Международные конвенции в сфере инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
26 просмотров
29 января 2019

Международная защита иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции, как объект международных правоотношений, представляют собой один из видов собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам одного государства на территории другого.

Вопросы правового режима предоставления и гарантий защиты иностранных инвестиций урегулированы как международным правом, так и национальным законодательством стран-субъектов правоотношений.

Важнейшими международными актами в сфере инвестиционно деятельности являются Вашингтонская конвенция от 18 марта 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция от 11 октября 1985 г. «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».

Принятие указанных документов было вызвано необходимостью создания механизмов защиты и предоставления гарантий инвесторам в отношении их собственности за границей.

Вашингтонская конвенция 1985 г. была разработана по инициативе и в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Целью и необходимостью ее принятия послужило недопущение применения к инвестиционным правоотношениям вкладчиков-нерезидентов государства нахождения объекта имущественных прав национального законодательства страны-реципиента. Для решения подобных споров был учрежден специальный судебный орган – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при МББР (МЦУИС).

На основании ч. 1 ст. 1 Вашингтонской конвенции 1985 г., «целью Центра является обеспечение разрешения посредством примирения и арбитража инвестиционных споров между Договаривающимися государствами и лицами других договаривающихся государств». Участниками указанной Конвенции в настоящее время являются около 100 государств, в том числе Российская Федерация.

Решение Центра является для субъектов инвестиционной деятельности присоединившихся к Конвенции государств обязательными «при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения Центру. Стороны, достигшие такого согласия, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке» (ч. 1 ст. 25 Вашингтонской конвенции 1985 г.).

На основании ст. 63 указанной Конвенции, стороны по договоренности могут осуществлять примирительные или арбитражные процедуры и в других органах арбитража. Однако, только при условии отсутствия в тексте договора оговорки о передаче спора в Центр при МББР в обязательном порядке. Таким образом, нормы данной Конвенции не являются императивными.

Основной задачей Сеульской конвенции 1985 г. является предоставление гарантий защиты иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (политических) посредством их страхования. С этой целью была учреждена межгосударственная организация — Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций. В компетенцию Агентства для осуществления указанной цели входит:

«а) предоставление гарантий, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проведение соответствующей дополнительной деятельности по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними» (абз. 2 ст. 2 Сеульской Конвенции 1985 г.).

Необходимо отметить, что Агентство проводит деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций только в развивающиеся страны-члены и между ними. Так, на основании ст. 14 Сеульской конвенции, «капиталовложения гарантируются по настоящей главе только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны-члена».

На региональных уровнях также принят ряд нормативных актов, устанавливающих механизм защиты инвестиционных вложений иностранных субъектов:

странами бывшего СНГ заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.

Российская Федерация и страны Европейского союза заключили в 1994 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Согласно его положениям, в отношении взаимных внешнеэкономических сделок (в том числе инвестиционных проектов), стороны обязуются предоставлять друг другу общий режим наиболее благоприятствуемой нации, соответствующий правилам ГАТТ / ВТО.

К числу региональных отраслевых договоров также относятся некоторые отраслевые международные акты. Например, Договор и Европейская энергетическая хартия, принятые в Гааге 17 декабря 1991 г. Ст. 10 указанного международного акта установлено, что договаривающиеся стороны осуществляют деятельность в условиях режима, не менее благоприятного, чем тот, который она предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой стороны соглашения либо любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным.

Огромную роль на международной арене играют многочисленные двусторонние акты в сфере инвестирования. В настоящее время Россия заключила двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений) со следующими странами: с Финляндией (1989 г.), Бельгией и Великим Герцогством Люксембург (1989 г.), Великобританией и Северной Ирландией (1989 г.), ФРГ (1989 г.), Францией (1989 г., 1992 г.), Нидерландами (1989 г.), Канадой (1989 г.), Италией (1989 г., 1996 г.), Австрией (1990 г.), Китаем (1990 г.), Испанией (1990 г.), Швейцарией (1990 г.), Южной Кореей (1990 г.), США (1992 г.), Грецией (1993 г.), Кубой (1993 г.), Румынией (1993 г.), Данией (1993 г.), Словакией (1993 г.), Чехией (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Кувейтом (1994 г.), Индией (1994 г.), Венгрией (1995 г.), Албанией (1995 г.), Швецией (1995 г.), Норвегией (1995 г.), Югославией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Македонией (1997 г.), Турцией (1997 г.), Аргентиной (1998 г.), Казахстаном (1998 г.), Японией (1998 г.), ЮАР (1998 г.), Украиной (1998 г.).

Подписаны, но не ратифицированы соглашения с США (1992 г.), Польшей (1992 г.), Болгарией (1993 г.), Монголией (1995 г.), Эквадором (1996 г.), Хорватией (1996 г.), КНДР (1996 г.), Лаосом (1996 г.), Кипром (1997 г.), Таджикистаном (1999 г.), Литвой (1999 г.), Словенией (2000 г.), Эфиопией (2000 г.), Таиландом (2002 г.), Йеменом (2002 г.).

Подписаны, ратифицированы, но не вступили в действие двусторонние инвестиционные соглашения с Ливаном (1997 г.), Филиппинами (1997 г.), Молдовой (1998 г.).

Основу национального законодательства Российской Федерации составляют Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г № 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме этого, имеются и отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства.

Размещено на реф.рф
РФ заключила ещё более 30 соглашений.

Заключение таких международных договоров обусловлено тем, что иностранные инвесторы, осуществляющие в РФ капиталовложения считают недостаточными те гарантии, которые предоставило им российское законодательство и настаивают на закреплении основных условий осуществления капиталовложений и связанной с этим деятельности в международных договорах.

Основными условиями таких международных соглашений являются˸

— предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций;

— обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности;

— обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций;

— передачу споров в Международный коммерческий арбитраж.

Существует две многосторонние конвенции СНГ и одна общая˸

ü Соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной деятельности 1993 г.

ü Конвенция о защите прав инвестора 1997 г.

ü Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, регулирующая защиту иностранных инвестиций от рисков.

Данный перечень нормативных актов является исчерпывающим, что говорит о том, что основную роль в регулировании иностранных инвестиций играет законодательство РФ, которое наиболее полно регулирует формы, порядок привлечения иностранных инвесторов, а также деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Основными многосторонними конвенциями в этой области являются Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонская конвенция 1995 г.

Кроме двусторонних соглашений в отношениях стран СНГ действует также Соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной деятельности 1993 г. и Конвенция о защите прав инвесторов 1997 г. Конвенция предусматривает предоставление инвесторам из стран СНГ национального режима «за исключением изъятий, которые могут устанавливаться законодательством страны-реципиента», Конвенция предусматривает ряд государственных гарантий.

Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах. (в России есть)

В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др.

Читайте также

По лекциям. Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Сеул, 1985, Россия – 1995. Цель – предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Виды покрываемых рисков (ст. 11): 1. перевод валюты 2. [читать подробнее].

Гарантии защиты иностранных инвестиций в международном праве

Иностранные инвестиции, как объект международных правоотношений, представляют собой один из видов собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам одного государства на территории другого.

Иностранные инвестиции, как объект международных правоотношений, представляют собой один из видов собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам одного государства на территории другого.

Вопросы правового режима предоставления и гарантий защиты иностранных инвестиций урегулированы как международным правом, так и национальным законодательством стран-субъектов правоотношений.

Важнейшими международными актами в сфере инвестиционно деятельности являются Вашингтонская конвенция от 18 марта 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция от 11 октября 1985 г. «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».

Принятие указанных документов было вызвано необходимостью создания механизмов защиты и предоставления гарантий инвесторам в отношении их собственности за границей.

Вашингтонская конвенция 1985 г. была разработана по инициативе и в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Целью и необходимостью ее принятия послужило недопущение применения к инвестиционным правоотношениям вкладчиков-нерезидентов государства нахождения объекта имущественных прав национального законодательства страны-реципиента. Для решения подобных споров был учрежден специальный судебный орган – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при МББР (МЦУИС).

На основании ч. 1 ст. 1 Вашингтонской конвенции 1985 г., «целью Центра является обеспечение разрешения посредством примирения и арбитража инвестиционных споров между Договаривающимися государствами и лицами других договаривающихся государств». Участниками указанной Конвенции в настоящее время являются около 100 государств, в том числе Российская Федерация.

Решение Центра является для субъектов инвестиционной деятельности присоединившихся к Конвенции государств обязательными «при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения Центру. Стороны, достигшие такого согласия, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке» (ч. 1 ст. 25 Вашингтонской конвенции 1985 г.).

На основании ст. 63 указанной Конвенции, стороны по договоренности могут осуществлять примирительные или арбитражные процедуры и в других органах арбитража. Однако, только при условии отсутствия в тексте договора оговорки о передаче спора в Центр при МББР в обязательном порядке. Таким образом, нормы данной Конвенции не являются императивными.

Основной задачей Сеульской конвенции 1985 г. является предоставление гарантий защиты иностранных инвестиций от некоммерческих рисков (политических) посредством их страхования. С этой целью была учреждена межгосударственная организация — Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций. В компетенцию Агентства для осуществления указанной цели входит:

«а) предоставление гарантий, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проведение соответствующей дополнительной деятельности по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними» (абз. 2 ст. 2 Сеульской Конвенции 1985 г.).

Необходимо отметить, что Агентство проводит деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций только в развивающиеся страны-члены и между ними. Так, на основании ст. 14 Сеульской конвенции, «капиталовложения гарантируются по настоящей главе только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны-члена».

На региональных уровнях также принят ряд нормативных актов, устанавливающих механизм защиты инвестиционных вложений иностранных субъектов:

странами бывшего СНГ заключено многостороннее Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г.

Российская Федерация и страны Европейского союза заключили в 1994 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Согласно его положениям, в отношении взаимных внешнеэкономических сделок (в том числе инвестиционных проектов), стороны обязуются предоставлять друг другу общий режим наиболее благоприятствуемой нации, соответствующий правилам ГАТТ / ВТО.

К числу региональных отраслевых договоров также относятся некоторые отраслевые международные акты. Например, Договор и Европейская энергетическая хартия, принятые в Гааге 17 декабря 1991 г. Ст. 10 указанного международного акта установлено, что договаривающиеся стороны осуществляют деятельность в условиях режима, не менее благоприятного, чем тот, который она предоставляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой стороны соглашения либо любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них является наиболее благоприятным.

Огромную роль на международной арене играют многочисленные двусторонние акты в сфере инвестирования. В настоящее время Россия заключила двухсторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций (капиталовложений) со следующими странами: с Финляндией (1989 г.), Бельгией и Великим Герцогством Люксембург (1989 г.), Великобританией и Северной Ирландией (1989 г.), ФРГ (1989 г.), Францией (1989 г., 1992 г.), Нидерландами (1989 г.), Канадой (1989 г.), Италией (1989 г., 1996 г.), Австрией (1990 г.), Китаем (1990 г.), Испанией (1990 г.), Швейцарией (1990 г.), Южной Кореей (1990 г.), США (1992 г.), Грецией (1993 г.), Кубой (1993 г.), Румынией (1993 г.), Данией (1993 г.), Словакией (1993 г.), Чехией (1994 г.), Вьетнамом (1994 г.), Кувейтом (1994 г.), Индией (1994 г.), Венгрией (1995 г.), Албанией (1995 г.), Швецией (1995 г.), Норвегией (1995 г.), Югославией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Македонией (1997 г.), Турцией (1997 г.), Аргентиной (1998 г.), Казахстаном (1998 г.), Японией (1998 г.), ЮАР (1998 г.), Украиной (1998 г.).

Подписаны, но не ратифицированы соглашения с США (1992 г.), Польшей (1992 г.), Болгарией (1993 г.), Монголией (1995 г.), Эквадором (1996 г.), Хорватией (1996 г.), КНДР (1996 г.), Лаосом (1996 г.), Кипром (1997 г.), Таджикистаном (1999 г.), Литвой (1999 г.), Словенией (2000 г.), Эфиопией (2000 г.), Таиландом (2002 г.), Йеменом (2002 г.).

Подписаны, ратифицированы, но не вступили в действие двусторонние инвестиционные соглашения с Ливаном (1997 г.), Филиппинами (1997 г.), Молдовой (1998 г.).

Основу национального законодательства Российской Федерации составляют Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г № 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Кроме этого, имеются и отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства.

Источники: http://studfiles.net/preview/6403634/page:14/, http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/194344_mezhdunarodnye_soglasheniya_v_oblasti_inostrannyh_investiciy, http://www.conventions.ru/view_articles.php?id=31

Комментировать
0
26 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев