Политика в отношении иностранных инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
131 просмотров
29 января 2019

Политика привлечения иностранных инвестиций

Как уже было показано, внешнеинвестиционная политика государства состоит из двух направлений: регулирования ввоза и регулирование вывоза инвестиций. В связи с этим, правительства стран могут сформировать два типа комплексных мероприятий: в виде политики привлечения иностранных инвестиций и политики содействия зарубежным инвестициям.

Страны-реципиенты иностранного капитала учитывают положительные и отрицательные эффекты от иностранных инвестиций и с помощью оптимального сочетания стимулирующих и ограничительных мер формируют политику привлечения иностранных инвестиций(см. рисунок 7).

Рисунок 7. Структура политики привлечения иностранных инвестиций

Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения иностранных инвести­ций для содействия экономическому росту страны и укрепления её конкурентоспособности и/или получения мак­симально возможных экономических преимуществ.

При формировании политики привлечения иностранных инвестиций принимаются во внимание следующие свойства иностранных инвестиций в национальную экономику:

1) вложение иностранного капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно, если не происходит реинвестирования;

2) иностранный капитал, ориентируемый на быструю и эффективную отдачу, может привести к диспропорциональному развитию нацио­нальной экономики (в отношении, напр., экологически грязных отраслей производства), если государство не будет регулировать направле­ния капиталопотоков;

3) невозможно избежать отрицательного отношения предпринимательского сектора и отдельных граждан при­нимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными компаниями и влиянию, которое они оказывают на опреде­ление стратегии развития той или иной отрасли экономики.

Государственная политика принимающей страны в отношении ино­странного капитала включает в себя (см. рис выше):

1. инвестиционный режим;

2. политику регулирования иностранных инвестиций с целью получения макси­мума прибыли на единицу вложенного капитала. Эта структурная часть ориентирована на максимизацию положительных и снижение отрицательных эффектов от иностранных инвестиций, поступающих в страну;

3. политику стимулирования для привлечения максимально возможно­го объема капитала.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций

В известной теории Кейнсианства инвестиции и, прежде всего, инвестиционные расходы являются составной частью совокупных расходов населения наряду с государственными закупками и чистым экспортом товаров и услуг. Экономисты считают его самым изменчивым и динамичным компонентом ввиду его зависимости от многих факторов.

Инвестирование — это вид экономической активности, при которой производятся вложения капитала с целью по­лучения прибыли. Особенность этой деятельности в том, что доход можно получить только в прибыльных проектах, иначе есть риск потерять и капитал, и проценты. В качестве инвести­ций могут выступать и деньги, и ценные бумаги, права на иму­щество или интеллектуальную собственность. То есть, любое явление или предмет, имеющий материальное выражение в денежной или другой оценке, который может впоследствии увеличивать свою оценочную стоимость.

Обеспечение благоприятного инвестиционного климата и создание условий для инвестиций является актуальным на сегод­няшний день, т.к. в условиях геополитической напряженности экономика нашей страны претерпевает значительное давление со стороны США и стран Европы. Тяжелое положение РФ на геополитической арене привело к падению ВВП вследствие ряда факторов: падения цены на нефть, ограничения экспорта, нало­жения санкций на организации, занимающиеся добычей нефти и поиском новых месторождений и др. Российская Федерация заинтересована в иностранных инвестициях и всецело проводит реформы по улучшению инвестиционного климата в стране.

В научных исследованиях причинами для инвестирова­ния в РФ признаются: богатство природными ресурсами; один из крупнейших потребительских рынков находится в РФ; уни­кальность географического положения; привлекательность налоговой системы; государственная поддержка иностранных инвесторов; стабильность социальной и политической систе­мы; технологическое развитие государства.

Зарубежные капиталовложения несут в себе потенциал технологического обновления основных фондов предпри­ятий, увеличения экспорта товаров и услуг, импорта техно­логий, интеграции нашей страны в мировое хозяйство, что в итоге ведет к повышению конкурентоспособности государ­ства в целом. Позитивное влияние иностранных инвестиций на микро- и макроэкономические процессы в национальной экономике сохраняется также в условиях кризиса. Существен­ное увеличение объемов финансирования требует благопри­ятного инвестиционного климата, который в нашей стране пока находится на стадии формирования, несмотря на про­ведение в настоящее время государственной инвестиционной политики. В настоящее время в России роль государства и его политика в отношении иностранных инвестиций, в частности, сохраняющиеся административные барьеры, не соответствуют международным стандартам и требованиям, что подтвержда­ется оценками Всемирного экономического форума (ВЭФ), ис­следованиями группы Всемирного банка.

Государственную политику в сфере привлечения ино­странных инвестиций мы рассмотрим с нескольких точек зре­ния: с юридической — правовое регулирование инвестицион­ной деятельности, предоставление гарантий для инвесторов и система поощрений инвестиций, и с экономической — осталь­ные моменты привлечения иностранных инвестиций.

Одним из наиболее важных факторов, которые влияют на инвестиционную деятельность, является система законода­тельства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регулирует принципы и механизм отношений между иностранными инвесторами, пра­вительством, и других участников экономических отношений. Правовое регулирование иностранных инвестиций призвано осуществить стабильность условий деятельности зарубежных инвесторов в целях решения задач по соблюдению междуна­родно-правовых норм права и практики на международной арене в области инвестиционного сотрудничества.

Государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций (правовой аспект)

В Российской Федерации правовое положение иностран­ных инвестиций закреплено в Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федера­ции», который регулирует все аспекты гарантий, поощрений и защиты иностранных инвестиций на территории России. Ста­тья 2 Федерального закона № 160-ФЗ дает следующее понятие иностранным инвестициям: «иностранная инвестиция — вло­жение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Фе­дерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интел­лектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации» 3 . Важно отметить, что правовой режим иностранных инвестиций, предполагает, что прямые инвестиции осуществляются посредством покупки зарубеж­ным инвестором не менее десяти процентов доли в складочном капитале юридических лиц, вложение в фонды филиала зару­бежного иностранного юридического лица, который образован на территории РФ. Кроме того, правовое регулирование ино­странных инвестиций предполагает осуществление в правовом пространстве нашей страны зарубежным инвестором в качестве арендодателя лизинга основных средств, имеющих таможен­ную стоимость не менее одного миллиона рублей. Юридиче­ские основания инвестиционной деятельности говорят о том, что основная цель осуществления инвестиции прямого назна­чения — это получение инвестором контроля самого эффектив­ного характера над управлением организацией коммерческого вида с зарубежными инвестициями. Данный закон не распро­страняется на отношения, связанные с вложениями иностран­ного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, и на отношения, определяющие по­рядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций.

Федеральный закон № 160-ФЗ дает следующие гарантии иностранным инвесторам:

  1. гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ;
  2. гарантия использования иностранным инвестором раз­личных форм осуществления инвестиций;
  3. гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
  4. гарантия компенсации при национализации и реквизи­ции имущества иностранного инвестора или коммерческой ор­ганизации с иностранными инвестициями и пр. Федеральный закон дает право принимать законы и иные нормативные право­вые акты, регулирующие иностранные инвестиции, субъектам Российской Федерации, по вопросам, относящимся к их ведению.

Структура, объем и динамика иностранных инвестиций в Россию за последнее десятилетие показывает проблемы, свя­занные с недостатками существующей системы привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, это количественная про­блема, которая заключается в недостаточном объеме поступа­ющих в страну инвестиций, накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике на начало 2008 года со­ставлял 220,6 млрд. долл. США, в 2007 г. поступило 120,9 млн. долл. США, доля прямых иностранных инвестиций составила 23%. Во-вторых, качественная проблема, которая связана с не­достатками структуры привлекаемых средств.

Основная часть вложений концентрируется в сырьевых отраслях, доля высокотехнологичных секторов очень мала; прямые зарубежные инвестиции неравномерно распреде­лены между регионами РФ, основная доля вложений прихо­дится на Москву и добывающие регионы. Кроме того, число стран-инвесторов остается весьма ограниченным на протяже­нии десятилетия, а средства, поступающие из оффшорных зон в последние годы, нельзя в полной мере называть прямыми иностранными инвестициями, поскольку в большинстве сво­ем они являются репатриацией ранее вывезенного российско­го капитала.

Иностранные инвестиции

Направление инвестиций на увеличение реального капи­тала общества (приобретение машин, оборудования, модер­низацию и строительство зданий, инженерных сооружений), способствует увеличению производственного потенциала экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на вну­треннем, так и на внешнем рынке), идти на шаг вперед, иметь возможность более гибкого регулирования цен на свою про­дукцию и т.д.

Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует, что государственная политика в данной сфе­ре, прежде всего, должна быть направлена на нормативное урегулирование порядка привлечения и использования ино­странных инвестиций, деятельности органов публичной вла­сти, ответственных за реализацию государственной политики в сфере иностранного инвестирования, определения государ­ственных гарантов в этой сфере. Реализация приведенных на­правлений государственной политики обеспечит формирова­ние благоприятного инвестиционного климата в государстве.

Определение перспектив привлечения иностранных ин­вестиций в экономику страны, особенно на средне- и долго­срочный период до 2017-2019 годов, представляется достаточ­но сложной задачей. Экспертные оценки прогнозируемых объемов привлечения иностранных инвестиций разнятся в широком диапазоне от 50 млрд. долл. в год до 100-150 млрд. долл. в год. Для ускорения темпов зарубежного инвестирова­ния и достижения перспективных целей экономического раз­вития, в том числе повышения конкурентоспособности Рос­сии, государство стремится к формированию благоприятного инвестиционного климата в целом и применению различных механизмов привлечения капиталовложений. Предпосылкой достижения данных целей выступают диверсификация форм привлечения иностранных инвестиций в экономику и более эффективное использование уже применяемых форм, таких как венчурное финансирование, лизинг, концессионные согла­шения, проектное финансирование.

В привлечении инвестиций существует три основных подхода, во-первых, что инвестиции нужны, во-вторых, что страна может обходиться без внешних капиталовложений, в-третьих, что инвестиции нужны на определенных услови­ях. В условиях глобализации, когда финансовые рынки стали международными, непродуманность в инвестировании мо­жет повлечь негативные последствия и вызвать кризисные яв­ления на рынках нескольких стран. Застраховаться в данном случае можно с помощью максимальной диверсификации вложений, ограничения на приток капиталов в страну могут привести к ухудшению ситуации на внутреннем рынке, пре­вышающей краткосрочные выгоды протекционистской инве­стиционной политики.

Инвестиционная политика нашей страны направлена на привлечение инвесторов, однако существует два типа капи­таловложений, в которых Россия не заинтересована. Прежде всего, это прямые иностранные капиталовложения, целью которых является не развитие объекта инвестирования, то есть повышения конкурентоспособности компании, а наобо­рот ограничение ее деятельности, в том числе возможностью работать только на внутреннем рынке. И во-вторых, это инве­стиции, которые приносят не передовые технологии, а техно­логии прошлого, использование которых всегда предполагает догоняющий путь развития.

Правовое регулирование иностранных инвестиций пря­мо указывает на то, что притягивание капитала реализовы­вается в конфигурации денежных средств, акций, либо иму­щественных прав, а также прав исключительного свойства на итоги интеллектуальной деятельности лица, кроме того, услуг и информации. Следует отметить, что правовое регулирова­ние иностранных инвестиций воплощается в жизнь специаль­ным законом, который в понятие «инвестиции» не включает цель осуществления рассматриваемого вида деятельности.

Активизация процесса привлечения иностранных инве­стиций в российскую экономику требует расширения числа стран-инвесторов. Задачей государственной политики является стимулирование инвестиций компаний — технологических ли­деров из стран ЕС, Японии. Расширение инвестиционных воз­можностей развивающихся стран и увеличение экспорта ими инвестиций выдвигает в число перспективных инвесторов Юж­ную Корею, Малайзию, Сингапур. Привлечение новых инвести­ционных партнеров наиболее рационально возможно в рамках соблюдения режима наибольшего благоприятствования.

Обеспечить привлечение иностранных инвестиций в рос­сийскую экономику в перспективе в масштабах и структуре, соответствующих растущим потребностям, интересам страны и национальным приоритетным целям, практически невоз­можно без улучшения государственного механизма их регули­рования, включающего законодательно-правовую базу, а так­же административные структуры и методы их деятельности.

Несмотря на определенные улучшения в инвестицион­ной сфере России, а именно улучшение условий ведения биз­неса, увеличения доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, инвестиционный климат остается неблагоприятным.

Основными направлениями совершенствования государ­ственного регулирования должны стать мероприятия по:

1) совершенствованию правовой базы для деятельности иностранных инвесторов;

2) улучшению институциональной структуры управле­ния прямыми иностранными инвестициями, включая вопро­сы выработки государственной политики в отношении ПИИ, расширения числа инвесторов, создания организационных ус­ловий для их эффективной деятельности;

3) развитию региональной политики привлечения пря­мых зарубежных инвестиций, координацию регулирования на федеральном и региональном уровнях.

4) активизации участия в международном регулирова­нии прямых иностранных инвестиций, включая заключение соглашений о поощрении и защите капиталовложений и из­бежании двойного налогообложения, а также присоединения к многосторонним международным соглашениям и участия в региональном сотрудничестве.

Нет оснований сомневаться в том, что инвестиционная дея­тельность является областью предпринимательских правоотно­шений, соответственно, ориентирована на извлечение прибыли. Косвенным образом об этом можно говорить по норме закона, которая не признает зарубежной инвестицией формирование представительства зарубежной компанией в пространстве на­шей страны или вложение зарубежного капитала в учреждения религиозного, благотворительного и иного назначения, посколь­ку такого рода учреждения не имеют цели извлечения прибыли. Получение дохода в качестве результата инвестирования реали­зуется, главным образом, посредством вложения капитала в орга­низации коммерческого назначения, формирование отделений зарубежных компаний в пространстве нашей страны, кроме того, использование другого эффективного имущества экономически выгодного свойства в деятельности организаций и предприятий.

Филиал зарубежного юридического лица, который соз­дан в пространстве нашей страны, обязан выполнять все на­правления деятельности от имени создавшей его организации головного назначения при условии, что цели формирования и деятельности основной организации имеют коммерческое назначение. Для получения правомочий на осуществление бизнес деятельности в правовом поле нашей страны, филиал зарубежной компании должен получить разрешение в упол­номоченном органе при Министерстве юстиции РФ.

Законодательство содержит изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, которые устанавли­ваются федеральными законами в той мере, в какой это не­обходимо для защиты Отечества и его безопасности, включая здоровье граждан и интересы государства.

Таким оразом, рассмотрев основные аспекты правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Рос­сийской Федерации, можно сделать следующие выводы:

  1. В Российской Федерации инвестиционная деятельность и правовое регулирование находятся все еще на стадии раз­вития. В настоящий период Россия совершенствует законо­дательную политику, экономическую, социальную и прочие ситуации в стране, не суля никому из иностранных ивесторов особых поощрений, поэтому инвестиционный климат в стра­не признается пока неблагоприятным.
  2. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в перспективе неоходимо сопровождать совершен­ствованием государственного механизма их регулирования, включающего формирование соотвествующей нормативно­правовой базы, а также административные структуры и мето­ды их деятельности.
  3. Основными направлениями совершенствования право­вого регулирования привлечения иностранных инвестиций должны стать мероприятия по совершенствованию правовой базы для деятельности иностранных инвесторов; создания ор­ганизационных условий для их эффективной деятельности; развитию региональной политики привлечения прямых зару­бежных инвестиций; активизации участия в международном регулировании прямых иностранных инвестиций.

БЕКИШИЕВА Солтанат Рафаэльевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета

ДАУДОВ Магомед Магомедович
магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета

Политика привлечения иностранных инвестиций

Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом следует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций. Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследования показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.

Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагрузке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от0% до 5%. Более того, недавние исследования показывают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мобильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода исследования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секторов или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.

Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы. К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль. Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком налоге на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами. Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по привлечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления иностранным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в определенных отраслях и ряд других факторов.

Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее привлекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относительно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться фактором, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в иностранной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной является политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об инвестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.

Источники: http://mylektsii.ru/9-83029.html, http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=7007:2018-05-17-10-53-54&catid=212:2013-03-04-06-02-00&Itemid=54, http://vuzlit.ru/1186679/politika_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy

Комментировать
0
131 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно