Отдел стратегического планирования и инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
17 просмотров
29 января 2019

Отдел стратегического планирования и инвестиций

Департамент планирования территориального развития Минэкономразвития РФ обеспечивает выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере территориального планирования, координирует и методически обеспечивает разработку и корректировку документов стратегического планирования, а также осуществляет мониторинг и контроль за реализацией документов в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О стратегическом планировании в РФ» и актами Правительства РФ.

Информационные материалы

Вадим Живулин: реализация Стратегии пространственного развития усилит межрегиональное сотрудничество

Стратегию пространственного развития обсудили эксперты научного совета при Совбезе России

Минэкономразвития провело цикл семинаров по вопросам территориального планирования

Минэкономразвития усовершенствовало федеральную информационную систему территориального планирования

Актуализация программ комплексного развития муниципалитетов будет ускорена

Все муниципалитеты УФО утвердили документы территориального планирования

Вопросы и ответы по вопросам территориального планирования, в рамках состоявшегося семинара-совещания с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, входящих в состав Южного федерального округа

Минэкономразвития проводит цикл обучающих видеоконференций по вопросам территориального планирования в регионах

Одобрен закон, меняющий подход к развитию инфраструктуры городских агломераций

Развитие человеческого капитала в крупных городах ускорит экономический рост

Ответы по вопросам территориального планирования в рамках состоявшегося семинара-совещания в режиме видеоконференции с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, входящих в состав Сибирского федерального округа

Ответы по вопросам территориального планирования в рамках состоявшегося семинара-совещания с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, входящих в состав Дальневосточного федерального округа

Ответы по вопросам территориального планирования в рамках состоявшегося семинара-совещания с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа

Приказ Минэкономразвития России № 605 от 13 ноября 2017 г. «Об установлении содержания и формы представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в части территориального планирования»

Ответы по вопросам территориального планирования в рамках состоявшегося семинара-совещания с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, входящих в состав Уральского федерального округа

Отдел стратегического планирования и инвестиций

Отдел экономического развития и торговли является структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», осуществляющим муниципальную политику в сфере экономики и торговли.
Отдел непосредственно подчиняется заместителю Главы администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», Главе администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» и осуществляет свою деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями администрации МО «Город Ахтубинск», предприятиями и организациями города Ахтубинска, органами местного самоуправления.

Начальник отдела

тел.: 8 (85141) 5-10-35

Основными задачами отдела являются:

1. Реализация постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации, постановлений и распоряжений Губернатора Астраханской области, Правительства Астраханской области, постановлений и распоряжений Главы администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», других нормативных документов в рамках экономического развития и торговли.
2. Проведение комплексного анализа развития экономики города, ее ресурсно-производственного потенциала, обоснование целей и определение приоритетов социально-экономического развития.
3. Разработка концепций, прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, контроль их выполнения.
4. Контроль размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд муниципального образования «Город Ахтубинск».
5. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятий города.
6. Разработка социально-экономических программ развития города.
7. Разработка и реализация мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства.
8. Содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики.
9. Содействие развитию конкуренции, созданию равных условий деятельности для всех
хозяйствующих субъектов.
10. Активная поддержка новых коммерческих структур, малого и среднего предпринимательства.
11. Оказание содействия по реализации сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств.
12. Создание условий для обеспечения населения МО «Город Ахтубинск» услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
13. Оказание методической, консультативной и организационной помощи предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность на территории МО «Город Ахтубинск».
14. Взаимодействие с предприятиями и организациями разных форм собственности по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
15. Участие в формировании инвестиционной политики города.
16. Составление протоколов об административных правонарушениях в пределах компетенции Отдела.

В соответствии с возложенными задачами, отдел осуществляет следующие функции:

1. Осуществляет методическое руководство и организацию разработки концепций, целевых и комплексных программ социально-экономического развития города с определением приоритетов развития, возможных источников финансирования и материально-технических ресурсов.
2. Формирует и ведет информационные базы данных основных социально-экономических показателей развития территории по отраслям и видам собственности.
3. Анализирует социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании, тенденции развития отраслей экономики, готовит проекты правовых актов по проблемным вопросам, связанным с контролем за выполнением прогнозов, программ социально-экономического развития МО «Город Ахтубинск».
Проводит общий экономический анализ эффективности деятельности предприятий и организаций муниципального образования «Город Ахтубинск».
4. Анализирует состояние торговли, бытового обслуживания, общественного питания, участвует в разработке прогнозов их развития на текущий и перспективный периоды.
5. Создает условия для обеспечения населения МО «Город Ахтубинск» услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
6. Оказывает содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создает условия для развития малого предпринимательства.
7. Осуществляет ведение похозяйственного учета на территории МО «Город Ахтубинск».
8. Осуществляет контроль за работой организаций, предприятий всех форм собственности в соответствии с федеральным и областным законодательством, постановлениями и распоряжениями Главы администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» и другими нормативными документами.
9. Рассматривает и дает заключения на проекты, постановлений, распоряжений, целевых программ и иных документов в пределах компетенции отдела.
10. Осуществляет подготовку проектов решений, постановлений и распоряжений органов законодательной и исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
11. В установленном порядке готовит запросы по предоставлению сведений, необходимых для осуществления деятельности отдела.
12. Обеспечивает подготовку докладов и иных информационно-аналитических материалов по вопросам социально-экономического положения муниципального образования.
13. Изучает законодательные, нормативные, информационные материалы.
14. В целях защиты прав потребителей рассматривает устные и письменные жалобы, заявления и предложения граждан в пределах своей компетенции и принимает меры в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
15. Оказывает методическую, консультативную и организационную помощь предприятиям всех форм собственности и ведомственной принадлежности по вопросам, относящимся к компетенции отдела.
16. Своевременно рассматривает письма и иные обращения организаций и граждан, государственных органов и органов местного самоуправления и принимает по ним решения в установленном порядке.
17. Для осуществления своей деятельности Отдел может быть наделен в установленном порядке и другими полномочиями.

Целевое направление стратегического планирования и управления инвестиционной деятельности в регионе

Стратегическое планирование и управление призвано решать задачи устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности, как это следует из принятого 28.06.2014 года Федерального закона №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» .

«Изучение теоретико-методологических основ обеспечения устойчивого экономического роста позволяет заключить, что главную роль в решении данной задачи играют инвестиции» . И это подтверждает правомерность постановки вопроса о целевом направлении стратегического планирования и управления инвестиционной деятельностью в регионе.

По уровню социально-экономического развития, степени инвестиционной привлекательности и поступательному продвижению инновационной деятельности Москва относится к лидерам среди других регионов России, наряду с Московской областью и Санкт- Петербургом. [1] Наличие высокого инвестиционного потенциала и внутренних ресурсов позволяет столичному региону развиваться самостоятельно, без существенной поддержки федеральных органов власти. Тем не менее Москву, как регион, характеризует социально- экономическое единство со всей экономикой страны и цели ее развития идентичны общегосударственным целям. В эпоху Четвертой промышленной революции перед страной стоит задача создания сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа. В конечном счете, такая же задача стоит и перед всеми ее регионами.

Необходимость структурной перестройки экономики, развития промышленно-инновационного сектора и экспорта высоких технологий признано всеми. В Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается усиление роли инноваций в социально- экономическом развитии и снижение влияния многих традиционных факторов роста. В Концепции указывается, что системное решение стоящих перед нашим государством задач «состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития». Такой тип развития Российской Федерации опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики и формирование новой экономики — экономики знаний и высоких технологий. Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна достигнуть 17-20% [2] .

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012.г №596 ставится задача создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, увеличения объема инвестиций, роста удельного веса продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП, повышения производительности труда, повышения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, делается акцент на проведении мероприятий по развитию национальной инновационной системы в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года . В разработанном по поручению Правительства РФ и Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию «Национальном докладе об инновациях в России 2016» утверждается, что инновации для РФ остались единственным рычагом роста благосостояния [3] [4] .

Если приоритетной задачей государства является достижение высоких темпов экономического роста, то нельзя забывать, что научные «идеи представляют собой инструмент производства товаров (вещей) с большей добавленной стоимостью, а, следовательно, выступают более значимым фактором экономического роста» [5] [6] . Таким образом, создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий является важнейшим целевым ориентиром развития страны. И экономика столицы, которая обладает исключительно высоким по сравнению с другими регионами научно-техническим потенциалом, призвана стать локомотивом в решении этой глобальной задачи, стоящей перед Россией.

Представляется, что особое место Москвы в создании экономики знаний и высоких технологий связано и с тем фактом (роль которого пока еще недостаточно, по нашему мнению, осознана обществом), что Москва начинает активное сотрудничество с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», который создал первый в мире крупномасштабный центр конвергентных наук и природоподобных технологий — Курчатовский НБИКС-центр — прообраз научно- производственного предприятия будущего. Задача Курчатовского НБИКС-центра — создание условий для переориентации нынешних инженерно-технологических систем, ресурсозатратной техносферы на экологически эффективные ресурсосберегающие природоподобные технологии . Речь идет по существу о переходе на новый технологический уклад, и в этих исследованиях и разработках первенство России неоспоримо. Соглашение Правительства Москвы с НИЦ «Курчатовский институт» предусматривает, что на базе Курчатовского института будет создан крупнейший технопарк Москвы, в котором, кроме всего, возникнет центр инновационного молодежного творчества, а также детский технопарк .

Удельный вес результатов интеллектуального труда в продуктах научно-производственной деятельности на основе природоподобных конвергентных технологий будет неизмеримо выше, чем в современных инновационных продуктах. Следовательно, будут обеспечены более высокие темпы роста ВВП.

По нашему мнению, в нынешней ситуации миссия столицы России состоит в ее вкладе в инновационный поворот всей страны. Он может стать реально ощутимым при согласованных действиях власти и бизнеса, правильном выборе приоритетов развития и механизма их реализации. И здесь трудно переоценить роль инвестиционной стратегии развития мегаполиса.

Целевое направление стратегического планирования и управления инвестиционной деятельностью в регионе — это организация инвестиционной деятельности, направленной на сбалансированное многовекторное развитие на основе инновационной модели экономического роста.

Исходя из этой цели, можно наметить основные задачи для ее достижения. В наиболее общем виде эта задача может быть сформулирована как формирование условий для инновационной активности в экономической жизни столицы [7] [8] . Более конкретно это следующие задачи, причем очередность их перечисления не является их ранжированием по важности.

Во-первых, создание экономических условий для развития экономики знаний (образования и академической науки), научно- технических и опытно-конструкторских организаций, формирование предпринимательской среды, в которой будут реализовываться результаты их работы.

Во-вторых, создание экономических стимулов для привлечения частного капитала в НИОКР. В настоящее время Россия серьезно отстает от развитых государств по уровню вложений в НИОКР. Если в странах ОЭСР валовые расходы на НИОКР в 2014 году достигали около 2,4% от совокупного ВВП, в Южной Корее — почти 4,3%, в Японии — около 3,6% от совокупного ВВП, то в России — только 1,2%. При этом удельный вес расходов федерального бюджета во внутренних затратах на НИОКР составила в 2010-2012 годах 80%, а в 2013 году возросла до 88%. Для сравнения: в Китае официальная статистика утверждает, что инвестиции предприятий составляют почти 80% вложений в НИОКР, около 15%- вложения научно-исследовательских институтов при правительственных структурах разных уровней.

В-третьих, создание экономических условий для развития традиционных в регионе отраслей, обладающих потенциалом для внедрения современного оборудования и инноваций. Если учесть, что производственный комплекс Москвы включает предприятия почти всех отраслей промышленности (кроме добывающих), то здесь имеется широкое поле для модернизации производства.

Перечисленные выше задачи в равной степени важны, и механизм их реализации требует одних и тех же инструментов.

Прежде всего, считаем необходимым подчеркнуть, что с общегосударственных позиций инвестиции следует оценивать по их социально-экономическому эффекту, соответствию стратегическим целям и миссии Москвы как столицы государства, а также возможности их осуществления с минимальными затратами.

Для целей нашего исследования с точки зрения инвестиционной деятельности региона механизм реализации перечисленных выше задач было бы правильно, по нашему мнению, ориентировать на формирование инновационного закупочного пространства Москвы как инструмента рыночной инфраструктуры, необходимого для достижения стратегической цели. Государственные закупки, будучи системообразующим элементом рыночного механизма, распределяют финансовые потоки в различные секторы экономики региона. Таким образом, они не только влияют на эффективность работы государственного сектора, но и способствуют экономии и боде рациональному использованию бюджетных средств [9] .

Ресурсы московского закупочного пространства формируются из двух основных источников: государственные инвестиции (инвестиции субъекта РФ — Москвы, внебюджетных фондов, государственных бюджетных учреждений) и частные инвестиции (отечественные и иностранные, как юридических, так и физических лиц). При этом для государственных инвестиций Москвы стоит задача сокращения городских бюджетных расходов при увеличении частных инвестиций, а также не менее сложная задача повышения эффективности и результативности финансовых и материальных вложений города. Частные инвестиции надо сориентировать на рост объема при акценте на вложения в модернизацию и инновации.

Следует сказать, что властными органами Москвы в последнее время предпринимается немало усилий в этом направлении. Однако в области инновационного поворота в нынешних условиях требуется более ощутимый результат. Представляется, что с этой целью в рамках своих полномочий региональная власть может использовать различные инструменты, как имеющиеся, так и новые для московской практики, повышая эффективность собственной управленческой деятельности и одновременно привлекая частных инвесторов.

Вступивший в силу с 01.01.2016 г. Закон города Москвы от 07.10.2015 г. №54 «Об инвестиционной политике города Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности» в ст.ст. 8 и 9 определяет меры государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности и дополнительные гарантии и компенсации субъектам инвестиционной деятельности. Ниже мы рассматриваем этот вопрос более подробно, исходя из того, что государственные закупки являются инструментом реализации инвестиционной стратегии региона.

Представляется, что работа государственных органов по повышению эффективности закупочной системы в Москве и способов поддержки инвесторов могла бы идти по изложенным ниже направлениям, ведущим в конечном счете к формированию единого инновационного закупочного пространства Москвы.

Наиболее весомым фактором повышения эффективности закупочной системы как стратегического направления развития инвестиционной деятельности в регионе, является, по нашему мнению, экономическая эффективность и результативность бюджетных затрат в рамках системы государственных закупок. В связи с этим мы наиболее подробно остановились именно на этом вопросе.

1) Повышение эффективности бюджетных вложений.

В настоящее время во главу угла ставится показатель экономии бюджетных средств как основной показатель, характеризующий эффективную работу государственных органов при осуществлении инвестиционной деятельности, в том числе и в рамках конкурсов и аукционов. По нашему мнению, критерий экономии бюджетных средств обоснован, когда речь идет о замещении бюджетных расходов частными инвестициями.

Однако зачастую к этому показателю, основанному на снижении цены контракта, сводится оценка эффективности не только аукционов, но и конкурсов и бюджетных вложений, проводимых по конкурсам (Е). Для этой цели применима следующая формула:

где С нач — начальная цена контракта С кон — конечная цена контракта.

При этом эффективность госзакупок при единственном участнике оказывается нулевой, при Е ниже 3% неэффективной, от 3 до 7% — нормативная, от 7 до 11%- эффективность выше средней, от 11 до 15% — высокая эффективность, выше 15% — необоснованная и требующая проверки обоснованности установления начальной цены и особого внимания к исполнению контракта победителем [10] .

Однако оценка эффективности и экономии только по критерию цены неплодотворна. Зачастую такая экономия свидетельствует о завышении начальной цены контракта. Автор согласен с мнением Е.С. Вершининой, что дополнительные расходы государственного заказчика могут многократно превысить «экономию» за счёт приобретения более дешёвых благ. Необходимо учитывать также такие факторы, как функциональные характеристики товара, расходы на его эксплуатацию, затраты на техобслуживание и ремонт, возможное новое проведение закупок из-за ненадлежащего качества и невозможности дальнейшего использования, срок предоставления гарантии, сроки поставки. Ссылаясь на европейский опыт, Е.С.Вершинина пишет, что «вместо «экономии» государственных средств гораздо важнее «выгода» или экономическая эффективность, покрывающая в дальнейшем расходы на выполнение работ. А такая экономическая эффективность госзаказа уже определяется по целому набору критериев, среди которых особенное внимание уделяется качеству» [11] [12] .

В настоящее время на федеральном уровне используется рейтинг эффективности госзакупок, включающий несколько критериев: конкурентность, экономность, эффективность планирования, конфликтность, подозрительность закупок. По каждому критерию коэффициент рассчитывается по специальной методике. Так, например, критерий экономности определяет относительный объем снижения стоимости контракта (контрактов) от начальной (максимальной) стоимости каждой закупки (лота). Значение критерия экономности (Е) рассчитывается как балл за позицию (место) региона по показателю средней доли экономии в расчете на одну закупку (лот), совершенную конкурентным способом.

Мы разделяем мнение Т.Г. Шешуковой и А.А. Мальцевой, которые считают, что «максимальная эффективность госзакупок должна быть ориентирована на такой системный результат, который полностью соответствует приоритетам развития государства. В рамках федеральных национальных проектов большое внимание уделяется исследованиям и разработкам по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса страны» [13] .

Рассмотрим далее вопрос результативности бюджетных расходов как один из инструментов повышения эффективности инновационной составляющей бюджетных инвестиций региона. Результативность — это не синоним эффективности.

2) Повышение результативности приоритетных инвестиционных проектов и закупок для производства высокотехнологичной продукции.

Государственные закупки в форме конкурсов, аукционов — это элемент бюджетного процесса, следовательно, к ним применимо обозначенное в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. №249 (ред. от 23.10.2004 г.) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» требование бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР).

Результативность управления бюджетными ресурсами можно оценить по такому критерию, как достижение цели при максимальной экономии ресурсов. В качестве инструмента для достижения такой результативности можно рассматривать государственно-частное партнерство, которое все больше авторов называют публично-частным партнерством (ПЧП). Эффект для государства состоит прежде всего в том, что проекты предполагают наличие соинвестора, что позволяет государственному участнику сократить расходы и перенести часть рисков на партнера. Однако это положение не стоит абсолютизировать, что подтверждает используемая в западных странах методика «Value for Money», предусматривающая возможность сравнения целесообразности реализации проекта в двух вариантах: с использованием меха- низма ПЧП и самостоятельно государственным сектором .

В настоящее время предлагаются разные методики оценки эффективности инвестиционных проектов с участием государственного и частного капитала. Авторы предлагают учитывать бюджетные доходы в виде налогов, оценку рисков и т.д. Эти показатели группируются для оценки экономической, финансовой, бюджетной, социальной эффективности. Выделяется эффективность для участников, региональная, отраслевая .

Исследователи, занимающиеся анализом эффективности (правильнее сказать: результативности) государственно-частного партнерства в инновационных системах, предлагают использовать такие качественные критерии, как «рост численности населения с высшим образованием; рост числа научных работников; рост числа работников наукоемких производств; динамика обновления основного капитала; ко-

личество патентов и передовых технологии» . [14] [15] [16]

Вследствие реорганизации вузов в России сравнительно недавно возник такой субъект инновационной деятельности, как национальный исследовательский университет. Для таких учебно-научных заведений характерны «способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальный и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей ква- лификации» . Контроль за эффективностью и результативностью инвестиций в форме государственных закупок в таких учреждениях- необходимое условие успеха их инновационной деятельности.

С этой точки зрения представляют интерес разработки и опыт исследования закупок государственного учреждения — Пермского государственного национального исследовательского университета (далее: НИУ). Этот опыт интересен тем, что разработчики методики провели анализ не только законности, экономии средств и грамотности проведения процедуры закупки, но и исследовали эффективность использования закупленного оборудования в научной деятельности НИУ и в образовательном процессе. Существенно также, что в методике были рассмотрены возможности коммерциализации результатов исследований, проведенных на приобретенном оборудовании. Иными словами, инновационность самой методики, разработанной учеными Пермского НИУ, состоит в комплексности подхода в оценке эффективности закупочной деятельности, с одной стороны, и в оценке эффективности последующего использования закупленного оборудования. В качестве интегрального показателя эффективности конкретной закупки рассматривается сумма значений параметров эффективности организации закупочной деятельности и эффективности использования закупок.

Авторы методики предложили и использовали следующие пока- затели:

  • — экономия при размещении заказов (рассчитывается по начальной и конечной цене, причем при снижении конечной цены более чем на 25%, показатель обнуляется);
  • — соблюдение законодательства (наличие или отсутствие нарушений);
  • — выполнение плана (размещение заказа должно проходить при полном соответствии плану-графику закупок); [17][15]
  • — конкурентные закупки (при закупке у единственного поставщика показатель обнуляется);
  • — квалификация сотрудников контрактной службы и членов конкурсных комиссий;
  • — обоснованность определения начальной цены контракта;
  • — высокое качество приобретенного товара;
  • — дисциплина исполнения контракта (факт заключения контракта, сроки заключения контракта, после подписания контракта соблюдены все условия по срокам, количеству и комплектности товара, соблюден порядок внесения информации в Единую информационную систему);
  • — обеспечение полноценного использования предмета закупки (соблюдена целевая направленность использования, реализуются все функции оборудования, специалисты, работающие на оборудовании, имеют достаточную квалификацию либо прошли необходимую подготовку, имеются публикации и научные исследования, выполненные при использовании данного оборудования);
  • — внедрение в производство и коммерциализация результатов НИОКР, проведенных на закупленном товаре (на закупленном оборудовании выполняются НИОКР, получены инновационные технологии и разработки, полученные технологии запатентованы, оборудование закупалось под потенциальных заказчиков, на базе исследований, проводимых на закупленном оборудовании, созданы малые инновационные предприятия).

Авторы предлагают ранжировать закупки высокотехнологичного дорогостоящего оборудования по этим показателям и выделять эффективные, умеренно эффективные, неэффективные и неудовлетворитель- ные закупки .

Если говорить о государственной стратегии инвестиционной деятельности на основе инновационной модели экономического роста (стратегии Правительства Москвы), то можно обозначить следующие инструменты управления этим процессом.

1) Максимизация налоговых льгот, субсидий и преференций в зависимости от готовности фирмы эффективно участвовать в процессе экономического роста города [13] [20] .

Московское законодательство предусматривает достаточно широкий круг налоговых льгот и возможностей предоставления субсидий и преференций участникам закупок и проектов производства высокотехнологичной продукции и инноваций, резидентам технопарков, технополисов. [21] [22] В настоящее время в Москве 26 технопарков и технополисов, в них работают более 1300 высокотехнологичных компаний. По свидетельству руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы О. Бочарова «сегодня только 4 технопарка созданы городом. Остальные появились как частная инициатива в ответ на меры поддержки, принятые столичным правительством. Результатом проводимой городом политики стало создание почти 38 тысяч высокотехнологичных рабочих мест на конец 2016-го. Причем всего за год их количество увеличилось на 165 процентов» .

Однако в целом этот процесс мог бы быть более плодотворным, в том числе и с расширением практики стимулирования инновационной активности крупных компаний. По нашему мнению, было бы целесообразно провести ранжирование фирм, вовлекаемых в инновационную деятельность и претендующих на помощь города, в зависимости от их реальной подготовленности к проведению инновационной деятельности, с учетом наличия кадров, материально-технического обеспечения, проработанности технико-экономического обоснования проведения закупок или реализации инновационно-инвестиционного проекта. Это позволит оценить возможности компании принести экономическую и социальную отдачу городу, предоставляющему льготы и преференции, и в зависимости от этого определить их уровень.

Любой инвестиционный проект (или закупка дорогостоящей высокотехнологичной продукции) должен в обязательном порядке иметь технико-экономическое обоснование или бизнес-план. В бизнес-плане должны быть обоснованы не только целесообразность вложений в создание (модернизацию) продукта, но и возможность их необходимого материально-технического обеспечения (оборудования, материалов и др.). Исключительно важен долгосрочный план реализации будущего продукта на рынке (отечественном или зарубежном). Положительную роль играет наличие частного предприятия, готового выступить соинвестором вместе с городом, а также предварительное согласие банка на предоставление кредитной линии на приемлемых условиях. Бизнес- план должен также подтверждать социально-экономический эффект — результативность проекта для города, его населения в решении акту- альных городских проблем .

Инвестиционный проект или закупки для его реализации могут быть ранжированы с точки зрения целесообразности вложений государственных средств. Обозначим примерные позиции, по которым проекты можно разделить по группам, претендующим на получение субсидий от города Москвы:

  • — описание компании, претендующей на государственную помощь;
  • — описание продукции, услуг, технологии, которые явятся результатом реализации проекта:
  • — конкретная формулировка проблемы, которая может быть решена при осуществлении проекта (иными словами: миссия проекта);
  • — возможность масштабирования проекта;
  • — анализ рисков проекта;
  • — наличие конкретного заказчика-покупателя будущей продукции и соинвестора;
  • — расшифровка будущих расходов, для покрытия которых требуется субсидия;
  • — описание требуемого помещения для организации НИОКР или производства (при его отсутствии);
  • — кадровый состав предприятия (или коллектива, претендующего на государственную помощь) с указанием образования, опыта работы, ученых степеней сотрудников, их профессиональных достижений;
  • — предполагаемый объем продаж инновационной продукции в стоимостном выражении;
  • — предполагаемые рынки сбыта продукции, стратегия маркетинга;
  • — наличие патентов или прав на их использование; [23]
  • — объем привлекаемых внебюджетных средств, который должен превышать 50% от общего объема затрат по проекту, а также источники внебюджетных вложений;
  • — согласие банка предоставить кредитную линию;
  • — обязательство компании и предполагаемого частного инвестора вложить определенный процент от будущей прибыли в городской фонд коллективного кредитования инновационных инвестиций, в развитие производства, в строительство объектов городского хозяйства и т.п.;
  • — предполагаемый социально-экономический эффект (создание новых рабочих мест, завоевание иностранных рынков сбыта, повышение качества услуг для населения и т.п.)

Размер субсидии и уровень преференций, предоставляемых городом, могут зависеть от степени проработки запроса.

2) Внедрение инструментов, способствующих превращению патентов и результатов НИОКР в товар, повышению ликвидности венчурного бизнеса, а также облегчению выхода из венчурного бизнеса.

Эти инструменты важны для привлечения частного бизнеса, развития взаимодействия инноваторов и инвесторов, производителей и инвесторов. Некоторые уже применяются в отдельных регионах, но недостаточно активно:

А) Организация региональной биржи научных разработок, технологий, изобретений и патентов.

Рост удельного веса нематериальных активов промышленного сектора экономики, формирование условий для эффективного внедрения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, созданных в сфере науки, стимулирование частных инициатив в сфере НИОКР — вот только некоторые положительные результаты, которые может принести Москве региональная биржа научных разработок, технологий, изобретений и патентов.

Б) Применение инновационных ваучеров.

Инновационные ваучеры широко используются во многих странах Западной Европы, а также в Белоруссии как инструмент стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. В России известен социальный ваучер — инструмент целевых потребительских субсидий в социальной сфере. Инновационный ваучер пока используется только в Томском региональном инжиниринговом центре (ТРИЦ) для молодых компаний, которые готовы произвести инновационную продукцию, но не имеют возможностей для проведения научных исследований, опытно-конструкторских и исследовательских работ, разработки бизнес-планов, маркетинговых стратегий, патентных исследований. Ваучеры — простой и доступный инструмент, использование которого способствует установлению тесного и полезного взаимодействия субъектов малого предпринимательства и научных организаций, повышая их конкурентоспособность. Ваучерные схемы прозрачны с точки зрения бюджетных расходов и снижают коррупцию. Внедрение ваучеров в московском регионе могло бы стать фактором роста спроса на инновации и укрепления связей между наукой и эко-

  • В) Организация венчурных ярмарок.
  • 3) Активизация роли кредитно-финансовых организаций.

В настоящее время недостаток собственных средств мог бы быть компенсирован банковскими кредитами, однако крупные банки, располагающие достаточными ресурсами для финансирования бизнеса, не выполняют роли активатора предпринимательской деятельности. Эти банки уже стали в определенном смысле самодостаточными, ориентированы на получение собственных сверхприбылей и слабо реагируют на запросы социума [24] [25] . Представляется, что возникла необходимость формирования городской кредитно-финансовой системы, четко ориентированной на стратегические цели развития региона.

Основной функцией городских кредитно-финансовых организаций могло бы стать кредитование реального сектора экономики при тщательном анализе запросов о кредите в соответствии с методиками, разработанными с участием представителей научного сообщества и ориентированными на реализацию городских программ, в частности, на долгосрочную целевую программу развития научно- производственного комплекса Москвы, которую также целесообразно разработать.

Источники: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrateg/index, http://www.adm-akhtubinsk.ru/index.php/struktura/37-2010-04-21-07-32-3, http://bstudy.net/640682/ekonomika/tselevoe_napravlenie_strategicheskogo_planirovaniya_upravleniya_investitsionnoy_deyatelnosti_regione

Комментировать
0
17 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно