Проект для привлечения инвестиций в регион

СОДЕРЖАНИЕ
0
13 просмотров
29 января 2019

Стратегия привлечения инвестиций в регион

Прохоров Андрей Юрьевич, аспирант факультета управления и психологии, кафедра отраслевой экономики, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Для развития любой экономической системы необходимо задействование привлеченных извне ресурсов, соответственно ставится ряд таких вопросов: «Как привлечь? Сколько? Откуда?». Актуальным также является вопрос о распределении привлеченных ресурсов, позволяющем сбалансировано развивать экономику региона в целом.

Управление региональной стратегией привлечения инвестициями осуществляется региональными органами власти. Соответственно акцент управления ставится не только на аккумулировании финансовых, материальных и не материальных активов как особой формы инвестиционных вложений, но и на процессе их распределения в целях достижения максимального эффекта, а соответственно повышения рентабельности вложений и отдачи от реализации проекта. Таким образом, особую роль приобретает вопрос поиска и оценки перспективных объектов инвестирования, так как неверно выбранный объект инвестирования по оптимистичному сценарию оборачивается состоянием безубыточности, а по пессимистичному – убытками и издержками, вызванными невозможностью реализовать альтернативный инвестиционный проект. И, как следствие, возникает прямая угроза реализации региональной стратегии привлечения инвестиций в целом.

Следовательно, начальный этап формирования стратегии привлечения инвестиций в регион предполагает выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут выступать сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д. Воздействие на них со стороны органов власти должно способствовать повышению уровня эффективности региональной инвестиционной деятельности. Согласно принципу измеримости, присущему стратегическим целям, возникает необходимость трансформирования целей в конкретные критерии управления.

Согласованность целей управления и управленческих факторов

К критериям управления инвестиционной стратегией региона можно отнести достижение положительной динамики следующих показателей:

1) темп роста привлекаемых инвестиций, как за счет собственных финансовых ресурсов, так и за счет прямых, портфельных и иных, в том числе и иностранных;

2) уровень капитализации приоритетных отраслей региональной экономики;

3) снижение финансового риска в регионе и, как следствие, повышение рейтинга инвестиционной привлекательности;

4) рост объема валового регионального продукта.

Данный перечень критериев не является исчерпывающим в силу возможности использования в качестве таковых ряда других показателей, производных и связанных с данными.

Инвестиционная стратегия должна учитывать, в первую очередь, инвестиционный потенциал региона и определяющие его факторы, такие, как ресурсно-сырьевой потенциал, финансовый, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный и др. Степень согласованности целей управления и управленческих факторов можно определить исходя из достигнутых показателей, таких как затраты, рентабельность, эффективность производства и др., позволяющие оценить уровень мобилизации вышеперечисленных факторов.

Учитывая множество и разнородность входящих в инвестиционный потенциал факторов, необходимо учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект, то есть возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют прямые и косвенные методы.

Методы управленческого воздействия

Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Из преимуществ прямых методов можно выделить оперативность, целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, но в то же время отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию, что в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.

К мерам директивного управленческого воздействия можно отнести:

1) нормативно-правовую базу, регламентирующую и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;

2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями исключительно благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;

3) разработку и реализацию региональных программ инвестирования;

4) определение общеобязательных требований достижения директивно установленных параметров хозяйственной деятельности к субъектам инвестиционной системы региона.

Косвенные методы управленческого воздействия являются более гибкими в силу отсутствия обязательно формализованного характера. В условиях рыночной экономики это позволяет более оптимально сбалансировать частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности (оборот оружия, наркотических и психотропных веществ), где отсутствие административных мер воздействия может пагубно сказаться на социально-экономическом состоянии региональной экономики, привести к образованию теневого сектора и резкому снижению инвестиционной привлекательности для «чистого» капитала.

Способы поддержки потенциальных инвесторов

Применение только какого-либо одного метода не позволит эффективно использовать ресурсный потенциал региона, что, в свою очередь, способно стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом и существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора, подразумеваемого рыночной экономикой, и защиту его интересов со стороны закона, что может быть реализовано лишь путем применения смешанного метода управленческого воздействия (прямого и косвенного воздействия).

С учетом специфики рыночной экономики возникает вопрос о возможности одновременного применения прямого и косвенного методов в рамках реализации экономического подхода развития региона, который, безусловно, будет включать в себя: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, антимонопольные, внешнеэкономические и прочие методы управления. В целях реализации стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:

1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления субсидий, субвенций, бюджетных гарантий;

2) в рамках налогового – рассмотреть возможность применения налогового кредита в качестве налоговой скидки на привлекаемые инвестиции, а также ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;

3) кредитно-денежного – страхование кредитов;

4) антимонопольного – противодействие монополизации рынка путем создания бизнес-инкубаторов, консультационных услуг, способствование развитию конкурентной среды;

5) внешнеэкономического – способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций;

6) прочие – страхование риска, поиск и развитие предпосылок привлечения средств инвесторов именно в данный регион.

Классификация инвесторов

Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно говорить о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона, тем не менее, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов необходимо выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В этих целях представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:

1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;

2) ТНК (транснациональные корпорации);

3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;

4) иностранные инвесторы;

5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса (венчурные фонды, бизнес-ангелы и др.).

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион с учетом вышеизложенного не может быть осуществлена без консолидации таких ресурсов управления как трудовые, финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные, что возможно только при условии их организационно-правового обеспечения, развитой методики, опирающейся достоверность и полноту информационного сопровождения.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Как привлечь в регион инвестора

В условиях падения доходов региональных бюджетов и экономического спада основной рецепт, прописанный местным властям – повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие малого и среднего бизнеса. Хотя против этого никто не возражает, далеко не всем регионам удается эти задачи решать успешно. Из 21 региона-участника пилотного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ лишь несколько стали лидерами, благодаря активному содействию в создании новых предприятий и поддержке действующих. Первые итоги национального рейтинга были представлены на Сочинском инвестиционном форуме.

Ульяновская область привлекает западный бизнес

По показателю «региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами» успешными признаны Ульяновская, Калужская, Костромская области и Алтайский край. В сущности ничего особенного в этих регионах для привлечения инвесторов не делали, попросту желали их найти. Основной метод: создание местной корпорации развития и сопровождение инвестпроектов на всех этапах: от подачи заявки до начала деятельности предприятия.

При заходе в регион предприниматель сталкивается с проблемой выбора производственной площадки. Как правило, он обращается в администрацию области, где в большинстве случаев тоже не знают о таких площадках. Чтобы их найти, надо звонить, ездить, смотреть – одним словом искать. Этим в том числе и занимаются те, кто хочет пополнить бюджет региона налогами.

Например, в Ульяновской области для этих целей создана корпорация развития. Здесь еще в 2005 году ввели статус приоритетного инвестиционного проекта, для которого полагаются льготы по налогу на прибыль, на имущество организаций, транспортному налогов. Сотрудники корпорации развития встречают инвестора и буквально водят его по кабинетам других чиновников. В каждом муниципальном районе выбраны территориальные точки развития, для которых подробно описаны инфраструктурные и социальные объекты. Сотрудники корпорации обходят площадки, звонят на предприятия в поисках пустующих цехов и территорий. Недавно создали инвестиционный офис в Германии, чтобы завлекать иностранных предпринимателей в Ульяновскую область.

В результате ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» в 2013 году привлекла в регион французскую компанию «Легран», которая вкладывает здесь в производство низковольтного коммутационного оборудования около 400 млн рублей. «Бриджстоун Корпорейшн» (Япония) создает производство автомобильных шин с планируемым объемом инвестиций в 12,5 млрд рублей. Мексиканская «Немак Юроп ГмбХ» будет производить в Ульяновской области комплектующие для автомобилей (инвестиции 2,2 млрд рублей). А германская «Хермле АГ» создает станкостроительный комплекс с объемом вложений 150 млн рублей. Добавьте к этому еще с десяток российских компаний, решивших открыть производства в Ульяновской области – это и будет история успеха корпорации развития.

«Мы поначалу сами пытались искать производственную площадку, но у нас не получилось. Обращение в корпорацию развития оставили на самый крайний случай, думая, что это формальная структура, — сообщил «Эксперт Online» Алексей Загуменников, генеральный директор ООО «Живая Вода Поволжье» (входит в ЗАО «Концерн Живая Вода). – Но мы удивились, когда они нам за неделю подобрали площадку. К тому же помогли сократить сроки получения технических условий на присоединение к энергосетям. Почти всю работу с энергетиками корпорация взяла на себя. У нас предприятия есть в Москве и Новосибирске, но нигде мы такой поддержки не получали».

«Живая Вода» создает производство инжекционно-выдувных бутылей объемом на базе местного завода «Стройпластмасс-СП». Планируемый объем инвестиций с учетом стоимости оборудования — более 100 млн рублей. Всего в 2013 году ульяновской корпорацией развития привлечены 15 новых крупных проектов с общим объемом инвестиций 17,5 млрд рублей, в результате которых ожидается создание порядка 3 тыс. рабочих мест. Для содействия реализации инвестиционных проектов сейчас в Ульяновске дополнительно создается проектная группа специалистов. Она будет решать все вопросы предпроектной подготовки, проблемы, возникающие на стадии строительства и ввода предприятия в эксплуатацию.

В Калужской области сделали ставку на кластеры

Калужская область в конце 90-х годов была почти полностью дотационным регионом с массой предприятий, работающих на пришедший тогда в упадок оборонный комплекс. Не имея экспортоориетированных полезных ископаемых, область сделала ставку на привлечение инвестиций. Здесь создали сначала государственное «Агентство регионального развития Калужской области», а в 2007 и ОАО «Корпорация развития Калужской области». Они работают по тому же принципу, что и ульяновская корпорация – сопровождают инвестпроекты на стадии реализации и после запуска производства. К каждому инвестиционному проекту прикрепляется куратор, который доступен инвестору 24 часа в сутки. Корпорация координирует органы власти и другие организации, вовлеченные в процесс прохождения различных процедур, как то получение разрешения на строительство, привлечение иностранной рабочей силы.

Сегодня выделено несколько приоритетных направлений для развития Калужской области. С целью диверсификации рисков для новых инвестиционных проектов готовятся специальные площадки: автомобильный кластер, фармацевтический кластер, сельскохозяйственный кластер.

В Калужской области внедрена единая база инвесторов и инвестиционных проектов для координации действий всех организаций ответственных за сопровождение инвестиционных проектов, развития инвестиционного климата в области.

«Как застройщик могу подтвердить, что получить разрешение на строительство в Калужской области стало проще, — пояснил «Эксперт Online» Владимир Кошелев, генеральный директор «Корпорация Кошелев». — Ранее, когда приходишь в регионе к чиновнику, в глазах была пустота в ответ на предложение построить дом. Сейчас же региональные власти активно содействуют строительству. И это важнее, чем формальное снижение сроков и числа согласовательных документов. Мы смогли увеличить и темпы строительства благодаря тому, что региональные власти выставляют на аукцион площадки с уже готовой инфраструктурой, а ресурсоснабжающие организации заставляют не тянуть с подключением к сетям».

В итоге с 2006 по 2013 годы от резидентов индустриальных парков в бюджеты всех уровней Калужской области поступило более 50 млрд рублей налоговых отчислений при затратах на развитие инфраструктуры по итогам на 2014 год в 11,9 млрд рублей. В прошлом году здесь заключили 24 соглашения с инвесторами, которые уже вложили в экономику региона более 54 млрд рублей, ожидается еще 39 млрд.

Инвестклимат зависит от гарантий

Ключевая проблема бизнеса – доступность кредитов. Малому бизнесу трудно получить заем в банке ввиду недостаточности или отсутствия залоговой базы. Для помощи им во многих регионах несколько лет назад были созданы гарантийные фонды. Они предоставляют гарантии при получении предприятиями в банках кредитов (около 50% от суммы займа). В случае непогашения кредита банк может рассчитывать на компенсацию из фонда. Но все они отличаются разной степенью активности. Если одни сидят и ждут, то другие вникают в каждый предпринимательский проект, выявляют его сильные и слабые стороны, чтобы было легче убедить банк выдать кредит и даже снизить кредитную ставку.

По показателю «государственные гарантии и государственные гарантийные фонды» лидерами национального рейтинга стали Калужская, Челябинская области, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Краснодарский и Приморский края.

Эффективным считается фонд, команда которого стремится снизить свои комиссионные (гарантия стоит денег), обеспечить возвратность кредита, договариться с банками о снижении процентной ставки и прочее.

Гарантийный фонд Республики Татарстан взаимодействует с 25 банками. Регулярные встречи с руководителями банков-партнеров для обмена информацией, постановки задач, решения операционных проблем – это и есть повседневная работа фонда. Гарантийные фонды формируются из федерального и регионального бюджетов, поэтому любой невозврат кредита и необходимость его компенсировать – это чрезвычайное происшествие.

«Мы первыми в стране ввели систему диверсифицированных вознаграждений предпринимателям для стимуляции снижения риска, — пояснил «Эксперт Online» Сергей Болотаев, директор НО «Гарантийный фонд Республики Татарстан. – То есть мы снижаем размер комиссионных в два раза в случае, если риски по проекту минимизируются. Федеральное агентство кредитных гарантий еще только разрабатывает такую систему, у нас она давно внедрена. Мы так же организовали возможность наших клиентов участвовать в конкурсах на получение госзаказа. Это высокая гарантия возвратности, к тому же стимулирует предприятия брать кредиты, увеличивать свои обороты. В целом мы планируем выйти на уровень кредитов в 1,45 млрд рублей».

Гарантийный фонд Татарстана в прошлом году выдал 76 поручительств на общую сумму кредитов в 540 млн рублей при полном отсутствие просроченной задолженности.

Гарантийный фонд Приморского края организован как бизнес-проект, поэтому его целевые показатели растут. Они предполагают рост суммарного объема выданных поручительств выше, чем это установлено на федеральном уровне. Фонд борется за узнаваемость среди представителей бизнеса и конечно за их интересы с банками.

«Мы изначально стали смотреть на фонд как на коммерческий проект, а не госструктура, — пояснил «Эксперт Online» Николай Дубинин, директор департамента экономики и стратегического развития Приморского края. — Запустили рекламу, чтобы привлечь как можно больше предпринимателей. Но главное – это работа с банками. Если их руководители еще заинтересованы в работе с нами, то менеджерам среднего звена все безразлично. Поэтому мы проводим с их сотрудниками семинары, убеждаем смягчать условия предпринимателям».

Следующий этап развития гарантийного фонда Приморья — предоставление поручительств под банковские таможенные гарантии, выдача поручительств для участия в тендерах.

Кредитовать, чтобы развивать

Все же кредиты коммерческих банков дороги для малого бизнеса (ставки 12-15% годовых и выше). Чтобы начать дело и развивать его, предприниматели могут пользоваться кредитами региональных фондов развития малого и среднего бизнеса. Лидерами показателя «финансовая поддержка малого предпринимательства» национального рейтинга стали Ставропольский край, Республика Саха (Якутия), Ульяновская, Томская, Челябинская области, Приморский край.

При составлении рейтинга оценивалось использование разных институтов поддержки бизнеса. В лидеры выбились те, кто не только выдает кредиты из собственных средств (формируются из федерального и регионального бюджетов), но и вовлекает в кредитование банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы. Баллы добавлялись за наличие широкой филиальной сети, работы в муниципалитетах, формирование широкой линейки финансовых услуг, минимальные сроки рассмотрения заявки.

В этой части примечателен опыт Фонда развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), который был создан в 2005 году. Он кредитует бизнес исходя из региональных приоритетов и по сути стимулирует открытие новых предприятий в кластерах, сосредоточенных в основном в зонах наличия природных ресурсов (алмазы, золото, нефть, газ).

Например, для производственных предприятий ставка составит всего 6 %, предприятий сферы услуг — 7 %. Под микрофинансирование привлекаются также средства институтов развития и их дочерних структур («МСП Банк»). Кредиты, выданные за счет привлечения таких средств, выдаются под 15 % годовых на срок до трех лет.

Якутский фонд в отличие от многих других не просто кредитует бизнес, но и стимулирует муниципалитеты к развитию предпринимательства. Ежегодно разрабатывают совместные планы по развитию малого предпринимательства в муниципалитете с постановкой конкретных целей (например, количество созданных рабочих мест). Фонд проводит ежегодный анализ выполнения планов — обычно они выполняются на 30–70 %. В случае невыполнения планов на следующий год урезается объем финансовой поддержки муниципалитету со стороны региона. В 2013 году фонд заключил 57 договоров поручительств на общую сумму 348 млн рублей и выдал 523 млн рублей кредитов.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ составлен для того, чтобы систематизировать лучшие практики и тиражировать их в отстающих регионах.

«Изначально мы проводили интервью предпринимателей регионах-лидерах стараясь понять, в чем именно заключается успешный опыт. Старались найти так называемые типовые решения, — говорит руководитель одной из экспертных групп национального рейтинга Александр Хуруджи. — Также важно было понять насколько лучшая практика масштабируется, насколько она применима в других регионах. Только после того, как мы находили ответ на вышеобозначенные вопросы по отношению к каждой лучшей практике, она включалась в сборник лучших практик».

Как пояснили в АСИ, в ближайшее время экспертные группы будут проводить семинары с региональными министрами. Предприниматели будут по сути обучать чиновников, как правильно работать на развитие бизнеса в регионе. Опираться они при этом будут как раз на лучшие практики национального рейтинга.

Читайте последние новости России на сегодня, 24 сентября 2014 года, на страницах Эксперт Online, и в социальных сетях ВКонтакте, Твиттер и в Одноклассниках

В поисках новых решений: как привлечь инвестиции в «проблемные» регионы

руководитель проекта «Рейтинги регионов России» НРА, научный сотрудник экономического факультета МГУ

Многим губернаторам, назначенным и избранным в последние полтора года, достались регионы с низкой инвестиционной привлекательностью. Для исправления ситуации новым управленцам придется полностью пересмотреть подход к привлечению инвесторов.

Хронические аутсайдеры

Качество инвестиционного климата в регионах России сильно варьируется. Эти различия отражаются в ежегодно обновляемых рейтингах инвестиционной привлекательности регионов. В России таких рейтингов сразу три: рейтинги инвестиционной привлекательности регионов «Национального рейтингового агентства» (НРА) и «Эксперт РА», а также рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ «Агентства стратегических инициатив» (АСИ).

В основе трех упомянутых рейтингов – совершенно разные методики и разные наборы показателей. Несмотря на это, списки аутсайдеров трех рейтингов удивительно похожи. В числе регионов, чья инвестиционная привлекательность оценивается невысоко, во всех рейтингах из года в год оказываются республики Северного Кавказа, Тыва и Калмыкия, а также некоторые другие «проблемные» регионы из разных частей страны.

Например, в свежем рейтинге инвестиционной привлекательности НРА к группе регионов с самой низкой инвестиционной привлекательностью (имеющей буквенное обозначение IC9) отнесены сразу 12 регионов: Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Забайкальский край, Ивановская и Курганская области. Согласно данным Росстата за первое полугодие 2018 года, на долю этой дюжины регионов приходится около 2,5% от общероссийского объема инвестиций в основной капитал – столько же инвестиций зафиксировано в Ленинградской области, являющейся одним из лидеров рейтинга.

Кадровый вопрос

Системные проблемы с региональной экономикой и инвестициями учитываются федеральным центром при принятии кадровых решений. В 2017-2018 годах в шести из двенадцати регионов группы IC9 (в Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Дагестане, Забайкалье, Ивановской и Курганской областях) произошла смена глав.

Логично предположить, что привлечение инвесторов станет одной из ключевых задач для новых руководителей этих регионов. Решить эту задачу будет сложно. Низкая инвестиционная привлекательность этих регионов связана не с плохими управленческими способностями предыдущих губернаторов или их негативным имиджем. Инвестиции не приходят в эти регионы в силу хронических институциональных, инфраструктурных и социальных проблем. У этих проблем глубокие исторические корни, и справиться с ними за один политический цикл не представляется возможным.

Едва ли поможет исправить ситуацию и внедрение «Регионального инвестиционного стандарта», представляющего собой попытку повсеместно внедрить опыт привлечения инвестиций успешных регионов. Но в условиях сильной конкуренции за инвесторов опытные регионы будут выигрывать за счет преимуществ, выходящих за рамки «стандартного минимума».

Универсальных решений для привлечения инвесторов не существует. Каждому из новых региональных руководителей придется задействовать по максимуму задействовать преимущества своего региона и пытаться что-то сделать с недостатками.

Бороться и искать

Больше всего стартовых возможностей для привлечения инвесторов – у новых глав Ивановской области и Марий Эл. Эти два региона удачно расположены в европейской части России, вблизи крупных мегаполисов и основных транспортных потоков. Однако географическое положение этих регионов не только является их ключевым преимуществом, но и создает риски. Связаны эти риски прежде всего с тем, что регионам приходится конкурировать в борьбе за инвесторов с очень сильными соседями (Ивановской области – с Московской и Ярославской областями, а Марий Эл – с Татарстаном).

Выиграть в этой борьбе можно только за счет готовности глав регионов находить и удерживать потенциальных инвесторов. Личные гарантии и «ручной режим» сопровождения инвестиционных проектов – не лучшее решение в долгосрочной перспективе, однако в краткосрочной перспективе такой подход оказывается единственным способом компенсировать слабость институтов и отсутствие отлаженной системы поддержки инвесторов.

Новый губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, по всей видимости, понимает важность борьбы за инвесторов. На инвестиционном портале региона регулярно появляются новости о встрече регионального руководства с потенциальными зарубежными и российскими инвесторами. Эти встречи не всегда дают конкретный результат, однако кейсы позитивных результатов активности ивановского руководства уже есть. Например, руководству Ивановской области удалось приземлить в регионе проект животноводческого комплекса компании «Дымов». Ранее этот проект планировался к реализации в соседней Владимирской области, однако там забуксовал из-за конфликтов с местными жителями и неспособности руководства региона решить эти конфликты.

В Марий Эл ситуация развивается иначе: новое руководство региона пока за инвесторов не борется, зато глава республики Александр Евстифеев предлагает искать инвесторов руководителям предприятий, расположенных на территории региона. Такой подход не может быть решением проблем: инвесторам интереснее площадки в индустриальных парках и особых экономических зонах (таких в Марий Эл нет), а не старые предприятия с изношенными основными фондами.

Начать с малого

Главный фактор, мешающий привлечению инвестиций в Дагестан и Кабардино-Балкарию – это устойчивый имидж небезопасных регионов. Обе республики по-прежнему входят в тройку лидеров по количеству зарегистрированных преступлений террористической направленности, а в лентах новостей практически ежемесячно появляются сообщения о ликвидации боевиков и иных криминальных активностях.

В условиях, когда не приходится ждать прихода крупных внешних инвесторов, помочь может мобилизация внутренних ресурсов регионов. Власти северокавказских регионов могут сделать ставку на стимулирование инвестиционной активности малого и среднего бизнеса. Прямой эффект от этих мер может показаться незначительным: вряд ли даже сотня малых предприятий сравнится по объемам инвестиций с одним инвестиционным проектом крупного бизнеса. Однако не следует забывать о косвенном эффекте: международные исследования показывают, что развитие малого и среднего бизнеса оказывает положительное влияние на приток прямых иностранных инвестиций. Серьезные иностранные инвесторы воспринимают развитие малого предпринимательства в качестве индикатора «здоровья» экономики региона и учитывают этот фактор при принятии инвестиционных решений.

Стать ближе к Азии

Ситуация в Курганской области и Забайкальском крае кажется самой неоднозначной: с одной стороны, у этих регионов нет проблем с репутацией, с другой стороны – нет и очевидных преимуществ. Впрочем, одно преимущество все-такие есть: оба региона расположены в приграничной зоне, при этом близость Забайкальского края к Китаю создает объективно больше возможностей для привлечения иностранных инвестиций, чем близость Курганской области к Казахстану.

Для привлечения азиатских инвесторов регионам придется встраиваться в трансграничные экономические потоки, для чего необходимо активно развивать инфраструктуру и вступать в диалог с инвесторами. Регионам придется ярко заявить о себе: по всей видимости, необычное название инвестиционного портала Курганской области – как раз шаг в правильном направлении.

Источники: http://creativeconomy.ru/lib/7709, http://expert.ru/2014/09/23/kak-investora-privlech-v-region/, http://www.finversia.ru/publication/experts/v-poiskakh-novykh-reshenii-kak-privlech-investitsii-v-problemnye-regiony-48831

Комментировать
0
13 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно