Руководящие принципы для иностранных инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
15 просмотров
29 января 2019

Руководящие принципы для иностранных инвестиций

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

— создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

— приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;

— предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это — капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия — самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и во-вторых — быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Существует также новая форма привлечения иностранного капитала — выпуск и размещение еврооблигаций (евробондов). Еврооблигации служат тем же целям, что и Государственные казначейские облигации (ГКО) и Облигации федерального займа (ОФЗ), с их помощью финансируется дефицит государственного бюджета. Привлечение финансовых ресурсов путем эмиссии еврооблигаций значительно выгоднее для России, чем выпуск ГКО и других видов долговых обязательств для внутренних инвесторов. Выпуск еврооблигаций является одним из способов снижения страхового риска для иностранных инвесторов. В 1997 году планируется привлечь с европейского рынка капиталов примерно в сумме 1,3 млрд долларов.

Обратим внимание на мнение В. Адрианова, доктора экономических наук. Он указывает ,что В 1994 году произошло радикальное изменение структуры иностранных инвестиций. В нашу экономику было вложено около 2 млрд долларов, в основном в топливно-энергетический комплекс — 49,5 % (521,7 млн долларов). Остальная часть — 9,8 % (103,0 млн долларов)-в торговлю и общественное питание, 5,6 % (5,9 млн долл) — в строительство, 4,7 % (49,5 млн долл) — в целлюлозно-бумажную промышленность, 4,3 % (43,4 млн долл) — в машиностроение и металлообработку, 26,1 % (276,7 млн долл) — прочие отрасли.

Отраслевое распределение зарубежных вложений в экономику России в 1995 году свидетельствует об определенной диверсификации сферы приложения иностранного капитала и изменении приоритетов для инвесторов. В первой половине 1996 года на первое место в отраслевом распределении иностранных инвестиций вышли кредитно-финансовая сфера и страхование (27,3%) на долю пищевой промышленности приходилось 7,9%, топливно-энергетического комплекса- 7,8, торговли и общественного питания — 6,7, машиностроения и металлообработки — 5, деревобрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 4,6 науки и научного обслуживания — 1, строительства — 0,5 %.

В последние годы повышенный интерес проявляют иностранные инвесторы к вложению капитала в развитие средств связи и телекоммуникаций. В настоящее время на рынке средств связи наблюдается своеобразный бум. По количеству крупных проектов в области коммуникаций мы опережаем многие страны мира. Иностранные инвестиции в развитие телекоммуникационных систем составили: в 1993 году — 300 млн долл, в 1994 году -500 млн долл, в 1995 году — 512 млн долл, в 1996 году — 750 млн долларов.

Анализ регионального распределения импорта иностранного капитала, проведенный В. Адриановым, показывает, что доля Москвы в общем объеме иностранных капиталовложений увеличилась до 56,6 %, в то время как в других регионах — сократилась, составив: Тюменская обл — 4,6 %, Республика Татарстан — 4, нижегородская обл — 2,9 %, Самарская обл — 2,6 %, Санкт-Петербург — 2,4 %, Сахалинская обл — 2,1 %, Томская обл — 1,9 %.

Он также просит обратить наше внимание и на другой аспект регионального распределения зарубежных капиталовложений. А именно, практически все регионы, объявившие о создании свободных экономических зон, не входят в число приоритетных для иностранных инвесторов, поскольку объявление этих зон не подкрепляется реальными правовыми гарантиями и экономическими стимулами для зарубежных вкладчиков.

Основной организационной формой деятельности иностранного капитала являются совместные предприятия. Наибольшее количество совместных предприятий создано с участием капитала из промышленно развитых стран, прежде всего США -1433, Германии — 1141, Великобритании — 557. Сумма вкладов иностранных участников в акционерный капитал совместных компаний на середину 1995 года составила около 3,5 млрд долларов. Доля иностранного капитала в совместных предприятиях равняется в среднем 35-45 %, прослеживается тенденция к росту, что связано с льготами при налогообложении.

Лекция 30. Руководящие принципы для иностранных инвестиций, принятые мвф и вб.

Всемирный Банк и Международный валютный фонд приняли “Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций”. В документе сформулированы правила доступа иностранного капитала в страну, стандарты применяемого режима, порядок перевода капиталов и прибылей, порядок экспроприации и компенсации, механизм урегулирования споров. Таким образом, сложились определенные правила проникновения иностранного предпринимательского капитала в национальные экономики.

1) Правило входа. Его цель — защитить национальные интересы. Международные организации договорились считать содействие движению инвестиций общим правилом, а различные ограничения должны быть сведены к минимуму. Многие страны законодательно закрепили некоторые отрасли за национальным капиталом. Такая практика неизбежна, однако ее предлагается признать не правилом, а исключением.

2) Правило режима иностранного капитала. Общий принцип таков, что иностранным инвесторам необходимо предоставлять режим не менее благоприятный, чем местным.

3) Правило, касающееся экспроприации или одностороннего изменения или прекращения контракта. Если принимающая страна проводит экспроприацию в соответствии с законом и при этом выплачивает компенсацию, то никаких проблем не возникает. Если же страна вводит меры (например, чрезмерное или многократное налогообложение), которые фактически дают конфискационный эффект, то это недопустимо. То же самое относится и к дискриминации по принципу национальной принадлежности инвестора.

4) Правило, относящееся к урегулированию споров. Они обычно решаются путем переговоров между иностранными инвесторами и принимающими странами. В случае неудачи право на решение спора имеет суд принимающей стороны. Во многих странах есть возможность обратиться в независимый арбитраж.

Международное регулирование иностранных инвестиций

ТЕМА 13. Иностранные инвестиции в России и их регулирование

Состояние инвестиционного рынка РФ – самостоятельное изучение.

Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осуществляют такие международные экономические организации, какМеждународный валютный фонд (МВФ); группа Всемирного банка, в состав которой входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также ряд региональных организаций, среди которых важное значение имеет Европейский банк реконструкции и развития(ЕБРР). РФ является членом этих международных экономических организаций или участвует в их деятельности.

Указанными организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности, правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров. МФК и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий, способствующих развитию экономики. Важная роль в содействии движению прямых частных инвестиций между странами—членами агентства путем страхования от некоммерческих (политических) рисков принадлежит МАИГ.

Учитывая перспективы вступления РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), необходимо приводить законодательную, нормативно-правовую базу привлечения и использования иностранных инвестиций в соответствие с принятым в рамках ВТО Соглашением по связанным с торговлей инвестиционным мерам(ТРИМС). Следует учитывать, что сфера охвата Соглашения ТРИМС распространяется на «инвестиционные меры, связанные только с торговлей товарами».

· страны-члены ВТО обязуются предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями (ПИИ) национальный режим, существует запрет на применение количественных ограничений;

— требование закупки или использования в процессе производства ПИИ конкретных товаров отечественного происхождения в определенных объемах или с определенной стоимостью — «требование местного компонента»;

— ограничение импорта товаров для целей производства путем увязки его с объемом валютных поступлений на счет данного предприятия, т. е. путем ограничения доступа к иностранной валюте — «требование в отношении иностранной валюты»;

— ограничение экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции — «требование в отношении осуществления экспорта» и некоторые другие.

· разрешается странам-членам ВТО исключать связанные с торговлей инвестиционные меры исходя из задач охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, состояния платежного баланса и др.

· если в национальном законодательстве есть положения, противоречащие обязательствам по ТРИМС, то они должны быть устранены: развитыми странами — в течение 2 лет с момента присоединения к Соглашению, развивающимися странами — в течение 5 лет и наименее развитыми странами — в течение 8 лет.

46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники: http://alfa2omega.ru/load/referaty/m_ek/1294/70-1-0-1294, http://studfiles.net/preview/5820090/page:18/, http://studopedia.ru/3_63713_mezhdunarodnoe-regulirovanie-inostrannih-investitsiy.html

Комментировать
0
15 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно