Зарубежный опыт осуществления инвестиционной деятельности в АПК
Характеристика форм государственного управления инвестициями в зарубежных странах. Анализ зарубежного опыта осуществления инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе на примере таких стран как США, Китай, Япония и других зарубежных странах.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный
университет им. Н.П. Огарёва»
В статье рассматриваются формы государственного управления инвестициями в зарубежных странах, достаточно подробно оценивается зарубежный опыт осуществления инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе на примере таких стран как США, Китай, Япония и другие.
Ключевые слова: государственное регулирование, управление, инвестиции, инвестиционная деятельность, агропромышленный комплекс, зарубежный опыт.
инвестиция комплекс агропромышленный
FOREIGN EXPERIENCE IMPLEMENTATION INVESTING ACTIVITIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Laputina Ya.Е. Ogarev Mordovia State University
The article deals with the form of government investments in foreign countries, in sufficient detail estimated foreign experience of investment activity in the agricultural sector by the example of countries such as the US, China, Japan and others.
Keywords: government regulation, management, investment, agro-industrial complex, foreign experience, investment activity.
В развитых странах мира инвестирование является распространенным явлением, а инвестиционная деятельность в агропромышленном комплексе — обязательным условием нормального функционирования экономической системы, так как именно агропромышленной комплекс является основой жизнеобеспечения населения, базисом формирования продовольственной и экономической безопасности.
Инвестирование осуществляется двумя основными группами субъектов: частными и государственными инвесторами. Конечно же, существуют и другие формы инвестирования, однако вышеуказанные группы являются наиболее распространенными в зарубежном опыте [12, c. 54].
С точки зрения управления инвестиционной деятельностью, наиболее важным представляется изучение системы государственного регулирования и поддержки инвестиций в агропромышленный комплекс.
Обобщая зарубежный опыт инвестирования, можно выделить 2 основные формы государственного участия в инвестиционной деятельности (рисунок 1) [13, c. 97].
Как показано на рисунке 1, к первой форме государственного управления инвестиционной деятельностью относится создание благоприятного инвестиционного климата в стране. Для этого органами государственной власти по принципу системности и систематичности разрабатывается, утверждается и реализуется государственная инвестиционная политика, основные направления которой определяются в зависимости от целей развития государства, повышения качества жизни населения, специфики национальной экономики и т.д.
Рисунок 1 — Формы государственного управления инвестициями в зарубежных странах
Неоспоримым является тезис о необходимости принятия и контроля совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере инвестирования вообще, а также инвестирования в агропромышленную сферу. Система нормативно-правовых актов должна быть эффективной, то есть должна быть основана на принципах взаимосвязанности, непротиворечивости, соответствия затрат результатам и др. [11, c. 64]. Создание системы стимулов для инвесторов, в том числе для привлечения иностранных инвестиций, в большинстве рассмотренных случаев предполагает организацию и функционирование специальных налоговых режимов, системы льгот для инвесторов и т.д.
Вторая форма государственного управления инвестиционной деятельностью АПК зарубежных стран — непосредственное участие государства в инвестиционных процессах. Данная форма предполагает участие государства как одного из субъектов инвестиционной деятельности. Чаще всего, государство выступает в качестве инвестора в целях поддержания предпринимательской деятельности. Однако, существуют и примеры государственно-частного партнерства, когда органы государственной власти зарубежных стран выступали как пользователи объектов капитальных вложений [1, c. 245].
В мировой практике существуют три основные категории государственных капитальных затрат в АПК (рисунок 2) [2, c. 19].
Рисунок 2 — Категории государственных капитальных затрат зарубежных стран
Прямые реальные инвестиции (рисунок 2) включают в себя приобретение машин, оборудования, недвижимости, технологий и т.д. Капитальные трансферты, в свою очередь, подразумевают использование следующих инструментов: ассигнований на капитальные затраты министерствам и ведомствам, включая как федеральный, так и региональный уровень государственной власти. Финансовые инвестиции — это кредиты различным государственным структурам для реализации инвестиционных проектов. Тем самым, можно сделать вывод о том, что государство выступает не только как инвестор для частных проектов, но и как получатель инвестиций [4, c. 109].
Рассмотрим зарубежный опыт осуществления инвестиционной деятельности на примере ряда стран.
В латиноамериканских странах до недавнего времени проводилась политика масштабного участия государства в инвестиционном процессе. В соответствии с Национальным планом государственных инвестиций в Аргентине на 2008 — 2010 гг. доля каждой из вышеперечисленных категорий инвестиций в проекты сельского хозяйства составляла соответственно 26,1 %, 71,5 %, 2,4 %. При этом, основным направлением государственных капвложений в данную сферу 4-6 лет назад являлись инфраструктурные проекты. Отметим, что эти проекты реализовывались не только посредством привлечения государственного капитала. Также использовался частный национальный и иностранный капитал. Это позволяло не только компенсировать нехватку у государства финансовых ресурсов на строительство и содержание инфраструктурных объектов, но и увеличить эффективность инвестиций [4, c. 56].
В Колумбии инвестиционная деятельность (включая инвестирование в АПК) государства закреплена в главном законе страны — Конституции. Отдельные статьи Конституции требуют разработки национального плана развития, состоящего из двух частей — общей и инвестиционной. Национальный план инвестиций утверждается специальным законом на основе данных о государственном долге и прогнозе государственных финансов на ближайшие два года. Все инвестиционные проекты, финансируемые из центрального бюджета, заносятся в банк проектов (BAPIN). Первоначальную оценку проектов осуществляет Национальный департамент планирования. Окончательный инвестиционный план вместе с проектом бюджета, программой внешнего заимствования и квотами по инвестициям утверждается Национальным советом по экономической и социальной политике (CONPES). Следует отметить, что в большинстве случаев государственные инвестиционные программы не реализуются в полном объеме [5, c. 59].
Изучение опыта инвестирования Китая позволяет констатировать, что бюджет Китая уже достаточно долгое время является инвестиционно ориентированными. Доля инвестиций ежегодно составляет около 4% ВВП. Эффективность инвестиционной деятельности, результативность и прибыльность государственных инвестиций обеспечивается посредством активного использования механизмов государственно-частного партнерства. Государство и частные инвесторы осуществляют софинансирование строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов. Здесь инвестирование в АПК не рассматривается как отдельное приоритетное направление, однако, сельскохозяйственные инвестиционные проекты реализуются также часто, как и промышленные. Основные инвестиционные потоки сосредоточены в пяти свободных экономических зонах, являющихся «полюсами роста», что позволяет предотвратить распыление средств среди большого количества проектов.
Отметим, что государственные инвестиции в зарубежных странах распространены в тех отраслях, где наблюдается отток или недостаточная активность частных инвесторов. Как правило, это долгосрочные проекты с достаточно высоким уровнем риска. Поэтому очень часто можно наблюдать государственные инвестиции именно в агропромышленный комплекс из-за специфики данной отрасли, ее зависимости от природных условий, неконтролируемых человеком.
В США доля валовых государственных капиталовложений в общем объеме составляет более 20 %, причем 11-12 % — инвестиции из федерального бюджета. В основном государственные средства вкладываются в военную промышленность (2/3 от общего объема федеральных инвестиций), а региональные власти — в развитие инфраструктуры (строительство дорог, муниципальных школ, больниц, коммунальное хозяйство и т.п.) [4, c. 78]. Анализ статистических данных об объемах государственных инвестиций в США показал, что органы государственной власти практически не участвуют в инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса. Здесь наблюдается активность частных инвесторов. На наш взгляд, это связано с отсутствием необходимости масштабной государственной поддержки АПК в виде инвестирования из-за высокого уровня развития фермерского хозяйства [6, c. 82].
В Японии удельный вес госинвестиций варьируется в пределах от 6,5 % до 8,4 % ВВП. Главным источником госинвестиций, обеспечивающим 80% всех ресурсов, являются почтовые сбережения населения. Большая часть свободных средств почтово-сберегательной сети должна предоставляться в кредит на счет доверительных фондов. Другим источником является государственный пенсионный фонд. Однако, здесь речь идет в основном о промышленных и инновационных инвестициях. В стране отсутствуют необходимые для развития сельского хозяйства природные условия и ресурсы. Это предопределяет зависимость Японии от развития мирового агропромышленного комплекса и невозможность построения мощной отечественной системы АПК. Именно поэтому инвестиции перераспределяются в другие сферы [7, c. 76].
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что во всех рассмотренных зарубежных странах уделяется внимание государственному управлению инвестиционной деятельностью АПК, однако, не везде данная сфера является приоритетной для оказания государственной поддержки.
Государство участвует в инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования непосредственно или опосредованно через специальные институциональные структуры. Во многих зарубежных странах роль государственного институционального инвестора берут на себя банки развития, которые действуют согласно общей экономической политике. Так, в Мексике существует Национальная финансовая корпорация (NAFIN), в Бразилии — Национальный банк экономического и социального развития (BNDES), в Чили — Корпорация развития (CORFO), в Перу — Финансовая корпорация развития (COFIDE), в Колумбии — Институт промышленного развития. Основными направлениями инвестиций этих банков являются малый и средний бизнес, сельское хозяйство, внешняя торговля, городские коммуникации. Первоначально функционирование данных структур финансировалось за счет бюджетных средств, но постепенно произошел переход на самоокупаемость и необходимость в ассигнованиях из бюджета исчезла [8, c. 92].
В Японии часть средств, направляемых на инвестиционные программы (прежде всего счета доверительных фондов), передается на условиях ссуды государственным кредитным институтам, таким как Японский банк международного сотрудничества, Японский банк развития, Корпорация по финансированию сельского, лесного хозяйства и рыболовства.
Кроме банков развития государственное участие в инвестиционном процессе осуществляется через целевые трастовые фонды, средства которых формируются за счет государственных трансфертов, взносов компаний, кредитов международных финансовых организаций. Они могут создаваться в рамках центрального банка, банков развития, специальных административно-финансовых и хозяйственных формирований. Использование средств трастовым фондом осуществляется согласно определенной при его учреждении цели. Например, в Мексике функционируют Специальный фонд финансирования сельского хозяйства, Фонд гарантии и развития сельского хозяйства, Специальный фонд технической помощи и гарантии сельскохозяйственных кредитов. Эти фонды финансируются Всемирным банком и центральным банком Мексики, а также за счет эмиссии правительственных и собственных финансовых инструментов. Аналогичные фонды существуют в Бразилии и Аргентине [9, c. 81].
В 60 — 70-х годах XX века в некоторых странах (Финляндия, Франция, Испания, Швеция, Дания, ФРГ) за счет налогообложения прибыли создавались инвестиционные фонды, которые в период экономического спада поддерживали уровень инвестиций в определенные направления.
Необходимо отметить, что участие государства в инвестиционных проектах агропромышленного комплекса является составной частью системы государственной поддержки данного сектора экономики. Среди мер прямой государственной финансовой поддержки в зарубежных странах можно выделить: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.); субсидии в расчёте на единицу площади или поголовье скота; платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства (например, субсидии на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов); финансирование целевых программ и расходов на НИОКР [4, c. 143].
Проанализировав опыт зарубежных стран по управлению инвестиционной деятельностью АПК, можно сделать вывод, что основной целью государства является поддержка агропромышленного комплекса в целях обеспечения экономической и продовольственной безопасности. Управление инвестициями осуществляется по двум основным направлениям: создание благоприятного инвестиционного климата в стране и непосредственное участие в инвестировании проектов агропромышленного комплекса через специализированные институциональные структуры.
1. Абрамов А. Е. Институциональные инвесторы в мире: особенности деятельности и политика развития / А. Е. Абрамов. — М. : Дело, 2014. — 542 с.
2. Ануфриева А. А. Регулирование иностранных инвестиций в ЕС. Общие вопросы инвестирования в энергетический сектор / А. А. Ануфриева. — М.: Зерцало-М, 2014. — 128 с.
3. Арсенов В. В. Инновационное развитие агропромышленного комплекса : учеб. пособие / В. В. Арсенов. — Минск: РИЦ Академия управления, 2012. — 164 с.
4. Волова Л. И. Международное финансовое и международное инвестиционное право в системе общего международного права : учеб. пособие / Л. И. Волова. — М. : Юрлитинформ, 2014. — 182 с.
5. Воротилова Н. Н. Управление инвестициями : учеб. пособие / Н. Н. Воротилова. — М. : Дашков и К°, 2013. — 184 с.
6. Ершова И. В. Инвестиционное право : учеб. пособие / И. В. Ершова. — М. : Проспект, 2014. — 296 с.
7. Заякина И. А. Иностранные инвестиции : учеб. пособие для студ. / И. А. Заякина. — М. : ТНТ, 2014. — 268 с.
8. Николаев М. А. Инвестиционная деятельность : учеб. пособие для студ. / М. А. Николаев. — М. : ИНФРА-М, 2014. — 336 с.
9. Окатьев Н. А. Инновации и инвестиции: теория и практика / Н. А. Окатьев. — М. : Спектр, 2012. — 496 с.
10. Сергеев И. В. Инвестиции : учеб. для студ. вузов / И. В. Сергеев. — М.: Юрайт, 2014. — 314 с.
11. Фоломьев А. Н. Инновационный тип развития экономики : учеб. для студ. вузов. / А. Н. Фоломьев. — М.: Экономика, 2013. — 564 с.
12. Хилл Ч. Международный бизнес / Ч. Хилл. — СПб. : Питер, 2013. — 260 с.
13. Щанкин С. А. Экономическая оценка инвестиций : учеб.-метод. пособие / С. А. Щанкин. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. — 103 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Инвестиционная политика и её инструменты. Классификация инвестиций, субъекты, объекты, источники и их роль. Организация и формы осуществления инвестиционной деятельности. Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран. Инвестиционная политика Беларуси.
курсовая работа [4,9 M], добавлен 04.01.2015
Инвестиции: понятие, функции, факторы влияния, роль в экономики. Эффект мультипликатора инвестиций. Инструменты реализации инвестиционной политики Республики Беларусь. Основные особенности и характерные черты инвестиционной политики зарубежных стран.
курсовая работа [1,6 M], добавлен 06.08.2013
Необходимость государственного управления инвестиционными процессами. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Особенности и проблемы регулирования инвестиционной деятельности в регионе на примере Курской области.
курсовая работа [72,6 K], добавлен 02.05.2008
История развития предпринимательского дела. Функции и классификация видов предпринимательства. Роль предпринимательства в экономике зарубежных стран. Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.
курсовая работа [64,7 K], добавлен 23.01.2012
Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности, их классификация. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Особенности инвестиционной деятельности. Анализ динамики и структуры инвестиционных потоков на примере ООО «Командор».
курсовая работа [193,8 K], добавлен 22.10.2014
Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта — программа вывода американской экономики из кризиса. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда. Проблемы использования зарубежного опыта в России.
курсовая работа [40,6 K], добавлен 19.07.2010
Сравнительная характеристика результатов антикризисного государственного управления в России, США, Германии и Японии. Состояние финансовой, налоговой и социальной политики, сельского хозяйства, регулирование занятости. Восприятие реформ населением.
контрольная работа [14,8 K], добавлен 27.02.2010
Социально-экономическая роль малого бизнеса в Республике Беларусь. Развитие рыночных отношений в народнохозяйственном комплексе. Опыт поддержки малых предприятий в зарубежных странах. Внедрение эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей.
курсовая работа [258,9 K], добавлен 23.03.2014
Содержание, сущность и виды инвестиций и инвестиционной деятельности, существующие в данной сфере риски и принципы управления ими. Виды и цели инвестиционной политики строительных компаний Казахстана, анализ ее состояния и механизм осуществления.
дипломная работа [583,5 K], добавлен 30.05.2015
Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения. Типология кризисов, признаки и распознавание. Понятие антикризисного управления. Современная система банкротства за рубежом. Антикризисное управление в зарубежных странах.
курсовая работа [512,5 K], добавлен 07.10.2010
Зарубежный опыт и частных инвестиций
Зарубежный опыт управления инвестиционной деятельностью предприятия
Рассматривая зарубежный опыт формирования и реализации инвестиционной политики, следует подчеркнуть, что, несмотря на либерализацию общих условий экономической деятельности, во многих странах сформирована действенная система государственного регулирования инвестиционного процесса, основанная на использовании различных инструментов экономического и организационного характера. В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе реализации инвестиционной деятельности выполняет одновременно несколько функций: регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса; выборочное стимулирование инвестиции в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности; прямое административное вмешательство в инвестиционной процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций [35, с. 20-27].
Во многих странах распространенными формами реализации инвестиционной политики являются:
1. программно — целевое управление инвестиционной деятельностью;
2. государственно-частное партнёрство;
3. инвестиционный налоговый кредит.
Вместе с тем, следует отметить, что практика формирования инвестиционной политики, несмотря на некоторую общность методологических подходов, существенно различается.
Например, в США хозяйственная практика в области формирования и реализации инвестиционной политики в большей степени ориентирована на реализацию принципов экономической свободы и экономического либерализма, а методы серьезного вмешательства в экономический процесс ограничены. В Японии модель инвестиционной политики строится на активном партнерстве между государством и частными инвесторами. До недавнего времени в ряде латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Перу) осуществлялась политика масштабного участия государства в инвестиционном процессе.
Во многих странах одной из распространенных форм реализации инвестиционной политики является система программ и проектов, а программно — целевое управление инвестиционной деятельностью является одним из действенных методологических подходов, отличающихся высокой эффективностью и результативностью.
В США система программного управления и финансирования приобретает интегрирующую и преобразующую роль по всем организационно-экономическом механизме разработки и реализации инвестиционной политики [13, с.78]. Подавляющее большинство программ в США, направлены на модернизацию и обновление основных фондов или на расширение производства. В прошлом федеральное правительство США, а также многие штаты прибегали к спонсированию прямых займов целевым производствам через государственные агентства и квазигосударственные финансирующие структуры [21, с.136].
Классическим примером программно-целевого управления инвестиционным процессом в силу масштабов, многоцелевой направленности и эффективности реализации является программа по освоению ресурсов долины реки Теннеси в США [32, с.112-118]. Опыт ее разработки и осуществления изучается в университетах и бизнес — центрах как классический пример программно-целевого подхода. В рамках этой программы были осуществлены первые и в целом успешные попытки достижения синергического эффекта и экономии затрат за счет развития целого комплекса взаимозависимых отраслей и социальных проектов.
В зарубежной практике система программно-целевого управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий задействована в тех отраслях экономики, вложение средств, в которые способно стимулировать их рост и привлечь дополнительные инвестиции. Это могут быть как инвестиционные проекты с большим сроком окупаемости, так и инвестиционные проекты в секторах, которые непривлекательны из-за высоких рисков и низкой нормы отдачи на вложенный капитал. Кроме того, некоторыми странами государственные инвестиции успешно применялись в качестве стимулирующего фактора роста определенных отраслей, повлекшего за собой подъем экономики в целом. В этой связи основой проведения политики государственного инвестирования в ряде стран были и остаются законодательно установленные процедуры отбора проектов для инвестирования и четкие цели государственного участия.
В частности в Аргентине существует национальная система государственных инвестиций, которая определяет принципы, нормы и механизмы по разработке, утверждению и реализации государственных инвестиционных проектов, контролю за их исполнением, порядку подготовки и предоставления отчетности. В Колумбии государственная инвестиционная деятельность закреплена в главном законе страны — конституции. Все инвестиционные проекты, финансируемые из центрального бюджета, заносятся в банк проектов (BAPIN). Первоначально оценку проектов осуществляет Национальный департамент планирования. Окончательный инвестиционный план вместе с проектом бюджета утверждается Национальным советом по экономической и социальной политике (CONPES).
В Японии часть средств, направляемых на инвестиционные программы, передается на условиях ссуды государственным кредитным институтам, таким как: Японский банк развития, Японский банк международного сотрудничества, Народная кредитная корпорация и др. Таким образом, программы финансируют те секторы экономики, которые для частных банков кредитовать затруднительно или не выгодно.
Следует отметить, что важен не только уровень госинвестиций в рамках реализации инвестиционных программ и проектов, но и качество государственного управления. Высокая доля госинвестиций может быть существенно девальвирована их неэффективностью, связанной с сильным влиянием корпоративных интересов на коррумпированных чиновников. В этой связи одной из важнейших характеристик качества государственного управления является уровень коррупции.
В качестве регулирующего инструмента в развитых странах широко используется государственный инвестиционный заказ. Значимость данного инструмента обусловлена ролью инвестиций в процессе регулирования промышленного развития, определяемой соотношением экономического и инвестиционного циклов. Как правило, инвестиционный цикл опережает по фазе общеэкономический и превышает его по глубине. Например, перед стадией подъема экономики происходит рост инвестиций и объемов строительства, и, наоборот, вслед за спадом инвестиций и строительства следует спад в экономике. Таким образом, государственный заказ может выступать инструментом ограничения негативных факторов в экономике. В США государственный заказ формировался для поддержания и роста отраслей и видов деятельности с длительным инвестиционным циклом и низкой рентабельностью — производственной и социальной инфраструктуры, НИОКР, ВПК. В Японии основными направлениями стали электроника, робототехника, информационные системы. В странах Западной Европы — угольная промышленность, черная металлургия, судостроение.
Широкое распространение в зарубежных странах получила идеология государственно-частного партнерства, обеспечивающая распределение рисков и доходов инвестиционной деятельности на основе объединения ресурсов государственного и частного сектора. Лидерами в области государственно-частного партнерства являются Великобритания, США, Франция и Германия [17, с.28].
В Китае государство и частные инвесторы осуществляют софинансирование строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов. Основные инвестиционные потоки сосредоточены в 5 свободных экономических зонах, что позволяет предотвратить распыление средств среди большого количества проектов [34, с.3-4].
Кроме того, широкое распространение практика сотрудничества государства и частного сектора получила в Канаде и Австралии. В настоящее время отмечен рост интереса к данному типу реализации инвестиционных проектов в ряде европейский стран [2, с.79-91].
Практика применения государственно-частного партнерства в ряде западноевропейский стран показывает, что данный механизм используется там, где государство и бизнес имеют взаимодополняющие интересы, но при этом не в состоянии действовать полностью самостоятельно и независимо друг от друга.
Важное значение в регулировании и управлении инвестиционной деятельностью в развитых странах имеют налоговая и амортизационная политика, налоговые льготы, частности так называемый инвестиционный кредит. При этом формы налоговых инвестиционных льгот устанавливаемых в развитых странах, сообразуются с конкретными экономическими условиями и задачами промышленной политики. Кроме того, следует подчеркнуть, что эти льготы могут сильно различаться применительно к специфике местных условий, осуществления программ развития, рассредоточения капитала и т.д. Характерной тенденцией, появляющейся в последние годы, является дальнейшее стимулирование инвестиционной активности путем прямого снижения налогов и использования различных форм налоговых кредитов и субсидий.
Современные исследования привели к новой оптимистической оценке налоговых мер по стимулированию НИОКР. Эти исследования показывают, что налоговые меры в той форме, которая применена в США, Канаде или Австралии, оказали довольно сильный стимулирующий эффект, и предприятия отреагировали на уменьшение цены НИОКР увеличением затрат на них [24, с.178-183].
Наиболее часто применяемой в мире формой особого налогообложения затрат на НИОКР является инвестиционный налоговый кредит, при котором или процент затрат фирмы на НИОКР, или процент дополнительно (например, по сравнению с прошлым годом) затраченных средств на НИОКР могут непосредственно вычитаться из задолженности фирмы по налогу. Как правило, эта льгота предоставляется компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий. Например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Италии, Швеции, Ирландии налоговое законодательство предусматривает возможность вычета до 100% из облагаемого налогом дохода сумм, идущих на финансирование текущих издержек по НИОКР и инвестиций на оборудование для НИОКР.
Кроме того, в ряде стран используется приростная скидка на налоговые льготы, определяемая исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Подобная практика используется в США, Канаде, Франции и др. [19, с.36-46].
В результате реализации подобной инвестиционной политики в США в 2007 году сумма налоговых льгот по расходам на НИОКР составила 4,6 млрд.дол, а в 2016 году предполагается в размере уже 12,3 млрд.дол. [2, с.26-43].
Подводя итог, можно отметить:
1) инвестиционная политика в промышленном комплексе является объективным структурным элементом хозяйственной деятельности всех государств мира;
2) использование зарубежного опыта инвестиционной политики имеет важное значение для выработки долговременной стратегии развития промышленного сектора.
Представляется, что вначале целесообразно использовать опыт развитых стран по созданию научной базы формирования инвестиционной политики и отлаживанию соответствующего институционального механизма ее реализации. Прежде всего, следует учитывать активную роль регионов в улучшении качества инвестиционной среды своих территорий. В этой связи, безусловно практическую значимость имеет правовое, организационное и институциональное оформление инвестиционной политики в отношении субъектов промышленного комплекса.
Вместе с тем, в управлении инвестиционными процессами необходимо использовать как общие методологические подходы, так и учитывать специфику, присущую конкретным экономическим субъектам. В частности при разработке и реализации мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности промышленных предприятий в российских условиях следует учитывать специфику выполняемых данным сектором функций в народном хозяйстве страны. Кроме того, следует также учитывать принципиально разный уровень развития промышленного сектора и институциональной среды, что безусловно, оказывает существенное воздействие на выбор форм и методов инвестиционной политики.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ
7. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ
Позитивное восприятие данного опыта нацеливает действующее законодательство на расширение сферы иностранных инвестиций и создает условия для развития новых организационно-правовых форм хозяйствования.
Международные соглашения и кодексы предпринимательской деятельности — источники правового регулирования иностранных инвестиций. Рост численности совместных и иностранных предприятий и расширение сферы их хозяйственной деятельности требуют правовых гарантий на правительственном уровне страны пребывания. Наделение предприятий бывшего союзного подчинения статусом транснациональных корпораций возможно на основе специальных межправительственных соглашений по обеспечению их предпринимательской деятельности. В этом смысле международный опыт правового регулирования иностранных инвестиций весьма полезен. Главным источником такого регулирования являются Объединенные рекомендации, кодексы предпринимательской деятельности и межправительственные декларации.
Опыт Организации Экономического Сотрудничества и Развития показывает, что основными документами, регулирующими деятельность транснациональных корпораций, являются Объединенные рекомендации.
Они носят добровольный характер и не обеспечиваются принудительно силой государства. Рекомендации формируют правовые основания предпринимательской деятельности транснациональных корпораций на территории страны пребывания. Правовые нормы таких Рекомендаций имеют международное значение, а также оказывают влияние на формирование и совершенствование системы национального права, способствуют сглаживанию противоречий между национальным и международным правом.
Одним из примеров специализированных государственных агентств, осуществляющих страхование имущественных интересов инвесторов, является Корпорация Частных Зарубежных Инвестиций (Overseas Private Investment Corporation — OPIC), далее — ОПИК.
ОПИК как специализированное агентство учреждено в 1969 г. специальной поправкой к законодательному акту Федерального Правительства США 1961 г. — о зарубежной помощи. ОПИК оказывает поддержку американским инвесторам в зарубежных странах по трем следующим программам:
· страхование защиты имущественных интересов инвесторов от политических рисков, связанных с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в свободно конвертируемую, повреждением имущества или потерей прибыли в результате гражданских волнений, гражданской войны, изменения политического режима и тому подобное;
· финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и долгосрочных прямых и гарантированных займов;
· оказание инвесторам консультационных услуг по изучению инвестиционного и политического климата в предполагаемой стране — реципиенте инвестиций.
Рассмотрим «страховую» программу деятельности ОПИК. В соответствии с законодательством США право на получение страхового покрытия от ОПИК имеют граждане США, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством США, или иностранные юридические лица, в которых участие американских граждан или юридических лиц превышает 95% в уставном капитале, осуществляющие инвестиции в зарубежные страны.
Под риском «неконвертируемости валюты» понимается невозможность конвертации капитала или прибыли в твердую валюту вследствие принятия решения национальным правительством о блокаде вывоза капитала или установления неблагоприятного или дискриминационного обменного курса. Однако страховое покрытие не распространяется на девальвацию национальной валюты или рыночное колебание курса, так как эти потери относятся к спекулятивному риску и могут принести не только убытки, но и прибыль.
Риск «экспроприации или национализации» инвестиций предполагает предоставление инвестору страховой защиты в случаях, если подобные действия осуществлены национальным правительством без выплаты предусмотренной компенсации.
Объектом страхования могут быть следующие виды инвестиций:
· акции и другие ценные бумаги и права участия;
· прямые инвестиции, в том числе связанные с проведением строительно-монтажных работ, модернизацией производства и др.;
· имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.;
· ссуды, кредиты и другие виды инвестиций;
Срок, на который может быть заключен договор страхования, — от 12 до 20 лет. Размер страхового покрытия (страховая сумма) может составлять от 100 млн. долл. США до 150 млн. на один проект и от 300 млн. долл. США до 350 млн. в расчете на одну страну. Страховая сумма составляет не более 90% общего объема инвестиций, оставляя разницу на риске инвестора, которая может быть застрахована или гарантирована иным образом. Страховые взносы составляют от 0,3% от страховой суммы при страховании от «неконвертируемости валюты» до 0,6% — при страховании на случай экспроприации инвестиций и дифференцируются в зависимости от степени страхового риска.
Одно из необходимых условий предоставления страхового покрытия со стороны ОПИК — одобрение страной — реципиентом будущих инвестиций. Кроме того, предлагаемый к страхованию проект должен быть связан с инвестициями в страну, в которой ВНП не превышает 2850 долл. США в расчете на душу населения, и не оказывать отрицательного влияния (сокращение рабочих мест и т.п.) на американскую экономику.
Необходимо отметить, что гарантии, которые могут быть предоставлены со стороны ОПИК, тем не менее известным образом ограничены. Согласно оценкам за все время деятельности были застрахованы капиталовложения в объеме 10 млрд долл. при общих зарубежных американских инвестициях в 900 — 1000 млрд долл. США. Государственные агентства, подобные ОПИК, активно функционируют и в других странах.
Источники: http://otherreferats.allbest.ru/economy/00760260_0.html, http://studbooks.net/1713221/ekonomika/zarubezhnyy_opyt_upravleniya_investitsionnoy_deyatelnostyu_predpriyatiya, http://www.kazedu.kz/referat/124839/7