Зачем нужны России прямые иностранные инвестиции?
Л. ГУЛЬКО — Мы, наконец, поговорим с вами о прямых инвестициях. И я здороваюсь с Андреем Нещадиным, исполнительным директором Экспертного института. Добрый день. Вы уже знаете, что Владимир Путин рассчитывает, что прямые инвестиции иностранные в Россию в 2005 году значительно превысят 10 млрд. долларов. Выступая на российско-японском бизнес-форуме, президент напомнил, что в прошлом прямые иностранные инвестиции составили 10 млрд. долларов. МЭРТ дает нам 13 млрд. долларов. Вот вопрос у наших слушателей, во-первых, куда они пойдут и куда они вообще сейчас идут и второй вопрос, зачем нам эти иностранные инвестиции, не проще ли использовать Стабилизационный фонд. Обойдется дешевле.
А. НЕЩАДИН — Не думаю. Надо сразу пояснить, что такое прямые инвестиции. Это деньги, которые вкладываются непосредственно в производство. Они идут не на фондовый рынок, не на пополнение банков, не на скупку акций, это деньги, которые непосредственно вкладываются в производство.
Л. ГУЛЬКО — Вот я купил какой-то консервный завод. Это?
А. НЕЩАДИН — Вы не только его купили, вы тратите деньги на его развитие. То есть вы не купили акции этого консервного завода, которые вы в любой момент можете, если та или иная ситуация вам не понравится, тут же сбросить, и тут же уйти с портфельными инвестициями, они называются портфельными, по-видимому, что их можно как принести, так и унести. А прямые инвестиции это непосредственно инвестиции в производство. Поэтому на сегодняшний день значение иностранных инвестиций для страны они важны не только как сами деньги, которые вкладываются в экономику, что немаловажно, но они обычно идут с технологиями. То есть под этим лежит обычно не просто вкладывание денег в какое-то производство, но обычно его реконструкция, определенная доля в установлении новых технологий, машинооборудования, новых рынков сбыта, новой продукции. Поэтому и состоялся разговор о том, как вы знаете, была обещано фирме «Тойота» поддержка в организации сборочного производства с постепенным переносом производства комплектующих на российские предприятия.
Л. ГУЛЬКО — Второй вопрос, который был — это вопрос о Стабилизационном фонде. Может быть проще использовать наш Стабилизационный фонд, в том числе на развитие технологий?
А. НЕЩАДИН — К сожалению, здесь играют большое значение две вещи. Первое – если мы начнем расходовать наш Стабилизационный фонд, то все-таки этот Стабилизационный фонд, который должен обеспечить, по крайней мере, гораздо большую прибыльность, чем те проекты по размещению этих средств, которые могут быть. То есть размещение в иностранные бумаги, или в какие-то проекты внутри нас, должны давать гораздо большую рентабельность, чем другие варианты размещения этих средств. Поэтому таких проектов найти будет довольно трудно и не так уж много их. Второе заключается в том, что вопрос, как будет сделана система оценки тех проектов, в которые заведомо стоит вкладывать такие средства. Поскольку, к сожалению, еще великая идея не прямых инвестиций, а капиталовложений, как говорили в старину, у нас пока еще существует. Поэтому здесь риски получаются гораздо выше, поэтому это риски наши с вами. Когда же приходят иностранные инвестиции, это уже риски тех инвесторов, которые пришли в страну, и которые как президент обещал, мы должны снижать.
Л. ГУЛЬКО — А скажите, пожалуйста, вопрос такой. В каком количестве допустимо допускать, если так можно сказать, иностранцев на наш рынок. Вот эти иностранные инвестиции, они же могут все это дело захватить, выкупить и наша экономика просто попадает под такую зависимость.
А. НЕЩАДИН — Во-первых, не так страшен черт, как его малюют. Потому что имеются два момента. Момент первый. Это не портфельные инвестиции, поэтому завод вы не унесете. Ни в авоське, ни железнодорожным путем. Поэтому все равно это предприятие находится на территории России, оно работает по российским законам, оно платит налоги в российский бюджет, и поэтому здесь такого опасения, что эти деньги могут уйти, оказать какое-то негативное воздействие, это маловероятно. Второй момент заключается в том, что у нас пока еще до сих пор действуют определенные ограничения по вложению данных средств в виде прямых инвестиций в оборонные отрасли, отдельные оборонные предприятия, в отдельные системы энергетического комплекса, а также по ряду позиций эти инвестиции могут вкладываться только под контролем государства. Поэтому такой системы придти и скупить все, что вы захотите, в России не существует.
Л. ГУЛЬКО — Скажите, пожалуйста, эти цифры от 10 до 13 млрд. долларов и далее, это вообще для экономики страны много, мало?
А. НЕЩАДИН — Мало. Это довольно мало. Поскольку примерно годовое вложение иностранных инвестиций Китая оценивается порядка 100 млрд. И если брать портфельные инвестиции и прибыль, то в прошлом году их было порядка 60 млрд. То есть, у нас еще есть вполне разумные пределы, до которых мы можем расти, не опасаясь.
Л. ГУЛЬКО — Вопрос от Ирины. «Есть ли необходимость возвращения к инвестиционным проектам, осуществляемым в соответствии с соглашением о разделе продукции, их перспективность вновь принята или нет?»
А. НЕЩАДИН — Возврат к этим системам он был принят в то время, когда нам срочно были нужны инвестиции для подъема нашего энергетического комплекса. Сейчас, видимо, как можно сделать выводы из тех переговоров, которые были, я имею в виду переговоры с Италией по строительству «Голубого потока» и по строительству перехода газовой трубы через Балтийское море. Там немного другая форма будет применяться. Будет применяться система обмена акциями. То есть мы будем иметь свою долю в управлении нефтепроводами за территорией России и соответственно за распределительными системами газа и энергетики в Германии. А мы со своей стороны будем отдавать часть пакета акций наших нефтедобывающих предприятий, именно для нормального перехода к более стабильной системе совместного управления. И соответственно повышения безопасности и перехода к более долгосрочным проектам и системам работы, для того чтобы все-таки наша экономика приобрела определенную стабильность.
Л. ГУЛЬКО — Еще один вопрос, который задают многие слушатели, в том числе госпожа Попова. «Как защитить прямые инвестиции, чтобы их не разворовали чиновники?»
А. НЕЩАДИН — Как раз прямые инвестиции и в первую очередь, что наиболее плохо действует на прямые инвестиции, президент тоже сказал в своем выступлении перед японскими бизнесменами, он абсолютно прав — это любые частые изменения законодательства.
Л. ГУЛЬКО — Спасибо вам большое. Это был Андрей Нещадин — исполнительный директор Экспертного института. Зачем нужны России прямые иностранные инвестиции. Теперь мы связались с Михаилом Михайловичем Задорновым, председателем правления Внешторгбанка 24, бывшим министром финансов РФ. Добрый день.
М. ЗАДОРНОВ — Добрый день.
Л. ГУЛЬКО — Вы, наверное, в курсе иностранные инвестиции в России превысят 10 млрд., это слова нашего президента. Во-первых, как вы считаете, куда эти деньги будут вкладываться? Интересен прогноз просто.
М. ЗАДОРНОВ – Достаточно очевидно направление этих средств. Во-первых, они вкладываются в разных направлениях. Это и нефтянка, соответственно на транспорт, который продвигает эти энергоносители на экспорт. Это крупные проекты, которые реализуются на Сахалине. И именно значительная часть прироста приходится на «Сахалин-1», «Сахалин-2». На те проекты, которые реализуются по соглашениям о разделе продукции. И второе направление это retail, это торговля и сервис. То есть то, что растет очень серьезным темпом последние годы. Туда тоже идут иностранные инвестиции.
Л. ГУЛЬКО — Скажите, пожалуйста, у нас сегодня вечером в эфире будет министр образования господин Фурсенко. В образование, не предполагается ли ничего вкладывать? То есть мы не можем ничем порадовать господина Фурсенко?
М. ЗАДОРНОВ – Когда вы говорите — не предполагается вкладывать, — вы имеете в виду иностранных инвесторов?
Л. ГУЛЬКО — Да, конечно.
М. ЗАДОРНОВ — Знаете, к сожалению, пока в эту сферу вложения действительно ничтожные. В сферу образования. Может быть, потому что и сами мы недостаточно вкладываем в обновление учебной базы собственных вузов. Надеемся, что эта ситуация в ближайшие три года будет изменена.
Л. ГУЛЬКО — А хорошо ли, спрашивают наши слушатели, что в общем основная масса иностранных прямых инвестиций это, в общем, наши деньги из офшоров, возвращенные назад.
М. ЗАДОРНОВ — Это не так. Доля, конечно, наших собственных денег велика. Но я думаю, что она составляет все-таки не более чем четверть или треть от общего объема инвестиций. И в любом случае хорошо, что эти деньги возвращаются. Вот хорошо или плохо? Хорошо, потому что значит, что люди, которые возвращают деньги, они верят в то, что они смогут окупить такие вложения.
Л. ГУЛЬКО — Спасибо большое. Это был Михаил Задорнов, председатель правления Внешторгбанка 24, бывший министр финансов РФ.
Business Views
Casual business insights
Прямые иностранные инвестиции в мире: откуда, куда и зачем текут деньги
Мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса 2008-го — ура! Руїну подолано!
Говорят, что Украина не слишком-то привлекательна для инвесторов. А что им, этим инвесторам, вообще нужно? В какие страны и регионы они предпочитают вкладывать? Мы составили для тебя обзор глобальных тенденций в сфере прямых иностранных инвестиций (ПИИ), чтобы ты точно знал, куда и почему сейчас вкладывают деньги.
Прямые иностранные инвестиции — это новые деньги в стране
Глобализация затрагивает все сферы жизни и деятельности человечества. В экономике этот феномен проявляется в нарастающей и сметающей границы интеграции национальных рынков, их постепенному слиянию в одну огромную, всемирную торговую площадку. Один из двигателей этого процесса — прямые иностранные инвестиции.
ПИИ — это вложение денег и других материальных ценностей в экономику страны компаниями из других государств. При этом подразумевается, что такие вложения не только будут долгосрочными, но и позволят инвестору контролировать работу компании-получателя — прямо влиять на управление.
Естественно, для этого нужна определенная — и немалая — доля собственности. Нельзя вложить сто баксов и стать владычицей морскою. Размер этой решающей доли в каждой стране разный, но всегда превышает 10% от стоимости компании. После этой отметки инвестор получает возможность эффективно контролировать деятельность компании-реципиента.
Создание предприятий в другой стране и приобретение иностранных компаний — главные методы ПИИ
Самый эффективный способ достижения контроля над предприятием — создание собственного или открытие иностранного филиала уже существующей компании. В последнем случае становится доступной еще одна форма инвестирования — финансирование своего зарубежного филиала.
Кроме того, к главным методам вложения средств в экономику другой страны относятся приобретение или поглощение местного предприятия.
ПИИ особенно выгодны развивающимся экономикам
Инвесторы, конечно, преследуют свои цели. Вложения — это ведь не благотворительность. Приходя через ПИИ в чужую страну, они занимают там долю рынка, получают доступ к более дешевой рабочей силе или другим преимуществам работы в этой стране.
Но не нужно бояться злых капиталистов, которые придут, поэксплуатируют задешево незадачливых аборигенов и уйдут. Инвесторы принесут с собой новые технологии производства, новые методы управления, новую продукцию и — на радость местным жителям — новые рабочие места. Поэтому для развивающихся экономик ПИИ — самая желанная форма вложений.
Поток ПИИ сократился в кризис, но восстанавливается
Грянувший в 2008 году глобальный экономический кризис сократил объемы мировых ПИИ. В тот памятный год они составляли $1,7 триллиона, а уже на следующий — всего 1,2. И только недавно мировой экономике удалось вернуться на докризисный уровень иностранных инвестиций и даже слегка его превзойти.
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) в своем докладе 2016 года сообщила, что мировые потоки прямых инвестиций в 2015 подскочили аж на 38% и достигли $1,76 триллиона. Это самый высокий показатель с начала кризиса — ура! Руїну подолано!
Большое «спасибо» за это нужно сказать денежному объему международных слияний и приобретений (СиП). В 2015 году компании по всему миру насливались на 721 миллиард долларов, тогда как в 2014 этот показатель составил 432 миллиарда.
Благодарность чуть поменьше заслужили процессы изменения конфигурации компаний. Такие сделки нередко влекут за собой значительные изменения в платежном балансе, и без них рост глобальных ППИ был бы уже не столь уж впечатляющим — 15%.
В развитых странах приток ППИ вырос
Как уже говорилось, прямые инвестиции — хлеб развивающихся экономик. Однако, большое количество масштабных сделок международных СиП привело к тому, что в глобальной структуре ПИИ возобладали развитые государства. Их доля составила 55% в 2015 году против 41% в 2014; в денежном выражении приток составил 962 миллиарда долларов. Большой рост показали Европа и США, но в отношении последних нужно оговориться, что там уровень притока в 2014 году был сравнительно низким, что и позволило добиться почти четырехкратного увеличения.
Вывозить инвестиции развитые государства тоже стали активнее
Развитые страны не только много вкладывали — вывоз из них тоже вырос, причем довольно резко. Увеличение составило 33%, и показатель достиг $1,1 триллиона. Главным мировым регионом-донором стала Европа, на которую пришлось 576 миллиардов вывезенных инвестиционных долларов. При этом развитым странам пока далеко до показателей увеличения вывоза ПИИ, достигнутых в предкризисном 2007 году, когда был показан до сих пор непокоренный максимум.
Развивающаяся Азия — лидер по получению прямых инвестиций
Если где-то чего-то убыло, то в другом месте — прибыло. В контексте распределения ПИИ этим другим местом стали экономики развивающихся стран. По сравнению с 2014 годом, они получили на 9% больше, достигнув нового максимума притока — 765 миллиардов долларов. И 541 миллиард из этой суммы пришелся на развивающиеся страны Азии, которые и стали главным регионом-реципиентом. В основном речь идет о государствах Южной и Восточной Азии, которые обеспечили своему континенту такую статистику.
Приток ПИИ в переходные экономики снизился, в слабые — вырос
Низкие сырьевые цены отпугнули инвесторов от вложений в страны с переходной экономикой. Там поток входящих инвестиций продолжил мельчать и стремиться к уровню почти десятилетней давности. Зато уязвимые экономики получили плюс 2% к притоку, который составил 56 миллиардов долларов. Больше всех дали им развивающиеся страны.
Структура ПИИ Африки сильно разнится в зависимости от региона
Страны Северной Африки старались как могли, привлекая инвестиции. В результате это регион показал рост притока, который, правда, в масштабах всего континента был компенсирован снижением объема прямых вложений в экономики Центральной и Западной Африки. В этой части планеты любят жить за счет эксплуатации природных ресурсов. Снижение цен на сырье обернулось для них падением уровня притока.
Итог — по сравнению с 2014 годом в Африке приток уменьшился на 7%, снизившись до 54 миллиардов долларов.
Цены на сырье не позволили увеличить приток ПИИ в Латинскую Америку
Латинская Америка и Карибский бассейн оказались похожи на Африку: рост притока в одной части региона шел параллельно с падением в другой. Локомотивом здесь стала Центральная Америка, которая за счет вложений в свою обрабатывающую промышленность отличилась положительной динамикой. Общий показатель сдерживала Южная Америка, пострадавшая от последствий все тех же низких цен на ресурсы.
В результате приток остался на прежнем уровне — 168 миллиардов долларов. Правда, в эту цифру не включены офшорные финансовые центры.
В услуги по-прежнему вкладывают охотнее всего
Третичный сектор экономики, более известный как сфера услуг, привлек свыше 60% мировых ПИИ. Он остался на прежнем уровне и на лидирующей позиции. Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность и строительство) привлек в 2015 году больше иностранных инвестиций, чем в 2014, а вот первичный (добыча сырья), наоборот, недосчитался капиталовложений.
Дальше — снижение и снова рост
В своем докладе ЮНКТАД прогнозирует, что по итогам 2016 года потоки сократятся на 10–15% в сравнении с годом 2015. Однако упадок будет недолгим: уже в нынешнем году рост возобновится, а в 2018 мировой объем прямых иностранных инвестиций преодолеет показатель в 1,8 триллиона долларов.
Специалисты обещают рост глобальных потоков прямых иностранных инвестиций в среднесрочной перспективе. Самое время для Украины собраться и подтянуться в рейтинге привлекательных для инвесторов стран.
Эффект РФПИ: зачем сегодня нужны иностранные инвестиции
Одним из ключевых моментов Петербургского международного экономического форума, который откроется 24 мая, станет традиционная встреча российского президента с членами международного экспертного совета Российского фонда прямых инвестиций и представителями международного инвестиционного сообщества. В нынешнем году на нее приедут главы крупнейших инвестиционных фондов Ближнего Востока, Азии, Европы и Северной Америки, управляющие капиталом более $13,5 трлн.
Первая подобная встреча состоялась в 2011 году, когда был создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), на тот момент один из многих институтов развития, которые должны были обеспечить деньгами восстановительный рост российской экономики после кризиса 2008-2009 годов.
Цена на нефть в 2011 году вернулась к докризисным уровням года и составила $110 за баррель в среднем по году, темпы роста экономики превысили 4%, а на международной арене с переменным успехом продолжалась «перезагрузка» отношений между Россией и США.
Одна из задач, которая тогда стояла перед руководством страны,— хотя бы частично заменить портфельные инвестиции или вложения в акции и облигации российских компаний, резкий отток которых наносил существенный ущерб экономике, на менее волатильные прямые инвестиции или покупку крупных миноритарных долей в компаниях.
Так, в ходе кризиса 2008-2009 года страну покинули миллиарды долларов, вложенных в акции и облигации ведущих российских банков и промышленных компаний. Распродажа поставила многие предприятия на грань краха и вынудила правительство оказать им срочную помощь, стоившую огромных бюджетных денег.
Молодая команда РФПИ, которую возглавил один из ведущих российских специалистов по прямым инвестициям Кирилл Дмитриев, обратилась к опыту мировых фондов прямых инвестиций для того, чтобы посмотреть, насколько этот опыт может быть применен в российской действительности.
При этом инфраструктуры рынка прямых инвестиций, включающей целую индустрию фондов, обладающих необходимой экспертизой в выборе подходящих проектов, в стране практически не существовало. Команда Дмитриева задалась целью создать такой рынок и привести иностранные деньги.
Оптимальную модель привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику в итоге придумали в фонде. В рамках этой модели РФПИ может инвестировать только вместе с иностранным партнером, причем на каждый рубль, проинвестированный фондом, должен быть привлечен как минимум один рубль иностранных инвестиций.
Впоследствии появилась также модель «автоматического соинвестирования», которая предполагает, что партнеры вкладывают свои средства в выбранные РФПИ проекты в автоматическом режиме, без согласования каждого из них отдельно.
Естественными партнерами РФПИ стали международные суверенные фонды, государственные организации, созданные преимущественно в странах, богатых минеральными ресурсами, для качественного управления сверхдоходами от их продажи. Главной целью РФПИ стали инвестиции на полностью коммерческих условиях. Инвестиции должны были прежде всего обеспечить привлекательную доходность фонду и его партнерам. Это качество выгодно отличало РФПИ от многих других институтов развития, что со временем сформировало высокий уровень доверия к фонду среди иностранных инвесторов.
Такой подход требовал глубокой и длительной проработки проектов, изучения всех рисков и знания операционной деятельности компаний, претендующих на инвестиции РФПИ и партнеров. Требования фонда к уровню риска и доходности многим казались завышенными, однако сейчас очевидно, что модель работы фонда себя полностью оправдала.
Всего за эти годы РФПИ привлек в совместные фонды средства от иностранных партнеров на сумму свыше $40 млрд и совместно с партнерами проинвестировал 1,2 трлн руб. в экономику России, причем на каждый собственный рубль РФПИ привлек 9 руб. средств партнеров.
РФПИ также создал успешную модель самовоспроизводящегося инвестиционного цикла, в котором прямые и косвенные доходы от реализации проекта, к примеру, в виде налоговых поступлений, позволяют за несколько лет вернуть инвестированные средства и снова вложить их в перспективные и полезные инициативы. Каждый вложенный рубль возвращает в экономику три рубля за счет налогов и увеличения стоимости портфельных компаний на горизонте 5-7 лет.
Уже в самые первые годы своего существования РФПИ создал ряд партнерств с суверенными фондами Китая, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна. В отобранные командой фонда проекты, такие как Московская биржа, сеть перинатальных клиник «Мать и дитя», сеть кинотеатров «Каро», пошли первые иностранные инвестиции.
В этих условиях РФПИ активизировал свою работу с партнерами из стран Азии и Ближнего Востока. Крупнейшим успехом РФПИ уже на фоне западных санкций стало заключение соглашения об инвестициях на сумму $10 млрд с крупнейшим суверенным фондом мира Public Investment Fund из Саудовской Аравии.
Это соглашение, а также аналогичные соглашения с суверенными фондами и институтами развития Турции и Японии подтвердили, что даже в условиях геополитической напряженности и санкций можно продолжать успешную работу по привлечению инвестиций, а сами инвесторы готовы заходить в качественные проекты с высокой доходностью даже в сложных внешних условиях.
Ценность привлекаемых РФПИ инвестиций заключается в том, что они по сути являются чисто коммерческими, вкладываются в доходные проекты и не имеют административной, политической или эмоциональной составляющей и являются объективным показателем качественной подготовки проекта. Вместе с тем все проекты РФПИ имеют значимый социальный эффект и способствуют росту экономики и благосостояния — в портфельных компаниях фонда работают 700 тыс. человек. Фонд также активно инвестирует в проекты «с нуля», способствуя созданию принципиально новых промышленных предприятий и инфраструктурных объектов. Объем инвестиций РФПИ и партнеров в проекты, реализуемые «с нуля», составляет более 520 млрд руб.
В итоге после семи лет работы фонда инвестиции РФПИ и партнеров составили более 90% от совокупного объема вложений фондов прямых инвестиций в РФ в 2017 году. Однако сегодня перед РФПИ, доказавшим свою эффективность, стоят новые вызовы.
Задачи, обозначенные в опубликованном сразу после инаугурации указе президента о стратегических целях, потребуют триллионов рублей в такие приоритетные для государства сферы, как инфраструктурное строительство, здравоохранение, образование и цифровая экономика.
Эти инвестиции будут эффективными и дадут ожидаемый мультипликативный эффект, только если их дополнят долгосрочные вложения иностранных частных инвесторов и суверенных фондов. Именно в этом и заключается сегодня положительная роль иностранных инвестиций в экономике.
Таким образом, РФПИ вместе с партнерами может сыграть ключевую роль в осуществлении «инвестиционного прорыва», который необходим российской экономике для выхода на траекторию устойчивого экономического роста и последовательного увеличения благосостояния граждан.
Новым направлением инвестиций, объявленным в конце 2017 года, стала инвестиционная платформа «РФПИ-Технологии», цель которой — инвестиции в быстрорастущие технологические компании России. Планируется, что в перспективе технологические инвестиции составят до 25% портфеля РФПИ. Инвестиции РФПИ и партнеров уже превысили 55% рынка венчурных инвестиций в РФ в 2017 году. В ближайшие два года РФПИ планирует вложить в технологические проекты свыше 50 млрд руб.
Сегодня необходимы новые механизмы государственной поддержки инфраструктурных проектов, с помощью которых государство компенсирует частным инвесторам часть расходов и обеспечит привлекательную доходность. Одним из таких может стать инфраструктурная ипотека, которая позволит замещать государственный капитал частными инвестициями.
Экспертиза частных инвесторов поможет вложить средства в качественные проекты в стратегически важных секторах, выстроив в каждом конкретном случае оптимальную стратегию развития. Так уже работает «инвестиционный фильтр» РФПИ, который обеспечивает отбор наиболее перспективных проектов с высоким мультипликативным эффектом, обеспечивая возвратность и доходность инвестиций, создание рабочих мест и развитие инфраструктуры, что способствует общему экономическому росту.
РФПИ и партнеры могут в ближайшей перспективе претендовать на то, чтобы при реализации новых проектов стать центром экспертизы для управления механизмами государственной поддержки, а также внедрять другие формы привлечения частных инвесторов.
Источники: http://echo.msk.ru/programs/beseda/40099/, http://businessviews.com.ua/ru/economy/id/prjamye-inostrannye-investicii-v-mire-otkuda-kuda-i-zachem-tekut-dengi-1503/, http://www.kommersant.ru/doc/3630043