Обзор нормативной базы по инвестициям

СОДЕРЖАНИЕ
0
152 просмотров
29 января 2019

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.

Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в т.ч. и с государством.

Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.

В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов — стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.

Первое — . специальное инвестиционное законодательство, второе — гражданское и хозяйственное.

Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Основные правовые акты общего регулирования:

  • 1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • 2. Земельный кодекс Российской Федерации;
  • 3. Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • 4. Закон о недрах;
  • 5. Закон о Центральном банке Российской Федерации;
  • 6. Закон о банках и банковской деятельности;
  • 7. Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • 8. законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.

Несколько законов специального регулирования:

  • 1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;
  • 2. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • 3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
  • 4. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
  • 5. Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • 6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования к. ыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
  • 7. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • 8. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, по. му носит комплексный характер.

Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:

a. высшей юридической силы — федеральные конституционные и федеральные законы;

b. международные договоры;

c. законодательство субъектов федерации;

2. подзаконные акты:

a. указы Президента Российской Федерации;

b. межправительственные постановления;

c. правительственные постановления;

d. внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;

e. ведомственные акты — приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

f. постановления и решения органов местного самоуправления;

3. локальные, представленные системой актов индивидуального характера:

a. административные акты участников инвестиционной деятельности;

b. нормативно-правовые договоры (на базе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, к. ые могут впоследствии привести к плохим результатам.

Стимулировать инвестиционную деятельность крайне важно в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. В наибольшей степени часто льготы предоставляются:

  • 1. по налогу на прибыль;
  • 2. налогу на имущество;
  • 3. транспортному налогу;
  • 4. налогу на операции с ценными бумагами;
  • 5. акцизам в добывающих отраслях.

Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время — практически повсеместно и с большим разнообразием. В . м заключается . еобразная тенденция со стороны региональных властей.

В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:

  • 1. размера инвестиций;
  • 2. рода деятельности субъекта;
  • 3. длительности предоставления льгот;
  • 4. целевого назначения инвестиций.

Есть три основных направления развития системы стимулирования инвестиционной активности:

  • 1. предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
  • 2. реализация принципа права собственности (из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета — на развитие муниципальной);
  • 3. равенство прав инвесторов — гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.

Нормативно-правовые акты по . ей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Для инициирования стабильного инвестиционного подъема необходима благоприятная среда инвестиционной деятельности, разработка методов и форм экономического регулирования, к. ые учитывают реальную инвестиционную ситуацию. Роль и место государства в переходной экономике в целом и в частности в инвестиционном процессе — дискуссионная тема среди ученых. Главной их целью будет поиск ответа на вопрос об определенной роли государства в рыночной экономике.

Основная задача государства — . создание благоприятных условий для роста частных инвестиций при ограничении . ей функции непосредственного инвестора. Переходная экономическая система, выведенная из строя, требует более активного участия государства. Это показывает российская экономическая практика истекшего десятилетия.

Участие государства осуществляется не только в создании правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании для достижения необходимых структурных сдвигов. Невозможно переоценить особую роль государственных инвестиций. Это ключевой рычаг модернизации структуры народного хозяйства, преодоления определенных диспропорций, накопившихся в советский и послесоветский периоды.

Обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности

Анализ законодательной базы в области инвестиций и инвестиционной деятельности следует начать с Конституции Российской Федерации. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепляет общие права инвесторов как граждан РФ и свободу экономической деятельности в форме инвестиций. В соответствие с Конституцией, «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности». В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение имущества и финансовых средств. Этот принцип очень важен, так как позволяет производить инвестиции в любой регион России, в любое предприятие независимо от местоположения инвестора. Конституция запрещает установление на территории РФ таможенных границ, пошлин и каких-либо других препятствий для перемещения товаров и финансовых средств.

Следующий за Конституцией уровень законодательства — кодексы законов РФ.

Гражданский кодекс РФ [1]. Гражданский кодекс РФ, часть 1 (№51-ФЗ от 30 ноября 1994 года) и часть 2 (№14-ФЗ от 26 января 1996 года) регулирует предпринимательскую, в том числе инвестиционную деятельность, определяя ее общие принципы. Гражданский кодекс четко определяет объекты инвестирования: ценные бумаги (ст.142-149), земля и недвижимость (ст.549-557), предприятия как имущественные комплексы (ст.559-566), банковские счета и вклады (главы 44 и 45).

Налоговый кодекс РФ [1], [2]. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая №146 ФЗ от 31 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г. №51-ФЗ, 9 июля 1999 г. №154-ФЗ и 2 января 2000 г. №13-ФЗ) устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ; часть 2 №118-ФЗ от 5 августа 2000 года (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2000 г. №166-ФЗ) определяет порядок взимания налогов. Налоговый кодекс устанавливает, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы» и это относится и к инвесторам. Однако, особенно важно то, что сами по себе инвестиции, если они производятся в денежной форме, налогообложению не подлежат, однако результаты инвестирования являются объектом налогообложения. Если же инвестиции производятся в товарной форме, то они облагаются НДС, а по подакцизным товарам и акцизами.

Непосредственное отношение к инвестициям имеют статьи 66-68 НК РФ, касающиеся инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит как «изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов» представляет собой опосредованную инвестицию государства в хозяйствующий субъект. Важно то, что данная инвестиция долгосрочна (от 1 до 5 лет) и предоставляется на приемлемых условиях (ставка по кредиту не может превышать 3/4 ставки рефинансирования ЦБ).

Бюджетный кодекс РФ. Бюджетный кодекс РФ №159-ФЗ от 9 июля 1999 года (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1999 г. №227-ФЗ) не только устанавливает правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, но и определяет инвестиционную деятельность государства в рамках бюджета, а также особенности инвестиций в государственные ценные бумаги. Бюджетный кодекс, деля все расходы бюджета на текущие и капитальные, относит к капитальным расходам бюджета средства, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица, бюджетные кредиты юридическим лицам, а также расходы на проведение ремонта и другие капитальные расходы, связанные с собственностью государства. В рамках капитальных расходов формируется бюджет развития РФ. Приоритетными для бюджетных инвестиций признаются федеральные целевые программы, предусматривающие расходы на инвестиции в сумме более 200000 МРОТ.

Федеральные законы РФ в области инвестиций («Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О соглашениях о разделе продукции», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О бюджете развития Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «О лизинге») определяют конкретное содержание и механизм реализации инвестиционных отношений.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.01.2000 г. №22-ФЗ) определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. При этом под капитальными вложениями понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты». Стоит отметить, что действие закона не распространяется на инвестиции в банки, страховые организации. В 2000 году в закон были внесены существенные изменения: в частности, введено определение приоритетного инвестиционного проекта, срока окупаемости инвестиционного проекта, совокупной налоговой нагрузки.

Закон четко определяет субъектный состав инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений (инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица). В соответствие с Законом инвесторы осуществляют капитальные вложения с применением собственных или заемных средств, заказчики реализуют инвестиционные проекты, подрядчики выполняют работы по договору подряда, заключенному с заказчиками, а пользователи используют объект капитальных вложений.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ». Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый 9 июля 1999 г. №160-ФЗ, определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Следует отметить, что Закон не распространяется на иностранные инвестиции в банки, страховые и некоммерческие организации. Закон определяет иностранного инвестора как «иностранное юридическое лицо… которое вправе… осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации», а иностранную инвестицию как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав». В Законе также определены следующие понятия: прямая иностранная инвестиция (приобретение иностранным инвестором не менее 10% в уставном (складочном) капитале коммерческой организации РФ), приоритетный инвестиционный проект (проект с иностранными инвестициями свыше 1 млрд. руб. или с долей иностранного инвестора в уставном (складочном капитале) не менее 100 млн руб.), срок окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирование, совокупная налоговая нагрузка.

Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Часто инвестиции осуществляются в эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации). Целям обеспечения государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определения порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг служит Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» №46-ФЗ от 5 марта 1999 года.

Самое главное, что устанавливает закон — запрет рекламы и предложения ценных бумаг эмитентов, не раскрывших полностью всю информацию об эмиссии или не прошедших государственную регистрацию. Закон предусматривает штрафные санкции (до 200 МРОТ для должностных лиц и до 10000 МРОТ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) за нарушение прав инвесторов.

Федеральный закон «О бюджете развития РФ». Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» №181-ФЗ от 26 ноября 1998 г. определяет правовые и организационные основы формирования и расходования средств федерального бюджета, предназначенных для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты, либо путем предоставления им государственных гарантий, либо путем непосредственного выделения им средств на условиях возвратности, платности и срочности. Закон определяет, что «бюджет развития Российской Федерации является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов».

Федеральный закон «Об акционерных обществах». Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г. (с изменениями и дополнениями от 13.06.1996 г. №65-ФЗ, от 24.05.1999 г. №101-ФЗ, от 07.08.2001 г. №120-ФЗ) устанавливает общие положения об акционерном обществе. Этот Закон интересен, так как именно акционерные общества являются наиболее привлекательным объектом для инвестиций.

В соответствие с Законом акционерным обществом (АО) признается «коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу». Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Создание акционерного общества может осуществляться:

  • 1) путем учреждения нового юридического лица,
  • 2) путем реорганизации уже существующего юридического лица. Число учредителей открытого АО не ограничено, число учредителей в закрытых АО — не более 50. Закон содержит ограничение по составу учредителей: единственным учредителем общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Единственным учредительным документом АО является устав. Минимальный размер уставного капитала для открытого АО составляет 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для закрытого АО — 100 МРОТ.

АО вправе выпускать только именные акции двух категорий — обыкновенные и привилегированные. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций общества должна быть не более 25% от уставного капитала АО. Высший орган в АО — Общее собрание акционеров.

Следует отметить, что акционеры, владеющие не менее чем 2 процентами голосующих акций общества, имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров общества. Акционеры, владеющие не менее чем 10 процентами голосующих акций общества, имеют право требовать от Совета директоров проведения внеочередного Общего собрания акционеров общества, а в случае отказа в этом имеют право созыва такого собрания.

Федеральный закон «О лизинге». Федеральный закон «О лизинге» №164-ФЗ от 29 октября 1998 г. ставит целью развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защиту прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Закон определяет лизинг как «вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем». Лизинговая сделка рассматривается в Законе как «совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга».

Обзор нормативной базы по инвестициям

Обзор нормативно-правовой базы в области инвестиций

Рациональное по результатам и сбалансированное по степени гибкости регулирование инвестиционной деятельности в рыночной экономике невозможно вне создания определенных правовых форм. Право — совокупность установленных или санкционированных государством обязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. Право воздействует на инвестиционные процессы следующим образом:

1) устанавливает нормативную базу;

2) определяет статус субъекта инвестиционной деятельности; 3) устанавливает юридическую ответственность (гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную, материальную) субъекта инвестиционной деятельности;

4) определяет возможности использования инвестиционной деятельности;

5) регулирует отношения субъекта с другими участниками инвестиционной деятельности, в том числе с государством.

С точки зрения воздействия на согласование интересов в процессе инвестиционной деятельности правовые нормы могут иметь запрещающий, дозволяющий, обязывающий и стимулирующий характер. Если в административно-командной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов — предписывать, то в рыночной экономике соответствующие регуляторы экономического и правового характера призваны стимулировать и направлять инвестиционный процесс в интересах сбалансированного развития национальной экономики.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется, во-первых, общим гражданским и хозяйственным (предпринимательским) законодательством и, во-вторых, специальным инвестиционным законодательством, регулирующим порядок привлечения отечественных и иностранных капиталовложений.

К числу основных правовых актов общего регулирования относятся: 37 Гражданский кодекс Российской Федерации; Земельный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации; Закон о недрах Закон о Центральном банке Российской Федерации; Закон о банках и банковской деятельности; Закон о приватизации государственных и муниципальных пред приятии; законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др. Основополагающими правовыми актами специального регулирования в системе привлечения и осуществления инвестиций являются Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотек (залоге недвижимости)»; Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемо в форме капитальных вложений»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участка недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»; Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Источники: http://studwood.ru/1491210/ekonomika/normativno_pravovaya_baza_investitsionnoy_deyatelnosti, http://studwood.ru/2082630/buhgalterskiy_uchet_i_audit/obzor_normativno_pravovoy_bazy_oblasti_investitsiy_investitsionnoy_deyatelnosti, http://studbooks.net/1633440/finansy/obzor_normativno_pravovoy_bazy_oblasti_investitsiy

Комментировать
0
152 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно