Механизм привлечения инвестиций экономику региона

СОДЕРЖАНИЕ
0
137 просмотров
29 января 2019

Механизм привлечения инвестиций экономику региона

Библиографическая ссылка на статью:
Прохоров А.Ю. Аспекты совершенствования механизма привлечения инвестиций в регион // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3515 (дата обращения: 23.09.2018).

Вопрос создания и реализации эффективного механизма привлечения инвестиции в региональную экономику, бесспорно, является крайне актуальным в условиях рыночной экономики. В тоже время динамичность развития экономических систем в условиях рыночной экономики предполагает непрерывный процесс совершенствования имеющихся механизмов, данная необходимость обусловлена такими требованиями как конкурентоспособность, рентабельность вложений, гарантии возврата вложенных средств, работоспособность инвестопроводящих структур и инвестиционно-инновационной инфраструктуры, а также многими другими, т.к. активную роль на рынке инвестиции играют владельцы частного капитала, в том числе и иностранного, для которых участие в проектах коммерциализаций представляются гораздо более рискованными, чем для государственных инвестиций, где многие вопросы инвестирования могут обеспечиваться государственными гарантиями.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что эффективная организация механизма управления стратегией привлечения инвестиций в регион возможна только при создании оптимальной системы обеспечения, которая должна включать в себя всестороннее рассмотрение следующих аспектов:

Нормативно-правовой аспект.

Любая коммерческая деятельность, в том числе и процесс инвестирования должны располагаться в правовом поле, т.е. регламентироваться совокупностью нормативно-правовых актов (НПА), необходимых и достаточных для реализации данных процессов. Общее правовое регулирование процессов привлечения инвестиций в регион обеспечивается положениями Гражданского кодекса РФ, в то же время процесс привлечения иностранных инвестиций (за исключением разработки месторождений полезных ископаемых) зачастую затруднен опасениями зарубежных инвесторов вкладывать капитал в российскую экономику и одним из факторов риска признают именно законодательную базу, соответственно особую роль приобретает вопрос наличия и функционирования специального правового регулирования, отвечающего за порядок привлечения инвестиций (как отечественных, так и зарубежных), естественно не противоречащего юрисдикции общего правового регулирования.

Правовое регулирование деятельности по привлечению инвестиций должно носить комплексный характер, так как обязано быть представленным нормативно-правовыми актами трех уровней:

1. законодательные акты, изложенные в конституционных и федеральных законах, международных договорах, законодательстве субъектов Федерации (основное условие не противоречия федеральному законодательству);

2. подзаконные акты: указы Президента РФ, правительственные постановления, внешнеэкономические договора субъектов РФ, решения и постановления органов местной администрации и т.д.;

3. локальные акты, например различные гражданско-правовые договора участников инвестиционной деятельности (регламентированные нормами международного права и законодательства РФ).

Основная задача регионального законотворчества заключается в разработке и принятии нормативно-правовых актов субъектов РФ в области инвестиционной деятельности, которые бы создавали благоприятные условия для реализации эффективной стратегии развития инвестиционной инфраструктуры и привлечения инвестиций в региональную экономику.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ в сфере инвестиционной деятельности в основном ориентированы на предоставление налоговых льгот (в границах своей компетенции) и предоставление гарантий субъектам инвестиционной деятельности. Предоставляемые налоговые льготы в той или иной степени могут распространяться на все налоги, за счет которых формируется бюджет субъекта РФ, к таковым могут относиться: льготы по налогу на прибыль, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях. Таким образом, можно говорить одновременно о создании привлекательных условий для инвесторов в отношении минимизации налоговой нагрузки сопряженной с реализацией инвестиционных проектов и предоставлении гарантий существования и возможности реализации права на получение данных льгот на законодательном уровне, т.е. формирование сбалансированной системы защиты прав и интересов инвесторов.

Стратегия совершенствования налоговой политики в области инвестиционной деятельности должна способствовать росту уровня инвестиционной привлекательности в сферах хозяйственной деятельности, развитие которых напрямую относится к государственным приоритетам, соответственно возникает объективная необходимость в дифференцировании налоговых ставок по отраслям и регионам в зависимости от их значимости для экономики в целом. В данном случае оптимальное использование потенциала административного ресурса должно привести к формированию рыночных механизмов регулирования экономики (в виде создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в регионе в целях привлечения капитала и развития отраслей, обладающих сравнительно низким уровнем инвестиционной привлекательности). В то же время, необходимо совершенствование налоговых режимов и для зарубежных инвесторов, также основанном на дифференцированном подходе.

Оптимальная реализация данного направления должна позволить осуществить приток инвестиционного капитала в регион с одной стороны и поднятие инвестиционного рейтинга с другой, что в свою очередь будет способствовать росту инвестиционного интереса и развития коммерческой активности даже в условиях ресурсодефицитного региона и соответственно росту числа рабочих мест, развитию экономики региона и, как следствие, увеличению размера бюджета субъекта РФ.

Необходимость дальнейшего применения налоговых механизмов с целью социально-экономического развития ресурсодефицитных регионов не вызывает сомнения. Важной задачей в вопросе совершенствовании налогового законодательства в вопросе условий инвестирования является снятие налоговых ограничений на прирост инвестиций, реинвестирование прибыли, списание издержек при реализации инвестиционных проектов и реализацию механизма ускоренной амортизации. В то же время налоговые льготы должны предоставляться только при условии наличия технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта. Целевая направленность и контроль использования ресурсов должны стать ведущими критериями оценки реализации инвестиционной политики, эффективность которой напрямую будет зависеть от адекватности и достоверности учета факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на социально-экономическую динамику в регионе.

Методический аспект.

Механизм управления инвестиционной стратегией региона должен включать в себя комплекс методических разработок и материалов по организации, планированию, ведению и контролю инвестиционной деятельности в экономике, в то же время, в силу динамичности развития экономики и ряду особенностей присущих конкретному сектору экономики, данные материалы будут носить рекомендательный, нежели директивный характер, основной целью которых является установление единой терминологии, принципов оценки затрат и эффективности реализации проектов и адаптации к имеющимся стандартам, особенно актуальным данный аспект становится при реализации проекта совместно с зарубежными инвесторами и (или) в случае если проект носит межотраслевой характер. На основании вышеизложенного, вполне очевидна необходимость дифференциации документов по уровням. В качестве признака распределения документального обеспечения по уровням можно принять критерий масштаба:

1. федерального уровня – документы позволяющие регламентировать методическое сопровождение в разрезе всей территории Российской Федерации. Особая роль должна отводиться возможности повсеместного применения на всей территории РФ, что позволило бы создать более благоприятные условия, способствующие привлечению инвесторов из-за рубежа;

2. межотраслевого уровня – документы позволяющие регулировать инвестиционную деятельность в ряде нескольких отраслей, в том числе и несмежных. Межотраслевой инвестиционный процесс особо актуален в разрезе зависимости проектов между собой при одновременной реализации и как возможность минимизации рисков связанных с капитализаций проектов;

3. отраслевого уровня – документальное обеспечение, позволяющее регламентировать порядок расчета, исполнения стандартов на уровне конкретной отрасли или сектора экономики;

4. локального уровня – документальное обеспечение, регламентирующее принципы ведения инвестиционной деятельности в рамках конкретного хозяйствующего субъекта.

Подобная иерархия позволит решить ряд вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности в регионе, таких как обеспечение прозрачности привлечения капитала, выработка единых принципов финансирования (что немаловажно для зарубежных инвесторов) и прочих, что напрямую способствует развитию инвестиционной инфраструктуры (в рамках методического обеспечения) и формированию благоприятного инвестиционного климата.

В настоящее время основной методический документ государственного уровня, который регламентирует всю инвестиционную деятельность – Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные совместным постановлением Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ и Госстроя России. Данный документ в целом соответствует методам экономических измерений принятым в мировой практике и содержит систему, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов на основе определенных принципов проектного анализа. Тем не менее, условия развития экономики и формы инвестиционной деятельности предполагают работу по корректировке положений документа.

Методическое обеспечение, охватывающее все нюансы инвестиционной деятельности особо актуально в условиях развития межотраслевых инвестиционных отношений и зарубежного инвестирования, соответственно должно быть направлено на определение единых критериев и системы показателей инвестиционной деятельности, а также повышение уровня прозрачности отношений между субъектами инвестиционной деятельности.

Организационный аспект.

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион невозможна вне организационных структур обеспечивающих комплекс мер по постановке, развитию и контролю реализации целей инвестиционной стратегии, т.е. изначально подразумевается активное участие не только инвестопроводящих структур (банковский сектор, венчурные фонды и т.д.), но и государства в лице специализированных структур.

Таким образом, организационный аспект механизма привлечения инвестиций может быть представлен в виде совокупного и взаимосвязанного участия таких субъектов управления инвестиционной деятельности как:

1. государственные структуры по контролю инвестиционной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях (Государственная регистрационная палата, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, Федеральная антимонопольная служба, фонд государственных гарантий инвестиционных проектов, региональный фонд по поддержке инноваций, внебюджетный фонд науки и технологического развития и др.);

2. банковский сектор и другие субъекты института инвестирования в лице финансовых, страховых, венчурных, брокерских компаний и т.д.;

3. компании, предоставляющие консалтинговые услуги по инвестиционной деятельности.

Эффективность реализации стратегии привлечения инвестиций в регион во многом зависит от функционирования соответствующей системы управления, следовательно, необходимо четкое делегирование прав, обязанностей и ответственности структур, входящих в организационный комплекс, в противном случае не исключена возможность дублирования функций, расширения бюрократических функций и общее затруднение процесса привлечения инвестиций в силу непрозрачности организационных операций и как следствие рост трансакционных издержек, увеличение сроков реализации проектов и увеличение конечной стоимости реализации, что, несомненно, будет отталкивать потенциального инвестора и отнюдь не способствовать формированию благоприятного климата и имиджа региона в целом. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективность организационной составляющей механизма привлечения инвестиций в регион в первую очередь будет зависеть от оптимальной и работоспособной системы исполнительной власти в области реализации инвестиционной стратегии.

Информационный аспект.

Реализация любого управленческого механизма в условиях информационной ассиметрии сводит эффективность результатов к минимуму либо ставит под сомнение работоспособность и оптимальность механизма в целом, соответственно вполне очевидна необходимость проведения работы по созданию информационной инфраструктуры.

На основании вышеизложенного отчетливо прослеживается необходимость в создании информационного органа, способного консолидировать, обрабатывать и контролировать информацию о состоянии инвестиционной системы региона и субъектов реализации инвестиционной стратегии. Отчасти подобные функции находят свое отражение в деятельности региональных торгово-промышленных палат (ТПП), но в то же время только факт их существования не представляется необходимым и достаточным условием для исключения информационной ассиметрии и развития информационной инфраструктуры, необходимой для эффективной реализации инвестиционной стратегии, т.к. с одной стороны ТПП не обладают административным ресурсом, как органы исполнительной власти, а с другой стороны организационная форма некоммерческой организации не предполагает курирование инвестиционных проектов с использованием рыночных механизмов. В то же время объединение рыночных контрагентов под эгидой ТПП позволяет решить вопрос сбора, обмена и контроля информации о субъектах региональной инвестиционной системы и благоприятности инвестиционного климата в регионе. Также, использование электронных ресурсов ТПП и органов местного самоуправления позволяет представить информацию о регионе, его инвестиционном рынке, структуре и отраслях, а также решить вопрос о широком представлении инвестиционной информации.

Создание же информационно-аналитического центра должно решить еще ряд задач:

1. обеспечение взаимодействия всех участников реализации стратегии, а не только тех, кто входит в состав некоммерческой организации;

2. решить вопрос создания единого информационного пространства для профессиональных целей и связей предпринимательских и производственных структур региона;

3. оперативный контроль изменений, обработка и представление востребованной информации.

В заключение необходимо констатировать, что все представленные составляющие механизма реализации инвестиционной стратегии являются многоуровневыми:

1. федеральный уровень;

2. региональный уровень;

3. локальный уровень.

В связи с данным фактом необходимо отметить, что эффективность применения любой составляющей механизма будет зависеть от согласованности действий и делегирования полномочий между уровнями власти, т.е. реализация механизма привлечения инвестиций должна строиться на следующих принципах:

5. делегирования полномочий;

7. взаимосвязи и взаимодействии.

В этом случае можно говорить о возможности не только успешного процесса привлечения капитала, но и эффективного его распределения и использования.

Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 2745 раз

Библиографическое описание:

Шакуров Р. М. Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 204-207. — URL https://moluch.ru/archive/48/6002/ (дата обращения: 16.01.2019).

В современной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных инвестиций для экономики России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходимы финансовые ресурсы, которые могли бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.

В настоящее время организационно-экономическими механизмами привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации являются:


федеральные целевые программы;

внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);

образование государственной корпорации «Банк развития»;

региональные агентства по привлечению инвестиций;

подготовка специальных площадок для застройки инвесторами;

венчурные инструменты и т. п.

Остановимся подробнее на этих механизмах.

Инвестиционный фонд и механизмы ГЧП

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты.

Используя механизмы ГЧП, государство может привлечь частные деньги для осуществления приоритетных проектов, повысить эффективность управления инфраструктурой. Стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, повышает рентабельность проекта и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать на рыночных условиях.

Области применения ГЧП разнообразны — от совместной выработки стратегических направлений развития национальной экономики до реализации конкретных инвестиционных проектов [1, c .18].

Инвестиционный фонд Российской Федерации — один из важнейших инструментов реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно — частного партнерства.

Государственная поддержка из Фонда предоставляется в форм


софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с формированием прав собственности Российской Федерации;

направления средств в уставные капиталы юридических лиц;

предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.

Предоставление поддержки в виде софинансирования на договорных условиях пользуется наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов — около 85 % поступивших заявок.

По подавляющему большинству одобренных инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры. Развитая инфраструктура страны существенно повышает ее рейтинг инвестиционной привлекательности. В последующем, по завершении реализации подобных инвестиционных проектов они будут играть роль катализаторов для привлечения новых инвестиций и новых проектов в смежных отраслях.

В начале 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях». С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Как показывает мировой опыт концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов — как на инвестиционной, так и на операционной. В настоящее время соглашения достаточно активно используются в ЖКХ, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов и т. д.

Следует отметить, что сохраняются некоторые сложности по реализации концессионных проектов, в частности, неадаптированность бюджетного законодательства к совместному инвестированию государством и частными компаниями в объекты концессионных соглашений, а также процедурные расхождения между основными правовыми актами, регулирующими концессионные соглашения и функционирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, социального, культурного развития Российской Федерации.

В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.

Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:


концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;

возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;

длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;

высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;

обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета, а также иных средств.

Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [2, c .142–145].

В мае 2007 г. Федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.

Банк развития выступает не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.

В соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» осуществляется подготовка инфраструктуры для строительства технопарков ы РФ. Технопарки в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.

Реализация этой программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.

Для реализации в России была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов — «Российской венчурной компании», которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и стартапов, т. е. непосредственно производителей технологий.

На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания — государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [3, c .26].

Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в использовании этого инструмента могут заключаться в выделении и продвижении наиболее перспективных инновационных проектов и наработок на федеральном уровне, что может на практике выражаться в их административной и консультативной поддержке, создание региональных инкубаторов, предоставлении дополнительных налоговых и административных преференций субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в hi — tech сегменте.

Задачей Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий является поддержка перспективных проектов в сфере ИКТ на начальном этапе их развития. Из федерального бюджета в капитал фонда предусмотрено выделение около 1,5 млрд. руб. Первоначально фонд будет полностью государственным. В дальнейшем, по мере привлечения частных инвесторов, планируется постепенный выход государства из капитала фонда.

Региональные агентства по привлечению инвестиций

В настоящее время в большинстве регионов существуют специализированные органы государственной власти или агентства (корпорации) по привлечению инвестиций, занимающиеся вопросами сопровождения проектов, то есть внимательного и своевременного решения административно-правовых вопросов, возникающих у инвестора в ходе подготовки и реализации проектов, создании площадок для инвестиций и проведения мероприятий по улучшения имиджа региона и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.

Международный опыт показывает, что агентства по привлечению инвестиций могут быть действенным средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.

Беляева И. В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране// Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки.2010.Т.83.№ 3.С.18–23.

Юзович Л. И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.2010.№ 2. С. 142–145

Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 26–42.

Механизмы привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов России Шмакова Екатерина Александровна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Шмакова Екатерина Александровна. Механизмы привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов России : дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 Москва, 2006 166 с. РГБ ОД, 61:07-8/1234

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретические основы привлечения иностранного капитала
в реальный сектор экономики
12

1.1 Основные теории влияния иностранных инвестиций на
экономический рост и теоретические подходы к привлечению
иностранных инвестиций в Россию 12

1.2 Современное состояние инвестиционного климата в России, основные
меры и направления его совершенствования 41

Глава 2. Роль иностранных инвестиций в мировой экономике и их
значение для России
53

Специфика размещения иностранных инвестиций 53

Мировая практика регулирования иностранных инвестиций 66

Иностранные инвестиции в экономику России: современное состояние и перспективы 81

Глава 3. Механизмы привлечения иностранных инвестиций в
экономику российских регионов
93

Отраслевое и региональное распределение иностранных инвестиций 93

Инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность Центрального федерального округа 105

Инвестиционная политика в сфере привлечения зарубежного капитала

и предложения по стимулированию инвестиционной деятельности 124

Список литературы 152

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Международное движение капитала, как известно, является важнейшим фактором экономического роста, а иностранные инвестиции — дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, нередко сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента, меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента. В условиях глобализации с увеличением мобильности капитала роль инвестиций, как ведущего фактора экономического развития возросла, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику принимающей страны и научного обоснования инвестиционной политики России.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою актуальность до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике России в трансформационный период страна не выдерживает конкуренцию со многими государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала.

Региональный аспект стимулирования притока иностранного капитала до сих пор остается практически не проработанным в научной литературе. При этом механизмы и инструменты экономической политики федерального уровня практически переносятся на региональный, что препятствует развитию исследований в данной области.

Перспективным направлением развития международного

инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли экономической компетенции регионов. Разработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным

правительствам привлекать иностранный капитал для решения задач по повышению конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличению темпов экономического роста.

В истории экономического развития России накоплен богатый опыт привлечения иностранных инвестиций, анализ и использование которого на современном этапе наряду с зарубежным опытом может быть целесообразным при обосновании методов и организации государственной инвестиционной политики. Разработка методических подходов к количественным оценкам вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках, а также научное обоснование государственной политики привлечения иностранных инвесторов становятся еще более актуальными в условиях глобализации.

Россия обладает рядом объективных предпосылок для привлечения иностранного капитала. Потенциально емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, достаточно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал могут сыграть положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию. Но реализация имеющихся перспектив требует разработки эффективной и последовательной политики в области привлечения иностранных инвестиций, принятия необходимых мер, направленных на совершенствование инвестиционного климата в стране, а также разработки государственной инвестиционной политики, характеризующейся четким формулированием целей и задач социально-экономического развития, решаемых на основе привлечения иностранных инвестиций.

Объектом исследования является процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов России на примере Центрального федерального округа.

Предметом исследования является система экономических и управленческих отношений, формирующих условия и механизмы

инвестиционного обеспечения и повышения эффективности зарубежного капитала, привлекаемого в экономику России и ее регионы, а также факторы, влияющие на привлечение иностранного капитала.

Целью настоящей диссертационной работы является выработка рекомендаций по совершенствованию механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику России и ее регионов, на основе анализа современных особенностей и основных тенденции мировой практики регулирования иностранных инвестиций и регулирования иностранного капитала в России.

Реализация указанной цели осуществляется на основе решения следующих задач:

исследование экономических основ международного инвестирования;

анализ инвестиционного климата в России и выработка рекомендаций по его совершенствованию;

изучение современного состояния, изменений объемов, динамики и структуры иностранных инвестиций и их значимости для российской экономики;

выявление тенденций и структуры привлечения иностранных инвестиций в экономику России и Центрального федерального округа;

выявление перспективных отраслей и регионов Центрального федерального округа для привлечения иностранных инвестиций;

обоснование приоритетных направлений совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации и ее регионы.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику в той или иной мере освещалась и продолжает освещаться в научной и специальной

литературе, а также в различных средствах массовой информации как отечественных, так и зарубежных.

В отечественной литературе исследование иностранного инвестирования базируются в основном на анализе его отдельных аспектов. В частности, изучению основ инвестирования и оценки эффективности инвестиций посвящены работы А.С. Булатова, А.В. Воронцовского, В.В. Ковалева, И.В. Липсица, Э.А. Грязнова. Мировая практика регулирования международного инвестирования и организационно-правовые аспекты привлечения иностранных инвестиций рассмотрены М.М. Богуславским, Н.Н. Вознесенской, И.Н. Герчиковой, Н.Н. Ливенцевым, И.П. Фаминским, а исследованию регионального направления привлечения иностранных инвестиций посвящены работы И.П. Барабанова, Ю. Юданова, Е.Г. Ищенко.

Однако комплексные исследования в данной области отсутствуют, в частности и потому, что практика иностранного инвестирования в России насчитывает не более пятнадцати лет.

Работы зарубежных авторов по данной теме в основном посвящены теоретическим аспектам инвестирования, анализу эффективности инвестиционных проектов и планированию инвестиций. В этом плане представляют интерес труды Г. Александера, С. Барнеса, Дж. Бейли, Д. Гарнера, Р. Конвей, Р. Оуэна, Р. Холта, У. Шарпа, а также учебные пособия зарубежных экономистов: Л. Дж. Гитмана, М.Д. Джонка, Ф. Котлера, Ф. Ларрена, П. Линдерта, Дж. Сакса, С. Фишера.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автор, путем комплексного анализа ряда теоретических и практических аспектов международного движения капитала и участия иностранных инвестиций в российской экономике, выделил основные проблемы и направления международного инвестирования и привлечения иностранного капитала в Россию в региональном аспекте.

Основные результаты, составляющие научную новизну работы,

заключаются в следующем.

1. Выявлены и обоснованы различия в политике государственного
регулирования иностранных инвестиций в развитых и развивающихся
странах, на основе проведенного исследования современных
особенностей и основных тенденций мировой практики регулирования
иностранных инвестиций, экономических основ международного
инвестирования.

2. На основе проведенного регионально-отраслевого анализа
иностранных инвестиций в российской экономике, уточнены структура и
тенденции их привлечения, выделены наиболее инвестиционно
привлекательные отрасли и регионы Центрального федерального округа,
а также выявлены проблемы участия иностранного капитала как в
количественном (недостаточный объем инвестиций), так и в
качественном (диспропорции структуры иностранного капитала)
отношении, в части их влияния на развитие экономики России и ее
регионов.

Пункты научной новизны, выносимые на защиту.

1. Систематизированы основные теории влияния иностранных
инвестиций на экономический рост страны, являющиеся основой для
дальнейшего анализа внутренних и внешних потоков инвестиций, их
воздействия на национальную и региональную экономику и мировую
торговлю, что позволяет выработать подходы к выбору стратегии
привлечения иностранного капитала в современных условиях и повысить
достоверность и качество принимаемых инвестиционных решений в России
и ее регионах.

2. Уточнена, применительно к российской региональной специфике,
взаимосвязь факторов, влияющих на иностранные инвестиции, а именно:
значение благоприятного инвестиционного климата и низких
инвестиционных рисков (экономических, финансовых, политических,

социальных, экологических, криминальных и законодательных);

современное состояние, динамика и структура, изменение объемов иностранных инвестиций; емкость внутреннего рынка и экономический потенциал (ресурсно-сырьевой, трудовой, производственный, инновационный, институциональный, инфраструктурный, финансовый, потребительский).

Определены роль и экономическая компетенция регионов в привлечении иностранного капитала для решения задач по повышению конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличению темпов экономического роста; выделены основные конкурентные преимущества Центрального федерального округа.

Выявлены тенденции привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и определены основные направления разработки эффективной государственной инвестиционной политики в России, позволяющие преодолеть несовершенство правового регулирования иностранных инвестиций. Предложен комплекс мер рекомендательного характера, направленных на совершенствование инвестиционного климата на примере Центрального федерального округа.

Теоретической и методологической основой диссертации послужил комплексный метод обобщения фактического материала и анализа имеющейся отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Информационной базой исследования стали научные труды зарубежных и российских авторов, официальные нормативно-правовые акты, законы Российской Федерации; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ; статистический ежегодник Федерального агентства РФ по статистике «Регионы России»; доклады Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development), материалы таких периодических изданий, как «World Investment Report», «The Economist», «Financial Times» и т.д. Использовались отчеты, доклады, статистические, экономико-политические и правовые

публикации как российских государственных организаций, научных и исследовательских центров, так и международных финансовых организаций (МБРР, МВФ, МФК, ЕБРР и др.), а также отечественные периодические издания по вопросам состояния и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, сайты Интернет и т.д.

Практическая значимость проведенного исследования

определяется возможностью использования выводов и

рекомендаций для решения методических, экономических и

организационных задач по формированию государственной политики привлечения прямых иностранных инвестиций. Практические результаты могут найти применение в регулирующей и стимулирующей деятельности государственных органов управления по привлечению иностранных инвестиций в страну (регион), а также для педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений, выпускающих специалистов по макроэкономике и региональной экономике, и при чтении курсов по иностранным инвестициям.

Апробация исследования. По теме диссертации автором опубликован ряд работ по вопросам оценки эффективности иностранных инвестиций, особенностей инвестиционного климата, нехватки инвестиционных ресурсов в России, основные направления потоков иностранного капитала, методы и механизмы привлечения иностранных инвестиций в регионы:

Шмакова Е.А. Значение состояния инвестиционного климата для размещения иностранных инвестиций. — М.: Изд-во «Экономика», 2005.-0,8 п.л.

Шмакова Е.А. Инвестиционный потенциал Центрального федерального округа. — М.: Изд-во «Экономика», 2006. — 1,25 п.л.

3) Шмакова Е.А. Инвестиционная привлекательность российских
регионов. — М.: Изд-во «Экономика», 2006. — 1,3 п.л.

4) Шмакова Е.А. Инвестирование экономики как социологический показатель развития российского общества. — М: РАГС, Социология власти, № 5,2006 г. — 0,3 п.л.

Апробация результатов исследования. Основные положения и практические выводы диссертационного исследования вошли в подготовку материалов конференций и круглых столов проведенных в Аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, при подготовки таких мероприятий как Пятый экономический форум ЦФО «Региональная инвестиционная политика: от эксперимента к практике» (октябрь, 2004г.); Инвестиционный форум ЦФО ( март, 2004г. г. Тамбов); Конференция «Обеспечение прав инвесторов: проблемы и механизмы» (июнь, 2005г. г. Москва), а также в научно-практических конференциях, семинарах, проведенных на кафедре теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура и содержание работы определены целями и логикой исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, текст которых иллюстрирован рисунками, схемами и таблицами, а также заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении раскрыто содержание проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, обоснована актуальность, обозначена степень проработанности проблемы, определены цели и исследовательские задачи, выделены объект и предмет анализа, сформулированы научная новизна диссертационной работы и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе рассматриваются основные теории влияния иностранных инвестиций на экономический рост страны и теоретические подходы к привлечению иностранных инвестиций в Россию, основные

формы инвестирования, инвестиционный климат и его значение для иностранного инвестора, а также специфика размещения иностранных инвестиций.

Во второй главе рассматривается мировая практика регулирования иностранных инвестиций, в том числе отличия регулирования иностранных инвестиций в развитых и развивающихся странах, на государственном и на международном уровнях, проанализированы масштабы иностранных инвестиций в экономику страны и регионы Центрального федерального округа.

В третьей главе рассматриваются пути привлечения инвестиций в экономику административно-территориальных образований, определяется инвестиционный потенциал Центрального федерального округа и его инвестиционная привлекательность. Даются предложения по стимулированию инвестиционной деятельности в сфере привлечения иностранных инвестиций.

В заключении обобщены и изложены теоретические положения и практические рекомендации, вытекающие из проведенного диссертационного исследования, а также приоритетные направления дальнейшего исследования рассматриваемой проблемы.

Источники: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3515, http://moluch.ru/archive/48/6002/, http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/mehanizmy-privlechenija-inostrannyh-investicij-v-jekonomiku-regionov-rossii.html

Комментировать
0
137 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев