Ведущие рынок инвестиций инновационные проекты

СОДЕРЖАНИЕ
0
164 просмотров
29 января 2019

Инновационные инвестиции

Современные кризисные условия ведения экономических отношений, обусловленные конкуренцией, в качестве способа разрешения экономических проблем государства и предприятий, рассматривают необходимость внедрения новейших достижений и решений науки и техники.

Как считают эксперты, каждое из успешно развивающихся предприятий, ориентированных на интенсивный экономический рост для достижения своих целей просто обязано использовать инновационные стратегии в своей деятельности. Однако, несмотря на всю распространенность такого подхода, нужно понимать, что их использование требует значительных капиталовложений со стороны инвесторов, ориентированных на рентабельность подобных мероприятий. Рационально ли для потенциальных вкладчиков осуществлять инвестиции в инновации? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Распространенные формы инновационных инвестиций

Инвестиции и инновации неразрывно связанны друг с другом в рамках сегодняшнего производственного процесса независимо от масштабов бизнеса. Вливание капитала в инновации преследует цели введения новых технологических решений в деятельность компаний и предприятий. Но нужно понимать и то, что как бы ни был интересен проект с научной точки зрения или точки зрения развития производства, на первое место, всегда выходит его рентабельность и получение в будущем прибыли. Осуществление подобных вложений возможно в двух формах:

  1. Вложение средств для целей приобретения продукта инновационных технологий, решений, лицензий, патентов;
  2. Вложение средств в разработку продуктов инновационной деятельности.

Процесс покупки продукта инноваций, безусловно, менее затратное и кропотливое мероприятие. Такие продукты, как правило, имеют форму нематериальных активов – лицензий, ноу-хау, полезных моделей, изобретений, торговых знаков и т.д. Вложение средств в подобные инновации, с точки зрения инвестора, требует меньших вложений, однако потенциальная прибыль в данном случае будет также меньше, в силу возможности использования этих инноваций конкурирующими институтами.

Что касается разработки инноваций, то данное мероприятие отличается более высокой степенью затрат, повышенными рисками неудачного результата, отсутствием ожидаемых качеств, и как следствием – отсутствием «профита». Между тем такой «инжиниринг» может принести куда больший эффект от вложений в него, чем от простой покупки продукта. В большинстве случаев, подобные инновационные инвестиции позволяют в разы удешевить производимую продукцию, следствием чего становится преумножение капитала инвестора в некоторых случаях существеннее и быстрее чем ожидалось.

«Побочные» цели инновационных инвестиций и популярные направления

Безусловно, итоговой направленностью любой инвестиционной деятельности, является прирост капитала инвестора. Не является исключением и сфера инноваций. Однако, в отличие от иных инвестиционных институтов, капиталовложение в инновации выгодно для инвесторов не только ввиду увеличения дохода, но и благодаря достижению иных, по своей природе «побочных», хотя и более важных целей. Они могут отличаться в зависимости от сферы деятельности и направления объекта инвестирования. Среди них эксперты выделяют:

  • товарную инновацию – получение качественно нового товара;
  • техническую инновацию – создание нового метода производства;
  • рыночная инновация – создание новых рынков для сбыта услуг и товаров;
  • маркетинговая инновация – создание новых поставщиков;
  • социальная инновация – повышение уровня жизни;
  • экологическая инновация – улучшение условий производства, пагубно влияющих на среду.

Что касается основных направлений и отраслей, популярных сегодня для вложения капитала в инновации, то, как оказалось, их не так уж и много. По подсчетам экспертов, бесспорным лидером этого процесса считается направление высоких информационных технологий и инвестиции в интернет-проекты. Данная сфера занимает 50% всего мирового рынка инновационных инвестиций. После нее идет сфера биотехнологий, занимающая 30%. Все остальные отрасли существенно от них отстают, хотя являются не менее заманчивыми в перспективе.

Что касается отечественных компаний, то тут ситуация выглядит несколько хуже. Чаще всего, внедрение инновационных технологий в российских производствах осуществляется за счет их собственных средств, которых, как всегда недостаточно. Привлечение средств извне имеет существенные проблемы, так как рынок капиталов РФ находится в глубоком упадке. Такие тенденции, естественно, пагубно влияют на состояние экономики, результат которого мы можем сегодня лицезреть в полной мере. Еще одной огромной проблемой этого процесса является недальновидность отечественных потенциальных инвесторов и их направленность исключительно на максимальную доходность своих инвестиций. Подобный подход губителен для сектора экономики.

Среди потенциально рентабельных направлений в секторе инновационных инвестиций, помимо ИТ и биотехнологий в СНГ, эксперты выделяют:

  • машиностроение;
  • ракетостроение;
  • самолетостроение;
  • информатизация;
  • военная отрасль и производство оружия;
  • космические программы и т.д.

Безусловно, инвестиции в инновации возможны только со стороны крупных инвесторов, далеко не всегда заостряющих внимание на иных, кроме получения прибыли целях. Для них важно понять, что только таким, инновационным путем, удастся достичь не только экономического, но и социального эффекта от инвестиций. Для мелких вкладчиков следует искать иные, более рисковые и менее затратные инструменты для приумножения своей прибыли.

Как осуществляется управление инвестиционной политикой в регионах.

Механизм работы и стадии предоставления венчурных инвестиций.

Стартап как объект инвестирования и способы.

Критерии инвестирования в облигации и их виды.

Инновационное направление инвестиций

Достаточно давно и практически на всех уровнях звучит очевидная мысль о том, что без реального включения инновационного фактора Российской экономике будет очень сложно подняться на достойное место. В первую очередь, данный вопрос стоит на уровне национальной безопасности и служит лейтмотивом трансформации государственной инвестиционной политики, которая пока не приобрела форму радикальных изменений. Инвестиции в инновации должны в ближайшее время претерпеть качественные и количественные изменения. Приглашаю к размышлениям на эту тему.

Место инноваций в инвестиционной практике

Под инновацией следует понимать комплекс изобретения, новшества и нововведения в материальной или интеллектуальной сфере, являющийся результатом творчества людей, доведенный до стадии коммерческого или иного нового продукта. Инновации осуществляются в области техники и технологии, управления и организации. Такие нововведения способны существенно изменить рыночную позицию субъекта инвестиций за счет очевидных преимуществ перед конкурентами. Основной целью они имеют обеспечение в будущем экономических выгод. Ожидаемые выгоды значительно превышают эффекты от обычных в традиционном понимании инвестиций, свойственных соответствующей отрасли деятельности. Инновации имеют три фундаментальных параметра, которые необходимо учитывать.

  1. Присутствие творческого процесса, являющегося основой изобретений и нововведений.
  2. Отличительная новизна инноваций.
  3. Результатом инноваций служит генерация дополнительного дохода, который подлежит оценке.

Существенное значение имеет формализация указанных параметров для целей объективности и подлинности инноваций. Понятие творческого процесса тесно связано с системным явлением проблемы, которая имеет форму проявленных и скрытых трудностей и возможностей. Они охватывают области менеджмента, товарных, интеллектуальных продуктов, представленных на рынке и в обществе. Выявление корневых проблем и возможностей происходит в результате исследований, которые основаны на научном подходе. Бюджеты НИОКР служат количественным измерителем инвестиций субъектов деятельности в исследования как части творческого процесса инноваций.

Формальный характер отличительной новизне придает получение патента на изобретение. Этим фактом подтверждаются его уникальность и охраняемые на государственном уровне права. Вторичным эффектом патентной регистрации является оригинальность новой идеи и разработки. Новый доход, который генерируется в результате введения результатов изобретения в практику бизнеса или других общественных институтов, фиксирует в количественном формате факт полезности нововведения. Доход служит «линией водораздела» между изобретением и реализованной инновацией. Генерируемый доход является комплексной категорией и подразумевает следующие выгоды:

  • приращение прибыли;
  • увеличение рыночной доли компании;
  • снижение издержек;
  • роялти по договору коммерческой концессии;
  • лицензионные платежи.

Инвестиции и инновации – тесно взаимосвязанные категории, описывающие идентичные по экономической природе процессы вложений средств, которые осуществляются с близкими целями. Инновационные проекты являются частными случаями инвестиционных проектных задач, для которых экономическая эффективность прогнозируется на значительно более высоких уровнях. Вместе с тем, и рисковая составляющая для инновационных вложений существенно выше, что в российских условиях слабого рынка мешает их развитию.

Виды и направления инвестиций в инновации

В международной практике разработаны и действуют специальные методологические принципы для статистического измерения результатов инновационной деятельности. Евростатом разработано OSLO MANUAL – общепризнанное руководство, включающее данные основополагающие принципы. В 2005 году выпущена третья редакция настоящего руководства, в котором дается определение инноваций и их основные типы:

  • стратегические инновации;
  • технологические (продуктовые, процессные) инновации;
  • управленческие нововведения;
  • организационные инновации;
  • маркетинговые новшества;
  • экологические инновации;
  • эстетические инновации.

Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер в 50-е годы XX века впервые ввел в экономическую терминологию понятие инноваций. Наиболее известна его «Динамическая концепция экономического цикла», в которой ученый выделил несколько инновационных направлений. Кратко можно определить пять вариантов нововведений.

  1. Научные открытия и радикально новые подходы к применению продуктов, открывающие возможности для внедрения технологических инноваций, которые воодушевленно воспринимаются рынком.
  2. Разработка и производство продукта с совершенно новыми потребительскими качествами, которых до настоящего времени не было представлено на рынке.
  3. Создание абсолютно нового рынка для реализации действующих продуктов одной из отраслей.
  4. Инновация источника или сырья для создания продукта.
  5. Управленческая или организационная инновация.

По степени новизны различают следующие виды инноваций:

  • базовые нововведения (инновации закладывают основу для возникновения целой новой отрасли);
  • улучшающие инновации (глубокая модернизация созданного ранее продукта);
  • псевдоинновации (продлевают срок жизни улучшающих инноваций).

В последние годы состав институтов, обеспечивающих инновации, постоянно растет. Указом Президента РФ от 18.06.2012 за № 878 комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России преобразована в Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Инновационная и инвестиционная деятельность занимает все большее место в экономической политике государства. В настоящее время действуют пять стратегических направлений в сфере инноваций, обеспечение реализации которых является приоритетным.

  1. Проекты энергоэффективности и ресурсосбережения.
  2. Проекты, относящиеся к ядерным технологиям. Среди перспективных направлений: управляемый термоядерный синтез (практическое освоение к 2050 г.), замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейронах (к 2030 г.).
  3. Проекты в сфере компьютерных технологий и ПО. Наиболее весомо среди данных проектов выглядит направление «Развитие суперкомпьютеров и ГРИД-технологий» (ГРИД-технологии – форма распределенных вычислений, виртуальный суперкомпьютер).
  4. Проекты в области космических технологий и телекоммуникаций.
  5. Проекты по разработке отечественной медицинской техники и фармацевтика мирового уровня.

Статистическая поддержка инвестиций в инновации

Ни одна цель в современной экономике не достижима без перевода в задачный формат. Присутствие пяти задачных параметров определяет само наличие задачи как средства и объекта управления. Данному вопросу посвящена отдельная статья на тему определения целей и задач проекта. Напомню лишь, что формулировка задачи подразумевает количественное определение результата, что придает ей точность и однозначность понимания постановщика и ответственного ресурса критерия достижимости.

Из настоящих посылов следует, что для решения задачи мощного инновационного прорыва требуется информационный плацдарм, опираясь на который удастся построить стратегически выверенные векторы изменения уровней показателей. Измененные параметры инновационной деятельности засвидетельствуют тот самый прорыв, к которому стремится общество. Поэтому статистика играет важную роль и в формировании исходного цифрового базиса, и в свидетельстве качественных изменений.

Действия Росстата не безупречны, но заслуживают внимания, поскольку Федеральная Служба вполне справляется со своими задачами. За основу для рассмотрения результатов статистических отчетов далее взят отчет Росстата «Статистика инноваций в России» с анализом динамики инновационных параметров с 2000 по 2014 годы. Далее представлены основные определения инновационным понятиям, которые применяет Служба в практике сбора и обработки информации.

В западной управленческой методологии существует концепция BSC, которая использует многоуровневый состав показателей результативности (КПР/KPI). Российская управленческая наука оперирует ключевыми показателями эффективности (КПЭ), которые несколько отличаются от КПР, но по сути играют ту же роль количественных параметров задач для постановки их ответственным ресурсам. Для вывода КПЭ важную роль играют статистические измерения инновационной деятельности, включающих ряд параметров, таких, например, как:

  • число зарегистрированных патентов;
  • размер осуществленных платежей за инновационные технологии;
  • количество созданных инноваций;
  • затраты на инновационные цели по отраслям, регионам и отдельным компаниям;
  • уровень инновационной активности предприятий, отраслей и регионов.

Далее приводятся примеры динамики некоторых статистических показателей в сфере инвестиций в инновации из представленного перечня.

Основные проблемы российской инновационной политики

С учетом имеющегося статистического базиса сформировать состав КПЭ по задачам инновационного развития не составляет труда. В настоящий момент основные элементы инновационной инфраструктуры созданы. Государство активно участвует в финансировании инноваций через созданную Российскую венчурную компанию. Налоговое законодательство имеет аналогичную лучшим западным образцам модель льготирования инноваций. Принята IV часть ГК, регулирующая вопросы, связанные с оборотом и защитой прав интеллектуальной собственности. Созданы государственные вертикально интегрированные корпорации на ключевых инновационных направлениях экономики. Государство проводит свою инновационную политику посредством следующих методов:

  • прямые методы влияния через бюджет;
  • прямое административное воздействие;
  • прямые методы регулирования через институты развития;
  • косвенные методы влияния через установление «правил игры»;
  • косвенные методы инфраструктурного развития.

В последние годы достаточно много и в СМИ, и на уровне руководства страны говорится о национальной инновационной системе (НИС). Под ней предлагается понимать совокупность экономических субъектов, объединенных в систему реализации инновационной деятельности на основе действующих в государстве институтов. НИС в России действует, институтов развития достаточно, но до сих пор не понятно, кто персонально несет ответственность за решение задач инновационного развития в государстве.

Инновационная и инвестиционная деятельность в нашей стране сталкивается с рядом проблем, некоторые из которых носят традиционный для российской деловой практики характер. Рассмотрим их.

  1. Низкая инновационная активность у бизнеса, часто симулирующего типа.
  2. Правовой нигилизм бизнеса и общества. Законы и подзаконные акты, даже тщательно проработанные, раскрывающие массу возможностей, не исполняются.
  3. Российская НИС – преемница НИС СССР со всеми ее издержками.
  4. Государственная инновационная политика носит пассивный, распределительный характер с высокой долей участия государства.
  5. Бюрократический аппарат контролирует основные инновационные процессы, включая выбор приоритетов.
  6. Противостояние лобби сырьевой ориентации и устаревшей структуры системы нововведений.
  7. Придание роли локомотива инноваций госструктурам и крупному бизнесу с участием государства, демонстрирующих общую неэффективность.
  8. Низкий уровень доверия к частному бизнесу в его способности запустить инновационный процесс.
  9. Продолжение процесса монополизации экономики.
  10. Декларативный характер реформирования инновационной политики государства.
  11. Низкий уровень координации действий и постановки задач структурам, ответственным за результат преобразований.
  12. Фактическое исключение малого и среднего предпринимательства из процесса инновационного развития.
  13. Разрыв между высшим образованием и системой научных исследований.

Перспективы инновационного прорыва

5 февраля 2016 года на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию из уст Д.А. Медведева прозвучало заявление о создании к середине года нового Агентства по технологическому развитию (АТР). Перед ним ставится задача осуществления трансфера (импорта) технологий в отечественную экономику. Дело нужное и, безусловно, необходимое. Некоммерческая структура создается по аналогии с Институтом исследований промышленных технологий (Тайвань, создан в 1973 г.) и Центра международного трансфера технологий (Китай, основан в 2011 г.). Далее приводятся фрагменты слайдов из презентации Репика А.Е., президента ООО «Деловая Россия».

Осознавая, в какой непростой ситуации находятся президент и премьер-министр, нельзя не спросить: «Мы расписались, что сил на запуск собственных инноваций в требуемом масштабе у нас нет?». Я данное событие рассматриваю именно так. Это ни плохо, ни хорошо. Просто факт. Означает ли это, что осуществляя трансфер технологий и эволюционно поддерживая две свои науки (ВПК и гражданскую), Россия планирует выйти на тренд крайне медленной модернизации всей инвестиционно-инновационной системы? Правильно ли я понимаю, что в ближайшие 40-50 лет у страны нет другого выхода, чтобы осуществить модернизацию, кроме как покупать технологии и пытаться их адаптировать?

Конечно, многие думающие люди уехали из России. Но и оставшиеся граждане в состоянии понять, что нам этих десятилетий никто не даст. Достаточно оглянуться на последние 25 лет и еще раз удивиться жизнеспособности российской экономики. Сколько бы ни оттягивать время, наступает момент «собирать камни», а не разбрасывать. Уверен, что создание еще одной структуры в условиях невнятной инновационной политики – не самое лучшее лекарство. Высока вероятность повторения ситуации подобно басне И.А.Крылова «Квартет».

Я считаю, что руководству страны рано или поздно придется решиться на радикальный шаг. Роль личности в истории России велика. Ломоносовы, Курчатовы и Королевы не перевелись в стране. Такую личность нужно найти и предоставить ей полный карт-бланш для ручного управления инновационным развитием. Еще, как мне видится, нужно вновь исследовать «Японское экономическое чудо» конца 40-50-х годов XX века с позиции управленческих инноваций. Из пяти предпринятых в Японии мер как минимум в 4-х из них наша экономика остро нуждается. Мне представляется, что все перечисленные выше проблемы – не проблемы вовсе, а перевернутые задачи. Нужна только воля лидера. А нация уже давно готова. Вспомните 70-летие Победы и Крым!

Инвестиционный рынок в Российской Федерации

За последние полтора десятилетия отмечены динамичным и достаточно интенсивным развитием российской экономики. Данную тенденцию не смогли переломить даже экономические санкции, введенные рядом стран западного мира. Да, они замедлили развитие, но не смогли обратить его вспять. Непременным условием роста экономики страны является повышение уровня внешних и внутренних инвестиций. Таким образом, мы можем смело говорить о том, что с начала 2000 годов экономический рынок России довольно динамично развивается.

Состояние и проблемы рынка инвестиций

Несмотря на озвученный выше тренд, на сегодняшний день в Российской Федерации существует проблема необходимости фактического увеличения уровня вложений в реальный сектор экономики. И это при том, что экономический блок Правительства РФ в своей деятельности делает основной акцент именно на реальные, а не на финансовые инвестиции.

Такое положение вещей нетрудно понять. Ведь именно уровень реального инвестирования является основой, обеспечивающей экономическое развитие промышленных предприятий. Результатом этого процесса становится выпуск инновационной современной продукции, повышение ее конкурентоспособности и возможность проникновения отечественных товаров на новые для себя рынки.

Кроме того, если сравнивать реальные и финансовые вложения, то первые обладают гораздо более высоким уровнем рентабельности. Это автоматически позволяет инвесторам получать большую прибыль. Лучше мотива к активным действиям для предпринимателей просто не существует.

В то же самое время реальный сектор экономики требует привлечения колоссального объёма инвестиций. К сожалению, собственных денежных средств, которые есть в наличии у отечественных инвесторов зачастую недостает. Это создает потребность в привлечении заемного капитала. Фактически это находит свое выражение в банковских кредитах и займах, а также инвестиций в ценные бумаги (преимущественно акции) компаний. То есть в данном случае мы уже говорим про финансовые инвестиции. Другими словами, подобные вложения также содействуют началу экономического подъема в любом государстве.

Изменения, которые на сегодняшний день происходят в России, определяются бурным становлением инновационного пространства. Подобные инновационные процессы развития государства имеют два основных составляющих элемента:

  • реализация проектов, связанных с инновациями;
  • развитие инновационного потенциала.

При этом можно бесконечно долго рассуждать про позитивные черты рыночной экономики и невидимую руку рынка, но при этом данные экономические институты не способны осуществлять автоматическое регулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Представители частного бизнеса не заинтересованы во вложении собственного капитала в те инвестиционные проекты, которые не способны приносить серьезной прибыли. В то же время для страны в общем и для каждого гражданина в отдельности эти отрасли являются жизненно необходимыми.

С помощью одной только рыночной экономики невозможно решить и другие существующие проблемы. В этой ситуации роль государства, как основного экономического регулятора многократно возрастает.

Говоря о главных проблемах инвестиционного рынка в России можно выделить следующие аспекты:

  • большие объемы неплатежей;
  • низкие реальные доходы граждан;
  • пробелы и коллизии в российском инвестиционном законодательстве.

Таким образом, мы приходим к выводу о серьезном значении финансовых инвестиций для развития экономики нашего государства. Во-первых, подобные вложения – это самостоятельная форма инвестиций. Во-вторых, их необходимо рассматривать в качестве связующего звена на пути трансформации капитала в реальные инвестиции.

Перспективы развития инвестиционного рынка

Россия – уникальная страна. Она богата колоссальными природными ресурсами и могучим человеческим потенциалом. Если сравнивать текущий уровень развития отечественного рынка инвестиций с 90 годами прошлого века, то можно констатировать, что наше государство уже сделало огромный шаг вперед. Тем не менее Российская Федерация обладает огромным нереализованным потенциалом для развития всех сфер экономики, в том числе и инвестиционного рынка. Огромную роль в этом процессе должно сыграть государство.

Прямые инвестиции нуждаются в государственной поддержке. Мы можем выделить следующие ее аспекты:
Государственная поддержка прямых инвестиций заключается:

  • законодательные гарантии обеспечения деятельности инвесторов;
  • наличие одного органа исполнительной власти, который уполномочен быть представителем РФ перед российскими и иностранными инвесторами;
  • создание и развитие системы преференций;
  • предоставление надежных гарантий, связанных с покрытием инвестиционных рисков.

Государственная поддержка инвесторов должна иметь своей целью сформировать благоприятный инвестиционный климат в стране. Безусловно, это наилучшим образом скажется на производстве товаров, работ и услуг в основных отраслях экономики.

Вместе с достижением озвученной выше цели будут решаться и другие сопутствующие вопросы. К ним относятся:

  • модернизация существующей производственной базы, чему будут способствовать новые технологии, ноу-хау, появление современного оборудования;
  • реализация программы поддержки российских производителей;
  • становление отраслей экономики, работающих на импортозамещение;
  • бережное и эффективное использование природных ресурсов;
  • повышение производительности труда;
  • повышение уровня занятости населения;
  • повышение покупательной способности граждан;
  • интенсификация производства.

Невозможно переоценить значение рынка прямых инвестиций для развития экономики России. Они способны обеспечить не только ее стабилизацию, но также оживление и подъем.

Источники: http://kudainvestiruem.ru/kuda-vlozhit/investicii-i-innovacii.html, http://projectimo.ru/upravlenie-investiciyami/investicii-v-innovacii.html, http://investoriq.ru/teoriya/investicionnyj-rynok-rossii.html

Комментировать
0
164 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев