Инвестиции германии в развивающиеся страны
Инвестиционная политика Германии
Инвестиционная политика Германии имеет свою специфику, которая связана с особой ролью банков, так как они занимаются удовлетворением большей части потребностей крупных предприятий. Другим результатом доминирующей роли банков и банковского законодательства в Германии стало то, что регулирование немецких инвестиционных компаний считается одним из наиболее строгих в мире, когда речь идёт о законодательной защите интересов инвесторов. Банковская система подчиняется тому же законодательству, что и институты, которые предназначены специально для обеспечения инвестиционного процесса.
Закон об инвестиционных компаниях — das Gesetz ьber Kapitalanlagegesellschaften (KAGG) — является основой для функционирования инвестиционных фондов. Он регулирует деятельность руководства инвестиционной компании; предписывает, чтобы её действия контролировал Наблюдательный совет (der Versicherungsrat), члены которого должны защищать интересы пайщиков; предусматривает систему раскрытия информации о деятельности инвестиционной компании.
Согласно этому закону инвестиционные компании являются кредитными учреждениями со всеми на них возложенными законодательными нормами. Инвестиционные компании также находятся под контролем Федерального ведомства по надзору за кредитными учреждениями.
Общей правовой основой для осуществления инвестиционной политики, валютных операций и в целом движения капитала на территории страны являются два акта: закон о внешних экономических связях (AuЯenwirtschaftsgesetz) 1961 г. и закон о кредитах (Kreditwesengesetz) 1976 г. Среди других законодательных актов, влияющих на инвестиционный климат и правовой режим инвестиционной деятельности в ФРГ следует отметить: закон об обществах с ограниченной ответственностью (GmbH-Gesetz) 1892 г. в редакции 1980 г.; закон против недобросовестной конкуренции (Gesetz gegen den unlauteren Wettbewerb) 1909 г.; кодекс законов о труде (Arbeitsgesetzbuch) 1953 г.; закон против ограничения конкуренции (Gesetz gegen Wettbewerbsbeschrдnkungen) 1957 г.; закон о правах и обязанностях предпринимателя и коллектива работников предприятия (Betriebsverfassungsgesetz) 1972 г.; Германский торговый кодекс (Handelsgesetzbuch) 1987 г.
Важной характеристикой инвестиционной политики в ФРГ также является специфика депозитариев инвестиционных фондов — структур, на которые возложено ответственное хранение ценных бумаг и контроль за фондами. Депозитариями фондов могут быть только банки.
Что касается реализации государственной инвестиционной политики, то она осуществляется через группу специальных организаций, банков и финансовых институтов, полностью или частично принадлежащих государству и осуществляющих свою деятельность за счёт средств государственного бюджета.
Ведущую роль в этой системе играют банковская группа «Kreditanstalt fьr Wiederaufbau» (KfW) и страховое общество «Euler-Hermes Kreditversicherung AG». KfW предлагает 5 банковских групп, которые уже оформлены в виде отдельных структур:
· KfW Fцrderbank — целью которого является обеспечение финансирования программ в области промышленного и жилищного строительства, энергосбережения, защиты окружающей среды, образования и создания инфраструктуры на территории ФРГ.
· KfW Mittelstandbank — обеспечивает финансирование малого и среднего бизнеса в ФРГ, а также предоставляет стартовый капитал и консультационные услуги для предпринимателей и инновационных проектов.
· KfW IPEX-Bank — предназначен для финансирования немецкого экспорта и проектов развития деловой активности как в ФРГ, так и за рубежом.
· IPEX-Bank предлагает не только покрытое «Euler-Hermes Kreditversicherung AG» экспортное финансирование, кредитные линии, предпринимательские кредиты, но и комплексное структурированное финансирование как в промышленности, транспорте и в инфраструктуре, так и в сферах телекоммуникаций, сырья, энергетики и защиты окружающей среды.
· KfW Entwicklungsbank — создан как специальный банк для финансирования государственных проектов и программ ФРГ в развивающихся странах, направленных на обеспечение экономического и социального развития этих стран. [13]
Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft (DEG) — является дочерним обществом банковской группы «Kreditanstalt fьr Wiederaufbau» (KfW) и призвано финансировать и структурировать инвестиции немецких частных предприятий в развивающихся и бывших социалистических странах, включая страны ЦВЕ и СНГ, а также оказывать консультационное содействие немецким предприятиям. DEG призвано предоставлять кредиты или непосредственно участвовать в дочерних или совместных предприятиях немецких фирм в этих странах. Кроме того, оно проводит соответствующие исследования инвестиционной ситуации и предоставляет результаты исследований немецким фирмам.
KfW предлагает для малого и среднего предпринимательства всеобъемлющую, организованную программу финансирования, которая базируется на заёмном капитале и собственном капитале.
Важное значение для поддержки инвестиционной деятельности немецкого малого и среднего предпринимательства за рубежом продолжает играть уже упомянутое выше общество DEG, которое является одним из крупнейших европейских институтов долгосрочного проектного финансирования.
Ещё одна государственная компания — GTZ (Германское общество технического сотрудничества) — осуществляет финансирование работ по подготовке квалифицированных национальных кадров в рамках реализации совместных проектов и ведёт по сути спонсорскую деятельность (в отличие от DEG, которое занимается финансированием инвестиций).
В Германии большое внимание уделяется регулированию и контролю инвестиционно-финансового рынка страны. Этой деятельностью занимается Федеральное ведомство по наблюдению за деятельностью в области финансовых услуг (Bundesanstalt fьr Finanzdienstleistungsaufsicht — BAFin), которое осуществляет наблюдение за деятельностью около 2700 кредитных учреждений, 800 учреждений, предоставляющих финансовые услуги и свыше 700 страховых организаций. BAFin входит в сферу деятельности Министерства финансов ФРГ.
Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в Германии к числу важных национальных экономических задач. Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямом участии федеральных и земельных органов власти путём использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности. Особое внимание при этом уделяется содействию мелкому и среднему бизнесу, обслуживанием которого занимается Федеральный банк (die Deutsche Bundesbank).
Отраслевая и структурная политика имеет существенное значение при осуществлении стратегии развития немецкой экономики. Средствами этой политики в значительной степени могут быть решены задачи обеспечения устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест. В связи с этим в последние годы отмечается значительное увеличение инвестиций в систему образования и подготовку кадров, в НИОКР, в инновации. Одновременно проводятся структурные реформы, которые повышают эффективность работы по этим направлениям.
В области развития системы образования упор делается на реформе профессионального образования, в рамках которой осуществляется поддержка различных программ и проектов, направленных на создание учебных мест с учётом квалификационных потребностей различных регионов и отраслей народного хозяйства.
В области нано-технологий будет стимулироваться рост практического применения фундаментальных научно-технических разработок немецких фирм, являющихся мировыми лидерами в этой области, с тем, чтобы они не потеряли свои позиции.
За последние годы Германия приобрела статус признанного во всём мире научного и экономического центра в области биотехнологий. Реализованные Федеральным правительством программы стимулирования BioRegio и BioProfile способствовали тому, что сегодня в стране действует 25 био-регионов, в которых работает около 350 новых предприятий сферы биотехнологий. Германия является европейским лидером в этой области, и Федеральное правительство будет продолжать стимулирование этой научной области в рамках новой программы BioChancePLUS. [13] Одним из основных элементов структурной политики немецкого правительства, в том числе и его инвестиционной политики, остаётся приоритетное развитие новых федеральных земель. Основным пунктом здесь является улучшение условий для предпринимательской деятельности в этих регионах. Концепция Федерального правительства концентрируется на стимулировании развития направлений, которые могут играть определяющую роль для будущего развития этих регионов. К таким направлениям сегодня относятся инновации и развитие инфраструктуры, в частности транспортной.
Также особое внимание уделено поддержке научных исследований в сферах современных технологий в области строительства электростанций, использования возобновляемых видов энергии, водорода, воды, а также технологий энергосберегающего строительства.
Таким образом, особые надежды в стратегии устойчивого развития и проведении инвестиционной политики Федеральное правительство связывает с освоением энергетики на возобновляемых источниках. Ставится цель повысить долю регенеративной энергетики в общем производстве электроэнергии. К 2050 году энергетика на возобновляемых источниках должна покрыть до 50% немецкого энергопотребления.
В центре процесса глобализации Германия и сегодня является страной с высокой производительностью и высоким уровнем доходов, с развитой сферой социальных услуг и высоким уровнем благосостояния. Для того чтобы сохранить этот стандарт, необходимо приспосабливаться к новым тенденциям в науке, технике и на мировых рынках.
Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу. Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения: больше гибкости при адаптации к новым условиям и больше трудовой отдачи, больше рынка и меньше государственного регулирования — всё это необходимо для того, чтобы повысить международную конкурентоспособность Германии.
В условиях международной конкуренции Германия как место для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность, хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих учёных, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир и стабильную политическую обстановку. Однако при наличии только этих преимуществ Германии не выдержать конкуренции в будущем. В вопросах стоимости единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов, рабочего времени и высокого налогообложения предприятий, экологических предписаний и отчислений на социальные нужды немецким предпринимателям нелегко тягаться с конкурентами на международном рынке. Эти факторы должны быть нейтрализованы за счёт роста производительности. Германия должна позаботиться о том, чтобы сохранить международную конкурентоспособность в области научных исследований и разработок, в развитии ключевых технологий и реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию. Наилучшим средством для этого является рыночная конкуренция. Она способствует формированию эффективных производственных структур и гарантирует обеспечение товарами, которые отвечают запросам конечного потребителя.
Жизненно важное значение для немецкой экономики имеет осуществление стратегии открытости рынков и использование преимуществ международного разделения труда, создание европейского экономического и валютного союза, а также освоение новых рынков за пределами ЕС.
Цель федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счёт налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу, так как он является важнейшей опорой немецкой экономической системы, требующий для себя создания максимально благоприятных экономических условий.
На сегодняшний день условия для экономической деятельности в новых федеральных землях — по международным меркам — привлекательны. Свидетельство тому: около 2200 зарубежных компаний из примерно 60 стран инвестировали здесь свои средства. Среди них и целый ряд известных во всём мире концернов, например, «General Motors», США (автомобильная промышленность), «Elf Aquitaine», Франция (энергетика), «Dow Chemical», США (химическая промышленность), «Advanced micro devices», США (производство компьютеров), «Samsung», Южная Корея (электроника) и «Kvaerner Masa-Yards», Норвегия (судостроение). Профессиональный уровень, мотивированность и гибкость рабочей силы, по общему признанию, являются образцовыми. Кроме того, иностранные инвесторы получают весьма высокую по европейским меркам финансовую поддержку.
Подводя итог, надо отметить, что инвестиционная деятельность ФРГ имеет свои особенности, связанные с ролью банков в удовлетворении большей части потребностей крупных предприятий.
Государственная инвестиционная политика осуществляется посредством групп специальных организаций, банков и финансовых институтов за счёт средств государственного бюджета и направлена на увеличение притока инвестиций в систему образования, в НИОКР, инновационную сферу (в частности в сферу нано- и биотехнологий).
Главное, что Германия является высокоразвитой страной, тем самым она привлекает инвесторов, но есть и ряд недостатков (высокий уровень налогообложения, значительные издержки на рабочую силу, бюрократизм в решении некоторых вопросов), которые необходимо ликвидировать.
Прямые зарубежные инвестиции в развивающиеся страны
Компоненты и факторы географического разделения труда
‘Таблица 11.20]
Прямые зарубежные инвестиции из экономически развитых стран (в среднем за год)
Малайзия с объемом около 40 млрд долл. Из стран Центрально-Восточной Европы лидирующая в данном отношении Венгрия окажется лишь на 12-м месте.
С конца 40-х вплоть до конца 70-х годов приблизительно половину общемирового потока ПЗИ давали США. К 1990 г. доля США сократилась до 15% по причине падения доллара и сохранения при этом большого дефицита текущего платежного баланса. К середине 90-х годов доля США вновь выросла до 24%. На первое место по объему ежегодных ПЗИ в 1990 г. выдвинулась Япония, которая одновременно ограничивает зарубежные инвестиции в свою экономику. Однако затем ее доля вновь сокра-
тилась до 9% в середине 90-х годов, и она вновь! уступила первенство США. Но в 1999 г. на| первом месте оказалась Великобритания. Необ-| ходимо отметить, что быстрый рост ПЗИ и] изменения в их географии в 90-е годы связаны! в первую очередь с небывалым увеличением! объема международных межфирменных слияний и поглощений, а не с созданием предприя-f тий «с нуля».
По накопленной величине сделанных за все! время прямых инвестиций за рубежом к 1997 г.] на 1-м месте были США — около 0,9 трлн долл.,| далее идут Великобритания — 0,4 трлн долл.,| Германия — 0,3 трлн долл. и только затем Япония (табл. 11.20)
Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Через посредство механизмов мирового рынка современное всемирное хозяйство оказывается в большой степени внутренне взаимосвязано, и состояние экономики в одних странах отражается на благополучии и направлении экономической динамики в других. В наибольшей мере оказываются взаимозависимы три главных центра мировой экономики — США, страны ЕС и Япония, которые не только сильно подвержены воздействию со стороны мирохозяйственных процессов, но и сами могут играть определяющую роль. Менее развитые страны вынуждены подчиняться тем международным порядкам, которые складываются в ходе взаимоотношений трех главных центров мировой экономики.
В начале 80-х годов в США в целях борьбы с инфляцией проводилась жесткая монетарная политика, но при этом применялся пониженный уровень налогообложения. Все это, вместе взятое, привело к сильному росту совокупного внутреннего спроса, повысило процентные ставки и усилило доллар. Эти сдвиги вызвали резкий дефицит платежного баланса страны по текущим счетам. По той же самой причине экономики Японии и Германии приобрели большое активное сальдо. Несбалансированность текущих счетов между тремя ведущими экономиками мира вызвала рост международных потоков капитала, поскольку Япония, Германия и другие страны с активным текущим сальдо должны были ссудить США деньги для финансирования превышения их импорта над экспортом. Цена ссудного капитала на мировом финансовом рынке резко подскочила, а вместе с ней и объемы выплат стран-должников. Развивающиеся страны оказались ввергнутыми в самый тяжелый за всю их историю долговой кризис, начавшийся в 1982 г.
Подъем доллара США в начале 80-х годов и затем* его падение после 198S г. создали на валютных рынках обстановку неопределенности и неуверенности, что заставило их участников вводить и все шире использовать различные инструменты хеджирования (т. е. страхования финансовых рисков). Все это подкрепило тенденции дерегуляции национальных финансовых рынков, так как усилило разрыв между «ценой»
капитала на мировом рынке и на зарегулированных национальных. Разрыв в уровне процентных ставок и сильные колебания на мировом рынке как процентных ставок, так и валютных курсов создали широкие возможности для получения спекулятивных прибылей за счет отмены ограничений на международные финансовые операции.
Япония во второй половине 80-х годов, наоборот, столкнулась со значительным ростом курса иены относительно доллара США, а также и валют других ведущих стран. Это вызвало относительное удорожание ее продукции на мировом рынке, в результате чего, например, происходило устойчивое уменьшение объемов ее автомобильного экспорта. И хотя в тот период успешно шли продажи автомобилей с японских зарубежных предприятий, все же высокий курс иены оказывал влияние и на них, поскольку двигатели, коробки передач и электронные компоненты поступают из Японии. С проблемой завышенного курса иены Япония сталкивалась и в 90-е годы, несмотря на кризисные явления второй половины десятиления. Это явилось стимулом к расширению производства за рубежом. Другим фактором стали протекционистские меры, вводившиеся странами — импортерами японской продукции, прежде всего США.
Сегодня в США действует более десяти японских линий по сборке автомобилей. В Европе японские фирмы во второй половине 80-х годов построили первые два завода в Великобритании, там же в начале 90-х годов вступили в строй еще два. Благодаря своим американским заводам японским автомобилестроительным фирмам удалось завоевать во второй половине 80-х годов до 30% рынка США, однако в Европе даже в
1993 г. их доля составляла только 12,5%, а в
1994 г. снизилась до 11%. В 1994 г. японские
фирмы произвели на своих заводах, располо
женных в США, примерно 2 млн автомобилей,
а на своих предприятиях в Европе — более
500 тыс. автомобилей. Экспорт японских авто
мобилей в США был в начале 90-х годов меньше
объема продаж автомобилей, собранных на при
надлежащих японцам заводах в США, но в Ев
ропе в этот период 3/4 продаж японских автомо
билей давал импорт.
Компоненты и факторы географического разделения труда
В середине 90-х годов около 1/4 общего объема своего производства японские автомобилестроительные фирмы получали на своих зарубежных филиалах, и в скором будущем этот показатель может достичь 50%. Последний автомобильный завод на территории Японии был построен компанией «Тоёта» в Киушу в 1992 г., и, по некоторым прогнозам, больше в самой Японии не будет строиться новых сборочных автозаводов.
В начале 90-х годов Японию по объему прямых инвестиций в США опередила Великобритания. Помимо вышеназванных причин здесь также сказалась широко распространившаяся в США и Великобритании в 80-е годы практика фирменных слияний и поглощений, имевшая целью прежде всего повышение общей эффективности корпораций и решение проблем, связанных с конкуренцией. В континентальной части Европы и в Японии они не были столь характерны. По этой причине, а также в связи с исторической близостью двух стран эта корпоративная перекройка сомкнулась, что неизбежно выразилось также и в форме передачи корпоративного контроля, т. е. в ПЗИ.
Интересы ведущих центров мировой экономики сталкиваются и в других сферах, хотя рынок автомобилей и запчастей является особенно напряженным узлом взаимных противоречий. Прежде всего это касается США и Японии, около половины всего объема несбалансированности взаимной торговли которых в начале 90-х годов (в 1993 г. она достигла 56 млрд долл.) приходилось именно на этот рынок.
В период 80-х годов между США и Японией имелись крупные противоречия в области поставок американской кукурузы, между США и ЕС конфликты разгорались на рынке черной металлургии и макаронных изделий.
В начале 90-х годов значительные проблемы в экономических отношениях между США и Японией наблюдались на рынке страховых услуг, а также в области правительственных заку-
пок медицинского оборудования и средств те коммуникаций. В сфере страхования США стремятся к дерегуляции, как они это делают i многих других рынках, на которых фирмы CI имеют более сильные позиции. В Японии риканцы особенно сильно внедрились на рыи медицинского страхования и, наоборот, опа ются, что Япония ослабит свою жесткую ментацию деятельности японских страхови фирм и расширит доступ в эту сферу для свои страховых фирм-гигантов, которые станут курентами для США. В области госзакупок новных рынках, за исключением сельскохозяй| ственного, редки были и импортные квоть Однако при этом импорт всячески ограничивал! ся косвенным образом, что и являлось основным предметом торговых споров между Японией США. Во-первых, применялись, по мнении США, очень неопределенные требования Щ импортным товарам с точки зрения их «без-1 опасности». Во-вторых, японское правительство! открыто предпочитало закупки оборудования и| получение различных услуг от своих фирм, что! не устраивало США. Также США были против! сложившейся в Японии практики покупки ком-§ понентов крупными индустриальными компаниями по эксклюзивным договорам у отечественных поставщиков, хотя на самом деле это! можно расценивать как одну из принципиаль-1 ных особенностей японской организации про-| изводства.
Основные торговые противоречия между! США и ЕС в 90-е годы касались сельскохозяйст-1 венных рынков, защиты прав на интеллектуаль-1 ную собственность, а также рынка услуг.
РЫНОЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Важной сферой, в которой законы функционирования мирового рынка непосредственно влияют на географию мирового сообщества, является также региональная экономическая меж-
государственная интеграция. В географическом отношении она, по сути, означает изменение экономической карты мира, объединение и перераспределение сил и потенциалов субъектов
Мировой рынок: результат и фактор географического разделения труда
экономического взаимодействия. В то же время политическое оформление интеграции в многосторонних соглашениях и в создании общих структур межгосударственного управления еще более усиливает процесс объективного экономического сближения стран-участниц и в результате ведет к значительному изменению географии международных экономических связей, а в дальнейшем и производства.
На сегодняшний день существует целый ряд региональных интеграционных группировок разного размера и разной степени объединения национальных экономик. Из них важнейшей как по масштабу, так и по глубине интеграции является Европейский союз, объединявший до
1994 г. включительно 12 государств с населением
около 350 млн человек, к которому с 1 января
1995 г. присоединились еще 3 западноевропей
ские страны с населением 22 млн чел. В 1991 г.
странами — членами прежнего Европейского
сообщества были подписаны Маастрихтские со
глашения, вступившие в силу с 1 ноября 1993 г.
и имеющие целью создание валютно-экономи-
ческого и военно-политического союзов в рам
ках ЕС. К 2000 г. вне прямого членства в ЕС
в собственно Западной Европе оставались пока
Норвегия, Исландия и таможенная уния Швей
царии — Лихтенштейна.
Не столь интегрированной группировкой, но важной с точки зрения экономической мощи и численности населения выступает НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле, заключенное между США, Канадой и Мексикой и вступившее в силу с 1 января 1994 г. Оно охватывает регион с населением в 390 млн человек (1996).
В Латинской Америке в 1991 г. возникла группировка Меркосур, объединившая Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай с численностью населения около 200 млн человек. С 1 января 1995 г. объявлено превращение Меркосура из зоны свободной торговли в таможенный союз, что означает не только либерализацию взаимной торговли, но и согласование единых таможенных тарифов для третьих стран. Кроме того, страны — участницы этого соглашения, помимо установления свободного обмена товарами, декларировали распространение его на услуги, капиталы и рабочую силу, хотя пока здесь определенные шаги предприняты только в плане либерализации движения капиталов. Продолжается в Америке
и развитие интеграционного процесса «вширь»: рассматривается вопрос о приеме новых членов в группировки НАФТАи Меркосур, а также ведутся переговоры либо об объединении последних, либо об образовании еще более крупного интеграционного региона, в который войдут страны Северной Америки и большое число латиноамериканских государств.
Важной перспективной зоной интеграции в мире является Азиатско-Тихоокеанский регион, страны которого уже давно обсуждают формы более тесного многостороннего взаимодействия друг с другом. В мире существует также ряд менее крупных и в той или иной мере* интегрированных экономических группировок стран.
Хотя формирование региональных интеграционных группировок идет легче, чем многосторонние переговоры о снижении барьеров на мировом рынке, здесь также возникает множество серьезных проблем, вытекающих из столкновения интересов стран в их экономическом взаимодействии. Наиболее драматично это происходит в Европе как в отношении вступления в ЕС новых стран, так и в плане изменения форм интефации в рамках самого ЕС.
В 1994 г. решался вопрос о присоединении к ЕС четырех западноевропейских стран — Австрии, Финляндии, Швеции и Норвегии. В первых трех правящие структуры и проведенные референдумы вынесли положительное решение, тогда как референдум в Норвегии дал отрицательный ответ, как это уже произошло в этой стране за 22 года до этого. Также на протяжении ряда лет шло рассмотрение вопроса о включении в ЕС шести восточноевропейских стран, в отношении которых ЕС принял программу их частичной интеграции в свои структуры на первом этапе. Здесь уже больше препятствий к интеграции не со стороны желающих присоединиться стран, а на уровне самого ЕС, для которого принятие более слабых партнеров означает серьезные внутренние проблемы.
Одной из сфер наиболее выраженного столкновения интересов стран — членов ЕС и вступающих или готовящихся к вступлению в него стран является аграрный рынок. Сельское хозяйство стран ЕС отличается высокими издержками и, кроме того, пользуется особым отношением к своим проблемам со стороны общества в силу европейских социальных традиций. В целях поддержки этой отрасли в ЕС проводится
Компоненты и факторы географического разделения труда
единая сельскохозяйственная политика, содержанием которой является поддержание повышенного уровня сельскохозяйственных цен путем интервенций органов ЕС на аграрных рынках (централизованных закупок сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам), а также некоторые другие виды поддержки фермеров. На все эти цели в начале 90-х годов ЕС расходовал более 50% своего бюджета.
Адаптация к этому механизму стран Центрально-Восточной Европы представляет большую проблему. Аграрный сектор этих стран оказался в трудной ситуации после того, как, с одной стороны, был утрачен обширный рынок бывшего Советского Союза, а с другой — резко снизились возможности государственной поддержки отрасли. Кроме того, положение усугубил поток дешевых импортных продуктов из ЕС, цены на которые искусственно занижаются с помощью специальной системы субсидирования экспорта. Для защиты своих национальных рынков большинство государств Центрально-Восточной Европы стало применять высокие импортные тарифы на сельскохозяйственную продукцию. Также были созданы системы госзакупок сельскохозяйственной продукции по минимально гарантированным ценам для последующей ее продажи при повышении цен или для субсидированного экспорта. Наиболее развитая система интервенций на аграрном рынке и субсидирования экспорта была создана в Венгрии.
Хотя последнее и напоминает механизмы, применяемые в ЕС, это не снимает проблему. Быстрое вхождение восточноевропейских стран в аграрный рынок ЕС, во-первых, означало бы автоматическое выравнивание цен на уровне еще более высоких внутренних цен ЕС, который совершенно неприемлем для менее платежеспособных покупателей в Центральной-Восточной Европе. Во-вторых, это стало бы непосильным бременем и для самого ЕС, который в 1992 г. и так уже провел значительное снижение уровня цен. Заметим, что в Центрально-Восточной Европе доля сельскохозяйственного населения и относительная численность крестьянских хозяйств значительно выше, чем в странах ЕС, что означало бы дополнительную выплату через механизм интервенций больших средств из единого бюджета. Поэтому рассматривавшиеся варианты вхождения стран Центрально-Восточной
Европы в общеевропейский рынок предпс ли специальные поэтапные программы вклн ния аграрных рынков первых в рынки ЕС и i раллельную работу по встречному преобр нию механизмов регулирования.
В сравнении с ЕС страны Центрально-1 точной Европы имели более либерализовав аграрный рынок, что соответствует пр» альным целям ВТО и вообще мирового
Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 288 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
«Мировое и национальное хозяйство»
Издание МГИМО МИД России
Научная студенческая конференция «Международное движение капитала и участие в нем стран и регионов мира»
Прямые инвестиции Германии за рубежом
В статье рассматриваются особенности положения Германии в международном движении капитала, a также прямые инвестиции Германии за рубеж (ПЗИ). Кроме того, анализируются особенности приложения немецких ПЗИ в разных регионах
Ключевые слова: Германия, международное движение капитала, прямые иностранные инвестиции за рубежом (ПЗИ)
A.Abasheva. German foreign>
The article focuses on special features of Germany’s position in international movement of capital and German foreign>
Key words: Germany, international movement of capital, foreign>
Участие Германии в движении прямых инвестиций в мире
Роль мирового движения капитала в условиях глобализации неуклонно растёт. Особое значение приобретает движение прямых инвестиций, которые дают инвестору право участвовать в управленческом контроле над объектом вложения.
Особый интерес представляют собой крупные субъекты на мировом рынке прямых инвестиций. Германия, как одна из ведущих экономик ЕС, как раз и является одним из основных субъектов этого рынка.
Следует отметить, что Германия традиционно является нетто-экспортёром капитала, объём прямых зарубежных инвестиций Германии изначительно превышает прямые иностранные инвестиции в Германии (рис.1).
Рис. 1. Участие Германии в движении прямых инвестиций[1]
Согласно графику (рис.1)прямые инвестиции Германии за рубежом преимущественно преобладают над прямыми инвестициями в Германию, хотя сразу обращают на себя внимание показатели 2000 года. Прямые инвестиции в Германию составили 198,3млрддолл США, что превзошло показатель объёма немецких прямых инвестиций за рубежом (56,6млрддолл США), т.е. почти в 3,5 раза. Показатели этого года не являются типичными, повышение деловой активности телекоммуникационных, технологических и медиа компаний на фондовых рынках скорее было связано с приобретением компанией «VodafoneAirTouch»немецкой компании «Mannesmann».
Для участия Германии в движении капитала характерным является активное проникновение прямых немецких инвестиций на зарубежные рынки. В 1980-е годы Германия, желая освоить новые рынки и увеличить возможности сбыта, начала активный вывоз прямых инвестиций за рубеж.Размещение производства вблизи рынка сбыта более выгодно, нежели обычный экспорт. Во-первых, это позволяет снизить затраты на транспортировку продукции, адаптировать производимую продукцию к особенностям рынка сбыта, наладить систему сбыта, а также создать центры по предпродажной подготовке и послепродажному обслуживанию. Во-вторых, более низкая заработная плата квалифицированной рабочей силы за рубежом не может не привлекать инвесторов. Кроме того, за рубежом инвесторы имеют возможность избежать многих административных барьеров и жёсткого экологического законодательства, существующих в Германии.
В 2010 году Германия по объёму прямых инвестиций за рубеж в объёме 105млрд долл.[2] занимает 2 место в мире, уступая лишь США (329 млрд. долл.). По сравнению с 2009 годом Германия увеличила объём инвестиций на 34,6% (2009 г. — 78 млрд. долл.). Тем самым Германия оказалась на одну позицию выше Франции, которая в 2009 году была на 2 месте, но в 2010 годы из-за снижения прямых инвестиций за рубеж на 18,4% (с 103 млрд. долл. до 84 млрд. долл.) оказалась на 3 месте.
Географическая структура прямых зарубежных инвестиций Германии
Традиционными регионами приложения немецкого капитала являются Западная Европа (Франция, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания) и США.
Главным направлением немецких прямых инвестиций может считаться ЕС. На этот регион ежегодно приходится в среднем около 50% прямых инвестиций. Постепенно происходит увеличение немецких инвестиций в Центрально-Восточную Европу. Это в большей степени связано с вступлением в ЕС в 2004 и 2007 годах восточноевропейских стран. Наиболее крупные позиции среди европейских стран немецкие капиталовложения занимают в Австрии (62%), Словакии (35%), Венгрии (34%), Чехии (30% всех иностранных прямых капиталовложений).[3]
Второе место по приложению немецких прямых инвестиций занимает США, где немецкие ТНК не просто создают свои новые производственные мощности, но и поглощают действующие американские корпорации. Такие крупнейшие компании химической промышленности, какBayer, BASF и др., обеспечивают 25% своих оборотов именно на рынке США. Электротехническая компания Siemensзанимает одно из лидирующих мест в производстве рентгеновской аппаратуры, компьютерных томографов и энергетического оборудования. Кроме того, автомобильные компании Германии укрепили свои позиции на американском рынке. Подтверждением этому может являться слияние немецкого концерна Даймлер-Бенц с одним из крупнейших автомобильных концернов США — Крайслером в 1998 году. В ходе реструктуризации и перестройки производственной программы и новых капиталовложений в США встречные переводы средств двух стран составили десятки миллиардов долларов. В итоге, Германии сейчас принадлежит в DaimlerAG (бывшийDaimlerCryslerAG) 39% акций компании.[4]
Немецкие инвестиции в Европе и США в основном приходятся на кредитно-финансовый сектор, автомобильную и химическую промышленность.
В азиатские рынки вкладывается лишь незначительная часть всех иностранных инвестиций Германии. В китайский рынок немецкие предприниматели до сих пор инвестировали 18 млрд. евро, что составляет примерно два процента от иностранных капиталовложений ФРГ на общую сумму 850 млрд евро[5].По объёму капиталовложений в растущую экономику Китая Германия отстаёт от США и Японии. Немецкие инвесторы считают недостаточным уровень правовой защищённости, их не привлекает протекционизм, а также подделка товарных знаков знаменитых иностранных компаний.
В Россию поступает менее 1% объёма немецких прямых инвестиций. Для России же Германия является крупным инвестором, т.к. на неё приходится 25% [6] всех прямых иностранных инвестиций в России. Наибольший инвестиционный интерес Германии в России представляют топливно-энергетические проекты, в том числе и газопровод «Северный поток». Доля акций двух немецких компании в этом проекте в общем составляет 31% (WintershallHoldingGmbH(стопроцентная дочерняя компания мирового лидера химической промышленности BASF SE) — 15,5%; E.ON Ruhrgas — 15,5% [7]).
Одним из ключевых совместных инвестиционных проектов России и Германии является строительство немецким концерном Volkswagenв городе Калуга автомобильного завода. Согласно планам компании (2009 год) ежегодный выпуск должен составлять 150 000 автомобилей [8].
Кроме того, немецкой компании E.ON, находящейся на втором месте [9] среди немецких ТНК нефинансового сектора по количеству иностранных активов, принадлежит российская энергетическая компания ОГК-4 (ОАО «Э.ОН Россия»). Немецкие инвесторы не спешат направлять прямые инвестиции в Россию, и это вполне обосновано, поскольку по лёгкости ведениябизнеса (DoingBusiness) РФ занимает 120 место из 183 стран, причём по уровню защищенности инвесторов — 108 место [10].
Экономические последствия прямых зарубежных инвестиций Германии
Как уже было сказано ранее, Германия является основным субъектом мирового рынка прямых инвестиций. В результате активной инвестиционной деятельности Германия добивается двух экономических целей:
1. расширение сбыта, завоевание новых рынков;
2. повышение конкурентоспособности немецких фирм через укрепление капиталовложений за границей, что положительно влияет на статус Германии как страны привлечения инвестиций.
Источники
[2]. UNCTAD, based on annex table I.1 and the FDI/TNC database
URL: www.unctad.org/fdistatistics (дата обращения: 09.11.2011)
[4]. Ходов Л.Г. Германия как импортёр и экспортёр частного капитала
URL: http://www.ieras.ru/journal/journal4.2000/10.htm (дата обращения: 05.11.2011 )
[5]. Бёлингер М., Барановская М. Инвестиционный бум: чем привлекают друг друга Германия и Китай
URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,14956655,00.html (дата обращения: 17.11.2011)
[6]. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник.- 3-е изд. / под ред. А.С.Булатова/ с.147
[10]. Сайт оценки бизнес регулирования DoingBusiness
URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения: 15.11.2011)
Список использованной литературы
Источники: http://studbooks.net/1740294/ekonomika/investitsionnaya_politika_germanii, http://helpiks.org/7-79841.html, http://www.mirec.ru/2012-01/pryamye-investicii-germanii-za-rubezhom