Ндс для предприятий с иностранными инвестициями

СОДЕРЖАНИЕ
0
135 просмотров
29 января 2019

Как учитывать НДС при иностранных инвестициях Расчеты с бюджетом

ЭЖ Вопрос-Ответ», 2011, N 10 Н.Левенец Эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт» 30.09.2011

Вопрос: Наше предприятие в рамках развития и модернизации производственной базы планирует приобретение основных средств производственного назначения за счет безвозмездных иностранных инвестиций, а именно — денежных средств иностранного инвестора, являющегося акционером нашего предприятия. Для получения иностранных инвестиций был заключен договор целевого финансирования с компанией-нерезидентом. Средства, полученные от него, будут потрачены исключительно на финансирование капитальных вложений производственного назначения (на приобретение оборудования для цеха рыбопереработки) и не являются объектом налогообложения налогом на прибыль в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Может ли быть принят к вычету «входной» НДС организацией-резидентом при приобретении основных средств производственного назначения на территории РФ за счет безвозмездного целевого финансирования от иностранного инвестора? Являются ли данные основные средства амортизируемым имуществом?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные в ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

«Входной» НДС можно принять к вычету, если выполняются следующие условия (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

  1. товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС;
  2. товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету);
  3. имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика и соответствующие первичные документы.

Глава 21 НК РФ не содержит каких-либо норм, согласно которым право на вычет ставилось бы в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику.

Существующая арбитражная практика говорит о том, что приобретение имущества даже за счет бюджетных средств (которые также являются целевыми) не отнимает права на вычет «входного» НДС, уплаченного поставщику.

Например, Постановления Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 N 3266/07, ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2006 по делу N А82-19017/2005-28, от 20.09.2005 по делу N А28-2940/2005-110/23, от 05.04.2006 по делу N А82-11888/2005-37 и от 13.03.2006 по делу N А82-1745/2005-28, ФАС Поволжского округа от 02.03.2006 по делу N А49-6845/2005-323А/16 и от 09.02.2006 по делу N А65-9587/05-СА1-19, ФАС Уральского округа от 02.05.2006 N Ф09-3118/06-С7 и от 14.04.2008 N Ф09-2452/08-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.03.2009 по делу N А53-10102/2008-С5-47, а также ФАС Центрального округа от 24.05.2006 по делу N А36-4328/2005.

Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.08.2008 по делу N А65-27753/07 суд не согласился, что в положениях пп. 1 п. 1 ст. 146 и в ст. ст. 171 и 172 НК РФ, на которые ссылался налоговый орган, имеются основания, запрещающие налогоплательщику предъявлять к вычету НДС при оплате работ и услуг за счет бюджетных средств. Поэтому судьи поддержали организацию, отметив, что инспекция в кассационной жалобе не привела конкретных ссылок на нормы налогового законодательства, предусматривающих ограничение по применению налогового вычета в случае, если работы и услуги оплачены налогоплательщиком за счет средств бюджетного финансирования.

Аналогичные споры в отношении иных целевых средств, в частности полученных от иностранных инвесторов, судами не рассматривались, однако считаем, что ситуация, описанная в вопросе, аналогична. Если выполняются все условия, предусмотренные НК РФ для применения права на вычет, — есть счет-фактура с выделенным НДС, имущество оприходовано и приобретено для деятельности, облагаемой НДС, — «входной» НДС может быть принят к вычету.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, являются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом указанным подпунктом установлено, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) по целевому финансированию.

При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Документами, подтверждающими факт получения денежных средств в виде иностранных инвестиций при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, могут являться в совокупности инвестиционный контракт и первичные учетные документы.

При этом перечень документов, подтверждающих факт осуществления инвестиций, зависит от вида этих инвестиций и может быть уточнен исходя из конкретной ситуации в налоговом органе по месту постановки налогоплательщика на учет.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с пп. 14, 19, 22, 23 п. 1 ст. 251 НК РФ, а также имущество, указанное в пп. 6 и 7 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Соответственно, имущество, приобретенное за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации.

НДС 2019. Новое для иностранных компаний, оказывающих услуги e-commerce на территории РФ

Автор: Ольга Палкина, руководитель направления по развитию услуг финансового аутсорсинга

С 1 января 2019 года согласно N 244-ФЗ 03.07.2016 иностранные компании, предоставляющие услуги в электронной форме физическим и юридическим лицам на территории РФ, будут обязаны самостоятельно рассчитывать и уплачивать НДС со стоимости оказанных услуг. Ранее с 01.01.2017 обязанность по исчислению и уплате НДС лежала на налоговых агентах — российских организациях и ИП, приобретающих электронные услуги у иностранных компаний.

Кому необходимо?

К услугам в электронной форме относятся:

  • предоставление прав на использование программ;
  • рекламные услуги и площадки;
  • технические, организационные, информационные и торговые площадки
  • поддержка сайтов;
  • хранение и обработка информации;
  • предоставление вычислительных мощностей;
  • хостинг;
  • доменные имена, доступ к поисковым системам, электронные книги, музыка, изображения;
  • ведение статистики;

Не относятся к услугам в электронной форме:

  • при заказе онлайн, поставка товаров идет не через интернет;
  • программы и базы данных на материальных носителях;
  • консультации по электронной почте;
  • доступ к интернету.

Что нужно сделать?

С 1 января 2019 года иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, обязаны сделать следующее:

  • встать на учет в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • получить ИНН;
  • уплатить налог;
  • ежеквартально сдавать отчетность.

Подать заявление о постановке на учет можно по почте заказным письмом, онлайн через официальный сайт ФНС, сервис доступен и на английском языке. Или обратиться за помощью в Интеркомп.

Если иностранная компания уже состоит на учете в ФНС, уплачивает НДС и сдает отчетность по услугам для физических лиц, то для таких компаний нет необходимости совершать повторную регистрацию. Однако, с 1 января 2019 года таким компаниям необходимо уплачивать НДС и сдавать отчетность по услугам для юридических лиц, а также грамотно оформлять документы, дающие право российскому покупателю услуг получить вычет НДС из бюджета.

Не подлежат НДС

Реализация на территории РФ исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) по-прежнему освобождаются от налогообложения НДС [2, подп. 26 п. 2 ст. 149]. Указанное освобождение будет распространяться и на иностранные организации, подлежащие постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.

Агентская схема

Если иностранная организация оказывает услуги на территории РФ через агента или агентов, которые участвуют в расчетах, то обязанность по исчислению и перечислению НДС в бюджет лежит на посредниках, которые с точки зрения налогового законодательства становятся налоговым агентом.

Если в расчетах участвуют несколько организаций-посредников, то налоговым агентом признается тот, через кого непосредственно происходят расчеты с покупателем. Если организация-посредник является при этом иностранной и не зарегистрирована в налоговых органах РФ, то на нее также распространяется обязанность по регистрации.

Таким образом, если иностранная организация оказывает часть электронных услуг через посредников-агентов, то рассчитывать, уплачивать и отчитываться по НДС за эту часть будут агенты.

Уплата налога иностранными организациями напрямую

Налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.

При определении налоговой базы в иностранной валюте, сумма в валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.

Сумма налога определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% доля налоговой базы.

Оплата налога. Для уплаты налога иностранной организации необязательно открывать расчетный счет в российском банке. Налог можно уплатить со счета, открытого в банке, расположенном за пределами территории РФ.

Что касается возврата (зачета) излишне уплаченного иностранным продавцом НДС, то он осуществляется в соответствии со ст. 78 НК РФ, но с оговоркой: возврат возможен только на расчетный счет иностранной организации, открытый в российском банке.

Налоговый период по НДС — квартал.

Уплата не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Документация

Счета-фактуры, книга покупок, книга продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания ЭУ указанными иностранными организациями не составляются [2, п. 3.2 ст. 169]. Но после постановки на учет иностранной компании в ФНС РФ необходимо вносить в документы по продаже услуг обязательные реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки иностранной организации на учет и точное название компании. Наличие обязательных реквизитов в документах даст право российским покупателям услуг принять к вычету НДС, оплаченный иностранной компанией, и не увеличивать себестоимость услуг на сумму налога.

Налоговая ставка НДС

Налоговая ставка НДС с электронных услуг определяется расчетным методом в размере 16,67 % с налоговой базы в 2019 году.

Оставить заявку на услугу налогового сопровождения для e-commerce

ООО, филиал, представительство с иностранными инвестициями: Правовые аспекты и налогообложение

С. Гаврилова, ведущий юрист

Опубликовано в «Финансовой газете. Региональный выпуск», 2011, N 35

В российском законодательстве отсутствует ограничение для деятельности иностранных организаций на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что на территории России иностранное юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности наравне с российскими юридическими лицами.

Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация должна быть зарегистрирована. Форма регистрации зависит от выбора ее участников, который непосредственно обусловлен целью деятельности. Так, иностранная организация вправе выступить учредителем юридического лица любой организационно-правовой формы, а также аккредитовать свой филиал или представительство.

ООО с иностранными инвестициями

Учрежденное иностранными участниками общество с ограниченной ответственностью будет являться российской организацией — юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иметь статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Данное юридическое лицо будет подчиняться российским законам.

Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами, такими как Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон N 160-ФЗ.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).

Иностранным инвесторам на территории Российской Федерации предоставляются гарантии правовой защиты. Полная и безусловная защита прав и интересов обеспечивается Федеральным законом N 160-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Например, иностранные инвесторы имеют такие гарантии, как использование различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, переход прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации, право иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг и пр.

Филиал и представительство иностранной организации

Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация может быть зарегистрирована в качестве филиала или представительства. Содержание понятий «филиал» и «представительство» раскрывается отдельно в гражданском законодательстве для целей государственной регистрации и отдельно в налоговом законодательстве и международных актах для целей исчисления и уплаты налогов.

Так, филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (ч. 2 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона N 160-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1419). Филиал иностранного юридического лица имеет право вести предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.

Возможность создания представительства иностранной организации на территории Российской Федерации Федеральным законом N 160-ФЗ не установлена. Однако иностранная организация вправе открыть представительство на основании положений ст. 2 ГК РФ. Представительство в отличие от филиала обладает более узкими функциями. Оно наделено лишь правом представления интересов юридического лица и осуществления их защиты (ч. 1 ст. 55 ГК РФ).

Для целей налогообложения налоговое законодательство не использует понятия «филиал» или «представительство». В п. 2 ст. 11 НК РФ закреплено понятие «обособленное подразделение организации» — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Следовательно, факт государственной регистрации обособленного подразделения для целей налогообложения значения не имеет. Это объясняется тем, что доходы, полученные в результате незаконного предпринимательства, также должны облагаться налогами.

Кроме того, отдельно для целей исчисления и уплаты налога на прибыль в гл. 25 НК РФ установлено понятие представительства иностранной организации, содержание которого включает в себя также филиал.

Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей применения гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Причиной образования постоянного представительства иностранной организации может быть также осуществление поставок с территории Российской Федерации принадлежащих иностранной организации товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.

В международных актах для целей исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы, сформулировано понятие представительства. Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2009 г., приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.

Поскольку международные акты имеют приоритет над нормами российского законодательства, то, если в международном договоре предусмотрено понятие представительства, отличное от установленного в НК РФ, должны применяться положения международного договора (ст. 7 НК РФ).

Например, согласно Международному соглашению от 15.12.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении доходов на капитал строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев (ч. 3 ст. 5 этого Соглашения). Между тем ст. 308 НК РФ для целей образования такого вида постоянного представительства, как строительная площадка, не содержит ограничения по срокам продолжительности работ. Поэтому турецкая организация в отношении строительной площадки будет образовывать постоянное представительство по правилам ч. 3 ст. 5 Международного соглашения. Следовательно, в течение срока, установленного Международным соглашением, когда существование строительной площадки еще не приводит к образованию постоянного представительства, турецкая организация не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль.

Налогообложение филиалов и представительств, а также юридических лиц с иностранными участниками

Налогообложение юридических лиц, учредителями которых являются иностранные организации, производится в соответствии с требованиями НК РФ в порядке, аналогичном налогообложению доходов юридических лиц, учредителями которых являются российские организации и граждане. Юридические лица в зависимости от видов деятельности, объема производства и величины выручки могут применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход.

Единственным отличием в налогообложении для учредителя-иностранца будет ситуация, связанная с выплатой дивидендов. Так, согласно п. п. 3, 4 ст. 224 и пп. 2, 3 п. 3 ст. 284 НК РФ собственники — российские организации или физические лица — налоговые резиденты заплатят налог по ставке 9%, а иностранные граждане или иностранные организации — 15%, если иное не предусмотрено международными договорами.

Иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, Федеральный закон N 160-ФЗ предусматривает так называемую стабилизационную оговорку для иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционные проекты. Эта оговорка заключается в том, что при увеличении совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора новые федеральные законы не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта. Однако на практике данная норма «не работает». По мнению специалистов налоговой службы, в НК РФ не говорится о том, что льготы для организаций — участников инвестиционных проектов сохраняются. В НК РФ нет прямой ссылки на Федеральный закон N 160-ФЗ, поэтому при изменении норм налогового законодательства будут преобладать нормы НК РФ и, следовательно, использовать ранее установленные налоговые преимущества организация с иностранными инвестициями не сможет.

Существуют некоторые особенности налогообложения филиалов и представительств иностранных государств. Они исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с требованиями НК РФ и положениями международных договоров (ст. 7 НК РФ). Согласно данной норме, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Следовательно, если в международном договоре (соглашении) предусмотрен порядок налогообложения отдельных видов дохода, отличный от установленного в НК РФ (в том числе льготный), должны применяться положения международного договора (соглашения).

Например, в гл. 21 НК РФ для филиалов и представительств иностранных компаний предусмотрены льготы по НДС в части аренды помещений при условии закрепления аналогичных льгот в международном договоре. Так, в соответствии с п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данное правило применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации (ст. 149 НК РФ).

Совместным Приказом МИД России N 6498 и Минфина России N 40н от 08.05.2007 утвержден Перечень иностранных государств, в отношении аккредитованных в Российской Федерации граждан и (или) организаций которых применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации.

Однако важно иметь в виду, что все без исключения иностранные организации, в том числе их филиалы и представительства, иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Российские организации, в том числе с иностранными участниками, вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии, что их деятельность соответствует требованиям гл. 26.2 НК РФ.

Источники: http://www.4dk-audit.ru/publications/kak-uchityvat-nds-pri-inostrannykh-investitsiyakh-raschety-s-byudzhetom-/, http://www.intercomp.ru/press-center/blog/nds-2019-novoe-dlya-inostrannykh-kompaniy-okazyvayushchikh-uslugi-e-commerce-na-territorii-rf/, http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a80/370012.html

Комментировать
0
135 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев