Создание регионального фонда прямых инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
120 просмотров
29 января 2019

Региональный фонд прямых инвестиций: концептуальные вопросы создания и функционирования

Изместьева Елизавета Андреевна, аспирантка кафедры финансов и кредита, Ивановский государственный химико-технологический университет, Россия

Соколов Юрий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита, Ивановский государственный химико-технологический университет, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

В настоящее время сфера услуг играет значимую роль не только в экономике отдельного государства, но и в мировом хозяйстве в целом. За последние десятилетия доля услуг в структуре ВВП постоянно возрастает, число занятых в сфере услуг также характеризуется положительной динамикой, активно развивается международная торговля услугами. Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о том, что современная экономика представляет собой сервисную экономику или экономику услуг. При этом значимым фактором, влияющим на развитие экономики в современных рыночных условиях, является инновационная активность.

На этапе больших перемен

В современном мире инновации являются незаменимым элементом функционирования и поступательного развития экономики, без инновационной составляющей невозможно добиться эффективного развития производственной и непроизводственной сфер хозяйства. В XXI веке разработка и внедрение инновационных технологий в сферах производства и обращения, новых методов организации и управления предприятиями стали ключевыми факторами рыночной конкуренции, мощным средством повышения эффективности деятельности и улучшения качества товаров и оказания услуг [1].

Роль сферы услуг в современной экономике обусловлена тем, что в этом секторе формируются основополагающие факторы экономического роста, а именно новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, услуги финансового сектора, консалтинг и др.

Из этого следует, что актуальными становятся масштабные научно-технические, качественные и структурные изменения в отраслях сферы услуг, имеющие важнейшее значение для дальнейшего развития экономики и повышения качества жизни населения.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4], необходимым условием сырьевой независимости и конкурентоспособности экономики страны является переход от сырьевой модели развития к экономике инновационного социально ориентированного типа. Это требует формирования нового механизма социального развития, основанного на новых требованиях к человеческому потенциалу, потребляемым ресурсам и предоставляемым услугам.

Одним из значимых факторов такого перехода является формирование и развитие экономики знаний и высоких технологий, к числу отраслей которой отнесены сферы образования, высокотехнологичной медицины, НИОКР, связи, а также подотрасли промышленности, разрабатывающие и реализующие инновации. Без внедрения инноваций в этих сегментах рынка услуг невозможно достижение основной цели инновационной политики – повышение качества жизни населения.

В настоящее время вопросы взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения процессов инновационного развития различных сфер экономики (в том числе сферы услуг) и качества жизни населения страны актуальны и широко обсуждаемы в обществе [5–7]. Однако научные разработки по данной проблеме представлены крайне скупо. Среди отечественных ученых следует отметить труды В.А. Дегтеревой [2], посвященные поиску решений в области разработки стратегии развития сферы сервиса как основы повышения качества жизни населения.

Разделение с объяснением

На наш взгляд, стратегические направления инновационного развития организаций сферы услуг и ее структурных элементов (отраслей) формируются в соответствии с видами инноваций, выделенными по областям внедрения (характеру применения). Считаем, что для сферы услуг характерны следующие группы инноваций:

1. Технологические инновации – инновации в области технологии оказания услуг, внедрения нового оборудования, позволяющие оказывать новые услуги, выпускать новые сопутствующие товары.

2. Сервисные инновации (инновации услуг) – повышение потребительской ценности услуг, изменения в структуре и ассортименте оказываемых услуг, совершенствование качественных характеристик услуг.

3. Организационно-управленческие – совершенствование бизнес-процессов, внедрение новых методов управления, принятия решений, использование новых информационно-коммуникационных ресурсов в сфере услуг.

4. Социально-экономические – изменение социальных, экономических и правовых условий функционирования предприятий сферы услуг, способствующих улучшению условий труда и повышению качества жизни населения.

5. Финансовые – создание новых финансовых инструментов и технологий финансирования и привлечения инвестиций в отрасли сферы услуг.

Первая группа инноваций, реализуемых в сфере услуг, является основополагающей и определяющей вектор дальнейшего развития общества. Отличительной особенностью инноваций в сфере услуг в постиндустриальном обществе является их прямая зависимость от состояния технологий и уровня развития научно-технического прогресса. При выявлении сущности сервисных технологических инноваций трудно определить четкую границу между технологиями, создающими новые товары (продукты, средства производства), и услугами, которые оказываются на основе этих продуктов. Например, создание и применение GPS, биотехнологии, косметология и др. Поэтому инновационное технологическое развитие сферы услуг, создание мощного научно-технического комплекса является одним из приоритетных направлений.

Появление на рынке новых услуг определяется перспективными требованиями потребителей и, как сказано выше, основано на последних тенденциях мирового научно-технического развития и прорывных инновациях. Сервисные инновации связаны не только с появлением новых или обновленных видов услуг, а также с усовершенствованием самих процессов и технологических операций оказания услуг, что в целом направлено на повышение их потребительской ценности. С позиций повышения качества жизни населения особую значимость приобретают сервисные инновации в секторах, характеризующихся массовым спросом населения, выполняющих роль социальной инфраструктуры: образование и наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь.

Третья группа инноваций концентрируется на задачах организационно-управленческих преобразований, реинжиниринга бизнес-процессов, внедрения современных программных систем и ИТ-решений. Мероприятия данного направления обеспечивают возможность повышения эффективности деятельности предприятий сферы услуг за счет использования современных информационно-коммуникационных ресурсов. Актуальность обостряется отсталостью внедрения на российских предприятиях сферы услуг высокопроизводительных интегрированных информационных систем. Так, например, активное внедрение и использование компьютерной техники, штрихового кодирования для идентификации и учета товаров на американском рынке товародвижения (торговли) происходило в 1980-х годах, в то время как в России развитие этих процессов приходится на 2000-е, а в некоторых сферах процессы автоматизации и электронного взаимодействия участников рынка находятся на стадии становления и в настоящее время.

Повышение социально-экономической эффективности сферы услуг на основе инновационного развития возможно путем:

— создания необходимого нормативно-правового, инфраструктурного обеспечения хозяйствования субъектов, а также подготовки и внедрения социально значимых проектов, программ, которые должны поддерживаться государством;

— диверсификации деятельности предприятий сферы услуг в целях повышения их коммерческой активности и экономических результатов;

— внутриотраслевой (горизонтальной) и межотраслевой (вертикальной) интеграции предприятий сферы услуг с другими хозяйствующими субъектами рынка.

Таким образом, механизм устойчивого развития сферы услуг с позиций внедрения социально-экономических инноваций может быть реализован путем формирования инновационных кластеров. Создание таких форм хозяйствования как на горизонтальном уровне (союз сервисных предприятий), так и на вертикальном (объединение независимых предприятий разных сфер деятельности, в котором предприятия сферы услуг выполняют инфраструктурные функции) определяет потенциальные возможности развития рынка труда и как следствие сокращение безработицы и повышение уровня жизни населения, в том числе за счет нововведений в сферах образования и науки, медицины, финансового сектора и других инновационно ориентированных составляющих сферы услуг.

Во благо человека

Актуальность поиска новых финансовых инструментов, механизмов финансирования и привлечения инвестиций в отрасли сферы услуг обусловлена недостаточным финансированием социально значимых объектов и неразрывно связана с повышением уровня благосостояния и финансовой грамотности населения. В большинстве высокоразвитых стран мира именно накопления населения составляют немалую долю инвестиций и позволяют получать пассивный доход, тем самым повышая собственную обеспеченность и уровень жизнь. То есть при разработке данного направления необходимо найти такие решения вопросов организации привлечения денежных средств в инновационное развитие сферы услуг, которые будут соответствовать реальной экономической ситуации и повышать благосостояние населения. Использование механизмов государственно-частного партнерства – один из возможных вариантов.

Вывод

Лишь интеграция всех вышеперечисленных направлений сервисных инноваций позволит добиться синергетического эффекта в достижении цели развития экономики и повышения качества жизни населения. Ключевым моментом при этом должно являться развитие системы сервисной инновационной деятельности на основе формирования организационно-управленческих условий и инфраструктуры для реализации мероприятий инновационного развития. Ввиду социальной значимости и многоаспектности сферы услуг создание такой системы невозможно без государственного регулирования инновационного развития [3], которое должно выражаться не только в части целеполагания, но и в вопросах стимулирования и мотивации населения, квалифицированных кадров к разработке, внедрению и использованию инноваций.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Фонд прямых инвестиций

В условиях современной рыночной экономики большинство предприятий принадлежат частным лицам. Значимая часть капитала, поддерживающего деятельность компаний, поступает также из частных источников. Вопрос о том, как зарегистрировать инвестиционный фонд встает все чаще, многие видят в этом возможность эффективно вложить финансы. Крупные производственные фирмы приватизированы. Происходит ситуация, в которой просить помощи у государства больше нет возможности. Именно поэтому прямые долгосрочные инвестиции становятся единственным приемлемым выходом для предпринимателей. Но концепция создания фонда имеет ряд нюансов.

На данный момент рейтинг фондов, работающих на российском рынке, пополнился зарубежными учреждениями:

  • Baring Vostok Capital Partners. Значимые сделки: Яндекс, СТС.
  • Delta Private Equity Partners. Значимые инвестиции: SPAR Moscow Holding.
  • United Capital Partners. Значимые инвестиции: INCITY, ВКонтакте, УралМаш.
  • Russia Partners. Значимые инвестиции: MTV, EuroCEMENT.

Но самым основным инвестором является Российский Фонд Прямых Инвестиций. Его капитал насчитывает более 10 миллиардов долларов.

Для чего необходим фонд прямых инвестиций

Само понятие инвестиций в России встречается часто – это совокупность вложений капитала в определенную отрасль (сельское хозяйство, транспорт, промышленность, высокие технологии). Они необходимы, чтобы поддерживать работоспособность предприятия, модернизировать или заменять оборудование, проводить реконструкцию. Фонд прямых инвестиций на данный момент является самым стабильно развивающимся. Это выгодное вложение средств с последующим получением прибыли.

Стоит отметить, что фонд прямых инвестиций – ответвление паевого инвестиционного фонда. Основной целью является доход с вложенных средств. Но прямое инвестирование имеет ряд особенностей:

  • ФПИ не имеет возможности вкладывать средства в покупку акций публичной компании, а также акционерных обществ.
  • Инвесторы способны влиять на работу организации, проводить контроль, вносить предложения, блокировать решения совета директоров контрольным пакетом акций.
  • Прямые инвестиции не могут быть вложены в госучреждения или ценные бумаги.
  • Вес принимаемых решений у участников ФИП может быть разный. Он определяется исключительно внутренним уставом фонда.

Развитие фондов прямых инвестиций только набирает обороты. Нестабильная экономическая ситуация заставляет задуматься о вложении средств в преуспевающие проекты. Именно поэтому стартапы не вызываю большого интереса у фондов прямых инвестиций, так как нет гарантии доходности.

Как создать инвестиционный фонд

Разобравшись в тонкостях самой терминологии, можно приступать к разработке концепции создания фонда прямых инвестиций. Как и любой финансовый проект, задача несет в себе определенные риски.

Важно! Начинающим инвесторам стоит попробовать силы на вложении в акции и ценные бумаги, облигации крупных компаний, госучреждений. Такое решение наверняка будет прибыльным, беспроигрышным. После этого можно задуматься о регистрации фонда прямых инвестиций. Во-первых, появится багаж знаний, опыт. Во-вторых, прибавится уверенности.

С чего начать: выбор ниши

Главенствующим решением перед созданием фонда прямых инвестиций станет выбор сферы, в которую учредители фонда будут готовы вложить собственные финансы. Лучше всего обратить внимание, еще до формального документального подтверждения регистрации, на популярные на данный момент направления. Только профессионал сможет оценить риски, найти слабые и сильные стороны определенной сферы или предприятия, создать программу реструктуризации, внести коррективы в работу.

Основатель фонда, он же генеральный директор, должен сотрудничать с инвестиционным консультантом – профессионалом, занимающимся операциям с акциями не публичных компаний. Как правило, инвестиционный фонд управляет несколькими проектами прямого инвестирования сроком в 10 лет. Каждые 3-5 лет необходимо создавать новые проекты по мере полного финансирования существующих.

Важно! При решении стать участником фонда необходимо действовать методом исключения. Постепенно вычеркивая из списка организации не подходящие по одному или нескольким параметрам. Не стоит искать плюсы, лучше акцентировать внимание на большом количестве рисков.

Чаще всего фонды прямого инвестирования вкладывают финансы в портфельные компании – объект осуществления деятельности фонда с целью получения доли или полного пакета акций. Таким образом, риск минимизируется, а возможность получения быстрой и высокой прибыли возрастает.

Концепция создания ФПИ

В целом формат регистрации выглядит следующим образом:

  1. Регистрация фонда в ФСФР ЦБ. Необходимо предоставить персональные данные учредителей, заявление и Правила доверительного управления. Срок на рассмотрение не более 30 дней.
  2. Утверждение регламента фонда. Сюда входят признание участников квалифицированными инвесторами, внутренний учет имущества, учетная политика, фиксация стоимости активов ПИФ и регламент регулирования прав голосов акционеров.
  3. Прохождение аккредитации квалифицированных инвесторов. Необходим только в случае создания ПИФ для таких лиц.
  4. Открытие счета. Данная операция производится сразу после подачи все документов и регистрации в ФСФР ЦБ. Без счета депо запрещено принимать средства от инвесторов.
  5. Открытие транзитного, текущего, расчетного и лицевых счетов для каждого покупателя паев.
  6. Завершающий этап формирования – включение внесенных активов после оплаты инвесторами.
  7. Регламент выдачи инвесторам-вкладчикам паев.
  8. Передача данных об изменении правил доверительного управления в СФР ЦБ РФ.
  9. Государственная регистрация.

Кажется, что процедура регистрации этого бизнеса не сложная. К тому же от государства прямые инвесторы не просят финансирования. То есть являются частными вкладчиками. Далее к инвестированию могут быть привлечены коммерческие банки, сторонние организации. Для фонда прямых инвестиций закрытого типа это редкость, но ради долгосрочных инвестиций такое допускается.

Узнать о том как работает фонд прямых инвестиций, вы можете из видео:

Фонд прямых инвестиций простыми словами: эффективность и перспективы

Фонд прямых инвестиций – одна из наиболее выгодных форм вложений средств для получения высокого и стабильного дохода. Как вариант паевого инвестиционного фонда являются хорошей альтернативой банковским депозитам, особенно в долгосрочной перспективе.

Private Equity Fund или фонд прямых инвестиций – это законодательно регулируемая форма коллективных инвестиций путем выкупа контрольного пакета акций (или долговых обязательств) компаний, не прошедших процедуру публичной эмиссии (IPO). Средний срок инвестиций составляет 5-7 лет.

Прямые инвестиции представляют собой один из вариантов паевых инвестиционных фондов, основной целью которых является получение дохода от размещения средств инвесторов (пайщиков):

Общие характеристики фондов PE и ПИФ:

  • в большинстве стран, включая РФ, деятельность регламентируется одинаковыми законодательными актами;
  • инвесторы получают именные инвестиционные паи, количество которых пропорционально сумме вложенных средств;
  • льготное налогообложение − налоговые выплаты по доходу на прибыль наступают только в момент ее получения (после реализации инвестиционных паев), если их текущая рыночная цена превышает номинальную;
  • более высокий риск потери средств по сравнению с инструментами фиксированной доходности (облигациями) или государственными ценными бумагами (казначейские обязательства).
  • фонд прямых инвестиций не может вкладывать средства в акции или доли публичных компаний, а также акционерных обществ;
  • в отличие от ПИФ, прямая инвестиция всегда предусматривает право влиять на деятельность компании путем стратегического контроля или участия в совете директоров через блокирующий пакет акций;
  • запрещены прямые инвестиции в государственные предприятия и ценные бумаги;
  • участники PEF могут иметь разный вес в принятии решений, который определяется исключительно уставными документами фонда;

Отличия прямых и венчурных инвестиций

По выбору объектов вложения средств, организационной структуре, методам анализа и планируемой доходности, прямые инвестиции часто отождествляют с венчурными фондами, но данное сравнение не будет корректным, так как имеется несколько существенных различий:

  • В отличие от венчурных, прямые инвесторы не могут быть учредителями и приобретать ценные бумаги из первичной эмиссии. Вложение средств, производится исключительно покупкой дополнительных выпусков акций или облигаций.
  • Новые компании или стартапы (start up) обычно не являются приоритетными для PEF вложений. Чаще всего, дополнительно капитализируются компании, уже присутствующие на рынке, с устойчивой организационной, производственной и сбытовой структурой, нуждающиеся только в увеличении оборотных средств или окончании финансирования новых технологий. Но подобная практика не исключает варианты сотрудничества и с перспективными startup;
  • Венчурные вложения могут осуществляться суммами, не позволяющими участвовать в оперативном управлении, тогда как прямые фонды законодательно обязаны выбрать один из двух вариантов:
  • иметь своего представителя в совете директоров (не менее 10% объема акций);
  • блокирующий (25% + 1) или контрольный (50% +1) пакет акций.

Организационная структура

Стандартной формой организации фонда прямых инвестиций является общество или товарищества с ограниченной ответственностью (LPA в международной классификации), срок деятельности которого ограничен и обычно составляет 7-10 лет. Учредители делятся на две группы:

  • генеральный (управляющий) партнер (англ. General Partners, GP) – участие в оперативном управлении и принятии финансовых решений;
  • ограниченный (лимитированный, Limited Partners, LP) – крупные, обычно институциональные, инвесторы такие как пенсионные, страховые, хеджевые и частные фонды, или другие инвесторы, не имеющие блокирующего голоса.

В ряде стран может отсутствовать понятие «инвестиционное партнерство», которое в мировой деловой практике законодательно разграничивает частные вложения от институциональных или портфельных. Это может создавать трудности в работе за пределами страны регистрации. Например, в РФ подобная деятельность относятся к разделу «ПИФ для квалифицированных инвесторов», в которых паи не могут быть проданы или переданы третьим лицам. Также, законодатель может квалифицировать фонд как венчурный, несмотря на принципиальные различия, описанные в разделе выше, устанавливать ограничения на сроки и объемы выплат, подробную финансовую отчетность, которая во многих случаях не нужна.

Порядок привлечения и размещения средств

Международная классификация относит к прямым вложения, при которых инвестор приобретает не менее 10% уставного капитала через доэмиссию акций или облигации.

Фонды прямых инвестиций могут осуществлять вложения напрямую или через портфельные компании, что является наиболее распространенной практикой среди фондов США и Европы. Хорошо диверсифицированный «портфель» из акции и долей компаний из разных секторов экономики позволяет значительно снизить риски потерь и не требует создания отдельного подразделения анализа и контроля

Частные деньги могут инвестироваться целенаправленно, особенно, если менеджмент состоит из квалифицированных специалистов в определенной области или средства аккумулируются под заранее выбранный список компаний. Это позволяет принимать решения не только на базе стандартных оценочных методик, таких как EBITDA, но и на основании инсайдерской информации, что, кроме получения высокого дохода, дает возможность:

  • приобрести «проблемные» банковские и залоговые активы компании с существенным дисконтом;
  • не обращать внимания на текущую долговую нагрузку в случае хороших перспектив увеличения денежного оборота в будущем;
  • найти компании со значительной неоодоцененностью («мусорные» акции) или уникальными технологиями;
  • работать на «нишевых» рынках, которые обладают малой реакцией на макроэкономические изменения;
  • купленные долговые обязательства могут быть использованы как дополнительный капитал (левередж, leveraged buy-out, LBO) в портфельных вложениях;

Распределение прибыли

С точки зрения сроков прибыли, фонды PEF разделяются на симметричные, в которых доход выплачивается только после продажи имеющихся ценных бумаг, и асимметричные, где инвесторы имеют разные сроки получения прибыли, потому что передают свои паи другим учредителям по цене выше приобретения.

Основной проблемой точного расчета текущей операционной цены является ограниченная ликвидность обеспечивающих ее ценных бумаг. Именно они, в первую очередь, подтверждают право контроля и управления, но не могут быть напрямую реализованы через биржевой и внебиржевой рынок, что повышает риск вложений в фонд прямых инвестиций. Простыми словами, получить максимальный доход возможно только через продажу объекта инвестиций:

  • новому стратегическому инвестору или Private Equity Fund;
  • запуск процедуры IPO и выход акций в свободное биржевое обращение. В случае хороших финансовых показателей самый выгодный вариант с точки зрения прибыли;
  • выкуп контрольного или блокирующего пакета менеджментом компании за счет собственных (Buy-In Management Buy-Out, BIMBO − совместный управленческий выкуп) или заемных (Leveraged Buy-Out, LBO) средств.

Регулирование и деятельность в РФ

Основным документом, регламентирующим деятельность фондов прямого инвестирования в РФ, является Федеральный Закон №156-Ф3 «Об инвестиционных фондах», традиционно для стран СНГ устанавливающий более жесткие, по сравнению с США и Европой, нормы деятельности в части финансовой отчетности и независимого аудита.

За последние два года наблюдается резкий рост активности и объемов инвестиций, значительную роль в этом процессе выполняют государственные программы поддержки инвестиционного рынка. Так по итогам 2015 года прирост венчурных и прямых инвестиций в экономику РФ составил 97% по сравнению с 2014 г., а в целом рынок прямых (PE) и венчурных (VE) инвестиций оценивается в 24,7 млрд. долларов, даже с учетом девальвации рубля.

Отдельно необходимо выделить Российский Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ) созданный правительством РФ в 2011 г. для инвестиций в стратегические отрасли и предприятия с капиталом более 10 млрд. долларов.

Источники: http://creativeconomy.ru/lib/4956, http://dengikupera.ru/investicyi/fond-pryamyh-investitsij/, http://moneymakerfactory.ru/spravochnik/fond-pryamyih-investitsiya/

Комментировать
0
120 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно