Приток иностранных инвестиций в японию

СОДЕРЖАНИЕ
0
148 просмотров
29 января 2019

После окончания второй мировой войны разрушенная войной экономика Японии остро нуждалась в иностранном капитале для восстановления и развития своего хозяйства. Для привлечения инвестиций требовались значительные экономические и политические реформы, которые и были проведены под контролем оккупационных властей США. Эти реформы заложили основы развития японской экономики и современной инвестиционной политики, которая была окончательно сформирована к 1980 г.

В целом политику Японии в отношении иностранных инвестиций можно назвать либеральной. Это не удивительно: бедная природными ресурсами Япония была вынуждена делать ставку на развитие экспортных отраслей, а для того, чтобы продукция была конкурентноспособной на мировом рынке необходимо было привлекать современные промышленные технологии, привлекать передовой управленческий опыт, специалистов для обучения квалифицированных кадров, создавать в стране соответствующую инфраструктуру. На это и была направлена политика по привлечению иностранных инвестиций. Однако надо заметить, что большая заслуга в успехе Японии принадлежит американскому капиталу и реформам под руководством США, давшим хороший стартовый импульс.

Современная политика в отношении иностранных инвестиций основывается на том, что все компании, создаваемые с участием иностранных инвестиций являются юридическими лицами Японии и им предоставляется «национальный режим». Процедура доступа иностранных инвестиций в экономику Японии весьма проста. Она основана на принципе уведомления через банк Японии о содержании сделки по инвестированию и автоматического одобрения Министерством финансов и каким-либо отраслевым министерством в течение 30 дней Алехин Б. И. Защита инвесторов в США и Канаде. // США -Канада: экономика, политика, культура. 1999. № 9. С. 115.. Значительную долю иностранных инвестиций в Японию составляли контракты на передачу технологии (лицензионные соглашения о коммерческом использовании патента; об использовании торговой марки; о передаче промышленной технологии; о промышленной кооперации; о предоставлении специальных технических услуг).

Иностранный частный капитал Японии предпочитает привлекать в виде портфельных инвестиций. К прямым же инвестициям сегодня законодательство относит и приобретение акций компании свыше 10%, и предоставление кредита свыше 200 млн. иен сроком больше года. Хотя ограничений на прямое инвестирование не предусматривается.

Сегодня в Японии осуществляется программа по созданию сети технополисов. Это центры, где соединяются наука, образование, бизнес для наиболее эффективного процесса создания и внедрения самых современных технологий, когда бизнес и наука тесно сотрудничают друг с другом. Для реализации этих программ привлекаются и иностранные компании, специалисты, научно-исследовательские центры.

Инвесторов привлекает в Японию наличие развитой инфраструктуры в широком смысле, политическая и экономическая стабильность, возможность вложений в высокотехнологичные отрасли, дающие долгосрочные конкурентные преимущества, квалифицированная и более дешевая по сравнению с США и ФРГ рабочая сила.

Инвестиции

Япония, являясь второй, после США, страной по уровню развития экономики, имеет потенциально огромный рынок для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Вплоть до конца 70-х гг. в Японии сохранялись довольно жесткие ограничения для иностранных инвесторов. Однако в силу международных обязательств в рамках ОЭСР, МВФ, ГАТТ и других международных организаций, а также под нажимом основных торгово-экономических партнеров, требовавших сокращения чрезмерно большого положительного сальдо внешнеторгового баланса, в целях преодоления экономического спада, поиска новых путей и способов оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности, Япония вынуждена была пойти на постепенную либерализацию условий инвестирования иностранного капитала.

Правительство установило лишь небольшое количество ограничений на ПИИ в Японию и уже осуществило ряд мер по устранению или либерализации большинства правовых ограничений, распространяемых на специфические отрасли экономики. В отношении иностранных фирм, имеющих намерение сделать инвестиции, правительство не выдвигает каких-либо требований в отношении сбалансированности их экспорта или структуры торговли. Иностранные инвестиции не подвергаются риску экспроприации или национализации, как это имеет место во многих других странах. Трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, как впервые выходящие на японский рынок, так и стремящиеся увеличить объем своих инвестиций в Японии, в большинстве своем являются не результатом каких-либо правовых ограничений со стороны японского правительства, а происходят из сложившейся практики ведения частного бизнеса; эти трудности заключаются в следующем:- довольно высокий общий уровень цен в Японии, что делает слишком дорогим для иностранных инвесторов как выход на рынок Японии, так и увеличение своих инвестиций в ней;- корпоративная практика и рыночные устои, запрещающие иностранным компаниям приобретение японских фирм (включая непривычный для иностранцев японский бухгалтерский учет и закрытость финансовой информации); перекрестное держание акций между фирмами-участницами различных бизнес-групп («кэйрэцу»), низкая доля официально котирующихся на фондовой бирже обыкновенных акций по отношению к общему капиталу многих компаний, а также широко распространенная антипатия к слияниям и объединениям западного толка; — широко распространенная среди японских компаний, входящих в вышеупомянутые бизнес-группы «кэйрэцу», практика установления особо тесных взаимоотношений между продавцом и покупателем, наделяющих их эксклюзивными правами в рамках создаваемых союзов и объединений, что весьма затрудняет проникновение в них иностранных фирм, а также местных «новичков»; — обременительные законы и регулирование, которые напрямую или косвенно сужают условия для установления деловых связей и создают трудности для проникновения на японский рынок иностранной продукции, услуг и прямых иностранных инвестиций; — тесные связи между правительством и промышленностью, которые можно проиллюстрировать на примере введения неформального «административного руководства» министерств в отношении японских компаний; перемещение чиновников, вышедших на пенсию, в японские частные компании и торговые ассоциации; делегирование своих представителей в торговые ассоциации, которые устанавливают свои собственные внутренние правила, обязательные для своих членов. Прямые иностранные инвестиции в Японию.

В первой половине 1998 ф.г., т.е. за период с 1. 04. 98 по 1. 10. 98 г., ПИИ составили 4,3 млрд.долл. (увеличение на 2% по сравнению с соответствующим периодом 1997 ф.г.). Но при этом произошло довольно значительное (на 28,6%) сокращение японских инвестиций за рубеж, составивших в I половине 1998 ф.г. всего 16,8 млрд.долл. Дисбаланс в объемах иностранных инвестиций в Японию и японских инвестиций за рубеж в течение пяти лет (1993-97 ф.г.) сохранялся на уровне 1:10 и лишь в первой половине 1998 ф.г. он уменьшился до уровня 1:3,9. За более длительный период, начиная с 1950 ф.г. и по 1997 ф.г., когда совокупные ПИИ в Японию составили 50,3 млрд.долл., а объем японских инвестиций за рубеж — 616,3 млрд.долл., это соотношение составило 1: 12,3. Ряд японских фирм перенесли свое производство из третьих стран в Японию. Так, компания «Кэнон Кемикалс» решила увеличить производство картриджей для лазерных принтеров в самой Японии, а фирма «Мацусита электрик» вообще перенесла производство телефаксов из Малайзии в Японию. Такая инвестиционная политика объясняется продолжающимся в Азии экономическим кризисом.

В течение первой половины 1998 ф.г. резко изменилась географическая направленность иностранных инвестиций в Японию. На первое место вышли страны-инвесторы из Северной Америки, объем инвестиций из которых увеличился более чем в 3 раза, а их доля в общих иностранных инвестициях возросла с 22,44 до 42,6%. Объем инвестиций из европейских стран увеличился на 46%, их доля составила 33,1%, из которых в указанный период 18,5% приходится на Голландию. Почти в 2 раза (с 12,4 до 21,5%) возросла доля инвестиций, осуществляемых находящимися в Японии предприятиями с иностранным капиталом.

В отраслевом плане также произошла переориентация иностранных капиталовложений в Японию: при довольно значительном (почти в 2 раза) сокращении инвестиций в производственную сферу, в такие отрасли, как нефтепереработка и пищевая промышленность, произошло резкое увеличение иностранных инвестиций в непроизводственный сектор японской экономики, в частности, в финансовую и страховую сферы в 10 раз, в развитие систем телекоммуникаций в 4,5 раза, при одновременном сокращении инвестиций в приобретение недвижимости почти на 90%. Японские Инвестиции за рубежом. В первой половине 1998 ф.г. (с 1.4.98 г. по 1.10.98 г.) ПИИ в иеновом выражении по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года сократились на 17,1% и составили 2,3 трлн.иен, а в долларовом выражении они сократились на 28,6% и составили 16,8 млрд.долл. По объему ПИИ Япония стабильно занимает пятое место в мире (после США, Англии, Франции и Германии), хотя за пятилетний период (1993/97 ф.гг.) ее доля в мировом объеме зарубежных инвестиций возросла почти в 2 раза: с 13,8% в 1993 ф.г. до 26,1% в 1997 ф.г. По объемам иностранных инвестиций в страну из-за рубежа Япония традиционно значительно уступает вышеперечисленным странам, годовые «внутренние» инвестиции которых в 1997 г. составили: в США — 93,5 млрд.долл., во Францию — 38 млрд.долл., в Англию — 23 млрд.долл.; а в Японию — всего 5,5 млрд.долл. Основной сферой приложения японского капитала была и остается Северная Америка, за период с 1950 по 1997 ф. гг. сюда направлено около 270 млрд.долл. или 43,8% всех японских ПИИ. В последние годы наибольший объем капиталовложений в США (в 1997 ф.г. — 35%) пришелся на разработку программных продуктов. В последние годы происходит переориентация японских зарубежных инвестиций: доля Сев. Америки (точнее, США и Канады) уменьшилась с 47,9% в 1996 г. до 20,5% в первой половине 1998 ф.г.; возросли объемы инвестиций в страны Зап. Европы с 15,4% в 1996 ф.г. до 21,6% в первой половине 1998 ф. г. (с 1.4.98 по 1.10.98). Основным партнером Японии в Европе является Англия, из общего объема японских инвестиций в этот регион за период с 1951 по 1997 ф. гг. в 117 млрд.долл., на долю Англии приходится 45 млрд.долл.; в первой половине 1998 ф.г. инвестиции в Англию возросли на 82% и составили 1,6 млрд.долл.

Доля азиатских стран в объеме японских ПИИ сократилась с 24% в 1996 ф.г. до 17,7% в 1998 ф.г., даже в такую динамично развивающуюся страну как Китай, японские инвестиции, составлявшие в 1995 г. 4,5 млрд.долл., сократились в 1997 ф.г. до 2 млрд.долл, а доля Китая уменьшилась за этот период с 8,7% до 3,7%. В инвестициях в Китай изменилась их отраслевая структура — произошел спад инвестиций в производственную сферу с 3,5 млрд.долл. в 1995 г. до 1,5 млрд.долл. в 1997 г. По данным Экспортно-импортного банка Японии, за последний год число компаний с японским капиталом в Китае сократилось с 215 до 195. Это сокращение объясняется возросшей неопределенностью перспектив в инвестиционной политике КНР, а также низкой эффективностью работы ранее созданных пpoизвoдcтв. По оценке Эксимбанка, на ближайшие 10 лет Китай будет оставаться основным партнером Японии в Азиатском регионе. Начиная с 1996 ф.г., японские инвесторы предпочитают вкладывать деньги не в расширение производства, а в недвижимость, сферу обслуживания и различные валютно-финансовые учреждения зарубежных партнеров. Законодательные акты, регулирующие иностранные инвестиции в Японию. Итоги вышеуказанной поэтапной либерализации, проводившейся правительством Японии с 1967 г., нашли свое отражение в положениях «Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей», из названия которого в апр. 1997 г. было убрано слово «контроль». Этот Закон, впервые принятый в дек. 1949 г. и трижды (в дек. 1980 г., в апр. 1991 г. и в апр. 1997 г.) подвергшийся радикальному пересмотру вплоть до изменения названия, содержит основные принципы регулирования деятельности иностранного капитала в Японии. Закон, в частности, определяет понятие «иностранный инвестор», классифицирует виды сделок, относящихся к «иностранным инвестициям», к которым, в частности, относятся и сделки, связанные с импортом технологии, а также устанавливает порядок их осуществления и механизм контроля.

Основная административная ответственность по осуществлению контроля за исполнением положений данного Закона возложена на Минфин и МВТП Японии. Внесенные в апр. 1997 г. изменения в Закон, которые вступили в силу с 1 апр. 1998 г., не содержат каких-либо существенных положений, непосредственно затрагивающих существующее регулирование прямых иностранных инвестиций в Японию. Тем не менее эти изменения, принятые как в целях либерализации осуществления международных сделок, так и оживления японского финансового рынка и рынка капиталов, должны оказать стимулирующее воздействие на иностранных инвесторов. Согласно Закону, с 1 янв. 1992 г. в Японии прежнее требование «о предварительном уведомлении» для всех ПИИ заменено на требование «об уведомлении пост фактум» для капиталовложений в те отрасли промышленности, где нет ограничений для иностранных инвестиций. Эти уведомления направляются иностранными инвесторами в минфин и (или) МВТП при совершении ими сделок, подпадающих под понятие «иностранные инвестиции». «Предварительное уведомление» в настоящее время необходимо только в случае направления инвестиций в определенные сектора экономики, в которых действуют различные запреты и ограничения. Доступ иностранных инвесторов в те или иные отрасли регулируется государством с точки зрения охраны национальной экономической безопасности на основе права, закрепленного за ним в Кодексе ОЭСР о либерализации «капитальных операций» (март 1982 г.).

Действуя в соответствии с положениями этого Кодекса, разрешающего ограничивать доступ иностранного капитала в отдельные отрасли с учетом особенностей национальной экономики, по представлении соответствующих обоснований в органы ОЭСР, Япония сохранила старую систему предварительных уведомлений для таких секторов экономики как: сельское хозяйство, рыболовство и лесоводство; нефтепереработка; кожевенное производство; воздушный и морской транспорт. Закон позволяет самостоятельно, без согласования с органами ОЭСР, вводить ограничения для иностранных инвестиций в некоторые области производства и технологий по соображениям национальной безопасности. Решением правительства к таким областям отнесены производство вооружений и взрывчатых веществ, авиапром, производство биохимических препаратов, атомная энергетика, освоение космоса, снабжение электроэнергией, газом, водой, теплоснабжение, железные дороги, пассажирские перевозки, связь, вещание, средства охраны и сигнализации. Кроме того, на иностранных инвесторов распространяется требование получения специального разрешения (лицензии) соответствующего министерства на занятие бизнесом в таких областях, как банковское дело, страхование, операции с ценными бумагами, коммунальное хозяйство. Предпринимательская деятельность в вышеуказанных областях регулируется специальными законами, принятыми по каждой отрасли отдельно.

Положения этих законов, нередко затрудняющих деятельность иностранного капитала, в полной мере распространяются как на японские компании, так и на деятельность иностранных инвесторов. Существуют и некоторые специальные ограничения. Так, например, законодательство, регулирующее авиационную промышленность и воздушные перевозки, предусматривает, что иностранные предприниматели могут иметь не более 1/3 акций соответствующих японских компаний. Кроме того, число иностранцев в органах управления такими компаниями также не должно превышать 1/3. Закон также наделяет правительство правом запрещать или ограничивать инвестиционную деятельность представителей или компаний тех стран, которые в соответствии с принципом взаимности не предоставляют у себя аналогичных условий для деятельности японских инвесторов. В тех секторах экономики, где требуется «предварительное уведомление», правительство сохранило за собой право ограничивать ПИИ, если оно признает, что эти инвестиции могут «оказать серьезное неблагоприятное влияние на общее развитие национальной экономики». Либерализация выразилась не только в замене предварительных уведомлений последующими, но и в упрощении и облегчении процедур рассмотрения этих уведомлений, а также более благожелательном отношении к иностранным инвестициям. Даже при предварительном уведомлении, если через две недели после его подачи не получено отказа, инвестор может считать, что его вопрос решен положительно.

Однако, даже там, где прямые барьеры для ПИИ были упразднены, иностранные инвесторы зачастую сталкиваются с закрытой системой, которая всячески сопротивляется их проникновению внутрь. Многие инофирмы до сих пор вынуждены проводить предварительные пространные консультации с соответствующими министерствами непосредственно перед направлением своих инвестиций в какую-либо отрасль. Кроме этого, сама олигополистическая природа японской промышленности создает проблемы для иностранных инвесторов.

Например, в 1996 г. МВТП дерегулировало производство независимых источников энергии, и теперь каждый производитель электроэнергии может продавать электричество японским предприятиям, открыто объявляя цену на него. Однако в ближайшем будущем тем, кто только попал на рынок производства независимых источников энергии, будет разрешено продавать энергию только 12 крупнейшим японским электроэнергетическим компаниям, укрепляя тем самым их монополистические позиции. Относительно возможного участия иностранцев в СП по производству независимых источников энергии или слияния небольшой иностранной фирмы с японской, реакция МВТП была вполне определенной: возможно открытие СП по производству независимых источников энергии только при крупных японских консорциумах, а слияние иностранной фирмы с японской нежелательно.

К числу законодательных актов, имеющих отношение к регулированию иностранных инвестиций в Японию, необходимо отнести и Закон о запрете частных монополий и обеспечении справедливой торговли (Закон №54 от 1947 г.), поскольку, наряду с прямым запретом определенного рода предпринимательской деятельности, он также устанавливает в ряде случаев порядок, согласно которому как иностранный, так и японский инвестор: 1) для осуществления своих инвестиций в Японии должен предварительно получить разрешение Комиссии по справедливым сделкам при правительстве (например, при слиянии компаний, переуступке бизнеса) и 2) представлять в Комиссию соответствующие отчеты (например, отчет о владении акциями, о совмещении руководящих должностей в компаниях и др.). Предприятием с иностранным капиталом считается предприятие, созданное на территории Японии иностранным инвестором, т. е. либо физическим лицом (нерезидент), либо юридическим лицом (компания), учрежденным на основании закона иностранного государства и имеющим правление за границей, либо японская компания, полностью или частично (более чем на 50%) принадлежащая иностранному инвестору, или японская компания, в которой более половины членов совета директоров — иностранные граждане. Организация филиала или отделения иностранной компании в Японии, кредит японской компании на сумму более 1 млрд.иен (около 10 млн.долл.), а также покупка иностранными инвесторами пакета акций японской компании, дающего право контроля над ней (более 50%), либо пакета, содержащего более 10% акций компаний, не выставляющей свои акции на фондовой бирже — се эти действия называются «прямыми инвестициями» (в отличие от «портфельных», без права контроля).

Поэтому иностранное предприятие в Японии может быть создано или в результате «прямой инвестиции» (покупка контрольного пакета акций либо компании целиком), или как филиал, или как местное отделение иностранной компании. К числу нормативных актов, регулирующих иностранные инвестиции, относятся также законы, принятые в связи с осуществлением конкретных программ, нацеленных на дальнейшую либерализацию деятельности иностранного капитала в Японии. В 1986 г. был принят Закон о временных мерах по поддержке строительства особо установленных объектов с использованием возможностей частного сектора (сокращенно: «Закон о частной инициативе»).

Закон дает право предоставлять широкие льготы тем предприятиям, которые участвуют в строительстве центров по обучению иностранных бизнесменов, офисов, сдаваемых в аренду иностранным предпринимателям, готовящимся начать инвестиционную деятельность в Японии и т.д.

В марте 1992 г. был принят и в июле 1992 г. вступил в силу Закон о чрезвычайных мерах содействия импорту и привлечения иностранных инвестиций. С принятием Закона стало возможным значительно расширить деятельность по оказанию различного рода помощи иностранным компаниям, в том числе в области налогообложения и кредитования. В Японии отсутствует специальный национальный правовой механизм защиты иностранных инвестиций. Отношения иностранного частного инвестора и японского государства регулируются, как и любые гражданско-правовые отношения, национальным правом, в том числе и гражданским процессуальным кодексом.

С целью защиты интересов иностранных инвесторов в Японии 30 янв. 1982 г. при Управлении Экономического Планирования был создан такой внесудебный орган как Бюро по урегулированию претензий иностранных инвесторов (Ombudsman Bureau). Вместе с тем, в соответствии с положениями Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г. «О разрешении инвестиционных споров между государствами и подданными других государств», участницей которого является и Япония, последняя в ходе конкретных переговоров соглашается на рассмотрение споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) в Вашингтоне, связанных с прямыми иностранными инвестициями, сторонами в которых выступают Япония и подданные других государств-участников этой Конвенции. Механизм правовой защиты иностранных инвестиций (как правило, предусмотренный Конвенцией) находит свое отражение и в заключаемых Японией с иностранными государствами двусторонних соглашениях о поощрении и защите инвестиций. Начавшийся в конце 1997 г. между Россией и Японией переговорный процесс по подготовке текста двустороннего соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций завершился подписанием 13 нояб. 1998 г. в Москве Соглашения между Правительством РФ и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений. Понимая, что объем ПИИ в Японии значительно меньше, чем в других индустриально развитых странах, японское правительство предприняло ряд мер для разрешения проблем, связанных с инвестициями.

Основные направления правительственной политики стимулирования притока иностранного капитала в Японию были изложены в опубликованном в июне 1990 г. Заявлении правительства «Об открытости политики привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию». На базе этого Заявления был разработан ряд мер, действующих вплоть до настоящего времени. В июне 1993 г. при участии правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры и поддержке частного сектора была создана действующая на принципах акционерной компании Японская корпорация содействия иностранным инвестициям (FIND).

Корпорация за установленную плату предоставляет широкий набор услуг для желающих обосноваться на японском рынке иностранных предпринимателей. Она, в частности, выполняет посреднические функции, помогая иностранным бизнесменам в решении бытовых вопросов на первоначальном этапе обустройства и адаптации, оказывает содействие в оформлении документов, необходимых для регистрации и дальнейшей деятельности предприятия, подборе и обучении персонала, установлении контактов с партнерами по бизнесу и т. д. Одновременно была расширена осуществляющаяся с 1984 г. программа льготного кредитования проектов, содействующих притоку иностранных инвестиций, по линии Японского банка развития (ЯБР), а также информационная работа по каналам ДЖЕТРО (Организация содействия развитию внешней торговли Японии). В соответствии с решением кабинета министров от 29 марта 1994 г. «О мерах по внешнеэкономической реформе», 1 июля 1994 г. был создан Совет по иностранным инвестициям во главе с премьер-министром. Членами Совета являются министры и начальники управлений, представляющие ключевые министерства и ведомства, ведающие вопросами регулирования иностранных инвестиций.

При Совете создана Экспертная комиссия, в состав которой вошли в качестве специальных иностранных членов руководители ТПП США и европейских стран, представители компаний из стран Азии, руководители организаций, представляющих деловые круги Японии (Кэйданрэн и др.), главы органов местного самоуправления, ученые, практические работники соответствующих министерств и ведомств на рабочем уровне. Задача Совета, являющегося по сути совещательным органом, состоит в том, чтобы осуществлять сбор информации по вопросам деятельности иностранных инвесторов в Японии, анализировать состояние и основные тенденции на рынке иностранных инвестиций, в том числе мнения представителей иностранных компаний, готовить обобщающие материалы и представлять соответствующие рекомендации правительству.

В наиболее полной и развернутой форме рекомендации Совета относительно путей дальнейшей либерализации деятельности иностранного капитала в Японии представлены в его Заявлениях от 13 июня 1995 г. и 26 апр. 1996 г. В последнем Заявлении впервые были одобрены слияния и объединения как часть инвестиционной политики правительства. На базе рекомендаций Совета, изложенных в данных заявлениях, в 1996 г. были, в частности, облегчены условия выдачи иностранным инвесторам специальных удостоверений МВТП, дающих право на получение специальных льгот; увеличен с 7 до 10 лет срок для зарегистрированных в МВТП инвесторов, в течение которого они могут погашать из прибыли (без налогообложения этой части прибыли) убытки прошлых периодов, понесенные в первые три года своей деятельности; отменено обязательное ранее требование МВТП о наличии второго поручителя при предоставлении гарантий по кредитам, предоставляемым зарегистрированным инвесторам по каналам правительственного Фонда совершенствования промышленной структуры. С 1984 г. правительством осуществляются программы льготного кредитования в целях привлечения иностранных инвестиций по линии Японского банка развития (ЯБР).

Указанная деятельность осуществляется через созданные при ЯБР «центры содействия притоку иностранных инвестиций». 7 таких центров действует внутри страны (Саппоро, Канадзава, Нагоя, Осака, Хиросима, Такамацу, Фукуока) и 5 за рубежом (Вашингтон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон и Франкфурт-на-Майне). Как правило, кредиты по линии ЯБР предоставляются по льготной ставке 2,2% компаниям, в которых доля иностранного капитала составляет более 50% (при учреждении представительств, сдаваемых иностранным бизнесменам, до 40%), для приобретения земельных участков, оборудования, строительства или приобретения зданий. С 1993 г. по линии ЯБР стала осуществляется программа льготного финансирования проектов, связанных с участием иностранных инвесторов в совместных с японскими предприятиями исследованиях и разработках передовых технологий (программа «Международные проекты по НИОКР в Японии»). Кредиты предоставляются иностранным инвесторам в случае, если их доля в капитале компании составляет не менее 50%, либо японской компании, участвующей в совместных разработках. Максимальная сумма кредитов, предоставляемых по льготной ставке 2,2%, действительной на весь срок предоставления кредита, может доходить до 60% расходов, необходимых для приобретения оборудования, проведения исследований и пр., со сроком погашения в течение 30 лет. В 1996 г. МВТП сняло требование, ограничивавшее предоставление кредитов ЯБР только под осуществление тех проектов, которые связаны с внесением первичных инвестиций в 6 отраслей с высокими технологиями (электроника, системное машиностроение, особо чистые химвещества, новые материалы, биоиндустрия и разработка передовых компьютерных программ). Главное требование, предъявляемое к содержанию проектов, состоит в том, чтобы они «содействовали обменам в области технологии» или имели отношение к созданию «инфраструктуры, необходимой для прямых иностранных инвестиций в Японии». В 1996 г. ЯБР начал осуществление новой программы предоставления иностранным инвесторам кредитов для оплаты ими расходов по аренде сооружений, налога на имущество и страховых премий.

С 1996 г. стало также возможным получение иноинвесторами кредитов ЯБР для инвестиционных целей в тех случаях, когда доля иностранного инвестора в капитале компании возрастает до 1/3 или выше в результате слияния с нею или ее приобретения (сделки типа Mergers & Aquisitions или сокр. М&А). С 1990 г., вслед за ЯБР, по линии финансовых корпораций «Хоккайдо-Тохоку» и «Окинава» практически на тех же условиях начали осуществляться аналогичные программы финансирования проектов, связанных с привлечением иноинвестиций в северовосточные районы Японии и на Хоккайдо, а также на Окинаву. Широкий комплекс мероприятий по привлечению иностранных инвестиций в Японию проводится с 1984 г. по каналам полуправительственной «Джетро». Через отделения этой организации, расположенные в каждой префектуре страны, действует система предоставления иностранным инвесторам консалтинговых услуг. Эксперты по инвестициям работают в штате представительств «Джетро» в 12 странах. «Джетро» регулярно проводит симпозиумы и выставки по иностранным инвестиций в Японии. Система постоянно обновляемых компьютерных баз данных обеспечивает инвесторов информацией.

«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России

Международное движение капитала

Инвестиционный климат в Японии и проблема привлечения прямых иностранных инвестиций

Являясь одним из крупнейших мировых инвесторов, Япония, тем не менее привлекает крайне мало прямых иностранных инвестиций. В статье дается оценка позиций Японии на мировом рынке прямых иностранных инвестиций (ПИИ), анализируются причины дисбаланса между японским экспортом и импортом ПИИ, особенности инвестиционного климата Японии, и политика правительства по привлечению в страну иностранного капитала.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции (ПИИ), мировой рынок ПИИ, накопленные ПИИ, потоки ПИИ, ТНК, инвестиционный климат, программа привлечения ПИИ

I.Timonina. The investment climate in Japan and the problem of attracting foreign>

Being one of the world largest investors, Japan however doesn’t attract significant volumes of FDI. The article is dedicated to evaluation of Japan’s place on the world FDI market, analysis of imbalance between Japan’s export and import of FDI and of characteristics of investment climate in Japan and Government policy in respect of attraction of foreign capital into the country.

Key words: Foreign>

Одной из основополагающих характеристик современного этапа экономической глобализации является интернационализация производства и формирование международных производственных систем, по сути, представляющих собой межнациональные хозяйственные комплексы. Субъектами данного процесса являются ТНК, диктующие условия конкуренции на основных мировых рынках товаров и услуг. На макроуровне деятельность ТНК находит отражение, прежде всего (хотя и не исключительно) в движении прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Открытость тех или иных стран для приема иностранных прямых капиталовложений, влияние иностранного капитала на развитие национальной экономики и условия конкуренции, особенности взаимодействия национальных компаний с иностранными на отечественном рынке — все это является важнейшим проявлением и одновременно показателем уровня глобализации как в мировом масштабе, так и на уровне стран и регионов.

Япония, являясь одной из крупнейших экономик мира и одним из ведущих экспортеров ПИИ, тем не менее, до последнего времени и де-юре, и де-факто оставалась относительно закрытой для иностранных инвестиций. В настоящее время ситуация меняется: правительство Японии провозгласило курс на привлечение иностранных инвестиций в страну, японские компании все более активно и взаимодействуют с иностранными партнерами и конкурентами не только за рубежом и в своей стране, происходит диверсификация форм такого взаимодействия. Вместе с тем продвижение Японии в направлении большей открытости рынка капитала предполагает целый ряд изменений в сфере государственной политики, корпоративного управления, и, наконец, создает новую конкурентную среду.

Япония как экспортер и импортер прямых инвестиций: количественные оценки

Начиная с 60-х годов прошлого века страна неизменно является чистым экспортером ПИИ с довольно значительным отрицательным сальдо по данной статье платежного баланса[1]. Инвестирование японских компаний за рубежом и создание ими производственных сетей в разных странах особенно активизировалось с середины 1980-х годов, когда в результате повышения курса иены японские производители начали утрачивать свою конкурентоспособность.

В 1985 — 1995 гг. ежегодные ПИИ Японии в среднем составляли около 24 млрд. долл. в год, а в 2000-е гг. (2001-2010 гг.) их объем колебался в пределах от 28 до 128 млрд. долл. Накопленные ПИИ Японии за рубежом в 2010 фин. г. превысили 831 млрд. долл. [2] Однако, если говорить о динамике, то доля страны в мировых ПИИ в 1990-2000-е гг. стабилизировалась (на уровне 3 — 6% по ежегодному оттоку и 4% — по накопленным за рубежом ПИИ) после резкого роста обоих показателей во второй половине 1980-х годов, обусловленного повышением курса иены (см. Диаграммы 1 и 2)[3].

Диаграмма 1. Доля Японии в мировых ПИИ (%, потоки)

Диаграмма 2. Доля Японии в накопленных мировых ПИИ (%)

Особенностью участия Японии в мировом движении ПИИ является, как уже указывалось выше, значительный дисбаланс между их экспортом и импортом. Масштабы привлечения ПИИ в страну абсолютно не соответствуют ее экономическому потенциалу и размерам рынка, о чем свидетельствует, в частности, значение индекса привлеченных ПИИ (Inward FDI Performance Index)[4]. Являясь одним из ведущих экспортеров прямых инвестиций (7 место в 2010 г.), по показателю индекса привлеченных ПИИ Япония в 2010 г. занимала 136 место среди 141 страны (в 2005 г. Япония находилась на 131 месте из 140 стран, включенных в рейтинг, а «наивысшим» достижением было 110 место в 1990 г.).

По соотношению исходящих/входящих и внутренних капиталовложений и накопленных за рубежом инвестиций и накопленных в Японии иностранных инвестиций к ВВП страны Япония отстает от среднемировых показателей и показателей развитых стран. И особенно существенно это отставание по относительным показателям импорта капитала: здесь Япония существенно уступает и своему конкуренту в Азии — Китаю (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Роль ПИИ в экономике Японии и других стран и групп стран

Страны / группы стран

Доля потоков ПИИ в валовом внутреннем капиталонакоплении,%

Доля накопленных ПИИ в ВВП. %

Всего по миру

Развитые страны

Таблица составлена по данным: UNCTAD, World Investment Report 2011. Country fact sheet: Japan

Комплексный индекс транснациональности экономики[5], характеризующий роль иностранного капитала (прямых инвестиций) в экономике страны и степень ее вовлеченности в международное производство в качестве места базирования филиалов иностранных компаний, для Японии в 10 раз ниже, чем средний показатель по группе развитых стран (соответственно 1,1% и 11,8%)[6].

В то же время, оценивая перспективы и возможности импорта ПИИ в страну и повышения роли иностранного капитала в ее экономике, важно отметить, что по индексу потенциала привлечения ПИИ[7] Япония занимает гораздо более высокое место в международном рейтинге (26-я позиция из 141 страны в 2008 и 2009 гг, 22-я — в 2004 г., а наивысший показатель — 9 место в 1995 г.), что свидетельствует о том, что, в принципе, Япония является привлекательной страной для инвестирования. То же подтверждают и данные обзора ЮНКТАД, касающегося кратко- и среднесрочных перспектив прямых инвестиций в мире, отдельных регионах и странах[8]. Так, по мнению экспертов и руководителей ТНК, в рейтинге развитых стран, наиболее привлекательных для размещения ПИИ в 2005 — 2008 гг., Япония заняла соответственно 6 (28% из числа ответивших) и 8 место (17%)[9]. Однако по данным последнего опроса 2010 г., где компании и эксперты оценивали страны в отношении перспектив инвестирования в 2010-2012 гг., Япония заняла 16 место по опросу ТНК[10] и не попала в первую десятку рейтинга экспертов[11].

Об относительно незначительной по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами роли, которую играют иностранные компании в экономике Японии, помимо данного индекса свидетельствует и ряд относительных частных показателей. Так, например, размеры активов филиалов иностранных компаний, расположенных на территории Японии, составляли в 2002 г. 205 млрд. долл., в то время как аналогичный показатель для США равнялся 5,2 трлн. долл., КНР — 380 млрд. долл., Германии — 665 млрд. (2001)[12]. Между тем, активы филиалов японских корпораций за рубежом достигали в 2001 г. 670 млрд. долл., что почти в 4 раза превышало показатель того же года для иностранных компаний в Японии.

В 2002 г. иностранные филиалы обеспечили в Японии 294 тыс. рабочих мест (в 2009 г. этот показатель достиг 480 тыс. чел.)[13] против 6,7 млн. в КНР (2001), почти 6 млн. в США, 2 млн. в Германии, 600 тыс. в Чехии. В то же время японские компании создали за рубежом 3,4 млн. рабочих мест. При этом иностранные компании в Японии в 2002 г. выплатили своим работникам в качестве заработной платы 17 млрд. долл., в то время как в США — 342 млрд. долл. Работники же филиалов японских компаний за рубежом в том же году получили в качестве вознаграждения 32 млрд. долл.

Что касается результатов деятельности иностранных компаний в Японии, то их объем продаж составил в 2002 г. 216 млрд. долл., в том числе на экспорт составил 42 млрд. долл. (США — 2,2 трлн., на экспорт — 150 млрд., Германия — 760 млрд., КНР — 377 млрд., на экспорт — 170 млрд. долл.), в то время как филиалы японских компаний за рубежом произвели товаров и услуг на сумму 1, 1 трлн. долл. (в 2003 г. — 1,3 трлн., на экспорт — 369 млрд. долл.).

Таким образом, мы видим, что, во-первых, вклад иностранного бизнеса в экономику Японии относительно невелик по сравнению с ролью ПИИ в экономике США, Германии и КНР, и, во-вторых, основные показатели и результаты деятельности японских компаний за рубежом превышают аналогичные показатели для иностранных компаний в Японии. Единственным исключением в этом ряду являются индикаторы научно-исследовательской деятельности компаний за рубежом. В частности, расходы на НИОКР филиалов иностранных компаний в Японии превышали соответствующие расходы японских компаний за рубежом: соответственно 5,3 и 3,7 млрд. долл. в 2002 г.[14]

Что касается современной ситуации, то здесь мы обладаем данными о числе филиалов иностранных компаний в стране. По данным ЮНКТАД на 2010 г., в Японии размещалось 2948 филиалов иностранных компаний, в то время как в США более 27 тыс., Великобритании — более 45 тыс., в Китае — более 434 тыс.[15], что в совокупности с показателями по импорту прямых инвестиций в Японию позволяет сделать вывод об относительно небольшом участии иностранного капитала в экономике страны и относительно низкой привлекательности японского рынка для прямых инвесторов из-за рубежа. В чем же причины подобной ситуации и нужны ли Японии — крупнейшему мировому кредитору — иностранные капиталовложения?

Особенности японского рынка и инвестиционного климата Японии

Главными причинами незначительных по сравнению с масштабами экономики объемов ПИИ, приходящих в Японию, является относительная «закрытость» внутреннего рынка страны и высокая стоимость производства в стране.

В течение нескольких послевоенных десятилетий в Японии действовали формальные ограничения на приток иностранного капитала в форме прямых инвестиций, что отражало политику протекционизма по отношению к национальному предпринимательству. К 1990-м годам формальные ограничения, в основном, были сняты, однако, остались неформальные барьеры, среди которых первостепенную роль играли особенности предпринимательской структуры и деловой практики Японии: существование закрытых финансово-промышленных групп (кигё сюдан и кэйрэцу), перекрестное владение акциями, система возобновляемых контрактов с поставщиками, закрытый рынок труда. Все это препятствует, например, реализации альянсовых соглашений иностранных фирм с японскими компаниями и осуществлению сделок по слияниям и поглощениям, которые в последние годы стали не только одной из распространенных стратегий ТНК, но и одной из ведущих форм международного движения прямых инвестиций.

Однако в последние десятилетия, особенно в 2000-е годы, отношение к ПИИ в Японии изменилось: они стали рассматриваться во все более позитивном ключе. И дело здесь, как представляется не только и не столько в финансовой составляющей ПИИ. По мнению правительственных экспертов, ПИИ приносят в японскую экономику новые технологии и управленческие приемы, товары и услуги, стимулируют конкуренцию и создают новые рынки и рабочие места.

В январе 2003 г. премьер-министр Дз. Коидзуми объявил о плане удвоения накопленных прямых зарубежных инвестиций в Японии в течение 5 лет[16]. Для решения поставленной задачи был предложен целый пакет мер (всего 74 пункта), важнейшими из которых стали:

  1. распространение информации о ситуации с ПЗИ в Японии и за рубежом;
  2. улучшение предпринимательской среды;
  3. пересмотр административных процедур;
  4. повышение качества жизни для иностранцев, работающих в иностранных компаниях в Японии;
  5. развитие общенациональных и местных организаций, связанных с обеспечением условий для иностранных инвестиций.

Позиция правительства, была, в основном, поддержана и крупным японским бизнесом, о чем свидетельствуют, в частности, заявления наиболее влиятельных японских предпринимательских организаций — Ниппон Кэйданрэн и Кэйдзай Доюкай.

Так, в политическом докладе Кэйдзай Доюкай, обнародованном весной 2005 г., прямо говорилось, что достижения в долгосрочной перспективе 10%-ного уровня накопленных ПИИ по отношению к ВВП Японии отвечает национальным интересам страны. Предлагаемая организацией политика в отношении иностранных капиталовложений предлагает не делать различий между внутренними и иностранными инвесторами и провести реформирование в трех областях:

  1. внести изменения в коммерческое и налоговое законодательство с целью облегчения сделок по слияниям и поглощениям;
  2. либерализовать сферу медицинского обслуживания, а также рынки фармацевтики и медицинского оборудования;
  3. на основе сотрудничества правительства, местных властей и частного сектора создать эффективную систему привлечения и поддержки ПИИ[17]

Ниппон Кэйданрэн также высказалась в поддержку правительственного плана удвоения притока иностранных инвестиций в страну. Один из руководителей организации М. Сасаки в своей статье выражает позицию этого крупнейшего предпринимательского объединения страны по данному вопросу, акцентируя на тех преимуществах, которые Япония может получить благодаря прямым иностранным КВ. Это — доступ к передовым технологиям, высококлассным человеческим ресурсам и современным управленческим приемам[18].

Цели правительственного плана удвоения прямых иностранных инвестиций были достигнуты к 2005 г., когда кумулятивные ПИИ в Японии выросли до 101 млрд. долл. (50,3 млрд. долл. в 2000 г.). Столь динамичный рост был обусловлен сочетанием как «постоянно действующих», так и конъюнктурных факторов.

К первым следует отнести базовые характеристики японского рынка, делающими его потенциально привлекательным для иностранных инвесторов. Это — значительная емкость рынка, которая обеспечивается, в частности, высоким уровнем подушевых потребительских расходов в сочетании с большой численностью населения. Не менее важны и качественные характеристики рынки, важнейшей из которых является «искушенность» потребителей, их желание и готовность принимать новую, качественную, технически сложную продукцию. По расчетам конкурентоспособности стран, ежегодно проводимым Всемирным экономическим форумом, японские потребители являются самыми взыскательными и подготовленными в мире. С одной стороны, эта особенность японского рынка обостряет конкуренцию, а, с другой, делает рынок очень перспективным для продвижения качественных и дорогих товаров и услуг.

Среди других базовых характеристик японского рынка следует выделить наличие в стране передовой научно-технологической базы, высокую эффективность и конкурентоспособность многих отраслей японской обрабатывающей промышленности. Однако, все эти факторы, на наш взгляд, обусловливают именно потенциальную привлекательность Японии с точки зрения размещения иностранных инвестиций.

В инвестиционном же «буме» начала 2000-х годов сыграли свою роль весьма существенные обстоятельства конъюнктурного порядка и, прежде всего, экономический подъем в Японии 2002-2007 гг., а также динамичный рост других азиатских экономик. Многие иностранные компании рассматривают Японию как «плацдарм» для укрепления своих позиций на азиатских рынках, что повышает их интерес к различного рода партнерствам с японскими компаниями. И, наконец, на фоне общемировой тенденции к росту числа и стоимостных объемов сделок по слияниям и поглощениям в Японии также начался процесс либерализации подобных сделок. И что, еще более важно в японской предпринимательской среде и в обществе начало меняться отношение к такого рода сделкам. В Японии традиционно достаточно настороженно относились к «захвату» японских компаний иностранцами[19], поэтому здесь очень важен демонстрационный эффект, а именно важен факт улучшения ситуации в компаниях, работающих с иностранными партнерами. Самым ярким примером такого рода является успешный альянс «Ниссан» с «Рено» Пример этот, однако, не единственный. В 2004 г. ДЖЭТРО опубликовало обзор по данному вопросу «M&A Case Studies for “Invest Japan”. Successful Alliances with Japanese Companies», в котором анализируются примеры успешных партнерств японских и иностранных компаний более в 10 отраслях японской экономики[20].

Об условиях ведения бизнеса в Японии в настоящее время (в том числе и для иностранных компаний) можно судить, опираясь на результаты исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. В рейтинге 2012 г., составленном на основе комплексного показателя, который в целом отражает и инвестиционный климат в стране, Япония заняла весьма достойное 20 место среди 183 обследованных стран[21]. При этом важно отметить, позиция страны не изменилась по сравнению с 2011 г. (см. Рисунок 1). Однако, по таким субиндексам как условия открытия бизнеса и уровень налоговой нагрузки Япония имеет низкие показатели, что важно, конечно, не только для национального бизнеса, но и зарубежных предпринимателей.

Рисунок 1. Рейтинги Японии по отдельным составляющим предпринимательской среды.

Источник: Doing Business/ Economy Profile: Japan. 2012 The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, p 8
(http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/japan)

В другом рейтинге, составленном по индексу экономической свободы[22], составляемом Wall Street Journal и Heritage Foundation по 184 странам мира, Япония также занимает высокое место — 22 (2012 г.) с общей оценкой 71,6 (из 100). Однако, что важно в контексте тематики данной статьи, у Японии гораздо более низкий показатель по такой составляющей индекса как «свобода инвестиций», который оценивает как раз свободу для иностранных инвесторов. При этом отмечается, что хотя формально иностранные инвестиции приветствуются, но сделки по слияниям и поглощениям с участием японских и иностранных компаний по-прежнему чрезмерно зарегулированы[23].

Таким образом, результаты международных сопоставлений подтверждают мысль о том, что японский рынок потенциально привлекателен для зарубежных инвесторов или может быть таковым, учитывая поддержку иностранного предпринимательства со стороны японского правительства на национальном и региональном уровне, которая имеет системный и комплексный характер и охватывает законодательную, организационную, финансовую сферы.

Основные направления правительственной политики по привлечению в страну иностранных инвестиций

В 2005 г. Экспертный комитет Совета по иностранным инвестициям представил доклад о продвижении Программы привлечения зарубежных инвестиций в страну, в котором было выделено 12 направлений, на которых должны быть сосредоточены усилия национального правительства и местных властей в решении названной задачи в ближайшем будущем: Среди этих направлений:

  1. улучшение условий для осуществления трансграничных слияний и поглощений;
  2. продвижение реформы медицинского обслуживания;
  3. активизация PR-кампаний, связанных и с привлечением в страну иностранных инвестиций и с инвестированием японских компаний за рубежом;
  4. ускорение процесса заключения двусторонних соглашений, имеющих отношение к ПЗИ, таких, как соглашения о социальной защите и налогообложении;
  5. реализации практики контакта с государственными органами по электронным сетям («электронное правительство») и упрощение административных процедур;
  6. содействие развитию «частной финансовой инициативы» (PFI)[24] в целях привлечения иностранных компаний в сектор общественных услуг;
  7. реформа, касающаяся правил пребывания и работы иностранцев в Японии (в первую очередь, либерализация иммиграционных процедур для квалифицированных специалистов);
  8. использование «специальных зон структурной реформы» для устранения препятствий для ПЗИ;
  9. перевод законов, приказов и постановлений японских административных органов на иностранные языки;
  10. ускорение реформ, связанных с привлечением ПЗИ, на местном уровне;
  11. продолжение политики стратегического государственного инвестирования в научно-техническую сферу с целью повышения привлекательности Японии как сферы приложения иностранного капитала;
  12. содействие реформам в других сферах[25].

Даже простое перечисление основных направлений реализации государственной программы по привлечению иностранных инвестиций свидетельствует о комплексном и многоуровневом характере политики в этой области. Эта политика стала составной частью долгосрочной стратегии глобального экономического роста Японии. При следующих (после Дз. Коиздуми) программы привлечения в Японию иностранного капитала корректировались или принимались новые документы, но в целом политическая линия на большую открытость страны для иностранных инвестиций подтверждалась[26].

Не стала исключением и последняя на сегодняшний день обнародованная в ноябре 2010 г. была очередная Программа содействия импорту инвестиций (Inward Investment Promotion Program)[27], в которой провозглашается цель формирования в Японии наилучшего инвестиционного климата на путях либерализации законодательства и снижения уровня налогообложения. Особый упор в соответствии с новыми реалиями делается на идею превращения Японии в главную базу для азиатского бизнеса, для чего предусматривается предоставление различных финансовых льгот иностранному бизнесу, реформирование иммиграционного законодательства, осуществление административных процедур на английском языке, улучшение социальной инфраструктуры для иностранцев.

Кроме того, превращение Японии в привлекательное место для иностранного бизнеса связывается также с превращением страны в инновационный центр на основе увеличения государственных капиталовложений в НИОКР, субсидирование «низкоуглеродных отраслей», улучшение бизнес-инфраструктуры[28].

Несмотря на предпринимаемые правительством меры, иностранные предприниматели в ходе опросов по-прежнему указывают на такие неблагоприятные особенности инвестиционного климата Японии, как высокие цены на недвижимость, закрытость предпринимательской практики и сложность административных процедур[29], и думается, что Японии предстоит пройти большой путь, прежде чем она действительно станет центром притяжения для международного бизнеса.

Вместе с тем здесь важна сама тенденция: происходят сдвиги в сфере экономического взаимодействия Японии с окружающим миром и изменения, касающиеся характера участия страны в глобализационных процессах. Страна, по-видимому, «решила» сделать новый шаг на пути либерализации своей хозяйственной жизни, повышения степени открытости своего рынка и извлечь определенную пользу из неизбежных последствий глобализации.

Эта политика отражает ясно выраженную волю политической и экономической элиты страны и носит системный и комплексный характер, что выражается в формулировании системы целей и приоритетов, создании организационного, финансового и технического инструментария, наличии трех уровней — общенационального, (государственного), регионального и корпоративного — охватывающих всех основных участников процесса.

Сочетание ряда объективных факторов и первые результаты государственной политики привели к некоторому увеличению притока прямых зарубежных инвестиций в Японию в первые годы нового тысячелетия. Вместе с тем позитивные показатели динамики притока и накопления ПИИ в Японии (до кризиса 2008-2010 гг. и катастрофы 2011 г.) не должны вводить в заблуждение. Стартовый уровень этого процесса был очень низким. Поэтому и в настоящее время кумулятивные объемы ПЗИ в Японии на порядок ниже, чем в других промышленно развитых странах и не соответствуют масштабам экономики страны.

Определенное сдерживающее влияние на рост иностранных капиталовложений в Японии оказывает и ряд характеристик, имманентно присущих японскому рынку, которые очень трудно или даже невозможно нивелировать. Среди них — высокие издержки на труд, приобретение земельных участков и строительство, высокие трансакционные издержки, языковой барьер, относительная закрытость предпринимательской структуры Японии и японского общества в целом, высокая стоимость жизни в Японии.

При этом важно иметь в виду, что приток-отток ПИИ, а также их накопление во многом зависят от стратегии и политики крупных иностранных компаний в данной стране, поскольку размеры отдельных сделок могут быть настолько велики, что способны существенным образом изменить и макроэкономические показатели. В целом же важнейший вывод касательно перспектив роста ПИИ в Японии состоит в том, что правительством Японии задан определенный вектор политики в данной сфере, что, однако, не является гарантией активизации ТНК на японском направлении, хотя потенциальная привлекательность японского рынка достаточно высока.

Диаграмма 3. Динамика и региональная структура импорта ПИИ в Японию

Диаграмма 4. Отношение накопленных в Японии ПИИ к ВВП страны (%)

Источник:2011 JETRO Global Trade and Investment Report. International Business as a Catalyst for Japan’s Reconstruction. Japan External Trade Organization (JETRO) Overseas Research Department, 2011, p. 38

Источники: http://studwood.ru/1499485/pravo/yaponiya, http://vuzlit.ru/1065500/investitsii, http://www.mirec.ru/2012-02/investicionnyj-klimat-v-yaponii-i-problema-privlecheniya-pryamyh-inostrannyh-investicij

Комментировать
0
148 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно