Политика привлечения иностранных инвестиций
Привлекательность страны для прямых иностранных инвестиций зависит от целого ряда определяющих факторов, которые должна учитывать политика привлечения иностранных инвестиций каждой страны. При этом следует отметить, что каждый тип иностранных инвестиций имеет свою шкалу приоритетности данных факторов и требует использования различных стратегий привлечения инвестиций. Вместе с тем, как показывают исследования, макроэкономическая стабильность, собственность на землю, ясные процедуры приватизации, транспарентность, предсказуемость, последовательность и либеральность законов/положений/норм, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая инфраструктура входят в число факторов, оказывающих наибольшее влияние при принятии решений о прямом иностранном инвестировании. Следует отметить, однако, что, несмотря на важность наличия квалифицированной рабочей силы, недавние исследования показывают, что высокая заработная плата отрицательно влияет на приток ПИИ.
Следует специально остановиться на воздействии налоговых стимулов на приток ПИИ. Поскольку инвесторы сравнивают налоговую нагрузку в различных странах, считается, что такого рода стимулы могут привлечь их внимание, и нередко страны начинают соревноваться друг с другом в снижении налогов, как правило, сокращая налог на прибыль. Существует большое количество исследований чувствительности ПИИ к налоговой нагрузке. Они показывают, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, однако, в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от0% до 5%. Более того, недавние исследования показывают, что ПИИ становятся все более чувствительны к налогообложению по мере роста мобильности капитала и ликвидации неналоговых барьеров для их притока. Такого рода исследования очень полезны и могут быть использованы при оценке долгосрочного влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций. Ряд стран для привлечения инвестиций используют временное освобождение от налога ряда секторов или некоторые виды деятельности, а не снижают налог в целом.
Однако следует помнить, что налогообложение прибыли является важным, но не основным определяющим фактором при принятии компаниями решения об инвестировании за границу, оно в большей степени зависит от выгодности данного проекта с точки зрения долгосрочной перспективы. К тому же, не стоит недооценивать значимость для инвесторов налога на зарплату и прочих налогов, не связанных с прибылью, а также дружественность налогового администрирования, определенность, предсказуемость и последовательность налоговых правил — данные факторы оказывают ничуть ни меньшее влияние, чем налог на прибыль. Более того, исследования показывают, что низкая налоговая нагрузка не компенсирует непривлекательный в целом климат для ПИИ. Страны, где при высоком налоге на прибыль хорошо развита инфраструктура, и предоставление услуг, в том числе общего пользования, а также существует привлекательная для бизнеса деловая среда, выигрывают в конкуренции за инвестиции у стран, имеющих более низкие налоги, но не обладающих вышеназванными преимуществами. Примером этому служат целый ряд стран, обладающих большим внутренним рынком, у которых при относительно высоком налоге на прибыль наблюдается большой приток ПИИ. Поэтому при выработке политики по привлечению ПИИ необходимо тщательно взвесить все «за» и «против» предоставления иностранным инвесторам налоговых стимулов, возможно, более важное значение будет иметь проводимая макроэкономическая политика, создание благоприятного климата в определенных отраслях и ряд других факторов.
Еще одним важным вопросом является политика обменного курса с точки зрения ее привлекательности для ПИИ. Ряд экономистов полагают, что девальвация валюты относительно стран основных инвесторов сокращает удельные издержки производства и может стимулировать приток ПИИ, особенно в экспортоориентированные сектора. Вместе с тем существуют и свидетельства того, что укрепление валюты может также являться фактором, способствующим ПИИ, поскольку позволяет репатриировать больше прибыли в иностранной валюте. Однако с макроэкономической точки зрения наиболее эффективной является политика по поддержанию стабильности обменного курса, в целом экономисты сходятся во мнении, что данный фактор серьезно не влияет на принятие решений об инвестировании, за исключением случаев его значительных колебаний.
Инвестиционная привлекательность стран мира
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ МИРОВОГО ОПЫТА)
Инвестиционная привлекательность стран мира
Инвестиционная стратегия государства— это стратегия и программа стимулирования притока инвестиций в общее развитие страны, в отрасли, сектора экономики, предприятия, в повышение уровня икачества жизни населения, в развитие и рост человеческого капитала, в развитие инфраструктуры, в институциональное развитие страны.
Инвестиционная стратегия государства включает и определение приоритетов развития — предпочтительных объектов и субъектов долгосрочного финансирования и развития.
Основные цели инвестиционной стратегии государства— создание привлекательного инвестиционного климата и привлекательного предпринимательского климата (оба термина, по существу, синонимы); создание конкурентоспособной экономики; повышение эффективности самого государства; повышение уровня и качества жизни населения; решение оборонных и геополитических задач государства.
Инвестиционная стратегия тесно связана с общей стратегией государства, с инновационной стратегией и другими частными стратегиями.
На международном уровне результаты реализации инвестиционных стратегий стран и экономического развития субъекта, инвестиционная привлекательность стран, регионов и предприятий оцениваются тремя ведущими мировыми рейтинговыми агентствами (Moody’s, Standard & Poor’s (S&P) и Fitch). Рейтинги этих компаний существенно влияют на величину потока инвестиций в субъект экономики. Позитивные изменения в экономике России получили международное признание в форме присвоения России инвестиционного рейтинга (ВВВ-) по версии Moody’s (8 октября 2004 г.), Fitch (18 ноября 2004 г.) и Standart & Poor’s (31 января 2005 г.).
Для получения высокого инвестиционного международного рейтинга страна должна обеспечить стабильность и эффективность государства и его экономики.
Инвестиционная привлекательность страны— это интегральный показатель, который определяется по совокупности ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов в страну или за ее рубежи.
Базовыми факторами и показателями для присвоения стране инвестиционного рейтинга ведущими мировыми агентствами являются финансовое состояние страны, ее экономические и социальные показатели, политическая ситуация в стране. Учитываются при расчетах и оценках платежеспособность страны, величина внешнего и внутреннего долга, стабильность курса национальной валюты, величина экспорта и чистого экспорта, величина золотовалютных резервов, уровень инфляции, состояние бюджета и др. Принимаются во внимание стабильность роста экономики (ВВП), а также политическая и социальная стабильность.
Инвестиционная привлекательность страны определяет поток в страну или отток из нее денежного капитала, прямых инвестиций, портфельных инвестиций, специалистов, лицензий и высоких технологий.
Россия после дефолта 1998 г. получила рейтинг на уровне дефолта (рейтинг страны-банкрота, инвестиции в которую очень рискованны и не рекомендуются). Постепенная стабилизация финансового и экономического состояния РФ привели к росту ее инвестиционного рейтинга, и в 2004—05 гг. ей был всеми ведущими агентствами (с оговорками) присвоен инвестиционный рейтинг, однако сравнительно низкой градации.
Основные критические замечания аналитиков рейтинговых агентств связаны с голландской болезнью России. Голландская болезнь — это жизнь страны за счет доходов от продаж природных ресурсов (в основном нефти и газа). Названа эта болезнь так по имени страны, которая наиболее отчетливо продемонстрировала негативные особенности данной болезни для экономики и развития страны и общества. В прошлом у Голландии был период, когда, получив значительные доходы от продаж нефти, она снизила темпы развития производств с высокой добавленной стоимостью и в результате временно отстала от ведущих стран мира по уровню и качеству жизни населения.
Россия в первом десятилетии XXI в. получает основные доходы от продаж нефти, газа, металла, леса за рубеж, то есть за счет экспорта сырьевых товаров без глубокой их переработки внутри страны. Рост ВВП в 2000-2006 гг. на уровне 6-8% в год обеспечил, главным образом, рост цен на эти товары на мировых рынках и, как следствие, рост чистого экспорта и его значительный вклад в ВВП, в консолидированный бюджет РФ, в увеличение золотовалютных резервов страны (с 1999 г. они выросли с 12 млрд долл. до 170 млрд долл. в 2005 г.). В то же время основные производства в машиностроении, радиоэлектронном комплексе, информационном секторе и других секторах экономики с высокой добавленной стоимостью, высокими технологиями сокращаются, стагнируют. Все это привело к тому, что доля инновационной российской продукции не превышает 4%, а доля инновационных предприятий — 5%. И это происходит несмотря на наличие государственных концепций, стратегий и программ развития науки и высоких технологий. То есть налицо все признаки длительной голландской болезни, диагноз которой поставили России как иностранные эксперты, так и национальные эксперты и аналитики.
Все годы трансформационного периода развития России превалировал отток капитала из России (см. табл. 2.1.1), что говорит о низкой реальной инвестиционной привлекательности страны. Доходы от продаж нефти и газа очень высоки, но они уходят в основном за рубеж. И это — свидетельство недостаточной инвестиционной привлекательности России. Частный денежный капитал стремится туда, где меньше риски его потерь, выше общая стабильность и норма прибыли.
Таблица 2.1.1 Чистый вывоз капитала частного сектора (млрд долл.)
Инвестиционная привлекательность стран на примере России
Если верить классической экономической теории, то ни одна страна в мире не может рассчитывать на стабильное и поступательное развитие национальной экономики без постоянного притока внутренних и иностранных инвестиций.
При этом следует понимать, любой инвестор, прежде чем вкладывать денежные средства в тот или иной инвестиционный актив, задается вопросом о целесообразности этого действия и, следовательно, о прибыльности подобных вложений. Когда в качестве объекта инвестирования выступает государство, имеет смысл говорить о его инвестиционной привлекательности.
Сущность явления
Инвестиционная привлекательность страны является показателем, характеризующим текущую политическую и экономическую ситуацию в ней в целом, а также ее отдельные составные части. Среди них можно выделить:
- инвестиционный климат;
- стабильность политической системы;
- существующую систему налогообложения;
- нормативно-правовую базу;
- существующие риски;
- структуру и объем внутреннего рынка;
- степень финансового суверенитета;
- динамику стоимости национальной валюты;
- развитость элементов инфраструктуры;
- наличие собственной сырьевой базы;
- прочие факторы.
Рассматривая инвестиционную привлекательность страны, также обязательно следует учитывать основные макроэкономические показатели.
Российская специфика
Инвестиционная привлекательность России является достаточно изменчивым показателем. Это стало особенно заметным на фоне обострения внешнеполитической ситуации, произошедшего в 2015-2016 годах. Тем не менее нельзя не отметить, что снижение объема иностранных инвестиций прежде всего обусловлено политической конъюнктурой, нежели объективными экономическими причинами.
Тем не менее международный рейтинг инвестиционной привлекательности Российской Федерации остается на довольно высоком уровне. Серьезную роль в этом играет благоприятная деловая среда и отсутствие серьезных политических, экономических и социальных потрясений в стране на протяжении длительного времени.
В то же самое время потенциальным инвесторам прежде чем делать капиталовложения в ту или иную отрасль или территорию РФ необходимо познакомиться со спецификой государства. Прежде всего нужно учитывать существенные различия в развитости отдельных субъектов федерации и территорий. Подробный анализ данной темы вы найдете в статье «Инвестиционная привлекательность регионов».
Положительные факторы
В настоящее время основой инвестиционной привлекательности России по-прежнему остается колоссальная сырьевая и ресурсная база. Кроме того, в стране хорошо развита добывающая отрасль. На сегодняшний день большинство зарубежных инвесторов вкладывают собственные капиталы именно в предприятия, которые заняты добычей и частично переработкой нефти, газа, металлов и прочих природных ресурсов.
Не стоит забывать и о серьезном человеческом потенциале, которым обладает Российская Федерация. Несмотря на глобальный развал системы образования, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, еще с советских времен осталось большое количество квалифицированных рабочих, ученых, управленцев и сотрудников других специальностей. В последние годы к ним стали примыкать новые кадры, выпускаемые высшими и средними образовательными учреждениями. Последних отличает принципиально новый уровень компетенций и готовность работать на современном инновационном оборудовании.
Уровень развития транспортной и производственной инфраструктуры России сложно назвать удовлетворительным. Сохранившиеся с советских времен объекты нуждаются в серьезной модернизации. Тем не менее даже существующего уровня транспортной и производственной инфраструктуры достаточно для того, чтобы Российская Федерация оставалась привлекательной для инвесторов.
Нельзя не отметить и серьезного развития современных телекоммуникационных и интернет-технологий. В настоящее время глобальная паутина стала обыденной частью жизни большинства россиян. Бизнес также активно использует все возможности, которые открывает перед ним интернет.
Отрицательные факторы
Инвестиционную привлекательность РФ до сих пор трудно назвать образцово-показательной. Это связано с рядом серьезных проблем, существующих в государстве на протяжении длительного времени.
Прежде всего следует сказать, про странную экономическую политику, проводимую соответствующими министерствами Правительства России. Ее корни следует искать в 90-х годах, когда государство было отдано на откуп либералам. Их вера в то, что свободный рынок способен себя полностью регулировать полностью провалилась. После прихода к власти В.В. Путина Российская Федерация в целом изменила свой курс. В то же самое время экономический блок Правительства России по-прежнему сформирован старыми либеральными кадрами.
Серьезной проблемой, непосредственно отражающейся на инвестиционной привлекательности Российской Федерации, является высокий уровень коррупции и бюрократии. 2016 год проходит под знаком серьезной и бескомпромиссной борьбы со взяточниками и коррупционерами. Тем не менее на этом фронте страна находится только в начале длительного пути.
Дополнительно следует сказать про существенные несовершенства, которые присутствуют в федеральном и региональном законодательстве, регулирующем инвестиционные правоотношения.
Нельзя также не сказать о недостаточном уровне деловой бизнес-культуры и низкой производительности труда. По этим показателям Российская Федерация серьезно уступает своим западным иностранным партнерам.
В России есть все ресурсы, которые необходимы для быстрого экономического развития. Тем не менее для того чтобы повысить рейтинг инвестиционной привлекательности в стране, необходимо провести серьезные преобразования в области:
- борьбы с бюрократией и коррупцией;
- корпоративной культуры и производительности труда;
- усовершенствования инвестиционного законодательства.
Развитие нашей страны на протяжении последних лет в целом имеет положительную динамику. У нас есть все основания для того, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом. По существующим экспертным оценкам все описанные выше положительные процессы получат свое развитие в 2017 году.
Источники: http://vuzlit.ru/1186679/politika_privlecheniya_inostrannyh_investitsiy, http://poisk-ru.ru/s9999t3.html, http://investoriq.ru/teoriya/investitsionnaya-privlekatelnost-rossii.html