Регулирование иностранных инвестиций в китае

СОДЕРЖАНИЕ
0
56 просмотров
29 января 2019

Инвестиционное законодательство КНР

КНР является одним из крупнейших в мире реципиентов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) уже достаточно длительное время. В 2014 г. чистый приток ПИИ в Китае по статистике Всемирного банка составил 289 млрд. долларов США (для сравнения: США – 131,8 млрд. долларов США; Бразилия – 96,9 млрд. долларов США; Индия – 33,8 млрд. долларов США). По статистике Министерства коммерции КНР за 2015 г. количество создаваемых предприятий с иностранными инвестициями и объемы фактически использованных ПИИ по-прежнему увеличиваются: в прошлом году в Китае было создано 26 575 предприятий с иностранными инвестициями (на 11,8% больше, чем в 2014 г.), а фактически использованные ПИИ составили 781,35 млрд. юаней жэньминьби (около 126,2 млрд. долларов США, что на 6,4% больше, чем в 2014 г.).

Приток иностранных инвестиций обусловлен множеством факторов, делающих КНР привлекательной для организации промышленного производства, торговой деятельности, оказания услуг. При этом в КНР существуют ограничения на допуск иностранного капитала в отдельные виды деятельности и особые правила создания предприятий с иностранными инвестициями, с которыми придется столкнуться иностранному предпринимателю.

Виды деятельности: поощряемые, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные

Первая особенность регулирования иностранных инвестиций в КНР заключается в разделении всех видов деятельности на четыре категории: поощряемые, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные для иностранных инвестиций. Поощряемые, ограничиваемые и запрещенные виды деятельности детально перечислены в «Перечне отраслей для размещения иностранных инвестиций», который регулярно обновляется Госкомитетом по развитию и реформе КНР (ГКРР КНР) и Министерством коммерции КНР (действующий Перечень принят в 2015 г.). Все виды деятельности, которые не включены в данный документ, являются разрешенными.

В зависимости от того, к какой категории относится выбранный иностранным инвестором вид деятельности, применяется разный подход. Если инвестиции осуществляются в поощряемый проект, иностранный инвестор может рассчитывать на активное содействие государственных органов в создании предприятия, льготы при выделении земли, освобождение от таможенных пошлин ввоза оборудования для создаваемого предприятия. Если инвестиции осуществляются в разрешенном виде деятельности, иностранный инвестор может рассчитывать на равные условия с китайскими предприятиями.

Совсем иной подход применяется к ограничиваемым для иностранных инвестиций видам деятельности: в этом случае государством могут быть установлены дополнительные требования к зарубежным инвесторам, инвестиционным проектам, ограничения на долю иностранного капитала в проекте и/или ограничения на предмет деятельности. В запрещенных видах деятельности предприятие с иностранными инвестициями не может быть создано.

К поощряемым видам деятельности в основном отнесены инвестиционные проекты, связанные с разработкой и прикладным применением новых технологий, позволяющих повысить уровень конкурентоспособности производства в КНР, создать в стране новые виды производства, уменьшить загрязнение окружающей среды и расходование природных ресурсов, а также другие виды деятельности, в развитии которых государство заинтересовано. «Перечень отраслей для размещения иностранных инвестиций» содержит 349 поощряемых видов деятельности, из 2/3 относятся к производственной деятельности.

Дополнительные преференции существуют при инвестировании в западных и центральных регионах страны, отстающих в развитии. Кроме того, в качестве поощряемых в КНР рассматриваются производства, относимые к разрешенным для иностранного капитала, если вся произведенная продукция поступает на экспорт.

К ограничиваемым видам деятельности в КНР относятся технологически отсталые виды производства, проекты по разведке и добыче некоторых полезных ископаемых, а также виды деятельности, которые открываются государством для иностранного капитала «постепенно» (в первую очередь это – банковское дело, страхование, фондовый рынок). Производства, относимые к ограничиваемым, могут с разрешения правительства провинции рассматриваться в качестве разрешенных, если не менее 70% выручки планируется получать от экспорта произведенной продукции.

Законодательство КНР предусматривает различные виды ограничений на иностранный капитал к ограничиваемых видах деятельности. Например, государство может запретить создание в выбранном виде деятельности предприятий со 100% иностранным капиталом и обязать вести деятельность только через совместное предприятие (например, в КНР только в форме СП могут создаваться высшие учебные заведения). Следовательно, для ведения деятельности иностранному инвестору сначала необходимо будет найти китайского партнера.

Кроме того, может быть ограничена иностранного капитала в СП, создаваемом в ограничиваемом виде деятельности. Например, контролирующая доля должна принадлежать китайской стороне (совокупная доля всех китайских участников должна быть не менее 51%), если СП создается для ремонта и строительства морских судов, услуг на рынке фьючерсов, печати книг. В предприятиях связи, брокерских компаниях, компаниях по управлению ПИФами доля иностранного капитала не может превышать 49%.

К запрещенным для иностранных инвестиций видам деятельности в КНР относятся виды деятельности:
1) противоречащие государственным или публичным интересам;
2) причиняющие вред окружающей среде или здоровью населения;
3) рассчитанные на изъятие большой площади пахотных земель;
4) угрожающие безопасности военных объектов или эффективности их использования. В КНР запрещены иностранные инвестиции в СМИ (новостные агентства, газеты, периодические издания, электронные издания, радиостанции, телеканалы, новостные интернет-сайты), видеохостинги и большинство интернет-сервисов (кроме электронной коммерции).

Разделение всех видов на четыре категории необходимо учитывать при создании бизнеса и приобретении долей в уже существующих предприятиях. По действующему законодательству китайская компания вправе вести только те виды деятельности, которые указаны в уставе и зарегистрированы в качестве ее предмета деятельности в регистрационных органах. Выход за пределы деятельности является административным правонарушением. Поэтому при создании бизнеса необходимо сформулировать те виды деятельности, которые будет вести компания, и проверить, к какой категории они будут относиться.

Процедура запуска инвестиционного проекта

Регулирование иностранных инвестиций в КНР находится в компетенции Государственного комитета по развитию и реформе (ГКРР) и Министерства коммерции КНР. В зависимости от выбранного вида деятельности и общего объема капиталовложений инвестиционный проект может потребовать согласования в Государственном совете (центральном правительстве), ГКРР, местных правительствах или региональных отделениях ГКРР, а также в органах отраслевого регулирования. Отдельного согласования требует создание предприятия с иностранными инвестициями или приобретение иностранным инвестором доли в предприятии национального (китайского) капитала.

Особый порядок создания предприятий с иностранными инвестициями – еще одна особенность китайского законодательства. Дело в том, что в КНР вместе с Законом КНР «О компаниях», регулирующим создание коммерческих корпоративных организаций, параллельно существуют три специальных закона, регулирующих создание предприятий с иностранными инвестициями: Закон КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала», Закон КНР «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» и Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала», которые регулируют соответственно создание в КНР паевых СП, кооперационных СП и предприятий со 100% иностранным капиталом. Предприятия с иностранным участием, создаваемые в КНР, должны соответствовать одновременно и Закону КНР «О компаниях», и одному из специальных законов о предприятиях с иностранными инвестициями.

Специальные законы о предприятиях с иностранными инвестициями и принятые на основании законов подзаконные акты требуют от учредителей пройти процедуру предварительного согласования перед регистрацией предприятия. Кроме того, законы содержат требования к сроку деятельности, организации корпоративного управления, порядку регистрации изменений и ликвидации, отличающиеся от требований Закона КНР «О компаниях».

При создании предприятия с иностранными инвестициями учредители обязаны до регистрации компании в регистрационном органе (управлении торгово-промышленной администрации) пройти процедуру предварительного согласования (утверждения), которая отсутствует при регистрации предприятий со 100% национальным (китайским) капиталом. Предварительное согласование проводится местными управлениями коммерции, которые проверяют соответствие учредительных документов предприятия законодательству КНР и экономическую обоснованность проекта, под которой обычно подразумевается соответствие объема капиталовложений (инвестиций в уставный капитал и предоставляемых предприятию займов) заявленным в учредительных документах масштабам деятельности.

Если управление коммерции сочтет, что планируемый объем капиталовложений меньше необходимого, оно может предложить учредителям увеличить сумму инвестиций или скорректировать предмет деятельности предприятия. Это требует от учредителей показывать более-менее «реальный» размер уставного капитала несмотря на то, что по Закону КНР «О компаниях» минимальный размер уставного капитала для компаний отменен. Без предварительного согласования и получения положительного ответа учредители не могут зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями.

Процедура предварительного согласования проводится также при досрочной ликвидации и внесении существенных изменений, в том числе – изменении в составе участников предприятия, передаче долей в предприятии между участниками, изменении организационно-правовой формы, продлении срока ведения деятельности, реинвестировании прибыли, изменении размера уставного капитала. При каждом изменении предприятие обязано сначала получить разрешение от управления коммерции и только потом зарегистрировать изменение в регистрационном органе.

Органы управления в предприятии со 100% иностранным капиталом создаются по стандартным правилам, установленным Законом КНР «О компаниях». Иначе обстоит дело в СП, для которых предусмотрены особые правила. В совместных паевых предприятиях и совместных кооперационных предприятиях высшим полномочным органом является совет директоров (а не собрание участников) или комитет по управлению СП, члены которого назначаются участниками по отдельности. Законным представителем (единственным лицом, представляющим компанию без доверенности) в СП может быть только председатель совета директоров или комитета по управлению СП (в остальных предприятиях есть выбор между председателем совета директоров и генеральным директором). Кроме того, в КНР ограничивается срок деятельности предприятий с иностранными инвестициями, например, срок деятельности СП в поощряемых и ограничиваемых видах деятельности не может превышать 50 лет.

Особый порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями в КНР увеличивает срок создания предприятий (процедура предварительного согласования по закону может занимать до 90 дней) и сопутствующие расходы. Продажа доли в китайском предприятии за счет процедуры предварительного согласования увеличивается на 20-45 дней, что стало одно из причин широкого применения в КНР «косвенной передачи долей»: использования в качестве учредителя китайской компании SPV в Гонконге и продажи 100% в SPV при необходимости быстро оформить передачу доли. Реальная необходимость в сохранении особых правил регистрации для предприятий с иностранными инвестициями сомнительна. Тем не менее, первые существенные изменения в правилах начали происходить только в 2013 г.

Реформа инвестиционного законодательства в КНР

Ограничения на иностранный капитал (в особенности – требование о ведении деятельности через СП в некоторых видах деятельности) и особый порядок создания предприятий с иностранными инвестициями вызывают недовольство основных экономических партнеров КНР и являются одним из ключевых вопросов на переговорах с США и ЕС по заключению соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Они снижают привлекательность КНР для инвесторов, которые опасаются кражи технологий при работе через СП и выбирают более открытые для инвестиций государства, что может привести к негативным результатам в будущем. Поэтому с 2013 г. КНР приступила к реформе системы регулирования иностранных инвестиций, направленную на уменьшение барьеров для инвестиций и упрощение регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

Реформа пока ограничена так называемыми «зонами свободной торговли», созданными в Шанхае, Тяньцзине, провинции Фуцзянь (гг. Сямынь, Фучжоу, Пинтань), провинции Гуандун (гг. Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай). В зонах свободной торговли апробируется несколько реформ, в том числе – упрощение правил регистрации предприятий с иностранными инвестициями и ограничения на иностранный капитал.

В зонах свободной торговли действуют «Специальные меры по допуску иностранных инвестиций в зонах свободной торговли (закрытый перечень)» в отличие от остальной территории КНР, где по-прежнему действует «Перечень отраслей для размещения иностранных инвестиций». В чем разница между этими двумя документами?

Дело в том, что «Перечень отраслей для размещения иностранных инвестиций» содержит подробный список ограничиваемых и запрещенных видов деятельности, но не указывает, какие именно ограничения применяются. Кроме того, «Перечень отраслей для размещения иностранных инвестиций» является открытым и допускает возможность введения законом или подзаконным актом дополнительных ограничений и отнесение других видов деятельности к ограниченным или запрещенным.

«Специальные меры по допуску иностранных инвестиций в зонах свободной торговли (закрытый перечень)» является результатом ревизии действующих законов и подзаконных актов. В данный документ вошли все действующие ограничения и запреты, что позволило объявить данный документ закрытым: все ограничения и запреты, не включенные в «Специальные меры», на территории зон свободной торговли не применяются. После разработки закрытого перечня КНР приступила к постепенному уменьшению ограничений.

Кроме того, в зонах свободной торговли введены упрощенные правила регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Если выбранные учредителями предприятия виды деятельности не включены в «Специальные меры», предприятие с иностранным капиталом освобождается от процедуры предварительного согласования в управлении коммерции. Прежний порядок сохранен только для предприятий с ограничиваемых видах деятельности.

После апробирования в зонах свободной торговли реформы планируется распространить на территорию всей страны. Скорее всего, в ближайшем будущем Министерство коммерции КНР подготовит проекты о внесении изменений в три специальных закона о предприятиях с иностранными инвестициями, в соответствии с которым будет отменено предварительное согласование при создании и ликвидации предприятий в разрешенных и поощряемых видах деятельности.

В среднесрочной перспективе специальные законы о предприятиях иностранного капитала могут быть заменены Законом КНР «Об иностранных инвестициях», проект которого был опубликован для общественных консультаций в 2015 г. В соответствии с проектом в КНР может появиться процедура получения допуска к деятельности для проектов в ограничиваемых видах деятельности и повышена юридическая ответственность за нарушение правил.

Процедура допуска к деятельности должна проводиться при осуществлении инвестиций в ограничиваемых видах деятельности и для крупных проектов. В остальных случаях при осуществлении инвестиций и создании предприятий с иностранными инвестициями должен применяться национальный режим, т.е. одинаковые условия вне зависимости от происхождения капитала.

Решение о допуске к деятельности может предусматривать ограничительные условия: отделение части активов или бизнеса, ограничение на долю участия, определение срока ведения деятельности, территориальные пределы инвестирования, требования к доле или численности местного персонала. При допуске к ограничениями предприятие с иностранными инвестициями в соответствии с проектом будет обязано ежегодно подтверждать соблюдение ограничительных условий.

Кроме того, проект закона устанавливает юридическую ответственность за нарушение законодательства об иностранных инвестиций. За инвестирование в запрещенных видах деятельности или в ограничиваемых видах деятельности без разрешения предлагается ввести конфискацию незаконно полученного дохода и штраф в размере от 100 тыс. до 1 млн. юаней жэньминьби или до 10% от незаконных инвестиций, в случае невыполнения ограничительных условий – штраф в размере от 50 тыс. до 500 тыс. юаней жэньминьби или до 5% от инвестиций.

В случае невыполнения обязанности по представлению сведений или предоставления заведомо ложных сведений проект закона предлагает привлекать руководителей предприятий к уголовной ответственности: при отягчающих обстоятельствах помимо штрафа к ответственным лицам может быть применено наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года.

Кроме того, проект Закона КНР «Об иностранных инвестициях» предлагает наказывать за обход иностранным инвестором или предприятием с иностранными инвестициями законодательства при помощи схем с номинальными участниками, трастовыми соглашениями, многоуровневым реинвестированием, приобретения контроля с использованием договоров и сделок за рубежом.

Заключение

Правовое регулирование иностранных инвестиций в КНР нельзя назвать совершенным. Это не рассматривалось в качестве существенной проблемы, когда страна привлекала инвесторов за счет значительных налоговых льгот и дешевой трудовой силы. Теперь же, когда КНР уже столкнулась с выводом трудоемких производств за рубеж и испытывает необходимость в инновационном развитии, упрощение условий ведения бизнеса стало одним из основных условий сохранения потока и повышения качества иностранных инвестиций.

В ближайшие несколько лет следует ожидать постепенного уменьшения ограничений на иностранные инвестиции (сначала – в зонах свободной торговли, затем – на остальной территории страны) и упрощения правил регистрации предприятий. Принятия Закона КНР «Об иностранных инвестициях» пока не стоит ждать: проект не включен в план законодательной работы и создает неопределенность в отношении уже существующих VIE-структур, созданных для интернет-стартапов и основанных на обходе законодательства об иностранных инвестициях.

Проект закона предусматривает строгую ответственность за инвестирование в обход регулирования иностранных инвестиций, поэтому принятие и последовательное применение закона приведет к разрушению VIE-структур, что невыгодно ни иностранным инвесторам, ни китайским высокотехнологичным компаниям, привлекающим финансирование из-за рубежа. Поэтому до принятия Закона КНР «Об иностранных инвестициях» КНР необходимо будет сделать выбор: разрешить иностранные инвестиции в интернет-сервисах, которые сейчас отнесены к запрещенным для иностранного капитала или «амнистировать» уже существующие проекты и запретить аналогичные схемы в будущем.

Законодательство КНР об иностранных инвестициях

В период 2011-2012 гг. в Китае был принят ряд новых нормативных актов в области регулирования инвестиционной деятельности, определяющих основные направления развития указанной сферы в 2013 г. и на среднесрочную перспективу. Краткое изложение наиболее значимых документов сводится к следующему.

31 января 2011 г. Государственный комитет по развитию и реформе (ГКРР) обнародовал Циркуляр «О дальнейшей стандартизации управления развития и отчетности акционерных инвестиционных предприятий в плотных зонах» (Circular on Further Standardizing the

Administration of Development and Filing of Equity Investment Enterprises in Pilot Areas), в котором впервые были кодифицированы требования в отношении операций, раскрытия информации и регистрации частных акционерных предприятий, инвестирующих в плотные зоны экономического развития. Документ вступил в силу со дня опубликования. Положения Циркуляра распространяются па акционерные компании, которые выполняют соответствующие функции в плотных зонах развития в Тяньцзине, Пекине, Шанхае, Цзянсу, Чжэцзяне и Ухане, где приток инвестиций наиболее активен.

С 30 января 2012 г. вступил в силу «Каталог-руководство отраслей для иностранных инвестиций» в редакции 2011 г. Новая редакция каталога открывает для иностранных инвестиций новые отрасли экономики и расширяет список поощряемых направлений деятельности в целях привлечения в КНР высокотехнологичных производств.

Новая редакция сохранила большинство ранее добавленных к поощряемым высокотехнологичных производств. К ним добавились производство элементов для солнечных батарей, комплектующих для ветровых электростанций и высокоскоростных поездов, современные виды производств в химической промышленности и производстве искусственных волокон и др.

Кроме того, к поощряемым добавлены некоторые виды деятельности, направленные па переработку отходов и восстановление экологии: производство оборудования для утилизации бытовых электроприборов, текстиля, изношенных шин, оборудования для комплексного использования отходов добычи руды, оборудования для предотвращения загрязнения атмосферы и водных ресурсов, твердых отходов. Также в поощряемые направления деятельности включена разработка технологий по рекультивации ландшафта.

Кроме того, некоторые изменения затронули сельское хозяйство (к поощряемым добавлено выращивание масличной пальмы, выращивание овощей относится к поощряемым только в отношении экологически чистых органических овощей, из поощряемых исключено выращивание генетически модифицированных деревьев), добычу полезных ископаемых (геологоразведка и добыча нефтеносных сланцев, нефтеносных песков, тяжелой нефти и сверхтяжелой нефти может осуществляться в форме совместных паевых предприятий).

К числу ограничиваемых направлений деятельности в редакции 2011 г. Каталога добавлены:

  • 1) производство рапсового, арахисового, хлопкового, пальмового, подсолнечного масел, масла камелии. Ограничение состоит в том, что в данной деятельности иностранные инвестиции возможны только в форме совместных паевых предприятий, в которых китайскому участнику принадлежит контролирующая доля (более 50 %);
  • 2) участие иностранного капитала в создании образовательных учреждений среднего образования может осуществляться только в форме совместных контрактных предприятий китайского и иностранного капитала. Ранее допускалось их создание в форме совместных паевых предприятий;
  • 3) производство лакокрасочных материалов на низком техническом уровне с использованием вредных материалов;
  • 4) строительство и эксплуатация коммунальных сетей теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения в городах с населением более 500 тыс. человек. Участие иностранного капитала в таких предприятиях возможно только в форме совместных паевых предприятий, контролирующая доля в которых принадлежит китайскому участнику;
  • 5) строительство и управление крупными оптовыми рынками для сельскохозяйственной продукции.

Из числа запрещенных для иностранных инвестиций направлений деятельности исключены: дистрибуция и импорт книг, газет, печатных изданий; импорт аудиовизуальной продукции; создание вебсайтов для распространения музыки.

В редакции 2011 г. в Каталог добавлены следующие запреты на иностранные инвестиции:

  • а) строительство и эксплуатация вилл (особняков). Данное ограничение следует общей политики китайского правительства в сфере недвижимости: ограничение капиталовложений в жилье высокой стоимости, повышение эффективности использования земельных ресурсов и поощрение строительства социального и недорогого жилья;
  • 6) услуги экспресс-доставки корреспонденции в пределах КНР. Данное положение уточняет действующий запрет на инвестирование иностранного капитала в предприятия почты;
  • в) производство ртуть содержащих кислотных циик- марганцевых батареек.

В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата в стране Министерство коммерции КНР опубликовало 22 октября 2012 г.

правила позволяющие внутренним и иностранным инвесторам покупать акционерное участие в других зарегистрированных в Китае компаниях, предприятиях с иностранным капиталом путем присоединения или подписки (Interim Provisions on Capital Contribution to Foreign Invested Enterprises with Equity Interests).

Государственное управление валютного контроля КНР (State Administration of Foreign ExchangeSAFE) опубликовало 13 мая 2013 г. Положения об упрощении правил осуществления прямых иностранных инвестиций. Согласно документу подлежат отмене 24 правил и положений в отношении регистрации валютных операций, открытия счетов и осуществления денежных переводов. Новые Положения вступили в силу 13 мая 2013 г.

Согласно данным, Китай привлек в первые три месяца 2013 г. прямые иностранные инвестиции на сумму 29,9 млрд долл. США (прирост на 1.4 % по сравнению с прошлым годом).

Особенностью Китая в области инновационной политики является максимальная концентрация инвестиционных ресурсов в рамках национальных государственных программ, использование программноцелевых методов управления. Основными программными документами являются:

  • а) «Национальный план исследований и разработок в сфере высоких технологий»;
  • б) «Государственная программа, определяющая направления основных фундаментальных исследований по приоритетным направлениям, к которым относятся: сельское хозяйство; энергетика и транспорт; информатика; ресурсы; здравоохранение; разработка новых материалов; исследования, проводимые на пересечении нескольких паук; фундаментальная наука.

В области инвестиций в инновационную деятельность Китай делает ставку на увеличение государственного финансирования, добиваясь мирового лидерства в области прямых государственных инвестиций. По данным Cientifica, в 2008 г. Китай обогнал по госфинансированию США и Японию. В 2020 г. в Китае планируется довести долю расходов на научно-исследовательские работы до 2,5 % ВВП и увеличить вклад науки и техники в экономическое развитие страны до 60 %.

Доля научного финансирования в Китае незначительна. Для поощрения участия частных компаний в инвестиции в инновации планируются меры институциональной поддержки, в частности аккредитация отечественной инновационной продукции для целей государственного заказа.

Китаю удалось активно стимулировать развитие отечественных инновационных продуктов при помощи реализации комплекса планов и мер. В конце 2006 г. в Китае был опубликован документ под названием «Предварительные меры по администрированию системы аккредитации инновационной продукции отечественного производства», в котором дано определение того, какая продукция может претендовать на статус инновационной продукции отечественного производства. 15 ноября 2009 г. был издан «Циркуляр о введение в действие Национальной системы аккредитации инновационной продукции отечественного производства». В нем сформулированы принципы, сфера действия, условия, процедуры и документальные требования для аккредитации инновационной продукции отечественного производства.

Правительство выделило шесть приоритетных областей деятельности: аппаратное и программное обеспечение в сфере информационных технологий, продукцию связи, современную оргтехнику, оборудование в области повой энергетики, высокоэффективную энергосберегающую продукцию. Создание национальной системы аккредитации инновационной продукции отечественного производства играет большую роль в стимулировании развития НИОКР в Китае и построения национальной инновационной экономики. Издан официальный документ, позволяющий сделать этот процесс более открытым, справедливым и прозрачным. В частности, создан национальный каталог инновационной продукции отечественного производства, который будут использовать органы государственной власти для принятия решений в сфере государственных закупок. Для получения статуса аккредитованной продукции такой товар должен внести существенный вклад в социально-экономическое развитие, отражая при этом инновационный потенциал Китая. Для получения статуса инновационной продукции отечественного производства права интеллектуальной собственности на запатентованный продукт должны полностью принадлежать китайскому лицу. Товарный знак должен быть сначала зарегистрирован в Китае.

В Китае существует серьезный опыт использования кластерной модели развития, прежде всего, в области нанотехнологий и альтернативной энергетики.

На сегодняшний день открытое производство и исследования в области нанотехнологий сконцентрированы в десятках научных центров по всему Китаю, наиболее крупными научными «кластерами» являются: Пекин, Шеньян, Шанхай, Ханчжоу, Сянь и Гонконг. На перечисленные города приходится порядка 90 % всех исследований и разработок. Основой таких центров выступают крупные национальные университеты и научно-исследовательские институты Академии наук Китая. Примером такого «кластера» может быть Пекин, где исследования идут в национальной центре паук, Центре нанотехнологий в китайской Академии наук, университете Цинхуа, Пекинском университете. В месте с тем, очевидно, что это пока скорее региональный научный центр, чем полноценный кластер.

Вместе с тем в Китае уже есть прообразы нанокластеров, включающих достаточно полный набор региональных участников. Примером такого начального кластера является г. Пхуяпг, где расположена венчурная группа компаний химической промышленности с набором нанотехнологических компаний научного, промышленного и торгового секторов. Данная компания является не только инвестором исследований и разработок, но и крупнейшим поставщиком двуокиси титана и других нанопорошков.

В целом для Китая характерно стремление к развитию комплексных образований, соответствующих классическому кластеру. Примером может служить г. Баодин на севере Китая. Этот населенный пункт, расположенный в двух часах езды от Пекина, сегодня претендует на звание главного центра развития альтернативной энергетики в КНР. Необходимо учитывать, что в Китае реализуется масштабный проект по развитию новых источников энергии. Согласно национальному плану к 2020 г., в семи районах страны будут построены гигантские ветряные электростанции с общей годовой выработкой 120 ГВт, форсированными темпами будет развиваться производство электроэнергии па основе солнечных батарей.

Сегодня в Баодине сосредоточено несколько крупных производств солнечных батарей и компонентов для ветряных электростанций, построена первая в Азии пятизвёздочная гостиница, частично работающая па солнечной энергии, активно развивается строительство электростанций, использующих новые источники энергии. А к 2020 г. новые источники энергии будут обеспечивать примерно 20 % всего энергопотребления Баодина.

Таким образом, сформирован крупный по масштабам Китая и Азии в целом производственно-технологический кластер, интересный тем, что включает не только разработку и производство альтернативных источников энергии, но и процесс потребления, промышленной и бытовой апробации новых технологических решений. Но считать его китайским аналогом Силиконовой долины, даже в начальном состоянии, нельзя по причине отсутствия серьезных заделов в области фундаментальных и прикладных исследований, практически полного отсутствия малых инновационных компаний, ограниченного международного участия.

Основным курсом развития Китая сегодня является четкое следование концепции, которую выработал еще Дэн Сяопин «наука и технологии есть важнейшая производственная сила» [1] . Таким образом, осуществление стратегии «подъема страны в опоре па науку и образование» является крупнейшей задачей китайского правительства.

17-й съезд КПК, проходивший в октябре 2007 г., стал ключевым этапом в очень важный для Китая период реорганизации и реформ и утвердил пять базовых принципов политики развития, а именно: научность, гармоничность, инновации, целостность, мирный рост мощи «Страна покоряющей привлекательности».

Для привлечения иностранных ученых создаются китайские технопарки за рубежом. К настоящему времени Министерство пауки и техники уже создало за рубежом 5 технопарков, именно в Сингапуре, Мэриленде США, Кембридже и Манчестере Великобритании, а также в Москве. Согласно неполной статистике, в областях сельского хозяйства, промышленности, энергетики, охраны окружающей среды, здравоохранения и торговли. Китай планирует привлечь 200 высокоспециализированных иностранных исследователей и передовых специали- стов-биологов.

  • [1] Chang М. The Thought of Deng Xiaoping. Communist and Post-Communist Studies,1996, №4.

II. Регулирование иностранных инвестиций в Китае

1. Перечень утверждаемых государством инвестиционных проектов

Регулирование иностранных инвестиций в КНР находится в совместном ведении двух государственных органов: Государственного комитета по развитию и реформе КНР (ГКРР КНР) и Министерства коммерции КНР, которые в зависимости от характера инвестиций осуществляют регистрацию иностранных инвестиций в уведомительном порядке или утверждают осуществление иностранных инвестиций.

В соответствии с «Перечнем утверждаемых правительством инвестиционных проектов (2014 г.)» в компетенции ГКРР КНР находится утверждение: 1) инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов, если общий объем капиталовложений составляет не менее 1 млрд долларов США, при этом в соответствии с «Перечнем отраслей для размещения иностранных инвестиций» проект относится к поощряемым для иностранных инвестиций, но может быть реализован только в рамках совместного предприятия, в котором контролирующая доля или относительный контроль должен принадлежать китайской стороне; 2) инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов, если общий объем капиталовложений составляет не менее 100 млн долларов США, при этом проект в соответствии с «Перечнем отраслей для размещения иностранных инвестиций» относится к ограничиваемым (кроме проектов в сфере недвижимости). Кроме того, проекты в ограничиваемых для иностранных инвестиций видах деятельности с общим объемом капиталовложений на сумму более 2 млрд долларов по новым правилам подлежат уведомительной регистрации в Государственном совете КНР. Остальные проекты с участием иностранных инвесторов утверждаются местными народными правительствами.

Создание предприятий с иностранным капиталом и регистрация изменений в предприятиях с иностранным капиталом утверждается Министерством коммерции КНР и местными народными правительствами (управлениями коммерции). То есть при регистрации любого предприятия с иностранным капиталом обязательна процедура предварительного утверждения предприятия в управлении по коммерции при местном народном правительстве или непосредственно в министерстве. Исключением из правила являются только предприятия, создаваемые в специальных зонах (Шанхайская зона свободной торговли и другие новые специальные зоны).

На практике это означает, что большинство предприятий с иностранным капиталом (которые в большинстве случаев занимаются экспортом-импортом товаров, внутренней торговлей, общественным питанием) при создании не подлежит регистрации в ГКРР КНР. При создании крупных производств и инфраструктурных проектов необходимость получить разрешение в данном ведомстве может возникнуть.

Список всех инвестиционных проектов, при реализации которых необходимо получение предварительного разрешения в государственных органах, определен в «Перечне утверждаемых правительством инвестиционных проектов (2014 г.)» (Уведомление Государственного совета КНР № 53—2014). Данный перечень применяется ко всем проектам вне зависимости от происхождения капитала, а также содержит отдельный раздел, посвященный прямым иностранным инвестициям. Из списка инвестиционных проектов удалены те виды деятельности, которые запрещены для иностранных инвестиций.

Источники: http://asiavector.ru/analytics/2246/, http://bstudy.net/669502/pravo/zakonodatelstvo_inostrannyh_investitsiyah, http://ozlib.com/805858/pravo/regulirovanie_inostrannyh_investitsiy_kitae

Комментировать
0
56 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев