Отдел инвестиций и предпринимательства юнктад

СОДЕРЖАНИЕ
0
143 просмотров
29 января 2019

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях в 2007 г.

Доклад о мировых инвестициях в 2007 г., подготовленный ЮНКТАД получил название «Транснациональные корпорации и инфраструктурный вызов». В обзоре использовались материалы глобального семинара, проходившего в Женеве в мае 2008 г., двух региональных семинаров по ТНК в инфраструктурных областях (Сантьяго и Йоханнесбург, апрель 2008 г.), а также данные, полученные от центральных банков различных стран, руководителей ряда крупных компаний и из других официальных источников.

Авторы доклада отмечают заметный рост международной инвестиционной активности в 2007 г. По данным экспертов, приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) увеличился на 30% и составил 1833 млрд. долл. Значительный прирост ПИИ в значительной мере отражал высокие темпы экономического роста ТНК во всем мире.

Региональные тенденции. Первая часть доклада.

В 2007 г. сохранилась динамика увеличения притока ПИИ в развитые страны. Их общий объем в отчетном году составила 1248 млрд. долл. В списке государств — крупнейших мировых получателей инвестиций, первое место занимают США. За ними идут Великобритания, Франция, Канада. Замыкают лидирующую группу Нидерланды.

Однако, основным принимающим регионом остается Евросоюз. На его долю пришлись две трети мировых ПИИ.

Развитые страны по-прежнему удерживают ведущие позиции в качестве экспортеров инвестиций. В отчетный период их показатели достигли 1692 млрд. долл. На долю таких экспортеров, как США, Франция, Германия, Испания, приходятся 64% совокупного притока ПИИ из стран этой группы. Вместе с тем ожидается значительное сокращение поступлений ПИИ в развитые страны и экспорта инвестиций из них из-за глобального финансового и экономического кризиса.

В тоже время развивающиеся страны продолжают набирать силу в качестве источников ПИИ. В 2007 г. был зафиксирован рекордный показатель экспорта ПИИ из развивающихся стран (253 млрд. долл.), в основном, в результате внешней экспансии азиатских ТНК.

По оценке экспертов ЮНКТАД, сохраняется рост ПИИ в страны СНГ. Приток ПИИ в данный регион возрос в 2007 г. на 60% и достиг 74 млрд. долл. Этому способствовали расширяющиеся рынки потребительских товаров и перспективные проекты в области эксплуатации природных ресурсов. В отчетном году приток ПИИ только в Российскую Федерацию увеличился на 62% (до 52,5 млрд. долл.). Это почти в два раза выше показателя 2006 г. В свою очередь, Россия, являющаяся главным зарубежным инвестором среди стран данного региона, экспортировала ПИИ на сумму 45,7 млрд. долл.

Приток ПИИ в азиатские страны достиг также рекордных показателей. Так в Южную, Восточную и Юго-Восточную Азию и Океанию их поступления составили 249 млрд. долл. Основными направлениями для ПИИ как в регионе, так и среди всех развивающихся стран, оставались Китай вместе с Гонконгом, Индия, а также страны-члены АСЕАН. Экспорт ПИИ из этих стран составил 150 млрд. долл., что говорит о росте влияния развивающихся стран на мировые инвестиционные процессы.

Приток ПИИ в страны Западной Азии также имел небольшую тенденцию к росту (около 12%), составив 71 млрд. долл., из которых более 80% поступивших инвестиций были сконцентрированы в Саудовской Аравии, Турции и ОАЭ. Увеличение числа энергетических и строительных проектов способствовало привлечению ПИИ в страны Совета сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ). Вместе с тем на долю ССГПЗ приходилось 94 % от общего притока ПИИ в данном регионе, который достиг 44 млрд. долл. в отчетный период.

Несмотря на спад экономической активности в США, приток ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна увеличился на 36%, достигнув рекордного уровня 126 млрд. долл., из которых 72 млрд. долл. направлены в добывающую промышленность и отрасли по переработке природных ресурсов. Экспорт ПИИ заметно сократился (на 17%) до 52 млрд. долл.

2007 год был также результативен и для инвестиций в страны африканского региона. Почвой для этого послужили бум на товарных рынках, растущая доходность инвестиций (самая высокая среди развивающихся стран в 2006 — 2007гг.) и улучшение макроэкономических условий. Приток ПИИ в страны Африки достиг 53 млрд. долл. Основными инвесторами в регионе были ТНК из США и Европы. Азиатские ТНК осуществляли операции главным образом в секторах добычи нефти и газа и инфраструктуры.

В целом, в мире наблюдается значительное увеличение общемирового объема ПИИ, подкрепляемое расширением трансграничных слияний и поглощений (СиП). Общая сумма таких операций в 2007 г. составила 1637 млрд. долл., что на 21% выше рекордных показателей 2000 г. Несмотря на мировой финансовый кризис, не отмечено заметного негативного воздействия на глобальные трансграничные СиП.

Отмечается рост производства товаров и услуг транснациональными корпорациями (ТНК). Объем производства товаров и услуг иностранных филиалов ТНК в 2007 г. составил 6 трлн. долл. Совокупный объем их продаж превысил в 2007 г.31,2 трлн. долл. Зарубежные активы ТНК превысили 68,7 трлн. долл., в том числе у ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой — 570 млрд. долл. При этом на первом месте в мире по числу действующих филиалов зарубежных ТНК остается Китай.

Как и прежде, в первую четверть списка ЮНКТАД 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира вошли компании обрабатывающей промышленности и нефтяного сектора. Однако ТНК в сфере услуг, в том числе инфраструктурных секторах продолжают укреплять свои позиции в данном списке.

В последние годы значительно активизировалась роль суверенных фондов благосостояния (СФБ) в сфере прямых инвестиций, хотя в 2007 г. к ПИИ имели отношение лишь 0,2% их совокупных активов. За последние три года СФБ вложили в форме прямых зарубежных инвестиций 31 млрд. долл. (из вложенных ими 39 млрд. долл. на протяжении последних двух десятилетий). Почти 75% своих прямых зарубежных инвестиций СФБ разместили в развитых странах.

Вторая часть доклада посвящена ТНК и потребностям стран в улучшении экономической инфраструктуры, включающей в себя электроснабжение, телекоммуникации, водоснабжение и канализацию, а также транспорт.

За последние полтора десятилетие лет стоимостной объем ПИИ в инфраструктуру в мире возрос в 31 раз и составил 786 млрд. долл. В развивающихся странах он вырос в 29 раз и достиг приблизительно 200 млрд. долл.. Таким образом, доля инфраструктуры в общемировом суммарном объеме ПИИ на конец 2007 г. составляла 10%.

По данным Всемирного Банка, в среднем затраты развивающихся стран на инфраструктурные преобразования составляют 3-4% ВВП. При этом эксперты Банка полагают, что необходимо увеличить данный процент минимум вдвое, чтобы можно было достичь стабильного экономического роста и сокращения масштабов нищеты. Вместе с этим в докладе отмечается, что в 2007 г. участие ТНК в инфраструктурном секторе значительно выросло, в том числе, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Еще один показатель — объем иностранных инвестиционных обязательств в рамках участия частного сектора в инфраструктурных проектах, включающий в себя не только ПИИ, но и другие инвестиции, предусмотренные конфессиональными соглашениями — за последние десять лет составил 246 млрд. долл.

Эксперты ЮНКТАД отмечают, что в настоящее время из-за недостатка собственных финансовых средств правительства развивающихся стран все чаще открывают инфраструктурные отрасли для ТНК осуществляющих свои ПИИ. Однако степень открытости отдельных отраслей различна. Так, уровень открытости выше всего в секторе телекоммуникаций и ниже всего — в водном хозяйстве.

Хотя участие ТНК обусловило приток значительных финансовых ресурсов, дефицит инвестиций все еще огромен. Вместе с тем, большинство инфраструктурных ТНК зачастую охотно осуществляют инвестиции за границей в целях получения доступа к рынкам принимающих стран.

В обзоре обращается внимание на то, что без субсидирования инфраструктурного сектора в той или иной форме трудно привлечь ПИИ, в том числе инвестиции ТНК. В связи с этим авторы доклада призывают институты, занимающиеся финансированием развития, выступить в роли мобилизующих финансовых органов, предоставляя дополнительные средства. Партнеры по процессу развития и страны базирования инвестирующих компаний могут играть важную роль, помогая в привлечении ПИИ для осуществления инфраструктурных проектов в развивающихся странах.

Индексы транснационализации. Отчет ЮНКТАД о мировых инвестициях 2012г. (характеристика, оценка уровня транснационализации мировой экономики).

Индекс транснационализации стран оценивает значение иностранных ТНК для той или иной страны и рассчитывается как средняя сумма четырех величин:

  • доля прямых иностранных инвестиций во всех капитальных инвестициях страны,
  • отношение накопленных в стране прямых иностранных инвестиций к ВВП страны,
  • доля выпуска продукции филиалами иностранных корпораций в производстве ВВП страны,
  • доля занятых на этих филиалах во всей численности занятых в стране

В целом уровень ПИИ увеличился по сравнению с предыдущим годом, но еще не вернулся к среднему докризисному уровню и установленному пику в 2007 году.

1. В 2010 году развивающиеся страны еще более повысили свой вес как в качестве получателей ПИИ, так и в качестве внешних инвесторов. Вывоз ПИИ из развивающихся стран увеличился на 21%. Теперь на них приходится 29% глобального вывоза ПИИ.

2. Сокращение ПИИ в сфере услуг, особенно в финансовом секторе.

3. Доля обрабатывающей промышленности увеличилась почти до половины объема всех проектов в сфере ПИИ. Вместе с тем в обрабатывающей промышленности инвестиции сократились в таких отраслях, чувствительных к циклам деловой активности, как металлургия и электронная промышленность. Химическая промышленность (включая фармацевтическую промышленность) демонстрировала свою сопротивляемость на протяжении всего кризиса.

4. В таких отраслях, как производство продовольствия, напитков и табака, текстильных изделий и предметов одежды, а также автомобилестроение, в 2010 году наметилось оживление. ПИИ в добывающих промышленных отраслях (которые не пострадали во время кризиса) в 2010 году сократились.

5. В 2010 году на фоне улучшения экономических условий показатели международного производства, включая зарубежные продажи, занятость и активы ТНК, возросли.

6. В настоящее время насчитывается как минимум 650 государственных ТНК, которые являются важным новым источником ПИИ. Хотя их количество относительно мало (менее 1% всех ТНК), их ПИИ имеют существенные объемы и в 2010 году достигли

приблизительно 11% глобальных потоков ПИИ. Как отражение этого в списке 100 крупнейших ТНК мира оказались 19 государственных ТНК.

7. За увеличением притока ПИИ в развивающиеся страны кроются значительные межрегиональные различия. В некоторых из беднейших регионов приток ПИИ продолжал сокращаться. Продолжал уменьшаться приток инвестиций в Африку, наименее развитые страны (НРС), развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю (РСНВМ), и малые островные развивающиеся государства (МОРАГ), равно как и в Южную Азию.

Отчет ЮНКТАД

Характеристика

Отдел инвестиций и предпринимательства ЮНКТАД является глобальным центром передового опыта, занимающимся вопросами, связанными с инвестициями и развитием предпринимательства в системе Организации Объединенных Наций. Он опирается на 35–летний опыт работы и на международные экспертные знания в вопросах исследовательско-аналитической работы в области политики, формирования международного консенсуса, а также оказывает техническую помощь развивающимся странам.

В Докладе о мировых инвестициях, 2011 год прогнозируется, что при отсутствии каких-либо экономических потрясений объемы потоков ПИИ восстановятся до предкризисных уровней на протяжении следующих двух лет. Вызов, стоящий перед сообществом, занимающимся вопросами развития, заключается в том, чтобы обеспечить более весомую отдачу от этих ожидаемых инвестиций для наших усилий по достижению целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. В 2010 году – впервые за всю историю – развивающиеся страны освоили почти половину глобального притока ПИИ. Они достигли также рекордных уровней по вывозу ПИИ, большинство из которых направляются в другие страны Юга. Это лишний раз свидетельствует о растущей значимости развивающихся стран для мировой экономики, а также сотрудничества и инвестиций в формате Юг-Юг для устойчивого развития. Транснациональные корпорации все активнее взаимодействуют с развивающимися странами и странами с переходной экономикой, используя все более широкий спектр моделей производства и инвестиций, таких, как подрядное промышленное и сельскохозяйственное производство, перевод на внешний подряд (аутсорсинг) услуг, франшизинг и лицензирование. Эти относительно новые явления открывают перед развивающимися странами и странами с переходной экономикой возможности для углубления их интеграции в стремительно эволюционирующую глобальную экономику, для укрепления их отечественного производственного потенциала и повышения их международной конкурентоспособности.

Оценка транснационализации

Превратив мировое хозяйство по существу в транснациональное производство, ТНК во многом обусловили его прогресс по разным направлениям: от повышения технического уровня, качества продукции и эффективности производства до совершенствования форм менеджмента и управления компаниями. Через дочерние компании и филиалы во многих странах мира они действуют по единой научно-производственной и финансовой стратегии, формируемой в их материнских компаниях, обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим динамичное развитие мировой экономической системы (Михайлушкин, Шимко, 2005). Поэтапный анализ развития ТНК позволяет выявить следующие тенденции транснационализации мировой экономики:

− бурное развитие сверхкрупных корпораций, которые становятся основными игроками в мировой экономике (в том числе за счет роста филиальной сети ТНК);

− снижение степени «привязки» ТНК и производимой ими продукции к материнским странам за счет развития мирового фондового рынка и использования механизма стратегического альянса;

− концентрация капитала, т.к. в условиях рыночной экономики она является фактором выживания в конкурентной борьбе, обеспечивая снижение издержек производства, возможность наилучшего осуществления НИОКР, эффективную рекламу, минимизацию накладных расходов и других затрат;

− образование и рост ТНК как результат интернационализации экономики и развития мирового рынка;

− транснационализация капитала становится характерной чертой институционального развития всей современной экономики.

В заключение следует отметить, что ТНК представляют собой достаточно сложное и постоянно развивающееся явление в системе мирохозяйственных связей, требующее особого внимания со стороны государства и международного контроля, особенно в условиях мирового финансового кризиса.

Министерство экономического развития
Российской Федерации

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD),
Conférence des Nations- Unies sur le commerce et le développement (CNUCED)

Место расположения: Женева, Швейцария

Основана: 1964 г.

Создана: решением Генеральной Ассамблеи ООН

Членство: 194 страны

Генеральный секретарь: Мухиса Китуи (Кения) с 1 сентября 2013 г.

Официальный сайт ЮНКТАД: www.unctad.org

Учрежденная в 1964 году в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является ключевым органом Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития.

ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций. В целях достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Основные направления деятельности ЮНКТАД

Регулирование торговых и экономических отношений между государствами и разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;

  • разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;
  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • регулирование ограничительной деловой практики путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;
  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Высшим органом ЮНКТАД является Конференция, которая собирается на сессии на уровне министров не реже одного раза в четыре года для определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

Очередная 14-й сессия Конференции Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД-XIV) состоялась 17-22 июля 2016 г. в г. Найроби (Кения).

Главной темой ЮНКТАД-XIV стала тема: «От решения к действию: продвигая инклюзивную и справедливую глобальную экономическую среду для торговли и для развития».

Работа Конференции строилась вокруг 3-х основных подтем:

  • «Вызовы и возможности многостороннего сотрудничества для торговли и развития»;
  • «Продвигая устойчивый и инклюзивный экономический рост посредством торговли, инвестиций, финансов и технологий для достижения всеобщего благосостояния»;
  • «Расширяя структурные экономические трансформации и сотрудничество для формирования экономической устойчивости и соответствия вызовам и возможностям торговли и развития на всех уровнях в рамках мандата ЮНКТАД».

По итогам мероприятия были приняты Итоговый документ Конференции «Nairobi Maafikiano» (http://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=maafikiano) и Министерская декларация ЮНКТАД «Nairobi Azimio» (http://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=azimio), в которых в целом отражена позиция Российской Федерации по наиболее актуальным проблемам международной торговли и развития.

В период между сессиями работой Конференции руководит Совет по торговле и развитию, который проводит регулярные заседания один раз в год. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. Кроме того, Совет организует специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Ежегодно Совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках Совета действуют две постоянных комиссии — по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию – а также рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях.

Секретариат ЮНКТАД возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы (координации политики и внешних сношений), а также шесть отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, наименее развитых стран (НРС) и специальных программ; Отдел административных вопросов.

Секретариат ЮНКТАД обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы стран: А – афро-азиатские, B – развитые западные страны, С – латиноамериканские страны, D – страны Центральной и Восточной Европы. «Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД. Так, например, африканские страны группируются в Африканскую группу, страны Латинской Америки – в Группу Латиноамериканских и Карибских стран и т.д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию с Европейским союзом.

Основными направлениями работы в 2017 году стали региональное интеграционное развитие в контексте содействия инклюзивному росту и устойчивому развитию, стратегии развития на глобальном уровне, изменения в международной торговой системе, цифровая экономика, решение проблем наименее развитых стран.

Ключевыми мероприятиями на площадке ЮНКТАД в 2017 году стали:

  • 64-я ежегодная сессия Совета по торговле и развитию ЮНКТАД;
  • Совет по торговле и развитию ЮНКТАД (Африка);
  • Совет по торговле и развитию (Наименее развитые страны);
  • Комиссия ЮНКТАД по торговле и развитию,
  • Комиссия ЮНКТАД по инвестициям, предпринимательству и развитию;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по цифровой экономике и коммерции;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по торговле, услугам и развитию;
  • Межправительственная группа ЮНКТАД по финансированию развития;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по законодательству и защите прав потребителей;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по законодательству и политики в области конкуренции.

Публикации ЮНКТАД.

Страница публикаций ЮНКТАД содержит ежегодные отчеты по:

  • торговле и развитию,
  • мировым инвестициям,
  • состоянию наименее развитых стран,
  • электронной торговле,
  • обзор по морскому транспорту,
  • развитию информационных технологий в экономике,

а также серии специальных публикаций: политические проблем в международной торговле и продуктах массового потребления, инвестиционная политика в разных странах и т.д.

Тексты докладов ЮНКТАД доступны по следующим ссылкам:

Trade and Development Report 2017

Источники: http://www.mid.ru/konferencia-oon-po-torgovle-i-razvitiu-unktad-/-/asset_publisher/vCRhuEMhjpfk/content/id/291042, http://infopedia.su/18x6a9e.html, http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_organization/russiaun/unconftd

Комментировать
0
143 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно