Использование иностранных инвестиций в экономики

СОДЕРЖАНИЕ
0
52 просмотров
29 января 2019

Использование иностранных инвестиций в экономики

Сущность и роль иностранных инвестиций в экономике страны

Термин «инвестиции» имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; или обозначаются также реальные активы, например, машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны. Инвестиция — это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и/или принести положительную величину дохода. Свободные денежные средства — не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход. Анализ инвестиционных процессов показывает, что увеличение чистых инвестиций генерирует мультипликативный рост ВНП. Иначе говоря, инвестируемые деньги — это деньги «повышенной мощности». К аналогичному эффекту приводит и увеличение государственных расходов. Инвестиционная сфера в экономике любой страны является основной и определяет экономический рост страны, в особенности в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Полная экономическая стабилизация и уж тем более переход от стагнации и экономического коллапса отдельных отраслей к экономическому росту в значительной, а иногда в решающей мере зависят от кардинального изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и стимулирования инвестиций. В программах при этом должен всесторонне учитываться опыт стран, уже успешно преодолевших стадию экономической депрессии и перешедших в стадию роста. Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста не односторонняя. Налицо скорее взаимообусловленность, поскольку экономический рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными словами, чем выше темпы приростов ВНП и национального дохода, тем больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики. Инвестиционному процессу следует придать не эпизодический характер, а характер непрерывного процесса. По своим характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными.

По источникам происхождения можно выделить следующие виды иностранных инвестиций.

Говоря об иностранных инвестициях, необходимо, прежде всего, проводить различия между государственными и частными инвестициями.

Государственные инвестиции (в международной практике называют еще официальными)- это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты, помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому. Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами. Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например, выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, представление прав на разработку собственных ресурсов).

Даваемый в законодательных актах и в международных договорах перечень видов иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны. В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество; соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов. По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. К последним относят вложения более чем на 15 лет. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты). По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими. Ссудные инвестиции означают, предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников. Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала. По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции — основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству — не менее 10%, в станах Европейского Сообщества- 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии- 50%.

Прямые инвестиции делятся на две группы:

— трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

— транснациональные вложения — прямые вложения, часто в соседней стране. Цель — минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

— при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

— большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

— более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

— организация новых предприятий;

— скупка или поглощение уже существующих компаний.

Портфельные инвестиции — такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов). В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:

— из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

— по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы.

Имеются в виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание. Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений. Прочие инвестиции — группа инвестиций, в которую в основном входят международные займы и банковские депозиты. Формы заграничных капиталовложений в изложенной схеме все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики. Таким образом, существуют различные формы иностранных инвестиций. Прежде, чем выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами. Функционирование и рост экономики зависят от того, насколько легко могут быть мобилизованы денежные средства для финансирования возрастающих потребностей как государства и компаний, так и частных лиц. Именно доступность денежных средств для тех, кто может ими разумно распоряжаться (частных лиц, государства и компаний), есть необходимое условие экономического роста. Доход, или прибыль, на инвестиции может быть получен в одной из двух основных форм: как текущий доход или как прирост стоимости вложенных средств. Для того чтобы те, кто нуждается в средствах, могли привлечь деньги тех, у кого они в избытке, доход, или прибыль, должен покрывать риск поставщиков денег. Чтобы процесс инвестирования шел достаточно ровно, поставщики денег должны получать вознаграждение, а покупатели денег должны это вознаграждение обеспечить. Размеры и форма вознаграждения зависят от таких условий как разновидность сделки с ценными бумагами или имуществом, срок, на который заключается сделка, и риск, с которым она сопряжена.

На практике используются различные подходы к инвестированию.

Один подход состоит в тщательном планировании действий, направленных на достижение конкретных целей. Другой, диаметрально противоположный, подход состоит в действиях экспромтом, когда решения принимаются на основе интуиции. Опыт показывает, что при более рациональном подходе результаты обычно выше. Поэтому серьезному инвестору следует предварительно составлять план, а затем выполнять инвестиционную программу в соответствии с общими финансовыми целями. Результатом реализации такой программы должно стать формирование портфеля инвестиций, который даст желаемый доход при приемлемом уровне риска. Инвестиционный процесс — это механизм сведения вместе тех, кто предлагает деньги (имеющих временно свободные средства), с теми, кто предъявляет спрос (испытывающими потребность в них). Обе стороны обычно встречаются в финансовых институтах (такие организации, как, например, банки и ссудо-сберегательные ассоциации, обычно принимают вклады и затем дают деньги в кредит или иным образом инвестируют средства.) или на финансовом рынке (представляет собой механизм, объединяющий тех, кто предлагает финансовые ресурсы, с теми, кто их ищет, для заключения сделок, как правило, при помощи посредников, таких, как фондовые биржи). Есть несколько видов финансовых рынков: рынок акций, рынок облигаций, рынок опционов. Их общей особенностью является то, что цена финансового инструмента в любой момент находится в точке равновесия спроса и предложения. По мере того, как становится известной все новая и новая информация о доходности, риске, инфляции, событиях в мире и так долее, изменения соотношения спроса и предложения приводит к установлению нового равновесия, или новой рыночной цены.

Инвестиционный процесс можно отобразить с помощью следующего рисунка:

Рис. 1.1 Процесс инвестирования

Как видно из рисунка, лица, предоставляющие денежные ресурсы, могут передавать их тем, кто предъявляет спрос на них, через финансовые институты, через финансовый рынок либо напрямую. Финансовые институты могут участвовать в работе финансовых рынков, как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Краткосрочный сектор финансового рынка называется денежным рынком, долгосрочный — рынком капиталов, на нем преобладают фондовые биржи.

Участники инвестиционного процесса

Главные участники инвестиционного процесса — государство, компании и частные лица, причем каждый из них может участвовать в инвестиционном процессе, как на стороне спроса, так и на стороне предложения.

Каждому уровню исполнительной власти — федеральной, власти штата, местной власти — требуются огромные суммы денег на финансирование своей деятельности, которая связана с капитальными вложениями в строительство различных общественных сооружений. Обычно такие проекты финансируются путем выпуска разного рода долгосрочных долговых обязательств — облигаций. Другим источником спроса на деньги являются текущие нужды государства, которые финансируются за счет выпуска краткосрочных облигаций. Если у города на какое- то время освобождается некоторая сумма денег, то городские власти могут выступить на стороне предложения денег, вложив средства в краткосрочные финансовые инструменты и получив положительный доход. Финансовая деятельность органов исполнительной власти и на стороне спроса, и на стороне предложения оказывает сильное влияние на поведение финансовых институтов и финансовых рынков. Но в целом государство — это чистый потребитель денежных средств, т. е. Оно использует больше, чем дает. Большинство компаний независимо от типа нуждается в крупных средствах для поддержания своей деятельности. Как и у органов исполнительной власти, их финансовые потребности делятся надолго — и краткосрочные. Подобно государству компании в целом являются чистыми покупателями денежных средств. Частные лица могут поставлять инвестиционному процессу деньги различными способами, например, размещать деньги на сберегательных счетах, покупать облигации и акции, страховые полисы, приобретать разного рода имущество. В своей совокупности частные лица — чистые поставщики денег (они дают инвестиционному процессу больше, чем берут у него).

Существует два вида инвесторов:

— институциональные инвесторы — это специалисты, которым платят за то, что они управляют чужими деньгами. Их нанимают финансовые учреждения, например банки, страховые компании, взаимные и пенсионные фонды, а также крупные нефинансовые корпорации и в отдельных случаях — частные лица.

— индивидуальные инвесторы распоряжаются личными средствами своих финансовых интересах. Индивидуальный инвестор чаще всего заинтересован только в том, чтобы свободные деньги принесли ему прибыль, которая станет источником дохода по выходе на пенсию или же обеспечит финансовую стабильность его семье.

Преимущества и недостатки инвестирования. В качестве преимуществ привлечения зарубежного капитала и его инвестирования в экономику можно отметить следующие:

Использование зарубежного капитала увеличивает налоговые поступления в бюджет и способствует увеличению эффективности промышленного производства.

Зарубежный капитал и инвестиции увеличивают поступления в местные бюджеты. Иностранный инвестор, как правило, принимает на работу местных граждан и выплачивает им заработную плату, налоги от которой поступают в бюджет.

Зарубежные инвестиции повышают научно-технический потенциал страны путем привнесения передовых технологий, управленческого опыта.

В условиях ограниченности внутренних источников международный капитал способен дать импульс реструктуризации экономики, преодолению научно-технического отставания, расширению инновационной деятельности, созданию рыночной инфраструктуры.

Импорт зарубежного капитала способствует созданию новых рабочих мест в национальной экономике. Кроме того, условия новой работы потребуют от персонала переобучения и приобретения новых умений и навыков.

Иностранные инвестиции позволяют ускорить процесс адаптации отечественных предприятий к мировым требованиям рыночных финансово-экономических отношений.

Зарубежный капитал позволяет повысить экспорт и конкурентоспособность, ускорить процесс выхода отечественных предприятий на мировой рынок.

Иностранные инвестиции создают основы для привлечения новых отраслей промышленности и их дальнейшего развития. Кроме того, инвестор, удовлетворенный результатами своих инвестиций, непременно сообщит другим об этом.

Привлечение иностранного капитала и инвестиций может содействовать развитию отсталых и депрессивных районов.

Субъект инвестиционной политики — в данном случае иностранный инвестор — преследует при принятии решения об экспорте капитала ряд собственных целей, которые условно можно разделить на положительные и отрицательные с точки зрения национальных инвесторов принимающей стороны. Рассмотрим это на примере его отношения к рынку стран СНГ как к потенциальной сфере инвестирования.

Положительные цели иностранных инвесторов:

Доступ к производственным ресурсам, сырью или залежам минеральных ископаемых. С точки зрения зарубежного инвестора, развивающиеся страны обладают огромными преимуществами в этой области. В Казахстане к наиболее перспективным отраслям можно отнести нефтедобычу и нефтепереработку, зерновое хозяйство, черную и цветную металлургию.

Доступ к новым рынкам, увеличение доли компании в рыночном обороте. В условиях рынка предприятия вынуждены быть в постоянном поиске роста. Этот поиск может проявлять себя через внедрение в совершенно новые для этих компаний рынки, на которых они до сих не функционировали, и через завоевание значительной доли в существующем рынке.

Доступ к новым профессиональным знаниям и навыкам. Деловые круги Запада осведомлены, что страны СНГ располагают чрезвычайно подготовленной в профессиональном отношении рабочей силой в таких областях как авиационная технология, ядерная технология, точная механика, здравоохранение, освоение космоса, ракетная технология, лазерная техника.

Снижение собственных затрат по производству продукции. Западных инвесторов прельщают возможности снижения себестоимости продукции через экономию затрат на сырье, рабочую силу, энергию, землю и транспорт.

Увеличение прибыли за счет использования трансфертного ценообразования, умеренного налогообложения и т.д.

Привлечение местных инвесторов к инвестиционной деятельности. На практике национальные инвесторы, имеющие достаточные средства, часто оказываются в ситуации поиска направлений их приложения. Нередко сотрудничество зарубежного и отечественного инвестора оказывается плодотворным в плане использования знаний последнего о традициях, его деловых связей и т.д.

Вместе с тем, зарубежный инвестор не всегда стремится создать новые производственные мощности, преследуя только положительные и, так сказать, благородные цели. Важно проявлять осмотрительность и различать тех инвесторов, которые стремятся к реализации своих неблаговидных целей. Перечислим некоторые примеры скрытых мотивов, исходя из которых, инвестор будет, стремится утвердиться на местном рынке и о которых должно быть хорошо известно местным органам власти.

Отрицательные цели иностранных инвесторов:

Выкуп высокорентабельных предприятий развивающихся стран по низким ценам. Зачастую зарубежные компании преследую корыстные интересы покупки за бесценок приватизируемых предприятий высокорентабельных отраслей.

Экологические мотивы. Многим промышленникам, чьи технологические процессы имеют серьезные побочные эффекты, вредные с экологической точки зрения, отказывается в создании того или иного предприятия в своей или другой западной стране.

Ложные переговоры. Для того, чтобы улучшить свои позиции на переговорах, компании начинают вести одновременные переговоры с несколькими другими конкурирующими за инвестиции странами или регионами с целью улучшения своих переговорных позиций, выяснения политики, планов правительства, затягивания их реализации с целью реализации своих истинных целей.

Кратковременность пребывания инвестора в стране. Многие страны-импортеры капитала разрабатывают системы финансовых льгот, таких как налоговые каникулы, безвозвратные ссуды, гранты и т.п., с целью оказания содействия экспортерам в течение первых нескольких лет производства.

Вместе с тем, в некоторых обстоятельствах зарубежные инвесторы могут злоупотреблять этими льготами и привилегиями, создав промышленное предприятие, в полной мере воспользовавшись финансовыми льготами и затем, свернув производство по истечении льготного периода или переместившись в новое место, чтобы снова воспользоваться выгодными условиями инвестиционной деятельности.

Экономия затрат на условия труда. Инвесторы нередко стремятся найти такие страны или регионы, где законодательство по охране труда не столь строго, а работники готовы трудиться в неблагоприятных условиях.

Выпуск низкокачественной продукции. Инвесторы нередко стремятся найти такие страны или регионы, где стандарты качества продукции четко не определены законом, и тем самым добиться экономии средств за счет выпуска некондиционной, и низкокачественной продукции.

Защита собственного рынка. Во многих случаях зарубежные инвесторы создают производства при условии, что страна-импортер будет защищать их от внешней конкуренции путем высоких импортных квот или таможенных тарифов на аналогичную продукцию.

Как уже сказано, инвестиционная активность является важнейшим условием развития экономики, осуществления структурных преобразований, укрепления конкуренции, в том числе на мировом рынке.

Каждая страна в мире выходит из инвестиционного кризиса своим собственным путем. Сформированная инвестиционная политика должна учитывать конкретные финансово-промышленные возможности той или иной страны.

Полноценная и развитая инвестиционная программа должна содержать «работу» практически всего набора источников инвестирования. Взаимосвязь эта между инвестиционными источниками и экономическим развитием схематически может быть показана в следующем виде.

Рассмотрим общую структуру источников инвестирования в целом.

В экономической теории классификация источников инвестиций разнится в зависимости от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из основного назначения источников, укрупненные инвестиционные расходы можно разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного оборудования, здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие физический капитал, т.е. способствующие экономическому росту. Внутренние источники финансирования инвестиций. Как уже упоминалось ранее, одним из внутренних источников являются сбережения. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на покупку основных фондов, которые в будущем поднимут производительную мощь всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Внешние источники инвестиций. В настоящее время много внимания уделяется иностранным инвестициям, которые финансируются за счет внешних источников. К ним относятся частные прямые и портфельные инвестиции, а также иностранные кредиты и займы.

Сейчас на иностранный капитал в виде инвестиций возлагаются большие надежды. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, приток иностранной валюты в допустимых объемах всегда оказывает оздоровляющее действие на национальную экономику. Во-вторых, сейчас, в эпоху интеграции, иностранные инвестиции являются одним из инструментов сближения национальных государств. В-третьих, в условиях мирового финансово-экономического кризиса иностранные инвестиции нужны для поддержания экономики страны.

Особое внимание зарубежные специалисты традиционно уделяют прямым иностранным инвестициям (ПИИ), считая их наиболее важными для стран с переходной экономикой. Компенсируя дефицит внутренних сбережений, эти инвестиции по самой своей природе предполагают создание новых предприятий либо коренную реструктуризацию и расширение существующих компаний и тем самым в наибольшей степени способствуют экономическому росту. В реальной жизни они чаще всего представляют собой вложения в акции экспортно-ориентированных предприятий, что также приносит определенные выгоды странам-реципиентам за счет увеличения их валютных поступлений. Важны ПИИ и как источник новых технологий и навыков управления.

Роль иностранных инвестиций в экономике страны

Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. В современной экономической ситуации страны вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.

Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли — нефтедобыче и переработке нефти.

Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.

Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.

Поэтому привлечение иностранных инвестиций в экономику страны является объективной необходимостью.

  • а) международным разделением труда;
  • б) развитием международных связей;
  • в) интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство

Иностранные инвестиции способствуют:

  • 1) ускорению экономического и технического прогресса;
  • 2) внедрению новых форм управления;
  • 3) обновлению и модернизации производственного аппарата;
  • 4) активизации конкуренции;
  • 5) развитию малого и среднего бизнеса;
  • 6) подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
  • 7) расширению экспортного потенциала страны;
  • 8) замене импортозамещающего производства;
  • 9) созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
  • 10) повышению конкурентоспособности отечественного производства;
  • 11) решению проблем реформирования экономики.

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. В бывших социалистических странах именно из-за отсутствия или пониженного реального спроса активы оказываются недооцененными — их рыночная стоимость, как правило, значительно ниже балансовой. Приток иностранного капитала как раз способен изменить ситуацию и способствовать значительному спросу на активы.

Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы, помимо этого, для нашего времени не мало важное значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.

Кроме положительной роли для экономики, иностранные инвестиции могут нанести вред российскому государству и обществу. Однако структура и характер иностранных инвестиций в России заставляют говорить об обратном. Вместо строительства новых предприятий, иностранные инвестиции влекут лишь смену собственников на старых. Вновь, развиваются лишь отрасли сбыта в России иностранной продукции и добыча природных ресурсов. Таким образом, приходиться констатировать помимо положительной роли и неудовлетворительную роль механизма иностранных инвестиций в России.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

финансовый капитал в мире составлял огромную величину — 3 трлн. долл. Эти деньги — основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в экономику России? И нужно ли их привлекать?
Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за этими высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.
Другой, более логичной позицией являются взгляды тех предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. К тому же они не согласны с низкой ценой предприятий, выставляемых на аукционы в ходе прива-тизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже. От таких мнений не стоит отмахиваться. И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса.
Как свидетельствует практика, мировое хозяйство не может эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его постоянной миграции. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая принципы следования идеям открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов вывоза капитала из России и его импорта в Россию.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
ускорения экономического и технического прогресса;
обновления и модернизации производственного аппарата;
овладения передовыми методами организации производства;
подготовка кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
К тому же в условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромное количество инвестиций для обеспечения такого перехода.
Специфические условия нашей страны делают этот процесс не имеющим аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным населением и обширной территорией мог бы служить в качестве примера привлечения иностранного капитала.)
Проблемная специфика России выражается прежде всего в:
обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;
наличии устаревшего производственного аппарата;
гипертрофированное™ военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;
слабом развитии сельского хозяйства.
Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Между тем в условиях глубокого кризиса, характерного для пе-реходного периода, в котором находится Россия, капитальные вложения в 1991-1994 гг., за счет всех источников, сократились на две трети (при падении валового внутреннего продукта на одну треть).1 Конечно, наивно думать, что иностранные капиталы смогут утолить весь наш инвестиционный голод в полной мере. Однако в определенной степени, в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно.
‘В 1995 г. инвестиции снизились еще на 13%. Это самый худший из всех макроэкономических показателей России.
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл. Только одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл. Для замены и модернизации активной части производственных фондов нужно ежегодно привлекать 15-18 млрд. долл. Для этого необходимо перераспределять в пользу нашей страны примерно десятую часть международных прямых инвестиций. Реально Россия будет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом 40 млрд. долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет в лучшем случае 40-50 млрд. долл.1 Но это в том случае, если ей предложат такой объем инвестиций.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем иностранного капитала, где-то в пределах 10 млрд. долл. (см. схему 2).
Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия, как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-е место после Венгрии, это не должно вводить в заблуждение. В Венгрии уже 17% предприятий имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР — только 0,2%.
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата (ИК). Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые предопределяют, в конечном счете, степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
‘По мнению министра экономики РФ Б. Я скид, Россия в ближайшие 10-15 лет могла бы усвоить до 300 млрд. долл. ивоинвестидий.
Схема 2
Конкурентная юна. России на миров ом рынке прямых инвестиций (30-е гойы)

В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций. Политическая нестабильность, экономический кризис, разгул преступности и другие «прелести» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравни-тельным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира (см. диаграмму 3).
При оценке предпринимательских рисков по странам мира рассчитывались взвешенные значения 11 наиболее важных факторов риска, включал задолженность, наличие средств на теку-щих счетах, политическую стабильность.
Оценка дана по 100-балльной шкале, где наивысшее значение
риска соответствует 100 баллам. Ирак является той страной, которая уже неоднократно получала подобную оценку. Недалеко от Ирака ушла и Россия. В 1993 г. Россия имела высокий балл — 82, а в конце 1994 г. уже 95. Россия не готова пока к конкуренции на рынке международных инвестиций, поскольку в стране не создана правовая и административная система их приема.
ДиаграмнлЗ

О и, емка предпринимательских рисков по странам мира (ванные И квартала 199/ц.)
Иран Россия Нин рим венесуела Менсина Бразилия Арин тина Филиппины Турция Греция Польша Венгрия Индия Китай ЮАР Израиль Индонезия Таиланд Малайзия Чили Чехия Португалия Южн. Корея Гонконг Тайвань Сингапур
Поддерживая точку зрения о недостаточно благоприятном ин-вестиционном климате России для иностранных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу.

Источники: http://studbooks.net/2208988/ekonomika/suschnost_rol_inostrannyh_investitsiy_ekonomike_strany, http://studwood.ru/1482047/ekonomika/rol_inostrannyh_investitsiy_ekonomike_strany, http://textbook.news/ekonomika-mejdunarodnaya/inostrannyie-investitsii-ekonomike.html

Комментировать
0
52 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев