Региональная система управления инвестициями
Несомненно, что процесс инвестирования в регионе нуждается в управлении. Основным принципом управления инвестициями, по нашему мнению, может быть создание централизованной и иерархиезированной системы, основными целями которой являются:
à стимулирование инвестиционной деятельности в регионе;
à повышение инвестиционной привлекательности региона.
В этой связи, система управления может строиться по трем основным направлениям (рис. 10).
Рис. 10. Принципы управления инвестициями
на региональном уровне
Основные задачи по направлениям состоят в следующем:
1. Региональный брендинг:
à создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в регион;
à создание регионального фонда по страхованию инвестиций;
à создание специализированного регионального органа по координации инвестиционной деятельности.
2. Корпоративный брендинг:
à стимулирование создания инвестиционно активных корпоративных структур и улучшения их имиджа за пределами региона;
à поддержка перспективных корпоративных структур, вывод их с микро на мезоуровень;
à стимулирование региональной вертикальной и горизонтальной интеграции для увеличения гибкости инвестиционных ресурсов.
3. Фискальные меры:
à инвестиционное налоговое кредитование;
à реструктуризация взаимных долгов;
à нетарифное регулирование экономических отношений.
В рамках создаваемой системы управления необходимо принятие следующих мер:
а) сфера экономики:
à развитие инфраструктуры;
à аккумуляция ресурсов;
à совершенствование коммуникаций;
б) сфера юриспруденции:
à законодательная защита инвесторов;
à региональные инвестиционные программы;
à бюджетные ассигнования.
Создание и реализация такой системы, на наш взгляд, позволит региону повысить свою инвестиционную привлекательность и осуществить комплекс преобразований для повышения своей бюджетной эффективности.
46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Удалых О.О. (ру) Управление инвестиционной деятельностью промышленного предприятия (2006)
8.2. Сущность управления инвестиционной деятельностью в регионе
На инвестиционный климат региона можно воздействовать методами регионального управления, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на объекты управления (Хозяйственный комплекс региона, социальную инфраструктуру, население и трудовые ресурсы, природные ресурсы и др.)., а также на административно-территориальные единицы, которые находятся на территории региона.
Учитывая важнейшую роль инвестиций в функционировании и развитии экономических процессов, особое значение в региональном управлении принадлежит управлению инвестиционной деятельностью.
Управление инвестиционной деятельностью в регионе в современных условиях имеет важное значение. Расширение экономической самостоятельности регионов усиливает роль местных органов государственной власти и самоуправления в решении вопросов, связанных
с развитием инвестиционных процессов, формированием, перераспределением и использованием существующих и возможных инвестиционных ресурсов, созданием благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.
Управление инвестиционной деятельностью в регионе представляет собой целенаправленный прямой и косвенное влияние регулирующих субъектов на инвестиционные процессы с целью повышения инвестиционной привлекательности региона и активизации инвестиционной деятельности.
Основная цель управления инвестиционной деятельностью в регионе — это активизация инвестиционной деятельности и формирования благоприятного инвестиционного климата на территории региона. Для достижения этой цели предполагается решить ряд задач стратегического и тактического плана.
Стратегические задачи управления инвестиционной деятельностью — это задача, решение которых направлено на стабилизацию и прогрессивное развитие экономики региона; реструктуризации хозяйственного комплекса региона, создание привлекательных условий инвестиционной деятельности.
В тактических задач регионального управления инвестиционной деятельностью относятся разработка функций и организационной структуры государственных органов управления инвестиционной деятельностью в регионе, содействие реализации в регионе государственной инвестиционной политики, разработка на ее основе и реализация региональной инвестиционной политики, выбор и обоснование приоритетных объектов инвестирования, повышение
эффективности инвестиционных процессов, снижение рисков инвестиционной деятельности.
Объектами управления инвестиционной деятельностью в регионе есть условия формирования и использования инвестиционных ресурсов из различных источников финансирования, инвестиционный комплекс региона.
К инвестиционного комплекса региона относятся
— Проектные предприятия и архитектура;
— Предприятия и организации инвестицийнозничимих отраслей, т.е. предприятия химической, металлургической, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, производства строительных материалов, подрядные строительные организации;
— Инфраструктура регионального инвестиционного рынка.
Управление инвестиционной деятельностью в регионе осуществляется в двух формах влияния — Прямом и косвенном.
Прямое влияние региона на инвестиционную деятельность заключается в управлении инвестициями региональных источников финансирования. Решение о финансировании проектов за счет региональных инвестиционных ресурсов принимают органы местного самоуправления региона, при условии, что данный проект получил поддержку местных органов власти и вошел в состав региональной инвестиционной программы.
Цели использования региональных ресурсов для финансирования инвестиций следующие:
— Пополнение доходной базы регионального бюджета (может осуществляться за счет улучшение финансового состояния предприятий, стабилизации налоговых платежей, а также неналоговых форм доходов)
— Инвестирование новых коммунальных технологий, что приводит, с одной стороны, к повышение качества коммунальных услуг для предприятий и населения, с другой стороны — К уменьшению стоимости единицы этих услуг;
— Повышение инвестиционной привлекательности региона (развитие рыночной, инвестиционной, транспортной, информационной инфраструктуры в регионе);
— Изменения в структуре и объеме коммунальной собственности (активное использование коммунальной собственности, расширения ее объемов и улучшение структуры в соответствии с целями социально-экономического развития региона);
— Улучшение экологической ситуации в регионе (инвестиции в проекты, направленные на экологической реструктуризации региона, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, переработку вторичных отходов)
— Улучшение социальной обстановки в регионе (сохранение и создание новых рабочих мест, рост уровня доходов, улучшение качества жизни населения).
Таким образом, через региональные инвестиции местные органы власти могут влиять на характер инвестиционного климата на территории региона и поддерживать системное развитие инвестиционного процесса.
Косвенное управления инвестиционной деятельностью в регионе заключается в регулировании условий осуществления инвестиционной деятельности в регионе.
Направления регионального управления инвестиционной деятельностью представлены на рис. 8.2.
Управление инвестиционной деятельностью на уровне региона осуществляется специально созданными организационными структурами — Управлением инвестиционной политики и производственных ресурсов главного управления экономики областной государственной администрации и ее отделом инвестиционной политики и развития социальной сферы. На уровне городов управления инвестиционной деятельностью осуществляется отделом инвестиций, созданным при городском исполнительном комитете и подконтрольным областному управлению инвестиционной политики и производственных ресурсов.
Управление инвестиционной политики и производственных ресурсов главного управления экономики областной государственной администрации работает по следующим основным направлениям:
— Содействие реализации на территории области государственной инвестиционной политики;
Рис. 8.2. Направления управления инвестиционной деятельностью в региона
— Содействие комплексному социально-экономическому развитию области, развитию инвестиционного потенциала, а также производственного потенциала предприятий через привлечение для этого инвестиционных вложений;
— Разработка и реализация мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории региона;
— Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику области;
— Участие в разработке и реализации перспективных и текущих программ социально-экономического развития области.
Отдел инвестиционной политики и развития социальной сферы выполняет следующие функции:
— Готовит данные о наличии инвестиционных ресурсов на территории области;
— Рассматривает инвестиционные предложения предприятий, формирует «и уточняет каталоги инвестиционных предложений предприятий области;
— Разрабатывает прогнозные показатели капитального строительства объектов, которые являются основой для разработки проекта бюджета области;
— Разрабатывает предложения к проекту Государственной программы экономического и социального развития Украины и долгосрочных прогнозов, проектов годовых программ капитального строительства объектов производственного и социального значения, развития институтов здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры и спорта на территории области;
— Участвует в разработке проектов государственных отраслевых и региональных программ по соответствующих разделах;
— Разрабатывает соответствующие разделы проектов программ социально-экономического развития области, участвует в организации их выполнения;
— Готовит предложения к проекту бюджета области по капитальных вложений и социально-культурного развития,
— Разрабатывает проекты программ капитального строительства объектов по заказу областной государственной администрации за счет бюджетных средств;
— Формирует программу капитального строительства объектов производственного и социально-культурного назначения за счет всех источников финансирования в городах и районах области;
— Анализирует отраслевую структуру капитальных вложений предприятий всех форм собственности;
— Анализирует выполнение инвестиционных программ в области программ развития и использования сети учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной обеспечения, физкультуры и спорта, содействует выполнению этих программ;
— Анализирует объемы иностранных инвестиций в экономику области за соответствующий период;
— Анализирует обеспеченность населения области, городов и районов объектами социально-культурного назначения, готовит предложения по их рациональному использованию и дальнейшему развитию;
— Разрабатывает предложения по передаче в коммунальную, общегосударственную собственность объектов социально-культурного назначения;
— Осуществляет доведение показателей программ капитального строительства республик, районным государственным администрациям, отделам и управлениям областной государственной администрации и других органов;
— Обеспечивает своевременное рассмотрение предложений, заявлений, обращений граждан, предприятий и организаций по вопросам инвестиционной деятельности, социально-культурного развития;
— Готовит меры по реализации наказов избирателей депутатам соответствующего совета, контролирует их выполнение;
— Осуществляет методическое руководство и координирует деятельность управлений, отделов, других подразделений областной государственной администрации и городских исполкомов по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
— Обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в компетенцию отдела, готовит предложения по совершенствованию этого законодательства.
Для повышения инвестиционной привлекательности в отдельных регионах могут создаваться специальные экономические зоны и территории приоритетного развития с целью внедрения специального режима инвестиционной деятельности.
Специальные экономические зоны — это обозначенные государством территории, в которых создается особенно благоприятная экономическая обстановка для инвесторов благодаря льготному налоговом, таможенном и законодательном режимам.
Специальные экономические зоны классифицируются по ряду признаков:
— Месту расположения (внутренние и внешние);
— Характером объектов зонирования (локальные и комплексные)
— Взаимоотношениям с национальной экономикой (анклавные и интеграционные)
— Функциональной ориентацией (торговые, торгово-производственные, научно-технические, туристические, информационные и др.)..
Особенностью функционирования БЕЗ является их способность работать по «шлюзовом» принципу. Есть национальные товары и услуги поступают на мировой рынок, а иностранные ресурсы вливаются в национальную экономику, играя важную роль в развития страны.
Территория приоритетного развития — это территория в пределах города, района, на которой образовались неблагоприятные социально-экономические условия и на которой вводится специальный режим инвестиционной деятельности с целью создания новых рабочих мест и специальный режим инвестиционной деятельности [19].
Специальный режим инвестиционной деятельности — это режим, который предусматривает введение налоговых, таможенных и других льгот для субъектов предпринимательской деятельности, реализуют инвестиционные проекты [19].
Региональная система управления инвестициями
Несомненно, что процесс инвестирования в регионе нуждается в управлении. Основным принципом управления инвестициями, по нашему мнению, может быть создание централизованной и иерархиезированной системы, основными целями которой являются:
стимулирование инвестиционной деятельности в регионе;
повышение инвестиционной привлекательности региона.
В этой связи, система управления может строиться по трем основным направлениям (рис. 6).
Основные задачи по направлениям состоят в следующем:
1. Региональный брендинг:
создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в регион;
создание регионального фонда по страхованию инвестиций;
создание специализированного регионального органа по координации инвестиционной деятельности.
Рис. 6. Принципы управления инвестициями на региональном уровне
2. Корпоративный брендинг:
стимулирование создания инвестиционно активных корпоративных структур и улучшения их имиджа за пределами региона;
поддержка перспективных корпоративных структур, вывод их с микро- на мезоуровень;
стимулирование региональной вертикальной и горизонтальной интеграции для увеличения гибкости инвестиционных ресурсов.
3. Фискальные меры:
инвестиционное налоговое кредитование;
реструктуризация взаимных долгов;
нетарифное регулирование экономических отношений.
В рамках создаваемой системы управления необходимо принятие следующих мер:
а) сфера экономики:
б) сфера юриспруденции:
законодательная защита инвесторов;
региональные инвестиционные программы;
Создание и реализация такой системы, на наш взгляд, позволит региону повысить свою инвестиционную привлекательность и осуществить комплекс преобразований для повышения своей бюджетной эффективности.
В этих условиях, необходимо провести классификацию объектов инвестиций, которые для всех участников инвестиционного рынка в регионе могут быть объединены в инвестиционный портфель.
Инвестиционная деятельность региона в условиях финансового кризиса
Приток иностранных капиталовложений в любой из российских регионов определяется преимуществами созданного в нем инвестиционного климата по сравнению с другими территориями. В последние годы в области проводилась целенаправленная работа по формированию инвестиционного климата области – с учетом как внутрирегиональных особенностей, так и тенденций в международных инвестиционных процессах. С юридической точки зрения центральной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования. В дополнение к законодательным актам федерального уровня в области приняты и действуют ряд законов, защищающих интересы инвесторов и предоставляющих им государственную поддержку. Всего за последние два года в области было принято более 50 нормативно-правовых актов, в том числе 11 законов, действие которых непосредственно направлено на создание благоприятных условий развития и обеспечение инвестиционной деятельности. Реализация инвестиционных возможностей предполагает также наличие соответствующей организационной и информационной поддержки. Область располагает относительно развитой банковской сетью, представленной как омскими банками, так и филиалами иногородних банков. Все они до недавнего времени достаточно активно участвовали в инвестиционном процессе. С образованием Омского регионального отделения ФКЦБ России получило развитие такое новое направление инвестиционной деятельности в регионе, как работа на фондовом рынке с государственными ценными бумагами и акциями предприятий. В сотрудничестве с Западно-Сибирским центром инвестиций идет формирование информационного банка данных об участниках рынка ценных бумаг, готовится к изданию ежемесячный бюллетень «Финансовый рынок Омской области», готовится выпуск лазерного компакт-диска «Инвестиционные возможности Омской области». Потенциальные инвесторы имеют возможность получить ежегодно обновляемый перечень инвестиционных проектов омских предприятий и фирм на русском и иностранных языках.
Вся эта разноплановая работа осуществляется квалифицированными специалистами по инвестиционному проектированию, которые прошли подготовку в Сибирском институте фондового рынка, открытом не так давно в Омске. В реализации региональной инвестиционной политики создание организационной структуры – это еще полдела. Важно то, что система заработала на практике. Был организован и успешно прошел первый обучающий семинар по инвестиционному проектированию для специалистов акционерных обществ. Он был одинаково полезен как для начинающих, так и для тех, кто уже имеет опыт инвестиционного сотрудничества.
А таких немало. Удачной можно назвать и реализацию при поддержке Администрации области масштабных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала: выпуск шин совместным российско-словацким предприятием «Матадор-Омскшина», сотрудничество со шведской компанией «Вольво» по выпуску городских автобусов, партнерство омского агрегатного завода с итальянскими и французскими фирмами в производстве компрессоров, предоставление услуг в сфере коммуникаций российско-люксембургским предприятием «Сибирская сотовая связь» и другие. Разработанная в регионе инвестиционная стратегия начала давать реальные плоды. По итогам 1997 г. Омская область вышла на второе место (пропустив вперед лишь Москву), с объемом иностранных инвестиций, составивших около 3,5% от общероссийского показателя. Показатели только января-октября 1998 г. превзошли прошлогодние в полтора раза – и это с учетом нараставшего финансового кризиса. Перспективы расширения инвестиционного сотрудничества области, несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку, оценивались как весьма перспективные.
Обвал финансового и фондового рынков в России, усугубление бюджетного кризиса парализовали не только внутреннюю платежную систему, но и поставили под вопрос реализацию инвестиционных проектов с привлечением иностранного капитала. Известно, что ряд крупных иностранных банков, специализировавшихся на инвестициях в Россию, рекомендовали своим клиентам воздержаться от сотрудничества с российскими партнерами. Ситуация кризиса – это момент принятия стратегического решения о направлении последующего развития. В ней всегда скрыты две возможности: дальнейшего безнадежного ухудшения и – при условии предельной концентрации имеющихся ресурсов – стабилизация положения с постепенным выходом из критического положения. Именно поэтому в экстремальной ситуации важно сохранять наступательный подход, действовать не оборонительно, а предприимчиво, меняя тактику с учетом изменившихся условий. Изначально при формировании инвестиционной стратегии региона первым шагом стало определение приоритетных направлений и объектов социально-экономического развития. Была сделана комплексная оценка потенциала региона, его ресурсных возможностей. Следующим шагом было выделение секторов, которые будут развиваться в расчете на удержание и расширение внутреннего рынка – и именно здесь упор делался на иностранные инвестиции, которые приносят с собой новые технологии, новый опыт управления и, соответственно, капиталы. Развитие этих экономических «точек роста» – реальная основа и для завоевания внешних рынков. Такой подход в нынешних условиях показывает свою результативность: мы имеем четкое представление о приоритетных отраслях, куда могут и должны быть в первую очередь привлечены инвестиции, где уже привлеченный капитал следует поддерживать, создавая ему максимально благоприятные условия. По нашему мнению, это машиностроение и сельхозпереработка.
В условиях предстоящего резкого сокращения импортных закупок именно эти отрасли станут основными производителями импортозамещающей продукции. Тем самым возможно сгладить последствия кризиса для населения и промышленных предприятий. Учитывая очевидную конкурентоспособность продукции нефтепереработки и нефтехимии на мировых рынках, необходимо прилагать усилия к поиску новых экспортных «ниш», однако не в ущерб присутствию на традиционных рынках сбыта. Эти отраслевые производители по-прежнему дают основные валютные и налоговые поступления. В разработанной Администрацией области Концепции развития внешнеэкономических связей региона на период до 2005 г. выделены приоритетные географические направления международного экономического сотрудничества. И в этом случае сложившиеся условия хозяйствования подтвердили верность концептуальных разработок. Наиболее перспективными для развития сотрудничества становятся:
государства СНГ с их тесной взаимозависимостью с российской экономикой (внимание, которое постоянно уделялось этому географическому направлению, и особенно Казахстану, позволяют рассчитывать не только на сохранение взаимных товарных потоков, но и на их увеличение);
страны Юго-Восточной Азии, преодолевающие аналогичный по характеру кризис, все больший интерес проявляют к расширению сотрудничества с российскими территориями. Особенностью организации бизнеса этой группы стран является умение настойчиво продвигать свои капиталы туда, где это приносит прибыль обеим сторонам, и, что более важно, наличие опыта работы с учетом инвестиционных рисков.
Достаточно привести пример Китая – страны, являющейся не только крупнейшим получателем иностранных инвестиций, но и успешно вкладывающей свои капиталы за границей. Что касается наших европейских партнеров, то нам хорошо известна их осторожность, тщательный просчет ситуации. Европейские инвесторы, стремясь адекватно оценить степень риска финансовых вложений в российскую экономику, всегда с большим вниманием изучали ситуацию в отдельных российских регионах, выбирая наиболее привлекательные для сотрудничества. Нам понятна эта тактика – особенно сегодня, когда от возможностей и намерений региональных администраций во многом зависит сохранение инвестиционного потенциала территории.
Ясно и другое. В сотрудничестве с европейскими государствами уже пройден долгий путь, накоплен большой позитивный опыт. Достаточно сказать, что все крупнейшие инвестиционные проекты на территории области осуществляются при участии европейских партнеров – Швеции, Люксембурга, Германии, Бельгии. Принятие скоропалительных решений о выводе капитала, свертывании инвестиционного сотрудничества неизбежно повлечет за собой потерю динамики развития европейской экономики, утрату возможностей создания новых рабочих мест, освоения нашего емкого российского рынка. И здесь справедливо будет подчеркнуть: с момента обострения финансового кризиса до сегодняшнего дня ни один из стратегических инвесторов, сотрудничающих с омскими предприятиями, не заявил о намерениях вывести свой капитал из проекта. Более того, в настоящее время крупнейший мировой производитель пива бельгийская фирма «Интербрю», познакомившись с производственными возможностями ЗАО «Росар», приняла решение о стратегическом инвестировании. Партнеры разработали инвестиционную программу реконструкции предприятия, рассчитанную на 1998-2000 гг., общей стоимостью более 70 млн. долл. США. Планируется расширение производства и освоение новых немецких технологий совместным российско-германским предприятием «Полет-Фриз».
Общая ситуация в экономике России, позиция Правительства показывают, что от того, как будут складываться дела в каждом отдельном субъекте Федерации, насколько твердой будет позиция региональных органов исполнительной власти в стремлении сохранить достигнутое в международном экономическом сотрудничестве, зависит не только минимизация последствий кризиса для населения данной территории, но и то, какое место займет российское государство в мировом экономическом пространстве XXI века.
Источники: http://studopedia.ru/12_187286_regionalnaya-sistema-upravleniya-investitsiyami.html, http://readbookz.net/pbooks/book-28/ru/chapter-1342/, http://studfiles.net/preview/1099467/page:45/