Проблема инвестиций в региональную экономику

СОДЕРЖАНИЕ
0
124 просмотров
29 января 2019

Проблема инвестиций в региональную экономику

Библиографическая ссылка на статью:
Кукушкина Д.В., Засимкина А.С. Региональное инвестирование на современном этапе: проблемы и пути их решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12838 (дата обращения: 23.09.2018).

Научный руководитель:

Барменкова Наталья Алексеевна, к.э.н., доцент

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)

В настоящее время роль инвестиций в рыночной экономике является, без преувеличения, решающей. Они обеспечивают динамичное направление финансовых потоков в наиболее перспективные сферы деятельности, способствуют развитию инноваций, стимулируют предпринимательскую активность и, в конечном счете, имеют ключевое значение для развития общества в целом.

Буквальный перевод слова «инвестиция» означает «вложение». Инвестиции в экономике в условиях рынка – это вложение капитала в ту или иную сферу деятельности с целью получения дохода от него. Инвестирование по своей форме напоминает кредитование, однако цели и принципы этих действий отличаются тем, что:

  • кредит берется под заранее оговоренный процент и должен погашаться в указанные сроки;
  • инвестиции в общем случае не подлежат возврату, а время и сумма выплачиваемых по ним доходов зависят от прибыльности проекта;
  • в случае успешного проекта выплаты инвесторам могут значительно превысить вложенную сумму, а также принести имущественные права на результат.

Таким образом, инвестирование относятся к рискованным, но потенциально прибыльным способам получения дохода на капитал.

Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.[1, с. 389-392]

На региональном уровне инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:

  • Получение максимально возможного дохода или прибыли;
  • Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
  • Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
  • Улучшение существующей структуры производства;
  • Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
  • Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.

Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства. Инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:

  • Выравниванию уровня социально-экономического развития регионов;
  • Решению ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
  • Устранению существующих деформаций между соседними регионами;
  • Улучшению экономического и социального положения государства в целом.

Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников. Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.

На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами – огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов – имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.

Однако, если обратиться к статистике, инвестиции в основной капитал в России в декабре 2015 года сократились на 8,7% по сравнению с декабрем 2014 года — до 2 трлн 460,3 млрд руб. В 2014 году инвестиции снизились на 2,5%, в 2013 году — на 0,2%. Данные свидетельствуют о наличии ряда проблем, которые понижают инвестиционную привлекательность регионов и страны в целом.[2]

Более того, местные власти стараются сосредоточить все рычаги управления в своих руках, и не подпускают к себе крупных и более выгодных инвесторов. В качестве примера можно назвать создание непреодолимых препятствий иностранному капиталу, выражающихся в немыслимом бюрократизме тех же чиновников, а также в нечестной конкурентной борьбе между компаниями, осуществляющими свою деятельность в том или ином регионе. Чтобы устранить проблему, требуются специальные программы региональных инвестиций, учитывающие западный опыт. К примеру, в Германии выпускаются специальные облигации, которые позволяют привлечь средства инвесторов и обеспечить им прибыль. В России подобные программы постоянно находятся в стадии разработки и обсуждения.

Кроме того, инвесторов отталкивает неразвитая инфраструктура регионов. Авторы предлагают создание индустриальных парков, которые являются специально организованной для размещения новых производств территорией, обеспеченной энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемой специализированной компанией.

Значимой проблемой является излишняя бюрократия. Данный вопрос можно урегулировать путем создания специализированной организации по принципу «одного окна». Сейчас данная система набирает популярность в сфере оказания государственных услуг и гораздо облегчает процесс оформления документов. Альтернативой может служить создание организации, оказывающей консалтинговые услуги инвесторам: инвестор приходит в регион, его берут за руку, везде водят и за него решают формальности.

Нельзя забывать и о высокой налоговой нагрузке. Существует множество инструментов борьбы с данным фактором. Например, налоговые каникулы или снижение налоговых ставок.

Закредитованность регионов также оказывает влияние на инвестиционный климат. Согласно статистике, общий долг регионов и муниципалитетов за год вырос на 11% и на 1 января 2016 года составил 2,66 трлн рублей (3,3% ВВП).[3]

Решением данной проблемы может стать создание системы, при которой регионы будут кредитоваться с преференциями.

В настоящее время вопросом стратегической важности является формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности, как отдельных регионов, так и страны в целом. Это обусловлено тем, что инвестиции выступают важнейшей составляющей на пути выхода из экономического кризиса и играют ключевую роль в развитии хозяйственной деятельности России.

Однако, для развития технического потенциала страны, осваивания нового поколения техники и реконструкции старых предприятий, государство использует различные инструменты, которые могут как стимулировать, так и сдерживать инвестиционную активность, большая часть из них создается исключительно для каждого региона. Такая тенденция обусловленна тем, что массштабы России очень велики, и нельзя создать универсального пути развития инвестиционной деятельности для всей страны. Более того, каждый регион имеет доминирующие отрасли, которые необходимо развивать в условиях ограниченного бюджета.

Государство использует финансово-экономические инструменты, которые могут стимулировать или сдерживать инвестиционную деятельность страны. Оно создает благоприятный инвестиционный климат, контролирует инвестиционную деятельность, управляет налоговой нагрузкой и осуществляет множество других, стимулирующих инвестиционную политику, мероприятий. Более того, государство осуществляет поддержку экономическим агентам, посредством кредитования на льготных условиях, преференций и поддержания паритета цен на продукцию. Сейчас большую поддержку оказывают развитию малого бизнеса в нашей стране. Она проявляется в виде субсидий, льгот и грантов, что помогает увеличить капитал предприятий.

В таких условиях важную роль играют налоговые инструменты. В случае развития регионов и повышении их инвестиционной привлекательности особое внимаение уделяется уменьшению налоговых изьятий. Однако, такое вмешательство является индивидуальным для каждого региона и применяется в зависимоти от наличия отраслей с большим потенциалом. Таким образом снижение налоговой ставки, должно стимулировать приток инвестиций в регион, развить конкретные отрасли и не привести к глобальным расходом в бюджете, так как в данном процессе должна возрасти налогооблагаемая база и увеличатся налоговые поступления в бюджет.

На современном этапе важной причиной усиления регионального инвестиционного развития является инновационная экономика, так как сейчас осторо стоит вопрос о сырьевой зависимоти государства. Основой экспорта страны является сырьевая база, в то время, как импорт представляет собой уже готовую продукцию. Это не может не сказаться на бюджете страны. Наращивание инвестиционной деятельности в отдельных регионах позволит наладить собстевенное производство в масштабах всей страны. Таким образом, развитие знаний в тех направлениях, которые могут дать новые конкурентные преимущества и инвестирование проектов, направленных на развитие перерабатывающего сектора позволит России уйти от сырьевой зависимости и перестороить структуру экспорта.

Ключевую роль среди действующих инструментов, стимулирующих инвестиционную деятельность занимают Федеральные целевые программы, главной целью которых, является повышение социально-экономических показателей регионов. Среди данных програм можно выделить:

  • Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы»
  • Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»
  • Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года»
  • Федеральная целевая программа “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года”
  • Федеральная целевая программа “Развитие Республики Карелия на период до 2020 года”[4]

Данные программы предусматривают развитие регионов посредством инвестирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и за счет привлечения средств из внебюджетных источников, и от полноты их своевременности привлечения инвестиций зависят сроки и качество реализации данных програм.

В процессе их реализации повышается инвестиционный потенциал регионов и улучшается инвестиционная привлекательность для потенциальных инвесторов за счет: улучшения инфраструктуры региона, содействия и государственной поддержки предпринимателей, поиска российских и иностранных инвесторов, формирования благоприяного инвестиционного имиджа регионов и создания площадки для реализации межрегиональных проектов

Тенденция притока инвестиций такова, что регионы, имеющие максимальную поддержку на федеральном уровне, характериуются высокими показателями инвестиций в основной капитал. Осуществление контроля за финансированием програм на федеральном уровне, искореняет ряд проблем, свойственных для самостоятельного развития регионов: падает уровень бюракротизма чиновников, улучшаеться инвестиционный климат и повышается привлекательность регионов для инностранных инвестров.

Однако, в настоящее время существует множество регионов, требующих государственного вмешательства для дальнейшего развития, меющие такую весомую проблему как безработица. Джон Мейнард Кейнс в своих трудах связывал безработицу с недостаточностью савокупного спроса и вялостью инвестиционного процесса. Таким образом, увеличение государственных расходов на инвестиционные товары повысит уровень савокупного спроса на человеческий капитал.

На уровне региона бездеятельность людей приводит к потере квалификационных навыков, упадку моральных устоев и общественным беспорядкам, в масштабах страны данная проблема образует большие убытки в бюджете из-за предоставления поссобий по безработице. Согласно данным, Министерства труда и социальной защиты рост безработицы в 2016 году отмечен в 66 регионах России.

Таким образом государственное вмещательство в данную проблему играет ключевую роль. Совокупный спрос можно увеличить возрастанием инвестиций в реконструкцию старых предприятий, переход на новое поколение техники, что приведет к росту объема производства и, как следствие, к увеличению занятости населения. Большое значение имеет наличие необходимых навыков для такого перехода. Таким образом, необходимо запустить процесс переквалификации безработного населения , в зависимоти от ведущих отраслей региона. Для этого нужо провести ряд мер: предоставить необходимые льготы и преференции организациям, которые создадут необходимы рабочие места, и наймут специалистов для обучения людей, создать надежную интернет-платформу для информировании населения о наличии свободных мест, повысить имидж региона и его ведущих отраслей посредством и рекламы и других средств массовой информаци. Даннаые меры способствует предоставлению рабочий силы на рынке труда, притоку инвестиций и послужит базой для развития региона.

Поддержка инвесторов в регионе остается актуальной, в особенности когда их деятельность направлена на инновационное развитие ведущих отраслей. Однако, несмотря на положительную тенденцию развития регионов России, наша страна очень велика и экономические сдвиги в любых направлениях очень непостоянны и риски вклада инвестиций в регионы очень велики. Однако, взяв во внимание целевые программы, и стратегии, можно сделать вывод что наиболее стабильными проектами с предоставлением гарантий для инвесторов являются проекты реализуемые, за счет средств федерального бюджета, и находящиеся под постоянным контролем со стороны властей.[5]

Подводя итоги, стоит отметить, что государственная поддержка инвестиционного развития регионов должна быть сбалансированной: она должна обладать стратегической направленностью для обеспеченности конкурентноспособности регионов и для их самостоятельного развития в перспективе. Таким образом, стимулирование инвестиционной активности должно быть комплексным и целевым. Инвестиционный потенциал региона должен быть развит посредством:

  • искоренения бюракротизма на региональном уровне
  • поддержки предпринимателей и предоставления им различных налоговых льгот и преференций
  • формирования благоприятного имиджа региона
  • предоставления потенциальным инвесторам необходимых гарантий
  • приоритетности реализации в регионе инвестиционных и нновационных проектов

«ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ РОССИИ (Problems of attracting foreign investments in the regional economy of Russia) Завьялов . »

ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В

РЕГИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ РОССИИ

(Problems of attracting foreign investments in the regional economy of

Завьялов Михаил Владимирович,

аспирант НОУ ВПО

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем экономики

Российской Федерации — проблеме привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику. Выделены основные проблемы, стоящие перед инвестиционным рынком России и выделены основные направления разрешения данных проблем.

иностранные инвестиции, инвестиционная

Ключевые слова:

привлекательность, региональная экономика.

Annotation This article is devoted to one of the urgent problems of economy of the Russian Federation — the problem of attracting foreign investments in the regional economy.

Main problems facing the investment market of Russia and the main directions of resolving these problems.

Keywords: investment, investment attractiveness, the regional economy.

Для эффективного развития экономики региона на долгосрочную перспективу необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиций в регион и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку одной из основных особенностей обеспечения динамики социально-экономического развития регионов России является инвестиционный потенциал, который включает в себя совокупность инвестиционных ресурсов, материально-технических, финансовых и нематериальных активов (право собственности на объекты промышленности, добычу полезных ископаемых и т.п.) [1].

В настоящее время экономика России стоит перед высоким риском капиталовложений, что сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы. При этом важно отметить, что число последних увеличивается.

Торговое представительство США (USTR) считает, что инвестиционный климат России в 2013 году неблагоприятен, а те предпринимаемые меры не дают нужных результатов [2]. Препятствием для позитивных изменений все также остается запутанное законодательство в области инвестирования, высокий уровень коррупции и низкий уровень доверия к судебной системе.

Несмотря на все это, объем американских инвестиций в страну возрастает: по сравнению с 2010 годом в 2011 году было вложено на 1.4 млрд долларов больше (9.7 млрд долларов).

Для более эффективного представления инвестиционного климата России приведем некоторые данные, предоставленные из источников Федеральной службы государственной статистики.

Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства) в I полугодии 2012г. составил 31,8 трлн.руб.

Долгосрочные финансовые вложения составили 2,8 трлн.руб. (8,8% от общего объема), краткосрочные — 29,0 трлн.руб.

В I полугодии 2012г. инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составили 3183,2 млрд.руб., из них 98,5% приходилось на инвестиции в основной капитал.

В июле 2012г., по оценке, использовано 896,0 млрд.руб. инвестиций в основной капитал, или 103,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-июле 2012г. — 5195,8 млрд.руб., или 110,2%.

Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в I полугодии 2012г. составили 204,8 млрд.руб., или 17,9% от общего объема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства (в I полугодии 2011г. — 20,9%).

На строительство природоохранных объектов в I полугодии 2012г.

организациями (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) использовано 25,2 млрд.руб., или 0,8% от общего объема инвестиций в основной капитал (в I полугодии 2011г. — 0,9%).

Важно также отметить, что происходит расширение и сферы применения иностранного капитала. Если ранее иностранных инвесторов интересовали только отрасли экономики с высоким потенциалом экспорта или крупные промышленные компании, инвестиции которых были застрахованы Правительством РФ, то в настоящее время для инвесторов интерес представляет и предприятия малого и среднего бизнеса, которые выпускают широкий перечень товаров для российского рынка и имеют хорошие перспективы освоения данного рынка в будущем.

В основном иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсы России. Прежде всего – это нефтедобыча; в этой области создано более 30 совместных предприятий. Сахалин продемонстрировал высокие показатели привлечения прямых иностранных инвестиций, направленных в нефтегазовую отрасль (количество ПИИ в Сахалинскую область – 4 057 250 тыс. дол. США).

Добыча рудных ископаемых сама по себе зачастую нерентабельна из-за высокой стоимости транспортировки, что приводит к необходимости создавать дорогостоящие перерабатывающие производства.

Москва, Санкт-Петербург и прилегающие территории привлекательны для прямых иностранных инвестиций благодаря высокой концентрации предпринимательской деятельности и размеру местных рынков. За текущий год в Москву поступило 57 232 110 тыс. дол. США, в Санкт-Петербург – 1 623 967 тыс. дол. США [3].

Для инвесторов более привлекательными являются регионы с конкурентными преимуществами. Это позволяет увеличить отдачу от инвестиций. Как показывает мировой опыт, инвестиции в сильные территории ускоряет развитие всей страны.

Несмотря на это, существуют ряд проблем, влияющие на поступление инвестиций на российский рынок. Это пробелы в законодательстве, высокие налоги, нестабильная политическая ситуация, отсутствие механизма защиты иностранных инвесторов, коррупция и т.п.

Важно также отметить, что одной из основных проблем, препятствующих привлечению инвестиций в экономику России, являются различия российской и западной системы бухгалтерского учета.

Западная система бухгалтерского учета GAAP позволяет судить о реальном положении дел на предприятии, тогда как российская система такого представления не дает [3].

Также важной проблемой является то, что многие руководители российских предприятий не имеют представлений по поводу процесса инвестирования, что привело к появлению и распространению такого понятия как «красный директор». Данное понятие означает, что методы управления такого директора соответствует периоду социализма.

Не менее актуальной в настоящее время является проблема коррупции российских чиновников, из-за которой многие проекты остаются нереализованными, особенно проекты среднего уровня.

В последние годы в России наблюдается снижение количества иностранных инвесторов, основными причинами которого являются:

1) высокие затраты производства;

2) длительная и сложная процедура регистрации инвестиций в российские предприятия;

3) расхождение между словами и делами российских руководителей;

4) низкий уровень менеджмента [1].

Важную роль для инвесторов в России при анализе политической ситуации играет разработка эффективной государственной политики в области иностранных инвестиций, участие страны в международных форумах, конференциях, заключение международных договоров, степень вмешательства государства в экономику страны и т.д.

Также важно отметить, что на инвестиционный климат страны отрицательное влияние оказывают не только ограничения деятельности иностранных фирм, но также нестабильность и пробелы в законодательстве страны. Все это лишает инвестора возможности в дальнейшем прогнозировать развитие экономики, и в свою очередь, снижает рентабельность вложений.

Если говорить о кризисном состоянии российской экономики, то важно отметить такое состояние как инвестиционный кризис, для которого характерен быстрый износ основных фондов, появление угрозы утраты конкурентоспособности и возможности функционирования самих предприятий и целых отраслей.

При оценки состояния инвестиционного климата региона необходимо большее внимание уделять общему состоянию экономики, финансовой, кредитной, валютной сфере, таможенному режиму и т.п.

Также проводить контроль за показателями отношения к иностранным инвестициям в обществе, степени их расслоения, на уровень безработицы и т.п.

Отличие иностранных инвесторов от российских в том, что иностранные инвесторы более осторожны при принятии решений о переводе инвестиций в экономику региона, а российские инвесторы не полностью учитывают риски, соответственно у них возникает угроза потери инвестиций.

Если говорить о законодательстве в области регулирования российских инвестиций, то специальные региональные законы, регулирующие данную область, приняты только в двенадцать регионах России, а иностранные инвестиции – только в пяти регионах.

Важно также отметить, что для перераспределения текущих расходов действуют механизмы бюджетного федерализма, а для инвестиционных субвенций они отсутствуют. Это все, в свою очередь, накладывает свои особенности на проведение инвестиционной политики.

Таким образом, для решения данных проблем целесообразно:

1) разработать эффективную нормативно-правовую базу, регулирующая деятельность органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов РФ в области проведения инвестиционной политики и регулирования внешней торговли.

Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО.

Упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов.

В методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС.

Существенного совершенствования требует валютное регулирование.

В этой части необходимы следующие меры:

— отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России;

— ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;

— упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений.

2) предоставить большую возможность богатым регионам в поисках ресурсов для социальных инвестиций;

3) определить регионы России, которые действительно нуждаются в федеральной поддержке, учитывая существующие разрывы в стартовых условиях социального развития, которые не зависят от самих регионов;

4) дать комплексную оценку в потребностях регионах в межбюджетных потоках для финансирования капитальных затрат, инвентаризации ресурсов, поступающих в регионы;

5) борьба с коррупцией.

В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями.

Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений, сокращать число лицензируемых видов деятельности; осуществить перестройку системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе; активно сотрудничать с российскими правоохранительными и судебными органами.

Также для осуществления данных мероприятий необходимо:

1. Разработать комплексную Концепцию инвестиционной политики России, включающая в себя следующие направления:

— взаимодействие инвестиций с инновациями;

— выделение наиболее эффективных направлений использования ресурсов и их быстрая окупаемость;

— контроль за расходованием государственных средств.

2. Оказать государственную поддержку активизации инвестиционных процессов с помощью правового и налогового механизма, привлечения частного и иностранного капиталов и других факторов.

3. Обеспечить взаимодействие рыночных механизмов и их инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и других учреждений рыночной инфраструктуры).

4. Обеспечить финансовую самостоятельность регионов в рамках федеративного устройства РФ.

5. Оценивать инвестиционные проекты по показателям общеэкономической, бюджетной и коммерческой эффективности, особенно на стадии их разработки.

6. Пересмотреть Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, в соответствии с которыми бизнес-план инвестиционных проектов оценивается Министерством экономики РФ только с точки зрения коммерческой эффективности и на период ближайших двух-трех лет, что приведет к росту эффективности инвестиций.

7. Оказать содействие в создании негосударственных научно-технических фирм, субъектами которых могут быть отдельные ученые и предприниматели, промышленные и коммерческие предприятия, которые ищут эффективные сферы вложения капитала.

8. Оказать содействие в развитии малого бизнеса.

Таким образом, осуществление данных мероприятий позволит привлечь иностранных инвесторов в регион и достичь инвестиционной стабильности, а также обеспечит рост внутренних инвестиций. Кроме того эффективно организованная инвестиционная политика региона позволит осуществить поддержку ведущих предприятий регионов, обеспечит структурную перестройку экономики регионов, максимальное использование их природного, кадрового и производственного потенциала.

Итак, при оценки современного регионального направления регулирования инвестиций, приходится констатировать, что их основные положения носят, как правило, рекомендательный характер и, по сути, лишь пассивно отражают те процессы, которые уже идут на многих территориях.

Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Федеральное агентство по образованию

Ставропольский государственный университет

Кафедра регионоведения и региональной экономики

На тему: « Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику»

1. Теоретические аспекты инвестиций, их классификация……………….…..5

1.1 Понятие, разновидности, классификация инвестиций……………………5

1.2 Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику……9

1.3 Инвестиционное законодательство………………………….……………..19

2. Анализ инвестиционной политики и оценки инвестиционной привлекательности региона……………………………………………………..25

2.1 Результаты инвестиционной политики……………..……………..………25

2.2 Экспертные оценки инвестиционной привлекательности региона…….29

Список использованных источников…………………….……………………34

Актуальность темы исследования. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о том, что процессы экономического обновления и роста определяются размерами и структурой инвестиций, качеством и скоростью их осуществления. Более того, исследователи фиксируют, что без инвестиционных накоплений и соответствующих материальных ресурсов в инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не происходит.

Без инвестиций невозможны современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках.

Процессы структурного и качественного обновления мирового товара производства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.

В настоящее время многие страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.

Инвестиции играют важнейшую роль, как на макро, так и на микро-уровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта, предприятия и являются одним из основных факторов развития экономики в целом. Изучение инвестиционной деятельности является важным этапом в области подготовки специалистов экономического профиля.

Степень разработанности проблемы. Данной проблемой занимались: А. Шахназаров, И. Ройзман, И. Зимин, И. Сергеев, Е. Ендовийкий, П. Акинин и другие.

Целью исследования является привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику. Исходя из поставленной цели вытекает ряд задач:

— рассмотреть понятие и классификацию инвестиций;

— исследовать привлечение иностранных инвестиций;

— показать инвестиционное законодательство;

— проанализировать инвестиционную политику;

— выявить оценку инвестиционного потенциала.

Объектом исследования является иностранные инвестиции в региональной экономике.

Предмет исследования является привлечение иностранных инвестиций и их роль в региональной экономике.

Методы исследования. Метод экономического моделирования, графический, системный, ситуационный, экономико-математического моделирования.

В первой главе «Теоретические аспекты инвестиций, их классификация» рассматривается понятие, разновидности, классификация инвестиций, а также привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику.

Во второй главе «Анализ инвестиционной привлекательности региона» показано инвестиционное законодательство, состояние привлекаемых инвестиций, инвестиционные проекты.

В заключении, сделаны выводы автора по исследованной теме.

1. Теоретические аспекты инвестиций, их классификация

1.1 Понятие, разновидности, классификация инвестиций

Понятие инвестиции произошло от латинского investire — облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора. В настоящее время под инвестициями понимают долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения.

Инвестор — юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты. Инвестор заинтересован в минимизации риска. Различают стратегических и портфельных инвесторов.

Инвестиции позволяют решать следующие задачи:

1.Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

2.Приобретение новых предприятий;

3.Диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.

Все инвестиции можно разделить на две основные группы:

Портфельные инвестиции – вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий

Реальные инвестиции – финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов. Существуют следующие виды инвестиций: иностранные, государственные, частные, производственные, интеллектуальные, контролирующие и неконтролирующие.

Классифицирование инвестиций возможно относительно объекта приложения, характера использования и фактора времени. Относительно объекта приложения: 1. Инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе (например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов). 2. Финансовые инвестиции — вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг). 3. Нематериальные инвестиции — инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).Представляется, что все инвестиции относительно объекта приложения (а именно этот критерий наиболее интересен) можно разделить на два вида: портфельные и реальные, где: Портфельные — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом; Формирование портфеля происходит путем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель — совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.). Прямые (Реальные) инвестиции — инвестиции — вложения частной фирмы, или государства в производство какой либо продукции. Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них — это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент — инвестиции в товарно-материальные запасы (оборотный капитал), которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения. Также реальные инвестиции можно разделить на внутренние и внешние: внутренние — это вложение средств хозяйствующего субъекта в собственные факторы производства за счет собственных источников финансирования; внешние — это вложение средств инвестиционных институтов в факторы производства, нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта (8).

К реальным инвестициям имеет смысл отнести также понятия валовые и чистые инвестиции. Собственно чистые инвестиции это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала.
То есть, Чистые инвестиции = Валовые инвестиции – Возмещение.
По характеру использования инвестиции делятся на: 1 первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия; 2 инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала; 3 реинвестиции, т. е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия; 4 инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым; · инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов; 5 инвестиции на изменение программы выпуска продукции; 6 инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта; 7 инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды; · брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций. — рисковыми инвестициями, или венчурным капиталом — инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Такие капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии последних в акции. Рисковое вложение капитала, прежде всего, обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного. По фактору времени инвестиции бывают: краткосрочные и долгосрочные (4).

Аннуитет — инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном, это вложения средств в пенсионные и страховые фонды. Страховые компании и пенсионные фонды выпускают долговые обязательства, которые их владельцы хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем.

Таким образом, существует множество определений понятия «инвестиции», развитая система классификации инвестиций, множество видов инвестиций, но всё это не просто деньги, вложенные в экономику той или иной территории, а это цена доверия к региону, степень комфортности ведения бизнеса и всеобщее процветание территории.

Источники: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12838, http://pdf.knigi-x.ru/21ekonomika/185802-1-problemi-privlecheniya-inostrannih-investiciy-regionalnuyu-ekonomiku-rossii-problems-attract.php, http://works.doklad.ru/view/HPORTA0QAv4.html

Комментировать
0
124 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно