Что такое прототип бизнес идеи

СОДЕРЖАНИЕ
0
368 просмотров
29 января 2019

Как “упаковать” Вашу бизнес-идею в стартап?

Каждый начинающий предприниматель считает, что если у него есть идея и презентация, то обозвав это ‘стартапом’ ему непременно дадут деньги. Не дадут. Как показывает опыт инвестиционных и венчурных проектов в России, несмотря на наличие различных структур, многочисленных конференций и семинаров, «упаковать» идею до уровня «старт-ап» (а точнее до уровня бизнес-модели) для большинства инициаторов проектов является большой проблемой. Понимание особенностей и специфики инвестиций в стартапы позволит сэкономить время, деньги и нервы.

Бизнес-модель стартапа

Необходимо понимать, что в инновационном бизнесе действуют те же самые финансовые законы, что и в традиционном бизнесе, и без понимания языка инвесторов можно довольно длительное время двигаться по кругу, стучаться в разные двери, а через какое-то время возвращаться к тому с чего начали.

Для того, чтобы идея стала стартапом необходимо представить ее в качестве финансово-прогнозируемой бизнес-модели , на что существенно влияют следующие факторы:

  • наличие тестового образца или прототипа (например, интернет-сервиса с определенным количеством подписчиков);
  • наличие бизнес-модели , которая работает хотя бы на небольшом локальном участке, но масштабируема и именно для этого необходимы инвестиционные средства;
  • наличие зарубежного аналога , показывающего высокие темпы роста, локализуя который, можно с высокой вероятностью спрогнозировать будущие денежные потоки;

Инвесторы должны увидеть, а инициатор проекта показать на локальной модели бизнеса, что идея приносит именно те деньги, которые декларируются, и на которые они рассчитывают. И они обратятся к Вам сами, сразу после первой публикации о том, что какой-то парень зарабатывает 20% вместо принятых в этой отрасли 2-5% в год за счет нового подхода, технологии и т.д. В этом случае, шансы на привлечение инвестиционных средств достаточно высоки.

Без демонстрации работоспособности идеи на локальном рынке, может оказаться так, что потраченные на прототип деньги останутся там, где их потратили. Существует очень много примеров, когда инициаторы проектов расходовали на «тестовый продукт» от 200 тыс. до 5 млн. долл., а потом проект был закрыт: продукт был никому не нужен, а менеджеры проекта задумались о бизнес-модели слишком поздно.


Финансирование тестовой модели стартапа (прототипа)

В некоторых случаях, продвинуться вперед на уровне идеи позволяет привлечение средств на создание тестовой модели стартапа (прототипа) от так называемых «бизнес-ангелов», которые сейчас в основном сконцентрированы на сайтах краудфандинга. Однако следует иметь ввиду, что больше 100 тыс. долл. на уровне идеи получить довольно сложно. Помимо средств Вы также получаете внешнюю оценку идеи, что позволит скорректировать модель и сделать ее более привлекательной в глазах инвесторов, фондов и потенциальных потребителях.

  • Идея сразу не становится стартапом;
  • Идея проходит стадию создания прототипа (тестовой модели);

Наличие продуманной бизнес-модели, прототипа и финансового плана позволит существенно увеличить привлекательность идеи, и позволит рассматривать идею в качестве полноценного стартапа.

Прототипирование для менеджеров: зачем это нужно и какие бывают прототипы

Прототипирование — это создание наброска, схемы или готового макета пользовательского интерфейса. Прототипы позволяют сохранить время и деньги, которые были бы потрачены на разработку непроверенных решений.

Уметь делать прототипы полезно бизнес-аналитикам, маркетологам, продукт-менеджерам, дизайнерам и тем, кто работает в распределённой команде.

Для чего нужно прототипирование

  • Выявление и написание требований к функционалу, интерфейсу, веб-сайту.
  • Управление ожиданиями заказчика.
  • Иллюстрирование user stories или use cases для того, чтобы они стали более понятными (в том числе и для самого аналитика).
  • Создание собственно дизайна, когда в команде нет дизайнера (редко).
  • Утверждение основных блоков и расположения с заказчиком.
  • Передача требований дизайнеру.
  • Тестирование расположения блоков, кнопок, да и валидация идей.

Утверждение смысловых блоков на странице/экране на этапе прототипирования существенно экономит время и деньги на разработку, избавляет от ошибок на начальном этапе.

Визуальное представление, понимание, оценка и изучение идей также лежат в основе методологии Design thinking.

Какие бывают прототипы

Так как чаще всего мы работаем с иностранными заказчиками, то и термины будут звучать на английском: wireframe и prototype (low-fidelity prototype, high-fidelity prototype).

Начальный вид прототипирования. Черновой набросок от руки на бумаге. Некоторые приложения, например Balsamiq, специально имитируют стиль небрежного рисунка, чтобы не фокусироваться на внешнем виде. Такие «наброски» лишь обозначают блоки на странице. Что очень удобно и не отвлекает внимания на самом первом этапе обсуждения. Для wireframes лучше не использовать цвет — это будет отвлекать от сути и совещание пройдёт в обсуждении цветов кнопки. Оставьте цвет дизайнерам для создания прототипов высокой детализации.

Что даёт wireframe:

  • предметное отображение функционала;
  • описание доступных функций;
  • определение правил отображения разных видов информации;
  • описание различных сценариев.

Кто делает: менеджеры, бизнес-аналитики, маркетологи, дизайнеры и UX-дизайнеры.

Олег Руденко, Senior Business Analyst в EIS Group:

В основном я использую прототипирование в процессе выявления или обсуждения требований с клиентами. Например, вместо теоретического обсуждения юз кейса сразу начинаем рисовать на доске высокоуровневый прототип и тут же обдумывать и взвешивать все детали. Позже этот вайрфрейм, в том или ином виде, становится частью юзер стори или юз кейса и согласуется с клиентом.

Прототипирование при работе над требованиями помогает мне, во-первых, выявить много потенциально упущенных деталей: валидацию полей, зависимости между ними, внешние интеграции, обработку возможных ошибок и т. д. Во-вторых, управлять ожиданиями — когда клиент увидит первые результаты имплементации, значительно уменьшается шанс услышать: «Мы с вами такого не обсуждали! Мы все представляли по-другому».

В основном я использую прототипирование в процессе выявления или обсуждения требований с клиентами. Например, вместо теоретического обсуждения юз кейса сразу начинаем рисовать на доске высокоуровневый прототип и тут же обдумывать и взвешивать все детали. Позже этот вайрфрейм, в том или ином виде, становится частью юзер стори или юз кейса и согласуется с клиентом.

Прототипирование при работе над требованиями помогает мне, во-первых, выявить много потенциально упущенных деталей: валидацию полей, зависимости между ними, внешние интеграции, обработку возможных ошибок и т. д. Во-вторых, управлять ожиданиями — когда клиент увидит первые результаты имплементации, значительно уменьшается шанс услышать: «Мы с вами такого не обсуждали! Мы все представляли по-другому».

Low-fidelity prototype (прототип малой детализации)

Такой прототип уже отличается от наброска от руки. Расположение элементов проработано, размеры блоков, шрифтов примерно определены. Элементы выровнены друг относительно друга и по сетке. Иерархия блоков определяется оттенками одного цвета, чаще серого.

Прототип малой детализации чаще всего применяется для окончательного утверждения расположения функциональных блоков с заказчиком или другим ответственным лицом (product owner). При создании переходов по кнопкам и ссылкам между страницами используется для пользовательского тестирования. Создать готовый кликабельный прототип такого типа можно в Axure. Отдельно переходы можно сделать в Invision или Marvel.

Если хотите сделать прототип более привлекательным для клиента, но вы не Web- или UI-дизайнер, сделайте равные расстояния между блоками и определите иерархию размеров шрифта (заголовки 1, 2, 3 уровней и основной текст, ссылки).

Кто делает: менеджеры, бизнес-аналитики, маркетологи, дизайнеры и UX-дизайнеры.

Ирина Тищенко, Marketing Ninja of Ministra TV platform в Infomir:

Я активно использую прототипы, которые сама же и делаю с помощью Balsamiq Mockups. Промоматериалы, сайты, интерфейсы — тестирование еще до старта какого-либо процесса производства и запуска помогает избежать ошибок коммуникации и сделать любой материал еще более понятным человеку, который не знает контекста.

Еще такой подход к работе помогает избежать ситуации «я не так себе это представлял» в работе с Product Owner и поставить четкое техническое задание при работе с удаленной командой дизайнеров. Количество итераций для получения желаемого результата значительно уменьшается, экономятся ресурсы и время.

Я активно использую прототипы, которые сама же и делаю с помощью Balsamiq Mockups. Промоматериалы, сайты, интерфейсы — тестирование еще до старта какого-либо процесса производства и запуска помогает избежать ошибок коммуникации и сделать любой материал еще более понятным человеку, который не знает контекста.

Еще такой подход к работе помогает избежать ситуации «я не так себе это представлял» в работе с Product Owner и поставить четкое техническое задание при работе с удаленной командой дизайнеров. Количество итераций для получения желаемого результата значительно уменьшается, экономятся ресурсы и время.

High-fidelity prototype (прототип высокой детализации)

Этот вид прототипа уже выглядит как готовый продукт с подобранным стилем и pixel perfect элементами. Он тестируется на соответствие требованиям по доступности для людей с разными видами нарушения восприятия цветового диапазона. Утверждается с заказчиком и передаётся в разработку.

Кто делает: только дизайнеры.

Любой из представленных видов прототипа можно (и нужно) сделать кликабельным и протестировать на ваших потенциальных пользователях. Для этого есть такие приложения как Balsamiq, Axure, InVision, Marvel и многие другие.

Расскажу об одном продукте, который отправили в продакшн, минуя стадию тестирования. Приложение было предустановлено на устройствах, но люди им не пользовались. Тестирование показало, что большинство респондентов не поняли, что с ним делать. В чём была проблема? Прототипы не были протестированы на реальных людях. Что это значит? Работу пришлось делать дважды, но теперь правильно. Представьте себе рейт минимально необходимой команды из дизайнера, разработчика, тестировщика и менеджера.

Делайте прототипы: экономьте ваше время, деньги проекта и нервы ваших пользователей 🙂

Протипирование: как сделать прототип сайта или мобильного приложения

Для чего нужны прототипы и как их делать? Разберем прототипирование в деталях.

Где-то год назад посчастливилось мне работать с одной командой. Необходимо было создать сайт под определенные задачи. Моя зона ответственности была на уровне: найди исполнителей, поставь задачу и проконтролируй, чтобы все было как надо. Подрядчиков нашли, начали ставить задачи. Разбили проект на несколько частей, поехали.

После первой же итерации, получаем не то, что хотели. Техническое задание прописали, но все равно как-то не клеилось. Вроде бы говорили на одном языке, а по факту, мимо. Благо через 2-3 встречи, когда обстановка нормально так накалилась, ребята подрядчики предложили подумать в сторону прототипа. То есть, сделать некую упрощенную версию конечного продукта и уже на ее основе доделать проект. Мы согласились, ребята сделали, проект допилили. Для меня инсайт, которым хочу поделиться.

Прототипирование это

Прототипирование – это упрощенная версия базовой функциональности продукта для анализа работы системы в целом. Главная задача, это создать малыми усилиями работающую версию. Прототипирование позволяет обнаружить уязвимые места в продукте и исправить их.

Используется в разных областях: от машиностроительного комплекса до разработки сайтов и программных продуктов. По мнению некоторых разработчиков, является одним из самых важных этапов разработки. После этапа прототипирования может быть пересмотрена архитектура и отдельные функциональности продукта.

Зачем нужно прототипирование

Собрал чек-лист по основным задачам, который решает создание прототипа:

  • Обзор конечного продукта/системы в целом.
  • Выявление слабых мест в системе.
  • Тестирование и проверка гипотез.
  • Отладка процессов.
  • Постановка задач на уровне тех.задания
  • …(можно добавить свой вариант в комментариях)

В целом прототипирование, это очень полезная практика, которая решает задачи разного рода. Процесс создания прототипов не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Чуть далее попробую подтвердить это.

Прототип танка времен Второй Мировой Войны

Во Второй Мировой Войне прототипы танков или муляжи, к примеру, применялись для отвлечения внимания противника. Таким образом, было выиграно несколько сражений с наименьшими человеческими потерями. Если покопаться больше, то история прототипов уходит корнями в века. Но давайте вернемся в наше время и посмотрим, какие требования ставятся перед прототипами.

Требования к прототипам

  • Высокая скорость создания.
  • Определенный уровень детализации от задач.
  • Легкость для внесения изменений.
  • Интерактивность в случае взаимодействия с реальным пользователем.
  • Доступность для участников процесса.

Пожалуй, это основные требования к прототипированию. Не забывайте, что прототип, это про скорость и проверку системы, не более того. Старайтесь максимально упростить процесс создания и проверки рабочего образца. Не нужно сильно углубляться в детали, это не конечный продукт, а лишь его схема, которую скорее всего придется дорабатывать.

Кто обычно занимается прототипированием

Интересно, что в большинстве случаев прототипированием занимается дизайнер. Друзья и коллеги рассказывают, что именно графический специалист закрывает данные задачи.

Оно и логично, вроде бы человек умеет рисовать, а что еще то надо? Пусть наклепает пару макетов и ладно. Но тут, я бы немного дополнил точку зрения. Работа над прототипом, это командная история, сильно зависящая от задачи. С одной стороны вы можете заниматься потопированием сайта и набросать несколько эскизов того, как это будет выглядеть. С другой, это может быть софт или программный код, который выполняет определенную задачу и участие дизайнера будет вторичным.

Концептуально, если вы отвечаете за продукт, то просто обязаны набросать основу прототипа. Почему? Да потому что это сильно упростит вам жизнь в будущем и избавит от лишних вопросов со стороны коллег. В любом случае не стесняйтесь подключать других к работе и спрашивать совета. Создать прототип не так сложно, давайте посмотрим, что для этого нужно.

Как сделать прототип сайта или мобильного приложения

Прототипирование сайта или мобильного приложения, процесс очень интересный. Есть три способа или вида прототипов, которые вы можете создать.

Различаются они по точности: low fidelity – низкая точность прототипа, medium – средняя и high – высокая, соответственно. Давайте разберем каждый из них подробнее.

Почта, это прошлый век, подписывайтесь на наш telegram канал!

Low fidelity или бумажный прототип

Все просто, не нужно быть гуру графического дизайна и специальных сервисов, задача: максимально быстро создать прототип с хорошей детализацией. Берем бумагу, ножницы, цветные фломастеры, клей и начинаем вырезать экраны смартфона или настольного компьютера.

Показываем это все реальному пользователю. Можно выбрать кандидата максимально подходящего под вашу целевую аудиторию. Обратитесь к знакомым и друзьям, предложите плюшки, обед или еще что-то. Далее просим человека выполнить какое-то задание. К примеру, зарегистрируйся в приложении и забронируй себе жилье. Человек нажимает на нарисованные кнопки/элементы, а мы ему подсовываем следующие экраны.

Когда я первый раз попробовал сделать бумажный прототип, то немного скептически отнесся к идее. Но после того, как мы поиграли в эту “игру” и обнаружили кучу косяков в нарисованном продукте, я кардинально изменил свое мнение. История рабочая на пять с плюсом.

Даже при таком способе прототипирования вы можете получить огромное кол-во инсайтов и дотюнинговать свой продукт. Когда вы наблюдаете за тем, как человек решает задачу с помощью прототипа, то сразу видите слабые места. Плюс, есть отличная хитрость: попросите испытуемого озвучивать свои действия. Пусть говорит вслух, что хочет сделать и о чем думает. Делайте видео запись всего эксперимента, а потом доставайте интересные штуки из нее.

Прелесть способа в том, что такой прототип вы можете сделать сами без участия специально обученных людей. Высокие навыки вырезания из бумаги, рисования и склеивания не требуются.

Medium fidelity или интерактивный прототип

Более сложный способ прототипирования сайта, это когда вы готовите интерактивный прототип. То есть, ваш образец можно отправить по ссылке разным людям, где они будут нажимать на разные кнопки и переходить на другие экраны или страницы.

Не пугайтесь, вам не обязательно рисовать так же точно и красиво, как на примере выше. Задача: сделать ваш прототип интерактивным, а не руками подкладывать экраны, как в примере с бумажным прототипом. Есть специальные программы, которые вам помогут. По сути, вы можете сфотографировать все экраны с бумаги и загрузить в программу, которая соединит их в общий проект. Далее проставите ссылки между экранами и просто расшарите ссылку пользователям для теста.

Пример, который я сделал в программе Marvel для мобильного приложения: ссылка

Все кнопочки и элементы можно брать из библиотеки софта, доступны разные варианты по видам устройств (Android, IOS, Desktop). Или же, просто нарисовать, сфотографировать и загрузить в программу. Ссылки от экрана к экрану можно цеплять, просто выделив какой-то объект в “View”.

Выделяете часть картинки или элемента и выбираете экран, на который при нажатии будет переходить человек.

Попробуйте немного покопаться в софте, он не очень сложный, но зато катастрофически полезный. Как всегда есть бесплатный доступ с ограничением по кол-ву проектов вроде бы. Но что мешает зарегистрироваться под разными почтами, если уж нужно много проектов? Или же купить подписку 12$ в месяц, тоже небольшие деньги, если много работать будете с подобными задачами.

Софтины для создания интерактивных прототипов:

Меня лично устраивает вариант такой: нарисовал что-то в графическом редакторе под прототипы (типа Figma) и закинул картинки в Marvel. Или же с помощью карандаша и ручки набросал эскиз и через фото бросил опять же все в Marvel. Быстро, бесплатно, эффективно.

High fidelity или интерактивный прототип с кусками кода

От предыдущего способа протототипирования этот отличается тем, что вы создаете прототип, который максимально приближен к конечному продукту. То есть, дизайн и логика системы практически соответствуют тому, что вы хотите получить на выходе.

Как видите на рисунке выше, high fidelity прототип, это уже практически готовый продукт. Создать такой образец собственными усилиями будет проблематично, если у вас нет продвинутых навыков владения графическими программами. Поэтому, привлекайте дизайнера интерфейсов (UX/UI). С вас логика продукта/системы, с него визуализация и интерактивность.

Софты, которые понадобятся для создания высокоточного прототипа все те же:

Важный момент при прототипировании высокой точности (high fidelity) заключается в том, что вы можете передавать части кода разработчикам или верстальщикам. Например, в Fligma, когда вы рисуете экраны, то можете выгрузить кусок кода прямо из программы.

По факту, код необходимо будет проверить, так как скорее всего часть может “съехать”, но все равно не придется работать с нуля, что уже весьма неплохо. Практически полное соответствие конечному дизайну в сочетании с интерактивностью позволяет максимально эффективно проводить тестирование на реальных пользователях и дошлифовывать продукт.

Если обобщить все способы прототипирования, то у меня сложилась следующая картина мира:

  • Бумажный прототип подойдет для быстрого наброска системы. В большей степени он используется на старте создания продукта.
  • Интерактивный прототип требует немного больше времени, но позволяет удаленно тестировать систему. Можно использовать также на этапе старта продукта и отладки.
  • Продвинутый прототип с кусками кода позволит выйти на финишную прямую и дошлифовать продукт перед релизом.

Заканчиваем

Прототипирование, это мощная практика, которая позволяет закрывать целый ряд задач. Теперь вы знаете, как создавать прототипы сайтов и мобильных приложений, используйте эти знания и если когда-нибудь вас спросят: “Будете ли вы делать прототип?”, – смело отвечайте: “Буду!”.

Короткий сериал от Ростелекома. Посмотрим один из эпизодов.

Источники: http://www.nostgroup.ru/biznes-plan/startapa/kak-ypakovat-ideu-v-startup/, http://gs-studio.com/news-about-it/32369-2018-03-19-06-10-24, http://www.alexcouncil.com/protipirovanie/

Комментировать
0
368 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Бизнес-идеи
0 комментариев
Бизнес-идеи
0 комментариев
Бизнес-идеи
0 комментариев
Бизнес-идеи
0 комментариев