Нормативные акты в сфере инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
217 просмотров
29 января 2019

Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности

Один из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат, является существующая система законодательства, определяющая особенности инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность в условиях перехода к рыночной экономике нуждается в государственном регулировании потому, что инвестиционная деятельность, как и экономика, подвергается реформированию.

Государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:

  • 1) посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;
  • 2) посредством прямого управления государственными инвестициями;
  • 3) принятием государственных инвестиционных программ;
  • 4) посредством особого регулирования государственной деятельности. [19]

Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности являются:

  • * налогообложение;
  • * участие государственных органов в инвестиционной деятельности;
  • * создание свободных экономических зон;
  • * распределение и перераспределение финансовых ресурсов;
  • * кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов).

Действующие законодательные и подзаконные акты можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важной является классификация по задачам и объему правового регулирования. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

В первую группу входят: комплексные законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы, и общие положения правового регулирования на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов.К таким актам относятся:

  • 1. Гражданский Кодекс РФ
  • 2. Законодательные акты в сфере приватизации;
  • 3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах»; «О государственном регулирований внешнеторговой деятельности»; [5,6,]
  • 4. Правовые акты Президента РФ, указы Президента.
  • 5. Правовые акты Правительства РФ.

Во вторую группу правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, входят предметные или рамочные законодательные или подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима, инвестиционной деятельности или ее конкретных организациях и правовых форм. [17]

Основополагающее значение для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в России имеют следующие законы:

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»(в ред. ФЗ от 12.12.2011 N 427-ФЗ)

Данный закон устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений для всех форм собственности; дан понятийный аппарат, раскрываются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, излагается государственное регулирование инвестиционной деятельности — в форме капитальных вложений, определены государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений, изложены основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности,осуществляемой в форме капитальных вложений, заключается в следующем:

  • * совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • * установление субъектами инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • * защита интересов инвесторов;
  • * предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
  • * создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов, устанавливающих рейтинговые оценки субъектов инвестиционнойдеятельности;
  • * принятие антимонопольных мер;
  • * развитие финансового лизинга в РФ;
  • *проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • *создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности инвестиционных фондов.

С другой стороны, в законе рассмотрено прямое государственноерегулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

  • * разработки, утверждения и финансирования инвестиционныхпроектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемыхза счет средств федерального бюджета;
  • * формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
  • * размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов;
  • * проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
  • * вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.[1]
  • 2. Федеральный закон от 9июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»(в ред. ФЗ от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

Настоящий федеральный закон определяет основные гарантииправ иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от нихдоходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.Кроме того, он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии,управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствияправового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Данный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, в некоммерческие организациидля достижения общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной.[2]

3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ «О банках и банковской деятельности»

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций, банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.[3]

Последнее время на федеральном уровне проделана значительная работа по развитию правовой базы регулирования инвестиционной сферы. Однако ряд направлений привлечения отечественных и иностранных инвестиции не регулируется законодательными актами, в связи, с чем предстоит интенсифицировать усилия органов законодательной и исполнительной власти по подготовки и принятию соответствующих актов.

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие инвестиционную деятельность

Документы федерального, регионального и муниципального значения.

БАЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе».

3. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

5. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития».

6. Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

7. Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного Фонда Российской Федерации».

8. Распоряжение Правительства РФ от 20.03.2006 № 391-р «Форма паспорта инвестиционного проекта».

9. Приказ Минэкономразвития РФ от 09.06.2006 № 153 «О проведении отбора инветсиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного Фонда Российской Федерации».

10. Приказ Минэкономразвития РФ от 13.10.2008 № 327 «Об утверждении формы заключения о результатах проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».

11. Приказ Минэкономразвития РФ от 13.10.2008 № 328 «Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта, представляемого для проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».

12. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21.06.1999 № ВК 477).

БАЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ – РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Областной закон Ростовской области от 01.10.2004 № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области».

2. Областной закон Ростовской области от 22.07.2010 № 448-ЗС «Об основах государственно-частного партнерства».

3. Областной закон Ростовской области от 02.07.2008 № 35-ЗС «О предоставлении государственных гарантий Ростовской области».

4. Областной закон Ростовской области от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

5. Постановление Правительства Ростовской области от 27.02.2012 № 128 «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области»

6. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 599 «Об утверждении государственной программы ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика».

7. Постановление Правительства Ростовской области от 13.12.2012 № 1073 «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области».

8. Постановление Правительства Ростовской области от 14.11.2011 № 128 «О Совете по инвестициям при Губернаторе Ростовской области».

9. Постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 № 218 «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета»

10. Постановление Правительства Ростовской области от 05.07.2012 № 578 «О порядке формирования и ведения реестра инвестиционных проектов на территории Ростовской области».

11. Постановление Правительства Ростовской области от 03.08.2012 № 725 «О порядке формирования инвестиционных проектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, находящихся в государственной собственности Ростовской области».

12. Постановление Правительства Ростовской области от 30.12.2011 № 340 «О Координационном Совете при Правительстве Ростовской области по взаимодействию в формировании и развитии единого территориально-экономического комплекса Ростовской агломерации».

13. Постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 822 «О порядке формирования и реализации инвестиционной программы Ростовской области».

14. Постановление Правительства Ростовской области от 14.03.2014 № 175 «О мерах по развитию государственно-частного партнерства в Ростовской области».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОНННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в России

Если оценивать в целом российское законодательство, регламентирующее отношения в сфере осуществления инвестиционной деятельности, то надо отметить, что оно достаточно объемно — это более тысячи нормативных правовых актов. Можно назвать некоторые из них:

Федеральный закон от 25 февраля 1999г. №?39_фз «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Федеральный закон от 17 мая 2007 г. 82_фз «О банке развития»;

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №?46_фз «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №?160_фз «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156_фз «Об инвестиционных фондах»;

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2005 г. №?694 «Об инвестиционном фонде»;

Приказ Росстроя от 11 декабря 2006 г. №?324 «Об утверждении типовых договоров и соглашений на 2007 год в рамках реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы»;

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 г. № вк 477).

Анализ содержания перечисленных и других нормативных правовых актов, регламентирующих рассматриваемые отношения, а также правоприменительной практики позволяет дать следующую оценку состояния законодательной базы.

В нормативных актах нет терминологического единства, в отдельных законах не определены цели и предмет правового регулирования, основные понятия требуют уточнения.

Например, в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционная деятельность определена как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В других «инвестиционных» законах определение вообще не дается.

Субъектами инвестиционной деятельности наряду с инвесторами указываются заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (ст. 4 Закона РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»). Указанные в ст. 4 пользователи объектов инвестиционной деятельности вряд ли могут быть признаны субъектами инвестиционной деятельности, если исходить из определения инвестиционной деятельности, поскольку инвестиционная деятельность предполагает совершение таких действий, как вложение инвестиций.

Нет четкости в определении инвестиционного фонда. В Законе «Об инвестиционных фондах» инвестиционный фонд определяется как имущественный комплекс, а в постановлении Правительства от 23 ноября 2005 г. №?694 «Об инвестиционном фонде РФ» фонд определяется как средства, предусмотренные в федеральном бюджете, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов. Приведенные определения далеки от гражданско-правовой трактовки фонда. В силу ст. 118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Потребность регионов в привлечении иностранных инвестиций способствовала развитию правового регулирования на уровне субъектов Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений РФ с субъектами Федерации о разграничении компетенции между РФ и ее субъектами.

Во многих субъектах Федерации приняты региональные нормативные правовые акты.

Следует отметить также проблемы обеспечения безопасности в сфере привлечения инвестиций.

Как известно, 7 мая 2008 года вступил в силу Федеральный закон №?58_ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Указанные изменения направлены на осуществление контроля за участием иностранных инвесторов в стратегических видах деятельности, о чем свидетельствует название «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации».

Именно тот факт, что к стратегическим видам деятельности были отнесены геологическое изучение, разведка и добыча природных ресурсов на участках недр федерального значения, послужил основанием для внесения изменений в Закон о недрах.

Законом вводится механизм определения федеральных участков недр. Участки получают статус федеральных по сути «по факту рождения». Нии Роснедра, ни Правительство РФ не принимают решения об отнесении участков недр к федеральным. Говоря об опубликовании перечня (ч. 2 ст. 2.1), законодатель практически сообщает о констатации факта. Если участок по своим характеристикам удовлетворяет критериям, определенным законом, то он становится участком федерального значения. Опубликование в официальном издании не несет правоустанавливающего характера в этом случае.

В целом законодательство об инвестиционной деятельности можно охарактеризовать как не сложившееся в единую систему, требующее существенного улучшения. На наш взгляд, существующие проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности следует решать во взаимосвязи с положениями экономической науки, в частности, по вопросам определения целей, предмета регулирования; формулирования основных понятий, терминов инвестиционной деятельности; а также по вопросам таможенного, налогового регулирования [5, с. 32].

С учетом выявленных проблем можно обозначить отдельные направления развития инвестиционного законодательства.

Одним из наиболее перспективных направлений является, на наш взгляд, формирование законодательства о развитии частно-государственного партнерства. В научной литературе частно-государственное партнерство (ЧГП) определяется как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в различных отраслях экономики. В исследованиях экономистов по проблемам партнерства государства и частного сектора отмечается. что из всего многообразия экономических функций государства одно из главных его предназначений состоит в формировании институциональной среды для хозяйственной деятельности, составной частью которой и являются институты партнерства.

Механизмы частно-государственного партнерства обозначены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в частности, выделены такие средства взаимодействия государства и бизнеса, как:

создание и функционирование особых экономических зон;

формирование и использование Инвестиционного фонда Российской Федерации;

реализация принципов и механизмов, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях»;

повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития;

развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров;

государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты.

Особая роль в решении стоящих перед Правительством Российской Федерации задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу российской экономики на инновационный путь развития отводится созданию особых экономических зон, способствующих развитию обрабатывающих секторов, отраслей высоких технологий и производства новых видов продукции, социально-экономическому развитию регионов, созданию новых высококвалифицированных рабочих мест [1, с. 8] .

Важным инструментом стимулирования предпринимательской деятельности должна стать государственная поддержка технико-внедренческих парков, предусматривающая создание инфраструктуры, предоставление необходимой методической поддержки и распространение лучшей практики.

Надо также отметить целесообразность развития и совершенствования регионального законодательства об инвестиционной деятельности.

Источники: http://vuzlit.ru/44852/normativno_pravovoe_regulirovanie_investitsionnoy_deyatelnosti, http://novochgrad.ru/economics/investments/id/10335.html, http://studbooks.net/1637898/finansy/teoreticheskie_aspekty_investitsionnnoy_deyatelnosti

Комментировать
0
217 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно