Российско-Китайское инвестиционное сотрудничество
Слово инвестиции звучит привлекательно для предпринимателя любого уровня. Практически каждый бизнесмен желает получить капитал, который будет способствовать развитию его дела. Естественно, результатом привлечения дополнительных средств должна стать прибыль. Ключевое в инвестициях то, что финансовый донор берет на себя часть рисков, поэтому может рассчитывать на доход лишь от прибыльных проектов. Из-за этого привлечь инвестора выгоднее, чем найти кредитора, деньги с процентами которому нужно отдавать независимо от прибыльности бизнеса.
Понятие и роль инвестиций в экономике
Чем выгодно инвестиционное сотрудничество для донора? Выбрав правильный объект, он может рассчитывать на долю в прибыли. Иностранный инвестор вносит в государство другой страны денежные средства или прочие материальные активы, финансы на капитальный ремонт основных фондов, патенты, лицензии, авторские права, образовательные программы или схемы готового бизнеса.
Сегодня свое инвестиционное сотрудничество с Россией налаживает Китай. Успехи КНР на нише экономики в последние годы разительны. Это первая экономика мира по ВВП, вторая по номинальному ВВП, бесспорный лидер в деле производства целых групп промышленных товаров, глобальный экспортер и обладатель наибольших золотовалютных резервов. Именно собственные финансовые успехи заставляют чиновников этой страны и конкретных предпринимателей постоянно изыскивать способы приумножения имеющихся средств. Инвестирования – один из лучших методов приумножения капитала.
Если говорить про приемлемые способы дотации капиталов, то Китай предпочитает прямое инвестирование портфельному, реальному, нефинансовому и интеллектуальному. Это означает, что КНР вкладывает средства в материальное производство. При этом обязательно закладывает в контракт участие в управление предприятием или компанией с контролем за получение дохода и распределением прибыли. Прямые инвестиции обеспечивают донору контрольный пакет акций, поэтому в случае взаимодействия Китая и России, для Поднебесной это является наиболее приемлемым вариантом экономического сотрудничества.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику России
Внешнеполитическая деятельность, которую ведет Россия в период с 2014 года по сегодняшний день, сокращена до минимума в плане ведения инвестиционного сотрудничества. При этом Китай, который является самостоятельной экономической фигурой на мировом рынке, с четким видением собственных интересов, рассматривает Россию как идеальный полигон для вливания в нее собственных средств. Особенно, когда речь идет про прямые инвестиции, предполагающие получение контрольного пакета акций. При этом страна-реципиент или конкретный бизнесмен должны быть рады любому источнику денежных средств.
Развитие Российско-Китайского инвестиционного сотрудничества
Если проанализировать инвестиции Китая в Россию, то динамика позитивна. В 2006 году КНР вложил 470, в 2012 – 660, а в 2014 – 4080 миллионов долларов прямых инвестиций в отечественную экономику.
- поиск и разработка полезных ископаемых, рекультивация исчерпанных месторождений,
- все цепочки лесопромышленного комплекса,
- альтернативная энергетика,
- связь и строительство ,
- торговля и сфера обслуживания,
Также огромный интерес Китая проявляется ко всему, что происходит на территории Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов.
Инвестиционные проекты в России
Вот примеры наиболее масштабного инвестиционного сотрудничества России и Китая:
- Инвестиционное сотрудничество России с Китаем в проекте «Ямал-СПГ». Китайская нефтегазовая корпорация выкупила у компании «Новатэк» 20% акций. По инсайдерской информации их стоимость составляет 810 млн. долл. США.
- Приобретение Китайской инвестиционной корпорацией акций «Уралкалия». Было куплено 12,5% акций на сумму в 2 миллиарда долларов. Это дало возможность китайским бизнесменам обеспечить бесперебойные доставки калийных удобрений собственным аграриям.
- Прямые инвестиции в «Металлы Восточной Сибири». Стоимость концерна 750 миллионов долларов. Занимается поиском и добычей цветных металлов на территории Бурятии.
- Покупка Строительным банком Китая акций ВТБ. Пока 2%, что составляет 100 млн. долл. Это лишь первичное инвестиционное сотрудничество России и Китая в финансовой сфере в период жестких внешнеэкономических ограничений.
- Китайская государственная электросетевая корпорация влила 1,1 млрд. долларов в группу компаний «Синтез», которая занимается транспортировкой и перераспределением энергии между объектами электросетевых хозяйств низшего ранга.
- Покупка уже упомянутой Китайской инвестиционной корпорацией акций Московской биржи. Было куплено 5,4 % акций, за которые подданные КНР в сумме заплатили 100 млн. у.е.
Кроме того, с 2009 года существует Программа сотрудничества между КНР и административными единицами Дальнего Востока и Восточной Сибири, в ходе которой под прямое инвестирование уже передано 22 проекта между Китаей и Россией.
Еще 25 проектов находятся на стадии поиска донора финансов, 4 разрабатывают техническую документацию, 6 оставлены китайскими инвесторами, после того, как они убедились в невозможности получить прибыль. Ведь основными принципами развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества, как и любого другого, является увеличение имеющихся финансов. А если этого не происходит, то ни один инвестор не захочет терять свои деньги из-за неизвестных идеалов или следованию Программе, которая идет вразрез с его убеждениями.
Основными целями развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества является зарабатывание денег. Только инвестор их уже заработал, поэтому занимается вдумчивым поиском потенциально прибыльных предприятий. Речь идет не только про Россию. Китайские инвесторы сейчас замечены во всех странах бывшего СССР, в Европе, Латинской Америки. Поэтому если инвестиционные проекты России покажутся бизнесменам из КНР малопривлекательными, то они быстро найдут другое место вложения собственных средств – в странах с культивируемым инвестиционным климатом, умеренным, падающим или нулевым уровнем коррупции и качественными трудовыми ресурсами.
Российские инвестиционные проекты
Инвестиционные капиталы есть не только у китайских, но и российских бизнесменов. Соотечественников интересует строительство и транспортные перевозки.
Динамика позитивная. Если в 2006 году в экономику КНР было вложено всего 67 млн. долл., то уже в 2014 году эта цифра выросла до 869 млн. долларов США. Вот список самых ярких примеров подобного – обратного, инвестиционного сотрудничества.
- Завод в г. Шуаняшань, что в провинции Хэйлунцзян, занимающийся производством пентооксида ванадия получил 18 млн. долларов от ГК «Петропавловск».
- ГК «Русал» инвестировали 15 млн. долл. в 2 предприятия по производству катодных блоков для алюминиевых заводов. Локация – провинция Шаньси.
- Строительство нефтеперерабатывающего предприятия в Тяньцзине, в которое ОАО «НК «Роснефть» вложила 5 млрд. долларов. К сожалению, реализацию идею прямого инвестирования не допустила китайская сторона, продав всего лишь 49% имеющихся акций.
- ОАО «Куйбышев Азот» вложили 8,1 млн. долл. в разработку и создание строительных пластмасс. Правда, 10 миллионов предприятию дала торговая компания «Хэ Е», прописанная в Шанхае, поэтому контрольный пакет акций российская сторона снова не получила.
- Очень интересный проект – концерн «Энергомера» из Ставропольского края взял участие в строительстве предприятия в Чанчжоу, специализирующегося на производстве компонентов для изготовления солнечных батарей.
- Скорее исключением, чем правилом, является создание компании «FescoLinesChinaCompany», которая занимается логистикой. Объем инвестиций в 1,56 млн, долл. позволил создать инвестиционный объект со стопроцентно российским капиталом.
Множество отечественных бизнесменов занимаются инвестированием в товары из Китая. Но, с точки зрения Alta economics, это весьма ограниченное в смысле возможностей вложение своего капитала. То есть доступ к процессу материального производства и сбыту может принести куда больше прибыли, чем элементарная покупка, доставка и перепродажа конкретной партии какого-то товара.
Если говорить про китайско-российское сотрудничество в вопросах инвестирования, то бизнесмены из КНР всеми силами стараются не допустить получения контрольного пакета акций иностранным донором. Будем считать, что лобирование интересов отечественных бизнесменов в Китае – главная задача Российского фонда прямых инвестиций.
2.2 Российско-китайское инвестиционное сотрудничество
Одной из макроэкономических задач России является активизация инвестиционной деятельности. При этом имеется в виду использование в этих целях всех источников финансирования внутри страны и иностранных инвесторов.
Главная задача в сфере международного инвестиционного сотрудничества заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата, создании привлекательных условий для иностранных инвесторов с целью увеличения объемов инвестиций в российскую экономику. Уже был принят ряд важных законодательных актов, направленных на стимулирование привлечения таких средств: об иностранных инвестициях, о свободных экономических зонах, о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, о разделе продукции и другие.
Инвестиционное сотрудничество становится одним из наиболее важных направлений в комплексе торгово-экономических связей между Россией и Китаем.
Вопросы инвестиционной деятельности между Россией и Китаем регулируются Договором «О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений».
В соответствии с этим договором каждая из сторон обеспечивает на своей территории в отношении капиталовложений и инвесторов другой стороны режим не менее благоприятный, чем в отношении третьих государств. Стороны приняли на себя обязательства не предпринимать дискриминационных мер в отношении совместных предприятий с участием инвесторов другой стороны, капиталовложений таких инвесторов и их деятельности, связанной с капиталовложениями, а также гарантировали свободную репатриацию в конвертируемой валюте платежей в связи с вложениями капиталов.
Обеспечение благоприятствующего режима для инвестиций — важная составляющая торгово-экономических отношений между Россией и Китаем, направленная на создание межправительственного механизма сотрудничества, стимулирующего взаимную торговлю, инвестиции и производственную кооперацию при более эффективном и удобном предоставлении системных гарантий. Инвестиционное взаимодействие между Россией и Китаем координируется следующими основными межправительственными органами: Постоянными Рабочими группами по инвестиционному сотрудничеству, по сотрудничеству в особых экономических зонах, по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, по совместному освоению и использованию лесных ресурсов.
В период 2004 — 2009 гг. в рамках работы Постоянной рабочей группы проведены 5 двусторонних инвестиционных форумов. 28 апреля 2012 года на полях визита в Россию вице-премьера КНР Ли Кэцяна в Москве состоялся Торгово-инвестиционный форум, на котором было заключено 27 коммерческих соглашений общей стоимостью 14,4 млрд. долларов.
За 2011 год в экономику России поступило 1 млрд. 887 млн. долл. США китайских инвестиций, что в 4 раза меньше, чем за 2010 год. Из этой суммы 591 млн. долларов — прямые инвестиции, 1 296 млн. долларов — прочие инвестиции.
Общий объем накопленных китайских инвестиций в российскую экономику по результатам 2011 года составил 27 616 млн. долларов США, превысив показатель 2010 года всего на 1%. Из которых прямых инвестиций 5% и 95% прочих инвестиций. Основной объем китайских инвестиций (25 млрд. долларов США) приходится на кредит, выданный китайскими банками российским компаниям в обмен на долгосрочные поставки нефти по ВСТО (ОАО «Роснефть» — 15 млрд. долларов, ОАО «Транснефть» — 10 млрд. долларов).
По данным Министерства коммерции Китая, общий объем китайских прямых инвестиций в России к началу 2012 года увеличился на 11,57% до 2 млрд. 921 млн. долларов, в том числе в течение 2011 года составил 303 млн. долларов (-49%). По информации Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ, за 9 месяцев 2011 г. китайские прямые инвестиции в России — 334,9 млн. долл.
Главными приоритетами инвестиционной деятельности Китая в России по-прежнему являются разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг.
В течение 2011 г. на 6,7% уменьшились объемы выполняемых китайскими компаниями подрядных строительных работ и трудовых услуг в России. Китайской стороной по году выполнены работы на сумму 1,4 млрд. долл. против 1,5 млрд. долл. в 2010 г. Вместе с тем, зафиксировано увеличение общего объема вновь подписанных контрактов на 15,96% до 1,38 млрд. долл. (в 2010 г. — 1,19 млрд. долл.).
К началу 2012 года суммарный объем завершенных китайских работ достиг 9,76 млрд. долл. против 8,36 млрд. долл. в конце 2010 г. Общий объем заключенных контрактов — 14,56 млрд. долл. (в к. 2010 г. — 13,18 млрд. долл.). К началу 2012 г. на работах в Российской Федерации находились 20760 граждан КНР (в 2010 г. — 20809 чел.), которые были задействованы, в основном, в сельскохозяйственных, строительных и лесозаготовительных работах на Дальнем Востоке и в Сибири.
Российские прямые инвестиции в Китае в 2011 г. составили 31,02 млн. долларов против 34,97 млн. долл. в 2010 г. (-11,3%). Количество новых зарегистрированных проектов с российскими прямыми инвестициями — 51 (в 2010 г. — 59 проектов). Основные направления российских инвестиций: обрабатывающая промышленность, строительство, транспортные перевозки.
К началу 2012 года суммарный объем российских прямых инвестиций в КНР достиг 817,79 млн. долл. (+3,9%). Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в КНР — 2379 (+2,1%).
Повышение интенсивности притока капитала из Китая в Россию в последние годы связано с проведением стратегии Китая по «выходу вовне», которая включает следующие направления:
1) экспорт рабочей силы, а также предоставление услуг по проектированию и строительству;
2) содействие экспорту товаров и услуг китайских фирм. Поддержка китайских фирменных товаров на зарубежных рынках;
3) скупка активов крупных зарубежных фирм, в том числе транснациональных компаний;
4) покупка или частичное приобретение месторождений природных ресурсов на территории иных государств;
5) перевод избыточных производственных мощностей в иные страны, что, по мнению китайской стороны, снижает степень жесткой конкуренции на внутри китайском рынке и расширяет присутствие китайских товаров на зарубежных рынках, минуя такие сложности, как таможенные тарифы и иные протекционистские меры. Помимо этого, созданные на территории зарубежных государств китайские предприятия имеют право использовать природные ресурсы этой территории на льготных условиях.
Современный этап развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Китаем отличается быстрым темпом роста в количественном и качественном выражении и поддерживается руководством двух стран.
3. Проблемы и перспективы развития торгово-экономических отношений России и Китая
Внешнеэкономические отношения России: торговля и инвестиции
В сложившихся сегодня условиях требуют более глубокого анализа и осмысления принципиальные вопросы экономических взаимоотношений России и с развивающимися странами. При этом в первую очередь Россия заинтересована в тех регионах, страны которых близки по месту в системе мирохозяйственных связей, имеют близкие показатели экономического развития.
В основе развития внешнеэкономических связей России лежит ряд специфических внутренних и внешних факторов. Среди внутренних центральное место занимает снижение спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. В этих условиях многие предприятия и даже целые отрасли оказались на грани банкротства, и активизация работы на внешних рынках оказалась для них важным средством выживания. Успехи ряда отраслей промышленности, достигнутые за счет усиленной ориентации на внешние рынки, во многом определили общую тенденцию к некоторой стабилизации промышленного производства в стране в целом.
В части внешних факторов, содействовавших за последнее время расширению российского экспорта, послужили благоприятные конъюнктурные условия на мировых рынках: с конца 1993г. экономика большинства промышленно развитых стран находится с стадии экономического подъема, что создает благоприятные условия для реализации на рынках этих стран многих товаров российского экспорта.
Характерной особенностью международной торговли в условиях глобализации становится все более тесная связь между торговлей и прямыми иностранными инвестициями. При этом международная торговля выступает как составная часть общей, интегрированной системы производства, сбыта и снабжения, которую создают и развивают транснациональные корпорации.
В рамках комплексной интеграционной стратегии ТНК переплетаются потоки капитала (прежде всего в виде прямых инвестиций) и торговли, складываются многообразные связи в сфере производства и обращения: между материнской компанией (штаб-квартира ТНК) и ее иностранными филиалами, между разными филиалами одной и той же корпорации, между различными ТНК и их филиалами или любыми другими компаниями. Международная торговля все в большей мере оказывается отражением, следствием и стимулом этих связей, ее истоки — в самой организации современного глобализированного производства.
Это весьма не похоже на прежнюю схему международной торговли, при которой производство сосредоточивалось преимущественно в пределах национальной экономики, а затем часть продукции пытались сбыть на внешних рынках, где сталкивались и конкурировали между собой товары из разных стран. Ныне, однако, подобная ситуация в значительной степени (прежде всего в обрабатывающей промышленности) постепенно уходит в прошлое, уступая место конкуренции крупных интегрированных международных систем производства и сбыта, основанных на прямых иностранных инвестициях ТНК. Компаниям, действующим как раньше, спорадически пытаясь пробиться на внешние рынки, рассчитывать на успехи в конкурентной борьбе с этими силами не приходится. Эти новые обстоятельства следует учитывать и в России, где предприятия подчас по привычке действуют именно таким, давно устаревшим способом.
Еще один быстро развивающийся процесс в области международной торговли, связанный с иностранными инвесторами, — абсолютный и относительный рост внутрифирменной торговли, т.е. торговли между разными частями и подразделениями одной и той же транснациональной корпорации, расположенными в различных странах. Как видно, транснациональные корпорации (ТНК), с их растущей сетью заграничных филиалов, являются ныне важнейшим генератором международной торговли.
Однако с точки зрения долгосрочных перспектив, Российская Федерация, безусловно, обладает высокой привлекательностью для иностранных инвесторов, что определяется прежде всего общими масштабами сферы приложения иностранных инвестиций и позитивными сдвигами в процессе рыночных преобразований. Действует и ряд дополнительных факторов, связанных, в частности, с присоединением России в 1992г. к ведущим международным финансовым организациям — Международному Валютному Фонду (МВФ), Всемирному Банку (ВБ), Международной Финансовой Корпорации (МФК). Россия заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития. В течение последних лет Россия активно решает проблему вступления в ГАТТ/ВТО.
Для России, которой из-за ее нынешнего экономического положения очень сложно создать собственный наднациональный интеграционный блок, представляется необходимым помимо интеграции в рамках СНГ, стремиться интегрироваться в различные региональные экономические процессы, в том числе в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (ОАТЭС) и Европейского союза (ЕС).
Учитывая объем торговли России со странами Европейского Союза и уже заключенное соглашение о сотрудничестве между ними, можно ожидать, что в перспективе должен встать вопрос о дальнейшем сближении России и ЕС. Большую роль при этом будут играть не только экономические, но и политические факторы. При этом решающее значение будет иметь углубления отношений ЕС с Россией в рамках соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Что касается деятельности СНГ, то видно, что она до сих пор во многом сводилась лишь к принятию документов «на высшем уровне», выражавших некоторые общие пожелания и обычно остававшихся на бумаге, никак не влияя на действительные отношения. Поэтому можно с уверенностью сказать: что пока в это дело не включатся представители деловых кругов, движимые своими экономическими интересами, никакой реальной интеграции не получится.
Ряд проблем из области внешнеэкономических связей остаются нерешенными. Одна их них — проблема внешней задолженности, другая — привлечение иностранных инвестиций, являющихся существенным фактором развития экономики России и включения ее в мирохозяйственные связи. В последние годы выявилась тенденция роста российских инвестиций за рубежом. Информация об их количественных параметрах весьма противоречива. Правительство России также пересматривает свою инвестиционную стратегию. Создан Фонд национального благосостояния, активы которого в июне 2008 г. составили 32 млрд. долларов.
Источники: http://promdevelop.ru/investitsionnye-proekty-rossii/, http://mo.bobrodobro.ru/13991, http://studwood.ru/1333632/ekonomika/vneshneekonomicheskie_otnosheniya_rossii_torgovlya_investitsii