Объем инвестиций на душу населения по странам

СОДЕРЖАНИЕ
0
181 просмотров
29 января 2019

Объем инвестиций на душу населения по странам

Сапарбек ШЕРАЛИЕВ
Гулжан ОРУЗБАЕВА

Сапарбек Шералиев, заместитель председателя Государственного комитета Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию.

Гулжан Орузбаева, начальник Управления прямых инвестиций Государственного комитета Кыргызской Республики по иностранным инвестициям и экономическому развитию.

Сегодня ни правительство, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить необходимый объем инвестиций в экономику республики. К тому же политика опоры только на внутренние инвестиции, как показывает опыт развития большинства стран мира, характеризуется длительным периодом первоначального накопления.

Одним из источников внутренних инвестиций в Кыргызстане является предпринимательство. Но структура бизнеса, адекватная рыночной экономике, еще не сложилась. Его крупный сектор только зарождается, а малый и средний находятся в стадии становления. И ему еще не по силам крупномасштабные инвестиции в развитие и модернизацию производства. Для успешного решения этих задач внутренние ресурсы необходимо сочетать с иностранными капиталовложениями.

Потребность в прямых иностранных инвестициях также возрастает в связи с тем, что большинство предприятий в долгах; растет просроченная задолженность, уменьшается государственное инвестирование промышленности, стареют основные фонды. Промышленность нуждается в новой технике и прогрессивных технологиях. Большинство предприятий стоят перед проблемой закрытия и организации на их месте новых, действительно современных производств. Таким образом, импорт международного капитала в Кыргызстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления кыргызской экономики.

Прямые иностранные инвестиции способствуют появлению новых высокотехнологических производств, модернизации основных фондов, созданию дополнительных рабочих мест, активному использованию потенциала квалифицированных кадров, внедрению передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, насыщению внутреннего рынка высококачественными товарами, повышению экспорта продукции. Такие инвестиции, по сравнению с иностранными кредитами, не увеличивают задолженность страны и тем самым уменьшают отток валюты за рубеж, не обременяют республиканский бюджет и, в конечном счете, позволяют направить значительные финансовые ресурсы в ключевые отрасли экономики.

Все это возможно при благоприятном инвестиционном климате. В послании президента республики “Социальному развитию народа Кыргызстана — прочный экономический фундамент” от 30 сентября 1998 года поставлена задача добиться уровня роста прямых иностранных инвестиций до 15% ВВП ежегодно.

Растущая конкуренция в привлечении прямых иностранных инвестиций, безусловно, будет способствовать экономическому развитию и стимулировать реформы, направленные на улучшение инвестиционного климата и привлечение крупных иностранных капиталовложений. Наличие стратегически важных ресурсов, высокий уровень образования населения, дешевизна высококвалифицированной рабочей силы, сравнительная развитость инфраструктуры и социальной сферы, близость к Евроазиатскому рынку, несомненно, дает преимущества большинству стран с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций. Однако опыт показал, что этих факторов недостаточно: необходимы всеобъемлющие структурные реформы и активная государственная поддержка.

С 1995 по 1998 годы в Кыргызстан в виде прямых иностранных инвестиций привлечено 438,5 млн. долларов США 1 .

За 9 месяцев 1999 года таких инвестиций привлечено на сумму 68,3 млн. долларов США, в том числе: в промышленность — 15,2 млн., в строительство — 13,9 млн., в торговлю и общественное питание — 19,2 млн., в информационно-вычислительное обслуживание — 11,9 млн., в сельское хозяйство — 0,6 млн. долларов США, в транспорт — 0,1 млн. долларов США, в связь — 0,1 млн. И в другие отрасли — 7,3 млн. долларов США. Следует отметить, что темпы роста объема прямых иностранных инвестиций за 9 месяцев 1999 года, по сравнению с аналогичным периодом 1998 года, составил 108%.

Прямые иностранные инвестиции по регионам распределились следующим образом: Джалал-Абадская область — 7,3 млн. долларов США (10,8% от общего объема), Иссык-Кульская область — 0,7 млн. (0,9% ), Нарынская область — 0,5 млн. (0,8%), Ошская область — 19,4 млн.(28,5%), Чуйская область — 2,8 млн. (4,0%), Бишкек — 37,6 млн. долларов США (55,0% от общего объема прямых иностранных инвестиций).

Из дальнего зарубежья привлечено 64,3 млн., а из ближнего зарубежья — 4,0 млн. долларов США. Наиболее крупные прямые инвесторы по странам: Великобритания (28,3 млн. долларов США), США (18,4 млн.), Турция (9,7 млн.), Италия (2,2 млн.) Россия (1,3 млн.), Канада (1,0 млн.), Германии (0,7 млн. долларов США).

Тенденция сокращения объемов прямых иностранных инвестиций в 1999 году характерна не только для Кыргызстана, но и других стран СНГ. В частности, глобальный финансовый кризис привел к сокращению объемов прямых иностранных инвестиций в Россию на 64,5% — с 6,2 млрд. долларов США в 1997 году до 2,2 млрд. долларов США в 1998 году (данные Конференции ООН по торговле и развитию). По объему прямых иностранных инвестиций на душу населения в 1998 году в регионе лидировали Казахстан (75,5 долларов США) и Кыргызстан (29,5 долларов США). Даже в Китае, куда было привлечено 7% мирового объема прямых иностранных инвестиций в 1998 году, на душу населения приходилось всего 37 долларов США.

Прямые иностранные инвестиции на душу населения (долларов США) в 1998 г.

Источник: Процесс перехода и экономические показатели стран СНГ.— ЕБРР, ноябрь 1999.

Доклад о мировых инвестициях, ООН, 1999.

В 1998 году в Кыргызстане отношение объема прямых иностранных инвестиций к валовому внутреннему продукту составило 8,3%.

Источник: Процесс перехода и экономические показатели стран СНГ.— ЕБРР, ноябрь 1999.

Доклад о мировых инвестициях,ООН,1999.

Из этой таблицы видно, что за последние годы Кыргызстан достиг определенных результатов в привлечении прямых иностранных инвестиций.

В республике зарегистрировано 4 185 предприятий с иностранными капиталовложениями. Из них реально действуют 2 649 (63,3%). В 1999 году на этих предприятиях работало около 27 000 человек, а среднемесячная заработная плата превышала среднереспубликанскую в 4,6 раза.

За 9 месяцев 1999 года эти предприятия выпустили промышленную продукцию на 6 679,1 млн. сомов (31,0% от общего объема по республике), их экспорт составил 50,7 млн. долларов (16,4% от общего объема), импортировано товаров и услуг на 142,9 млн. долларов (38,4% от общего объема импорта республики).

Наиболее крупными предприятиями с иностранными инвестициями являются “Кумтор Оперейтинг Компани”, “Кока-Кола Бишкек Боттлерс”, “Реемтсма-Кыргызстан”, “Кыргыз Петролеум Компани”, “Пласкап-Бишкек”, “Бета Кыргызстан Интернэшнл”, Корпорация КАМКО, “Центрально-Азиатская Группа”, “Хайатт Редженси Бишкек”.

Ухудшившиеся в конце 1998 года и начале 1999 года основные макроэкономические показатели, в частности, низкие темпы роста ВВП, высокая инфляция, дефицит платежного баланса, девальвация национальной валюты, введение соседними республиками (Казахстан и Узбекистан) ограничений в торговле с Кыргызстаном, кризис ряда считавшихся устойчивыми коммерческих банков, финансовая нестабильность в регионе — все это, безусловно, сказалось на инвестиционной привлекательности республики.

Однако успешные рыночные преобразования в республике повлияли на улучшение макроэкономических показателей развития экономики и инвестиционного потенциала в долгосрочном плане. В результате внедрения рыночных механизмов и целенаправленной деятельности правительства значительно изменились природа и структура секторов и отраслей промышленности.

Увеличилась доля частного сектора в производстве ВВП. Эти процессы тесно связаны с проведением приватизации, либерализации и стабилизации экономики, успехами “земельной реформы”, реструктуризацией банковской системы и развитием рынка капиталов, совершенствованием и упрощением законодательной основы деятельности юридических лиц.

По инициативе правительства внесены дополнения в закон “О лицензировании”, проведена инвентаризация существующих нормативно-правовых актов, что позволило ограничить административное вмешательство в хозяйственно-экономическую деятельность предприятий. Правительство приняло ряд постановлений по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. В частности, отменены разрешения на право торговли, которые прежде выдавали местные государственные администрации. Утверждена Программа передачи субъектам малого и среднего предпринимательства простаивающих и неиспользуемых площадей, помещений, оборудования и других основных фондов, а также невостребованного в процессе банкротства имущества. Упрощен режим въезда, выезда и пребывания инвесторов. Внесены изменения в реестр государственных бесплатных и платных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, предусматривающие расширение спектра бесплатных услуг населению. Например, государственная регистрация и перерегистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов и представительств, выдача сведений из Государственного реестра юридических лиц осуществляется бесплатно.

При Государственном комитете по иностранным инвестициям и экономическому развитию создан Консультативный совет по инвестиционной политике. В работе этого совета принимают участие иностранные инвесторы и представители международных финансовых организаций. На его заседания периодически приглашают представителей заинтересованных министерств и ведомств. С помощью совета разработаны изменения и дополнения в Налоговый кодекс, предложены меры, ограничивающие административное вмешательство в инвестиционную деятельность. Кроме того, созданы структурные подразделения, которые занимаются информационным обеспечением инвесторов, ведут активный диалог и ежедневную работу с потенциальными деловыми партнерами.

В Интернете создан web-сайт Комитета по иностранным инвестициям и экономическому развитию (www.kyrgyzinvest.org). Данный сайт — самый обширный и систематизированный источник информации о Кыргызстане в электронном формате на английском и русском языках. В сайте содержатся сведения о республике, данные об экономических реформах, макроэкономических показателях, инвестиционных проектах, материалы по приватизации, законодательной базе, донорской поддержке и Комплексной основе развития, размещается оперативная информация об инвестиционных тендерах, проводимых в рамках Программы приватизации. Web-сайт является современным, высоко эффективным и экономичным способом популяризации Кыргызстана за рубежом. Новейшие технологии Интернета позволяют пользоваться различной информацией и обмениваться ею с заинтересованными лицами. Дальнейшее развитие web-сайта при активном сотрудничестве со стороны соответствующих государственных органов даст возможность повышать грамотность кыргызстанцев в области Интернет, развивать электронную торговлю и увеличивать экспорт, находить партнеров для отечественных предприятий и обеспечивать им доступ на мировой рынок, а также развивать туризм, благо в республике немало достопримечательностей.

В рамках проекта “Поддержка частных предприятий Кыргызской Республики”, который финансирует Международная ассоциации развития, оказывается техническая помощь и содействие кыргызским предприятиям в поиске зарубежных партнеров и привлечении прямых инвестиций, предоставляются финансовые ресурсы частным предприятиям.

Госинвесткомитет также привлекает прямые инвестиции международных финансовых организаций. В частности, Европейский банк реконструкции и развития работает с АО “Бишкек-Сут”, АО “Бессер”, “Кыргыз Бруери Корпорэйшн”, Международная финансовая корпорация совместно с другими инвесторами профинансировала совместное предприятие “Алтын-Ажыдар” (производство гофротары) и сельскохозяйственный кооператив “Машиноиспытательная станция”. С привлечением прямых инвестиций Фонда Ага-Хана, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, немецкой инвестиционной корпорации DEG создается Кыргызский кредитно-индустриальный банк.

Для защиты иностранных инвестиций правительство республики заключило ряд межгосударственных двусторонних соглашений. В частности, подписано 21 соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций, 11 соглашений — об избежании двойного налогообложения. С Конференцией ООН по торговле и развитию ведутся переговоры о соглашении по избежанию двойного налогообложения, о поощрении и защите инвестиций со странами-донорами прямых иностранных инвестиций.

Перечень подписанных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы за 1996—1999 годы

Рейтинг стран по уровню инвестиций

Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций ежегодно публикуется Всемирным Банком. В рейтинговой таблице представлен перечень экономик с подтверждённой оценкой ПИИ по номинальному (абсолютному) значению, выраженному в долларах США в текущих ценах (без поправки на инфляцию). Отрицательные значения показателя ПИИ некоторых экономик означают, что экспорт инвестиций опережает их импорт, или отток инвестиций из экономики превышает их приток в экономику.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории государства-реципиента инвестиций, которая представляет собой долгосрочные капиталовложения иностранного инвестора в производственные, торговые и иные коммерческие предприятия с целью получения прибыли. В методологии Международного Валютного Фонда (МВФ), который ежегодно рассчитывает объёмы прямых иностранных инвестиций на международном уровне, указывается, что иностранные инвестиции могут считаться прямыми иностранными инвестициями в том случае, если они подразумевают приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации на территории государства-реципиента инвестиций и позволяют инвестору (или его представителю) оказывать стратегическое влияние на инвестируемые предприятия, включая частичный или полный контроль над ними. Текущий (самый новый) рейтинг — за 2017 год.

Нефтью единой: на 10 регионов приходится 70% инвестиций в России

На север текут нефтегазовые деньги, центру помогает инфраструктура, а Кавказ осваивает бюджет

«Реальное время» проанализировало ситуацию с поступлением инвестиций в основной капитал (ИОК) в России. Их распределение по регионам происходит в условиях колоссального неравенства. Более 70% инвестиций делят между собой всего 10 субъектов с мощной экономикой, в которые вошел и Татарстан. В основном это регионы, которым повезло с природными ресурсами. У депрессивных субъектов возможности для маневра почти нет, их единственной надежной остается государство.

10 самых удачливых

Экономический кризис в России, вопреки всем опасениям, не снизил инвестиции в номинальном выражении. Их объем мерно увеличивался на протяжении последних 5 лет. В I полугодии 2017-го инвестиции в основные фонды в целом по стране составили 4,3 трлн рублей. За год объем вырос на 397,4 млрд рублей, а по сравнению с январем — июнем 2013 года — на 1,02 трлн рублей, подсчитало «Реальное время».

Однако распределение ИОК по регионам протекает в условиях чудовищного неравенства. Больше половины всех вложенных средств (55,5%) приходится лишь на пять российских субъектов с мощной экономикой. А 10 наиболее сильных регионов, по данным на I полугодие, делят между собой 71% всех инвестиций.

Среди лидеров по объему инвестиций в основной капитал — сырьевые регионы, чья экономика традиционно опирается на добычу углеводородов, а также столичные регионы.

Больше всего в январе — июне привлекла Тюменская область — 907,1 млрд рублей. Фото horeman.ru

Из 85 субъектов РФ больше всего в январе — июне привлекла Тюменская область — 907,1 млрд рублей. Доля области в общем объеме инвестиций переваливает за 21%. На втором месте — Москва, где в основные фонды было вложено 466,8 млрд рублей (10,9% от суммарного объема).

Третье место — у нефтегазового Ямало-Ненецкого автономного округа, который привлек 428,6 млрд рублей. Первую пятерку замыкают главный нефтяной регион страны — Ханты-Мансийский АО (388,2 млрд рублей) и Санкт-Петербург (195,2 млрд рублей).

В десятку лидеров по объему ИОК также входят (в порядке убывания) Московская область, Якутия, Красноярский край, Татарстан и Краснодарский край. На них в совокупности приходится еще 671,9 млрд инвестиций. Инвестиции, поступившие в Татарстан за первую половину 2017 года, составили 127 млрд рублей, что в 2,5 раза больше чем поступило в Башкирию.

В целом ситуация действительно такова, что львиную долю инвестиций делят между собой, условно говоря, 10 субъектов, констатирует Владимир Редькин, старший директор группы международных региональных финансов Fitch Ratings. Но и тут есть нюансы. Тюменская область без учета автономных округов никогда не входила в первую пятерку, говорит он. Кроме того, если сравнивать региональные инвестиции не в абсолютных цифрах, а в расчете на душу населения, то картина будет немного другой — выиграют, к примеру, некоторые регионы Крайнего Севера и прочие субъекты, население которых малочисленно.

В России инвестиции идут в субъекты с явными конкурентными преимуществами (нефтегазовые и крупнейшие агломерации), а также в регионы «больших проектов», говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Немощь и безысходность

Меньше всего в январе — июне 2017-го инвестировали в пяти республиках: Тыве, Алтае, Калмыкии, Кабардино-Балкарии и Ингушетии. Общий объем ИОК в этих регионах составил всего 11,1 млрд рублей. Для сравнения: это меньше, чем в отдельных регионах-середняках, например, в Астраханской области (34 млрд), Забайкальском крае (27,9 млрд) или Удмуртии (18,8 млрд).

Многие регионы-аутсайдеры объединяет схожая структура экономики, ориентированная на сельское хозяйство. Интересно также, что в конце списка обычно оказываются республики, отмечает Редькин. Так выходит, что у депрессивных регионов нет пространства для маневра, продолжает он: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база — слабые инвестиции».

Впрочем, в отдельных случаях можно попытаться изменить статус-кво, и инициатива здесь должна исходить именно от региональных властей, указывает эксперт. «Губернатор может взять в долг, направить средства в инфраструктуру и заняться, так скажем, пиаром», — объясняет Редькин. По его словам, часто проблемы связаны как раз с закрытостью и с тем, что локальные элиты не готовы пускать к себе чужаков: отсутствие конкуренции никогда не приводит к положительному результату.

Владимир Редькин: «Конечно, инвестиции не будут идти туда, где нет экономической активности. Это замкнутый круг: слабая экономическая база — слабые инвестиции». Фото gov.cap.ru

Кто сидит на бюджете

В масштабах всей страны больше половины в общей сумме ИОК (56%) — это собственные средства, оставшиеся 44% — привлеченные ресурсы. Одним из основных инвесторов остается само государство. Доля средств бюджетной системы в структуре ИОК в I полугодии составила 13,4%. Чуть больше инвестиций (почти 16%) пришло в виде банковских кредитов и других ссуд.

При этом во многих случаях работает правило: чем слабее регион, тем меньшее участие в его экономической жизни оказывают банки и тем большее — бюджет. В этом нет ничего удивительного, говорит Владимир Редькин. Бедным субъектам остается надеяться на одно государство — чтобы хоть как-то подстегнуть их экономику, государство само строит больницы, инфраструктуру. «Частные инвестиции нацелены на прибыль, госинвестиции не ждут никакой отдачи», — объясняет эксперт.

Полное отсутствие банковских кредитов в структуре инвестиций характерно для республик Северного Кавказа (Ингушетии, Чечни, Северной Осетии, Дагестана, Адыгеи) и для других субъектов с неразвитой экономикой — Тывы, Калмыкии. Доля бюджетных инвестиций на Кавказе тоже гораздо больше, чем в среднем по стране: например, в Адыгее — 33%, в Карачаево-Черкессии — 43%, а в Ингушетии — 77%.

Высокой концентрацией инвестиций из бюджета обычно отличаются и те регионы, где реализуются крупные проекты, говорит Наталья Зубаревич.

Источники: http://ca-c.org/journal/cac-09-2000/21.Sheral.shtml, http://nonews.co/directory/lists/countries/foreign-investment, http://realnoevremya.ru/articles/79327-reyting-regionov-po-investiciyam-v-osnovnoy-kapital

Комментировать
0
181 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно