Правовое регулирование инвестиции научные статьи

СОДЕРЖАНИЕ
0
32 просмотров
29 января 2019

Актуальные проблемы государственного регулирования инвестиций. Правовые предпосылки активизации инвестиционной деятельности (Литягин Н.Н.)

Дата размещения статьи: 16.05.2015

Преобразование экономики России находится в непосредственной взаимосвязи с активизацией инвестиционной деятельности, основывается на внутренних и внешних капиталовложениях, осуществление которых создает предпосылки для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, обеспечивает простое и расширенное воспроизводство, является решающим фактором социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Мировой финансово-экономический кризис еще более актуализировал значимость данного фактора, стимулирование инвестиционной активности стало приоритетным направлением деятельности каждого государства и мирового сообщества в целом. Решение этой проблемы зависит от многих обстоятельств, предполагает осуществление различных по их природе и содержанию мер, важное место занимают в их числе правовые аспекты инвестирования, совершенствование правовой регламентации инвестиционной деятельности. Развитие рыночных отношений в России, либерализация экономики открыли широкий простор для проявления инициативы в этой сфере, но вместе с тем в инвестиционной деятельности проявились и негативные свойства: склонность к противоправным сделкам, незаконному завладению чужими финансовыми средствами и имуществом. Инвестирование как вид экономической деятельности, связанный с обособлением материальных и финансовых ресурсов инвестора и передачей их другим лицам, создает для этого определенные предпосылки.
Свойственные инвестированию риски могут быть минимизированы эффективными правовыми средствами, надлежащей правовой регламентацией инвестиционных отношений, учитывающей особенности инвестиций как объекта правового регулирования, обусловленные спецификой их социально-экономической и правовой природы, что, в свою очередь, предполагает необходимость системного и комплексного изучения инвестиций как экономико-правового явления. В уточнении нуждается само понятие «инвестиции», в законодательстве и правовой доктрине оно трактуется широко и неоднозначно, что затрудняет идентификацию инвестиций, их правовое регулирование . В юридической литературе при анализе инвестирования акцентируется внимание на том, что оно связано с отчуждением имущества, передачей его другому лицу. Такое понимание инвестиций нельзя признать обоснованным, инвестирование возможно и без отчуждения инвестиционных вложений, в частности в производственную и социальную инфраструктуру инвестора. Особенность инвестиций, их глубинное, базовое свойство заключается в другом, их квалифицирующим признаком является то, что в результате осуществления инвестиций создается новый, приносящий доход или удовлетворяющий иную, не имеющую антисоциальной направленности, потребность актив либо модернизируется созданный ранее. Вопрос о вложениях, которые могут быть инвестициями, представляется чрезвычайно важным, имеет не только теоретическую, но и большую практическую значимость, от его обоснованного решения зависит предоставление предусмотренных законодательством для стимулирования инвестиций льгот и преференций, поэтому легальное определение инвестиций следует сформулировать более определенно, выделить в нем существенные характеристики данного экономико-правового явления, его качественные особенности как объекта правового регулирования и исключить из законодательного определения инвестиций те виды финансовых вложений, которые инвестициями не являются, отграничить инвестирование от внешне сходных с ним видов финансово-экономической деятельности: финансирования, кредитования и др. В частности, представляется, что из данного понятия должны быть исключены кредиты, банковские вклады, краткосрочные спекулятивные вложения в ценные бумаги. Вместе с тем в него следует включить положение о признании инвестициями вложений, осуществляемых экономическими субъектами в свою производственную и социальную инфраструктуру и обладающих присущими инвестициям свойствами. Придание этим активам статуса инвестиций станет основанием для предоставления указанным субъектам, в установленных законом случаях, налоговых льгот и иных преференций. Представляется, что под инвестициями следует понимать обособленные от иного имущества вложения материальных и финансовых средств, имущественных прав, интеллектуальных ценностей и других активов, в отношении которых государством установлен особый правовой режим, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности и не обладающими данным статусом физическими и юридическими лицами, а также публичными образованиями, в свою инфраструктуру и внешние по отношению к ним факторы производства и другие объекты, в целях получения дохода или достижения иного экономического либо социального эффекта.
———————————
В отечественной правовой литературе определение инвестиций впервые было дано в работе Н.Н. Вознесенской применительно к иностранным инвестициям. В нем указывается, что под инвестициями следует понимать такое предоставление средств иностранными инвесторами, при котором обязательной является экономическая активность иностранного элемента, направленная на согласованное целевое использование этих средств, при условии, что эта деятельность (с участием или без участия местного капитала) приведет к созданию обусловленного производственного объекта, способствующего развитию экономики. Иное определение дано А.Г. Богатыревым. Анализируя различные понятия инвестиций, он пришел к выводу, что инвестиции — это синоним собственности, и они должны рассматриваться как права и интересы владения и распоряжения имуществом во всех его видах и формах. Имеются и другие взгляды на инвестиции.

Нуждаются в уточнении и производные от инвестиций понятия: «инвестор», «осуществление инвестиций», «инвестиционная деятельность». Данные понятия широко используются в экономико-правовой литературе, но при этом дается различное их толкование, формулируются они в абстрактной форме, и в них вкладывается различный смысл. Определение понятия «инвестор» имеется во многих актах внутреннего российского законодательства и международных правовых актах, в соответствии с которыми инвесторами признаются лица, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Круг инвесторов широк и многообразен, включает физических и юридических лиц, государства и муниципальные образования, международные организации. Конкретизация данного понятия имеет принципиальное значение, и решение этой задачи находится во взаимосвязи с установлением обоснованного легального определения понятия «инвестиции». Проблема определенности понятия и правового статуса инвестора является производной от понятия «инвестиции» и может быть решена после того как будет сформулировано и законодательно закреплено научно обоснованное понятие инвестиций, устраняющее возможность различного его толкования. Что касается понятий «осуществление инвестиций» и «инвестиционная деятельность», то они во многом сходны по своему содержанию, но различия между ними имеются. Осуществление инвестиций предполагает финансовые, материальные и иные вложения в объект инвестирования, а также фактические и юридические действия инвестора по достижению целей инвестирования. Инвестиционная деятельность отличается от инвестирования по субъектному составу и содержанию, для нее характерен более широкий круг участников, осуществляющих функции заказчиков, исполнителей, посредников, соответственно, разнообразным, детерминированным сферой инвестирования является и ее содержание.
Инвестирование осуществляется посредством совершения широкого комплекса разнообразных действий, образующих в своей совокупности инвестиционный процесс.
В экономической и правовой доктрине понятие «инвестиционный процесс» трактуется неоднозначно, в него вкладывается различный смысл, порой оно отождествляется с инвестиционной деятельностью, что нельзя признать обоснованным. Это не идентичные понятия, инвестиционный процесс более формализован, отличается высоким уровнем нормативности, предусматривает разнообразные режимные требования к осуществлению инвестиций. В отличие от формально неопределенной инвестиционной деятельности, инвестиционный процесс наполнен юридическим содержанием. Частично он включает в себя и инвестиционную деятельность в ее юридических проявлениях, в той ее части, которая предусматривает совершение юридически значимых действий. При осуществлении инвестиций инвесторы взаимодействуют с множеством субъектов, с регулирующими инвестиционную деятельность государственными органами и иными участниками инвестиционных отношений. Многообразие данных отношений, их сложный, длящийся характер обусловливают необходимость их упорядочения посредством нормативно-правового регулирования, установления и законодательного закрепления системы правил и регламентных процедур, предусматривающих совершение в определенной логической последовательности фактических и юридических действий, образующих в своей совокупности инвестиционный процесс, целью которого является достижение предусмотренного инвестиционным проектом конечного результата. Как экономико-правовое явление инвестиционный процесс представляет собой ряд относительно обособленных, но единых по цели и задачам последовательных юридических и фактических действий, находящихся в системной взаимосвязи и реализующих ту или иную функциональную роль.
Инвестиционный процесс нуждается в совершенствовании, в большей формализации и однозначном легальном его толковании. В формализации и законодательном закреплении нуждаются юридически значимые действия и аспекты инвестирования, связанные с приобретением статуса инвестора, заключением опосредующих инвестиционную деятельность договоров, фиксацией моментов исполнения инвестиционных обязательств и удостоверения прав инвесторов. Актуальным является также вопрос о соотношении государственного регулирования и саморегулирования в инвестиционной сфере, их эволюции в условиях рыночной экономики, установлении допустимых пределов государственного воздействия на инвестиционные отношения, объективно обусловленных границ их правового регулировании, а также трансформации самого государственного регулирования, которое является сложным по своему содержанию, включает в себя комплекс экономических, социально-политических, организационных и иных средств воздействия на инвестиционные отношения. Его составной частью и преобладающим направлением является правовое регулирование, посредством которого устанавливаются основные параметры деятельности инвесторов и других субъектов инвестиционных отношений. С развитием рыночных отношений претерпевает изменение и государственное регулирование инвестиций, в нем расширяется сфера нормативно-правового регулирования, изменяется его соотношение с саморегулированием, возрастает значение обычаев делового оборота, правил, порождаемых самой инвестиционной практикой.
В условиях рыночной экономики правовое регулирование является основным средством государственного воздействия на инвестиционные отношения. Осуществляется оно нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности, различными приемами и способами. Инвестиционные отношения являются преимущественно товарно-денежными по своему содержанию и регулируются чаще всего гражданским правом, но инвестирование может осуществляться в различных целях, для удовлетворения разнообразных материальных и нематериальных потребностей как самих инвесторов, так и других физических и юридических лиц, публично-правовых образований, поэтому наряду с гражданским правом правовое регулирование инвестиций осуществляется и другими отраслями права, в частности инвестиционные отношения в значительной мере регулируются финансовым правом. Основными инвестиционными вложениями являются финансовые ресурсы, в том числе банковские кредиты, другие заемные средства, в формировании, распределении и перераспределении инвестиционных ресурсов активно участвует фондовый рынок; сложный состав и многообразие возникающих при этом отношений обусловливают необходимость их правового регулирования не только гражданским, но и финансовым правом. Нормами финансового права регламентируются многие аспекты инвестиционной деятельности, связанные с участием в инвестиционном процессе государственного имущества и финансовых средств, они являются в этих случаях приоритетными, оказывают наибольшее влияние на осуществление публичных инвестиций, гражданское законодательство к этим отношениям применяется, если это предусмотрено законом, т.е. юридическое своеобразие возникающих в инвестиционной сфере отношений обусловливает необходимость использования различных приемов и способов их правового регулирования, основывается на сочетании различных методов воздействия на поведение субъектов инвестиционной деятельности, гражданско-правовой (диспозитивный) метод дополняется при регулировании инвестиционных отношений императивным методом — методом властных предписаний, присущим публичному праву. Взаимосвязь частноправового и публично-правового регулирования инвестиционных отношений предполагает необходимость объективно обусловленного, обоснованного их сочетания. В данной связи представляется, что гражданско-правовое регулирование является чрезмерно широким по своему содержанию, многие регулируемые им общественные отношения не имеют общих родовых свойств, позволяющих объединить их в предмете одной отрасли права. Это наглядно проявляется в правовой регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, коммерческих организаций, ее особенности создали предпосылки для формирования самостоятельной отрасли права — российского экономического права. Детерминированные рыночной экономикой изменения в отраслевом строении права охватывают и инвестиционную сферу.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Переход России к рыночной экономике и расширение процессов инвестирования в сфере строительства жилья обусловили необходимость правового регулирования этой сферы и выработки соответствующего правового механизма обеспечения прав инвесторов. В сфере строительства наиболее важной отраслью является капитальное строительство (в среднем за период 2010-2014 гг. более 56% общего объема инвестиций [6]), что определяется его ролью в расширенном воспроизводстве основных фондов, значительном влиянии на уровень и качество жизни населения страны.

Углубление рыночных отношений, постепенное и неуклонное укрепление рынка сферы строительства в общенациональном и региональном масштабах определяют взаимосвязь общих целей развития строительного комплекса с мерами конкретного характера, обеспечивающих достижение этих целей в определенные моменты времени что обуславливает направление государственного правового регулирования данной сферы экономики. Поскольку перспективы и потенциал развития сферы строительства во многом определяется и зависит от объемов финансовых вложений, особо актуально стоит вопрос соотношения экономических и правовых рычагов регулирования данной сферы экономики; поскольку уравновешенная нормативно-правовая база способна обеспечить принятия решений, рыночных по содержанию и назначению и доступных пониманию каждому работнику строительных предприятий. В противном случае возможно превалирование административного подхода, что противоречит сути и требованиям рыночного саморегулирования.

На современном этапе вопросам инвестиционного соглашения в строительстве посвящены исследования Л. Г. Сайфуловой, Е. В. Лапутевой, В. А. Ласкового, монографии П. В. Сокола, О. М. Антиповой и др. Особенности правового регулирования инвестирования в сфере строительства исследуют М. Галянтич, А. Дзери, Н. Доценко-Белоус, Н. Дроздовой, Н Кузнецовой, И. Плукар, Л. Радченко, А. Урусова, И. Чалый. Общетеоретическим вопросам инвестирования в капитальное строительство посвящено много работ ученых, среди которых: А. Н. Винник, Г. М. Гриценко, К. А. Огай, В. В. Акимов, И. А. Брауде, И. М. Миронец и другие авторы. Однако указанные ученые не уделяли достаточного внимания исследованиям всех направлений правового регулирования инвестирования на строительном рынке.

Инвестиции в строительство традиционно считаются одними из самых привлекательных и надежных форм вложения капитала. Это обусловлено спецификой недвижимого имущества в гражданском обороте: высокая стоимость, постоянное повышение в цене, хорошая оборотоспособность, ликвидность при перепродаже и др. – все это способствует повышению популярности данного вида инвестиций [7, с. 160].

Анализ современного состояния процессов инвестирования в сферу строительства в России позволяет определить основные проблемы и тенденции в его развитии:

— основными источниками финансирования инвестиций являются привлеченные средства, что может быть расценено как негативная тенденция, так как возникшая зависимость от внешних источников финансирования становится угрозой независимости субъекта хозяйствования. Собственные средства являются не менее важным источником финансирования инвестиционных ресурсов, но не является самым весомым их источников, что расценивается как негативная тенденция. В современной экономике следует развивать практику самофинансирования инвестиционных ресурсов, что в последующем позволит обеспечить расширенное воспроизводство капитала;

— по формам собственности инвестиций в основной капитал преобладает российская, а именно частная. Данная тенденция говорит о том, что субъекты экономики располагают достаточным количеством инвестиционных ресурсов, чтобы их вкладывать, но также следует развивать частную форму собственности инвестиционных ресурсов. Это позволит активизировать инвестиционный потенциал сферы строительства и тем самым обеспечит рост производительности, повышение конкурентоспособности сферы, а в последствии устойчивый экономический рост экономики Российской Федерации.

Решение вышеопределенных проблем и минимизация выявленных тенденций во многом определяется наличием и реализацией эффективного правового регулирования инвестиций в сферу строительства, основы которого заложены в Федеральном Законе от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[5].

В качестве основных источников правового регулирования инвестирования в строительство также выступают Гражданский кодекс Российской Федерации [2], Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [4], Закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [3], а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

Среди нормативных актов, сопутствующих коммерческие инвестиционные отношениям по поводу объектов капитального строительства также присутствуют Налоговый Кодекс Российской Федерации, Таможенный Кодекс Таможенного союза, Градостроительный Кодекс Российской Федерации.

Таким образом, для инвестиционно-строительного законодательства характерен большой объем нормативного материала, с чем связано возникновение множества проблем, среди которых следует выделить:

  1. Перегруженность нормативной базы: наряду с основными нормативно-правовыми актами существует огромное количество подзаконных нормативных актов — указов, распоряжений, инструкций, писем, издаваемых также и на региональном и местном уровне, которые имеют противоречивый характер.
  2. Отсутствие механизма регламентационного использования нормативно-правовой базы инвестиционно-строительных отношений, что часто ставит под сомнения правильность принятия решений субъектами отношений.
  3. Превалирование федеративных полномочий в иерархии нормативно-правовых актов инвестиционно-строительных отношений, что оказывает негативное влияние на развитие сферы на региональном уровне вследствие отсутствия специфики регионов в федеральном законодательстве.
  4. Действующее российское законодательство не содержит понятия инвестиционного договора, указывая лишь на то, что он является основным правовым документом, регулирующим производственно- хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности [1]. В связи с этим правовая природа инвестиционного договора имеет законодательную неопределенность.
  5. Недостаточно регламентирована защита прав инвесторов от недобросовестных (мошеннических) действий инвестиционной компании (заказчика). Инвестор в данном правоотношении является наименее защищенной стороной, так как вкладывает капитал в объекты будущего строительства.
  6. Понятие, существенные условия, форма, предмет, субъектный состав инвестиционного договора в сфере финансирования в строительство в действующем гражданском законодательстве практически не закреплены, предоставляя право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять правовую природу инвестиционного договора, исходя из обстоятельств дела.

Итак, следует больше внимания уделять инвестиционным процессам строительной сферы. Для минимизации и борьбы с возникшими тенденциями в инвестиционной деятельности следует разработать рекомендации по активизации инвестиционной деятельности в сфере строительства в Российской Федерации, которым на современном этапе экономики препятствует система нормативно-правового регулирования сферы.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучив данную главу, студент должен:

  • знать теоретические основы осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации, понятие и виды инвестиций;
  • уметь анализировать источники правового регулирования инвестиционной деятельности в хозяйственных отношениях;
  • владеть навыками анализа преимуществ и недостатков инвестирования в предпринимательских отношениях.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Основными законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность, являются: Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (далее – Закон об инвестиционной деятельности), действующий в части, не противоречащей Федеральному закону от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Федеральные законы от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях), от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон об СРП), от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах», «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон о лизинге).

Условно можно выделить два этапа инвестиционной деятельности.

На первом этапе субъект принимает решение о вложении средств в качестве инвестиций. С этой целью исследуются инвестиционные возможности, разрабатывается технико-экономическое обоснование, подготавливается контрактная и проектная документация, бизнес-план. Заканчивается данный этап подписанием инвестиционного договора, в котором определяются права и обязанности участников в отношении размера вкладываемых средств, сроков, порядка вложения, их взаимодействие при реализации инвестиционного проекта, порядок пользования объектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект, распределение доходов от эксплуатации объекта и другие условия. Условия инвестиционного договора сохраняют силу на весь срок его действия и могут быть изменены, если после заключения договора законодательством устанавливаются новые условия, ухудшающие положение партнеров. Подписанием инвестиционного договора вкладываемым материальным и нематериальным благам придается статус инвестиций.

Второй этап инвестиционной деятельности характеризуется тем, что в этот период осуществляется совокупность практических действий по реализации инвестиций, то есть по исполнению инвестиционного договора. Действия по реализации инвестиционного договора облекаются в правовую форму путем заключения различных договоров (направленных на передачу имущества, выполнение работ, оказание услуг, лицензионные и иные договоры, предусмотренные ГК). Исполнение различного рода договоров на данной стадии инвестиционного процесса преследует главную юридическую цель – реализацию инвестиционного договора, а деятельность участников должна осуществляться в соответствии с инвестиционным законодательством. Завершается второй этап созданием объекта инвестиционной деятельности.

В зависимости от содержания традиционно выделяют следующие виды инвестиционной деятельности:

  • • прямая, когда происходит непосредственное вложение ценностей в производство товаров (работ, услуг). К примеру, прямой является инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений;
  • • ссудная, осуществляемая в форме предоставления займа, кредита;
  • • «портфельная», представляющая собой вложение инвестором средств в ценные бумаги.

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители и пользователи.

Инвесторы осуществляют вложение средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать физические, юридические лица, государственные и муниципальные образования.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Среди основных прав инвесторов следует назвать:

  • а) право самостоятельно осуществлять инвестиционный выбор (определять объемы, направления, размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности);
  • б) право инвестора, не являющегося пользователем объектов инвестиционной деятельности, контролировать их целевое использование;
  • в) право передать по договору свои права по инвестициям и их результатам другим лицам;
  • г) право приобретать в собственность объекты, созданные в результате инвестирования, а также право владения, пользования, распоряжения иными результатами инвестиций. Законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, управления ими или получения дохода от эксплуатации этих объектов. В отношении незавершенных объектов установлен режим долевой собственности субъектов.

Заказчики – это субъекты инвестиционной деятельности, уполномоченные инвесторами осуществить реализацию инвестиционного проекта. Для достижения этой цели инвестор наделяет заказчика правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных инвестиционным договором, и в соответствии с законодательством. Заказчик не должен вмешиваться в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые физические и юридические лица.

Исполнители работ – лица, наделенные определенными полномочиями по реализации инвестиционного проекта в силу заключенного с ними договора. Исполнитель нс приобретает полномочий по владению, пользованию и распоряжению инвестициями. Заказчик выделяет ему средства, необходимые для выполнения определенной работы.

Пользователи – это субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователями могут быть физические, юридические лица, государство, муниципальные образования.

Законом об инвестиционной деятельности предусмотрено право субъектов инвестиционной деятельности совмещать функции двух или нескольких участников. Так, инвестор сам может выполнять функции по реализации договора, т.е. быть заказчиком, могут быть совмещены функции пользователя и инвестора и т.п.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности определены в Законе об инвестиционной деятельности весьма кратко и могут быть сформулированы в виде общей обязанности выполнения требований законодательства, государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором.

Источниками финансирования деятельности инвесторов могут быть:

  • • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления);
  • • заемные финансовые средства (банковские и государственные кредиты, займы);
  • • привлеченные финансовые средства (например, получаемые от продажи ценных бумаг);
  • • инвестиционные ассигнования из государственного или муниципального бюджета.

Хозяйственная компетенция инвестора должна позволять ему принять решение о распоряжении данными средствами путем инвестирования.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и др. Представленный в ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности перечень объектов не является исчерпывающим. Законодательно закреплено запрещение инвестирования в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законодательством норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Таким образом, под объектом инвестиционной деятельности следует понимать материальные и нематериальные ценности, создание и использование которых отвечает требованиям законодательства, не наносит ущерба охраняемым законом правам, приносит прибыль и (или) дает иной положительный эффект.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности предусмотрены ст. 10 Закона об инвестиционной деятельности. Одной из них является проведение экспертиз инвестиционных проектов: градостроительной, проектно-сметной, экологической и др. Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензию на право осуществления этой деятельности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

  • • введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • • проведение политики ценообразования и амортизационной политики.

Целям стимулирования деловой активности и привлечения инвестиций в экономику России должна служить и система установленных названным Законом гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности.

Так, государство гарантирует субъектам инвестиционной деятельности:

  • • обеспечение равных прав;
  • • гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
  • • право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти;
  • • защиту капитальных вложений;
  • • защиту от неблагоприятных изменений законодательства.

Созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности способствует совершенствование системы налогов и механизма начисления амортизации, предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей, принятие антимонопольных мер и др.

Для реализации федеральных и региональных программ привлечения инвестиций, осуществления экспертизы и конкурсного отбора инвестиционных проектов Указом Президента РФ от 02.02.1993 № 184 была создана Государственная инвестиционная корпорация, ликвидированная в 2003 г. Указом Президента РФ от 06.02.2003 № 135.

Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам – физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Широкому привлечению потенциальных инвесторов способствует Российская выставка инвестиционных проектов, действующая на постоянной основе.

Источники: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4194, http://euroasia-science.ru/yuridicheskie-nauki/problemy-pravovogo-regulirovaniya-kapitalnyx-investicij-v-stroitelstve/, http://studme.org/31168/pravo/pravovoe_regulirovanie_investitsiy_predprinimatelskoy_deyatelnosti

Комментировать
0
32 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно