Как привлечь инвестиции по туризму

СОДЕРЖАНИЕ
0
120 просмотров
29 января 2019

Как привлечь инвестиции по туризму

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Аннотация. Сегодня привлечение инвестиции в реальный сектор экономики, к которому относится и туризм и его обслуживающая инфраструктура-вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно- качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции — будет и развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь — неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инновации, относительное возрастание затрат на производство туристических услуг при снижении их качества.

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, индустрия туризма, инвестиции, инвестиционная политика.

Бурное развитие индустрии туризма за последние годы, значительно повысило его роль в экономике и социальной сфере. Крупной составляющей сферы услуг является туристско-рекреационная индустрия, отличающаяся высокой доходностью и динамикой развития. На нее уже приходится около 7% мировых инвестиций. Согласно данным специализированного органа ООН Всемирной туристской организации опубликовавшим в начале 2007 г., в 2006 г. было зарегистрировано 842 млн. международных туристических поездок (прибытий) по сравнению с 808 млн. в 2005 г. (рост на 4,5%) и с 541 млн. в 1995 г. (рост на 56%). Международный туризм становится массовым социальным явлением, поскольку доступен все более широкому кругу потребителей. Произошли устойчивые изменения и в отношении людей к нему: часть семейного бюджета теперь неизменно идет на проведение отпуска или лечения за границей [4. С.83].

По прогнозам экспертов, темпы роста международной туристско- рекреационной индустрии и в дальнейшем будут устойчиво превышать темпы роста общемирового ВВП. Уже в ближайшие годы она станет ведущей экспортной отраслью в мире, к 2012 г. число ее участников превысит 1 млрд., а к 2020г.- 1,6 млрд. человек, то есть возрастет по сравнению с 1995 г. почти в 3 раза.

Особенно радует развитие в России горнолыжного туризма.

В настоящее время, на территории Российской Федерации функционируют около 150 горнолыжных комплексов. Согласно данным Росстат, самыми популярными горнолыжными курортами в России являются: «Красная поляна» в Краснодарском крае (около 260 тыс. туристов в год), ТРК «Домбай-Архыз» в Карачаево-Черкесской республике (ежегодное количество горнолыжников варьирует от 150-190 тыс.чел), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской республике(около 100 тыс. человек в год). Горнолыжные центры Московской области посещают в среднем 300-320 тыс. человек в год. Учитывая климатические и ландшафтные особенности Северо-Кавказского округа зимние виды туризма имеют большие перспективы для развития [3. С.12].

Основной целью работы является рассмотрение структурно-инвестиционного подхода к разработке региональных программ развития туризма

Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой в качестве одного из составных компонентов выступает многоотраслевой производственный комплекс, называемый индустрией туризма. Это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств размещения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Инвестирование в отечественную туристско-рекреационную сферу становится все более актуальной задачей для России. Сейчас наблюдается значительное недоиспользование имеющегося потенциала, особенно на фоне бурного развития выездного туризма российских граждан.

Развитие материальной базы туризма Карачаево-Черкесии осуществляется путем реализации конкретных проектов в основном за счет привлечения внебюджетных средств. Правительство Карачаево-Черкесской республики, Администрация туристско-рекреационного комплекса «Домбай-Архыз», Министерство Карачаево-Черкесии по ФК, спорту и туризму организуют проведение открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.

В республике в 2009-2011гг намереваются вложить довольно огромные суммы в развитие туристко — рекреационного комплекса, отчасти это объясняется предстоящими Олимпийскими играми в г. Сочи в 2014 году, а так же развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития КЧР. В составе источников долгосрочных инвестиций в развитие туристко — рекреационного комплекса почти половину – 49,1% составляют привлеченные средства, 25,6% — финансирование из федерального бюджета, при чем с каждым годом сумма выделенных средств будет уменьшаться в среднем на 7,6 %; из бюджета субъекта (Карачаево-Черкесии) сумма выделенных средств составит 25,13%.[3. С.24]

Развитие любого сектора экономики требует усовершенствование той или иной системы, поиска новых подходов, разработки программ развития. Структурно-инвестиционный подход к разработке программ развития туристко- рекреационного комплекса базируется на двух основных принципах:

Определение туризма как ключевого элемента региональной экономики. Данный принцип требует определения основных факторов влияющих на развитие туристической отрасли на региональном уровне. Здесь необходимо произвести социальный опрос и определить факторы порождающие потребность людей в туристических услугах, мотивы проведения отдыха именно в данном регионе. Тем самым определить сильные и слабые стороны туристического комплекса региона. Воздействовать на развитие туристической отрасли все уровни власти, создать благоприятные условия для привлечения инвестиции.

Инвестирование объектов или отрасли в целом с учетом максимизации прибыли и минимизации капитальных вложений.

Если остановиться на конкретных структурных элементах программы развития туризма, система программных мероприятий охватывает основные направления стратегического планирования в создании и развитии туристко- рекреационного комплекса. При составлении программы развития следует обратить внимание на уровень сети туристических объектов. Так как именно он определяет состояние объектов размещения туристов. Учитывая низкий спрос на объективы высокой комфортности, следует предусматривать, что около 14% новых средств размещения должны быть четырехзвездного, 32% трехзвездного, 54% одной и двухзвездного типа. Объем софинансирования, обычно по данному пункту программы самый высокий и должно составлять около 24% от общей суммы предполагаемых инвестиций. Ввиду часто встречающейся ограниченности объемов финансирования следует применять принцип «точечного» вливания средств по конкретным объектом с учетом их окупаемости и капиталоотдачи:

Восстановление и развитие инфраструктуры- 15-20%

Реконструкция и благоустройство туристического объекта-52%

Развитие средств связи (Интернет, мобильная связь, ЮТК, Обеспечение баз отдыха кабельным и спутниковым телевидением), развитие рекламно-информационной сети комплекса- порядка 3-5%.

Важным элементом инвестиционного процесса является вопрос о методах финансирования инвестиций. Необходимо различать понятия «источники финансирования инвестиций» и «методы финансирования инвестиций». Источники финансирования инвестиций – денежные средства, которые могут использоваться в качестве инвестиционных ресурсов. Методы финансирования инвестиций – механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса. Внешние проявления сущности метода финансирования – форма финансирования инвестиций. Основными методами финансирования инвестиций являются: самофинансирование; акционерное финансирование; корпоративное финансирование; кредитное финансирование; смешанное финансирование; проектное финансирование; лизинг, селенг, франчайзинг, факторинг, форвейтинг.

К сожалению, последние из перечисленных методов финансирования инвестиций в практике инвестирования предприятий встречаются редко.

Следует добавить, что при изучении инвестиционного потенциала местного самоуправления во всех случаях всплывает проблема использования средств населения. Развитая рыночная экономика характеризуется тем, что в основе всех финансовых источников инвестиций лежат сбережения населения, которые разделяются на 3 группы:

— текущие сбережения на покупку товаров длительного пользования;

— сбережения на непредвиденный случай;

— сбережения на старость.

Территориальный аспект стратегии развития комплекса должен предусматривать полномасштабную реализацию рекреационного потенциала всех регионов юга России в интересах устойчивого развития как старо освоенных, традиционно притягательных для рекреантов территорий (Сочи, КМВ, Приэльбрусье), так и курортов, в силу ряда обстоятельств оказавшихся на периферии современных рекреационных потоков. В своей основе он должен базироваться на учёте объективно складывающейся дифференциации рекреационных территорий (зонировании), предусматривающим, в частности, обособление трёх их основных групп в соответствии с конкурентоспособностью на рынке рекреационных услуг, инфраструктурными, экологическим и иными условиями для развития рекреации.

По большому счету туризм — это именно та сфера, где требуются согласованные действия администраций районов, предпринимателей всех уровней для вложения средств и привлечения дополнительных инвестиций.

В заключении хотелось бы отметить, что основным экономическим эффектом осуществления вышеуказанных задач станет формирование в Карачаево-Черкесии конкурентоспособного и высоко эффективного туристского продукта. В свою очередь развитие туристского комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики республики. Одним из главных социальных эффектов будет предоставление рабочих мест жителям Карачаево-Черкесской Республики, а также решение проблем отдыха и туризма наименее социально — защищенных слоев населения России, приобщение их к культурным ценностям и национальным традициям Карачаево-Черкесской республики.

Список использованных источников:

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществ­ляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 №39-ФЗ в редакции Феде­рального закона от 02.01.2000 № 22-ФЗ.

Александрова А.Ю. Международный туризм.- М.: Аспек, 2002.

Как привлечь инвестиции по туризму

1.2. Зарубежный опыт инвестирования в туризм

В последнее время туризм превратился в мощное социально-экономическое и политическое явление, которое в значительной мере оказывает влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. По оценке Всемирной туристской организации, сегодня вклад туризма в глобальный ВВП составляет около 10 %, в этой сфере работает примерно 8,5 % трудоспособного населения планеты, а доля туризма в экспортных поступлениях достигла почти 6 %. Большинство экспертов считают, что отрасль и дальше будет развиваться быстрыми темпами: по прогнозам на период до 2018 г. вклад туризма в ежегодный рост глобального ВВП составит не менее 4 % [58].

В экономике многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения, посещение туристских достопримечательностей и иные расходы составляют существенную долю, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Например, страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. В ВВП Австрии 8,6 % составляют прямые доходы от туризма и 15 % – доходы с учетом мультипликативного эффекта, Испании – 6,8 и 18,2 % соответственно, Франции – 4,1 и 10,9 %, Хорватии – 8,5 и 19,0 %, Великобритании – 3,4 и 9,1 %, Канады – 3,4 и 11,0 %, Болгарии – 4,1 и 14,5 %.

Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма связаны прежде всего с проведением крупных международных событийных мероприятий, как спортивных, так и культурных, таких как Олимпийские Игры, чемпионаты мира по различным видам спорта (в особенности можно выделить футбол), празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта) и др.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее снижение цен [39]. Динамично развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных туристских прибытий в Европу более чем на 22 млн.

Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.

Несмотря на существование определенных сдвигов по привлечению инвестиций в сферу туризма, зарубежные специалисты не считают их значимыми. Ежегодно Всемирный экономический форум (World Economic Forum – WEF) проводит исследование конкурентоспособности туриндустрии (Travel&Tourism Competitiveness Report) для того, чтобы измерить факторы, влияющие на привлекательность данного сектора экономики в разных странах с точки зрения его развития и привлечения инвестиций.

В общем рейтинге 2009 г. лидерами названы Швейцария, Австрия и Германия (набравшие 5,68; 5,46 и 5,41 балла соответственно). В первую десятку попали также Франция, Канада, Испания, Швеция, США, Австралия, Сингапур. Замыкают список Бурунди и Чад.

На постсоветском пространстве наиболее привлекательными для туристов и инвесторов эксперты признали страны Балтии: Эстонию (27 место), Латвию (48), Литву (49). С большим отрывом от них в рейтинге следуют Грузия (73), Азербайджан (76), Украина (77), Армения (91), Казахстан (92), Молдова (93), Кыргызстан (106) и Таджикистан (109).

Рассматривая мировой опыт развития туризма, можно выделить несколько основных направлений, способствующих его становлению и привлечению инвестиций в различных странах. Прежде всего, это:

информационная политика и организация рекламных кампаний, направленных на продвижение турпродукта;

создание особых экономических зон;

проекты комплексного освоения территории;

введение системы льгот для инвесторов;

развитый рынок недвижимости;

вертикальная интеграция;

устранение бюрократических барьеров.

Информационная политика. Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от средств, вложенных в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру, проявляются через несколько лет постоянных капиталовложений. Частный бизнес не может проводить некоммерческую рекламную кампанию по повышению привлекательности своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной, что подтверждается мировой практикой. Хотя Великобритания и Испания занимают в мире лидирующие позиции по развитию туризма, их ежегодный государственный бюджет, выделяемый только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящихся развивать туризм, также вкладывают в продвижение своих стран на мировом рынке ощутимые средства, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а следовательно, и увеличению поступлений в экономику. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3–4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). В то же время одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект лишь с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только в увеличение туристских прибытий, но и поддержание стабильности существующего туристского потока.

Именно грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики [37].

Комплексное освоение территории (КОТ). Практика КОТ для развития туризма и привлечения инвестиций была использована в Мексике. Изучением роли туризма в экономике правительство страны интенсивно занималось с конца 1960-х гг. Развитие туризма, основанное на обновлении существующих курортов и разработке новых, было признано одним из приоритетных направлений развития экономики. Новые курорты создавались на базе концепции строительства интегрированных городов-курортов на неосвоенных землях.

В течение нескольких месяцев 1968 г. Банк Мексики проводил детальное исследование экономики, материальных и природных ресурсов береговой линии страны, оценивая несколько десятков территорий для развития туризма. На основе этого исследования был выявлен ряд территорий для освоения, соответствующих следующим критериям: удобная береговая линия, прекрасные пляжи, привлекательный ландшафт, мягкий климат и наличие земельных ресурсов для застройки. Планы проектируемых курортов содержали подробные характеристики: ожидаемое число туристов, гостиниц и номеров, уровень загрузки гостиниц, число ежедневных авиарейсов. При этом устанавливались требования к качеству застройки зданий (высота, плотность застройки, архитектурный стиль).

Первоначально за счет государственных капиталовложений была создана инфраструктура (водоснабжение, электрические и телефонные сети и т. д.), соответствующая мировым стандартам.

Важной составляющей явилось привлечение частных инвестиций. Мультипликативный эффект в первые годы реализации стратегии развития курортов составил 110 %. Результатом этих мер явилось обеспечение устойчивого экономического роста в регионах и всей национальной экономики. Каждый гостиничный номер создавал непосредственно 2,5 рабочих места в туризме и 2 – в сопутствующих отраслях. Средняя заработная плата работников, занятых в туризме, была в 1,5 раза выше, чем в целом по стране.

Создание особых экономических зон (ОЭЗ)[1]. Наиболее показателен в создании особых экономических зон опыт Турции. Развитие туризма в этой стране началось в середине 1980-х годов, когда турецкое правительство приняло решение сдать пустующие земли (в основном на Средиземноморском побережье) в аренду на 49 лет за незначительную плату. Главное условие – строительство отеля на данной территории. На эти цели мог быть выдан практически беспроцентный кредит, предусматривалось освобождение от уплаты налогов на пять лет. В результате на побережье стали появляться кемпинги, затем – трехзвездочные отели. В настоящее время возводятся преимущественно пятизвездочные гостиничные комплексы с полным спектром всевозможных услуг. Турецкий опыт был успешно использован в Египте и Тунисе [40].

Одним из показателей эффективности политики развития туризма является тот факт, что одна из ведущих в мире гостиничных сетей компания Hilton Hotels Corporation объявила о планах строительства 40 новых гостиниц на 5500 номеров в Турции к 2014 г. Компания уже подписала одиннадцать контрактов с компаниями Amplio, Kosifler Group и Gocay Tourism, что позволит удвоить количество отелей Hilton к 2011 г.

Привлечение иностранных инвестиций, применение новых экономических инструментов в Турции получило положительную оценку со стороны руководства страны. Согласно действующему законодательству иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальным компаниям.

Необходимо обратить внимание на турецкий опыт по созданию и функционированию свободных экономических зон (СЭЗ)[2]. В Турции соответствующий закон действует с 1987 г. С этого же времени были созданы первые СЭЗ в Мерсине и Анталии. В настоящее время в стране насчитывается около 20-ти СЭЗ.

Этот опыт показал, что путем создания СЭЗ возможно максимально использовать преимущества географического положения и оказать содействие в усилении экспортной направленности инвестиций и производства в стране с помощью привлечения иностранного капитала и технологий, инновационных элементов и пр. В этих зонах размещена вся необходимая инфраструктура и поощряется предпринимательская деятельность любого рода, такая как: производство, хранение, упаковка, торговля, банковская деятельность и т. д.

В свободных экономических зонах Турции предоставляются льготы следующего характера:

– освобождение от налогов, в том числе от корпоративных и подоходных налогов, разного рода сборов, пошлин (таможенных, гербовых, портовых);

– возможность перевода инвесторами прибыли без ограничений и привлечение иностранных специалистов;

– сведение до минимума бюрократических формальностей в деятельности СЭЗ и в законодательстве, касающихся цен, качества товаров (услуг), контроля над ними.

Инвестиции в Турции привлекаются прежде всего в экспортоориентированные сферы промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, перевозки, строительство, образование, здравоохранение. Помимо того, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны стимулирование иностранного капитала в Турции имеет выраженный территориальный характер.

В зависимости от уровня экономического развития Турция условно разделена на четыре категории районов (по степени поощрения иностранных инвестиций):

• районы первой степени приоритетности;

• районы второй степени приоритетности;

К формам поощрения инвестиций относятся в основном частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочка выплаты налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров и др.

Проекты иностранных капиталовложений, предлагаемые для осуществления в Турции, рассматриваются и оцениваются Главным Управлением по вопросам иностранных инвестиций, входящим в состав Ведомства по делам казначейства аппарата премьер-министра Турции. Основными критериями в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение имеет географический аспект.

Территориальное расположение проектируемого объекта и объем инвестируемого капитала являются основными показателями для получения инвестором так называемого «поощрительного сертификата», т. е. особого одобрения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, что дает право на пользование льготами при осуществлении проекта, а именно на частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, доступ к льготным кредитам, правительственным дотациям и др.

При выдаче «поощрительного сертификата» учитывается, в какой степени при осуществлении проекта предполагается воспользоваться привлеченными источниками финансирования. Соотношение между собственным и привлеченным капиталом составляет норму самофинансирования. Она может быть не более 40 % для инвестиционных проектов в «приоритетных районах», 50 % – в «нормальных районах» и 60 % – в «развитых». Исключением, не принимающим во внимание региональный аспект, являются инвестиции в организацию авиационного и морского транспортного обслуживания – 25 %, а также строительство и ремонт яхт и судов, где норма самофинансирования установлена на уровне 15 %. Допускается льготная норма самофинансирования (15 %) и для тех проектов, осуществление которых предполагается полностью финансировать из иностранных источников.

Практически все машины и оборудование, ввозимые в рамках осуществляемых в Турции иностранных капиталовложений, освобождаются от таможенных пошлин. Ввоз их может облагаться лишь 5 %-ным налогом в пользу специализированных фондов. Полностью освобождаются от таможенных пошлин машины и капитальное оборудование, импортируемые с целью осуществления инвестиционных проектов в следующих секторах экономики:

• инвестиции в «приоритетные» районы (кроме инвестиций в инфраструктуру);

• сырье, импортируемое для осуществления особо крупных инвестиционных проектов в «приоритетных» районах;

• инвестиции в строительство яхт и судов;

• инвестиции в импорт самолетов и судов;

• инвестиции в развитие туристического бизнеса в Черноморском регионе;

• инвестиции в сельское хозяйство и агропромышленные проекты.

Запрещены к ввозу бывшие в употреблении машины и оборудование, кроме авиатехники и морских судов, если их «возраст» превышает 5 лет.

Капитал, инвестируемый в осуществление проектов, обладающих «поощрительным сертификатом», может полностью или частично освобождаться от уплаты корпоративного налога. Скидка на выплату налога может составлять от 30 до 100 % в зависимости от местоположения объекта, сектора экономики и размера инвестируемого капитала. Освобождение от налога в размере 100 % означает, что инвестор имеет право не выплачивать корпоративный налог до тех пор, пока он полностью не возместит основной капитал, авансированный на осуществление проекта (кроме расходов на приобретение земли и некоторых других затрат). Приоритетными секторами экономики в плане льгот для инвестируемого капитала являются крупномасштабные капиталовложения в строительство и инфраструктуру районов активного развития туристического бизнеса, а также в ряд других отраслей.

Условия предоставления государственных кредитов в местной валюте для осуществления тех или иных проектов зависят от региона и сектора экономики, в котором предполагается инвестирование капитала. Сумма предоставляемого кредита определяется как процент от общей суммы инвестируемого капитала:

– для инвестиций в районы первой степени приоритетности – 60 % от суммы капитала;

– инвестиций в районы второй степени приоритетности – 50 %;

– инвестиций в нормальные районы – 40 %;

– инвестиций в развитые районы – 30 %;

– инвестиций в проекты поддержки ремесел – 25 %.

В целях стимулирования инвестиций и их рационального распределения правительство может брать на себя оплату 25 % потребляемой электроэнергии, 50 % выплат в фонд социального обеспечения, а также 100 % необходимых отчислений в пенсионный фонд в течение 5-летнего периода. При этом указанные льготы касаются только крупномасштабных проектов в «приоритетных» и «нормальных» районах.

Приведенная выше система привилегий применяется только для тех проектов, которые отмечены «поощрительным инвестиционным сертификатом», т. е. могут, по оценке турецкого правительства, внести вклад в развитие той или иной отрасли или региона, а значит, соответствуют основным направлениям экономической стратегии страны.

Инвестиционные проекты, которые не подпадают под действие сертификата, а осуществляются лишь на основе разрешения Главного Управления по вопросам иностранных инвестиций, могут пользоваться некоторыми стимулирующими льготами в виде частичного освобождения от таможенных пошлин при импорте машин и оборудования и ограниченного льготного кредитования.

В конечном счете эти условия, поощряющие предпринимательство в свободных экономических зонах, создают благоприятный инвестиционный климат и обеспечивают инвесторам существенные выгоды: снижают издержки производства, повышают конкурентоспособность действующих там местных и иностранных фирм и компаний.

В целях создания условий для предпринимательства в свободных экономических зонах, осуществления строительства объектов инфраструктуры и прочих сооружений на территориях, выделенных для СЭЗ, образован специальный Фонд организации и развития свободных экономических зон в структуре Центрального банка Турции. Средства Фонда формируются за счет оплаты лицензий на право заниматься предпринимательской деятельностью, 0,5 % налога на стоимость всех товаров, пересекающих границу СЭЗ, а также специальных выплат, оговоренных в контрактах, которые заключаются действующими в СЭЗ физическими или юридическими лицами [21].

Льготное налогообложение для инвесторов. Применение особой системы налогообложения для развития туризма используется Правительством Египта. В течение десяти лет (с начала эксплуатации) инвесторы освобождаются от уплаты налогов, а в случае реконструкции или расширения действующего предприятия отсчет десяти лет освобождения от уплаты налогов начинается заново.

Иностранцы имеют право свободно приобретать любую недвижимость и земли на территории страны, но есть ряд ограничений по общей площади приобретаемой недвижимости. На основании законодательства иностранный гражданин может купить только два объекта на свое имя, причем каждый не должен быть больше 4 000 кв. м, или гражданин должен получить статус инвестора, т. е. зарегистрировать предприятие на территории страны. Владельцы недвижимости – частные лица не платят ежегодный налог, имеют право получить статус резидента для себя и ближайших родственников. Согласно действующему законодательству все иностранцы имеют такие же права на собственность, как и местные жители.

В Панаме инвестиции в сферу туризма освобождаются от ввозной пошлины на протяжении 20 лет. В течение этого же периода не применяются пошлины на строительные материалы и оборудование, прибыль, недвижимое имущество и др.

Показателен опыт развития туристской сферы о. Барбадос. Принятие в 2003 г. Закона о развитии туризма на этом острове способствовало беспрецедентному росту инвестиций в туристический сектор. За 6 лет остров привлек капитал в размере 800 млн. долларов США. На Барбадос ежегодно приезжает 1 миллион туристов, расходы которых превышают 700 млн. долларов США. В соответствии с законом на острове построили 11 новых отелей на 406 комнат, еще десять отелей расширили и отремонтировали, на это ушло 306,7 млн. долл. В результате остров получил 483 новые комнаты и 442 новых рабочих места. Согласно новому проекту будут построены 100 комнат в отелях и 605 комнат в загородных особняках, в ходе работы будет создано 506 рабочих мест.

Планируется открытие региональной фондовой биржи, чтобы стимулировать формирование региональных рынков капитала и, соответственно, повысить поток инвестиций в туризм. Закон позволяет инвесторам туристических проектов списывать капитальные затраты и 150 % расходов [33].

Такой же вариант привлечения иностранных инвесторов в гостиничное хозяйство используется Республикой Беларусь. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налога на прибыль организации за оказываемые гостиницами услуги в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности на туристских объектах, вводимых в эксплуатацию.

Теоретически зарубежный инвестор в Республике Беларусь может:

– создать совместное предприятие;

– купить акции существующего предприятия;

– открыть представительство, которое может изучать туристический рынок;

– работать с белорусскими компаниями на основе франчайзинга;

– участвовать в создании инфраструктуры (средства размещения, предприятия питания, транспорт и т. д.).

Развитый рынок недвижимости. Туризм характеризуется как отрасль хозяйства, активно привлекающая инвестиции. Формы инвестиционной активности могут быть самые разнообразные. Так, в гостиничном комплексе это может быть франчайзинг, лизинг, синдицирование, управление по контракту. Но появляются и новые формы капиталовложений в туристическую инфраструктуру. К новым видам гостиничного бизнеса, например, относятся так называемые вторичные резиденции, полностью принадлежащие туристам, но не являющиеся их постоянным местом проживания, а также вторичные резиденции с общими удобствами, т. е. квартиры в блоках, которые обслуживаются управленческими компаниями и имеют прачечную, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы. Такой вид инвестиций в недвижимость предлагается в основном на горных курортах и на побережьях США, Франции и Испании.

Данная форма инвестиций очевидно перспективна и для России, где в силу специфики экономической ситуации одной из наиболее популярных форм вложений свободных средств является покупка недвижимости. Достаточно развитый рынок недвижимости будет способствовать совершенствованию туристской инфраструктуры, а также успешному становлению данной сферы в стране [58].

Вертикальная интеграция. В мировой туристической индустрии распространенным видом внедрения в туристский рынок стала вертикальная интеграция (вложение средств в объекты туринфрастуктуры в дальнейшем для использования под «своих» туристов). Пример подал немецкий концерн TUI, который построил для своих туристов десятки собственных отелей в Испании, Греции и Турции, а сейчас с той же моделью пришел в Юго-Восточную Азию.

Устранение бюрократических барьеров. Упрощение процедур получения разрешений на строительство, лицензий и сертификатов способствует привлечению инвестиций в туризм. В частности, в Украине, чтобы соответствовать законодательству, инвесторам необходимо получить до 190 разрешений, что занимает достаточно длительный период времени. Однако в Польше разрешения на строительство отеля получают за шесть недель. В результате в этой стране построено более 80 отелей только одной сети Accor, при этом в Украине отели данной сети (как и многих других) вообще не представлены.

Таким образом, анализ зарубежного опыта показал наличие широкого спектра инструментов для привлечения инвестиций. Но выбор того или иного направления зависит как от внешних факторов (политика государства), так и от внутренних (наличие финансовых ресурсов, определение приоритетов для инвестирования и др.). Для активизации процесса привлечения инвестиций в туризм необходимо комплексное и рациональное сочетание различных инструментов, основанных на использовании всевозможных источников инвестирования – как средств государства, так и финансовых ресурсов частного сектора.

Привлечение инвестиций в туризм;

Фондоотдача находится за формулой

где ВЧП – стоимость чистого продукта, тыс. грн.

Коэффициент эффективности управления исчисляется по формуле:

где – коэффициент эффективности управления

1. Инвестиции в туризме: сущность и классификация

Туриндустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется наличием целого ряда отдельных элементов, включая разные области обслуживания: небольшие рестораны, мотели и отеле, дома отдыха, стиральные, магазины, которые продают изделия местных ремесленников и предметами искусства и т.п. Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и в дорогую материально-техническую базу туризма стимулирует инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Туристическая индустрия является довольно капиталоемкой областью из-за высокой стоимости недвижимости и оборудования. Так, капитал в индустрию гостеприимности привлекается на длинный период времени и возвращается довольно медленно, а самая структура инвестиций в этом секторе подобная на инвестиции в промышленность, которая требует больших затрат.

Инвестиции – это финансовые ресурсы, материальные и интеллектуальные ценности, направленные на обеспечение инвестиционной деятельности с целью создания необходимых активов для удовлетворения нужд государства и получение в будущем прибыли от производства продукции от инвестируемых объектов и расширение базы налогообложения.

Результатом инвестиционной деятельности является не простое получение доходов от «осуществления инвестиций», а формирование источников средств, которые обеспечивают инвестиционную деятельность, и получение экономического эффекта в результате осуществления мероприятий по внедрению технологий и их усовершенствования, развития материальной базы и создание новых рабочих мест за счет инвестиций в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Это свидетельствует о том, что урегулированная государством деятельность, которая имеет административно-правовой, финансово-правовой и гражданско-правовой, характер и какая направлена на привлечение финансовых и материальных источников как инвестиций, которые обеспечивают выполнение конкретных работ и мероприятий по созданию новых и модернизации действующих объектов производственного и социального назначения, необходимых государству и инвестору, является инвестиционной деятельностью.

Инвестиции как ключевой момент инвестиционной деятельности — это экономическая категория, а процесс осуществления инвестиционной деятельности — экономическое общественное отношение. Инвестиции выступают в форме капитальных вложений в воспроизводство материально-технической базы туристической отрасли, а финансовые правоотношения составляются в процессе финансирования капитальных вложений, т.е. основанных на правовых нормах деятельности государственных органов относительно определения источников покрытия прямых расходов на создание новых, реконструкцию или переоснащение действующих основных фондов.

Начальные инвестиции в туризм привлекают все больше вложений в будущем во вспомогательные и поддерживаемые отрасли хозяйства. Сюда входят большие инвестиции в главные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты, транспортные средства и т.п. их инвестиции окупаются только через несколько лет. Для туроператоров и в определенной мере турагентам требуется большее количества оборотных средств для оплаты услуг отелей, транспортных компаний и т.п., перед туристическим сезоном. Капитал здесь, как правило, задерживается на короткий промежуток времени и часто используется для спекуляций на валютном рынке.

Поскольку в создании продукта туристической индустрии принимают участие разные ее секторы, то компании одного сектора заинтересованы в финансировании других структур. Например, туроператоры могут финансировать развитие гостиничных комплексов на курортах, куда они отправляют своих клиентов. Авиакомпании могут гарантировать финансовую безопасность туроператоров, которые широко используют их услуги.

Вместе с положительными последствиями от инвестиций в туризм не следует забывать об отрицательном влиянии от развития последнего, о так называемой монокультуре (однонаправленности) туризма. В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники доходов местных жителей. Более высокая заработная плата в индустрии туризма приманивает рабочих, что отрицательно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристическим посещениям.

Одновременно меняется или полностью разрушается традиционное содержание жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования, поэтому правительство и инвесторы должны постоянно подсчитывать экономическую эффективность от осуществления инвестиций, т.е. высчитывать их целесообразность.

Разнонаправленность — это основа экономической стабильности. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса. Соответственно вместо того, чтобы оказывать содействие диверсификации экономики, туризм временами замещает другие отрасли, а иногда и наоборот.

При осуществлении инвестиций в туристическую индустрию следует обратить внимание, что туризм по сути своей — явление сезонное. Поэтому полная зависимость региона от одного сектора индустрии нежелательная. Тем более, что спрос на туризм и путешествия в значительной мере зависит от доходов и вкусов туристов.

Кроме того, развитие туризма порождает определенные социальные и дополнительные расходы на поддержку окружающей среды. Довольно бушующее развитие туризма и полная зависимость от него ставит такую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это угрожает экономическим спадом; если не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны обеднеют и обесценятся. В этом случае решения, как правило, принять довольно тяжело.

По своему смыслу финансовые правоотношения в инвестиционной деятельности имеют широкий аспект работ, а именно:

мобилизация средств на определенных этапах;

конкурсный отбор проектов за тендером;

ведение финансового учета и финансовой отчетности;

расходование денежных средств при наличии нормативно утвержденной документации;

контроль использования средств на каждом этапе.

При этом, по каждому виду работ изменяются субъекты, решая вопрос, которые принадлежат к их компетенции.

Целесообразно классифицировать инвестиции, исходя из таких заданных критериев:

по форме собственности — на государственные, частные, коммунальные, коллективные;

по территориальному признаку — на внутренние, внешние, заграничные;

по источникам вложения — на реальные и финансовые.

Классификация форм осуществления инвестиционной деятельности соответственно положениям действующего законодательства имеет такой вид:

общее инвестирование (инвестиционные фонды и компании);

банковское инвестиционное кредитование;

специальные (свободные) экономические зоны;

Эффективная законодательная поддержка инвестиционной деятельности со стороны публичной власти означает не только разработку нормативно-правовых актов в области инвестирования, а и усовершенствование финансово-правовых актов, которые устанавливают механизм его внедрения и без которых даже очень эффективное инвестиционное законодательство не будет функционировать. Быстрого экономического роста и расширение индустрии туризма можно достичь лишь при условии постоянного и значительного вложения финансовых ресурсов.

Последовательность привлечения источников финансирования инвестиционной деятельности является такой:

бюджетное финансирование и собственные средства;

средства инвестиционных и страховых фондов;

банковское кредитование при отсутствии бюджетного финансирования.

Инвестиции являются предпосылкой и вместе с тем следствием успешного проведения экономических реформ. Вопрос привлечения инвестиций является одним из главных факторов для динамического развития экономики, повышение жизненного уровня, увеличение количества рабочих мест. Государство должна эффективно использовать ресурсы и успешно сотрудничать с инвесторами путем создания привлекательного правового поля и гарантирование инвесторам их прав и независимой судебной защиты.

Характерной особенностью государственного контроля за инвестиционной деятельностью являются применения разных его видов, а именно:

финансовый контроль, формами которого являются ревизии и проверки;

экспертный контроль, который применяется при экспертизе разработанных технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации;

фактический контроль, который осуществляется путем контрольных измерений фактически выполненных работ на каждом из этапов строительства, реконструкции или модернизации объектов.

Одним из приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности могут стать туристические кластеры, поскольку у такого рода объединениях налаженная организационная структура; предприятия кластера имеют конкурентные преимущества, которые достигаются с помощью специализации, а это, в свою очередь, обеспечивает повышение производительности работы и снижение себестоимости продукции и услуг; кластеры формируются в пределах курортно-рекреационных зон, которая предоставляет инвесторам уверенности в том, что вложенный капитал останется капиталом.

Источники: http://econf.rae.ru/article/7150, http://velib.com/read_book/dubinicheva_ljudmila_vasilevna/socialno_ehkonomicheskijj_resurs_turizma/glava_1_teoreticheskie_aspekty_investirovanija_turistskojj_sfery/12_zarubezhnyjj_opyt_investirovanija_v_turizm/, http://studopedia.su/10_80303_privlechenie-investitsiy-v-turizm.html

Комментировать
0
120 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно