Политика привлечения иностранных инвестиций
Как уже было показано, внешнеинвестиционная политика государства состоит из двух направлений: регулирования ввоза и регулирование вывоза инвестиций. В связи с этим, правительства стран могут сформировать два типа комплексных мероприятий: в виде политики привлечения иностранных инвестиций и политики содействия зарубежным инвестициям.
Страны-реципиенты иностранного капитала учитывают положительные и отрицательные эффекты от иностранных инвестиций и с помощью оптимального сочетания стимулирующих и ограничительных мер формируют политику привлечения иностранных инвестиций(см. рисунок 7).
Рисунок 7. Структура политики привлечения иностранных инвестиций
Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения иностранных инвестиций для содействия экономическому росту страны и укрепления её конкурентоспособности и/или получения максимально возможных экономических преимуществ.
При формировании политики привлечения иностранных инвестиций принимаются во внимание следующие свойства иностранных инвестиций в национальную экономику:
1) вложение иностранного капитала в производство происходит одноразово, а вывоз прибыли — постоянно, если не происходит реинвестирования;
2) иностранный капитал, ориентируемый на быструю и эффективную отдачу, может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики (в отношении, напр., экологически грязных отраслей производства), если государство не будет регулировать направления капиталопотоков;
3) невозможно избежать отрицательного отношения предпринимательского сектора и отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными компаниями и влиянию, которое они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики.
Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает в себя (см. рис выше):
1. инвестиционный режим;
2. политику регулирования иностранных инвестиций с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала. Эта структурная часть ориентирована на максимизацию положительных и снижение отрицательных эффектов от иностранных инвестиций, поступающих в страну;
3. политику стимулирования для привлечения максимально возможного объема капитала.
Евразийский юридический портал
Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката
Государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций
В известной теории Кейнсианства инвестиции и, прежде всего, инвестиционные расходы являются составной частью совокупных расходов населения наряду с государственными закупками и чистым экспортом товаров и услуг. Экономисты считают его самым изменчивым и динамичным компонентом ввиду его зависимости от многих факторов.
Инвестирование — это вид экономической активности, при которой производятся вложения капитала с целью получения прибыли. Особенность этой деятельности в том, что доход можно получить только в прибыльных проектах, иначе есть риск потерять и капитал, и проценты. В качестве инвестиций могут выступать и деньги, и ценные бумаги, права на имущество или интеллектуальную собственность. То есть, любое явление или предмет, имеющий материальное выражение в денежной или другой оценке, который может впоследствии увеличивать свою оценочную стоимость.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата и создание условий для инвестиций является актуальным на сегодняшний день, т.к. в условиях геополитической напряженности экономика нашей страны претерпевает значительное давление со стороны США и стран Европы. Тяжелое положение РФ на геополитической арене привело к падению ВВП вследствие ряда факторов: падения цены на нефть, ограничения экспорта, наложения санкций на организации, занимающиеся добычей нефти и поиском новых месторождений и др. Российская Федерация заинтересована в иностранных инвестициях и всецело проводит реформы по улучшению инвестиционного климата в стране.
В научных исследованиях причинами для инвестирования в РФ признаются: богатство природными ресурсами; один из крупнейших потребительских рынков находится в РФ; уникальность географического положения; привлекательность налоговой системы; государственная поддержка иностранных инвесторов; стабильность социальной и политической системы; технологическое развитие государства.
Зарубежные капиталовложения несут в себе потенциал технологического обновления основных фондов предприятий, увеличения экспорта товаров и услуг, импорта технологий, интеграции нашей страны в мировое хозяйство, что в итоге ведет к повышению конкурентоспособности государства в целом. Позитивное влияние иностранных инвестиций на микро- и макроэкономические процессы в национальной экономике сохраняется также в условиях кризиса. Существенное увеличение объемов финансирования требует благоприятного инвестиционного климата, который в нашей стране пока находится на стадии формирования, несмотря на проведение в настоящее время государственной инвестиционной политики. В настоящее время в России роль государства и его политика в отношении иностранных инвестиций, в частности, сохраняющиеся административные барьеры, не соответствуют международным стандартам и требованиям, что подтверждается оценками Всемирного экономического форума (ВЭФ), исследованиями группы Всемирного банка.
Государственную политику в сфере привлечения иностранных инвестиций мы рассмотрим с нескольких точек зрения: с юридической — правовое регулирование инвестиционной деятельности, предоставление гарантий для инвесторов и система поощрений инвестиций, и с экономической — остальные моменты привлечения иностранных инвестиций.
Одним из наиболее важных факторов, которые влияют на инвестиционную деятельность, является система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регулирует принципы и механизм отношений между иностранными инвесторами, правительством, и других участников экономических отношений. Правовое регулирование иностранных инвестиций призвано осуществить стабильность условий деятельности зарубежных инвесторов в целях решения задач по соблюдению международно-правовых норм права и практики на международной арене в области инвестиционного сотрудничества.
Государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций (правовой аспект)
В Российской Федерации правовое положение иностранных инвестиций закреплено в Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который регулирует все аспекты гарантий, поощрений и защиты иностранных инвестиций на территории России. Статья 2 Федерального закона № 160-ФЗ дает следующее понятие иностранным инвестициям: «иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации» 3 . Важно отметить, что правовой режим иностранных инвестиций, предполагает, что прямые инвестиции осуществляются посредством покупки зарубежным инвестором не менее десяти процентов доли в складочном капитале юридических лиц, вложение в фонды филиала зарубежного иностранного юридического лица, который образован на территории РФ. Кроме того, правовое регулирование иностранных инвестиций предполагает осуществление в правовом пространстве нашей страны зарубежным инвестором в качестве арендодателя лизинга основных средств, имеющих таможенную стоимость не менее одного миллиона рублей. Юридические основания инвестиционной деятельности говорят о том, что основная цель осуществления инвестиции прямого назначения — это получение инвестором контроля самого эффективного характера над управлением организацией коммерческого вида с зарубежными инвестициями. Данный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, и на отношения, определяющие порядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций.
Федеральный закон № 160-ФЗ дает следующие гарантии иностранным инвесторам:
- гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ;
- гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций;
- гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями и пр. Федеральный закон дает право принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, субъектам Российской Федерации, по вопросам, относящимся к их ведению.
Структура, объем и динамика иностранных инвестиций в Россию за последнее десятилетие показывает проблемы, связанные с недостатками существующей системы привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, это количественная проблема, которая заключается в недостаточном объеме поступающих в страну инвестиций, накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике на начало 2008 года составлял 220,6 млрд. долл. США, в 2007 г. поступило 120,9 млн. долл. США, доля прямых иностранных инвестиций составила 23%. Во-вторых, качественная проблема, которая связана с недостатками структуры привлекаемых средств.
Основная часть вложений концентрируется в сырьевых отраслях, доля высокотехнологичных секторов очень мала; прямые зарубежные инвестиции неравномерно распределены между регионами РФ, основная доля вложений приходится на Москву и добывающие регионы. Кроме того, число стран-инвесторов остается весьма ограниченным на протяжении десятилетия, а средства, поступающие из оффшорных зон в последние годы, нельзя в полной мере называть прямыми иностранными инвестициями, поскольку в большинстве своем они являются репатриацией ранее вывезенного российского капитала.
Иностранные инвестиции
Направление инвестиций на увеличение реального капитала общества (приобретение машин, оборудования, модернизацию и строительство зданий, инженерных сооружений), способствует увеличению производственного потенциала экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), идти на шаг вперед, иметь возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т.д.
Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций свидетельствует, что государственная политика в данной сфере, прежде всего, должна быть направлена на нормативное урегулирование порядка привлечения и использования иностранных инвестиций, деятельности органов публичной власти, ответственных за реализацию государственной политики в сфере иностранного инвестирования, определения государственных гарантов в этой сфере. Реализация приведенных направлений государственной политики обеспечит формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве.
Определение перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, особенно на средне- и долгосрочный период до 2017-2019 годов, представляется достаточно сложной задачей. Экспертные оценки прогнозируемых объемов привлечения иностранных инвестиций разнятся в широком диапазоне от 50 млрд. долл. в год до 100-150 млрд. долл. в год. Для ускорения темпов зарубежного инвестирования и достижения перспективных целей экономического развития, в том числе повышения конкурентоспособности России, государство стремится к формированию благоприятного инвестиционного климата в целом и применению различных механизмов привлечения капиталовложений. Предпосылкой достижения данных целей выступают диверсификация форм привлечения иностранных инвестиций в экономику и более эффективное использование уже применяемых форм, таких как венчурное финансирование, лизинг, концессионные соглашения, проектное финансирование.
В привлечении инвестиций существует три основных подхода, во-первых, что инвестиции нужны, во-вторых, что страна может обходиться без внешних капиталовложений, в-третьих, что инвестиции нужны на определенных условиях. В условиях глобализации, когда финансовые рынки стали международными, непродуманность в инвестировании может повлечь негативные последствия и вызвать кризисные явления на рынках нескольких стран. Застраховаться в данном случае можно с помощью максимальной диверсификации вложений, ограничения на приток капиталов в страну могут привести к ухудшению ситуации на внутреннем рынке, превышающей краткосрочные выгоды протекционистской инвестиционной политики.
Инвестиционная политика нашей страны направлена на привлечение инвесторов, однако существует два типа капиталовложений, в которых Россия не заинтересована. Прежде всего, это прямые иностранные капиталовложения, целью которых является не развитие объекта инвестирования, то есть повышения конкурентоспособности компании, а наоборот ограничение ее деятельности, в том числе возможностью работать только на внутреннем рынке. И во-вторых, это инвестиции, которые приносят не передовые технологии, а технологии прошлого, использование которых всегда предполагает догоняющий путь развития.
Правовое регулирование иностранных инвестиций прямо указывает на то, что притягивание капитала реализовывается в конфигурации денежных средств, акций, либо имущественных прав, а также прав исключительного свойства на итоги интеллектуальной деятельности лица, кроме того, услуг и информации. Следует отметить, что правовое регулирование иностранных инвестиций воплощается в жизнь специальным законом, который в понятие «инвестиции» не включает цель осуществления рассматриваемого вида деятельности.
Активизация процесса привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику требует расширения числа стран-инвесторов. Задачей государственной политики является стимулирование инвестиций компаний — технологических лидеров из стран ЕС, Японии. Расширение инвестиционных возможностей развивающихся стран и увеличение экспорта ими инвестиций выдвигает в число перспективных инвесторов Южную Корею, Малайзию, Сингапур. Привлечение новых инвестиционных партнеров наиболее рационально возможно в рамках соблюдения режима наибольшего благоприятствования.
Обеспечить привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в перспективе в масштабах и структуре, соответствующих растущим потребностям, интересам страны и национальным приоритетным целям, практически невозможно без улучшения государственного механизма их регулирования, включающего законодательно-правовую базу, а также административные структуры и методы их деятельности.
Несмотря на определенные улучшения в инвестиционной сфере России, а именно улучшение условий ведения бизнеса, увеличения доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, инвестиционный климат остается неблагоприятным.
Основными направлениями совершенствования государственного регулирования должны стать мероприятия по:
1) совершенствованию правовой базы для деятельности иностранных инвесторов;
2) улучшению институциональной структуры управления прямыми иностранными инвестициями, включая вопросы выработки государственной политики в отношении ПИИ, расширения числа инвесторов, создания организационных условий для их эффективной деятельности;
3) развитию региональной политики привлечения прямых зарубежных инвестиций, координацию регулирования на федеральном и региональном уровнях.
4) активизации участия в международном регулировании прямых иностранных инвестиций, включая заключение соглашений о поощрении и защите капиталовложений и избежании двойного налогообложения, а также присоединения к многосторонним международным соглашениям и участия в региональном сотрудничестве.
Нет оснований сомневаться в том, что инвестиционная деятельность является областью предпринимательских правоотношений, соответственно, ориентирована на извлечение прибыли. Косвенным образом об этом можно говорить по норме закона, которая не признает зарубежной инвестицией формирование представительства зарубежной компанией в пространстве нашей страны или вложение зарубежного капитала в учреждения религиозного, благотворительного и иного назначения, поскольку такого рода учреждения не имеют цели извлечения прибыли. Получение дохода в качестве результата инвестирования реализуется, главным образом, посредством вложения капитала в организации коммерческого назначения, формирование отделений зарубежных компаний в пространстве нашей страны, кроме того, использование другого эффективного имущества экономически выгодного свойства в деятельности организаций и предприятий.
Филиал зарубежного юридического лица, который создан в пространстве нашей страны, обязан выполнять все направления деятельности от имени создавшей его организации головного назначения при условии, что цели формирования и деятельности основной организации имеют коммерческое назначение. Для получения правомочий на осуществление бизнес деятельности в правовом поле нашей страны, филиал зарубежной компании должен получить разрешение в уполномоченном органе при Министерстве юстиции РФ.
Законодательство содержит изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, которые устанавливаются федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты Отечества и его безопасности, включая здоровье граждан и интересы государства.
Таким оразом, рассмотрев основные аспекты правового регулирования привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:
- В Российской Федерации инвестиционная деятельность и правовое регулирование находятся все еще на стадии развития. В настоящий период Россия совершенствует законодательную политику, экономическую, социальную и прочие ситуации в стране, не суля никому из иностранных ивесторов особых поощрений, поэтому инвестиционный климат в стране признается пока неблагоприятным.
- Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в перспективе неоходимо сопровождать совершенствованием государственного механизма их регулирования, включающего формирование соотвествующей нормативноправовой базы, а также административные структуры и методы их деятельности.
- Основными направлениями совершенствования правового регулирования привлечения иностранных инвестиций должны стать мероприятия по совершенствованию правовой базы для деятельности иностранных инвесторов; создания организационных условий для их эффективной деятельности; развитию региональной политики привлечения прямых зарубежных инвестиций; активизации участия в международном регулировании прямых иностранных инвестиций.
БЕКИШИЕВА Солтанат Рафаэльевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета
ДАУДОВ Магомед Магомедович
магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета
Политика привлечения иностранных инвестиций
Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом следует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций. Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследования показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.
Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагрузке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от0% до 5%. Более того, недавние исследования показывают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мобильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода исследования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секторов или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.
Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы. К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль. Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком налоге на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами. Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по привлечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления иностранным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в определенных отраслях и ряд других факторов.
Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее привлекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относительно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться фактором, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в иностранной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной является политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об инвестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.
Источники: http://mylektsii.ru/9-83029.html, http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=7007:2018-05-17-10-53-54&catid=212:2013-03-04-06-02-00&Itemid=54, http://vuzlit.ru/1186679/politika_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy