Иностранные инвестиции в топливно энергетическую

СОДЕРЖАНИЕ
0
19 просмотров
29 января 2019

Иностранные инвестиции в топливно энергетическую

Библиографическая ссылка на статью:
Наумкина Т.В., Наумкин А.П. Инвестиции и топливно-энергетический комплекс России // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29745 (дата обращения: 23.09.2018).

Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа. Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны.

Однако для дальнейшего его развития и обновления основных фондов необходимо инвестирование в объемах, которые не могут быть предоставлены только государством или национальными инвесторами. Потребность российского топливно-энергетического комплекса в инвестициях до 2015 года составляет 450 млрд. долл., а всего до 2030 года – более 2 трлн. долл.[2] Поэтому проблема привлечения иностранных инвесторов сегодня является одной из самых значительных для данного сектора экономики.

Объемы иностранного инвестирования непосредственно связаны с инвестиционным климатом страны. Сегодня можно сказать, что инвестиционные процессы России все еще находятся в кризисе. Оценивая инвестиционный климат инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира. В рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business – 2012, опубликованном в конце октября, Россия находится на 120-й строчке, разместившись между Кабо-Верде и Коста-Рикой.

В 2011 году в экономику России поступило 190,6 млрд. долларов иностранных инвестиций на фоне погашения инвестиций, которое составило 165,2 млрд. долларов.[3] Медленное увеличение объема накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, в особенности системы телекоммуникаций, транспорта и гостиничного хозяйства, то есть отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.

Однако сегодня Россия все еще остается в выгодном положении, которое может помочь стране добиться не только высоких, но и что более важно, стабильных темпов экономического роста. В отличие от многих других сырьевых стран, у России есть ряд преимуществ, например, огромная численность населения, что представляет большой потенциал роста потребления, а также обширные территории, нуждающиеся в современной инфраструктуре, и еще вполне внушительная научно-техническая база в виде научно-исследовательских институтов, лабораторий и научных работников.

Рассматривая распределение вложений иностранных инвесторов по видам экономической деятельности, можно говорить, что ТЭК России считается наиболее прибыльной сферой. В 2011 году по данным Росстата примерно 17 % всего объема иностранных инвестиций поступило в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, их переработку и транспортировку.

Основные вложения в ТЭК России связаны с развитием нефтегазовой промышленности. Данная отрасль характеризуется тем, что даже в кризисные и посткризисные годы доля инвестиций здесь была наибольшей по отношению к другим отраслям народного хозяйства. Нефтегазовый сектор был и остается привлекательным инвесторам. В 2009 – 2010 годах в Комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций поступили заявки на приобретение предприятий нефтегазового профиля от более, чем 50 зарубежных компаний.

Однако структура иностранных инвестиций в этой отрасли, в которой значительно превалирует доля инвестиций в добычу над инвестициями в переработку и нефтехимию, отставляет желать лучшего. Сегодня нефтегазовая промышленности характеризуются крайней изношенностью основных фондов (достигающей 80%), узким спектром производимой продукции, и значительным преобладанием так называемой первичной переработки над вторичными процессами. Поэтому, в свете взятого нашим правительство курса на всестороннюю модернизацию народного хозяйства, государство должно создавать всяческие условия для привлечение иностранных инвестиций в высокотехнологичные подотрасли промышленности, такие как нефтехимия и глубокая переработка нефти.

Наиболее перспективные направления для иностранных инвестиций в нефтегазовом секторе – освоение месторождений углеводородов арктического шельфа, участие в формировании там новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности международного значения. Особый интерес для России представляют технологии освоения ресурсов и запасов нефти и газа на этой территории. “Оттягивание” начала освоения ресурсов Штокмановского и других месторождений Арктики “Газпромом” и “Роснефтью” является показателем, что средств и технологий внутри России недостаточно. Поэтому необходимо в качестве стратегических партнеров привлекать зарубежные и мультинациональные компаний, обладающих передовыми технологиями разведки, добычи и переработки нефти и газа, а также имеющих хорошие позиции на основных международных рынках углеводородного сырья – европейском, североамериканском, азиатско-тихоокеанском: Total, E.ON Ruhrgas, RD/Shell, BP, CNPC, Sinopec, ONGC Videsh, KNOC, JOGMEC, Petronas. Желательно стимулировать деятельность зарубежных и международных компаний в части размещения на территории России перерабатывающих и нефтегазохимических производств и мощностей по производству нефтегазового оборудования, не имеющего аналогов в России. Стимулированию развития нефтегазового комплекса России (в том числе за счет рационального привлечения и использования иностранных инвестиций и технологий) могли бы послужить такие меры, как снижение общего уровня и дифференциация налогообложения; либерализация порядка экспорта газа; упрощение возможности участия российских и зарубежных компаний в проектах на шельфе; введение порядка безусловной передачи для разведки и разработки (т.е., выдачи сквозной лицензии) инвестору, проводившему геолого-разведочные работы.

Освоение топливно-энергетического потенциала континентального шельфа России способно сыграть определенную стабилизирующую роль в динамике добычи нефти и газа, смягчая или нивелируя возможный спад, прогнозируемый рядом экспертов за счет истощения континентальных месторождений в период 2010-2020 год.

Кроме того, необходимо привлечение иностранных инвесторов в реализацию такие капиталоемкие проекты, как строительство нефтяных и газовых трубопроводов. Реализация этих проектов даст России возможность диверсифицировать поставки своих энергоресурсов и обеспечить надежные поставки газа и нефти своим торговым партнерам.

Привлечение и использование иностранных инвестиций в развитии топливно -энергетического комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Смирнов Виктор Васильевич

В статье рассматриваются вопросы привлечения и использования иностранных инвестиций в развитии топливно-энергетического комплекса России. Анализируются роль иностранных инвестиций в развитии ТЭК, проблемы, затрудняющие привлечение в отрасль стратегических капиталовложений. Автор дает оценку сложившемуся инвестиционному климату, предлагает меры по его улучшению. Делается вывод о необходимости повышения эффективности использования инвестиций.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Смирнов Виктор Васильевич,

Attraction and use of foreign investments in the development of fuel and energy complex of Russia

Article contains a set of issues of an attraction and use of foreign investments in the development of fuel and energy complex of Russia. The role of foreign investments in the fuel and energy complex, problems embarrasses an attraction of strategic capital investments are analyzed. The author gives an estimation of the existing investment climate and offers measures for its improvement. The author concludes of the necessity to increase of investments usage efficiency.

Текст научной работы на тему «Привлечение и использование иностранных инвестиций в развитии топливно -энергетического комплекса России»

желательный набор характеристик при ограничениях, определяемых ситуацией [3]. Спрос потребителя на товары возникает вследствие того, что у них есть определенные характеристики и спрос является производным. Ряд видов возможностей потребительской деятельности образует технологию потребления. Технология потребления связывает, с одной стороны, товары, а с другой — характеристики. Потребитель выбирает подходящие для него наборы характеристик из доступного множества, в результате чего значения эффективности возрастают — это радикальный отказ от традиционной теории.

Подводя итоги исследования, отметим, что под потребительским поведением принято понимать процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров и услуг с учетом цен и своего бюджета. В процессе принятия потребительских решений домохозяйства делают выбор между текущим и будущим потреблением. Сбережения домохозяйств составляют значительную часть в объеме валового сбережения и инвестиций государства, являясь главным фактором, определяющим рост будущих доходов и потребления.

Анализ экономической литературы показал, что потребление домохозяйств следует определять как сложное многоаспектное и многофакторное экономическое явление, которое имеет многообразные формы проявления, представляющие собой совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами экономической системы по поводу использования полезных свойств того или иного блага, сопряжено с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием стоимости данного блага в условиях ограниченности ресурсов.

1. История экономических учений: учебное пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2003. 784 с.

2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. Н.Н. Любимова. М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.

3. Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления. Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. 380 с.

4. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебное пособие / А.А. Никифоров, О.А. Антипина, Н.А. Миклашевская; под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и Сервис, 2008. 534 с.

Виктор Васильевич Смирнов — аспирант кафедры международных экономических отношений СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Автор 1 публикации.

Область научной специализации — международные экономические отношения.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ*

В России постепенно утрачиваются конкурентные преимущества, связанные с относительно недорогими энергоресурсами и дешевой рабочей силой. Среди отраслей российской экономики пока наиболее конкурентоспособны экспортоориентированные сырьевые и энергетические отрасли и те, которые уже базируются на сравнительно новых технологиях. Однако возможности увеличения экспортного потенциала ограничиваются высокой удельной капиталоемкостью такого развития.

© В.В. Смирнов, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.И. Евдокимова.

Нефтедобыча и связанные с ней отрасли играют важнейшую роль в экономике России, являясь системообразующими и бюджетонаполняющими для национальной экономики. Между тем природные ресурсы при этом используются нерационально: многие российские компании продолжают добывать лишь легкодоступные энергоносители.

Привлечение в данные отрасли иностранных инвестиций оправданно, прежде всего, с точки зрения развития технологий ресурсосбережения и глубокой переработки исходного сырья. Однако в реализации этой задачи имеются проблемы структурного характера. Особенностью газовой отрасли, например, является значительная ее монополизация крупнейшим в мире газовым концерном ОАО «Газпром», контролируемым Правительством РФ. Независимые производители газа и иностранные инвесторы сталкиваются с серьезными проблемами доступа к газотранспортным магистралям. Исключительное право на экспорт газа предоставляется организации-собственнику единой системы газоснабжения. Таким образом, в ТЭК России к настоящему времени накопилось множество проблем. Основными из них являются следующие:

• устаревшая технологическая и производственная структура энергетического комплекса;

• высокая степень монополизации;

• низкий уровень надежности устаревшего и изношенного оборудования;

• невысокое качество добываемого сырья и недостаточный уровень его переработки в конечный продукт.

В связи с этим актуальным становится вопрос привлечения в ТЭК России, в первую очередь, стратегических инвестиций, имеющих технологическую составляющую, и очевидно, что без иностранного капитала здесь не обойтись.

Между тем в современной российской экономике иностранные инвестиции в целом не играют значительной роли. В 2008 г. из общего объема инвестиций в 103,7 млрд долл. прямые иностранные инвестиции составляли 27,027 млрд долл.; в 2009 (январь-сентябрь) — 54,7 и 9,9 млрд долл. соответственно, что существенно ниже показателей многих стран [1, с. 2-4].

Сложность регулирования инвестиционных отношений в современной России определяется рядом особенностей объективного и субъективного характера. К ним относятся:

• чрезвычайно высокая монополизация экономики;

• запаздывающий характер принятия правовых актов (экономические преобразования отражают правовые);

• незрелость рыночных отношений, что подтверждается пока еще более высокой эффективностью государственного регулирования экономики по сравнению с рыночными;

• несовременная отраслевая структура, морально и физически устаревшее оборудование большинства предприятий, что обусловливает их низкую адаптивность к рынку;

• низкий уровень общей и правовой культуры бизнеса;

• запредельно высокий уровень коррупции во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере обеспечения правовых отношений;

• недостаточно развитая для обеспечения ускоренного экономического роста и модернизации экономики инфраструктура (в том числе транспортная);

• серьезные экологические проблемы (продолжающееся загрязнение окружающейся среды; истребление флоры и фауны; слабая экологическая правовая база; коррупция во властных структурах, отвечающих за охрану природы, и др.);

• значительные демографические проблемы (сокращение населения в абсолютных показателях; сокращение трудоспособного населения; его алкоголизация; высокая смертность мужчин и др.);

• финансово-кредитный сектор концентрирует свою активность в основном на операциях с ценными бумагами и дальнейшей приватизацией государственной собственности, выводя деньги за рубеж, почти не вкладывая средства в реальный сектор экономики (даже в предприятия, в которых они владеют контрольными пакетами акций).

Оценивая существующую практику использования иностранных инвестиций в экономике России, можно сделать следующие выводы:

во-первых, по отношению к промышленному потенциалу страны в целом общий объем инвестиций весьма незначителен, чтобы оказать существенное качественное влияние на экономический рост;

во-вторых, основные объемы прямых инвестиций направляются в отрасли, не обеспечивающие базу экономического роста. К тому же статистические данные показывают (за исключением двух отраслей-лидеров — ТЭК и металлургии) изменчивость предпочтений инвесторов, неровную динамику вложений по отраслям. Это можно объяснить действием, по крайней мере, двух факторов: 1) нестабильностью экономических и правовых условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе сильной дифференциацией и резкой, быстрой изменяемостью отраслевого инвестиционного климата, что заставляет инвестора оперировать небольшими суммами и создавать «точки опоры» в разных секторах российской экономики; 2) непостоянством состава инвесторов (кроме

нескольких крупнейших ТНК), которые, в силу изложенного выше, приходят в Россию не всерьез и не надолго, а для того, чтобы провести несколько выгодных сделок и т. д.

Наиболее предпочтительным считается привлечение в экономику прямых иностранных вложений, поскольку это предполагает долговременное стратегическое присутствие инвестора в стране-реципиенте.

По мере улучшения макроэкономических показателей, сокращения внешнего долга, повышения инвестиционного рейтинга России отмечается значительный рост иностранных вложений в экономику страны. Начиная с 1999 г., происходит устойчивое повышение международного кредитного рейтинга России, в том числе российских нефтегазовых компаний. Рекордным по объему иностранных инвестиций в ТЭК выдался предкризисный 2007 год.

В России в целом продолжается рост добычи нефти, несмотря на замедление темпов роста в Западной Сибири и снижение абсолютных показателей в европейской части страны. Важную роль в обеспечении поставок на внутренний рынок и на экспорт в ЕС будет играть освоение месторождений российского шельфа Каспийского моря, шельфа Баренцева моря и прилегающей территории Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Важнейшие условия наращивания добычи нефти в России — расширение инвестиций в проведение геологоразведочных работ и развитие транспортной системы. Кроме того, увеличится добыча нефти российскими компаниями за рубежом, прежде всего в странах Каспийского региона — Казахстане, Туркмении, Узбекистане, Азербайджане. Из этих стран также возможны поставки нефти российскими операторами в ЕС. Здесь лидерами будут выступать «ЛУКОЙЛ», «Газпром» (включая активы «Сибнефти»), «Роснефть», а также западные компании — Chevron Texaco, BP, Agir, Total и др. [5]. Согласно Энергетической стратегии РФ на период до 2020 г. предполагается увеличение производства энергоресурсов на 27-28 % к 2020 г. при умеренном сценарии развития экономики [3; 4]. Для обеспечения энергетической безопасности объявлены зоны стратегически положительных интересов для России: страны СНГ, Европа, Южная и Восточная Азия, Дальний Восток [2]. В 2005-2006 гг. произошло резкое увеличение иностранных инвестиций в нефтепереработку, что обусловлено проводимой нефтяными компаниями модернизацией и реконструкцией ряда крупных НПЗ (Рязанского — ОАО «ТНК-ВР»; Пермского и Волгоградского, Ухтинского — ОАО «НК «ЛУКОЙЛ»; «Киришинефтеоргсинтез» — ОАО «Сургутнефтегаз»; Хабаровского — ОАО «Альянс» и др.).

В структуре инвестиций в нефтегазовую отрасль доминируют прямые инвестиции, доля которых составляет около 70 % [6]. Эти вложения в основном направлены на реализацию конкретных нефтегазовых проектов, покупку крупных долей акций (свыше 10 %) российских вертикально-интегрированных компаний, что позволяет им осуществлять контроль за их деятельностью, а также на приобретение средних и небольших нефтегазовых компаний.

Крупнейшие российские нефтегазовые компании активно реализуют совместные проекты с иностранными партнерами в России и за рубежом, привлекают финансовые ресурсы путем размещения своих ценных бумаг на зарубежных и международных фондовых рынках (включая ADR и GDR). Кроме того, в условиях высокой стоимости и ограниченности кредитных ресурсов в российских банках нефтегазовые компании привлекают иностранные кредиты под будущие доходы, связанные с продажей нефти и газа на международных рынках. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику в основном осуществляются транснациональными и мульти-национальными компаниями, осуществляющими в России крупные инвестиционные проекты. В нефтегазовой отрасли это — British Petroleum (Великобритания), Royal Dutch/Shell (Великобритания, Нидерланды), ExxonMobil (США), ONGC Videsh (Индия) и др.

Политика по отношению к нерезидентам в нефтегазовом секторе менялась несколько раз — от активного привлечения иностранных инвестиций в отрасль до жесткого периода ограничений, который в том числе выразился в Законе о порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение. В настоящее время для нерезидентов появляются новые возможности. Со стороны ТНК интерес к инвестированию в период кризиса не только не пропал, а даже усилился. ЮНКТАД констатирует, что Россия находится на четвертом месте в списке стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными для размещения будущих зарубежных инвестиций [7]. Тем не менее следует помнить о том, что позитивное воздействие на экономику определяется не общим объемом инвестиций, а эффективностью их использования.

1. БИКИ. 2010. 16 февр.

2. Доктрина энергетической безопасности от 23.08.2003 г URL: http://www.energystrategy.ru

3. Зуев В.А. Топливно-энергетический комплекс: сущность, структура и механизм управления // Вестник СПбГУ. 2006. Сер. 5. Вып. 1.

4. Энергетическая стратегия РФ на период до 2020 г от 28.08.2003 г Док. № 1234. URL: http://www.energystrategy.ru

5. URL: http://www.gks.rU/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe//Stg/d020/i020760r.htm

6. URL: http://www.gks.ru

7. World Investment Report 2008 Transnational Corporations and the Infrastrukture Challenge. URL: http://www.unctad.org/ en/ docs/wir2008_en.pdf

Анастасия Владимировна Терешкина — аспирантка кафедры бухгалтер ского учета и аудита СПбГУЭФ.

В 2008 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — бухгалтерский учет и аудит.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ АУДИТА*

Аналитические процедуры — важная составная часть аудита, используемая как при планировании проверок, так и в процессе аудита на разных его стадиях. В ряде случаев использование аналитических процедур может оказаться более эффективным, чем применение детальных тестов с точки зрения сокращения времени и затрат на их проведение. Планирование аудиторской проверки с использованием аналитических процедур позволяет осуществить выбор оптимального пути проведения аудита, сохраняя при этом высокое качество работы аудитора.

Как показывает практика, многие российские аудиторские компании уделяют недостаточное внимание планированию аудита, что приводит к увеличению затрат на проведение проверки и нерациональному использованию времени. В международной аудиторской практике данному этапу аудита отводится значительное место. В зарубежной литературе рассмотрение вопросов построения начального этапа аудиторской проверки представлено иначе, чем в отечественных работах. Если российские специалисты главным образом рассматривают характер и источники сведений, подлежащих сбору, то у западных исследователей акцент смещен в сторону определения основных процедур и методов сбора информации. При этом ключевое значение на этапе планирования придается проведению аналитических процедур, а не простому изучению документов, относящихся к деятельности аудируемого лица.

В отечественной литературе по аудиту значительное место отводится планированию аудита, при этом указывается необходимость сбора информации о клиенте, отмечается важность сбора информации о сфере деятельности аудируемого лица. Однако авторами не приводятся конкретные рекомендации по использованию аналитических процедур, не описывается алгоритм построения этапа предварительной проверки.

Возможные причины недостаточного применения аналитических процедур на различных этапах аудиторской проверки заключаются в том, что существует неоднозначное понимание данного термина. Во-первых, необходимо разграничить понятия аудиторских и аналитических процедур. Во-вторых, аналитические процедуры отождествляются с анализом финансово-хозяйственной деятельности организации. В-третьих, в действующих в настоящее время в Российской Федерации правилах (стандартах) аудиторской деятельности отсутствует даже примерный перечень аудиторских процедур и характеристика сферы их применения.

Согласно Перечню терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, аудиторские процедуры — это определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита [4]. Среди аудиторских процедур выделяются аудиторские процедуры по существу (или независимые аудиторские процедуры, самостоятельные

© А.В. Терешкина, 2011

* Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, проф. В.Б. Кемтера.

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс

Инвестиции (прямые) в реальный сектор российской экономики вкладывают в основном США (более 60%), а также Нидерланды, Кипр, Германия (доказано, что для Кипра, Люксембурга и Виргинских островов — это российские «отмытые» деньги). Из накопленных в российской экономике к 2003 году иностранных инвестиций на прямые инвестиции компаний США приходилось 4,22 млрд долл., Кипра — 3,9 млрд, Нидерландов — 2,4 млрд, Великобритании -2,2 млрд, Германии — 1,7 млрд долларов .

Основные вложения по разделу «промышленность» предназначены отраслям ТЭК. Однако масштабы накопленных за десять лет инвестиций в ТЭК (25-27 млрд долл.») несоразмерны амбициозным планам его развития.

Общая потребность в них для ТЭК России — с учётом внутреннего потребления и усиления восточного направления экспорта нефти и газа — достигает 160 млрд долл. Только для модернизации производственных фондов требуется ежегодно 20-25 млрд. А стоимость инвестиционных проектов, необходимых для сохранения экспортных позиций на рынке Европы, на период до 2016 года оценивается: по газовой промышленности — 35-40 млрд долл., по нефтяной – 55-60 млрд долл.[11] Однако иностранный капитал не спешит в российскую экономику.

Разрешение дилеммы «привлечение/ограничение» иностранных инвестиций зависит от того, в каких масштабах и по каким направлениям они потребуются для ТЭК и, напротив, какие стратегические ограничения могут быть приняты в отношении этих капиталов.

Сейчас не более 22% общего объёма иностранных инвестиций в отрасли ТЭК являются прямыми; что же касается вложений в новые технологии, то эта доля на порядок меньше и экспертно оценивается не более чем в 200-350 млн. долларов США.

Специфика ТЭК в том, что методы добычи ископаемых консервативны. Технологическая база основного производства отечественной нефтяной промышленности по технологиям и оборудованию в принципе соответствует мировому уровню. В связи с этим отраслям ТЭК существенно меньше, чем наукоёмким отраслям, таким как электронная промышленность, компьютерная техника, информационное обеспечение и связь, нужны прямые иностранные инвестиции для получения принципиально новых технологий. Исключение — работы на шельфах, бурение горизонтальных и пологонаправленных скважин, гидроразрыв пластов, программно-аппаратное обеспечение. Новейшие технологии здесь востребованы, хотя ранее (для месторождений Тюмени) это и не было актуальным.

Поскольку получение иностранных технологий в отраслях ТЭК не считалось первоочередной задачей, постольку и методы международного технического сотрудничества здесь достаточно жёстки. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, главной газовой провинции России, иностранных компаний со 100-процентным собственным капиталом в добывающем секторе нет. Совместные предприятия присутствуют лишь в сервисных услугах и очень мало в геологоразведочных работах.

Однако иностранная технология и технический менеджмент неотложно необходимы здесь, и особенно при геофизических работах. Известно, что в СССР массово завозилось геофизическое оборудование, за которое расплачивались сырой нефтью. В 1980-х годах на такие поставки Западом было наложено эмбарго; теперь Россия технологически отстала лет на двадцать. Добавились и новейшие, уже экономические ограничения: геологоразведка сопряжена с инвестиционным риском из-за принципиально вероятностного характера результата и имеет длительный цикл реализации. Она чрезвычайно наукоёмка, требует вложений в теоретические исследования и использует дорогие технологии и оборудование; доход от прямых инвестиций здесь минимален, а поддержание системного уровня исследований требует длительных и крупных вложений.

Вследствие всех этих причин геологоразведка и геофизика в России остались прерогативой государства. Отечественные корпорации не хотят брать на себя риски без надёжных государственных гарантий того, что при удаче смогут воспользоваться плодами изысканий. Наконец, результаты геологических исследований во всём мире являются коммерческой (у нас — государственной) тайной. Здесь-то и вступают в дело стратегические ограничения, имеющие целью не допустить утечки секретной информации. (Надо сказать, что геологическую информацию воруют даже в эмиратах, где за это положено отсечение головы, так что потери информации неизбежны и в России.) Отрасли же нужны прямые закупки геофизического и иного сложного оборудования для сервисных работ.

Свободные финансовые ресурсы — «нефтяные деньги» — у государства имеются, но оно, как показывает опыт, не всегда эффективный собственник. У частных российских нефтяных компаний по упомянутым причинам отсутствуют стимулы к долгосрочным инвестициям.

Имея в виду объективную незаинтересованность российского — в первую очередь нефтяного — предпринимательства в долгосрочных малоприбыльных инвестициях, целесообразно создать для выполнения геологических и геофизических работ мощные государственные (с частным, в том числе и иностранным капиталом) компании. Задачу сохранения результатов поисковых исследований можно решать, не выходя за границы мировых стандартов защиты научно-технических секретов. В этих же целях — ускоренного прорыва на новый технологический уровень — целесообразно провести коммерческую (под патронатом государства) программу обучения молодых российских специалистов в ведущих университетах Запада по широкому кругу геофизических специальностей.

Помимо этого в компании ТЭК необходимо привлечь иностранные фирмы для улучшения менеджмента: то есть нужен современный инжиниринг из развитых стран для улучшения управления, повышения коммерческой и производственной эффективности. Ю. Потанин, например, считает, что «с финансовым оздоровлением нефтяных компаний вроде уже справились, теперь надо обновлять корпоративный менеджмент».

Источники: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29745, http://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-i-ispolzovanie-inostrannyh-investitsiy-v-razvitii-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-rossii, http://mylektsii.ru/5-43242.html

Комментировать
0
19 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно