Кто контролирует инвестиции в регионах

СОДЕРЖАНИЕ
0
15 просмотров
29 января 2019

Региональные инвестиционные проекты как инструмент стратегического сотрудничества власти и бизнеса в субъекте РФ

Следует отметить, что существуют различные подходы к категории «инвестиции». Анализ показал разнообразие дефиниций в зависимости от времени, традиций экономических школ, и, как следствие – отсутствие единого мнения о роли реальных и финансовых инвестиций, которое у некоторых исследователей перерастает в противопоставление одного с другим [1,с.3,22; 2,с.17,20; 3; 4; 5,с.14-15; 6,с.121; 7,с.1; 8,п.П.1.1.]. Нами предложен универсальный подход к рассмотрению возможных направлений инвестирования, направленный на решение проблемы корректной идентификации объекта вложений, применимый, в частности, в случае реализации региональных проектов (рис. 1).

Представленная автором на рисунке классификация отражает многоплановость, разнообразие объектов и целей вложений. Так, финансовые вложения «непосредственно не оказывают никакого влияния на экономический рост, хотя и создают условия для него через формирование финансовых ресурсов для инвестиций» [9,с.38]. Данные инвестиции и «высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций…эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими» [7,с.1]. Таким образом, финансовые инвестиции, являясь частью текущей деятельности любого предприятия, используются для накопления капитала (так называемого инвестиционного капитала) с целью последующего его размещения (вложения) в реальные активы.

Рис.1. Классификация возможных направлений и объектов вложений

Реальные инвестиции составляют основу инвестиционной деятельности как коммерческих предприятий, так и государственного сектора в форме инвестиций в основной капитал, вложений в оборотные средства и нематериальные активы. Так, значение инвестиций в основной капитал в том, что они непосредственно участвуют в производственном процессе, «…обеспечивают расширение действующего или создание нового капитала», формируя «…часть валового национального продукта, предназначенного для использования в будущем» [2,с.18], «увеличивают национальный доход в будущем» [7,с.1]. Вышесказанное также справедливо, как и тот факт, что практическая реализация инвестиций осуществляется на уровне региона, влияя на его макроэкономические показатели.

Для региона инвестиции в основной капитал «являются инъекцией, увеличивающей товарно-денежный поток конечных товаров кругооборота регионального общественного продукта», когда «объем ВРП увеличивается как непосредственно (через спрос на продукцию машиностроения, строительства и другие капитальные товары и услуги), так и косвенно (за счет увеличения занятости, доходов, спроса на потребительские товары и др.)» [9,с.37].

Перечисленные выше особенности инвестиций обуславливают, необходимость развития инвестиционного потенциала региона, его планомерного и устойчивого развития через реализацию региональных инвестиционных проектов.

Автором проведена систематизация взглядов исследователей, отражающая эволюцию и изменение подходов к понятию «региональный инвестиционный проект» (далее РИП).

Так, в 1999 году при отсутствии самого понятия регионального проекта в тексте Методических рекомендаций (далее МР) введен показатель региональной эффективности, отображающий «финансовую эффективность проекта с точки зрения соответствующего региона». В данном контексте затрагиваются не интересы непосредственных участников проекта, а всего субъекта РФ, относительно «влияния реализации проекта на предприятия региона, социальную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета» [8,п.2.1.]. Следовательно, наличие определенного влияния, затрагивающего интересы всего субъекта РФ, нежели непосредственных участников проекта, было признано одним из первых критериев отнесения проекта к региональному.

Позднее (2001) к РИП стали относить проекты, оказывающие «существенное влияние на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в городе, районе, области (проекты строительства новых или расширения и реконструкции действующих предприятий, от которых зависит снижение уровня безработицы, повышения жизненного уровня населения, либо изменение экологической ситуации в данном регионе» [10]. Те же характеристики отнесли РИП к «инвестиционным проектам регионального масштаба» [11,с.328]. Очевидно, данные понятие вытекают из МР, конкретизируя объект инвестиций и конечный возможный результат.

Согласно другим авторам, РИП рассмотрены в составе региональных инвестиционных программ, представляя собой «форму системного перераспределения финансовых ресурсов региона на основе заранее определенных целей, критериев и возможных форм использования данных ресурсов для решения конкретных задач», являясь «…удобным инструментом государственного регулирования экономических и социальных процессов региона» [12,с.62]. В процессе формирования РИП предложено: проводить анализ последствий реализации проектов, обосновать направления вложений и перераспределение инвестиций (как бюджетных, так и частных) в пользу наиболее эффективных проектов; использовать совместное финансирование проектов с помощью бюджета и средств частных инвесторов; учитывать не только экономические, но и социальные результаты инвестирования, а для отбора проектов находить их наилучшее соотношение. Другими исследователями предлагается понятие проектов регионального развития в составе программы регионального развития, как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на достижение целей развития региона…». Для управления программами предложено «формирование проектов развития и реализации (то есть ресурсном обеспечении, контроле и т.д.» [13,с.4]. У обоих авторов, проявляется функция РИП, ставящая задачей целенаправленное развитие региона.

Позднее (2004 год) было высказано мнение, что РИП «выступают одним из эффективных инструментов реализации региональной инвестиционной политики, которая, с одной стороны, должна удовлетворять требованиям эффективности, с другой – требованиям территориальной справедливости» [14,c.12]. При ближайшем рассмотрении оказывается, что данное высказывание касается региональной политики, проводимой исключительно федеральной властью в отношении субъектов РФ, то есть относится к «использованию наиболее эффективных путей расходования средств, выделяемых для поддержки конкретных регионов…недопущение дальнейшего увеличения резких пространственных различий в уровнях развития и уровнях жизни населения, реальное обеспечение всем гражданам страны, независимо от места их проживания, минимальных социальных стандартов» [там же]. Следуя сказанному, финансирование РИП должно происходить с помощью средств федерального бюджета в целях выравнивания региональных различий. Мы считаем данный центристский подход, использующий РИП только в качестве инструмента инвестиционной политики федерального центра за счет бюджетных денег, не вполне подходящим. По нашему мнению, он размывает и нивелирует истинные потребности самого субъекта, неправомерно исключает финансирование проектов с помощью собственных средств частных инвесторов и бизнес-инициативы вообще. Попытка идентификации РИП не удалась и была сведена к классификации инвестиционных проектов [там же, c.21].

Несмотря на фактическое отсутствие определения РИП и вышеизложенную критику, положительным, по нашему мнению, стало понимание «усложнения внешней и внутренней среды ведения бизнеса и организации нормальной жизнедеятельности населения», что обусловило необходимость в управлении РИП как «целенаправленного воздействия на процессы регионального развития через инвестиционные ресурсы, путем применения современных методов и инновационных механизмов, достижения определенных в проекте результатов» [там же,с.34-35]. Это продолжило выявленную ранее управленческую функцию РИП и целенаправленное развития региона.

Более конструктивный и детальный подход предложен в 2005 году, уточняющий, что «региональный инвестиционный проект представляет собой «систему взаимоотношений, возникающих между независимыми субъектами хозяйствования и органами управления региона по поводу использования разнообразных инвестиционных ресурсов и ценностей на территории региона в его стратегических интересах, и реализуемых в виде социальных, экономических, экологического или стратегических эффектов». Среди отличительных признаков РИП были названы: реализация стратегии развития региона, обеспечение максимального учета интересов участников проекта, реализация в интересах всего сообщества региона. Справедливо также, что при управлении РИП необходимо «учесть существующие и формируемые взаимосвязи между субъектами РИП и обеспечить их взаимодействие в целях увеличения темпов экономического роста и повышения эффективности функционирования региона» [15,с.8-9].

В соответствии с Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ» (далее «Правила») к РИП относят два вида проектов: проект, имеющий региональное значение, и проект, имеющий межрегиональное значение [16, разделI,п.3]. В дополнение к целям развития, стоимости и места реализации, были установлены и другие характеристики, которые в совокупности составили законодательные критерии принадлежности проектов к РИП[там же, разделIV,п.14], представленные нами в Таблице 1.

Характеристики РИП, формируемых при участии Инвестфонда РФ

Общие для всех проектов Инвестфонда РФ (включая РИП)

Региональные инвестиции

Какие существуют цели регионального инвестирования, чем представлены основные показатели привлекательности региона для инвестирования и какие меры должны быть направлены для притока капиталовложений?

Региональные инвестиции — это общее количество затрат всех субъектов предпринимательской деятельности, населения региона и управленческих структур, направленных на долгосрочные капиталовложения в определенные отрасли экономической деятельности в обозначенном регионе. Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.

Цели и особенности регионального инвестирования

В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:

  • Получение максимально возможного дохода или прибыли;
  • Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
  • Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
  • Улучшение существующей структуры производства;
  • Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
  • Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.

Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (будь-то федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:

  • Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
  • Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
  • Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
  • Улучшение экономического и социального положения государства в целом.

Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.

Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.

Реализация регионального инвестирования

На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами — огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов — имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.

К сожалению, в Российской Федерации инвестирование в регионы развито очень слабо. Примером тому могут послужить статистические показатели разницы в уровне жизни и доходах населения крупных территориальных единиц и более мелких, отдаленных от привычных центров бизнес-деятельности. Причин тому множество — несовершенство федеральной политики, явная цель сосредоточить все управление в своих руках местными властями, создание непреодолимых бюрократических барьеров как для иностранных инвесторов, так и для отечественных. Необходимо отметить и наличие недобросовестной конкуренции среди компаний, занимающих монопольное положение в регионе, а также отсутствие контроля за таковой конкуренцией со стороны властей.

Как определить инвестиционную привлекательность региона?

Для того, чтобы потенциальный инвестор мог определить целесообразность инвестирования в определенный регион, необходимо обращать внимание на различные макроэкономические показатели, свидетельствующие об эффективности функционирования экономики в территориальной единице. К таким показателям относятся: уровень жизни населения, потребительских цен, безработицы, среднемесячной заработной платы и обеспеченности населения, количество выпускаемого внутреннего продукта и внешний товарооборот, объем производства, который приходится на душу населения.

Оценка предусматривает включение в себя и учет всех вышеперечисленных факторов. Отметим невозможность комплексной и правдивой оценки экономической привлекательности региона только по нескольким показателям, поскольку все они взаимосвязаны между собой.

Необходимо учитывать и два важных момента, которые четко определяют привлекательность территориальной единицы для частного инвестора:

  1. Экономические возможности и привлекательность региона. Помимо вышеперечисленных факторов, необходимо учитывать и местную законодательную базу, существующие ставки муниципального налогообложения, открытость региона и властей в частности для инвестиционной деятельности, уровень защиты от инвестиционных рисков.
  2. Экономические возможности и привлекательность выбранного объекта. На данном этапе необходимо провести оценку возможностей отрасли, в которую собирается вкладывать средства инвестор, а также состояние субъектов хозяйственной деятельности в избранной сфере.

Читайте так же про инвестиционную привлекательность Российской Федерации. .

1.

Иностранные (международные) инвестиции в России.

Как формируется инвестиционный портфель и что такое портфельные инвестиции.

Что такое альтернативные инвестиции.

Что такое инвестиционная привлекательность региона и их составляющие.

Стратегия привлечения инвестиций в регион

Прохоров Андрей Юрьевич, аспирант факультета управления и психологии, кафедра отраслевой экономики, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Для развития любой экономической системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.

Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному – убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом.

Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.

Согласованность целей управления и управленческих факторов

К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:

1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;

2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;

3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;

4) рост объема валового регионального продукта.

Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.

Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов.

Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.

Методы управленческого воздействия

Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.

К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:

1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;

2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;

3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;

4) определение общеобязательных требований достижения директивно установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.

Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.

Способы поддержки потенциальных инвесторов

Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).

С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:

1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;

2) в рамках налогового – рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;

3) кредитно-денежного – страхование кредитов;

4) антимонопольного – противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;

5) внешнеэкономического – способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;

6) прочие – страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.

Классификация инвесторов

Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:

1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;

2) ТНК (транснациональные корпорации);

3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;

4) иностранные инвесторы;

5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/1876.htm, http://kudainvestiruem.ru/klassifikatsiya/regionalnye-investicii.html, http://creativeconomy.ru/lib/7709

Комментировать
0
15 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев