Пути совершенствование инвестиций в регионе

СОДЕРЖАНИЕ
0
127 просмотров
29 января 2019

Рекомендации по усовершенствованию инвестирования, для развития экономики РФ

Пути совершенствования инвестиций и их перспективы развития

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

  • — экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
  • — величиной имеющегося производственного потенциала;
  • — географическим местонахождением;
  • — природно-климатическими условиями;
  • — привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

  • — создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
  • — определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
  • — создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;
  • — обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора — это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.

В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:

  • — принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти;
  • — приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в связанных с этим проектах;
  • — существование рынка производственных площадок;
  • — наличие рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;
  • — налоговые льготы и условия их получения;
  • — порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю.

Российская практика показывает, что практически в каждом регионе есть структуры и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведённого анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестировании.

В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.

Около трети регионов, по результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона; производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.

В ряде случаев в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что намерены развивать.

Встречаются также случаи, когда государственная поддержка инвестиционной деятельности хоть и осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточнены.

Во многих субъектах РФ традиционно практически не уделяется внимание формированию и поддержанию положительного имиджа региона в целом, а также широкому распространению в мировом инвестиционном сообществе информации об уже имеющихся и перспективных инвестиционных возможностях и их преимуществах.

Регионам необходимо разработать стратегии привлечения инвестиций. Стратегия привлечения инвестиций представляет собой подробное и обоснованное представление инвестиционных возможностей и общих подходов по улучшению инвестиционного климата в регионе. Стратегия ориентирована на обеспечение продуктивного диалога между инвесторами и ключевыми лицами региона, а также на согласование существующих приоритетов.

Разработка и реализация стратегии привлечения инвестиций предполагает:

  • — создание условий, способствующих привлечению инвестиций в регион, определение перспективных направлений и приоритетных объектов для инвестирования;
  • — экспертную оценку ключевых инвестиционных проектов, определение источников и механизмов привлечения инвестиций в регион, реализацию механизма привлечения инвестиций (привлечение стратегических и финансовых инвесторов).

Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций в регионах оказались льготы на налог на прибыль (33 субъекта) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).

В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот:

  • — на все инвестиционные проекты (Тверская, Калужская, Белгородская, Томская и др. области);
  • — одобренные инвестиционные проекты (Новгородская область, Псковская область «в разрешительном порядке по утверждённым Администрацией области проектам без ограничения видов деятельности», Краснодарский край «для организаций, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти», Красноярский край);
  • — инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская область, Республика Ингушетия, Ростовская область и др.);
  • — проекты, включённые в Программу (Вологодская область, Республика Алтай);
  • — все инвестиционные проекты, в заявительном порядке (Псковская область);
  • — организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).

Срок действия законов о предоставлении налоговых льгот — от неопределённого до одного года. Сроки предоставления налоговых льгот также варьируют от 2 налоговых периодов (Орловская область, по налогу на имущество) до более длительных.

  • 1) Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона;
  • 2) Увязка срока предоставления налоговых льгот с расчётным сроком окупаемости проекта.

Проведённый анализ показал, что только небольшая часть субъектов федерации (15% изученных сайтов) стремятся сделать земельные отношения максимально прозрачными (Кировская и Нижегородская области); возможность длительной аренды земельных участков инвестором предусмотрена в Брянской и Пензенской областях.

Важным элементом также является заинтересованность муниципального образования в регулировании земельных отношений. Наилучшим примером на уровне муниципалитета является Егорьевский район Московской области, где действует «Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Егорьевский район Московской области» №63/8 от 20.10.2004 года.

В отношении величины арендной платы за землю наилучшими решениями являются:

  • — Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчёта величины арендной платы в зависимости от категории земель. (Постановление от 12 апреля 2006 г.№222 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в аренду»);
  • — Республика Татарстан, где величина арендной платы зафиксирована на уровне 1,5%;
  • — Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

В целом, можно сформулировать следующие рекомендации в части регулирования земельных отношений:

  • 1) Законодательное регулирование земельных отношений, упрощение процедуры оформления прав на земельные участки для инвесторов;
  • 2) Возможность длительной аренды земельного участка для инвестора (на срок реализации инвестиционного проекта и далее до 50 лет);
  • 3) Регулирование земельных отношений в том числе, на уровне муниципалитетов;
  • 4) Прозрачные для инвестора механизмы расчёта величины арендной платы за землю;
  • 5) Освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.

Итак, в регионе должна быть чётко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение привлекать инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.

Властями должны быть определены приоритетные направления инвестирования. Понимание потенциала субъекта и его сильных и слабых сторон должно быть учтено в стратегии развития региона, а также должно определять приоритетные направления инвестирования. Наилучший вариант — выделение приоритетных направлений в краткосрочном периоде (за счёт существующей инфраструктуры и ресурсов), и в долгосрочном периоде, учитывая глобальные тенденции и желаемое направление развития.

Для преодоления административных барьеров наилучшими вариантами являются: практика «одного окна», институт «поводырей» — кураторство инвестиционных проектов.

Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона. Срок предоставления налоговых льгот целесообразно увязывать со сроком реализации инвестиционного проекта.

Предоставление этих льгот различным субъектам инвестиционной деятельности, помимо предприятий, инвестирующих собственные или заёмные средства.

Регулирование земельных отношений. Для крупных инвестиций принципиальным вопросом остаётся необходимость приобретения земли в собственность. Для решения этого вопроса должен быть закреплён порядок передачи земля, порядок выкупа земли в собственность. Также должен быть определён размер или хотя бы порядок расчёта величины арендной платы за землю.

Содействовать инвесторам в обеспечении рабочей силы. Помимо развития региона как привлекательного места для жилья, власти должны брать на себя часть вопросов подготовки рабочей силы нужной квалификации. Эта задача может решаться как выдачей субсидий на частичное финансирование обучения, так и организация специализированных обучающих программ для одобренных инвестиционных проектов.

Одним из перспективных направлений в инвестиционной деятельности — создание региональных инвестиционных фондов.

Фонд позволяет аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные существующие предприятия региона и в проекты по созданию новых производств. Срок работы Фонда составляет, как правило, от 4 до 8 лет. Деятельность Фонда состоит в инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров (услуг) с целью роста рыночной стоимости предприятия и обеспечения соответствующего дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.

В качестве учредителей Фонда могут выступать региональная администрация, российские и зарубежные инвесторы. Участие региональных администраций в капитале Фонда способствует привлечению в капитал частных инвесторов, поскольку это свидетельствует о серьёзных намерениях административных органов предпринять реальные шаги по стимулированию прямых инвестиций, а также ведёт к разделению инвестиционных рисков.

Успешная работа Фонда позволяет решить ряд важных социально-экономических задач региона: поднять капитализацию местных предприятий, провести их технологическую модернизацию, увеличить объём реализации товаров (услуг), расширить налогооблагаемую базу, создать новые рабочие места, улучшить инвестиционный климат и привлечь инвесторов для дальнейших инвестиций в развитие предприятий региона.

Пути совершенствование инвестиций в регионе

Ссылка для цитирования этой статьи:

Пещеров Г.И., Солодилов А.В. Пути совершенствования инвестиционного потенциала регионов России // Мировые цивилизации, 2018 №2, https://wcj.world/PDF/03ECMZ218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Пути совершенствования инвестиционного потенциала регионов России

Пещеров Георгий Иванович
НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия
ФКУ НИИ «Федеральная служба исполнения наказаний России», Москва, Россия
Доктор военных наук, профессор
E-mail: georgiy-p@yandex.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4363-054X
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=584289

Солодилов Анатолий Васильевич
ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет», Москва, Россия
Профессор кафедры «Менеджмента и государственного управления»
Кандидат исторических наук, доцент
E-mail: solodilov-anatol@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических основ формирования инвестиционного климата в регионе. Авторы анализируют различные аспекты исследуемой проблемы в поисках путей их решения в условиях сегодняшнего экономического кризиса. Анализ экономической ситуации в стране по отечественным и зарубежным статистическим данным позволяет реально взглянуть на проблему в поисках наиболее рационального решения, удовлетворяющего заинтересованных экономических субъектов. Инвестиционный потенциал регионов входит в объект научных исследований региональной экономики. В некотором плане, застой региональной экономики, отсутствие инвестиций в регионах являются показателями отсутствия рациональной региональной политики в стране. Государству в условиях экономической нестабильности отводится ведущая роль в усилении государственного регулирования, экономической поддержке регионов, инвестировании в реальное производство и «экономику знаний». В статье рассмотрены недостатки, мешающие формированию в нашей стране инвестиционного климата, эффекты от брендинга территорий по сферам деятельности регионов, в том числе для сферы регионального и местного управления, показатели видов его эффективности, новые подходы во взаимоотношениях Центра и регионов. В целом авторы исследования придерживаются мнения, о необходимости научного сопровождения планового экономического развития государства.

Ключевые слова: инвестиционный климат; инвестиционная привлекательность регионов; инвестиционный потенциал регионов; экономический рост регионов; санкции; государственная политика; государственное регулирование экономики; рыночный риск; территориальный маркетинг


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Пути улучшения инвестиционного климата Региона

Ввиду особой важности проблемы повышения инвестиционной активности в регионе возникает насущная необходимость научной проработки проблемы рационализации использования ограниченных государственных инвестиционных ресурсов. Необходимо существенно повысить внимание к рациональному использованию государственных финансовых ресурсов, используемых на цели экономического развития, аккумулируемых в бюджете развития региона.

А. Бюджет развития региона как инструмент активизации инвестиционной активности региона. Бюджет развития региона разрабатывается в целях содействия эффективному развитию регионального хозяйственного комплекса. Его формирование имеет следующие основные цели:

§ поддержка приоритетных для экономики региона инвестиционных проектов;

§ финансирование неэффективных, однако, насущно необходимых мероприятий по развитию экономики региона;

§ предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов.

Бюджет развития региона является составной частью регионального бюджета, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Денежные средства, направленные в бюджет развития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвестру в течение финансового года.

Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:

§ внутренние и внешние заимствования региона на инвестиционные цели;

§ часть доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;

§ часть доходов республиканского бюджета от использования и распоряжения объектами республиканской собственности;

§ доходы республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;

§ отчисления части поступлений в республиканский бюджет от размещения ценных бумаг;

§ суммы инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.

Б. Региональный залоговый фонд как инструмент активизации инвестиционной деятельности.Залоговый фонд региона представляет собой совокупность имущества, денежных средств, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, принадлежащих региону и служащих обеспечением для заключенных правительством региона договоров поручительств и залога.

Под залогом понимается способ обеспечения обязательств, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет предмета залога, преимущественно перед другими кредиторами.

Активы залогового фонда региона формируются из объектов, передаваемых правительством региона, в число которых входят: казна региона, т.е. имущество, не переданное в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий или в оперативное управление учреждений; средства регионального бюджета в соответствии с Законом о республиканском бюджете; средства безвозмездной финансовой помощи региону; пакеты ценных бумаг предприятий, находящиеся в собственности региона; объекты недвижимости: здания, сооружения и земельные участки; права на эксплуатацию разведанных и эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых; иное имущество, находящееся в собственности региона, и объекты, передаваемые в фонд хозяйствующими субъектами региона, к которым относятся объекты, принадлежащие им на праве собственности, и обособляемые от технологического комплекса предприятия.

Осуществление функций залогового фонда, включая ведение реестра имущества, осуществляет управляющая компания, которая является республиканским унитарным предприятием. Она выполняет следующие функции:

§ определение и реализация общей стратегии формирования и расходования ресурсов залогового фонда;

§ выработка и реализация рекомендаций относительно приоритетности инвестиционных проектов, привлечение средств для финансирования которых обеспечивается залогом;

§ самостоятельное распоряжение частью активов залогового фонда с целью приращения их стоимости;

§ документальный учет движения активов фонда и обязательств, обременяющих активы фонда;

§ организация исполнения обязательств по договорам при неисполнении обязательств заемщиком;

§ принятие всех возможных мер для сохранности и приращения активов фонда;

§ осуществление оперативного управления залоговым фондом;

§ предоставление кредиторам инвестиционных проектов залогов для обеспечения обязательств заемщиков;

§ обеспечение минимизации финансовых рисков.

В. Ипотечное кредитование как средство быстрого роста частных инвестиций в недвижимость.Это довольно широко распространенные на Западе инструменты активизации деятельности населения как инвестора. Для полномасштабной реализации ипотечного кредитования в России еще не созданы необходимые условия: не разработаны соответствующие федеральные правовые акты, отсутствует система специализированных инвестиционных и ипотечных банков, не стабилизирована финансово-кредитная сфера и поэтому слишком велики риски по долгосрочным кредитам.

Г. Концессии как средство привлечения финансовых ресурсов в экономику региона.Под концессией понимается передача в эксплуатацию (использование) на определенный срок на возмездной основе принадлежащих региону объектов: природных богатств, предприятий и

других хозяйственных объектов, а также имущественных и иных прав с предоставлением концессионеру определенных финансовых преференций.

При разработке конкретных технологических регламентов привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма концессий необходимо учитывать ряд особенностей:

во-первых, в концессию передаются реальные активы;

во-вторых, реальные активы передаются не в аренду, не в управление, а в эксплуатацию с вполне определенными целями собственника реальных активов;

в-третьих, в период концессии титул собственника объекта концессии не меняется, т.е. объект концессии не переходит в собственность концессионера; это принципиально отличает концессию от траста, при котором объект может переходить в собственность управляющего;

в-четвертых, в концессию можно передавать как уже созданные реальные активы, так и право на создание и последующую эксплуатацию активов, например, концессия на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги или разработку и добычу полезных ископаемых.

Объектами концессий являются:

§ предприятия, находящиеся в собственности региона и не подлежащие приватизации (акционированию);

§ предприятия, контрольный пакет акций которых находится в собственности региона;

§ предприятия — должники регионального бюджета;

§ права на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог и мостов;

§ права на разведку и добычу полезных ископаемых, отнесенных к компетенции региона;

§ права на застройку земельных участков и коммерческую эксплуатацию возведенных строений.

Преимущество при передаче в концессию должны иметь:

§ существующие предприятия, находящиеся в собственности региона, текущая рыночная капитализация которых меньше годового дохода предприятия;

§ объекты, аналогичные объектам, ранее переданным в концессию;

§ объекты региональной собственности, по которым потенциальный инвестор не вносит в установленный срок объем инвестиций, оговоренный в контракте.

46.8.209.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники: http://studwood.ru/1328944/ekonomika/rekomendatsii_usovershenstvovaniyu_investirovaniya_razvitiya_ekonomiki, http://wcj.world/03ecmz218.html, http://studopedia.ru/2_15144_puti-uluchsheniya-investitsionnogo-klimata-regiona.html

Комментировать
0
127 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно