Привлечения инвестиций в сфере здравоохранение

СОДЕРЖАНИЕ
0
130 просмотров
29 января 2019

Привлечения инвестиций в сфере здравоохранение

Библиографическая ссылка на статью:
Савостьянова Я.В. Анализ инвестиционной привлекательности здравоохранения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69433 (дата обращения: 23.09.2018).

В условиях рыночной экономики одной из важнейших характеристик той или иной отрасли является ее инвестиционная привлекательность. Это обусловлено прямым влиянием этого параметра на финансовую устойчивость, конкурентоспособность, перспективы развития и кредитоспособность предприятий данной отрасли.

Актуальностью данной темы является динамичное развитие и совершенствование системы здравоохранения, требующее постоянного привлечения дополнительных внешних инвестиций, способных оказать положительное влияние на данную отрасль.

Инвестиционная привлекательность — это комплекс факторов и показателей производственной, коммерческой, финансовой и управленческой деятельности, характеризующих особенности инвестиционного климата, а также свидетельствующих о целесообразности и необходимости осуществления инвестиций. Инвестициями называются вложения материальных, инфромационных или управленических ресурсов в объекты различных видов деятельности с целью получения прибыли [1].

Грамотная инвестиционная политика дает возможность привлекать дополнительные инвестиции на выгодных условиях, а также укрепить и эффективно использовать свое финансовое положение.

Здравоохранение является важнейшей социально-значимой и всеобъемлющей отраслью экономики любой страны, а уровень ее развития определяет развитие государства в целом. Система здравоохранения охватывает все уровни экономики страны. Оно тесно связано с экологией, социальными программами, охраной труда. Эти характеристики определяют инвестиционную привлекательность данной отрасли.

Здравоохранение нуждается в усиленном притоке инвестиций для создания и обеспечения оптимального уровня оказываемых услуг и взаимодействия с гражданами. Наличие благоприятных условий для положительного воспроизводства человеческого капитала определяет текущее состояние всей экономики. Из этого следует, что залогом успеха являются инвестиции в человеческий капитал. Они позволят существенно изменить качественный уровень обеспечения медицинских организаций, разработать новые программы, способные решить различные проблемы этой отрасли.

Здравоохранение издавна представляло собой сферу деятельности, которая жестко регулировалась государством. Причиной этому является то, что услуги и программы системы здравоохранени напрямую связаны с жизнью и здоровьем человека. Государственное регулирование деятельности учреждений данной отрасли, включающее контроль за управлением и ценообразованием, а также попытки полностью финансировать здравоохранение из государственного бюджета стали причиной более позднего и неполного внедрения современных методов и способов управления, в том числе маркетинга. Но здравоохранение не может существовать только за счет государства. Поэтому существенная часть расходов перекладывается на потребителей услуг и страховые организации, вследствие чего происходят изменения в финансировании учреждений здравоохранения, служащие предпосылкой к использованию новых экономических методов управления медицинскими организациями.

Причиной роста спроса на дополнительные внешние инвестиции стало сокращение государственных субсидий, контроль со стороны страховых компаний, а также этические стандарты в здравоохранении. Все коммерческие организации стремятся к получению прибыли, зависящей от качества лечения, а государственные и муниципальные учреждения должны быть конкурентоспособны, а значит, тоже совершенствовать услуги, что невозможно без привлечения дополнительных средств. Поэтому учреждения здравоохранения заинтересованы в привлечении дополнительных пациентов, предложении высококачественных услуг, наличии высококвалифицированного персонала. Эти факторы помогут сформировать положительный имидж организации в качестве надежного объекта для инвестирования, обладающего дополнительной социальной значимостью.

Причинами необходимости увеличения инвестиций в здравоохранение являются:

1) недостаточное субсидирование отрасли;

2) несоответствие оснащенности медицинских организаций современному уровню и стандартам диагностики и лечения;

3) завышение инвестиционных затрат на государственные

4) низкая эффективность применения ресурсов;

5) недостаточная степень развития частной медицины;

6) нехватка частных вложений в ккачестве источника финансирования;

7) потребность в реконструкции или совершенствовании существующих

8) использование частного бизнеса при внедрении современных технологий лечения и инновационных методов управления финансами;

9) возможность организации частных медицинских организаций на территории муниципальных лечебно-профилактических учреждений.

Для комплексного анализа данной темы необходимо исследовать динамику размера инвестиций в здравоохранение России (Рис. 1).

Рисунок-1. Динамика изменения размера инвестиций в здравоохранение России, млрд. руб. за 2000-2015 г.г. [3].

Изучив представленные данные, можно сделать вывод о том, что размер инвестиций в здравоохранение России имеет тенденцию к росту. Своего максимума данный показатель достиг в 2012 году и составил 255,8 млрд. руб. в сопоставимых ценах.

В настоящее время существует концепция социально-экономического развития России на срок до 2020 года, где сформулированы методы и способы развития стратегического партнерства государства и бизнеса. Одним из главенствующих вопросов является ликвидация неравноправной конкурентной борьбы между государственными и частными компаниями. Рост инвестиционной привлекательности сферы здравоохранения (и как следствие, формирование государственно-частных партнерств в данной области) остается ключевой задачей, дающей возможность обеспечить сокращение смертности от контролируемых факторов и причин, рост рождаемости, модернизацию предоставляемой медицинской помощи, рост продолжительности жизни и экономию средств бюджета.

Положительное влияние от инвестирования в медицину сложно переоценить, и его доходность для вкладчиков очевидна. Из этого следует, что рост инвестиций в здравоохранение существенным образом влияет на развитие данной отрасли, а именно:

  • улучшает качество предоставляемых медицинских услуг;
  • позволяет использовать современные технические разработки;
  • способствует внедрению надежных программ лечения различных
  • содействует усовершенствованию управленческого корпуса.

Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения заключается в следующем: государство обязуется закупать у частного партнера на долгосрочной основе и оплачивать предоставляемые им высококачественные услуги, а частный партнер, в свою очередь обязуется оказывать услуги, в соответствии с критериями установленного государственного заказа, а также поддерживать, модернизировать или создавать новые активы, необходимые для поддержания качества и количества предоставляемых услуг. Данная концепция позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли здравоохранения и существенно повысит уровень развития этой отрасли в нашей стране [4].

Таким образом, повышение инвестиционной привлекательности здравоохранения и, как следствие, создание государственно-частных партнерств в этой сфере являются важнейшей государственной задачей, которая позволит обеспечить население страны качественной медицинской помощью.

Здравоохранение

Основные преимущества для инвестора:

  1. Растущий рынок платных медицинских услуг для населения, высокий платежеспособный спрос на качественные медицинские услуги.
  2. Привлекательность московского рынка медицинских услуг не только для москвичей, но и для жителей других регионов России, в особенности на высокотехнологичное медицинское обслуживание.
  3. Потенциальная возможность переориентировать поток выездного медицинского туризма (лечение по месту жительства, а не за рубежом), а в перспективе –расширить въездной медицинский туризм.
  4. Доступность квалифицированной рабочей силы, программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
  5. Развитая система мер поддержки для частных инвесторов.
  6. Возможность реализации проектов по стандартам стран ОЭСР в рамках Московского медицинского кластера.
Структура источников финансирования здравоохранения
в Москве в 2012-2020 гг.
Основные плюсы для города:
  1. Развитие конкуренции между частным и государственным сегментами, рост качества и снижение цен.
  2. Привлечение иностранных инвесторов в сферы здравоохранения, которые недостаточно развиты в столице.
  3. Развитие медицины шаговой доступности с удобным графиком работы.
  4. Комплексная реконструкция существующих учреждений, повышение доступа москвичей к качественной высокотехнологичной помощи.
Направления для частных инвестиций:
  1. Создание высокотехнологичных медицинских центров.
  2. Создание объектов Международного медицинского кластера на территории инновационного центра «Сколково»:
    • Медицинские клиники (в том числе кардиологический центр, центр ортопедии и травмы, многопрофильный центр реабилитации и др.);
    • Научные организации и лаборатории (фармацевтика, медицинские технологии);
    • Образовательные организации (в том числе программы полного цикла обучения врачей и медицинского персонала, ординатура, повышение квалификации, практическое обучение работы с медицинским оборудованием, бизнес-образование и т.д.).
      Международный Медицинский Кластер. Информация о проекте для потенциальных участников
  3. Создание медицинских учреждений, приближенных к местам учебы и работы горожан для предоставления услуг первичной медико-санитарной помощи (программа «Доктор рядом»).
Меры поддержки:
  • Льготная аренда городского имущества.

Ознакомиться с условиями реализации и результатами программы льготной аренды городского имущества можно по ссылке.

Нормативная база:
По программе «Доктор рядом»:
Инвестиционные инициативы:

Если у Вас есть собственные инвестиционные идеи, проекты или Вы хотите получить более детальную информацию по существующим инвестиционным проектам Москвы, обращайтесь в Городское агентство управления инвестициями.

Привлечения инвестиций в сфере здравоохранение

Нарастающая динамика привлечения частных инвестиций в развитие здравоохранения в России

Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом решения ряда важных социально-экономических задач, в том числе способствующим повышению качества обслуживания пациентов и доступности дорогостоящих видов лечения, а также модернизации системы информирования, повышению уровня квалификации медицинского персонала. «Как показывает мировая практика, совместная работа государства и бизнеса и в системе обязательного медицинского страхования, и в проектах по модернизации системы здравоохранения на основе государственно-частного партнерства более эффективна, чем в тех случаях, когда система здравоохранения находится исключительно в ведении государства. В России интеграция частных инвесторов в государственное здравоохранение только начинает развитие. Государство готово использовать профессионализм и опыт частного сектора в развитии современных форм проектного финансирования, организации управления собственностью и хозяйственной деятельностью объектов», — сообщил Заместитель Министра здравоохранения РФ Сергей Краевой. Задача устранения диспропорций в конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг закреплена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020. Однако в России не существует достаточного нормативного обеспечения подобного взаимодействия. На сегодняшний день на национальном уровне регулируются только процессы привлечения частного капитала в строительство социально-значимых объектов, что поддерживается Федеральным законом «О концессионных соглашениях», принятым в 2005 году. Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства», который в дальнейшем будет определять нормы развития этой сферы, в данный момент разработан и проходит этапы согласования. Несмотря на отсутствие единого федерального закона, в настоящее время в 61 регионе приняты локальные законы, регулирующие государственно-частное партнерство (ГЧП).

По данным Министерства здравоохранения РФ в рамках государственно-частного партнерства в 24 регионах РФ активно развиваются инфраструктурные проекты: фельдшерско-акушерские центры, кабинеты врачей общей практики, центры семейной медицины. Так, ГЧП в сфере здравоохранения развивают республики Татарстан, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, а также Новосибирская, Самарская, Белгородская, Нижегородская, Ленинградская, Вологодская, Липецкая, Калужская, Рязанская, Свердловская и Ростовская области, Ставропольский край и город Москва. «Сейчас большинство регионов активно работают по методу аутсорсинга, когда непрофильные функции в деятельности учреждений здравоохранения передаются сторонним организациям — это тоже государственно-частное партнерство», — отметила Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своем выступлении на XII Международном инвестиционном форуме в Сочи.

Реализация механизмов государственно-частного партнерства предполагает осуществление долгосрочных проектов в социальной сфере, и снижение входных требований для частных инвесторов позволит усовершенствовать законодательство в области закупки новых технологий в биомедицине, усилить инновационную направленность системы закупок в целом, а также увеличить эффективность вложения средств и использования ресурсов и управления.

Вероника Скворцова «Для того, чтобы мы могли дальше активно развивать государственно-частное партнерство, целесообразно включение инвестиционного компонента в тариф ОМС, что сделает более рентабельным участие негосударственных организаций в реализации программы государственных гарантий. Безусловно, требуется развитие и других аспектов медицинского страхования, в том числе большая зависимость выплат от качества оказания медицинской помощи» Практика реализации таких проектов сегодня включает несколько ключевых моделей партнерства, в том числе ведение хозяйственной деятельности бизнес-организацией в течение определенного срока, строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры частными инвесторами, а также долевое финансирование создания новых объектов. Перспективной сферой внедрения ГЧП является система обязательного медицинского страхования. Введение в практику возможности частичного зачета средств обязательного медицинского страхования при лечении в частной клинике в значительной степени будет способствовать интеграции частного сектора в систему оказания медицинской помощи населению, развитию добровольного медицинского страхования, изменению налогообложения прибыли медицинских организаций и бизнеса, вкладывающего деньги в развитие здравоохранения.

На снижение государственных расходов по поддержанию основных фондов здравоохранения влияет формирование открытой конкурентной среды на основе единых требований к качеству и доступности медицинской помощи в рамках участия в программе государственных гарантий медицинских организаций разной формы собственности. Хотелось бы отметить, что за период с 2010 года в два раза увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС. В этом году прирост частных организаций составляет 14,7% с 600 до 1251 организаций от их общего количества. А на 2014 год уже зарегистрировано для работы в системе территориальных отделений ОМС 1655 частных организаций, то есть 17% от общего количества. Для дальнейшего активного развития государственно-частного партнерства целесообразно рассмотрение вопроса о включении инвестиционного компонента в тариф ОМС, что сделает это участие более привлекательным и экономически обоснованным. В настоящее время Министерством здравоохранения РФ совместно с Федеральным фондом ОМС такие расчеты проведены и разработаны предложения по алгоритмам внедрения.

В целом, новая программа ОМС на 2014-2016 годы является значительным шагом на пути к оптимизации расходов государства и созданию более понятных правил привлечения инвестиций для медицинских организаций.

Глобальная тенденция расширения практики партнерства в сфере здравоохранения между государством и бизнесом привела к выработке ряда тиражируемых моделей реализации проектов ГЧП. Внедрение механизмов ГЧП невозможно без учета специфики страны: организационной структуры, законодательства, инвестиционного климата. Поэтому для России приемлемы лишь некоторые из существующих в мировой практике форм взаимодействия. В частности, перспективной моделью может стать осуществление частными партнерами работы по реконструкции государственных медицинских организаций, а также получение права эксплуатировать и обслуживать инфраструктуру данных учреждений в течение срока, окупающего их финансовые вложения. Государству данная модель выгодна в случае отсутствия достаточных ресурсов для самостоятельной реконструкции медицинского объекта. Вариация данной модели предполагает долевое финансирование со стороны государства и бизнеса при котором на начальном этапе частный партнер осуществляет 100% вложений, а после ввода объекта в эксплуатацию государство на протяжении нескольких лет возмещает часть первоначальных затрат. Возведение нового учреждения должно решать актуальные проблемы региона в здравоохранении за счет возможности оказания дефицитных медицинских услуг. Применимой в российской практике также является модель, при которой государство строит медицинскую организацию за свой счет, а затем передает ее частному партнеру в доверительное управление с правом выкупа. Выбор данной модели взаимодействия может быть обусловлен отсутствием инвестора на начальном этапе строительства, а также необходимостью оперативного решения этого вопроса, а также невозможностью обеспечить эксплуатацию медицинской организации и оказание услуг без участия частного партнера. Помимо этого, большой потенциал имеет модель, при которой строительство медицинской организации осуществляется частным партнером в соответствии с заданием государства, а по завершении строительства инфраструктура передается партнеру, который получает право на оказание медицинских услуг и управление медицинской организацией. При этом получаемая прибыль покрывает затраты и обеспечивает требуемый уровень рентабельности инвестиций с учетом рисков. Преимуществом такой модели является то, что и за оказание платных медицинских услуг, и за оказание услуг в системе ОМС платит государство. При этом каждая из приведенных моделей требует установления показателей для мониторинга и контроля за действиями частного партнера.

Ключевые меры государственной политики в сфере оказания медицинских услуг сосредоточены на создании саморегулируемой модели, развитие которой будет происходить в условиях интенсивного взаимодействия государственного и частного секторов. Внедрение механизмов ГЧП на национальном уровне позволит ускорить развитие рынка медицинских услуг, а также будет способствовать формированию эффективной конкурентной среды, оптимизации управления финансовыми ресурсами, повышению качества и увеличению числа оказываемых услуг. Помимо этого, развитие государственно-частного партнерства повлияет на повышение отдачи от вкладываемых в здравоохранение средств, формирование благоприятного инвестиционного климата, ускорение введения практики государственных гарантий.

Источники: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69433, http://investmoscow.ru/investment/priority-sectors/healthcare/, http://studbooks.net/1740923/ekonomika/narastayuschaya_dinamika_privlecheniya_chastnyh_investitsiy_razvitie_zdravoohraneniya_rossii

Комментировать
0
130 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев