Лизинг как одна из форм привлечения инвестиции

СОДЕРЖАНИЕ
0
164 просмотров
29 января 2019

Лизинг как одна из форм привлечения инвестиции

В настоящий момент многие предприятия Республики Беларусь испытывают недостаток оборотных средств. Обновление основных фондов и внедрение новых научных технологий являются значительными проблемами, а, соответственно, и с производством конкурентоспособной продукции и освоением зарубежных рынков затруднения. Именно лизинг является решением проблемы для предприятия, у которого нет средств на модернизацию основных фондов.

Актуальность развития лизинга в Республике Беларусь обусловлена значительной физической изношенностью производственных основных фондов, наличием морально устаревшего оборудования, низкой эффективностью его использования и др. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг.

Согласно законодательству Республики Беларусь договор финансовой аренды (лизинга) – это сделка, по которой арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 636 ГК).

В Республике Беларусь лизинг рассматривается органами государственного управления как одна из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, имеющая широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения. Основными направлениями программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусматривается создание сети специализированных финансовых учреждений, в том числе лизинговых. Создание такого рода инфраструктуры должно способствовать активизации инвестиционной деятельности и дальнейшему развитию рыночной отношений.

Однако до недавнего времени лизинг не получал должного распространения в отечественной экономике. В большинстве случаев он использовался скорее не как инструмент осуществления инноваций (которые являются основной сферой применения лизинга в странах со стабильной экономикой), а как инструмент финансового менеджмента по оптимизации налогооблагаемой базы путем завышения издержек и быстрого сокращения стоимости внеоборотных активов.

В Беларуси в сфере лизинга работает 166 компаний. При этом лизинговые компании, являющиеся дочерними компаниями коммерческих банков, контролируют почти 70% лизингового рынка. В целом по системе коммерческих банков доля лизинговых операций в структуре кредитных операций с юридическими лицами составила 7,97%. Можно сделать вывод, что лизинговые операции пока не являются приоритетным направлением в кредитовании экономики отечественным банковским бизнесом.

Несмотря на сложность и неоднозначность развития лизинговой отрасли в Республике Беларусь, объемы лизинговых операций растут. Государственные структуры власти признают бесспорную необходимость лизинга как эффективного инструмента современного хозяйствования и поддерживают их развитие.

По рынку в целом наиболее востребованными объектами лизинга в 2012 г. были транспортные средства – 59,0%, машины и оборудование – 33,7%, здания и сооружения – 6,6% и прочее – 0,7%.

На сегодняшний день лизинг в отечественной экономике не получил должного распространения. Его потенциал используется пока недостаточно. Анализ структуры лизинговых операций за 2012 год показывает, что 75% их обеспечивается средствами государства и белорусских банков, направляемыми на поддержание сельхозпроизводителей. А что касается чистого лизинга, осуществляемого профильными государственными и негосударственными компаниями, то существенного роста не наблюдается. Если, по данным статистики, в развитых странах лизинг занимает около 30% общего объема инвестиций, то в нашей стране, по данным Белорусского союза лизингодателей, на его долю приходится 7%, несмотря на то, что государственное регулирование в направлении развития лизинга можно считать образцовым. Причины в первую очередь связаны с низкой рентабельностью белорусских предприятий и дефицитом ресурсов в банковском секторе. Ограниченность кредитных ресурсов и соответственно низкая конкуренция на рынке капитала обусловлена преимущественно слабостью отечественной банковской системы.

Выделение в сфере банковского сообщества группы уполномоченных банков, пользующихся определенными преференциями со стороны государства, препятствует развитию здоровой конкуренции между банками, повышению эффективности их деятельности, выходу на международный рынок.

За 20 лет развития лизинга в Беларуси основным достижениям явилось создание законодательной базы по лизингу, которая предоставляет значительные налоговые льготы участникам лизинговой сделки, важнейшими из которых выступают отнесение лизинговых платежей на себестоимость продукции и свободная норма амортизации. [1]

Развитию лизинга в нашей стране препятствует ряд следующих серьезных проблем:

1.Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка.

2.Высокие процентные ставки на кредитные ресурсы на денежном рынке Республики Беларусь.

3.Большинство лизинговых компаний в нашей стране для поддержания и осуществления своей деятельности сами берут кредиты в банках, что является существенным недостатком.

4.Недостаток квалифицированных кадров для лизинговых компаний.

5.Отсутствие биржи лизинговых услуг, в которой бы в режиме реального времени была информация о потребностях лизингополучателей.

6.Многое высокотехнологичное оборудование не выпускается предприятиями Республики Беларусь. Налоговые льготы помогли бы создать благоприятные условия для ввоза высокотехнологичного оборудования, предназначенного для лизинговых сделок, из других стран.

Возможные пути решения проблем:

1.В нашей стране необходимо создать благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принять налоговое законодательство, предоставляющее льготы банкам, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

2.Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в Республике Беларусь должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

3. Стимулирование лизинга путем налоговых и амортизационных льгот и разработка государственной программы поддержки лизинга.

4.Лизинговые компании в Республике Беларусь по возможности должны осуществлять свою деятельность за счет собственных средств.

5.Лизинговые компании должны принимать на работу только квалифицированных работников, которые в достаточной мере владеют информацией о рынке лизинговых услуг. Также компании могут осуществлять переподготовку специалистов в данной области.

6.Наша страна должна сотрудничать с иностранными лизинговыми компаниями для приобретения опыта зарубежных лизинговых компаний с целью применения его в отечественной практике[4].

Создание благоприятных условий развития лизинга должно стать приоритетным направлением деятельности государства, учитывая сложность выполнения задач, поставленных предприятиям госпрограммой инновационного развития.

С учётом накопленного опыта инвестирования инновационной деятельности в Республике Беларусь, предполагается, что значительная часть технического перевооружения, модернизация предприятий, предусмотренных госпрограммой, произойдёт посредством международного лизинга.

Международный лизинг предполагает перемещение через границу не только оборудования, но и других активов. В их число, прежде всего включаются технологии, обучение и повышение квалификации работников.

Для дальнейшего развития лизинговой деятельности в Республике Беларусь, привлечения инвестиций, необходимо предусмотреть дополнительные налоговые и таможенные льготы, в том числе: снижение или отмену таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость в отношении оборудования, ввозимого на территорию Республики Беларусь и являющегося объектом международного финансового лизинга, для производства новых видов продукции , имеющих приоритетное значение для развития экономики, не только для конкретных государственных предприятий, но и для всех предприятий, которые будут выпускать такую продукцию. [2]

Таким образом, подведём итог вышесказанному: с каждым годом лизинг в Республике Беларусь приобретает всё большую актуальность, ведь он является одним из наиболее выгодных способов обновления и расширения основных фондов предприятия, при этом сохраняется необходимое количество финансовых средств, которые организация может использовать на другие нужды, одновременно пользуясь уже новым оборудованием. Лизинг позволяет проводить инновационную модернизацию предприятий, что только позитивно сказывается на экономике Республики Беларусь, а именно, продукция становится конкурентоспособной; лизинг влияет на экономический рост и, соответственно, с каждым годом увеличиваются объёмы валового внутреннего продукта по стране. Поэтому в последние годы он внедряется в экономическую сферу всё более и более интенсивными темпами. При этом существует ряд проблем, решив которые, лизинговая деятельность достигнет совершенства в нашей стране и будет работать эффективно на экономику. [3]

1. Левкович А.О. Обзор рынка лизинговых услуг в Республике Беларусь / Журнал «Планово-экономический отдел». — № 11, 2008 г. – с. 12-14.;

2. Зубарева. Лизинг как источник финансирования инновационной деятельности промышленных предприятий РБ / Зубарева // Материалы IV международной молодёжной научно-практической конференции «Научный потенциал молодёжи – будущему Беларуси». – ч. 2, 2010 г. – с. 151;

3. Об условиях сравнения лизинга с кредитом и количественной оценке преимуществ лизинга / Д. В. Лелецкий // Журнал «Лизинг ревю».–2010. — №5/6.

Лизинг как одна из форм привлечения инвестиции

Право Лизинг как одна из форм привлечения инвестиций.

Договор лизинга можно рассматривать как правовое средство, позволяющее стороне участвовать в расходах по эксплуатации переданного в аренду имущества, и претендовать соответственно на определенную часть прибыли, полученной в результате использования этого имущества. Другими словами, договор лизинга следует рассматривать как договорная форма инвестиций, а арендодателя (лизингодателя) считать инвестором, вкладывающим свои средства в реальное производство.

Наиболее точно понятие лизинга содержится в трактовке группы Всемирного банка˸ ʼʼЛизинг – это контрактные взаимоотношения между двумя сторонами, которые позволяют одной стороне, в обмен на оговоренные периодические платежи. Юридически оформленный владелец имущества больше полагается на способность пользователя этого имущества получать от ᴇᴦο использования достаточный поток наличности, для того, чтобы осуществлять лизинговые платежи, а не кредитную историю, состав активов или капитальную базу.

Задачей Федерального закона ʼʼО лизингеʼʼ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ является увеличение инвестиций в средства производства на базе операций лизинга. Он регулирует как иностранные, так и отечественные инвестиции, причем, деятельность не только иностранных лиц на российском лизинговом рынке, но также и российских лизингодателей – физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на зарубежных рынках и чей личный статут определяется по законам Российской Федерации.

Лизинг как одна из форм привлечения инвестиций;

Договор лизинга можно рассматривать как правовое средство, позволяющее стороне участвовать в расходах по эксплуатации переданного в аренду имущества, и претендовать соответственно на определенную часть прибыли, полученной в результате использования этого имущества. Другими словами, договор лизинга следует рассматривать как договорная форма инвестиций, а арендодателя (лизингодателя) считать инвестором, вкладывающим свои средства в реальное производство.

Наиболее точно понятие лизинга содержится в трактовке группы Всемирного банка: «Лизинг – это контрактные взаимоотношения между двумя сторонами, которые позволяют одной стороне, в обмен на оговоренные периодические платежи. Юридически оформленный владелец имущества больше полагается на способность пользователя этого имущества получать от его использования достаточный поток наличности, для того, чтобы осуществлять лизинговые платежи, а не кредитную историю, состав активов или капитальную базу.

Задачей Федерального закона «О лизинге» от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ является увеличение инвестиций в средства производства на основе операций лизинга. Он регулирует как иностранные, так и отечественные инвестиции, причем, деятельность не только иностранных лиц на российском лизинговом рынке, но также и российских лизингодателей – физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на зарубежных рынках и чей личный статут определяется по законам Российской Федерации.

Правовое содержание понятия Инвестор.

Инвесторы — субъекты инвестиционной деятель­ности, осуществляющие вложение собственных, заем­ных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать:

органы, уполномоченные управлять государствен­ным и муниципальным имуществом или имущественны­ми правами;

граждане, предприятия, предпринимательские объ­единения и другие юридические лица;

иностранные физические и юридические лица, госу­дарства и международные организации.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, за­казчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной де­ятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также лю­бые иные физические и юридические лица, уполномо­ченные инвестором (инвесторами) осуществить реали­зацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность дру­гих участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоря­жения инвестициями на период и в пределах полномо­чий, установленных указанным договором, и в соответ­ствии с действующим на территории России законода­тельством. Пользователями объектов инвестиционной дея­тельности могут быть инвесторы, а также другие физи­ческие и юридические лица, государственные и муни­ципальные органы, иностранные государства и между­народные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2013/5122.htm, http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/161432_lizing_kak_odna_iz_form_privlecheniya_investiciy, http://studopedia.su/10_30526_lizing-kak-odna-iz-form-privlecheniya-investitsiy.html

Комментировать
0
164 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно