Инвестиции в сфере культуры их эффективность

СОДЕРЖАНИЕ
0
36 просмотров
29 января 2019

Инвестиции в сфере культуры их эффективность

В.Б. Угрюмов, (Доцент кафедры связей с общественностью, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ)

Серия «Гуманитарные науки», № 7-8 2012

В статье на материалах Архангельской области рассматриваются особенности реализации государственной культурной политики субъекта РФ. По мнению автора, культурная стратегия XXI века предполагает формирование культурной среды, гармонически соединяющей самовыражение творческой личности, потребности человека и социальное развитие региона.

Г осударство играет ведущую роль в инвестировании в человека. Быстрый рост так называемых новых индустриальных стран во многом объясняется массированными вложениями в человека, опережающим ростом «человеческого капитала». Современные теории экономического роста обосновывают все возрастающее значение вложения средств в человека.

Во всем мире практика общественного строительства и укрепления демократических ценностей показывает, что экономические и политические права не могут быть реализованы в отрыве от социальных и культурных прав. И это – неделимая совокупность целей. Экономические и политические факторы определяют образ и уровень жизни, выбор экономических моделей определяет будущее. Но при этом именно культурные факторы формируют восприятие обществом своего собственного будущего и определяют выбор средств для его строительства, в том числе, выбор экономических и политических моделей поведения.

Культура формирует мышление, воображение, поведение человека, является источником знаний, осмысления себя в мире, признания и одновременно формирования системы ценностей. Культура выстраивает взаимопонимание и обеспечивает сосуществование. Стратегия развития культуры, культурное строительство определяет общественное развитие не в меньшей степени, чем экономические и политические стратегии. Вкладывая силы и средства в культуру, социум определяет вектор общественного развития.

Культурная стратегия XXI века конечной своей целью предполагает формирование культурной среды, гармонически соединяющей самовыражение художника, потребности человека и социальную направленность развития.

Главным субъектом государственной культурной политики закономерно признается государство, которое не только располагает наибольшим объемом ресурсов, но и разнообразными управленческими органами, оказывающими непосредственное воздействие на различные секторы культурной сферы [2, с. 47].

Поскольку государственная культурная политика реализуется за счет ресурсов, принадлежащих всему обществу, именно поэтому в задачу государства входит согласование интересов всех субъектов культурной жизни, что предусматривает достижение общественного согласия относительно концептуальных представлений о месте и роли культуры в жизни общества. Наконец, именно государство должно обеспечить сохранение многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы ценностей в едином культурном пространстве. Все вышеотмеченное и позволяет разрабатывать и осуществлять культурные программы посредством распределения различного вида ресурсов.

Особый ресурсный потенциал социально-культурного и экономического развития Архангельской области составляют ее рекреационные возможности, колоссальные культурные, духовно-исторические ценности. Русский Север – уникальная по степени сохранности культурных традиций территория. В основе севернорусской культуры всегда лежали духовное единство и склад характера, столетиями вырабатывавшийся в процессе адаптации к суровым условиям жизни. Эта духовно-нравственная общность формировала сознание, гарантировала устойчивость социума и преемственность культуры. Духовная устремленность, которая не развивалась сознательно, очень сильна в севернорусском характере.

Культурное наследие Архангельской области было и остается краеугольным камнем построения всей системы культурной политики.

На территории области сконцентрировано большое число культурно-природных комплексов, культурных и исторических объектов: археологические памятники от палеолита до позднего средневековья, в том числе неолитические святилища на Соловках, древние славянские и чудские поселения X–ХV столетий на реках Моше, Ваге, Вели, Емце, Пинеге. Сохранились русские фортификационные сооружения, монастырские ансамбли.

Отличительной особенностью Архангельской области является наличие на ее территории выдающихся архитектурных памятников – образцов культового деревянного зодчества.

Многие природные территории и культурно-исторические объекты являются уникальными памятниками мирового значения. Достаточно упомянуть такие, как ансамбль Соловецкого монастыря, Антониево-Сийский и Веркольский монастыри, памятники Каргополя, Сольвычегодска, Гостиные дворы в г. Архангельске и др.

Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» признаны особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации. В Список Всемирного наследия включен ансамбль памятников Соловецких островов.

Архангельская область славится многими известными центрами самобытных народных промыслов.

На территории Архангельской области активно работают более тысячи учреждений культуры и искусства: 508 библиотек и 418 культурно-досуговых организаций, 50 образовательных учреждений, 23 музея, 7 театров и концертных организаций.

Накопленный потенциал культуры обуславливает необходимость комплексной и целевой поддержки развития важнейших направлений сферы культуры региона.

Основная функция органов культуры – организация культурной жизни региона, т.е. всей совокупности возможностей общения человека с художественной культурой. Способ такой организации – программное регулирование, координирующее традиционные и экспериментальные формы, этническое и общекультурное разнообразие, элитарное и массовое в культуре, профессиональное и любительское творчество, использование наследия и создание новых ценностей.

Региональная программа развития сферы культуры становится средством, позволяющим определить приоритеты, скоординировать и установить очередность необходимых преобразований.

Программное регулирование предполагает особые принципы бюджетного финансирования, когда финансируются не объекты, не наследие, не мероприятие, а государственная социально ориентированная культурная политика.

Потенциал программно-целевого управления нашел отражение в разработанной в 2012 году государственной программе Архангельской области «Культура Русского Севера (2013-2015 годы)».

Государственная программа рождалась в новых условиях, когда «давление» рынка ощущается все сильнее, когда происходит процесс дерегулирования, приватизации функций государства.

Целью программы является сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия Архангельской области, обеспечение потребностей населения Архангельской области в услугах, предоставляемых учреждениями культуры и образовательными учреждениями в сфере культуры и искусства.

Реализация мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области и средств от внебюджетной деятельности государственных учреждений культуры Архангельской области и муниципальных учреждений культуры муниципальных образований Архангельской области.

Проект программы прошел финансово-экономическую экспертизу, обсуждался на заседании комитета по культуре и туризму областного Собрания депутатов, был выложен в информационно-коммуникационной сети Интернет для ознакомления общественности. Наконец, проект программы прошел обсуждение и был поддержан на расширенном заседании общественного экспертного совета по культуре и туризму при Архангельском областном Собрании депутатов [1]. Подобное широкое обсуждение – реализация механизма «обратной связи», который необходим подлинной демократии [3, с. 48].

Практика подтверждает эффективность решения проблемных вопросов развития сферы культуры программным путем. Программный подход позволяет с максимальной социальной и экономической эффективностью решать задачи культурного развития, сохранения и приумножения культурных ценностей, приобщения к культурным благам и творческой деятельности различных категорий населения.

Одна из актуальных проблем Архангельской области – формирование инвестиционной политики. И здесь серьезные возможности для решения может предложить культура. Инвестируя в культуру, Архангельская область «решает и глобальную социальную задачу: развитие креативного класса и формирования пространства для его реализации [4, с. 35].

Располагая мощным культурным потенциалом, область является перспективной территорией для развития культурного туризма как средства привлечения дополнительных финансовых источников, формирования ее инвестиционной привлекательности. Подобный путь в какой-то степени новый для зарождающихся в России рыночных условий, но он пройден другими странами и достаточно реален, причем не связан с угрозой ухудшения экологической ситуации и с социальными конфликтами. Особенно он важен для тех территорий, которые обладают богатейшим потенциалом культурного и природного наследия.

Положительными сторонами культурного туризма как ресурса социально-экономического развития области являются:

  • социальное влияние — в поддержке устойчивого развития населенных пунктов Архангельской области, которое важно прежде всего для местного сообщества;
  • экономическое значение — в развитии отраслей экономики, создании рабочих мест, привлечении средств делового мира, заинтересованного в своем будущем.

Следует отметить также, что на Русском Севере важную роль играет модель развития, ориентированная на большое значение локального культурного обслуживания и поддержку культурных инициатив, содействующих развитию культурных субрегионов.

Возрастает роль субъекта, в данном случае, Архангельской области, в формировании программных приоритетов, способствующих сохранению культурной целостности области, и местного уровня – в подчеркивании своеобразия своих территорий.

Значимой является стратегия стимулирования традиционных для Русского Севера видов и жанров любительского художественного творчества, стабильно работающих художественных коллективов в качестве эффективного средства культурного обслуживания населения, расширения возможностей для самореализации местного сообщества; поддержки фестивалей, праздников и других культурных событий, формирующих положительный имидж региона.

С 2011 года Правительством Архангельской области реализуется проект «Созвездие северных фестивалей», который объединяет наиболее яркие события культурной жизни муниципальных образований Архангельской области. Главной целью проекта является содействие формированию системы культурной деятельности, обеспечивающей событийную основу для развития туризма, и увеличению роли муниципального сектора культуры в социально-экономическом развитии территории.

Из 26 муниципальных образований Архангельской области в проекте приняли участие 14. В рамках этого проекта в 2011 г . в муниципальные районы направлено более 3,5 млн. рублей.

В текущем году министерство культуры Архангельской области продолжило проект. Это значит, что муниципальные образования – участники проекта получили соответствующую финансовую поддержку.

Еще одним перспективным направлением может стать формирование «узлов коммуникации» как территорий Архангельской области, так и Архангельской области с другими территориями, позволяющих создавать и развивать сетевые туристические маршруты.

Один из них российско-норвежский проект «Холодные берега – близкие отношения»: история северного мореплавания и полярных экспедиций», посвящённый полярному капитану А.С. Кучину, уроженцу Онежского района.

Проект «Художественное освоение Арктики» государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» посвящен сохранению и презентации наследия художников Русского Севера. Среди них — имя художника, исследователя Арктики А.А. Борисова, чья биография сама по себе связывает территории Архангельской области, Ненецкий автономный округ, Арктику, территории Баренцева Евро-Арктического региона.

Роль культуры как фактора развития человеческого капитала наиболее ярко проявляется на примере международного культурного сотрудничества Архангельской области в рамках Баренцева Евро-Арктического региона. Ведь именно международное культурное сотрудничество вносит большой вклад не только в качество культурной среды, но и в распространение в мире национальной культуры [5, с. 71].

Поэтому культура была поставлена в авангарде контактов в Баренцевом Евро-Арктическом регионе, богатом природными ресурсами. Территории Баренцева Евро-Арктического региона – Северо-Запада России и стран Северной Европы – имеют приоритетные направления культурных и исторических связей, которые должны перевоплотиться в систему совместных проектов: исследовательских, туристических и т.п. Главная задача состояла в том, чтобы подготовить для них почву, создать условия для реализации.

Наглядными результатами сотрудничества стало привлечение средств департамента Риксантикварен Министерства окружающей среды Норвегии на реставрацию памятников национального парка «Кенозерский»; участие партнеров по Баренцеву сотрудничеству в разработке выставочных проектов, обмене опытом в сфере библиотечно-информационного обслуживания.

В этой связи огромную роль играют мероприятия, нацеленные на обмен информацией, прежде всего, в области истории, краеведения. Одна из задач – развитие на Русском Севере информационной сети, пополняющей банк данных по народным традициям, фольклору, содействующей развитию культурного туризма, малому бизнесу, созданию новых способов документирования данных для будущей, «виртуальной» жизни.

При этом необходимо учитывать такие аспекты, как аспект сохранения и документирования, аспект настоящего и будущего времени, связанные с использованием народных традиций в области туризма, производства.

На первом этапе культурного сотрудничества лидирующую функцию и основной груз работы взяли на себя руководители органов управления культурой территорий – участников Баренцева региона. Впоследствии инициатива и лидерство стали перераспределяться между участниками сотрудничества.

Начала складываться система, строящаяся на паритете различных видов субъектов культурной деятельности. Заданная сверху и соответствующим образом организованная деятельность постепенно начала формировать потребность в культурных контактах, и в реорганизации собственной культуры «снизу».

«Негосударственная» сфера культуры, как показал опыт взаимодействия, оказалась более способной оперативно реагировать на предложения об установлении контактов. В результате в каждой из стран образовался слой деятелей культуры, специализирующихся на контактах, прокате внутри региона.

Сотрудничество в рамках Баренцева региона оказалось весьма эффективным и полезным. В пространство взаимодействия последовательно «втягивается» все большее число людей, творчески и автономно реализующих свои проекты, происходит осознанный переход от случайных взаимодействий к развернутой практике долгосрочных контактов.

Формирование образа, поиск имиджа территории – не просто дань моде, а технология, позволяющая устанавливать ориентиры для разработки документов долгосрочного действия.

В связи с этим задача учреждений культуры – поддерживать имидж Архангельской области во внешней среде, давая о ней представление, и стимулировать активность тех, кто является её гражданами.

Задача власти – стимулировать производство тех культурных услуг, которые создают престиж области, повышают самосознание местного населения, рождают чувство принадлежности к Русскому Северу.

Необходимо продолжать линию, связанную с поиском имиджа территории, важного для формирования инвестиционной, туристической привлекательности, для поддержки культурной идентичности, формирования качества жизни.

В этой связи особое значение имеет участие Архангельской области в Европейской выставке «Деревянная архитектура через века. Реставрация и сохранение» (Лейпциг, 2012), демонстрирующей уникальный пласт культурного наследия Русского Севера – деревянное зодчество, что способствует привлечению к ней внимания европейской публики.

Подобные проекты решают задачи развития, помогая увидеть то особенное, что исторически свойственно данной территории и её людям; содействовать коммуникации, в которой это особенное выявляется.

Найденная тем самым проектная идея становится точкой пересечения интересов. Эта точка – в культуре, то есть в исторических традициях, культурном контексте данного места, в человеческом капитале, в именах людей, прославивших своё место.

Все перемены совершаются усилиями людей. Поэтому самореализация человека – предоставление возможностей каждому познакомиться с культурным наследием и культурным потенциалом в социальном контексте и внести свой вклад в процветание своей территории, помощь отдельным людям в раскрытии собственных способностей, – основа культурной политики.

Культура и ее воплощение остаются великим делом. Государство не увидит результатов своих инициатив и решений текущих вопросов, если проигнорирует консолидирующий фактор культуры или не придаст ему достаточного значения.

1. Ашиток Л. Вектор движения. Разработана «дорожная карта» для архангельской культуры // Архангельск.2012. №42.С.24.

2. Востряков Л.Е. Культурная политика: подходы и концепции западных исследователей // Научные труды Северо-Западной академии госудасрвтенной службы. 2011. Т. 2. Вып. 1. С. 42–52.

3. Путин В.В. Демократия и качество государства // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2012. № 1. C . 45–57.

4. Путин В.В. О наших экономических задачах // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2012. № 1. C . 29–44.

5. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2012. № 1. C . 58–77.

Инвестиции в культуру – меценатство или инструмент эффективного бизнеса новой России?

Юлия КУЛИКОВА

Современные исследования, посвященные культуре, показали огромный, все возрастающий интерес к этой сфере. Бизнес-предпринимательство так же есть важная сфера самореализации и творчества. И прежде всего, нам стоит обратить внимание на ключевые понятия, о которых пойдёт речь. Современные исследователи выделяют множество определений культуры: культура как ценность, как способ адаптации к жизни, как социальная норма, как социальная память, как социальная коммуникация, как язык, как деятельность, как творчество, как социальный опыт. Не все, но многие из этих понятий стали важны и для бизнеса с началом XXI века. С возникновением креативного класса одним из факторов бизнеса стало то, что источником делового успеха является не только наличие средств, но и нематериальные понятия, такие как нравственность, порядочность, этика и мораль, достоинство и уважение личности. В современных понятиях культуры и бизнеса характерны единство человеческих ценностей и традиций.

Основным элементом духовной культуры являются моральные ценности. В современном бизнесе, основанном на социализации, моральные ценности так же начинают играть всё большую роль. В условиях перехода к рынку культура становится неотъемлемой частью современных реалий и в области духовной жизни. Культура не может существовать изолировано от развития общества. Именно поэтому в реалиях современного рынка создаются условия для интеграции сферы бизнеса в культуру. Предпосылки к этому появились ещё в прошлом веке. Например, путешествие как способ не только отдыха, проведения досуга, но и познания мира. Реализовать тягу к перемене мест поможет туризм, который возник на пересечении, с одной стороны, интересов к культуре, истории, а с другой – на предпринимательском мотиве удовлетворить имеющиеся потребности. Искусство призвано удовлетворять эстетическую потребность человека. Для того чтобы приобрести произведение искусства или даже его копию необходимо заплатить определенную цену. Чтобы наслаждаться спектаклем в театральном зале или кинофильмом в кинотеатре надо купить билет.

Культура и бизнес – самые значимые способы самовыражения человека. Они могут задействовать человеческие ресурсы самым удивительным образом. Посмотрите вокруг – весь бизнес окружен искусством. В истории всегда были успешные промышленники и купцы, среди которых часто встречались меценаты. В Российской империи яркими примерами были семьи Шереметевых, Морозовых, Голицыных. Спонсорство и особенно благотворительность стали практически философией нравственности современного бизнеса.

Наиболее продвинутой страной в развитии предпринимательского начала в культуре и искусстве являются США. Это обусловлено объективной причиной. США еще 200 лет назад отказались поддерживать культуру и искусство на уровне государства, но создали условия, при которых организации культуры и искусства активно и плодотворно взаимодействуют со всеми субъектами культурной политики и в первую очередь с бизнесом. В европейских странах государство более мощно патронирует эту сферу. Следуя современной тенденции, европейские государства начинают принимать законы, ретранслируя часть своих забот о культуре непосредственно бизнесу. Современный российский бизнес наряду с устойчивым финансовым положением имеет совершенно уникальный опыт не только выживания, но и мощного развития в условиях свободной конкуренции. Этот поистине уникальный опыт может стать неоценимым для вхождения российского бизнеса в сферу культуры и искусства.

По словам Михаила Борисовича Пиотровского, директора музея «Эрмитаж», доля дохода от государства в музее составляет 60-70%. 20% — их собственные заработки (билеты, спецпрограммы, проведение выставок, где музей деньги за авторские права). Оставшиеся 10-20% — средства меценатов. В Европе есть немало примеров, когда доля государства минимальна, а музеи и другие культурно-досуговые центры повышают свои доходы за счёт инвестиций и грамотной маркетинговой политики. Деньги идут к тем, кто умеет их зарабатывать.

Развитие интеграции культуры и бизнеса в России нуждается не только в предпринимателях, готовых инвестировать, но и в талантах способных реализовать себя в творчестве и организаторах-практиках, создающих условия для эффективного развития.

Российская Федерация, богатая своим многовековым культурным наследием, опытом и исторически значимыми местами является, прямо скажем, практически незанятым рынком для инвестиций. Государство и общество должны поддержать инициативы бизнес сообщества по коммерциализации культурной сферы. Россия вполне может в результате получить новый «Золотой век культуры», который лишний раз докажет мировому сообществу, что наша страна – это великое культурное, образованное, мудрое государство.

Частные инвестиции в сфере культуры

Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков.

Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества.

По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И. Мамонтова, Частная опера С.И. Зимина и т.д. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева, содержавшей 3279 томов.

Хотя до конца не ясно, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций, но какими бы мотивами они ни руководствовались — тщеславием, выгодой или просто любопытством — важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв. произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель, Бенуа и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.

Современное меценатство в России находится на стадии становления. Десять лет новейшей истории возрождения меценатства в России были богаты на события. История этих лет не была безмятежно-благополучной ни для страны в целом, ни для того процесса, о котором идет речь.

Первые годы новейшей российской истории еще во многом сохраняли инерцию советской культурной политики. Государство продолжало практику планового патронирования культуры, но уже утратило монополию на нее. В конце 80-годов в ряду новых слов «перестройка» и «гласность» свое законное место заняли слова «спонсор» и «меценат».

Эти звания тогда звучали гордо. Давали не часто, но щедро, что называется, «от души». И даже, можно сказать, вызывающе демонстративно. В 1992 году все художественное сообщество возбужденно обсуждало массовые закупки молодыми банкирами произведений современных художников, положивших начало первым корпоративным коллекциям в России. Это были жесты очевидно не коммерческие, но явно символические. Цены были уплачены чрезвычайные, а подбор авторов состоял из художников, бывших в немилости у официальных властей.

Помимо известной функции наведения глянца на портреты спонсоров, широкое распространение получила, так называемая, «принудительная благотворительность» как плата за доступ в кабинеты крупных чиновников, к бюджетным деньгам, к национальным ресурсам. Примером такой благотворительности может служить опыт строительства храма Христа Спасителя в Москве.

Этот период был и самым ярким по количеству благотворительных акций, и самым скандальным по злоупотреблениям налоговыми льготами и «отмыванием» в этом секторе «теневых капиталов».

После финансового кризиса в августе 1998 года с арены российской благотворительности и меценатства исчезли многие заметные участники. А оставшиеся значительно сократили свою долю взносов в поддержку культуры, перенацелив средства на социальные программы. Меценатами стало быть не модно. И закон «О меценатах и меценатстве»17 сгинул где-то в недрах Государственной Думы, так и не родившись.

Меценатство стало более «целевым». Больше внимания теперь уделяли предприниматели провинциальным культурным проектам, главным образом, в тех регионах, куда после дефолта сместились интересы многих банков и компаний. Бум корпоративного собирательства произведений изобразительного искусства резко пошел на спад. А вот театры сумели сохранить к себе интерес меценатов. В основном теперь поддержка оказывалась конкретным спектаклям или программам, и только некоторые наиболее успешные театры имели возможность указывать на афишах имена своих Генеральных спонсоров: Росбанк в «Современнике», «Русское золото» в Ленкоме, Внешэкономбанк — в театре Фоменко… Но таких счастливчиков осталось значительно меньше, чем в докризисные времена. Из всех перипетий этого периода можно сделать один утешительный вывод. Сначала кризис 1998 года и недавний финансовый кризис подкосили многие финансовые институты, но не прервали традиции благотворительности и меценатства.

На смену прежним олигархам пришли новые участники. Возможности каждого из них по отдельности, может быть, и не очень впечатляющи, но именно они теперь становятся движущей силой процесса возрождения традиций меценатства в России.

Хотя, безусловно, не все так безоблачно, как хотелось бы. Так для меценатов актуальными остаются следующие проблемы

  • * Неупорядоченные отношения с государством и субъектами региональной власти из-за отсутствия закона.
  • * Использование пожертвованных средств не по назначению, в том числе — использование средств в корыстных целях частными лицами.
  • * Отсутствие государственных гарантий безопасности данной деятельности, отсутствие государственной защиты меценатов.
  • * Отсутствие льгот для лиц, занимающихся меценатством
  • * Отсутствие систематизированной информации по всем без исключения вопросам, касающимся меценатской деятельности.
  • * Не информированность населения о состоянии дел в меценатстве и о меценатах.
  • * Отсутствие программы развития меценатства в России.

У даропринимателей же, претендующих на поддержку меценатов, так же есть ряд факторов, вызывающих трудности:

  • 1. Полное отсутствие достоверной информации о меценатах и меценатской деятельности в России.
  • 2. Отсутствие органов, располагающих информацией о меценатстве и, как следствие — незнание, куда обращаться в случае необходимости
  • 3. Отсутствие общественных организаций, серьезно и компетентно занимающихся вопросами меценатства.

Спонсорство же — это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Более точно в содержательном смысле выглядит следующее определение спонсорства: спонсорство — это, как правило, деятельность юридических лиц, основанная (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности с одной стороны, и коммерческой компанией с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу.

Спонсирование в сфере культуры и искусства стало важнейшей составляющей современного бизнеса. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента, а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего человеческие ценности и творчество.

В России развитие цивилизованного спонсорства еще пока в стадии формирования. И в подтверждение тому можно отметить нечеткий правовой статус данного понятия. В российском законодательстве достаточно четко определено понятие «благотворительная деятельность», менее конкретно — «спонсорство», и совсем не было определено «меценатство».

Но было бы неверно не отметить очевидное движение в развитии спонсорства вообще и в частности спонсорства культуры. Сегодня собственные спонсоры есть у каждого крупного музея: иногда генеральный, иногда целевой; свои спонсоры у театров, особенно известных, столичных. Одним из наиболее успешных столичных театров с точки зрения поиска финансовой поддержки до недавних пор считался театр «Сатирикон». Здесь к дарителям относятся с особой бережностью: популяризируют в буклетах, благодарят на премьерах, вручают дипломы и так далее.

В таблице 2 приведены подробные данные по театрам и организациям и тому, кто являлся генеральным спонсором театра или конкретного спектакля или фестиваля. Также приведены суммы в рублях, выделенные спонсором для проведения того или иного мероприятия.

Таблица 2. Данные по мероприятиям/учреждениям и их генеральным спонсорам

Генеральный спонсор (наименование / сумма вложенных средств (млн. рублей))

Спектакль «Три товарища» Театр Современник

Росбанк (2,5 млн. рублей)

Фестиваль «Музыка, театр, кино», 02.11.2010 — 05.12.2010

Мособлбанк (1,3 млн. рублей)

Международный конкурс гитаристов и барабанщиков, сентябрь 2010

Компания Yamaha (1 млн. рублей)

Московский международный кинофестиваль, 2010

Компания Мегафон (2,1 млн. рублей)

Московский международный кинофестиваль, 2009

Компания Панавто (3 млн. рублей)

Спектакль «Дядя Ваня» Александринский театр

Северо-Западный банк Сбербанка России (400 тыс. рублей)

Спектакль «Жизнь и судьба» Академический малый драматический театр, Санкт-Петербург

ОАО «Норильский никель» (нет данных)

Фильм «Ночной дозор»

Компании МТС, NOKIA, Nescafe, Rambler,Audi (140 млн. рублей)

Ценность многих произведений искусства постепенно увеличивается, а время от времени возникающий в обществе интерес к определенным направлениям искусства обеспечивает высокую доходность при правильной оценке тренда. Однако такой способ вложения денег имеет достаточное количество сложностей. Инвестиции в искусство являются одними из самых рискованных. При решении вопроса о целесообразности таких капиталовложений необходимо учитывать сложность оценки стоимости предмета, в которой значительную часть занимает субъективная составляющая, отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского интереса, трудности, связанные с установлением подлинности произведения, невозможность вывоза из страны, низкую ликвидность и прочие особенности. По оценкам экспертов, риски снижаются лишь при покупке очень дорогих произведений на длительный срок, что недоступно рядовому инвестору.

Мировая практика рассматривает три базовые стратегии инвестиции на рынке искусства, с учетом вероятных рисков подделок, высокими транзакционными издержками, отсутствием прозрачной информации о спросе, предложении и ценах на предметы искусства, а так же их низкой ликвидностью по сравнению с другими альтернативными инвестиционными рынками:

1) Инвестиции в искусство, просто, как инвестиции:

основным критерием здесь является уверенность инвестора в возможности многократного умножения цены предмета искусства в долгосрочной перспективе. Основой для принятия такого решения могут служить данные аналитического характера о тенденциях роста или недооцененности ряда работ, или выделение бюджета на агрессивную популяризацию картин одновременно с их приобретением.

  • 2) Инвестиции, как коллекционирование: размещение капиталов во всех сегментах арт-рынка без стратегии рационального выхода таких инвестиции. Капиталовложения осуществляются здесь не с целью максимизировать рентабельность инвестируемого капитала, а с целью сохранения культурного наследия или радостью владения.
  • 3) Инвестиции, как фондовый арт-индекс: инвестиции в искусство на традиционном рынке капиталов, ориентированные на покупку акций компаний, значительная часть бизнеса которых связана с арт-индустрией. Одним из направлений данной стратегии является создание фондов совместных инвестиции в искусство (предметы искусства), возглавляемых профессиональными управляющими.

Предметы искусства покупать будут всегда. Это неотъемлемый признак благосостояния и престижа. Ни одно произведение искусства не было перепродано дешевле, чем было куплено. Важные факторы, говорящие в пользу инвестирования на арт-рынке, — это его крайне низкая чувствительность к экономическим кризисам и политическим событиям, стабильная положительная динамика на протяжении многих лет.

На западе арт-рынок уже давно сформирован. Там художник не просто «вид творческой деятельности», а профессия, социально активная единица, тесно связанная с деятелями экономической сферы — менеджерами, юристами, галереями и торговыми домами. Из этого следует простой вывод: на западе именно цивилизованный арт-бизнес формирует пристрастия потребителя, диктует правила торговли произведениями искусства и оценки их реальной стоимости.

Надо отметить, что ответственность за приобретение произведения искусства достаточно высока. Существуют искусствоведы и эксперты художественного рынка, профессия и работа которых — определять верные тенденции или обличать посредственности, и если мы при выборе картины или скульптуры будем прислушиваться к их мнению, то никогда не наткнемся на «кота в мешке». Можно даже обратиться за консультацией в признанные экспертные организации (например, такие, как Институт искусствознания, Третьяковская галерея, Академия художественной критики). Для этих целей издается и справочник «Единый художественный рейтинг». И когда по рекомендации профессиональных искусствоведов и после посещения серьезной галереи и приобретем там настоящее произведение искусства — это и будет означать начало построения цивилизованного арт-рынка.

Российский арт-рынок сейчас стремительно развивается. Открывается все больше музеев и центров, проводящих выставки современного искусства и поддерживающих молодых авторов. Наиболее яркими представителями являются музейный комплекс Винзавод в Москве, а также Проект Этажи в Петербурге. Но наиболее крупным и успешным все же является центр современного искусства Гараж в Москве.

Центр современной культуры «Гараж» — первый проект благотворительного Фонда развития и поддержки искусства «Айрис», основанного в 2008 году Дарьей Жуковой. Таким образом, «Гараж» стал продолжением традиции меценатской деятельности, столь развитой в дореволюционной России.

Центр современной культуры «Гараж» — новое выставочное пространство современной культуры. Расположенный на территории бывшего Бахметьевского автобусного парка, построенного в 1926 году культовым архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым, сегодня «Гараж» — одно из крупнейших выставочных пространств Москвы. На территории 8 500 кв. м кроме основного выставочного пространства располагаются книжный магазин, кинозал и кафе, проводятся смотры самых знаменитых произведений искусства, а также занятия, лекции, кинопоказы, дискуссии и другие культурные мероприятия.

На данный момент центр Гараж является наиболее популярной площадкой проведения выставок современного искусства. Он очень активно развивается и становится все более популярным. Центр Гараж является очень перспективным проектом, привлекая к себе все большее внимание инвесторов. Очевидно, что пока дела центра «идут в гору».

Источники: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/—gn12-07/596, http://open.gov.ru/blogs/723/, http://studwood.ru/1320805/ekonomika/chastnye_investitsii_sfere_kultury

Комментировать
0
36 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев