Прямые иностранные инвестиции китая в россию

СОДЕРЖАНИЕ
0
132 просмотров
29 января 2019

Прямые иностранные инвестиции китая в россию

Прямые иностранные инвестиции в Китай

Важной составной частью политики внешней открытости Китая является привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, которые рассматриваются в качестве достаточно эффективного способа получения зарубежных финансовых средств, технологий, новых форм и методов управления. Если на начальных этапах провозглашенного тридцать лет назад курса на модернизацию и реформы, иностранные капиталовложения имели для КНР вспомогательное значение и использовались в экспериментальном порядке, то к настоящему времени их роль существенно возросла. Деятельность предприятий с участием иностранного капитала способствует поддержанию высокой экономической динамики КНР, техническому обновлению промышленности, созданию рабочих мест, развитию экспортной базы страны и повышению размера налоговых поступлений в государственный бюджет.

Наиболее заметную роль иностранный капитал сыграл в развитии внешней торговли Китая. Причем эта роль имела два аспекта: количественный и качественный. По мере роста масштабов привлечения прямых иностранных инвестиций происходило не только увеличение объемов торговли, но и совершенствование отраслевой структуры экспорта Китая. Общий объем внешней торговли Китая увеличился с 20,6 млрд. $. в 1978 году до 2,3 трлн. $. в 2008 году, т.е. более чем в сто раз. Среднегодовые темпы роста составили 17,4%. При этом на долю предприятий с иностранным капиталом в последние годы приходится свыше 50% общего размера товарооборота КНР. Несмотря на существенное сокращение в условиях мирового финансового кризиса размеров китайской внешней торговли, за одиннадцать месяцев 2009 года экспорт и импорт предприятий с участием иностранного капитала составил внушительную цифру в 1,09 трлн долл.

Отраслевая структура китайского экспорта за годы реформ характеризуется резким сокращением доли сырьевых товаров и увеличением современной промышленной продукции, в том числе высокотехнологичных изделий. Причем на долю предприятий с иностранным участием приходится свыше 85% экспорта такого рода изделий.

Предприятия с иностранным капиталом занимают значительные позиции в китайской промышленности. В 2008 году на них было произведено продукции более чем 12,5 трлн. юаней, или около 30% общего объема добавленной стоимости промышленности. Такая ситуация объясняется тем, что иностранный капитал изначально направлялся преимущественно в обрабатывающую промышленность. Хотя после вступления страны в ВТО отраслевая структура вложений иностранных компаний в Китае существенно расширилась, приоритеты китайского правительства во многом сохраняются. Поэтому доля обрабатывающей промышленности в общих объемах реально используемых иностранных инвестиций составляет в отдельные годы 65-70%. Например, в 2007 году из 74,8 млрд. $ реально вложенных в экономику Китая прямых иностранных инвестиций, 40,9 млрд. $ пришлось на долю промышленности.

Если в первые годы проведения «открытой» внешнеэкономической политики иностранные капиталовложения направлялись, в основном, в предприятия, производившие трудоемкие экспортные товары (как текстиль, обувь, одежда и др.), то к настоящему времени значительно возрос удельный вес высокотехнологичной продукции. К концу 2000-х годов 490 из 500 крупнейших ТНК мира сделали инвестиции в Китае и создали там около 1200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров, что способствует техническому развитию местных предприятий. Особенно важно, что все это способствует становлению национальной инновационной системы Китая. Курс на строительство инновационной экономики провозглашен на последнем XVII съезде КПК (октябрь 2007 года), где подчеркнуто, что на основе современных достижений науки и техники необходимо идти «китайским самобытным путем самостоятельных инноваций», под которым понимается разработка собственных технических, технологических и управленческих нововведений, способных придать новое качество развитию Китая. Руководством КНР заявлено, что к 2020 году Китай должен стать инновационной страной. Совершенно очевидно, что выполнить поставленные цели возможно лишь при сбалансированном подходе к использованию внутренних и внешних факторов развития, в том числе и за счет использования иностранных инвестиций.

Особо следует отметить то значение, которое прямые иностранные инвестиции в последнее десятилетие стали иметь для решения проблемы занятости в такой многонаселенной стране как Китай. Правительство КНР традиционно уделяет повышенное внимание вопросам трудоустройства населения, что связано как с необходимостью поиска работы для вступающей в трудоспособный возраст молодежи, так и для огромной массы крестьянского населения, покидающего деревню. Большое значение в этом отношении придается предприятиям с иностранным участием, и вопросы о найме местного персонала особо оговариваются в каждом отдельном случае. В 1985 году на предприятиях с иностранным участием было занято около 60 тыс. человек. В началу 2008 года общая численность китайцев, работающих на этих предприятиях, составила 42,1 млн человек, т.е. выросла более чем в 700 раз. С точки зрения интересов иностранных компаний, наличие в крупных размерах дешевой и трудолюбивой рабочей силы является одним из основных факторов инвестиционной привлекательности Китая. В настоящее время проблема занятости осложняется глобальным финансовым кризисом, причем наибольший ущерб рабочим местам наносит падение спроса на китайскую экспортную продукцию на рынках ведущих развитых стран. Это имеет следствием сокращение рабочих мест на большом количестве предприятий, работающих на внешний рынок. В сложившихся условиях многие предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, начинают переориентироваться на внутренний китайский рынок, чему способствуют меры китайского правительства, направленные на стимулирование платежеспособного спроса предприятий и населения.

Согласно принятой в Китае классификации под термином «прямые иностранные инвестиции» понимаются совместные предприятия с участием китайского и иностранного капитала в паевой (акционерной) и контрактной (договорной) формах, чисто иностранные предприятия, совместные проекты по разведке и разработке природных ресурсов, поручительская переработка сырья и сборка готовой продукции, компенсационные сделки, различные формы.

Согласно официальным данным, общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций с 1979 года по конец 2009 года составила около 900 млрд. долларов. Однако, по мнению известного российского китаеведа Я.М. Бергера, доверять этим данным не следует. Опираясь на зарубежные аналитические исследования, он приходит к выводу, что эти данные завышены почти в три раза. Причем, по его мнению, даже цифры в 360 млрд. $ также могут быть неточны, т.к. существует проблема «ложных иностранных инвесторов», т.е. китайских предпринимателей, использующих регистрацию в оффшорах для получения привилегий, полагающихся иностранцам на территории КНР. Такую практику используют и государственные организации Китая в своих целях. Все это приводит к серьезному искажению реальных показателей. Вместе с тем Китай действительно является одним из крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций, занимая в отдельные годы по этому показателю второе место после США. В период 2000-х годов на долю Китая приходилось, в среднем, 6-7% мирового притока прямых иностранных инвестиций, что превышало показатели большинства европейских стран.

Важно отметить, что на начальном этапе развития мирового экономического кризиса в 2008 году динамика притока прямых иностранных инвестиций в экономку Китая оставалась высокой, даже превысив показатели предыдущего 2007 года. Что в цифрах равнялось 83521 млн. $ в 2007 г. и 108311,9 млн. $ в 2008 г. (см. Рис. 2.2.1)

Однако в следующем году ситуация изменилась и за одиннадцать месяцев 2009 году объем иностранных вложений сократился более чем на 11%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В целях стимулирования притока иностранного капитала власти КНР предпринимают меры, направленные на снижение налоговых нагрузок на совместные предприятия, в том числе такие, как возобновление налоговых скидок на экспорт по довольно широкой номенклатуре товаров.

Рис. 2.2.1 Приток и отток ПИИ в Китай (1990-2009 гг.)

Среди наиболее развитых стран основными инвесторами в китайскую экономику являются США и Япония. Китайские руководители постоянно подчеркивают заинтересованность в развитии с ними инвестиционного сотрудничества, поскольку именно эти страны являются носителями наиболее современных технологий, управленческого опыта и крупнейшими финансовыми центрами мира. В отличие от стран ЕС, США и Япония входят в состав Азиатско-тихоокеанского региона, что географически представляет собой существенное преимущество в плане развития экономических отношений с Китаем. К настоящему времени на территории Китая разместили свои производства такие крупные корпорации США, как General Motors, Westinghouse electric, IBM, Sykorsky, Hewlett-Packard и др. Одновременно целый ряд известных японских и европейских промышленных компаний наладил производство продукции на территории КНР. Относительно низкие объемы инвестиций со стороны развитых стран, сопоставимые с инвестициями Тайваня и Сингапура объясняются как экономическими, так и политическими причинами.

К политическим причинам следует отнести нежелание правительств ведущих стран стимулировать масштабный вывоз капитала в КНР, помогая тем самым укрепляться мощной державе, претендующей на ведущие роли в мировой политике. Вместе с тем процессы глобализации мировой экономики, конкретные коммерческие интересы ведущих американских, японских и европейских ТНК объективно ведут к расширению экономической кооперации с Китаем. Кроме этого, крупномасштабные инвестиционные проекты в Китае требуют выработки продуманной инвестиционной стратегии. Инвесторы из Гонконга и Тайваня несут меньшие риски, поскольку вкладывают относительно небольшие средства (средний проект -1,5 млн. $) в экспортоориентированные производства с быстрым периодом окупаемости вложенных средств. Западные ТНК стремятся равномерно распределить свои филиалы по всему миру, в том числе в Восточной Азии, чтобы избежать зависимости от одной страны. При этом создание крупных инвестиционных проектов в КНР всегда осуществляется при обязательном условии участия в проекте китайской правительственной организации. [14]

Российско-китайские инвестиции

На сегодняшний день активизация инвестиционного взаимодействия является одним из приоритетов развития российско-китайского стратегического партнёрства. И хотя масштабы взаимных инвестиций пока значительно отстают от объемов двусторонней торговли, сферы инвестиционного сотрудничества постоянно расширяются. Традиционное сотрудничество в сфере энергетики, сырья, лесного хозяйства дополняется проектами в сфере инфраструктуры, высоких технологий, производства оборудования, сельского хозяйства и т.д. Так, согласно данным Минкоммерции КНР, на конец 2015 года объем накопленных прямых российских инвестиций в Китае составил 946,9 млн. долл., объем накопленных прямых китайских инвестиций в России – 8 940,0 млн. долл.

Реализуются крупные совместные инвестиционные проекты: лидеры двух стран 25 июня 2016 г. в Пекине договорились согласовать строительство высокоскоростной магистрали /ВСМ/ Москва-Казань до конца этого года. Магистраль, согласно соглашению Китайской железнодорожной корпорации и РЖД о стратегическом сотрудничестве, станет частью высокоскоростного транспортного коридора Пекин-Москва. Кроме того, в пакет документов входят соглашения о начале выборки средств от двух китайских банков для строительства завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ», о создании на территории КНР подземных газовых хранилищ и объектов газовой генерации, о создании совместного предприятия по программе производства дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета, о сотрудничестве в создании гражданского тяжелого вертолета и др. Стремительно развивается сотрудничество в таких новых формах экономики, как трансграничная электронная торговля /ТЭТ/.

Вместе с тем, в 2015 году в русле общих негативных тенденций в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве снизился и объем инвестиционного взаимодействия. Объем поступивших в Россию за 2015 год китайских инвестиций снизился на 1/3 до 560 млн. долл.; в экономику Китая поступило 13,12 млн. долл. прямых российских инвестиций (-68,0%). Тем не менее ни политические деятели, ни экономисты, ни ученые двух стран не видят в этом снижения уровня двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Согласно Совместному заявлению, подписанному 25 июня 2016 г. лидерами двух стран в Пекине, стороны должны создать необходимые условия для доведения двустороннего товарооборота до 200 млрд долларов к 2020 году и расширить масштабы взаимного финансирования.

Основными целями развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества являются:

  1. Содействие инвестиционным проектам производства продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на реализацию в Китае, России и на рынках третьих стран, в тех отраслях российской и китайской экономик, которые обладают высокой взаимодополняемостью за счет взаимной компенсации недостатка в отдельных ресурсах, технологиях и возможностях Сторон.
  2. Создание на территории Российской Федерации перерабатывающих производств, углубляющих степень переработки российских сырьевых товаров.
  3. Восполнение недостатков и отсутствующих в производственных цепочках российских и китайских предприятий, для повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.
  4. Развитие инвестиций в инфраструктурные проекты, способствующие ускорению социально-экономического развития двух стран.
  5. Создание новых рабочих мест для местного населения, обеспечивающих повышение квалификации и получение новых профессиональных навыков.

Основными принципами развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества являются:

  1. Обеспечение на базе равноправного сотрудничества и обоюдной выгоды, максимальной открытости инвестиционных рынков для каждой из Сторон на основе соблюдения соответствующих актов законодательства России и Китая, Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 9 ноября 2006 года, иных международных правовых актах, участниками которых являются Стороны.
  2. Обеспечение транспарентности законодательства, институциональной среды и инвестиционных возможностей для российских и китайских инвесторов.
  3. Снижение административных барьеров по отношению к российским инвесторам в Китае и китайским инвесторам в России.

В настоящее время ведётся работа по по содействию российско-китайскому инвестиционному сотрудничеству с использованием механизмов Российско-Китайских инвестиционных форумов и Постоянной Рабочей Группы по инвестиционному сотрудничеству Российско-китайской Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в том числе:

  1. Конструктивное изучение инвестиционных предложений Правительств и предприятий Сторон.
  2. Регулярный информационный обмен и обсуждение инвестиционной политики Сторон конкретных инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным направлениям и стандартам двустороннего инвестиционного сотрудничества с целенаправленным содействием реализации указанных проектов.
  3. Активное содействие осуществлению правительственными органами Сторон эффективных мер по реализации основных проектов российско-китайского инвестиционного сотрудничества.
  4. Поощрение углубленного изучения рынков и инвестиционного климата Сторон законными посредническими организациями с целью оказания консультационных услуг китайским компаниям в России и российским предприятиям в Китае, а также в профессиональной подготовке юристов и кадров в сфере русско-китайского перевода и торговли.

Предоставление разрешений на работу российским и китайским сотрудникам для реализации инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с требованиями действующих законодательств Сторон. Приоритетными сферами китайских инвестиций в Россию считаются проекты, связанные с производством продукции с высокой степень переработки, постепенным углублением производственных цепочек для повышения конкурентоспособности на международных рынках, а также поддерживают и активно содействуют развитию китайской стороной инвестиционного сотрудничества в России по следующим приоритетным направлениям. Актуальную информацию о каждой сфере инвестиционного сотрудничества двух стран Вы найдёте в соответствующем разделе.

Российско-китайское инвестиционное сотрудничество развивается стремительными темпами. В данном разделе вы найдёте последние события и самую актуальную информацию в сфере двусторонних экономических проектов от новостей регионального уровня до мероприятий мирового масштаба.

Материалы раздела помогут вам найти инвесторов и партнеров из Китая и подготовить проект, наладить контакты с китайскими кредитными, торговыми, производственными организациями и принять участие в специализированных выставках и форумах.

Исторические аспекты формирования инвестиционного климата двух стран, этапы их развития и текущие требования инвестиционной политики рассматриваются в разделе с позиций выявления схожих и уникальных характеристик в экономике России и Китая.

Эксперты компании IPT Group представили исследование инвестиционной активности Китая в России. Объем китайских инвестиций за рубеж составляет более $ 116 млрд в год.

В середине 2014 г. в связи с геополитическими и экономическими событиями в России сильно вырос интерес к Китаю как к стратегическому партнеру. В ходе многочисленных встреч российских и китайских делегаций был заключен целый ряд громких стратегических соглашений о сотрудничестве на межправительственном, межведомственном и корпоративном уровнях.

Темпы роста объема инвестиций в основные активы (за исключением сельского хозяйства) в КНР в январе-июле 2016 года замедлились до 8,1%.

Энергетическое сотрудничество России и Китая является одним из приоритетных направлений внешней энергетической политики России. Это выгодно как Китаю, так и России, поскольку китайская сторона нуждается в стабильных поставках ресурсов с перспективой постоянного увеличения объема, а российская сторона получает новый, весьма перспективный, рынок.

Китайский бизнес уверенно заходит на территорию России, а основными на данный момент точками соприкосновения в рамках формата «Волга-Янцзы» являются сельское хозяйство, медицина и строительство цементных заводов.

Китайские инвестиции присутствуют в ключевых отраслях российской экономики и количество инвестиционных проектов продолжает расти. Из данного раздела вы узнаете, в каких отраслях экономики инвестиционное партнерство идёт наиболее интенсивно.

Китайские инвесторы обходят Россию стороной

Китай видит много привлекательного в российской экономике, но не хочет подставляться под вторичные санкции США

Банк России опубликовал данные об экспорте и импорте капитала Российской Федерацией за второй квартал и по итогам первого полугодия 2018 года.


Фото с сайта fondsk.ru

Статистика интересная. Она отражает некоторые новые процессы в условиях ужесточения экономических санкций против России и общего обострения противоречий в мировой экономике и международных финансах.

После финансового кризиса 2007-2009 гг. приток иностранного капитала в виде прямых инвестиций в Россию стал нарастать. В 2012 году он составил 50,59 млрд. долл., в 2013 году уже достиг 69,22 млрд. долл. В Москве стали говорить, что не за горами момент, когда годовой приток прямых инвестиций в Россию подойдёт к 100 млрд. долл.

Однако по итогам 2014 года приток инвестиций упал до 22,03 млрд. долл., а в 2015 году достиг беспрецедентно низкого уровня в 6,85 млрд. долл.

Далее объёмы притока капитала выглядели следующим образом (млрд. долл.): 2016 г. – 32,54; 2017 г. – 28,56. По итогам первого полугодия 2018 г. приток прямых инвестиций составил 10,22 млрд. долл.; при этом по итогам первого квартала – 7,64; по итогам второго квартала – 2,58 млрд. долл. Экономические санкции Запада дают о себе знать.

А вот статистика накопленных прямых инвестиций (на начало года, млрд. долл.): 2010 г. – 377,45; 2014 г. – 565,65; 2015 г. – 371,49; 2016 г. – 347,69; 2017 г. – 477,67; 2018 г. – 529,64. На конец первого квартала 2018 года показатель был равен 556,08; на конец второго квартала – 526,08 млрд. долл. Итак, максимальный объём накопленных прямых иностранных инвестиций был зафиксирован в начале 2014 года.

Затем в результате экономических санкций показатель в 2014 и 2015 гг. начал сильно падать, что отражало бегство иностранных инвесторов из России. В 2016-2017 гг. началось восстановление позиций иностранных инвесторов в России, которое продолжалось и в первом квартале текущего года.

Однако во втором квартале опять началось бегство иностранного капитала (часть так называемого иностранного капитала – инвестиции, приходящие в Россию из офшорных юрисдикций и имеющие российское происхождение). Это бегство – результат заметного ужесточения администрацией Трампа санкционного режима в отношении России в начале 2018 года.

Ряд российских чиновников утверждали, что потери иностранных инвестиций с Запада можно компенсировать за счет Китая, обладающего мощным инвестиционным потенциалом. В 2002 г. вывоз прямых инвестиций КНР составил 2,7 млрд долл., в 2012 г. — 87,8 млрд, в 2014 г. — 116 млрд.

Доля КНР за 2002—2014 гг. в общемировом объеме прямых инвестиций возросла с 0,6 до 8,6 %. Согласно последним данным ЮНКТАД, в 2017 году Китай экспортировал прямых инвестиций на сумму 124,6 млрд. долл. По этому показателю Китай занял третье место после США (342,3 млрд. долл.) и Японии (160,4 млрд. долл.). Есть и более высокие оценки. Так, в аналитическом обзоре China. ODI from the Middle Kingdom: What’s next after the big turnaround? экспорт капитала в виде прямых инвестиций из Китая в 2017 году был оценен в 170 млрд. долларов.

В российских СМИ было много очень сообщений о том, что Россия ведёт переговоры с КНР по привлечению китайских инвестиций в российскую экономику, что Китай начнёт в России строительство и эксплуатацию высокоскоростной железной магистрали Пекин – Москва – Берлин, что китайская корпорация CEFC приобретёт часть акций Роснефти…

Несколько лет Минфин России вел переговоры о размещении российских государственных облигаций, номинированных в юанях, на китайском финансовом рынке. Создавалось впечатление, что китайский капитал уже работает в российской экономике. Кто-то даже стал опасаться, что китайские инвесторы скупят российскую экономику.

Однако знакомство со статистикой Банка России даёт совершенно другую картину. Импорт капитала в Россию из Китая составил (млрд. долл.): 2016 г. – 0,35; 2017 г. – 0,14; первая половина 2018 г. – 0,10.

Получается, что доля Китая в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Россию составила (%): 2016 г. – 1,1; 2017 г. – 0,5; первая половина 2018 г. – 1,0. Как-то маловато для страны, которую называют «стратегическим партнёром» России.

Кажется, проект «Евразия» (строительство высокоскоростной железной дороги) был окончательно отклонён якобы по причине недостаточной рентабельности. Покупка акций Роснефти китайским инвестором также не состоялась. Получение Россией займа в юанях (путём размещения государственных облигаций) остаётся под большим вопросом.

В общем, инвестиционное сотрудничество России и КНР остаётся на бумаге. В указываемых Банком России данных (первое полугодие 2018 года) прямых инвестиций России в Китай практически не было.

Даже в США, которые объявили России экономические санкции, российская сторона умудрилась с начала 2016-го по середину 2018 года экспортировать 1,31 млрд. долл. За этот же период времени из России было экспортировано 1,44 млрд. долл. в Великобританию, которая денно и нощно грозит Москве всевозможными расследованиями и наказаниями.

А вот в Китай было вывезено всего несколько символических миллионов долларов. Азиатский сосед не спешит раскрывать двери российским инвесторам.

Дополню картину статистикой накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику по отдельным странам по состоянию на середину 2018 года (в млрд. долл.; в скобках – доля страны в общем объеме ПИИ в %):

Кипр – 148,33 (28,1)
Нидерланды – 41,51 (7,9)
Багамы – 33,63 (6,4)
Бермуды – 30,37 (5,8)

Франция – 19,95 (3,8)
Великобритания – 19,28 (3,7)
Германия – 18,00 (3,4)
Сингапур – 17,9 (3,4)
Британские Виргинские острова – 13,15 (2,5)
Швейцария – 10,17 (1,9)
Джерси – 9,02 (1,7)
Ирландия – 6,20 (1,2).

Это список ведущих стран по величине ПИИ в экономику России. Бросается в глаза наличие в списке экзотических офшорных юрисдикций. Несмотря на экономические санкции в российской экономике сохраняют заметное присутствие инвесторы из Франции, Нидерландов, Германии, Великобритании, Швейцарии, Ирландии.

А вот Китая в этом списке ведущих экспортёров нет! Его накопленные ПИИ на середину текущего года составили всего 3,19 млрд. долл. (0,6%). Это примерно столько же, сколько на сегодня составляют накопленные ПИИ из США, объявивших России санкции.

Примечательно, что на середину прошлого 2017 года накопленные ПИИ из Китая в российской экономике равнялись примерно 4,20 млрд. долл. Получается, что за год китайские соседи и друзья вывели из Российской Федерации инвестиций на целый миллиард долларов. Имеет место движение капитала в обратную сторону!

По данным ЦБ, отток китайских инвестиций продолжается четвёртый квартал подряд, а их объём на середину 2018 года на треть меньше, чем до начала экономических санкций весной 2014 года (4,54 млрд долларов).

Можно предположить, что официальные цифры Банка России занижают реальное присутствие китайского капитала в российской экономике. По оценкам исследования China. ODI from the Middle Kingdom: What’s next after the big turnaround? в 2016 году почти 60% накопленных ПИИ в результате экспорта капитала из Китая пришлось на три юрисдикции – Гонконг, Британские Виргинские острова и Каймановы острова.

Все они с явными признаками офшоров. И как я уже отметил, довольно крупные инвестиции пришли в Россию из Британских Виргинских островов. Часть их могла, конечно, иметь местом первоначального происхождения Китай.

Если не брать в расчёт эти три офшорные юрисдикции, то среди остальных стран для китайских экспортёров капитала наиболее привлекательными были США, Канада, Австралия, Западная и Центральная Европа, соседние с Китаем азиатские страны (Япония, Северная Корея и др.). Россия, согласно статистике КНР, по масштабам экспорта китайского капитала не попадает ни в топ-10, ни в топ-20. Чаще всего она оказывается в строчке «прочие страны».

Отсутствие китайских инвестиций в российской экономике нисколько не означает, что наши восточные партнёры не видят ничего интересного в РФ. Очень даже видят и облизываются, но не хотят подставляться под вторичные санкции Вашингтона.

Что ж, России давно пора научиться рассчитывать на собственные силы. Похожие угрозы нависали над нашей страной (Советским Союзом) в 20-е годы ХХ века. 90 лет назад (1 октября 1928 года) стартовала первая советская пятилетка – она и положила начало индустриализации, позволившей выйти из жёсткой торгово-экономической блокады Запада и подготовиться к мировой войне.

Комментарии

Редакция «Брянских новостей» и «Брянской автомобильной газеты» оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие законодательство РФ. Запрещены высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, оскорбления конкретных лиц или любых групп граждан. Также удаляются комментарии, которые не удовлетворяют общепринятым нормам морали, преследуют рекламные цели, провоцируют пользователей на неконструктивный диалог, не относятся к комментируемой информации, оскорбляют авторов комментируемого материала, содержат ненормативную лексику. Редакция не несёт ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Источники: http://studbooks.net/792910/finansy/pryamye_inostrannye_investitsii_kitay, http://www.invest-rating.ru/russia-china/, http://www.bragazeta.ru/world/2836014/

Комментировать
0
132 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно