Защита иностранных и российских инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
196 просмотров
29 января 2019

ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ ГОСУДАРСТВОМ

Привлечение прямых иностранных инвестиций в России объявлено приоритетной государственной задачей. Разработаны государственные и региональные программы по привлечению прямых иностранных инвестиций. Российские федеральные законы защищают интересы иностранных инвесторов в соответствии с международными стандартами.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов в России.

Создана система различных государственных институтов, призванных содействовать привлечению прямых иностранных инвестиций, реализации инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов и защищать их права.

Специальные инвестиционные уполномоченные по распоряжению Президента РФ координируют взаимодействие государственных органов власти с инвесторами на федеральном, региональном и местном уровне — в городах и районах. По всем случаям нарушения своих прав инвестор может обратиться к инвестиционному уполномоченному по региону через электронную приемную.

Защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках входит в число основных функций Центрального банка РФ.

Консультативный совет по иностранным инвестициям в составе Департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития РФ реализует следующие задачи:

  • создание благоприятных условий для инвестирования,
  • устранение препятствий по привлечению инвестиций в экономику России,
  • совершенствование налогового и таможенного законодательства,
  • поддержка в реализации инвестиционных проектов,
  • содействие в преодолении административных барьеров.

Совет по инвестициям при Председателе Государственной Думы РФ контролирует законодательное регулирование государством инвестиций, инвестиционных проектов и интересов инвесторов в России, занимается разработкой инструментов повышения привлекательности иностранных инвестиций в Россию.

По мнению Председателя ГД РФ Сергея Нарышкина инвесторы должны быть уверены, что берут на себя только те риски, которые связаны с бизнес-проектом. Такая стратегия позволит адаптировать российский рынок для потенциальных иностранных инвесторов, которые хотят открыть успешный и эффективный бизнес в России.

Защита иностранных инвестиций

Одной из главных задач государства в регулировании и привлечении инвестиций можно считать обеспечение инвесторам необходимых гарантий защиты их прав. При таких обстоятельствах законодательством должно быть предусмотрено ряд условий, которые бы стимулировали привлечение в экономику Украины иностранных инвестиций и не допускали оттока отечественных инвестиций за границу. Основой такого порядка является закрепление правила, по которым на территории Украины по иностранным инвестициям и форм их осуществления устанавливается национальный режим инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, за исключениями, предусмотренными законами и международными договорами

Украина. Для иностранных инвестиций в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы государственными программами поощрения иностранных инвестиций могут устанавливаться дополнительные льготы.

Защита инвестиций — это комплекс организационных, технических и правовых мер, направленных на создание условий, способствующих сохранению инвестиций, достижению цели внесения инвестиций, эффективной деятельности объектов инвестирования и реинвестирования, защиты законных прав и интересов инвесторов, в том числе права на получение прибыли (дохода) от инвестиций.

Государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций. Защита инвестиций обеспечивается законодательством Украины, а также международными договорами Украины. Инвесторам, в том числе иностранным, обеспечивается равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы помешать управлению инвестициями, их использованию и ликвидации, а также предусматриваются условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций. С целью обеспечения благоприятного и стабильного инвестиционного режима государство устанавливает государственные гарантии защиты инвестиций.

Компенсация убытков иностранным инвесторам осуществляется из государственного бюджета Украины или из других источников в порядке, определяемом КМ Украины. Сумма компенсации должна выплачиваться в валюте, в которой были осуществлены инвестиции, или в любой другой приемлемой для иностранного инвестора валюте в соответствии с действующим валютным законодательством Украины. С момента возникновения права на компенсацию и до момента ее выплаты на сумму компенсации начисляются проценты по средней ставке процента, по которому лондонские банки предоставляют ссуды первоклассным банкам на рынке евровалют (ЛИБОР). .

Прибыль (доход) иностранного инвестора или другие средства, полученные в валюте Украины или в иностранной валюте в связи с иностранными инвестициями, могут реинвестироваться в Украине. Порядок реинвестирования указанных средств определяется Законом Украины «Об инвестиционной деятельности».

Государственные гарантии защиты инвестиций — это система правовых норм, направленных на защиту инвестиций и не касаются вопросов финансово-хозяйственной деятельности участников инвестиционной деятельности и уплаты ими налогов, сборов (обязательных платежей). Государственные гарантии защиты инвестиций не могут быть отменены или сужены относительно инвестиций, осуществленных в период действия этих гарантий.

Привлечение иностранных инвестиций в национальную экономику невозможно достичь без установления государством системы гарантий для иностранных инвесторов. Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования» (ст. Ст. 8-12) предусмотрены следующие гарантии:

Гарантии в случае изменения законодательства. Действующим законодательством Украины установлено, что если в дальнейшем специальным законодательством Украины об иностранных инвестициях будут меняться гарантии защиты инвестиций, указанные в Законе Украины «О режиме иностранного инвестирования», то в течение 10 лет со дня вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного инвестора применяются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, указанные в настоящем Законе, к иностранным инвестициям, которые были фактически осуществлены и зарегистрированы до вступления в силу указанного Закона, применяются государственные гарантии, установленные действующим на то время законодательством;

• гарантии принудительных изъятий. Установлен запрет национализации иностранных инвестиций, а также их реквизиции (за исключением случаев реквизиции для осуществления спасательных мероприятий в случае стихийного бедствия, аварий, эпидемий, эпизоотий, проводимой на основании решений органов, уполномоченных на это КМ Украины, и должна сопровождаться быстрой, немедленной и эффективной компенсацией иностранному инвестору причиненных ему убытков — на основе текущей рыночной и / или обоснованной оценки, подтвержденной аудитором или аудиторской фирмой)

• гарантии незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, которые предусматривают право иностранных инвесторов на обжалование таких действий, а также на компенсацию и возмещение убытков, причиненных иностранным инвесторам вследствие действий, бездеятельности или ненадлежащего исполнения государственными органами Украины или их должностными лицами, предусмотренных законом обязанностей в отношении иностранного инвестора или предприятия с иностранными инвестициями;

гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности , заключающиеся в закреплении за иностранным инвестором права на возврат не позднее шести месяцев со дня прекращения инвестиционной деятельности своих инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования в сумме фактического взноса (с учетом возможного уменьшения уставного фонда) без уплаты пошлины, а также доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме по реальной рыночной стоимости на момент прекращения инвестиционной деятельности, если иное не установлено законодательством или международными договорами Украины;

гарантии перевода прибылей, доходов и других средств, полученных в результате осуществления иностранных инвестиций : иностранным инвесторам после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей гарантируется беспрепятственный и немедленный перемещения за границу прибылей, доходов и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций в соответствии с порядком, определенным НБУ.

Инвестиции: понятие, субъекты. Защита иностранных и российских инвестиций

Инвестиции — инструмент развития экономики. Они представляют собой долгосрочное вложения капитала (денежных средств, акций, паев, лицензий, технологий и др.) в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты с целью получения прибыли. Жданов В. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособ. — Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 188 с.

Инвестирование осуществляется в рамках инвестиционной политики — составной части экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Инвестиции являются инструментом развития экономики.

В энциклопедическом контексте инвестиции характеризуются как «долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за рубежом». Термин «инвестиции» берет свое начало от латинского «investio», что означает «вкладывать». В связи с неоднозначностью понятия «инвестиции» особо следует выделить два его определения — финансовое и экономическое. С экономической точки зрения инвестиции рассматривают как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на вызванные этим изменения размеров и состава оборотного капитала.

Финансовое определение инвестиций характеризует данный параметр как любой вид активов, вкладываемых в производственно-хозяйственную деятельность с целью последующего извлечение дохода, выгоды. Иногда инвестиции характеризуют как «капитальные вложения» (по экономическому определению). Этот термин традиционно был характерен для определения непосредственно воспроизводственной направленности вложений в экономику.

Экономическая сущность инвестиций может быть более глубоко раскрыта при группировке многочисленных видов инвестиций по различным классификационным признакам. В условиях рыночной экономики весьма важное значение имеет классификация всех инвестиций по формам собственности, в рамках которых они осуществляются, и конечным целям самого процесса инвестирования.

По этому признаку различают централизованные (государственные) и децентрализованные (частные).

При этом частные инвестиции полностью сосредоточены на задаче получения прибыли, государственные вложения в основном должны осуществляться с целью поддержки и регулирования экономики. Из этого следует, что субъектами инвестирования могут быть все экономические субъекты рыночной экономики — государство, фирмы (предприятия) и частные лица.

Инвестиции фигурируют на финансовом (фондовом) рынке в форме денежного капитала или его заменителей и на рынке факторов производства — в форме реального капитала. В соответствии с этим все инвестиции могут быть разделены на портфельные и реальные. Портфельными (или финансовыми) инвестициями принято считать покупку инвесторами разных категорий тех или иных ценных бумаг долгосрочного характера.

В странах с развитой экономикой инвестиционные средства представлены частными инвесторами, населением страны из их собственных накоплений и образуют значительные ресурсы для долгосрочного инвестирования.

Следует отметить, что на современном этапе развития важной задачей является укрепление в России системы коллективных инвестиций, т.е. создание различных видов инвестиционных фондов. Реальные инвестиции представляют собой особую форму инвестиций, которые осуществляются в рамках рынка факторов производства и находят свое воплощение в рамках предприятий в зависимости от конкретного наполнения в виде материальных и нематериальных инвестиций.

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике.

Инвестиции (капиталовложения) в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, возведение жилых домов, прокладка дорог, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или реального капиталообразования. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. — Федеративная Книготорговая Компания, 1998.

Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвестированию у различных групп предпринимателей. Вот эти-то инвестиции и принято называть производными, или индуцированными: они зависят от динамики национального дохода. Производные инвестиции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают экономический рост, ускоряют его, что и получило название эффекта акселератора (от лат. accelerare — ускорять).

Государство воздействует на инвестиционные отношения посредством экономических и административных методов, в основе которых находится механизм гарантирования инвестиций.

Основу правового регулирования инвестиционных отношений составляют государственные гарантии прав инвесторов, которые призваны обеспечить надлежащую защиту инвестиций в случае нарушения интересов собственников в ходе осуществления инвестиционной деятельности. При этом государство, как правило, гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.

Согласно нормам действующего инвестиционного законодательства РФ осуществление инвестиционной деятельности может быть приостановлено лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушений.

Для того чтобы установить значение понятия «государственные гарантии в инвестиционном праве», необходимо иметь в виду, что они являются разновидностью социальных гарантий. Под таковыми подразумеваются материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества. Следовательно, юридические гарантии инвестиций — правовые средства, обеспечивающие реализацию прав инвесторов.

Что же такое гарантия? Под этим термином в литературе подразумевается условие, обеспечивающее реальность вероятного явления. Поскольку гарантия есть результат гарантирования, т.е. определенной направленной человеческой деятельности, постольку гарантия есть социальное условие — явление или процесс.

Гарантия — это социально необходимое условие реальности вероятного явления, а правовые гарантии — социально необходимые условия, создаваемые правовым регулированием, реальности прав и обязанностей, закрепленных в правовой норме.

биржа учреждение защита инвестиция

Имеется другое мнение по этому вопросу: под сущностью социальной гарантии понимаются материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества. Под материальной основой выступают социальные фонды государства, часть национального дохода, направляемая на удовлетворение социально приоритетных потребностей членов общества.

С.М. Братусь отмечает: «Мы полагаем, что употребление термина юридическая (то есть правовая) гарантия применения права затемняет суть дела, прежде всего, умаляет нормативность и, следовательно, обязательность и потенциальную принудительность права». Данная позиция весьма спорна, так как под гарантией подразумеваются социальные условия, содержащие поведенческий фактор, являющийся претворением правовых требований в жизнь.

В юридическом словаре понятие «гарантия» определяется как система обеспечения реальности прав, установленных законодательством. В данную систему включаются обеспечение контроля за соблюдением законодательства, деятельность соответствующих органов государственной власти, а также нормы законодательства, обеспечивающие стабильность общественных отношений.

А.Г. Богатырев под гарантиями прав инвесторов понимает создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвестиционных отношений, независимо от субъективных причин, возможность всегда осуществлять инвестиционную деятельность. Н.Г. Доронина придерживается аналогичной позиции, при этом уточняет, что под гарантиями понимаются конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с осуществлением инвестирования.

Таким образом, существо гарантий, предоставляемых инвесторам национальным законодательством, состоит в том, чтобы не нарушать их права и обеспечить их реализацию. Особенность этих гарантий заключается в том, что они исходят от самого государства, принимающего капитал.

Действующий Закон об иностранных инвестициях исходит из следующей концепции. В преамбуле закреплено, что «Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации». Другими словами, предмет регулирования этого закона ограничен отношениями, связанными с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Смысл п.2 ст.1 означает, что новый закон отказался регламентировать все стороны деятельности предприятий с иностранными инвестициями и сосредоточил свое внимание на регулировании гарантий сохранности капиталовложений со стороны государства и стабильности условий их осуществления.

О том, что действующий в настоящее время Закон об иностранных инвестициях серьезно сузил область своего применения, чем предыдущий аналог, прямо свидетельствует также п.2 ст.1, озаглавленной «Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и сфера его применения». Законодатель исключил из его действия инвестиции в банковской сфере, в области страхования и инвестиции в некоммерческие организации. Здесь прямо говорится, что настоящий федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются, соответственно, законодательством Российской Федерации о страховании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, отсылая к законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Принципиальное значение для стабилизации российского инвестиционного законодательства, безусловно, имеет Закон об иностранных инвестициях. Статья 9 закона, названная «Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации», усиливает гарантии инвесторам от изменения законодательства. В соответствии с ней стабилизационный период устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., Правительство РФ может продлить этот срок.

Но закон содержит целый ряд предварительных условий для того, чтобы на тот или иной проект с иностранными инвестициями распространялась «дедушкина оговорка». Например, гарантии от неблагоприятного изменения законодательства не касаются случаев вступления в силу новых законов и иных нормативных актов, изменяющих размер таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и т.д.

Пункт 1 ст.9 устанавливает, что стабилизационная оговорка применяется к российским компаниям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если они реализуют приоритетный инвестиционный проект. Следовательно, если иностранный инвестор имеет даже менее 1% в уставном капитале компании, которая участвует в приоритетном проекте, то к ней, в отличие от всех иных российских компаний, также участвующих в приоритетном проекте, будет применяться льгота по оговорке.

Закон об иностранных инвестициях предполагает дифференцированное применение «дедушкиной оговорки» к различного вида иностранным инвестициям, во-первых, коммерческим организациям с иностранными инвестициями (КОИИ), в уставном капитале которых доля иностранных инвесторов превышает 25% иностранных инвесторов, во-вторых, к КОИИ, участвующим в инвестиционных проектах. При этом в последнем случае размер доли (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале не имеет значения.

Примечательно, что предусматривается дифференциация сроков действия стабилизационного периода. Закон определяет срок, в течение которого обеспечивается стабильность правового режима для инвестиционных проектов, — это срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.

Статья 5 Закона об иностранных инвестициях «Гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории Российской Федерации» предусматривает, что «иностранному инвестору: предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации».

Данное положение по смыслу и содержанию соответствует определениям, содержащимся в международных двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В качестве примера можно привести соглашение с Великобританией: «капиталовложениям инвесторов каждой из Договаривающихся сторон: обеспечивается полная защита и безопасность на территории другой Договаривающейся Стороны» (ст.2).

Закон об иностранных инвестициях содержит полный перечень государственных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам:

гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора изменения законодательства Российской Федерации (ст.9);

гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст.5);

гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст.6);

гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст.8);

гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст.11);

гарантия беспрепятственного вывоза за пределы Российской Федерации имущества и информации (в документальной и электронной формах), ввезенных на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст.12);

гарантия перехода прав и обязанностей инвестора другому лицу (ст.7);

гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст.13);

гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст.14);

гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст.15);

гарантия обеспечения надлежащего спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст.10).

С правовой точки зрения, главной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования. Последнее предполагает законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных предпринимателей, вкладывающих свои капиталы в экономику страны. Это, прежде всего, гарантии от ухудшения условий хозяйствования, на основе которых осуществлялся приток иностранных инвестиций. Речь идет об установлении определенного срока, в течение которого действует запрет на такого рода законодательные изменения.

Источники: http://investment-in-russia.com/site/page?view=ZASHCHITA-INVESTICIJ-GOSUDARSTVOM, http://studbooks.net/84772/pravo/zaschita_inostrannyh_investitsiy, http://vuzlit.ru/1282464/investitsii_ponyatie_subekty_zaschita_inostrannyh_rossiyskih_investitsiy

Комментировать
0
196 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев