Иностранные инвестиции в российском машиностроении

СОДЕРЖАНИЕ
0
261 просмотров
29 января 2019

Машиностроение – привлекательный объект для инвестиций

В последнее время машиностроительный российский рынок стал набирать уровень популярности у различных инвестиционных групп и отдельных инвесторов. Инвестиции в машиностроение России увеличились с момента начала роста металлургического комплекса в силу тесной связи данных отраслей промышленности.

Инвестиционные задачи в машиностроении

В процессе привлечения инвестиций в машиностроительный комплекс находятся практически все предприятия этого направления. Но инвестиции в машиностроение привлекаются по определенному принципу, а определяющими моментами служит наличие на предприятии таких факторов:

  • применение инновационных разработок и технологий;
  • действующие процесс модернизации и реструктуризации;
  • определенный уровень качества с наличием потенциала для его улучшения;
  • репутационная составляющая должна находиться в положительной области.

Вложение в машиностроение обязательно решают задачи исправления ошибок неэффективного управления, внедрение новых технологий и оборудования, расширение и повышение услуг сервисного обслуживания в послепродажный период. Все эти задачи считаются первостепенными в силу их влияния на рост и развитие отрасли, повышения ликвидности вкладываемы средств.

Особенности инвестирования машиностроительного сектора

Привлекая средства в машиностроение, каждый руководитель предприятия должен понимать, что частный капитал не обходится дешевле кредитов банков, более того инвестиционные компании и частные инвесторы стараются максимально обезопасить себя. Это достигается жесткой политикой контроля, а иногда и полной заменой управленческого состава для повышения эффективности работы нового совместного предприятия.

В последнее время увеличивается приток не только внутренних инвестиций в машиностроение России, но и иностранных вложений. И если раньше скупались акции машиностроительных предприятий России мелкими оффшорными фирмами, то на данный момент в подавляющем большинстве инвесторами становятся крупные предприятия и частные фонды.

Современное машиностроение нуждается в постоянном положительном уровне притока вложений. За счет инвестиций в эту область развиваются и все сопредельные отрасли промышленности и производства.

Значение машиностроения очень трудно переоценить – оно занимает второе место в общей экономике страны – удельный вес его составляет 1/5. Именно поэтому первостепенной задачей, которую необходимо решать на качественно новом уровне, считается привлечение инвестиций в данную отрасль.

На данный момент практически на любом предприятии отрасли вводятся все необходимые элементы, которые считаются необходимыми и обязательными при рассмотрении фирмы как объекта, привлекательного для иностранного инвестирования. Приведение машиностроительного комплекса на уровень, достаточный для роста инвестиций в машиностроение России, является одной из первоочередных задач.

Маркетинг и логистика

научно-практический журнал

Применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственном машиностроении России

Микаил Бекзадаевич Худжатов

Аннотация: В статье рассматривается современное состояние сельскохозяйственного машиностроения России. В результате анализа инвестиционных процессов в отрасли предлагаются меры таможенного стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России.

Сельскохозяйственное машиностроение России является важной частью агропромышленного комплекса страны, поскольку обеспечивает его необходимой техникой и оборудованием. Развитое сельхозмашиностроение обеспечивает высокие объемы и качество сельхозпродукции, что положительно отражается на продовольственной безопасности страны.

Необходимо отметить, что в настоящее время сельскохозяйственное машиностроение России находится в глубочайшем кризисе. За последние 28 лет наблюдается тенденция ежегодного сокращения парка тракторов в среднем на 7% (с 1366 тыс. в 1990 году до 244 тыс. в 2016 году), а парка зерноуборочных комбайнов — на 8% (с 408 тыс. до 59 тыс. соответственно). Значительное сокращение парка сельскохозяйственной техники в России (с 1990 г. в 6-7 раз) привело к тотальному дефициту техники, что негативно отразилось на производительности труда (рис. 1). Кроме того, по данным Минпромторга России существующий парк сельхозтехники является в значительной степени устаревшим: 85% тракторов, 58% зерноуборочных комбайнов и 41% кормоуборочных комбайнов работают с истекшими сроками эксплуатации.[1]

Рисунок 1. Парк основных видов сельскохозяйственной техники в России [2]

Одной из основных причин кризисного состояния российского сельхозмашиностроения является низкая обеспеченность отрасли инвестиционными ресурсами. Согласно данным Росстата, в 2016 году в производство машин и оборудования для сельского хозяйства поступило инвестиций на сумму около 5,3 млрд. рублей, что составило лишь 0,05% от всего объема инвестиций в основной капитал или 0,006 % от ВВП.[2]

Приведенные цифры свидетельствуют о наличии проблемы дефицита инвестиционных ресурсов в отрасли. Суть проблемы состоит в том, что большая часть собственных активов направляется предприятиями отрасли на пополнение оборотных средств, а объемы государственных инвестиций остаются незначительными. Необходимость решения указанной проблемы обусловила актуальность данной статьи.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации необходимо стимулировать привлечение иностранных инвестиций. Поскольку Россия считается страной с переходной экономикой, целесообразно применять фискальный механизм государственного стимулирования инвестиций, который объединяет в себе налоговые и таможенные инструменты. Данное положение обусловлено тем, что с помощью указанных инструментов государство может без прямых бюджетных расходов влиять на объем финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций. При этом дополнительные финансовые ресурсы могут быть использованы в качестве инвестиций.[3]

Отметим также, что инструменты таможенного стимулирования инвестиций являются более предпочтительными по сравнению с налоговым механизмом. Таможенные инструменты направлены на поддержание благоприятных экономических условий для отечественного производства. Кроме того, применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций не несет в себе угрозы экономической безопасности страны, поскольку в такой ситуации сохраняется достаточно высокий уровень государственного контроля над обрабатывающими отраслями промышленности.[4]

В действующем таможенном законодательстве ЕАЭС отсутствуют нормы, определяющие инструменты таможенного стимулирования инвестиций. На основании анализа теории и практики таможенного дела можно выделить основные направления таможенного стимулирования иностранных инвестиций, которые приведены на рисунке 2.

Рисунок 2. Направления таможенного стимулирования иностранных инвестиций

Одним из основных направлений таможенного стимулирования иностранных инвестиций является таможенно-тарифное регулирование. Применительно к отрасли сельскохозяйственного машиностроения данное направление можно рассматривать в разрезе двух аспектов:

во-первых, с помощью таможенно-тарифного регулирования можно стимулировать импорт товаров с высокой добавленной стоимостью. В частности, целесообразно стимулировать ввоз высокотехнологичного оборудования для предприятий сельхозмашиностроения, аналоги которого не производятся в России;

во-вторых, таможенно-тарифное регулирование необходимо с точки зрения обеспечения равной конкуренции на российском рынке продукции сельхозмашиностроения, что может способствовать улучшению инвестиционного климата в отрасли и, тем самым, стимулировать приток иностранных инвестиций.

При рассмотрении первого аспекта необходимо отметить, что большинство развитых стран применяют низкие ставки в отношении оборудования и комплектующих частей для промышленной сборки сельхозтехники. Схожая ситуация наблюдается и в таможенном законодательстве Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Так в соответствии с Единым таможенным тарифом ЕАЭС ставки пошлин на оборудование и комплектующие части для промышленной сборки (группа 84 ТН ВЭД ЕАЭС) составляют 0-5%.[5] Однако указанные ставки действуют лишь в отношении промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705, в которых сельхозтехника представлена только тракторами. При этом действие этих ставок не распространяется на оборудование для промышленной сборки комбайнов и сельхозадаптеров, что ограничивает доступ отечественных производителей этой техники к зарубежным инновационным технологиям в области сельскохозяйственного машиностроения.

Второй аспект связан с обеспечением равной конкуренции на внутреннем рынке сельскохозяйственной техники. Необходимо отметить, что в настоящее время на российском рынке сельхозтехники не обеспечиваются условия равной конкуренции. Так, в ЕТТ ЕАЭС на большинство тракторов товарной позиции 8701 установлена ставка пошлины 10%, а на зерноуборочные и силосоуборочные комбайны (коды ТН ВЭД 843351000 и 843359110 соответственно) ставка пошлины составляет 5%. На другие виды комбайнов (картофелеуборочные – код ТН ВЭД 8433531000, свеклоуборочные — 8433533000, виноградоуборочные — 8433539000) ставки ввозных пошлин составляют 0-5 %. В отношении сельхозадаптеров (плуги, бороны, рыхлители, культиваторы, сеялки, косилки) также установлены низкие ставки таможенных пошлин 0-5 %.[5]

Результатом применения низких ставок таможенных пошлин в отношении иностранной сельхозтехники является тенденция замещения отечественной техники импортной.

В качестве направления таможенного стимулирования иностранных инвестиций также рассматривают таможенное регулирование перемещения предметов международного лизинга.

Международный лизинг с экономической точки зрения представляет собой способ иностранного финансирования промышленных организаций, выраженный в товарной форме. Особенность международного лизинга заключается в том, что лизинговые компании предоставляют полное финансирование инвестиционного проекта без наличия требований немедленной уплаты лизинговых платежей, а также предусматривают возможность снижения валютных рисков за счет фиксации ставок по лизингу. Как показывает мировая практика, международный лизинг способствует наибольшему притоку новейших технологий и оборудования в различные отрасли промышленности.[6]

С учетом того, что собственное оборудование отечественных предприятий сельхозмашиностроения устарело и, тем самым, не позволяет обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, возникает потребность в технологической модернизации внутреннего производства путем приобретения современного оборудования. Поскольку большинство российских предприятий не в состоянии купить такое оборудование, можно приобрести его в лизинг. Лизинг в отличие от купли-продажи дает возможность пользоваться оборудованием без масштабных затрат, т.е. получить его в экономическую собственность без приобретения в юридическую собственность. При этом оплата за пользование оборудованием рассредоточена во времени. Также лизинг является более предпочтительным по сравнению с банковским кредитом, так как он позволяет повысить способность генерирования доходов при одновременном увеличении производственных мощностей.[7]

Результаты многолетнего опыта использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности государствами с рыночной экономикой позволяют сделать вывод о привлекательности лизинга.

Еще одним направлением таможенного стимулирования иностранных инвестиций является таможенное регулирование перемещения товаров в свободных экономических зонах.

С учетом специфики отечественной реальности в 2005 г. было принято решение о создании отдельной разновидности свободных экономических зон – особых экономических зон, что подтверждается разработкой закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В соответствии с указанным законом ОЭЗ – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.[8]

В настоящее время регулирование вопросов, связанных с ОЭЗ, входит также в сферу деятельности Евразийского экономического союза. Странами ЕАЭС было принято соответствующее соглашение, которое определяет свободную (особую) экономическую зону как часть территории государства-члена ЕАЭС в пределах которой действуют специальные льготные условия осуществления различных видов экономической деятельности с возможностью применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.[9]

В настоящее время в Российской Федерации действуют 25 ОЭЗ четырёх типов: промышленно-производственные (9), технологические (6), туристические (9) и одна портовая ОЭЗ (рис. 3).

Рисунок 3. География действующих в России ОЭЗ [10]

С учетом предметной области статьи, заключающейся в анализе таможенного стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России, особый интерес представляют ОЭЗ промышленно-производственного типа.

Действующие на территории РФ особые экономические зоны промышленно-производственного типа направлены на производство автомобилей, машин и оборудования, строительных материалов, фармацевтической продукции, товаров народного потребления и др.

Несмотря на очевидные экономические выгоды, институт ОЭЗ имеет в нашей стране ограниченное применение. В частности, до сих пор в России нет ни одной ОЭЗ, направленной на развитие сельскохозяйственного машиностроения. Между тем, создание ОЭЗ промышленно-производственного типа в регионах, специализирующихся на производстве сельхозтехники, может способствовать дополнительному привлечению в отрасль сельхозмашиностроения иностранных инвестиций, что позволит внедрить в отечественное производство новейшие технические достижения мирового уровня и, тем самым, повысить конкурентоспособность отечественной сельхозтехники.

В качестве еще одного направления таможенного стимулирования иностранных инвестиций также рассматривают таможенное регулирование ввоза товаров при реализации соглашений о разделе продукции (далее — СРП). Работая в рамках СРП, инвестор заключает соглашение с государством, по которому государство предоставляет инвестору участок недр и выдает лицензию на право его разработки. Как правило, подобные соглашения заключаются с целью привлечения иностранных инвестиций в горнодобывающие отрасли. Следовательно, таможенное регулирование ввоза товаров при реализации СРП в качестве таможенного стимулирования иностранных инвестиций в отрасль сельхозмашиностроения не может применяться на практике в силу особенностей указанного направления.

Обобщая вышеизложенное, можно предложить следующие таможенные инструменты стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России:

  1. В области таможенно-тарифного регулирования необходимо:
  • с одной стороны, обнулить ставки ввозных таможенных пошлин в отношении оборудования и комплектующих частей для промышленной сборки сельхозтехники, аналоги которых не производятся в России;
  • с другой стороны, повысить ставки ввозных таможенных пошлин в отношении иностранных сельхозтехники и сельхозадаптеров, аналоги которых производятся в России.
  1. В целях развития международных лизинговых отношений в отрасли сельскохозяйственного машиностроения целесообразно разработать отдельную таможенную процедуру, поскольку применяемая при лизинге процедура временного ввоза не способствует реализации его преимуществ. Такой процедурой может быть таможенная процедура международного лизинга, которая должна быть установлена таким образом, чтобы иностранное технологическое оборудование для производства сельхозтехники могло использоваться в течение срока действия договора международного лизинга на таможенной территории ЕАЭС с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов с последующим вывозом этих товаров или помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Разработка таможенной процедуры международного лизинга будет способствовать росту объема и количества сделок международного лизинга, предметом которых является технологическое оборудование для отраслей отечественной промышленности, в том числе сельхозмашиностроения. При этом в бизнес-планировании будут учтены логистические риски внешней среды для повышения качества логистических процессов в ОЭЗ.[11; 12]

  1. Наиболее подходящим субъектом РФ, специализирующимся на производстве сельхозтехники, на территории которого может быть создана ОЭЗ промышленно-производственного типа, является Ростовская область. Выбор Ростовской области обусловлен тем, что:

во-первых, Ростовская область является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов РФ, который занимает 2-е место в стране (после Краснодарского края) по площади сельхозугодий и площади посевов зерновых культур;

во-вторых, на территории области находится крупнейший производитель сельхозтехники в России – завод «Ростсельмаш», который контролирует 70 % внутреннего рынка зерноуборочной техники и 17 % мирового рынка.[13] В связи с этим автор предлагает:

  • создать промышленно-производственную ОЭЗ на территории административного центра Ростовской области – города Ростов-на-Дону;
  • расположить ОЭЗ на территориях Первомайского и Пролетарского районов города Ростов-на-Дону, включая комплексы сельхозмашиностроения (Ростсельмаш), приборостроения (микрорайон Чкаловский) и авиастроения (ОАО «Роствертол»), а также бывший международный аэропорт «Ростов-на-Дону» площадью 400 га и Ростовский речной порт площадью 28 га.
  • в-третьих, создание на территории Ростовской области мультмодального логистического центра для трансформации грузов запасных частей для сельскохозяйственной техники и создание сервисных ремонтных центров по её техническому обслуживанию позволит создать 1500-2000 рабочих мест только в этом сегменте рынка услуг. При этом работы по обслуживанию техники не носят сезонный характер, так как её обслуживание производится круглогодично.

По нашим оценкам, создание ОЭЗ на территории Ростовской области обеспечит привлечение дополнительных инвестиций в объеме от 50 млрд. рублей и выше, что положительно отразится на финансовом состоянии отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Кроме того нужно в целом учитывать развитие юга России, так например в 2018 г. в Астраханской области планируется возродить российское хлопководство. Высадка хлопка планируется на площади в 500 га, данные факторы требуют комплексного учета, так как регионы России, в свою очередь тоже участвуют в конкурентной борьбе, как за отечественный, так и за международный рынок.

В целом, реализация вышеуказанных направлений таможенного стимулирования иностранных инвестиций обеспечит решение проблемы повышения инвестиционной активности в отрасли сельскохозяйственного машиностроения РФ. При этом разработанные практические рекомендации содержат отдельные положения, которые носят универсальный характер и могут быть использованы для стимулирования иностранных инвестиций в другие отрасли машиностроительного комплекса Российской Федерации.

Список использованной литературы:

  1. Официальный сайт Минпромторга России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/ – Дата доступа: 23 февраля 2018 г.
  2. Официальный сайт Росстат: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ – Дата доступа: 23 февраля 2018 г.
  3. Худжатов М.Б. Совершенствование таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России / Монография. – М. –2018. – 144 с.
  4. Худжатов М.Б. Развитие таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение Российской Федерации / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российская таможенная академия. Москва, 2012.
  5. Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23.07.2012.
  6. Картавых И.С., Жданова Н.В. Международный лизинг: преимущества и недостатки // Научно-аналитический экономический журнал. 2017. № 4. С. 9.
  7. Худжатов М.Б. Методические подходы к оценке эффективности международных лизинговых проектов // Инициативы XXI века. 2012. № 1. С. 45-48.
  8. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2005. – №30. – Ст. 3127.
  9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
  10. Официальный сайт АО «Особые экономические зоны»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russez.ru/ – Дата доступа: 23 февраля 2018 г.
  11. Арский А.А. Управление внешними рисками логистических систем // Стратегии бизнеса. – 2014. –№1. – С. 22-24.
  12. Арский А.А. Хронометраж линейного логистического процесса // Управленческие науки. – 2014. – № 2(11). – С. 52-55.
  13. Информационный портал «Наука и техника России»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://tehnorussia.su – Дата доступа: 23 февраля 2018 г.

УДК 339.9

М. Б. Худжатов – кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Российского университета дружбы народов, Москва, Россия

e-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

The use of customs instruments for stimulation of foreign investment in agricultural machinery in Russia

M. Khudzhatov – candidate of economic sciences, associate professor of the department of customs affairs of the Russian university of peoples’ friendship, Moscow, Russia

Annotation: The article considers current state of agricultural machinery in Russia. As a result of the analysis of investment processes in the industry, the measures of customs stimulation of foreign investments in agricultural machinery in Russia are proposed.

При цитировании статьи в других источниках просим использовать следующий формат: Худжатов М. Б. Применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России // Маркетинг и логистика. – 2018. – №1 (15). – с. 58-70.

Полная версия журнала в pdf-формате по ссылке «Маркетинг и логистика».

Иностранные инвестиции в сельскохозяйственном машиностроении России

Материал из Documentation.

[править] CLAAS

Руководство ООО «Клаас» (дочернее предприятие немецкой компании CLAAS KGaA mbH) намерено до конца 2013 года удвоить мощности своего сборочного производства в Краснодаре и довести его до полного технологического цикла. По утверждению генерального директора компании Ральфа Бендиша, на заводе будут налажены раскрой материала, сгиб, сварка, окраска и сборка, что позволит довести степень локализации производства до 30-40 %.

Решение о начале строительства второй очереди сборочного завода в Краснодаре собственниками «Клааса» было принято еще до кризиса в 2008 году, когда кубанские сельхозмашиностроители продали свыше 1000 машин (приблизительно столько же продает CLAAS в Германии), а рынок находился на пике своего развития. Однако затем произошел обвал рынка, покупательная способность крестьян снизилась до критической черты, объемы продаж упали на 50 %. В 2009 году краснодарский завод сумел продать всего около 300 машин различных модификаций. Тем не менее, по утверждению Бендиша, «развитие рынка до 2008 года показало, что сегмент сравнительно дорогой сельхозтехники, к которому принадлежит и наша продукция, растет опережающими темпами». «Я думаю, что эта тенденция будет усиливаться. Тем более что меры защиты внутреннего рынка дают свои плоды — почти все мировые производители сельхозтехники уже находятся на территории России», — добавил он.

В компании полагают, что в ближайшие годы стоит ожидать оживления рынка и повышения урожайности. Эти тенденции и подвигли руководство «Клааса» расширять производственные мощности в Краснодаре, наращивая объемы и локализацию на ключевом для компании рынке СНГ. На первом этапе строительства на участке 10 га были воздвигнутые производственные корпуса, рассчитанные на сборку от 500 до 1000 комбайнов (инвестиции — 30 млн евро). Как сообщил «Эксперту Online» Ральф Бендиш, на втором этапе производственные площади будут увеличены в пять раз (сегодня — 5,040 тыс. кв. м), мощности сборки комбайнов и тракторов возрастут вдвое, расширится и линейка зерноуборочных комбайнов. При этом, по его словам, главная цель этого этапа — расширение производства до полного технологического цикла, что «означает, что в производстве будут присутствовать раскрой материала, сгиб, сварка, окраска и сборка». «На предприятие будет поступать листовой материал. Мы будем строить цех по раскрою и обработке металла», — пояснил Бендиш. Ожидается, что сумма инвестиций во второй этап превысит 2 млрд рублей (около 67 млн долларов).

Расширение производства позволит также нарастить степень локализации с 10 до 30-40 %. «До 100 % локализации быстро дойти будет сложно, поскольку некоторые комплектующие в России просто недоступны… Основной процент локализации мы обеспечиваем собственным производством», — отметил Бендиш. Однако повышение локализации и налаживание на собственных мощностях производства комплектующих — вожделенная мечта руководства «Клааса» еще со времен запуска краснодарского предприятия в 2005 году. С нынешней степенью локализации 10 % нечего и думать о получении статуса предприятия, работающего в режиме промышленной сборки, с распространением на завод правительственных мер поддержки.

«Расширение производства до полного технологического цикла — это, безусловно, шаг вперед, который позволит снизить себестоимость комбайнов и повысить их конкурентоспособность по сравнению с тем же „Ростсельмашем“, — считает ведущий эксперт УК „Финам менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Другое дело, что в подобных заявлениях всегда есть элемент лукавства, когда не до конца понятно, что вообще считать полным циклом. К тому же, если кто-то лучше производит комплектующие, нет смысла изобретать велосипед, а просто нужно покупать их на стороне». В то же время, по его мнению, инициатива руководства «Клааса» может быть связана с тем, что вслед за автопромом правительство РФ может ввести аналогичную программу утилизации и для отечественных комбайнов, а тогда уже многое будет зависеть от степени локализации производства.

Источники: http://prostoinvesticii.com/drugie-investicii/mashinostroenie-privlekatelnyjj-obekt-dlya-investicijj.html, http://marklog.ru/primenenie-tamozhennyh-instrumentov/, http://newsruss.ru/doc/index.php/Иностранные_инвестиции_в_сельскохозяйственном_машиностроении_России

Комментировать
0
261 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно