Объем накопленных прямых иностранных инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
134 просмотров
29 января 2019

Накопленные иностранные инвестиции

На конец сентября 2013 г. накопленные иностранные инвестиции в российской экономике достигли 379254 млн. долл., что на 10,9% превышает соответствующий показатель на начало января указанного года [1, с.176].

Доля прочих инвестиций в накопленных иностранных инвестициях на конец сентября 2013 г. равна 66,3%, прямых инвестиций — 32,3% и портфельных — 1,4% [2].

Вряд ли стоит приветствовать преобладание ссудного капитала в накопленных иностранных инвестициях. Дело в том, что в реальном секторе наблюдается распад устаревших сегментов индустриальной экономики, но одновременно не получают должного развития ведущие производства высоких технологических укладов. В свою очередь явно невелика роль накопленных прочих инвестиций иностранных инвесторов в прогрессивной смене технико-технологической основы производства.

В сложных условиях стагфляции национальные интересы России требуют увеличения накопленных прямых иностранных инвестиций.

По объему накопленных иностранных инвестиций выделяются обрабатывающие производства (38,4% общей суммы), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (18,0%), добыча полезных ископаемых (17,2%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (10,1%), транспорт и связь (8,2%) [подсчитано по: 1, с.176-178]. Всего на перечисленные виды экономической деятельности приходится 91,9% накопленных инвестиций иностранных инвесторов.

Подъем на более высокий уровень исследования накопленных иностранных инвестиций предполагает объединение видов экономической деятельности по разным основаниям. Одним из перспективных вариантов можно считать вычленение топливно-энергетического комплекса, экспортно-ориентированных сырьевых производств, производств инвестиционного назначения и производств, ориентированных на потребительский спрос [3, с.26].

Имеющийся статистический материал позволяет рассчитать удельный вес каждой из перечисленных групп видов экономической деятельности в общем объеме накопленных иностранных инвестиций.

Примем объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике на конец сентября 2013 г. за 100%. В этом случае доля топливно-энергетического комплекса равна 35,3%, экспортно-ориентированных сырьевых производств — 10,7%, производств инвестиционного назначения — 5,5%, производств, ориентированных на потребительский спрос — 4,1% [подсчитано по: 1, с.176-177]. Всего на указанные группы видов экономической деятельности приходится 55,6% суммарного объема накопленных иностранных инвестиций.

По объему накопленных иностранных инвестиций в топливно-энергетическом комплексе лидирует производство кокса и нефтепродуктов, в экспортно-ориентированных сырьевых производствах — металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, в производствах инвестиционного назначения — производство транспортных средств и оборудования, в производствах, ориентированных на потребительский спрос — производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака.

Сформировавшаяся схема распределения накопленных иностранных инвестиций по видам экономической деятельности замораживает устаревшую структуру экономики Российской Федерации. Вместе с тем продвижение по пути опережающего развития предполагает наращивание накопленных иностранных инвестиций преимущественно в производствах инвестиционного назначения. При этом для принимающей стороны большое значение имеет резкое увеличение накопленных иностранных инвестиций в производстве машин и оборудования.

Накопленные иностранные инвестиции неравномерно распределяются по основным странам-инвесторам.

По состоянию на конец сентября 2013 г. на десять стран пришлось 83,7% накопленных инвестиций иностранного происхождения. При этом доля Кипра равна 17,8%, Нидерландов — 17,7%, Люксембурга — 12,4%, Китая — 8,5%, Великобритании — 6,4%, Германии — 5,8%, Ирландии — 5,2% Франции — 3,9%, США — 3,2%, Японии — 2,8% [1, с.185].

Можно опираться на следующую классификацию основных стран-инвесторов. Во-первых, малые развитые страны (Ирландия, Кипр, Люксембург, Нидерланды). Во-вторых, крупные развитые государства (Великобритания, Германия, Франция, США, Япония). В-третьих, крупнейшая развивающаяся страна (Китай).

Доля четырех малых развитых стран в общем объеме накопленных иностранных инвестиций достигла 53,1%, пяти крупных развитых государств — 22,1% и Китая — 8,5% [подсчитано по: 1, с.185].

В суммарном объеме накопленных прямых иностранных инвестиций доля четырех малых развитых стран составила 56,5%, пяти крупных развитых государств — 17,1% и Китая — 1,2% [подсчитано по: 1, с.185].

Доля четырех малых развитых стран в совокупном объеме накопленных портфельных инвестиций равна 33,5%, пяти крупных развитых государств — 36,6% и Китая — 0,3% [подсчитано по: 1, с.185].

В общей сумме накопленных прочих иностранных инвестиций доля четырех малых развитых стран составила 51,9%, пяти крупных развитых государств — 24,0% и Китая — 12,3% [подсчитано по: 1, с.185].

Из приведенных подсчетов следует, что четверка малых развитых государств занимает особое место в процессе увеличения накопленных иностранных инвестиций. На эти страны приходится более половины общего объема накопленных инвестиций иностранных инвесторов. Указанная группа доминирует на площадках накопленных прямых и прочих иностранных инвестиций. По объему накопленных портфельных иностранных инвестиций четверка малых развитых стран незначительно уступает пятерке крупных развитых государств.

Офшорная юрисдикция в перечисленных малых развитых странах притянула из-за границы мощные потоки капитала в денежной форме. Имеются многочисленные примеры, когда инвестиции, притекающие из этих стран в Российскую Федерацию, имеют российские корни.

Изучение состояния накопленных иностранных инвестиций в Российской Федерации показывает их сравнительно невысокий объем и низкие качественные параметры.

Государственным органам России предстоит проделать большую работу для позитивного изменения сложившейся ситуации. В соответствующей программе действий полагается исходить из признания необходимости увеличения государственного воздействия на инвестиционный процесс.

Нужно ускорить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, нанести сокрушительные удары по коррупции и теневой экономике, поднять на новый уровень федеральную и региональную поддержку инвестора, трансформировать существенную часть государственных активов в инвестиции.

Большое внимание следует уделить развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) в инвестиционном процессе. Применение различных форм ГЧП повысит маневренность государства в сфере регулирования притока инвестиций из-за границы. В первую очередь следует активизировать государственно-частное финансирование инвестиционных проектов, заключение концессионных соглашений и договоров аренды государственного имущества.

Целесообразно концентрировать усилия на стимулировании поступления инновационных инвестиций сильнейших ТНК крупных развитых стран. Тем самым облегчается проведение глубокой модернизации национальных производительных сил Российской Федерации.

Принятие и реализация предлагаемой программы действий в области инвестиционного процесса приведет к существенному увеличению объема и улучшению качества накопленных иностранных инвестиций.

Одновременно следует осторожно подходить к стимулированию наращивания накопленных иностранных инвестиций. В тех случаях, когда этого требуют национальные интересы России, полезно продолжить применение изъятий ограничительного и запретительного характера.

Выход на принципиально новый уровень конструирования государственных мер и механизмов в области регулирования инвестиционной деятельности откроет путь к ядру шестого технологического уклада. По мере реализации утвержденного плана мероприятий повысится значение накопленных иностранных инвестиций в создании новой экономики Российской Федерации.

1.Федеральная служба государственной статистики. Доклад «Социально-экономическое положение России» январь-октябрь 2013 года. М. 525 с.

2.Об иностранных инвестициях в январе-сентябре 2013 года [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04 03/IssWWW.exe/Stg/d02/245inv22.htm (дата обращения: 8.12.2013).

3.Райская Н., Френкель А., Волкова Н. Лобзова А. Инвестиционная и ценовая стратегия в промышленности // Инвестиции в России. 2013. №12.

3.2 Объем накопленных инвестиций в России.

Основные страны-инвесторы в 2006 г. — Кипр, Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Виргинские (Британские) острова, Швейцария, США. На долю этих стран приходилось 84,8 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в т.ч. на долю прямых — 85,8 % от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

в) объем потребления и объем валовых инвестиций;

г) объем чистых инвестиций.

Решение: ВНП (валовой национальный продукт) — рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). Определим величину ВНП: ВНП=X*Цх +У*Цу =500*2+20*10=1200 у.е.

1.2 Объем и структура иностранных инвестиций в экономику России

Для наращивания структурных реформ и модернизации экономики Россия нуждается в огромных финансовых ресурсах. По оценкам специалистов, потребности России в иностранных прямых инвестициях составляют не менее 30—50 млрд. долл. в год.

2.2 Объем, динамика и структура иностранных инвестиций в экономике России 2000-2010гг.

Активный процесс иностранного инвестирования в экономику России начался с конца 80-х гг., после выхода в январе 1987 г. Постановления Совета Министров СССР, определившего статус совместных предприятий с участием иностранного капитала.

3. Факторы, определяющие объем инвестиций

Инвестиционный спрос является самой непостоянной и меняющейся частью совокупного спроса в макроэкономике, поскольку размеры вложений инвестиций в рынок очень восприимчивы к его конъюнктурным колебаниям.

1. Инвестиции, сущность, виды, факторы определяющие объем инвестиций

Решение сложнейших проблем по обеспечению расширенного воспроизводства в стране неразрывно связано с привлечением инвестиций, играющих важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. Инвестициями являются финансовые.

1. Инвестиции, сущность, виды, факторы определяющие объем инвестиций

Решение сложнейших проблем по обеспечению расширенного воспроизводства в стране неразрывно связано с привлечением инвестиций, играющих важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. Инвестициями являются финансовые.

2.1 Объем, структура и динамика инвестиций США в экономику России (1998 — 2006 гг.)

США, в отличие от других стран, вкладывают большую часть своих инвестиций в реальный сектор российской экономики. Эти инвестиции (в отличие от займов и кредитов, являющихся срочными.

2.3 Объем и структура иностранных инвестиций в экономику России

Для наращивания структурных реформ и модернизации экономики Россия нуждается в огромных финансовых ресурсах. По оценкам специалистов, потребности России в иностранных прямых инвестициях составляют не менее 30—50 млрд долл. в год.

3.2.2.2 Анализ составляющей «Валовой объем внутренних частных инвестиций (I)»

График 13. Валовый объем внутреннних частных инвестиций (I) Из графика 13 видно, что в целов валовый объем внутренних частных инвестиций растет, хотя в 2001 и 2008 г.г. присутствует заметное снижение. График 14.

2. Инвестиции и их влияние на объем национального производства. Мультипликатор и акселератор инвестиций

Экономическое и социальное развитие любого общества и каждого отдельного субъекта хозяйствования основано на использовании инвестиций. Термин «инвестиция» происходит от англ. invest, что означает вкладывать. [1, с.

2.4 Анализ влияния инвестиций в инновационную деятельность на объем отгруженной инновационной продукции

Инвестиции в инновации и питающую их науку являются наиболее эффективным способом размещения финансового капитала.

2.2 Объем инвестиций в разрезе проектов и с разбивкой по источникам

3.3 Корреляционно-регрессионный анализ влияния инвестиций в основной капитал на объем перевезенных грузов предпринимателями

Имеются данные об инвестиций в основной капитал (в млн. руб.) в Новгородской области и об объеме перевезенных грузов предпринимателями, физическими лицами.

б) динамика и объем сбережений и инвестиций определяется действием одних и тех же факторов.

Ответ: а) Свой доход домохозяйства склонны использовать только двумя способами: на потребление С и на сбережение S: J = C + S J — Национальный доход. В свою очередь и потребление, и сбережение зависит от размеров дохода.

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Источники: http://be5.biz/ekonomika1/r2014/1771.htm, http://econ.bobrodobro.ru/40444, http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/pii.html

Комментировать
0
134 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно