Основные методы поиска бизнес идей

СОДЕРЖАНИЕ
0
195 просмотров
29 января 2019

Бизнес и финансы. Статьи, обзоры, новости

1. Мозговой штурм

Основным принципом данного метода является возможность для разведения во времени генерации самой идеи и критики. Один участник начинает выдвигать различные идеи, а другие стараются развить эту идею. Немного позже проводиться анализ полученных предложений и решений. Иногда проводят «немой» мозговой штурм, то есть брейнрайтинг. Данный способ состоит в следующем: несколько идей записываются на бумаге, затем участники начинают передавать его друг другу, при этом внося в него свои соображения и предложения. Автором данной методики признан Алекс Осборн.

2. Шесть шляп

Эта методика дает возможность упорядочить любой творческий процесс при помощи мысленного надевания шляп разного цвета. К примеру, в белой шляпе человек постоянно анализирует факты и цифры, далее он мысленно надевает черную шляпу и ищет во всем только негативные стороны. Затем наступает очередь желтой шляпы, которая располагает к поиску только позитива. Как только человек надевает зеленую шляпу, то сразу начинает генерировать новые идеи, ну а в красной шляпе можно проявить различные эмоции. Синяя шляпа предполагает подведение итогов. Данный метод создал Эдвард де Боно.

3. Ментальные карты

Автор методики считает, что креативность напрямую связана с памятью человека, следовательно, укрепление памяти значительно улучшит качество самих креативных процессов. Но, по утверждениям автора метода, современная система записи из-за своих заголовков и абзацев препятствует быстрому запоминанию материала. Бьюзен предложил в середине листа разместить ключевое понятие, а ассоциации, которые необходимо запомнить, записывать на соответствующих ветвях, которые исходят от центра листа. Также можно подкрепить свои мысли графически. При рисовании появляется множество новых ассоциаций, а образ дерева достаточно долго остается в памяти человека. Автором можно считать Тони Бьюзена.

4. Синектика

Автор считает, что основой креативности является поиск аналогий. Прежде всего, необходимо выбрать объект, а затем надо нарисовать таблицу, в которой будут отображены все его аналогии. В первом столбце таблицы нужно записать все прямые аналогии, а вот во втором все непрямые, кстати, во втором столбце может быть отрицание первого столбца. После этого необходимо сопоставить сам объект, его цель, а также его непрямые аналогии. К примеру, объектом является карандаш, задача состоит в расширении ассортимента. Объемный карандаш – это прямая аналогия, а отрицание этой аналогии – плоский карандаш. Итог: карандаш-закладка. Придумал этот метод Уильям Гордон.

5. Метод фокальных объектов

Идея этой методики состоит в том, чтобы признаки различных объектов были объединены в один предмет. К примеру, понятие «Новый год» и обыкновенная свеча. Чаще всего празднование Нового года ассоциируется с горящими и искрящимися бенгальскими огнями, данный признак вполне можно перенести и на обыкновенную свечу. Если бенгальский огонь растереть до порошкообразной структуры, а затем добавить его в обычный воск, то у нас получится отличная «новогодняя» свеча, которая при горении будет красиво искриться. Чарльз Вайтинг выступает автором данного метода.

6. Морфологический анализ

Любой объект надо разложить на несколько компонентов, затем из них выбрать самые существенные и изменить, а потом попытаться снова все компоненты соединить воедино. В итоге у вас получится совершенно новый объект. К примеру, необходимо придумать новую визитную карточку для только что созданной парфюмерной компании. Если изменить традиционную прямоугольную форму и воздействие на орган обоняния, то в итоге мы получаем треугольную визитку с ароматом определенного парфюма. Автором был признан Фриц Цвикки.

7. Любые непрямые стратегии

Берем колоду карт и записываем на них определенные команды, например, «укради хорошее решение», «дай волю своей злости» и т.д. При создании новой идеи вытаскиваете карту, а дальше нужно четко следовать указаниям на ней. Авторами этого метода являются Питер Шмидт и Брайан Эно.

8. Автобус, кровать, ванна

Этот метод, прежде всего, основывается на убеждении в том, что новая идея зреет где-то в подсознании, к тому же она активно рвется наружу. А значит, для того, чтобы она появилась, достаточно просто не мешать ей. Возникнуть в голове новая идея может везде, даже в местах совершенно неподходящих для этого. К примеру, ванна и Архимед.

9. Расшифровка

Берем непонятную надпись на совершенно незнакомом языке, например, иероглифы. У человека, который будет ее внимательно рассматривать, начнут зарождаться различные ассоциации. К примеру, один учитель обратил внимание на воду и 3 круга, после чего решил открыть собственное дело по доставке устриц.

10. Ловушка для идей

Данный метод предполагает инвентаризацию любых возникших в вашей голове идей, например, эти идеи можно записывать в специальную тетрадь, наговаривать на диктофон и др. В последующем вы всегда сможете возвращаться к своим идеям.

Методы поиска идей и создания инноваций

Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

  1. Методы психологической активизации мышления.
  2. Методы систематизированного поиска.
  3. Методы направленного поиска.

Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. На приведенном справа рисунке показаны для различных групп методов условные графики зависимости трудоемкости решения творческой задачи от ее сложности.

Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач.

Методы психологической активизации мышления

Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.

Наиболее известные методы психологической активизации:

Методы поиска новых идей и решений

метод управление решение принятие

Существует большое количество методов поиска новых идей и решений, которые обеспечивают эффективную творческую деятельность. Эти методы служат надежным и эффективным инструментом менеджмента. Знать эти методы или, по крайней мере, иметь о них представление, обязан каждый менеджер.

Приведём краткое описание, особенности и области применения некоторых основных методов управления:

· мозговой штурм и его разновидности;

· пул мозговой записи;

· опрос с помощью карточек;

· метод коллективного блокнота;

· триггерная Триггер — устройство, применяемое в качестве элемента памяти в цифровых вычислительных машинах, автоматических устройствах и др. техника;

Мозговой штурм (мозговая атака) — это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации.

Все проблемы условно разделяют на три основных характерных типа:

· аналитические или причинные (почему клиенты слабо заинтересованы в приобретении продукта вашего предприятия);

· синтетические (как обеспечить эффективную и достаточную реализацию вашего продукта при условии слабой заинтересованности в нем);

· проблемы выбора (какой выбрать наиболее быстрый способ эффективной реализации вашего продукта).

Мозговой штурм особенно эффективен при решении синтетических проблем.

Стадии мозгового штурма:

· представление проблемы для рассмотрения;

· выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы;

· лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей проработки;

· на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.

Процесс мозгового штурма обычно длится 2?3 ч, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию ? выработку действенных управленческих решений.

Техника созидательного сотрудничества

Этот метод характеризуется сменой групповой и индивидуальной работы. После относительно краткого (10-15 мин) группового мозгового штурма участники расходятся, чтобы индивидуально подумать над проблемой еще некоторое время (5-10 мин), записать дополнительные идеи, модифицировать или расширить уже имеющиеся.

Организация созидательного сотрудничества

· Изложение проблемы руководителем (5 мин)

· Высказывание идей и предложений группой (10-15 мин без учета перерыва)

· Выработка и модификация идей и предложений (10 мин)

· Развитие идей и предложений (60 мин)

Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев. В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.

Конференция идей Гильде

К конференции идей Гильде привлекают руководителей и рядовых сотрудников, постоянно имеющих дело с этой проблемой, а также новичков, поскольку они свободны от стереотипов традиционных решений и часто выдвигают свежие идеи. Не следует приглашать на конференцию лиц, скептически настроенных относительно возможности решения данной проблемы, а также специалистов, которым якобы все известно заранее.

На конференции идей ее руководитель ведет себя как равный среди равных. К дополнительной его функции относится обязанность следить за ходом конференции, поддерживать непринужденную обстановку, помогать выдвижению идей.

«Дискуссия-66» (Сессия «жужжащих голосов»; «Филлипс-66»)

Крупное собрание подразделяют на группы по 6 чел., которые независимо друг от друга вырабатывают решения относительно поставленной проблемы или позиции по определенному вопросу. Каждая группа назначает собственного ведущего, протоколиста и спикера. Групповое обсуждение длится приблизительно 6 мин. Затем все группы вновь собираются на пленарное заседание, на котором спикеры групп докладывают о выдвинутых идеях, предложениях и решениях. На этом заседании вырабатывают новое решение относительно рассматриваемой проблемы.

Преимущество данного метода заключается прежде всего в том, что путем деления большого количества участников на мелкие группы достигается эффект максимального участия: каждый член группы активно участвует в решении проблемы.

Модель организации конференции идей Гильде

· Организация конференции (1-2 дня);

· Изложение руководителем проблемы, постановка цели и задач (10 мин);

· Выработка предложений участниками (45 мин);

· Отбор идей и предложений руководителем (20 мин);

· Разработка идей и предложений (60 мин).

Модель организации конференции идей методом «Дискуссия-66»

· Подготовка большого собрания участников, изложение проблемы, постановка цели и задач (3-4 дня);

· Формирование групп и выдвижение ими предложений, идей и решений (10 мин);

· Обсуждение и развитие поданных и выработка новых идей и предложений (30-40 мин).

Согласно методу 635 группа из шести участников первоначально анализирует и четко формулирует заданную проблему. Каждый участник группы в течение 5 мин заносит в формуляр три предложения по решению проблемы, после чего передает свой формуляр соседу. Последний принимает к сведению предложения своего предшественника, затем под ними записывает три собственных предложения. Эти предложения могут участвовать в дальнейшей (ассоциативной) разработке записанных решений, но могут быть выдвинуты и совершенно новые предложения. Таким образом, в течение 30 мин каждый участник успевает заполнить шесть формуляров. Процесс завершается, когда каждый участник обработает каждый формуляр.

Количество участников может изменяться от 4 до 8. Время, предоставляемое на одну ротационную фазу, также должно регулироваться гибко, т.е. необходимо предусмотреть продолжительные промежутки времени в более поздних ротационных фазах.

С помощью метода 635 за 30 мин можно получить до 108 (6 х 3 х 6) предложений.

Модель организации конференции идей с помощью метода 635

· Организация собрания и формирование групп из 6 человек каждая (10-15 мин)

· Выработка предложений участниками группы (гибкое регулирование времени для заполнения формуляров)

· Изучение и отбор идей и предложений руководителем (30-40 мин)

Одним из наиболее эффективных методов стимулирования творческой деятельности является синектика. В ее основу положен принцип классического мозгового штурма, но этот штурм осуществляет профессиональная или полупрофессиональная группа, которая от одного штурма к другому накапливает опыт решения задач.

При синектическом штурме допустимы элементы критики, но главное ? предусмотрено обязательное использование четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой аналогии (как решаются задачи, похожие на данную); личной (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта, и попытайтесь рассуждать с его точки зрения); символической (сформулируйте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической аналогии (как эту задачу решили бы сказочные персонажи).

Автор метода синектики У. Гордон создал в 1960 г. фирму «Синектикс» (США). Эта фирма сотрудничает с крупнейшими промышленными фирмами, корпорациями и высшими учебными заведениями, обучая синектической атаке инженеров и студентов.

Метод классической синектики применяется в небольшой группе (5?7 участников). Другие условия применения метода (правила ведения дискуссии, профессиональный и социальный состав группы и т.д.) соответствуют условиям, существующим при организации классического мозгового штурма.

Синектический процесс включает в себя три фазы:

1. Объявляется проблема. Выясняются содержание проблемы, эффективные взаимосвязи, возможно, новое формирование проблемы,

2. Производится отчуждение содержания проблемы. С помощью определенной техники отчуждения (прямые, личные и символические аналогии) группа удаляется от проблемы, т.е. сознательно абстрагируется от обстоятельств дела.

3. Формируются подходы к решению проблемы. Понятия, проявляющиеся в конце процесса отчуждения, сопоставляются с постановкой проблемы; из этого вырабатываются идеи для решения проблемы.

Модель организации мозгового штурма методом классической синектики

· Формирование группы и ознакомление ее участников с проблемой ведущим руководителем;

· Синектическое заседание группы;

· Рассмотрение и отбор идей и предложений ведущим руководителем;

· Повторное синектическое заседание;

· Повторное рассмотрение идей и предложений руководителем.

Во время синектических заседании ведущий должен полностью контролировать ход процесса, постоянно вмешиваясь в дискуссию. Этой функцией можно овладеть лишь благодаря определенной профессиональной подготовке. Другие участники синектического заседания также могут эффективно работать лишь после нескольких тренировочных заседаний.

Синектическая конференция содержит много существенных элементов классической синектики. В данном случае конференция не имеет строгого, многоступенчатого характера. Для синектической конференции характерно, когда в ходе обсуждения решение находят с помощью аналогий. В ходе синектической конференции произвольно формируются аналоги, из которых затем вырабатываются идеи для решения какой-либо проблемы. В этом методе четко выраженная фаза отчуждения отсутствует.

Участники синектической конференции должны в совершенстве владеть классической синектикой.

При визуальной синектике отчуждение и стимулирование достигается с помощью рассматриваемых изображений. Группе участников, рассматривающих определенную проблему, демонстрируют, различные диапозитивы. Первое изображение участники описывают совместно, после чего анализируют ситуацию (отчуждение). Из элементов или отношений рассмотренного изображения выводят идеи для решения проблемы. Если поток идей иссякает, то переходят к следующему диапозитиву.

В методе визуальной синектики можно использовать крупные изображения на календарях, рекламных проспектах и т.д.

Пул мозговой записи

Согласно методу пула мозговой записи на заседании 4-8 участников записывают предложения по решению выявленной проблемы в специальные формуляры, куда можно внести около десяти предложений.

Модель организации мозгового штурма методом «пула» — мозговой записи

· Подготовка ведущим руководителем пула и формирование группы (2-3 дня);

· Заседание участников в «пуле» (до 40 мин);

· Изучение и отбор идей и предложений руководителем (30-40 мин).

В начале заседания на середину стола («пула» ? бассейна) кладут формуляр, уже содержащий несколько предложений по решению проблемы, которые были сформулированы заранее постановщиком проблемы в виде проекта. Каждый участник записывает в один из формуляров, лежащих перед ним, свои идеи по проблеме, причем количество идей не ограничено.

Если кто-то из участников замечает, что поток его идей относительно данной проблемы иссякает, он заменяет свой формуляр другим, лежащим в центре стола. Теперь он может вдохновиться новыми для него идеями, может их расширить или дополнить. Точно так же любой участник в любое время может заменить свой уже обработанный формуляр на формуляр из «пула».

Необходимо держать наготове чистые формуляры на случай, если все ранее выданные формуляры будут полностью заполнены. Как свидетельствует опыт, в ходе заседания в «пуле» собирается все больше заполненных формуляров, в результате чего появляется возможность обмена мнениями и стимулирования каждого участника через все более короткие промежутки времени.

Для того чтобы каждый участник мог распознать, обработан ли им формуляр, находящийся в данный момент на столе, все формуляры должны различаться окраской или крупными цифровыми надписями.

Идея Делфи Метод идеи Дельфи

Этот метод используется в рамках метода прогнозирования для нахождения идей. При этом процесс реализации метода идеи Дельфи осуществляется следующим образом.

1. От 5 до 20 экспертов просят представить им письменные предложения по решению какой-либо заранее определенной проблемы, причем независимо друг от друга. В зависимости от типа и трудности проблемы по количеству желаемых предложений может быть выработана определенная директива.

2. Для выработки и отправки предложений устанавливается временное ограничение — приблизительно 14 дней.

3. После получения всех ответов, содержащиеся в них предложения суммируют, а повторяющиеся — отсеивают (I этап).

4. На II этапе этот список рассылают всем участникам опроса с просьбой просмотреть еще раз имеющиеся предложения, разработать новые идеи или сделать дополнения к уже существующим предложениям по решению проблемы. Этот этап работы также ограничен по времени, а в случае необходимости, возможно, его повторение.

5. На III этапе может быть задан простой оценочный ключ, с помощью которого опрошенные эксперты должны оценить поступившие предложения по различным критериям (например, по ожидаемому обороту, смете расходов). Этот оценочный этап представляется целесообразным и ценным с практической точки зрения, поскольку постановщики проблемы получают предварительную выборку предложений по решению проблемы, которые можно в последующем представить на обсуждение.

Модель организации прогнозирования методом идеи Дельфи

· Подготовка письменной формулировки проблемы и направление просьбы экспертам (до 30 дней)

· I этап. Рассмотрение и суммирование первичных предложений (7 дней)

· II этап. Разработка дополнительных предложений экспертами (10-20 дней)

· III этап. Оценка экспертами поступивших предложений

Опрос с помощью карточек

При опросе с помощью карточек участники встречаются в спокойной обстановке, где им ничто не должно мешать. Здесь участникам сообщают о проблеме, суть которой записывают на доске или на карточке. При этом появляется возможность путем встречных вопросов и выступлений в дискуссии еще больше прояснить проблему.

Затем в течение ограниченного времени (10-45 мин) участники записывают идеи или критические замечания на одну карточку. Записи остаются анонимными, опасность критики в чей-либо адрес отсутствует.

Карточки после опроса могут быть сгруппированы сначала в отдельные группы, по систематическому принципу или по предметному содержанию.

Идейная инженерия — это метод, который учитывает и обрабатывает в письменной форме идеи сотрудников какого-либо предприятия. Процесс применения метода подразделяется на пять этапов.

1. Определение целеустановки. Руководитель предприятия или, например, начальник какого-либо функционального отдела выдвигает цель.

2. Выбор участников. Отбор производится по тем же критериям, что и при классической мозговой атаке, т.е. приглашаются сотрудники, которые «могут что-то сказать» по рассматриваемой проблеме, а также те, кто еще не был ознакомлен с обсуждаемым вопросом.

3. Анализ трудностей и причин возникновения проблемы. Собирается рабочая команда, чтобы проанализировать трудности и причины возникновения проблемы. При этом аргументы и гипотезы записывают на карточки.

4. Сбор предложений по решению проблемы. Все существенные данные, собранные на предыдущем этапе, формируются в виде вопросов и предлагаются команде для решения. Предложения по решению проблемы опять-таки фиксируются на карточках.

5. Составление программы мероприятий. Предложения по решению проблемы проверяют и оценивают специалисты. Результаты сводятся в согласованную программу действий.

Запись предложений и идей (на этапах 3 и 4) осуществляется таким образом, чтобы в ходе коротких дискуссий в составе 4-6 чел. попеременно проходили фазы дискуссии и записи (например, фаза записи ? 10 мин, дискуссии ? 10 мин; фаза записи ?- 5 мин, дискуссии ?5 мин; фаза записи ? 5 мин и т.д.).

Модель организации опроса с помощью карточек

· Сбор участников и формирование группы (1 день)

· Выработка идей и предложений, критические замечания участников (до 45 мин)

· Изучение и отбор идей и предложений руководителем (40-60 мин)

· Заключительный этап (время устанавливает руководитель)

Метод коллективного блокнота

Метод коллективного блокнота подобен методу идейной инженерии. Всем опрашиваемым по проблеме выдаются так называемые блокноты для идей, содержащие точное описание проблемы. От каждого требуется ежедневно заносить в свой блокнот все идеи, возникшие у него относительно данной проблемы.

Приблизительно через месяц все блокноты с идеями сдают координатору, который упорядочивает материал, резюмирует его и извлекает принципиальные решения. Результаты этой обработки могут изучать и обсуждать все участники.

Преимущество данного метода заключается в том, что здесь, как и в случае метода идеи Дельфи, участники не нуждаются в координации по времени и месту проведения группового заседания.

При использовании метода триггерной техники на 1 этапе каждый член группы в течение нескольких минут кратко в виде тезисов записывает свое решение по рассматриваемой проблеме. Затем участники по очереди излагают свои идеи. При этом одинаковые идеи не должны предлагаться дважды. Если в ходе докладов у участников возникают новые идеи, то их они также записывают. II этап с объявлением новых идей начинается после того, как были названы все предложения I этапа. Опытные группы способны на таких заседаниях проводить обсуждение в несколько этапов для выявления новых идей.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов, как и ряд других, предполагает активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека.

Сущность метода фокальных объектов состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который находится как бы в фокусе переноса, а потому называется фокальным.

В результате могут появиться неожиданные варианты решения. Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных устройств и способов.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.

Метод реализуется следующим образом: определяются синонимы объекта, их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду; вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков.

Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать, В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рациональные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

Источники: http://businessbet.ru/idei-biznesa/metody-poiska-novykh-idej.html, http://www.inventech.ru/pub/methods, http://studbooks.net/1467887/menedzhment/metody_poiska_novyh_idey_resheniy

Комментировать
0
195 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Бизнес-идеи
0 комментариев
Бизнес-идеи
0 комментариев
Бизнес-идеи
0 комментариев
Бизнес-идеи
0 комментариев