Проблемы привлечения инвестиций на дальний восток

СОДЕРЖАНИЕ
0
28 просмотров
29 января 2019

Проблемы привлечения инвестиций на дальний восток

Формирование условий для легальной работы бизнеса, а также развитие транспортной и сервисной инфраструктуры помогут привлечь инвестиции в ДФО, считают эксперты

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Иностранные инвесторы проявляют высокий интерес к Дальнему Востоку

«Дальний Восток — богатейший регион, это подтверждает факт наличия большого количества инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала», — Алексей Суворов, генеральный директор ООО «Нью Технолоджис».

«Активность бизнеса настолько высокая, что мне приходится среди сессии убегать, чтобы подписывать соглашения. На 16 млрд рублей мы с тайскими коллегами подписали сейчас бумагу. Десятки стран интересуются Дальним Востоком, и те проценты прибыли, которые зарабатывают наши компании, реализуя проекты, свидетельствуют о том, что они привлекают больше инвестиции», — Денис Тихонов, генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока».

Сокращение региональных программ поддержки бизнеса

«Нельзя обойти вниманием факт сокращения региональных программ поддержки бизнеса в целом. То есть власти рассчитывают на федеральные программы, свои сокращают для пополнения собственного бюджета, наверное», — Алексей Суворов.

Формализм во взаимодействии с инвесторами

«Для получения статуса резидента мы должны соответствовать определенным требованиям — быть компанией по производству продуктов питания, что не совсем так. Мы оказываем услуги по дообработке не только пищевых продуктов, но и сырья для производства лекарств и косметики. В результате налоговые льготы могут быть аннулированы по формальным признакам», — Сергей Будник, управляющий партнер компании «Тиклиор».

Недоверие к судебной системе

«Речь идет даже не о таких глобальных вещах, как коррупция, а более тривиальных — отсутствии у наших судей компетенции», — Вячеслав Югай, руководитель группы по Дальнему Востоку адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Отсутствие сервисной инфраструктуры

«Существуют некоторые технические проблемы, например, с визовой системой. Мы можем заранее подать документы на электронную визу и получить ее в аэропорту. В это раз многие японские бизнесмены приняли участие в форуме, но большинство боялись. Поэтому мы традиционным образом заранее подали документы и получили визу. Потому что были случаи отказа в аэропорту», — Кунио Окада, генеральный директор Института экономики России и новых независимых государств.

«На Дальнем Востоке, по мнению зарубежных инвесторов, нет компаний, который были бы способны сопровождать их бизнес и оказывать качественные услуги — юридические, финансовые, услуги корпоративного секретаря», — Вячеслав Югай.

Неразвитость транспортной инфраструктуры

«Несмотря на то, что Владивосток обладает уникальным географическим положением — 2 часа на самолете до Токио, 1,5–2 — до Сеула, 2,5 часа до Пекина, если кто-то ездил в Китай — он меня прекрасно поймет. В Пекин из Владивостока летает всего два рейса, и если вы совершаете короткие бизнес-поездки, а это все, что вы можете себе позволить, если вы занятой человек, то вам достаточно сложно будет это делать», — Вячеслав Югай.

Индивидуальный подход при работе с инвесторами

«Было такое чувство, что организация, занимающаяся привлечением инвестиций, настолько глубоко технически погружена в вопрос, что некоторые вопросы, которые специфичны нашему бизнесу, были проработаны с их стороны даже лучше, чем с нашей», — Никита Демехин, генеральный директор ООО «Научно-технический центр Пожинжиниринг».

Постоянный мониторинг и контроль состояния площадок

«Информация по всем площадкам, по тем параметрам, которые мы заявляли, — нам была сделана замечательная подборка, оперативно были организованы все встречи. Отдельно хочу отметить, что по каждой площадке есть хорошая презентация, вплоть до того, что сделаны даже съемки с дрона», — Никита Демехин.

«Что хотелось бы посоветовать к изменению — в первую очередь получить на руки актуальную информацию о площадках и лично посетить каждую, чтобы не было таких казусов, когда мы приезжаем на площадку, и сами представители агентства удивляются увиденному там», — Алексей Суворов.

Эффективная кадровая политика для привлечения инвесторов

«Я начал сам собирать сотрудников и проводить тренинги, командно-штабные учения, подобрали хорошие кадры для агентства», — Вячеслав Шпорт, губернатор Хабаровского края.

Создание условий для легальной работы бизнеса

«Основной вектор — надо дать условия бизнесу работать «в белую». Тот бизнес, который будет работать «в белую» должен иметь преимущество по сравнению с тем бизнесом, который работает в теневых формах», — Андрей Белоусов, помощник президента РФ.

Взаимодействие между государственными институтами и бизнесом

«Я собираю группу, не 50, не 100 человек, потому что бесполезно, человек 10–12 определенной отрасли, допустим, представителей торговли и сервиса. Прихожу в аудиторию, не в правительстве встречаюсь, снимаю галстук, и тогда я получаю реально обратную связь», — Александр Левинталь, губернатор Еврейской автономной области.

Оптимизация формы предоставления информации инвесторам

«В большом массиве организаций, которые занимаются развитием, очень сложно найти тот телефон, на который нужно звонить, чтобы он всегда работал. Необходимо сделать общий портал сопровождения всех инвестиционных проектов, чтобы одну точку входа выстроить как в онлайн-пространстве, так и физически», — Денис Тихонов.

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы привлечения и основные направления

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.12.2016 2016-12-03

Статья просмотрена: 1031 раз

Библиографическое описание:

Кондратюк К. В. Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы привлечения и основные направления // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 321-324. — URL https://moluch.ru/archive/130/36017/ (дата обращения: 16.01.2019).

Развитие Дальнего Востока на сегодняшний день играет важную роль в экономике России. Дальний Восток России является привлекательным с экономической точки зрения. Здесь сосредоточены крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Регион обладает протяженной морской и сухопутной внешней границей. [3] Это даёт много преимуществ для инвестиционной деятельности и торговли. Однако, на сегодняшний день для таких соседей как Китай, Япония и Южная Корея Дальний Восток представляется лишь небольшим сырьевым придатком. Совокупный внутренний региональный продукт ДФО составляет всего 0,2 % от всего ВВП региона АТР. [8]

Торгово-инвестиционное сотрудничество Китая и России за минувшие двадцать лет получило стремительное развитие. К 2020 году руководителями стран поставлена задача увеличения китайских прямых инвестиций в экономику России, в частности большие объемы на Дальний Восток, учитывая его территориальную близость к Китаю и удаленность от европейских рынков, до 12 млрд долларов. [7]

Вопросы привлечения иностранных китайских инвестиций на российский Дальний Восток, развития российско-китайского торгово-инвестиционного сотрудничества и активизации инвестиционной деятельности региона рассматриваются в трудах многих российских ученых и исследователей, а также в трудах журналистов: Петрунина Ж. В., Борщ Л. М., Долженков А., Обухова Е., Савалей В. В. Тем не менее, трансформационные процессы, происходящие в инвестиционной деятельности экономики России, требуют своевременного и комплексного исследования, что делает выбранную тему актуальной.

Целью исследования является выявление проблем низкой инвестиционной активности Китая в экономику Дальнего Востока и определение основных направлений инвестиционного сотрудничества.

В основе исследования лежат данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства экономического развития.

Подтверждением того, что развитие Дальнего Востока для России имеет стратегически важное значение, служат следующие принятые меры: «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», создание Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, государственная программа «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», Федеральный Закон от 30 сентября 2013 года № 267-ФЗ, который вводит новые меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности на территориях Дальневосточного федерального округа с 1 января 2014 года.

Главное направление развития российского Дальнего Востока можно выделить в осуществлении крупных инвестиционных проектов инфраструктурного характера, которые в свою очередь нуждаются в масштабных инвестициях. [4] Понимая, что затраты на осуществление этих проектов достаточно велики, России необходимо привлекать иностранные вложения. В качестве реального инструмента комплексного развития экономики региона является установление торгово-инвестиционных отношений. На ближайшее время инвестиции Китая представляются наиболее реальными. Подтверждается это «Программой сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг». [1]

Рассмотрим законодательную основу для развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества, которая была принята большей частью в течении последних двадцати лет:

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  2. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов.
  3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Целью данного закона является привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику.
  5. Поступление китайских инвестиций может осуществляться в рамках соглашения о разделе продукции. Это регулируется Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашении о разделе продукции». Закон устанавливает правовые отношения для иностранных инвесторов в области недропользования: поиск, разведка и добыча минерального сырья на территории Российской Федерации.
  6. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
  7. Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» регулирует особый правовой режим осуществления инвестиционной деятельности.

Несмотря на территориальную близость, длительную историю экономического и внешнеторгового сотрудничества, объем поступающих на Дальний Восток из Китая ПИИ низкий. Для сравнения рассмотрим географическое движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в направлении Дальневосточного федерального округа.

Распределение ПИИ в Дальневосточный федеральный округ по странам, в млн долларов

Рис. 1. Прямые инвестиции в ДФО в разрезе основных стран-партнеров.

Источник: по данным ЦБ РФ

Из рис. 1 мы видим, что основная часть прямых иностранных инвестиций приходит из Бермудов и Кипра. Объяснением этого служит то, что эти страны являются офшорными. [3] То есть инвестирование производится преимущественно российскими организациями. Их руководителя, выведя активы за границу, реинвестируют часть из них в Россию для приобретения налоговых льгот. [3] Получается, что основная часть прямых иностранных инвестиций приходится на российских инвесторов. Остальные 6 % распределяют следующие страны: Соединенные Штаты Америки, Республика Корея, Китай и Япония. Прямые инвестиции Китая занимают 0,7 % в общей структуре ПИИ.

Рассмотрим факторы, оказывающие негативное влияние на приход ПИИ из Китая на Дальний Восток России:

  1. Несовершенство и нестабильность законодательства, непредсказуемость изменений законодательства и возможность неоднозначной трактовки ряда законов и подзаконных актов. [3] Как следствие, это потенциальный риск для инвесторов.
  2. Излишняя зарегулированность экономической деятельности в области лицензирования и работы таможенной службы. [3] Как следствие, это вызывает задержку, а в некоторых случаях отказ от проектов. Проекты, в которые уже вложены значительные средства до принятия изменений законодательства, впоследствии оказываются неприбыльными.
  3. Неразвитость инфраструктуры, слабо развита логистика, что затруднит поставки в центр России, неудовлетворительное состояние портов.
  4. Кадровые сложности. [3] Так как на Дальнем Востоке ощущается низкая плотность населения, то это приводит к нехватке трудовых ресурсов, а отток молодого и инициативного населения порождает проблему недостаточной квалификации оставшейся рабочей силы.
  5. Отсутствие емкого рынка. Китай обеспечивает свои рынки необходимыми товарами, однако на Дальнем Востоке такой рынок предстоит только создать, низкая плотность населения, значит как следствие отсутствие спроса на продукцию.
  6. Непредсказуемый рост тарифов естественных монополий, в частности стоимость электроэнергии.
  7. Сложности налогового администрирования. [3] Значительный шаг в решении этого вопроса был предпринят принятием Федерального закона № 267-ФЗ, подписанного 30 сентября 2013 года о налоговых льготах для инвестиционной деятельности на территориях Дальневосточного федерального округа. Однако проблемы в сфере налогообложения еще остаются актуальными.
  8. Языковой барьер и нехватка специалистов со знанием рынков.

Выделим главные направления инвестиционной деятельности КНР на Дальнем Востоке России:

  1. Деревообрабатывающая промышленность: обработка древесины и производство изделий из дерева, пиломатериалы. Китайские инвесторы планируют инвестировать подобные проекты в Хабаровском крае. [5] Для Китая заинтересованность в этих видах деятельности позволит сократить издержки с оплатой экспортных пошлин.
  2. Добыча металлических руд и нерудных полезных ископаемых.
  3. Создание предприятий по производству строительных материалов. Объясняется это тем, что согласно программам развития восточных регионов России, предусмотрено создание большого количества новых производств. Китай, инвестируя в этот вид деятельности, обеспечит необходимым сырьем.
  4. Сельское хозяйство и животноводство. «Агропромышленный кластер «Тай Юань», инвестирование составило 90 % проекта. Рассматриваются проекты с Артемовским и Арсеньевским молокозаводами, проекты по выращиванию риса в Ханкайском районе. [5]
  5. Комплексы по переработке и хранению рыбной и морской продукции. «Корпорация Прим Хуньчунь» планирует создать данный проект в рамках свободного порта. [5]
  6. Развитие нефтегазохимического комплекса на базе сырья с новых дальневосточных месторождений. Клинкерный завод и нефтеперерабатывающее предприятие в Амурской ТОР. [5]

Как мы видим, перевес китайских инвестиций происходит в сторону проектов с сырьевой направленностью в следствие отсутствия мощной промышленной базы Дальневосточного округа.

Для развития торгово-инвестиционного российско-китайского сотрудничества в 2012 году Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией (CIC) создан Российско-китайский инвестиционный фонд (РФПИ), целью которого является обеспечение высокой доходности инвесторам. [6] Инвестиционная деятельность РКИФа направлена на развитие двусторонних экономических, торговых и инвестиционных отношений между Россией и Китаем.

Внутренний рынок жмет

Сегодня взаимодействие инвесторов с региональными властями становится более эффективным и продуктивным. Безусловно, только положительно можно оценить создание территорий опережающего развития (ТОР) с льготным налоговым режимом и облегченным доступом к инфраструктуре. Это позитивно сказывается на показателях привлечения инвестиций в регион. В 2014 году на ДВФО пришлось 5,8% всех поступивших в Россию прямых иностранных инвестиций (ПИИ). При этом доля региона в объеме поступивших в Россию ПИИ имеет тенденцию к увеличению. В 2011 году она составляла всего 3,5%. Однако по сравнению с 2011 годом абсолютный объем поступивших ПИИ в регион сократился с 8,2 млрд долл. до 8 млрд долл. в 2014 году. Тем не менее сальдо ПИИ (разница между поступившими и изъятыми инвестициями) увеличилось до 4 млрд долл. против 0,95 млрд долл. в 2011 году. Но предстоит сделать еще очень многое, и говорить о развитии инвестиционного потенциала региона пока преждевременно.

В соответствии с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, разработанным Агентством стратегических инициатив (АСИ) и ведущими деловыми объединениями, инвестиционная привлекательность Дальнего Востока сейчас несколько слабее, чем других российских регионов. В то время как в Приморском крае, Камчатском крае, Якутии налицо значительный прогресс (например, Приморский край за один год переместился из группы аутсайдеров в группу привлекательных для инвестиций субъектов с относительно развитой регуляторной средой и институтами для бизнеса), инвестиционный климат в Амурской области крайне неудовлетворителен, а в Хабаровском крае, Сахалинской и Магаданской областях остаются нерешенными проблемы в ключевых для региона сферах: доступе к качественной инфраструктуре, развитии регуляторной среды и институтов для бизнеса. При этом нельзя не отметить явные успехи отдельных субъектов региона в ряде областей. Например, Камчатский край и Якутия значительно продвинулись по пути поддержки малого предпринимательства, что может способствовать решению проблемы нехватки рабочих мест и удовлетворенности населения.

У регионов Дальнего Востока, несмотря на сложности, есть огромный потенциал развития. Экономика региона будет ориентироваться в первую очередь на экспорт. Объем внутреннего рынка мал из-за низкой плотности населения и высоких логистических расходов. Но при этом выход на перспективные азиатские рынки, в первую очередь Китай, является важной задачей для российских производителей, желающих нарастить объемы продаж своей продукции. И Дальний Восток сегодня, безусловно, будет все чаще привлекать внимание инвесторов. Однако для поступательного развития региона необходимо принимать кардинальные меры во многих отраслях.

В первую очередь нужно развивать инфраструктуру — повышать пропускную способность железных дорог, которая в несколько раз меньше среднероссийской, модернизировать аэропорты (ведь авиаперевозки один из ключевых видов транспортного сообщения в регионе в связи с климатическими условиями и обширной географией), морские порты, в том числе строить в них таможенные терминалы, необходимые для обслуживания потенциального сбыта на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, развивать сеть автомобильных дорог (плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории Дальнего Востока более чем в 5 раз ниже, чем в среднем по России), мостовые переходы. Необходимо обеспечить стабильный доступ производителей к электроэнергии. Например, обогатительные комбинаты не могут существовать без значительных энергозатрат, что обуславливает перевозку сырья в другие регионы.

Помимо инфраструктуры важной составляющей любого инвестиционного проекта является наличие профессиональных кадров. Низкая плотность населения в субъектах ДВФО, которая сейчас составляет 1 чел./кв. км, усугубляется оттоком жителей. Конечно, создание рабочих мест с достойными условиями труда позволит несколько сократить темпы отъезда жителей региона. Однако ситуация определяется не только карьерными перспективами, но и условиями жизни в целом. Необходимы инвестиции в жилищное строительство, улучшение досуговой инфраструктуры. Большое значение как для населения, так и для предпринимателей будет иметь наличие образовательных учреждений (не только крупных вузов, но и колледжей), которые позволят получить перспективную специальность, востребованную непосредственно в регионе. Кроме того, желательно расширить практику различных «северных» надбавок, дополнительных социальных преференций, в том числе всевозможных жилищных и пенсионных программ, субсидирования отпусков. Подобные социальные нагрузки должны ложиться не только на плечи бизнесменов и региональных властей. Бюджеты субъектов Дальнего Востока пока просто не могут себе этого позволить. К повышению качества жизни в регионе должно быть приковано пристальное внимание и федеральных властей.

Для организации эффективного взаимодействия властей и бизнесменов требуются определенные усилия, в том числе образовательного характера. Важно, чтобы чиновники сами были заинтересованы в улучшении инвестиционного климата, понимали, что для этого требуется. Так, у Национального рейтинга есть специальные образовательные программы — в рамках проводящихся исследований формируются лучшие управленческие практики, а затем для региональных чиновников проводятся семинары, посвященные этим практикам. Все это позволяет выстроить систему, в ходе которой профильные региональные управленцы получают актуальную информацию о наиболее эффективных методах и технологиях по улучшению инвестиционного и делового климата регионов.

В планах руководства страны до 2020 года нарастить объем инвестиций в дальневосточную экономику более чем в 3 раза — до 12 млрд долл. Это вполне возможно. Создание ТОР, проведение Восточного экономического форума — это первые шаги. Предстоит сложная, но интересная работа, которая определит будущее не только Дальнего Востока, но и всей страны.

Источники: http://tass.ru/vef-2017/articles/4543304, http://moluch.ru/archive/130/36017/, http://rg.ru/2015/12/01/vostok.html

Комментировать
0
28 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев