Инвестиции в индустриально развитых странах

СОДЕРЖАНИЕ
0
135 просмотров
29 января 2019

Эффективность использования инвестиций в развитых и развивающихся странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Энхтайван Долгоон

Выполнен сравнительный анализ динамики накопления капитала и показателей эффективности его использования в развитых и развивающихся странах . Показано, что развивающиеся страны проигрывают развитым по основным индикаторам экономического роста , характеризующим эффективность инвестирования национальной экономики

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Энхтайван Долгоон,

Текст научной работы на тему «Эффективность использования инвестиций в развитых и развивающихся странах»

© Энхтайван Долгоон, 2012

УЛК 339.727.22/.24 Энхтайван Долгоон

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Выполнен сравнительный анализ динамики накопления капитала и показателей эффективности его использования в развитых и развивающихся странах. Показано, что развивающиеся страны проигрывают развитым по основным индикаторам экономического роста, характеризующим эффективность инвестирования национальной экономики.

Ключевые слова: инвестиционные ресурсы, развивающиеся страны, экономический рост.

В развитии экономики любой страны инвестиции играют решающую роль. От их объема, состояния инвестиционного процесса зависит решение социально-экономических задач, связанных с обеспечением экономического роста, роста жизненного уровня населения, конкурентоспособности страны, макроэкономической стабильности. Это задачи, которые наиболее остро стоят перед развивающимися странами и которые в значительной мере решены в развитых странах путем наращивания объема инвестиций и повышения их эффективности.

Основным источником инвестиционных ресурсов страны выступают сбережения компаний, домашних хозяйств и государства, которые идут, прежде всего, на накопление капитала, инвестируемого в национальную экономику.

Объем накопления капитала (инвестиций) прямо зависит от нормы накопления (в процентах ВВП) и абсолютного размера ВВП страны, являясь произведением этих двух величин. Очевидно, что страны с высоким уровнем ВВП обладают преимуществом перед остальными, имея возможность инвестировать сразу в несколько дополняющих друг друга производств.

Вместе с тем, высокий объем накопления капитала является необходимым и достаточным условием устойчивого экономического роста лишь при эффективном использовании инвестиций. Оценками эффективности являются капиталоотдача инвестиций и предельная капиталоемкость экономического роста.

Уровень и динамика нормы накопления капитала и капиталоотдачи различны у развитых и развивающихся стран (табл. 1). При более высокой, чем в развитых странах, норме накопления капитала в развивающихся странах (от 1,1 раза в 1990 г. до 1,4 раза в 2010—2020 гг.) капиталоотда-ча инвестиций в них ниже в

1,4 раза. Также различны уровень и динамика предельной капиталоемкости — индикатора, характеризующего отношение нормы накопления к приросту ВВП. В развитых странах его величина колеблется в пределах 8—11.

В наиболее крупных и интенсивно развивающихся странах (Китай, Индия, Индонезия) предельная капиталоемкость экономического роста равна 4—5 ед. (табл. 2).

Отмеченное различие в уровне и динамике макроэкономических характеристик экономик развивающихся и развитых стран обусловлено, главным

Динамика показателей экономического роста стран мира

Динамика предельной капиталоемкости ряда стран мира, единицы

1990 2000 2010 2020**

Производительность (тыс. долл. на душу населения)

Весь мир 7,1 8,3 11,3 15,9

Развитые страны 26,6 31,9 38,7 49,3

Развивающиеся страны 3,5 4,4 7,0 11,0

Накопление капитала, (% от ВВП)

Весь мир 23,7 22,2 22,1 22,0

Развитые страны 23,0 22,0 19,5 19,5

Развивающиеся страны 26,0 23,0 27,5 26,0

Капиталоотдача* (ВВП на единицу инвестиций долл.)

Весь мир 4,22 4,50 4,52 4,54

Развитые страны 4,35 4,55 5,13 5,13

Развивающиеся страны 3,85 4,36 3,64 3,85

Источник: Стратегический глобальный прогноз 2030. Под ред. А. Дынкиеа М. МАГИСТР, 2011 107-114 , *по среднегодовым курсам национальных валют к доллару США 2009 г., ** прогноз ИМЭМО РАН.

1980 1990 1995 2000 2005 2010

США 4,7 7,0 8,7 10,2 12,8 11,2

Австралия 10,3 8,7 8,4 7,3 7,9 8,4

Китай 5,0 3,9 — 4,0 4,5 4,8

Индия — 4,0 — 5,5 3,8 4,4

Составлено автором по данным Э.Василевского [МЭиМО, 2006, № 9], А.Салицкого [МЭиМО, 2011, №11], Ьйр:/ш1дие1-киа.

образом, различной структурой факторов роста ВВП (табл. 3): в развитых странах рост ВВП контролируется совокупной факторной производитель-ностью(СФП), в развивающихся — инвестициями в физический капитал.

Суммарный вклад труда и СФП в рост ВВП в развитых странах почти в два раза выше, чем в развивающихся. Высокий уровень СФП в развитых странах свидетельствует о том, что там инвестиции в большей степени сосредоточены в секторах интенсивного развития экономики с определяющей ролью человеческого капитала.. В развивающихся странах пока решающее

значение имеют инвестиции в физический капитал ( вклад капитала в темп роста ВВП в 1990-2007 гг. в близок к уровню 1953-1990 гг.)

Таким образом, развивающиеся страны проигрывают развитым по основным индикаторам экономического роста, характеризующим эффективность использования труда и капитала (финансового и человеческого). Учитывая, что уже накопленное богатство развитых стран является их решающим конкурентным преимуществом перед развивающимися странами, эффективное использования ресурсов, прежде всего, человеческого ка-

Параметры роста развивающихся стран с различной экспортной ориентацией

Структура факторов экономического роста основных стран мира

Голы Темп роста ВВП, % Вклал факторов в рост ВВП, % Трул + СФП

Трул Капитал СФП*

Развитые страны 1953-1990 5,2 27,6 23,8 43,5 71,1

1990-2007 2,2 33,7 10,6 55,5 89,2

Развивающиеся страны 1953-1990 6,1 27,2 51,4 20,1 47,3

1990-2007 5,2 24,3 43,2 32,3 56,6

‘совокупная факторная производительность = TFP (the total factor productivity) — доля вклада интенсивных факторов производства в прирост ВВП.

Пери- Группа ВВП на лу- Темп роста Доля в Накопление, Сбереже-

ол шу населе- ВВП на лушу мировом капитала, % ниекапи-

ния, лолл. населения % ВВП, % ВВП тала, % ВВП

1960— ЭПИ 2996 5,7 11,6 23,7 17,5

1973 ЭПР 9755 5,3 1,7 24,2 38,1

1974— ЭПИ 5893 5,1 19,5 30,5 27,6

1989 Э ПР 9233 0,7 2,9 29,4 35,8

1990— ЭПИ 10564 4,1 22,8 28,9 33,1

2004 Э ПР 8090 1,3 3,0 23,5 30,7

1960— ЭПИ 6687 4,9 19,1 27,9 26,5

2004 ЭПР 7726 1,8 2,6 25,6 32,7

Источник: МЭиМО, 2008, №2. World Development Indicators, 2006. Wash.2006.

питала, как необходимое условие включения бедных стран в мировые производственных цепочки обеспечит приоритетное развитие собственных, часто уникальных конкурентных преимуществ развивающихся стран.

. Необходимость эффективного использования капитала иллюстрирует сопоставление параметров роста экономики развивающихся стран, ориентированных на экспорт промышленной продукции (группа ЭПИ),

и развивающихся стран, сконцентрировавшихся на экспорте природных ресурсов (группа ЭПР) — табл.4.

В странах ЭПИ сбережения на 9095 % идут на накопление капитала (инвестиции в развитие), соответственно, темпы роста ВВП на душу населения на уровне

5 %. В странах ЭПР от 30 до 60 % сбережений не идут на накопление капитала — темпы роста ВВП на душу населения в 1974—2004 гг. не превышает 1,8 %.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ —

Энхтайван Долгоон — Российский университет дружбы народов.

Применение опыта индустриально развитых стран для развития инновационной сферы в Казахстане

Опыт индустриально развитых стран, добившихся успехов в освоении наукоемких технологий, повышении объемов производства и экспорта инновационной продукции (товаров, услуг), позволяет выделить следующие формы реализации политики развития инновационной сферы, которые могут быть использованы в Республике Казахстан:

­ стратегия «наращивания» — комплекс мероприятий долгосрочного характера, направленных на обеспечение постепенного наращивания на базе высоких технологий выпуска новой конкурентоспособной продукции для реализации в производстве и социальной сфере с использованием собственного научно-технического и производственно-технологического потенциала и с привлечением зарубежного опыта;

­ стратегия «заимствования» — комплекс мероприятий, направленных на освоение выпуска наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах, с использованием собственного инновационного потенциала страны. Далее наращивается производство продукции с развитием научно-технического и промышленного потенциала, способного самостоятельно проводить работы по всему инновационному циклу — от создания до реализации инновационной продукции;

­ стратегия «переноса» — комплекс организационно-экономических мероприятий, направленных на освоение производства продукции новых поколении, пользующейся спросом за рубежом, на основе использования зарубежного научно-технического и производственно-технологического потенциала в экономике страны путем закупки лицензий на высокоэффективные новейшие технологии. В последующем в стране создастся и развивается собственный научно-технический и промышленный потенциал, обеспечивается воссоздание всего цикла — от фундаментальных исследований и разработок до производства и реализации конкурентоспособной продукции на рынках страны и за рубежом.

В обрабатывающем секторе экономики может быть частично использована стратегия «заимствования», поскольку не утрачен научно-технический потенциал страны. Рациональное сочетание государственного сектора с предпринимательским в отдельных случаях позволит эффективно использовать основные элементы стратегии «заимствования» акцентировать инновационную деятельность, нарастить объемы производства наукоемкой конкурентоспособной продукцией.

Такие же условия и ограничения характерны для стратегии «наращивания». Ее можно успешно применить главным образом в отдельных отраслях промышленности реального сектора экономики.

Стратегия государственной инновационной политики должна строиться по-разному, применительно как к группам отраслей реального сектора экономики, так и к группам промышленных производств, то есть максимально использовать конкурентные преимущества, учитывая при этом «слабые места».

Приоритетом в выбранной стратегии государственной инновационной политики должны пользоваться высокоэффективные, достаточно быстро окупаемые инновационные проекты, в реализации которых могут участвовать государства Содружества на долевых началах, беря на себя часть рисков. При этом представляется важным создание условий для привлечения к этим работам частных инвесторов.

Инновационная стратегия, являясь функциональной, должна отражать инновационную политику предприятия, позволяющую повышать или поддерживать конкурентный статус выпускаемой продукции.

Вместе с тем инновационное развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала.

Следовательно, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия.

Анализ современной инновационной проблематики дает возможность выделить следующие основные виды инновации; инновация продукции (услуг); инновация технологических процессов, или технологическая инновация; организационная инновация и социальная инновация.

Выявление инновационных возможностей и недостатков в инновационном развитии предприятия целесообразно осуществлять с целью оценки возникающих у него инновационных возможностей, а также вероятных опасностей. Данный этан должен способствовать предвидению изменения экономической ситуации на предприятии в процессе реализации инновационного планирования. /17/

Прямые иностранные инвестиции: плюсы и минусы

Международное движение капитала, осуществляемое в форме прямых иностранных инвестиций, оказывает существенное влияние на развитие всех государств, однако особенно в них нуждаются страны с переходной экономикой, пострадавшие во время проведения реформ. Правительства этих стран пытаются привлечь как можно больше иностранных инвестиций, не обращая внимания на их неоднозначное влияние на социально-экономическое развитие.

С одной стороны прямые иностранные инвестиции, направляемые в основной капитал, приносят в принимающую страну новые технологии и методы управления, открывают новые рынки, ранее недоступные в силу невысокой конкурентоспособности отечественной продукции. Иностранные инвестиции поступают в страну в виде новых технологий, оборудования, которое отличается от отечественного более высокой производительностью, и поэтому оказывают на развитие национальной экономики более существенное влияние, чем внутренние инвестиции.

Кроме прямых эффектов, положительные результаты иностранного инвестирования наблюдаются на местных рынках: предприятие с иностранным капиталом заставляет «подтянуться» до мировых стандартов национальных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, а также местных производителей, пытающихся выдержать конкуренцию 100 .

Предприятия с иностранным капиталом предъявляют повышенные требования не только к качеству местного сырья и материалов, но и к рабочей силе; в регионе повышается уровень образования и профессионального мастерства, появляются новые рабочие места. Причем, в этом случае может наблюдаться мультипликационный эффект – увеличивается оборот на смежных предприятиях, у поставщиков сырья, комплектующих и услуг и, соответственно, появляется потребность в дополнительной рабочей силе. Например, в Польше и Румынии при вводе в действие завода компании «Coca-Cola» было отмечено появление на одного его работника семи-девяти рабочих мест на смежных предприятиях 101 .

Следует ожидать, что чем больше в страну поступает иностранных инвестиций, тем динамичнее она будет развиваться, однако, прямые иностранные инвестиции обладают при сравнении с национальными инвестициями рядом существенных отличий и преимуществ, среди которых более высокий уровень технологий и управления, колоссальные финансовые возможности, маркетинговый опыт. Эти преимущества делают конкуренцию с местными компаниями несовершенной, что неизбежно приведет к разорению не выдержавших ее отечественных производителей и поставщиков и как следствие к росту безработицы, вытеснению национального инвестора, ухудшению торгового баланса и другим негативным эффектам.

Одна из самых серьезных проблем иностранного инвестирования в стране с переходной экономикой состоит в том, что прямые иностранные инвестиции нуждаются в серьезных гарантиях и инвестор пытается самостоятельно организовать их защиту. В принимающей стране иностранный инвестор пытается контролировать не только организацию материально-технического снабжения, но и финансовую и политическую систему государства, а это снижает уровень экономической безопасности. Все эти процессы не могут не отразиться на социально-экономическом развитии страны, и отрицательное влияние прямых иностранных инвестиций будет также зависеть от масштаба иностранного инвестирования.

Необходимо отметить, что негативные процессы, связанные с прямыми иностранными инвестициями, не носят долговременного характера – нишу местных конкурентов и поставщиков займут предприятия с иностранным капиталом, после установления контроля над экономикой и финансовой и политической системой отрицательное воздействие прямых иностранных инвестиций прекратиться и страна будет развиваться стабильными темпами, приближаясь к показателям стран-инвесторов.

При увеличении притока прямых иностранных инвестиций наблюдаются три стадии инвестиционного процесса: вначале, на первой стадии, при небольших объемах инвестиции способствуют экономическому росту, затем, на второй стадии, наблюдается спад, вызванный негативными последствиями и наконец на третьей стадии, после установления контроля над экономикой, отмечается подъем.

В общем виде влияние прямых иностранных инвестиций на развитие принимающей страны выглядит как разница положительного и отрицательного воздействия и легко моделируется.

Перед страной с переходной экономикой, принимающей иностранные инвестиции, стоит важная задача определить оптимальное соотношение иностранного и национального капитала, которое позволит ускорить темп ее развития и избежать негативных последствий зарубежного инвестирования.

Для решения этой проблемы имеет смысл воспользоваться опытом европейских стран с переходной экономикой, которые в рамках интеграции в ЕС сняли все барьеры на пути движения к себе международного капитала. Макроэкономические показатели стран Центральной и Восточной Европы – Польши, Словакии, Чехии в период 1995-2005гг., свидетельствуют о трех стадиях развития экономики, причем продолжительность второй стадии в этих странах одинаковая и составляет около двух лет.

Следует отметить, что если бы причиной этих колебаний были внешние, глобальные проблемы (например, азиатский финансовый кризис 1997-1998гг.), то стадия спада совпала бы по времени во всех странах. Однако, началу второй стадии (спада) в Чехии соответствует конец 1996г., а в Польше – конец 2000г., что соответствует стадии подъема Чехии. Можно предположить, что причиной негативных явлений в странах этой части Европы является скорее их внутренняя проблема, нежели внешнее воздействие.

На наш взгляд, этой проблемой являются прямые иностранные инвестиции. Если сопоставить относительные объемы прямого иностранного инвестирования (рассчитываются как отношение накопленных прямых иностранных инвестиций в реальном ВВП) и темпы роста ВВП, то можно отметить практическое совпадение стадий в зависимости от масштаба иностранного инвестирования.

Инвестиционный опыт стран Центральной и Восточной Европы показывает, что прямые иностранные инвестиции стимулируют национальную экономику, пока их объем не превышает 12% ВВП, затем наблюдается отрицательный эффект, который наступает при объеме накопленных иностранных инвестиций в 15-17% ВВП. Дальнейшая передача экономики под контроль иностранного капитала приводит к стабилизации роста, приближению к макроэкономическим показателям индустриально развитых стран, правда, ценой потери экономической самостоятельности государства.

По данным Госкомстата, объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России на 1 января 2008г. составил 220,6 млрд.долл., из этой суммы прямые капиталовложения составили 103,1 млрд.долл., что составляет 7,2% от ВВП. Однако эти данные нуждаются в корректировке, так как половина из таких капиталовложений имеет сомнительное происхождение и не обладает свойствами прямых иностранных инвестиций.

Смысл иностранного инвестирования для страны с переходной экономикой состоит в передаче иностранцам части своих активов (месторождений полезных ископаемых, предприятий, финансовой системы, рынков сбыта и т.п.) в обмен на решение определенных задач. Если перед страной стоят такие задачи, как восстановление экономики, погашение внешней задолженности, то, несомненно, следует привлекать иностранные инвестиции в отрасли, характеризующиеся высокой бюджетной эффективностью – в добывающую промышленность, металлургию. Если задача стоит в повышении жизненного уровня населения, конкурентоспособности промышленности, то поток инвестиций должен быть направлен в отрасли, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Эффект от инвестиций для принимающей страны проявляется в зависимости от отраслевой направленности прямых иностранных инвестиций в различных сферах – коммерческой, социальной, бюджетной, поэтому регулируя приток иностранных инвестиций в отраслевом разрезе, можно решать различные проблемы и достигать определенных результатов.

Вместе с тем отраслевая направленность иностранных инвестиций в России не соответствует новому курсу правительства и инвестиционная стратегия в отношении иностранного капитала, под контроль которого передаются ключевые отрасли экономики страны, требует серьезной корректировки.

В стране наблюдается опасная закономерность – высокая степень корреляции (более 0,95) между отраслевой направленностью иностранных инвестиций и видами экономической деятельности, дающими основной ВВП (табл.1) и обеспечивающими поступление валюты в страну (табл. 2). 102

Таблица 1 — Поступление иностранных инвестиций и ВВП России по видам экономической деятельности в 2003-2006гг.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-investitsiy-v-razvityh-i-razvivayuschihsya-stranah, http://studwood.ru/1280646/ekonomika/primenenie_opyta_industrialno_razvityh_stran_razvitiya_innovatsionnoy_sfery_kazahstane, http://studfiles.net/preview/4053990/page:56/

Комментировать
0
135 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно