Иностранные инвестиции в предпринимательском праве

СОДЕРЖАНИЕ
0
109 просмотров
29 января 2019

39. Иностранные инвестиции в предпринимательском праве

Деятельность иностранных инвесторов регулируется Законом РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 года №160-ФЗ. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России. При этом Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, страховые организации. Действие данного Закона не распространяется также на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной. Эти отношения регулируются законодательством о некоммерческих организациях.

Правительство РФ реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества. В частности, Правительство РФ:

• определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

• определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

• утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;

• разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

• привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;

• осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

• осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

• осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Иностранными инвестициями признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Прямая иностранная инвестиция — это приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Иностранный инвестор вправе:

• осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ;

• приобретать акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги;

• участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации;

• приобретать в соответствии с законодательством права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество;

• коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе приобрести на торгах (аукционе, конкурсе) право аренды земельного участка, если иное не предусмотрено законодательством;

• в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу.

Кроме того, иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.

После уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов иностранный инвестор имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:

• доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;

• денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам;

• денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта предоставляются льготы по уплате таможенных платежей. Субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:

• устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);

• выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;

• документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;

• квитанции об уплате регистрационного сбора.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в судебном порядке.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, Законом РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 года и другими федеральными законами.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:

• устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);

• выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;

• документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;

• квитанции об уплате регистрационного сбора.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным инвестором в судебном порядке.

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами РФ головная организация. Ликвидируется филиал на основании решения иностранного юридического лица — головной организации.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ.

Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны:

• наименования филиала и его головной организации;

• организационно-правовая форма головной организации;

• местонахождение филиала на территории РФ и юридический адрес его головной организации;

• цели создания и виды деятельности филиала;

• состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала;

• порядок управления филиалом.

В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории РФ и не противоречащие законодательству РФ.

Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня его аккредитации. Филиал иностранного юридического лица прекращает предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня лишения его аккредитации.

Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних или мировых цен. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте РФ. Величина стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица.

Иностранные инвестиции

Законами Российской Федерации понятию «иностранные инвестиции» дается следующее определение: это все разновидности ценностей (материальные и нематериальные, в том числе интеллектуальные), вкладывая которые в объекты различных видов деятельности, можно получить прибыль.

Для всех инвесторов, в том числе и иностранных, существует риск вложить свои капиталы в убыточные проекты и не получить предполагаемую прибыль. В этом случае инвестор теряет свои инвестиции, а проект теряет репутацию на международном уровне. Существует много способов избежать такой ситуации, главное — правильно распоряжаться имеющимся капиталом и инвестировать только в прибыльные проекты.

На территории РФ законами допускается инвестирование иностранными инвесторами своего капитала путем:

  • Создания предприятий, зданий, сооружений полностью или частично принадлежащих иностранным инвесторам.
  • Приобретения предприятий, зданий, сооружений, принадлежащим юридическим или физическим лицам.
  • Покупки прав на пользование природными ресурсами.
  • Покупки ценных бумаг, в том числе акций, облигаций и др.
  • Покупки национальной валюты и драгоценных металлов.
  • Осуществления финансовых операций, официально разрешенных на территории РФ, в том числе выдача кредитов, займов, паев.

Классификация иностранных инвестиций

Существует ряд признаков, по которым можно классифицировать все инвестиции в целом, в том числе и иностранные.

В зависимости от объекта вложений выделяют:

  • прямые;
  • портфельные;
  • и прочие инвестиции.

Прямые инвестиции – это вложения в акции, ценные бумаги, облигации. Процент приобретаемого капитала составляет более 10% от всех акций конкретного предприятия. Использование прямых инвестиций подразумевает непосредственное участие инвесторов в управлении данным предприятием.

Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов в акции, ценные бумаги, облигации. Основное отличие портфельных инвестиций от прямых заключается, в том, что процент приобретаемого капитала составляет менее 10%. Использование такого вида инвестиций не подразумевает активного участия инвесторов в делах компании.

В категорию прочих иностранных инвестиций попадают как прямые, так и портфельные инвестиции, не попадающие под соответствующие условия (например, выдача кредитов).

В зависимости от активов, в которые инвестируется капитал, выделяют:

  • реальные;
  • финансовые;
  • и нематериальные иностранные инвестиции.

Реальные инвестиции – инвестирование капитала в реально существующие и действующие проекты. К реальным инвестициям можно отнести вложения в строительство каких-либо объектов, а также инвестирование в образование, воспитание, здоровье человека.

Нематериальные инвестиции – инвестирование капитала путем приобретения нематериальных активов, то есть различных патентов, лицензий, торговых марок и др.

Финансовые инвестиции — инвестирование капитала путем приобретения ценных бумаг, облигаций, акций и других денежных активов.

В зависимости от формы собственности выделяют:

  • государственные;
  • частные;
  • и смешанные инвестиции.

Государственные инвестиции осуществляются за счет средств государственного бюджета. Выделяются только при официальном решении правительства страны. Представляют собой государственные кредиты, помощь другим странам, а также различные гранты.

Частные инвестиции осуществляются за счет личных средств инвесторов. Представляют собой покупку различных объектов.

Смешанные инвестиции осуществляются как государственными, так и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования выделяют:

  • предпринимательские;
  • и ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это инвестирование капитала в различные виды предпринимательской деятельности. Прибыль достигается путем получения дивидендов.

Ссудные инвестиции отличаются от предпринимательских инвестиций только видом получаемой прибыли. Здесь прибыль достигается путем получения ссудных процентов.

Также иностранные инвестиции различают в зависимости от срока, в течение которого инвестор планирует получать прибыль. Здесь выделяют:

  • краткосрочные (от одного дня до одного года);
  • среднесрочные (от одного года до трех лет);
  • долгосрочные вложения (более трех лет).

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Представляет собой законодательную защиту иностранных вложений. Регулирование происходит между представителями обоих стран – иностранного инвестора и представителем объекта, куда происходит вложение. Правовое регулирование достигается за счет международных норм, за счет общегражданского или специального законодательства.

Международные нормы гарантируют:

  • право инвестора оплачивать налоги с получаемой прибыли только в одной стране;
  • дополнительные гарантии и льготы, предоставляемые двусторонними соглашениями;
  • различные конвенции.

Специальное законодательство осуществляет регулирование за счет законов, действующих на территории, куда вкладываются инвестиции. Общегражданское законодательство вступает в силу, когда специальное законодательство не в силе регулировать иностранные инвестиции.

Привлечение иностранных инвестиций

Правовое регулирование иностранных инвестиций необходимо не только для защиты прав существующих инвесторов, но и для привлечения новых. Немаловажную роль в привлечении играет и внутренняя политика – ведь инвестор отдает предпочтение той стране, где существует экономическая, а также социальная стабильность.

Еще один фактор, влияющий на привлечение иностранных инвесторов, – доступность в необходимости информации, честность и открытость потенциальных партнеров. Привлечь инвесторов можно и за счет предоставления особых экономических льгот и условий, удовлетворяющих обе стороны. На территории России, например, для этого организованы особые экономические зоны – территории с существующими на них для иностранных инвесторов выгодных условий.

48. Правовое регулирование иностранных инвестиций

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ (в редакции от 26.06.2007);

Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

Прямая иностранная инвестиция – приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры ВЭД СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;

Главная цель осуществления прямой инвестиции – получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять ПД на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст.22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в состав ее участников. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законодательством. Указанные гарантии и льготы, однако, не распространяются на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями (статья 4 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

В целях государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями в дополнение к обычному перечню документов иностранный инвестор должен представить учредительные документы иностранного инвестора, выписку из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранного инвестора, а также документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного лица — в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 20, 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два вида изъятий из данного принципа:

изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только ФЗ. Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности;

изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ) предусматриваются законодательством. Например, освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями

Привлечение иностранных инвестиций обеспечено системой конституционных гарантий общего характера, касающихся ПД (право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий органов государства, и др.), и рядом специальных гарантий, содержащихся в нормах ГК РФ, Закона об иностранных инвестициях в РФ, а также в положениях международных двусторонних договоров России с другими странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Специальные гарантии обеспечивают реализацию следующих прав иностранных инвесторов.

1. Право на суброгацию. Означает право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Например, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ (договор страхования политических рисков), к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции (ст.7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). К политическим рискам относятся риск неконвертации валюты страны — получателя инвестиций, причинение ущерба инвестициям в результате войны или социальных беспорядков, риск экспроприации инвестиций.

2. Право на компенсацию при реквизиции или национализации. В случае реквизиции или национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями они имеют право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации (ст.7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Надо отметить, что гарантия российского законодательства в отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно худшие условия по сравнению с международными соглашениями*(802), которые обычно предусматривают право инвестора (и соответственно, обязанность государства) на «быструю, адекватную и эффективную компенсацию» (формула Хэлла).

3. Стабилизационная («дедушкина») оговорка. В целях обеспечения стабильности правового режима иностранных инвестиций, обусловленного налоговым, валютным и таможенным законодательством, иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями предоставляются гарантии от неблагоприятного для них изменения законодательства РФ (ст.9 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Стабилизационная оговорка предусмотрена в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, используются в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов.

4. Право на использование доходов от инвестиций. Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России, а также на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, включая дивиденды, проценты, средства в связи с исполнением гражданско-правовых обязательств, с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала или компенсацией при реквизиции и национализации.

Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции. В этом случае к инвестору не могут быть применены такие меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, как квотирование, лицензирование и т.п. (ст.11, 12 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Правительство РФ уполномочено осуществлять контроль за деятельностью иностранных инвесторов в РФ (в частности, утверждать перечень приоритетных инвестиционных проектов), а также разрабатывать и обеспечивать реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций (ст.23 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Источники: http://www.aup.ru/books/m210/39.htm, http://utmagazine.ru/posts/7822-inostrannye-investicii, http://studfiles.net/preview/6704501/page:48/

Комментировать
0
109 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно