан 112 174 705 711 842 1628 1467 1094 1258 Всего по ЦА 2979 7704 13248 17063 18843 17233 19474 18807 18589 Как показывает мировая практика, ПИИ должны стать наиболее эффективным источником финансирования и активизации инновационной деятельности применительно к современным условиям национальной экономики. Развитие инфраструктуры прямого инвестирования в настоящий момент является, по сути, необходимым условием активизации инновационной деятельности и, как следствие, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, что должно стать одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики. Выявление роли ПИИ инновационного характера позволяет объективно оценить необходимость присутствия зарубежного капитала в национальной экономике, максимизировать положительные и минимизировать отрицательные эффекты воздействия ПИИ на инновационное развитие принимающей страны. Определяющими признаками ПИИ инновационного характера являются: 1. Способствуют совершенствованию организации и управления производством. 2. Применяются при создании в стране-реципиенте инновационных продуктов, улучшают технические и экономические характеристики создаваемой продукции (товаров и услуг) и повышают их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках. 3. Вносят вклад в развитие науки и научно-технического потенциала принимающей страны. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в условиях глобализации стали одним из важнейших каналов трансграничной передачи новых знаний и технологий. В этом отношении ПИИ даже более эффективны, чем традиционная международная торговля, в том числе патентами и лицензиями. Однако инновационный потенциал ПИИ в полной мере может быть реализован лишь при наличии в стране-реципиенте развитой научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы. Государственная политика по привлечению иностранных инвестиций должна сочетаться с предоставлением различных льгот отечественным компаниям, осуществляющим инновационные разработки. В современных условиях экономического развития необходима ориентация на инновационный тип экономического роста с опорой на инвестиционные ресурсы, в том числе и на зарубежные. Именно ПИИ могут способствовать модернизации реального сектора экономики страны и созданию стартовой площадки для перехода на качественный путь экономического развития. Учет специфических особенностей зарубежного капитала может способствовать эффективному применению ПИИ с инновационной составляющей в национальной экономике: с максимизацией положительного влияния и минимизацией отрицательного воздействия на экономическое развитие государства.

Участие иностранного капитала в инновационном развитии России (на примере проекта «сколково»)

«Валютное регулирование. Валютный контроль», 2012, N 4

Статья посвящена проблемам привлечения иностранных инвестиций для активизации процесса инновационного развития российской экономики. В ней рассматриваются возможные направления и формы привлечения зарубежных инвесторов в национальную экономику; роль и значение нового бизнес-инкубатора в ускорении интеграции российской экономики в мировое инновационное пространство.

Современное развитие мировой экономики ставит страны перед новыми задачами, обусловленными переходом к инновационной стадии развития. Выход на инновационную траекторию роста принципиально модифицирует вызовы, стоящие перед экономиками. Инновационная стадия предъявляет особые требования к структуре экономики и качеству ее основных институтов. Рост экономики все в большей мере становится возможным за счет импульсов инноваций и их быстрого распространения.

Находящийся в центре общественных, политических и экспертных дискуссий призыв к модернизации России требует включения страны в инновационный рост. Речь идет о том, чтобы запустить и успешно провести этот процесс в координации с быстро меняющейся мировой экономикой, системой международных отношений и с учетом новых тенденций в общественно-политическом и социальном развитии наиболее влиятельных стран.

В русле отмеченных дискуссий в начале 2011 г. Минэкономразвития России подготовило проект стратегии развития «Инновационная Россия — 2020». Главные цели стратегии — обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров. По мнению Правительства, единственный способ достижения этих целей — формирование экономики лидерства и инноваций. Это возможно только при удвоении доли высокотехнологичного сектора в ВВП (до 17 — 20% ВВП к 2020 г.) и всех затрат на исследования и разработки (до 2,4% ВВП).

Проблема оценки научного потенциала страны стала настолько важной в мире в последние годы, что ей стали уделять пристальное внимание на международном уровне. Целым рядом международных организаций были предприняты попытки оценить в количественных показателях привлекательность тех или иных стран с точки зрения научных достижений, инновационных разработок.

Среди международных организаций, активно работающих над данной темой, выделяется ЮНКТАД. Еще в 2005 г. проблеме оценки инновационного потенциала страны был посвящен ежегодный Доклад о мировых инвестициях. Специалисты ЮНКТАД разработали т.н. индекс инновационного потенциала ЮНКТАД. Большой вклад в оценку инновационного развития страны вносят и специалисты ОЭСР. Достаточно представительным и информативным получился обзор последних наработок в этой области, опубликованный в 2007 г.

Важной проблемой финансирования инновационной деятельности, предсказанной еще Шумпетером, остается высокая разница между ожидаемой прибылью от инноваций и стоимостью заемного капитала для их финансирования, если инноватор и инвестор разные люди. Это означает, что значительную часть исследований нельзя провести из-за отсутствия у исследователя собственных средств и высокой стоимости внешнего финансирования.

Расходы на НИОКР в России оцениваются в чуть более 1% ВВП против 2,7% ВВП в США и 3,5% ВВП в Японии и Южной Корее. Большую роль в повышении инновационного потенциала страны мог бы сыграть частный бизнес, но его вклад как источника финансирования расходов на НИОКР в нашей стране существенно ниже, чем в других странах. Так, его доля составляет в России 28,7% от общих расходов на НИОКР, в то время как в США и Германии этот показатель превышает 67%, а в Японии составляет и вовсе 78% [1].

Показательны и другие данные. В 2009 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляло 9,4% от общего числа предприятий в России. В Германии таких почти 70%, в Ирландии — 57%, в Бельгии — 60%, в Эстонии — 55%. Только три российские компании входят в мировую тысячу компаний — лидеров по исследованиям и разработкам: «Газпром» (108-е место по абсолютному объему затрат, их доля в выручке — 0,6%), «АвтоВАЗ» (758-е место, 0,8%) и «Ситроникс» (868-е место, 2,6%).

Одним из способов привлечения капитала для инновационного развития страны являются иностранные инвестиции. Так, в исследовании «Инновационная активность крупного бизнеса в России», подготовленном в 2010 г., отмечалось, что наиболее распространенным способом инновационного финансирования стали собственные финансовые средства (87%), ресурсы РВК и «Роснано» использовали 18% респондентов, а каждая десятая (10%) компания привлекла иностранные инвестиции [2].

Эксперты полагают, что иностранные ТНК действуют в инновационном пространстве России по четырем направлениям [3]. Первое из них — приобщение к уже имеющимся российским активам НИОКР без их материализации на территории России. ТНК удалось запатентовать сотни самых передовых российских изобретений, выведя их, таким образом, из применения в России. Второе направление — это использование ТНК российских высококвалифицированных научных кадров. Более 200 тыс. российских ученых заключили контракты с зарубежными фирмами. Третье направление освоения транснациональным капиталом российского инновационного пространства можно охарактеризовать как использование России в качестве испытательного полигона своих инновационных разработок, значение которых неочевидно. Речь, например, идет о поставках ТНК на российский рынок новых лекарств и медикаментов для проверки на российских гражданах.

Четвертое направление в действиях ТНК на инновационном пространстве России, наиболее привлекательное для российской экономики, на наш взгляд, — сотрудничество с российскими предпринимательскими и научно-исследовательскими структурами, нацеленное на разработку новых и новейших технологий, а также товаров и услуг. Вместе с тем на фоне общего притока иностранного капитала в российскую экономику иностранные инвестиции в НИОКР, по данным Росстата, составляют весьма незначительную величину (табл. 1).

Движение иностранных инвестиций в экономике России в I квартале 2011 г., млн долл. США

Источник: составлено автором по: «Социально-экономическое положение России». М: Росстат, 2011, январь — апрель. С. 170.

По нашему мнению, иностранный капитал мог бы сыграть важную роль в процессе создания и развития новых инновационных предприятий России. Инновационное развитие страны требует серьезной диверсификации структуры экономики, смещения акцентов с сырьевых на высокотехнологичные отрасли. Это, в свою очередь, зависит от темпов развития технологически ориентированного предпринимательства. Мировой опыт показывает: малые и средние инновационные компании как экономические субъекты обладают наибольшей мотивацией и гибкостью в достижении такой цели, как вывод научно-технической продукции на рынок, и играют важную роль в освоении новых перспективных ниш. Однако высокотехнологичные компании в ранней фазе своего развития в большинстве своем не вызывают интереса у профессиональных зарубежных и российских инвесторов. Не получая финансовой поддержки, они стажируют или закрываются на этапе становления. Возможности выбора финансовых инструментов и привлечения требуемого объема инвестиций у таких компаний весьма ограниченны, поскольку им, как правило, присущи низкая финансовая устойчивость и ограниченная кредитоспособность, а также высокий риск банкротства и отсутствие необходимых для залога активов. Это обусловливает необходимость появления специализированных типов финансовых посредников и расширения спектра финансовых инструментов.

Решение этой задачи возможно, на наш взгляд, через стимулирование особых типов финансовых посредников — фирм венчурного капитала. Они выполняют очень важную функцию, делая возможным поступление средств от разных групп инвесторов к предприятиям с высоким потенциалом роста, которые иначе могли бы остаться незамеченными этими инвесторами и другими традиционными финансовыми институтами. И здесь немаловажную роль может сыграть иностранный капитал.

Венчурный капитал за последние 25 — 30 лет претерпел подлинную революцию в мировой экономике. Впервые он появился в США в конце 1940-х гг., значительно ускорил свое развитие в начале 1980-х вслед за определяющими и санкционирующими этот род деятельности изменениями в законодательстве и поддерживаемый начавшейся революцией в сферах компьютеров, коммуникаций и технологии. Индустрия венчурного капитала со временем развилась и в других странах, и сегодня венчурный капитал является глобальным феноменом. Он стал прочно ассоциироваться с одним из важнейших факторов экономического роста. Особенно роль венчурного капитала заметна в сфере НИОКР.

В США в 2000-х гг. более чем 23,5 тыс. получивших венчурные инвестиции компаний получили 2,1 трлн долл. прибыли (что составляет 16,6% от ВВП США) и 10 млн рабочих мест, или 9% от числа всех работающих в частном секторе. Кроме того, из общей массы профинансированных ВК компаний вышло более 3 тыс. публичных компаний. В это же время в Европе получившие венчурные инвестиции компании создали 630 тыс. новых рабочих мест.

По данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), в 2010 г. совокупный объем капиталов, аккумулированных в российских фондах, работающих на российском рынке прямого и венчурного инвестирования, достиг почти 16,8 млрд долл. Хотя темпы годового прироста капиталов фондов увеличились в сравнении с кризисным для всей индустрии (10% в 2010 г., 6% в 2009 г.), они существенно ниже докризисного периода (40% в 2008 г., 60% в 2007 г.). В абсолютном выражении объем вновь привлеченных в фонды средств составил величину порядка 1,74 млрд долл., что примерно на треть превышает аналогичный показатель 2009 г., когда величина привлеченных капиталов составила 1,31 млрд долл. Рассмотрим источники капитала российских фондов прямых и венчурных инвестиций (табл. 2). В последние годы, за небольшим исключением в 2007 — 2008 гг., зарубежный капитал играл большую роль в их финансировании. Самый высокий удельный вес иностранного капитала был отмечен в 2003 — 2004 гг. — 89%, но и в 2009 г. на него пришлось более половины всех инвестиций в подобные фонды.

Источники капитала вновь создаваемых российских фондов прямых и венчурных инвестиций в 2003 — 2009 гг., %

Источник: составлено автором по: «Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2009 год». РАВИ. С. 8. http://www.rvca.ru/rus/.

Имеющаяся статистика позволяет проанализировать и сравнить структуру привлекаемого в фонды прямых и венчурных инвестиций российского и иностранного капитала (табл. 3) и выделить ряд схожих черт и особенностей.

Структура российских и иностранных источников капитала российских фондов прямых и венчурных инвестиций в 2003 — 2009 гг., %

Источник: составлено автором по: «Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2009 год». РАВИ. С. 9 — 10 (http://www.rvca.ru/rus/).

Общим для структуры российского и иностранного капитала является в рассматриваемый период крайняя нестабильность в соотношении источников средств. При этом среди российских и иностранных источников относительно постоянна и велика роль институциональных инвесторов. Так, среди иностранных источников институциональные инвесторы составляли в 2006 г. 76%, а среди российских — 67% в 2008 г. К специфическим источникам капитала для иностранных инвестиций относятся средства международных организаций, а для российских — средства государства.

Представляется весьма показательным и направление инвестирования собранных венчурными инвесторами средств. Лидером по объемам вложений фондов прямого и венчурного инвестирования в 2010 г. стал сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), общий объем зафиксированных сделок составил около 1061,5 млн долл. (примерно 43% от общего объема зафиксированных инвестиций). В сфере интересов инвесторов находятся такие сферы ИКТ, как сервисы для социальных сетей, индустрия развлечений, телекоммуникационная инфраструктура и т.п.

Важным (а для многих и основным) критерием успешности деятельности венчурных фондов являются хорошие финансовые показатели выходов фондов из портфельных компаний. По нему потенциальные инвесторы оценивают перспективность новых вложений во вновь создаваемые фонды. Эксперты отмечают, что «основным смыслом прямого инвестирования в частные незарегистрированные на фондовой бирже компании является потенциальная возможность для инвесторов продать свою долю акций в будущем по цене, которая щедро вознаградит инвесторов за принятый на себя риск. Хотя имеется много различных способов продажи долей участия в капитале — IPO, поглощение, вторичная продажа, обратный выкуп или списание, но наиболее прибыльными путями являются IPO и поглощения».

Наиболее привлекательным способом выхода для инвесторов является продажа компаний стратегическому инвестору — 12 сделок (около 50% от общего числа зафиксированных выходов в 2010 г.). Еще один весьма популярный способ выхода — продажа компаний финансовому инвестору. По предварительным данным, зафиксировано 4 сделки данного типа (примерно 17% от общего числа выходов).

Способы выхода венчурных инвесторов из проектов в 2007 — 2010 гг.

Источник: «Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2010 год. Предварительные результаты». РАВИ. С. 41 (http://www.rvca.ru/rus/).

Развитие венчурной отрасли и привлечение в нее иностранного капитала признано важной задачей экономической политики. Как уже отмечалось выше, в последнее время Российское государство предприняло конкретные шаги по выстраиванию последовательной политики, направленной на создание комфортных условий для деятельности венчурных инвесторов в России. В апреле 2010 г. было подписано Соглашение о взаимодействии в целях обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла. В Соглашении принимают участие: Государственная корпорация «Банк развития и внешней экономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», РОСНАНО, ОАО «Российский банк развития» (в настоящее время «Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» — МСП-банк), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и Федеральное агентство по делам молодежи, а с апреля 2011 г. — Фонд «Сколково».

Для участников этого проекта был предложен беспрецедентный набор налоговых и административных льгот — от низкой ставки единого социального налога до предоставления права использования собственных (выделенных из общей системы) правоохранительных, налоговых и таможенных органов. По сути это является попыткой создания точки инновационного роста. В случае успеха данный эксперимент может иметь важные последствия для экономической и социальной жизни России.

Эксперты отмечают, что руководством страны фактически был взят курс на выделение и адресную поддержку «национальных чемпионов» — отдельных отраслей и секторов, которые по тем или иным причинам представляются перспективными. Начало этому процессу было положено еще перед кризисом, когда была создана госкорпорация «Роснанотех». Затем была образована Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России и выделено пять приоритетных направлений развития науки и технологий (энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями; медицинские технологии; стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения).

В марте 2010 г. была создана Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Комиссии занимаются как общими вопросами развития инноваций и модернизации, так и реализацией точечных проектов — «национальных чемпионов».

В период с 2003 по 2008 г. в России уже активно развивались элементы инновационной инфраструктуры. К 2009 г. было зарегистрировано более 80 технопарков; действовали более 100 центров передачи технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, 86 центров научно-технической информации, 62 бизнес-инкубатора, 15 центров инновационного консалтинга и т.д.

Определенный уровень взаимодействия был к этому моменту уже достигнут и в области кооперации с зарубежными учеными. Наиболее активно развиваются связи российских ученых с научными коллективами Германии, США и Франции. На эти страны приходится 65% всех статей, написанных российскими учеными в международном соавторстве. Однако новые задачи требовали существенной интенсификации научного обмена и активного вовлечения не только научной, но и финансовой составляющей.

Фонд «Сколково» работает по пяти направлениям, так называемым кластерам: биологические и медицинские технологии, информационные технологии, энергоэффективность и энергетика, ядерные технологии, телекоммуникации и космические технологии.

В кластере информационных технологий на конец 2010 г. уже было включено несколько совместных проектов с иностранным капиталом. Речь идет о проектах, связанных с «облачными» вычислениями, визуализации текста с компанией Bazilevs и с MIT Enterprise Forum. Были специально выбраны проекты разных форматов, которые бы покрывали, с одной стороны, максимально широкий спектр направлений внутри IT, а с другой — могли строить различные модели работы с проектами в будущем. Под эти проекты уже выделены деньги. На стадии рассмотрения находится еще несколько крупных проектов. Некоторые из них вполне самодостаточны, не нуждаются в прямом финансировании — их поддержка со стороны фонда скорее имиджевая. Таким проектам также присваивается статус участника «Сколково», таким образом предоставляя набор льгот, обеспечиваемых законом о статусе участника «Сколково».

В ближайшие годы запланированы проекты с крупнейшими западными компаниями, такими как Intel, Microsoft, Cisco. Интересно, что с российскими крупными компаниями сотрудничество у фонда пока получается менее активным, их отношение можно охарактеризовать как скептически осторожное. Однако чем больше компаний получит опыт работы с фондом, тем быстрее подключатся другие.

Фонд полагает, что в будущем кластеры перестанут существовать. Дело в том, что они создаются для первичной фазы, их функция — стать катализатором, запустить процессы, отработать модели и уйти, дать бизнесу продолжать развиваться независимо. Интерес компаний к участию в «Сколково» возникает не только из-за льгот, предоставляемых государством. Форм взаимодействия достаточно, включая прямое финансирование проектов. Со временем участие фонда должно уменьшиться. Необходим отход от сегодняшней модели, когда фонд может финансировать до 50% затрат по проекту. Со временем доля поддержки со стороны государства должна снизиться за счет прихода частных инвесторов — венчурных фондов, инвестиционных банков. В перспективе проекты должны реализовываться за счет частных средств без участия фонда.

Перспективным направлением деятельности фонда должен стать кластер биологических и медицинских технологий инновационного центра «Сколково». Развитые страны выделяют значительные ресурсы на развитие биотехнологий — поддерживают развитие новых методов лечения, выращивания сельскохозяйственных культур, животных и леса, биоэнергетики, биоремедиации, использование морских организмов и других подводных ресурсов.

Развивающиеся страны также выбирают для себя перспективные биотехнологические направления. В Китае и Индии, например, появляются лидеры в производстве лекарств, которые потеряли патентную защиту; Бразилия занимает второе место после США по производству биоэтанола.

Поскольку биотехнологии в фармацевтической промышленности незначительно развиты в России, фонд решил сосредоточить свои усилия в нескольких конкретных областях: системной медицине, биофармацевтике, промышленной биотехнологии и биомедицинской информатике.

«Сколково Biotech» предлагает поддержку междисциплинарных программ, сосредоточенных на создании конкурентоспособной фармацевтической промышленности России. Они будут иметь инновационные бизнес-модели и корпоративные структуры, включая модели научных исследований, которые станут опираться на успехи текущего производственного опыта.

Особую роль в деятельности фонда призван сыграть Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий. Дело в том, что «Сколково» — это прежде всего формирование среды. В планах фонда — сопровождать проекты, прежде всего это стыковка университетов и команд и доведение их идей до коммерческого результата. Иными словами, необходимо создать площадку для рождения конечного продукта.

Фонд активно ищет проекты, которые могут быть интересны и полезны государству и бизнесу. Проблема заключается в том, что инновации формируются сами по себе, а не под спрос, и задача специалистов фонда — увидеть потребность. К этой работе также привлечены иностранные специалисты по консалтингу — компания «Маккензи». Работа идет и с ведущими иностранными компаниями реального сектора. В начале 2011 г. перешли в активную фазу переговоры по созданию R&D-центра с компанией Siemens. Он будет заниматься изучением работы системы Smart Grid («Умная сеть»), которая сейчас активно внедряется по всему миру. Аналогов такого центра сейчас нигде не существует. Есть также планы по проекту Power Storage — технологии, позволяющие накапливать и хранить электроэнергию. Кроме того, особая роль отводится организации так называемых бизнес-инкубаторов, которые позволят превратить идеи в конечный продукт. Это предполагает осуществление работ по поиску, отсеву, взращиванию и созданию определенной среды.

К середине 2011 г. Фонд «Сколково» добился определенных успехов (табл. 5). Так, сумма одобренных грантов составила 3596 млн руб.; сумма грантов по подписанным грантовым соглашениям — 3206 млн руб.; сумма профинансированных средств по подписанным грантовым соглашениям — 874 млн руб.

Источники: http://creativeconomy.ru/lib/5164, http://publikacia.net/archive/2014/8/1/39, http://wiseeconomist.ru/poleznoe/79296-uchastie-inostrannogo-kapitala-innovacionnom-razvitii-rossii-primere

Комментировать
0
29 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев