Развитие инвестиций российский и зарубежный опыт

СОДЕРЖАНИЕ
0
275 просмотров
29 января 2019

Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности и возможности его применения в РФ;

Стратегия продвижения инвестиционной привлекательности имеет большое значение для привлечения прямых иностранных инвестиций. В этой связи особенно интересен зарубежный опыт инвестиционной привлекательности.

В оценке опыта США следует обратить внимание на ряд важных положений:

1) создание благоприятной инвестиционной привлекательности определяется как одно из ключевых направлений деятельности территориальных органов власти. Особое внимание уделяется экономико-организационному обеспечению притока иностранных инвестиций. В настоящее время на уровне местных органов власти действуют около 10 тыс. программ стимулирования экономического развития, предусматривающих широкие нефинансовые льготы для иностранных инвесторов. В рамках деятельности по стимулированию экономического развития местные органы власти 25 штатов создали около 1500 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами. Всё множество методов, используемых правительствами штатов с целью создания благоприятного инвестиционного климата, можно условно разделить на группы:

— прямые финансовые стимулы (предоставление ссуд, грантов, займов и кредитов правительствами штата);

— фискальные меры (введение различных налогов на предпринимательскую деятельность);

— льготы по налогообложению и специальные методы (налоговые изъятия, скидки, а также налоговые кредиты).

2) использование комплексного подхода, ориентированного на взаимосвязанные изменения разных групп условий инвестиционной деятельности (институциональных, финансовых, инфраструктурных). Его реализация сопряжена в первую очередь с апробацией механизма государственно-частного партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством:

— создания структурных элементов новой экономики на основе интеграции предпринимательских организаций реального и финансового секторов экономики, с одной стороны, и исследовательских структур высшей школы, с другой;

— объединением финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления, прежде всего на развитие инновационного компонента территорий.

В Ирландии сформулирована, активна политика, направленная на развитие конкретных отраслей промышленности. Где в настоящее время более двух третей всей промышленной продукции производится иностранными фирмами, а иностранные инвестиции позволили в последние годы добиться высоких темпов экономического роста.

В Шотландии улучшение инвестиционного климата связывается с развитием процессов кластеризации экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей местных компаний (the Local Enterprise Companies — LECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработке инвестиционных программ, защите земель.

В Индии государственные органы, прежде всего Министерство торговли и промышленности и Министерство иностранных дел, оказывают активную поддержку объединениям промышленников и предпринимателей Индии в осуществлении деятельности по продвижению национального и региональных брэндов, а также формированию благоприятного образа страны за рубежом.

В Китае было принято решение китайского правительства сделать привлечение иностранных инвестиций приоритетом в экономической политике, были созданы первые «специальные экономические зоны» (в провинциях Гуандонг и Фуян). Эти зоны выделялись не только либеральным налоговым режимом, но и существенным облегчением административных барьеров для открытия нового бизнеса. Важную роль в успехе экономических зон также сыграли Гонконгские и Тайваньские инвестиции в китайскую экономику.

В Канаде важным направлением деятельности, обеспечивающим улучшение инвестиционного климата территорий, является содействие новых исследовательских центров при университетах. В последние годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования и разработки. Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20 – 35 %.

Все рассмотренные меры не являются чем-то сверхъестественным и при правильной организации способны внести свой вклад в инвестиционную привлекательность России.

Проведенный анализ современного зарубежного опыта государственного содействия процессам улучшения инвестиционного климата территорий позволяет предложить для внедрения в российскую практику следующие его продуктивные компоненты:

1. Использование механизма государственно-частного партнерства, позволяющего улучшать инвестиционной климат посредством создания структурных элементов новой экономики, концентрации финансовых ресурсов государства и частных инвесторов и их направления на развитие инновационного компонента территорий;

2. Определение направлений по улучшению инвестиционного климата процессов развития кадрового, инфраструктурного и инновационного обеспечения инвестиционной деятельности, кластеризации социально-экономического пространства муниципальных образований;

3. Комплексное стимулирование инвестиций, включающее финансовую поддержку (гранты, субсидии, налоговые льготы), инфраструктурное, информационное обеспечение;

4. Высокий уровень разнообразия форм взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности: государства, бизнеса, науки и высшего образования (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства);

5. Создание в регионах специализированных государственных организаций непосредственно участвующих в обосновании механизмов развития территорий, в том числе связанных с улучшением их инвестиционного климата.

Зарубежный опыт осуществления государственной инвестиционной политики

Приводим главу 1.2 «Зарубежный опыт осуществления государственной инвестиционной политики» монографии:

Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд: восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития экономики России. Монография. Изд. 2 .— М.: Наука и политика, 2014. — 192 с.

Авторский коллектив: С.С.Сулакшин, М.В.Вилисов, Е.С.Сазонова, В.В.Симонов, И.Р.Ахметзянова, О.С.Бабченко, А.Р.Бахтизин, И.Ю.Колесник, М.Ю.Погорелко, А.С.Сулакшина.

Анализ государственной инвестиционной политики, проводимой в странах с рыночной экономикой, свидетельствует о том, что она, как правило, не сводится лишь к созданию общих условий инвестиционной деятельности, а предусматривает активную роль государства в создании системы долгосрочного финансирования экономики. Многие развитые страны, в том числе государства Евросоюза, хотя и предъявляют к иностранным государствам жесткие требования по минимизации государственного вмешательства в экономику, сами проводят активную государственную протекционистскую политику. Это вызвано тем, что решение ряда инвестиционных задач, поставленных государством, неизбежно требует такого вмешательства.

Государственное финансирование экономики за рубежом осуществляется при помощи разнообразных, в том числе и программно-целевых, методов и распределяется по различным секторам экономики, для чего используются различные типы специальных государственных финансовых институтов.

Для Финляндии и Италии, например, характерно активное государственное субсидирование промышленности. Причем государственная поддержка в этих странах ориентирована на оказание содействия промышленному экспорту, включая прямое финансирование.

Так, в Италии для реализации этих целей создана государственная акционерная страховая компания «Саче», которая в 1998 г. была преобразована в Государственный институт по страхованию внешнеторговых операций, наделенный имущественной и административной самостоятельностью. Последний обладает правом привлекать заемные средства через кредитную систему как в Италии, так и за рубежом, в том числе при помощи эмиссии облигаций. В дополнение к традиционным операциям по средне и долгосрочному страхованию экспорта Институт предоставляет также гарантии по прямым инвестициям и бартерным сделкам. Кроме того, для осуществления государственной поддержки по субсидированию процентных ставок при кредитовании экспорта в Италии действует специальная государственная финансовая компания «Симест»[48].

В Финляндии краткосрочное финансирование экспорта в основном осуществляется коммерческими банками, однако средне и долгосрочным финансированием занимаются специальные организации, предоставляющие кредиты как на коммерческих, так и на льготных условиях, а также ведущие дотационное финансирование[49]. Большое внимание в Финляндии уделяется привлечению иностранного капитала, необходимого для стимулирования роста экономики, поэтому государство оказывает необходимую поддержку иностранным инвесторам, планирующим вести деятельность в экономически менее развитых районах Финляндии. Такая поддержка оказывается при помощи региональных фондов развития, координаторами деятельности которых выступают различные министерства. Кроме того, в Финляндии действуют и некоторые другие специализированные фонды, основная цель деятельности которых заключается в содействии привлечению иностранных инвестиций и поддержке венчурных финских проектов за рубежом[50].

Франция и Германия ориентируют государственную экономическую политику на выравнивание региональной экономической дифференциации, т.е. используют, кроме отраслевого метода распределения денежных средств, еще и региональный, поскольку считают его более эффективным.

Во Франции отношения государства и регионов строятся на контрактной основе в рамках национальной системы планирования с целью государственного содействия экономическому развитию регионов. Каждый регион заключает с государством плановые контракты, которые привязывают обе стороны к определенной программе инвестиций и вносятся в качестве приоритета в национальный план государства. С 1989 г. повышенное внимание уделяется предоставлению дополнительных средств наиболее проблемным регионам[51].

В Германии в настоящее время неотъемлемой частью национальной экономической политики является региональная политика, цель которой — обеспечение равного участия структурно слабых регионов в экономическом развитии страны. Реализуется такая политика через реструктуризацию экономики регионов посредством содействия улучшению региональной инфраструктуры и создание рабочих мест в приоритетных отраслях при помощи инвестиционных грантов. Конституционный механизм согласования интересов федерации и земель в деле регионального развития — общегосударственная задача «Улучшение структуры региональной экономики» — действует в соответствии с общим (рамочным) планом, разрабатываемым федеральными и земельными органами власти и утверждаемым Бундестагом. Эта система превращает федеральный уровень власти в участника региональной политики, но при этом она организована таким образом, чтобы не затронуть преимущественную роль земель в обеспечении собственного развития[52].

На основе французского и немецкого опыта принцип государственного финансирования для выравнивания диспропорций между различными регионами уже используется и на уровне Евросоюза, для чего был создан специальный Структурный фонд. Он аккумулирует средства всех государств-членов Евросоюза, а их получателями являются только государства, на территории которых находятся наиболее проблемные с точки зрения экономического развития регионы. Таким образом, дальнейшая европейская экономическая и политическая интеграция не мешает осуществлять и совершенствовать меры государственной поддержки экономики[53].

В Австрии важную роль в опосредованном государственном финансировании играет система специальных инвестиционных фондов, деятельность которых реализуется через механизм банковского кредитования. Средства таких фондов пополняются не только за счет поступлений из бюджета, но и путем привлечения свободных средств Австрийского национального банка[54].

Япония и Китай для финансирования наиболее важных структурных проектов в экономике, строящейся в основном по отраслевому принципу, активно используют как собственно бюджетные средства, так и различные формы сбережений граждан, находящихся под ответственностью государства (пенсионные накопления и почтовые депозиты).

Кредитование экономики в Китае возложено на банковскую систему. Двумя основными видами кредитования являются кредитование коммерческое и отличное от него «политическое». В сфере коммерческого кредитования процентные ставки по кредитам, а также направления кредитования формируются на основе рыночных принципов. «Политическое» кредитование призвано играть роль основного инструмента осуществления государственной экономической политики, для чего в Китае сформированы три государственных банка развития, обслуживающие цели государственной политики. Источником формирования средств для «политического» кредитования главным образом является государственный бюджет[55].

В Японии бюджетный дефицит отмечается на всех уровнях, государственные предприятия и учреждения в значительной мере финансируются за счет сбережений граждан, поскольку главным подписчиком государственных облигаций на первичном рынке и главным покупателем на вторичном является «Бюро доверительных фондов», которое управляет государственной пенсионной системой и сберегательными и страховыми вкладами граждан в почтово-сберегательные кассы. Средства Бюро и государственные облигации используются для финансирования крупномасштабных проектов развития инфраструктуры, в которых частный сектор не имеет прямого коммерческого интереса. Такое финансирование осуществляется через Программу инвестиций и займов («дзайто»), принимаемую ежегодно парламентом как часть государственного бюджета[56].

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ KfW (ГЕРМАНИЯ)

Рассмотрим более подробно один из наиболее известных и самых крупных федеральных инвестиционно-кредитных институтов в Германии, созданный специально для оказания содействия развитию экономики, — Кредитный институт по восстановлению экономики (Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW)).

Создание данного института было связано с необходимостью восстановления экономики ФРГ после Второй мировой войны, в связи с чем был принят специальный закон о KfW от 5 ноября 1948 г. (далее — Закон)[57], на основании которого KfW начал свою работу. Первоначально в качестве источника финансирования первоочередных восстановительных мероприятий в ФРГ предусматривались средства Европейской программы возрождения (плана Маршалла), принятой США для оказания европейским государствам помощи в преодолении последствий войны. Эти средства аккумулировались в специальном фонде ERP-«Sondervermögen», возникшем на основе соглашения ФРГ и США об экономическом сотрудничестве. Данное соглашение устанавливало, что средства на счетах в Немецком федеральном банке, зачисленные импортерами ФРГ в счет оплаты товаров и услуг из США, поставляемых по плану Маршалла, образуют особый фонд и инвестируются в экономику ФРГ в форме возобновляемых кредитов. KfW использовался в качестве инструмента экономически целесообразного распределения этих средств[58].

Согласно плану Маршалла, США предоставляли ФРГ денежные средства на возвратной основе, но впоследствии, после выплаты всей суммы долга, средства фонда в полном объеме перешли в собственность ФРГ[59].

В настоящее время KfW рассматривается как банк развития немецкой и европейской экономики. Основной целью его деятельности является долгосрочное кредитование общенациональных программ структурных преобразований в экономике и контроль их целевого использования.

Правовой статус и деятельность KfW регламентируются вышеуказанным Законом о KfW и уставом[60]. Положения устава направлены на конкретизацию норм Закона о KfW, касающихся статуса, компетенции и взаимоотношений органов управления KfW.

Согласно абзацу 1 §1 Закона о KfW, по своей организационно-правовой форме KfW является учреждением публичного права, т.е. публично-правовым правоспособным юридическим лицом, предназначенным для длительного служения определенным управленческим целям[61]. В то же время он может использовать наименования «банковская группа» и «банк», согласно абзацу 1 §11 Закона о KfW, хотя не является банком и не подпадает под действие Закона «О кредитной системе» (Gesetz über das Kreditwesen (Kreditwesengesetz — KWG)), основополагающего в регулировании банковского сектора экономики ФРГ, и под контроль Немецкого федерального банка.

Основной капитал KfW, составляющий в соответствии с абзацем 2 §1 Закона на данный момент 3,75 млрд евро, сформирован на 80% за счет средств федерации и на 20% за счет средств федеральных земель. KfW освобожден от обязанностей по уплате налогов (абзац 1 §11 Закона о KfW).

ФРГ в соответствии с §1а Закона о KfW несет субсидиарную ответственность по всем предоставленным KfW кредитам, выпущенным ценным бумагам, выданным гарантиям по кредитному договору, т.е. по существу по всем обязательствам KfW. Кроме того, ФРГ в некоторых случаях предоставляет по обязательствам KfW прямые гарантии.

Для финансирования своих кредитных операций KfW получает целевые бюджетные средства, а также привлекает средства путем заимствования на мировом рынке ссудных капиталов. В основном финансирование деятельности KfW строится на выпуске им облигационных займов, разрешенном ему в соответствии с §4 Закона о KfW. Облигации, выпущенные KfW, обладают высоким инвестиционным рейтингом в силу субсидиарной ответственности государства. Это позволяет ему привлекать значительные объемы заемных средств на длительный срок и на условиях, необходимых для того, чтобы осуществлять долгосрочное кредитование по льготным процентным ставкам.

На европейском рынке долгосрочных капиталов KfW является пятым по величине эмитентом (после государств Германии, Франции, Великобритании и Италии)[62]. Так, в 2005 г. KfW привлек на мировых рынках капиталов средства в размере 50,6 млрд евро[63]. Объем эмиссии KfW в 2007 г. составил 64,6 млрд евро. В 2008 г. KfW рассчитывает привлечь на рынке капиталов уже 70 млрд евро[64]. При этом жесткого эмиссионного плана у KfW нет, эмиссия осуществляется по мере возникновения потребности в дополнительных денежных средствах.

Помимо собственных и заемных средств, на реализацию программ KfW направляются средства Фонда «Особое имущество» (ERP-Sondervermögen). KfW, как и раньше, является крупнейшим проводником средств этого фонда, наряду с другими институтами развития[65].

Фонд Sondervermögen является инструментом реализации общегосударственных программ развития, поэтому программы кредитования, финансируемые из его средств, действуют только в рамках приоритетных направлений государственной поддержки, определяемых министерством экономики и технологий, которое, по согласованию с министерством финансов, ежегодно составляет бюджет фонда, который устанавливается законом, ежегодно принимаемым Бундестагом. В 2006 г. он составил 5 млрд евро[66]. Помимо закона о бюджете фонда, в этой сфере действует также закон об управлении средствами фонда[67]. По обязательствам Фонда Sondervermögen субсидиарную ответственность также несет государство. Средства Фонда через KfW предоставляются, как правило, на условиях возвратности и платности. В отдельных случаях могут также предоставляться беспроцентные займы и безвозвратные субсидии.

В структуре KfW имеются два органа управления — правление и управляющий совет (§5 Закона о KfW). В качестве совещательного органа действует также совет по среднему бизнесу (§7а Закона о KfW). Их функции определяются §6–7а Закона, а также уставом KfW. Правление осуществляет ведение дел, управление имуществом и функции представительства KfW. Управляющий совет наблюдает за общим ведением дел и за управлением имуществом, дает разрешение на выдачу крупных кредитов и утверждает годовой баланс. Совет по среднему бизнесу конкретизирует государственные задания, нацеленные на развитие малого и среднего предпринимательства, консультирует и участвует в определении требований к малым и средним предприятиям при планировании деятельности KfW.

Поскольку KfW выполняет публичные задачи, федеральный министр финансов и федеральный министр экономики и технологий являются попеременно председателем и заместителем председателя управляющего совета; совет по среднему бизнесу также возглавляет федеральный министр экономики и технологий (в качестве председателя).

В состав управляющего совета входят федеральные министры, назначаемые представители от Бундестага и Бундесрата, назначаемые Федеральным правительством представители банков и сберегательных касс, промышленности, общин, сельского хозяйства, торговли, ремесла, жилищного хозяйства и профсоюзов. Данные нормы закреплены в Законе о KfW (абзацы 1–3 §7).

Ликвидация KfW, согласно §13 Закона о KfW, может быть осуществлена только в случае принятия соответствующего закона.

Круг задач, реализуемых KfW, сформулирован в §2 Закона о KfW. В целом они охватывают реализацию федеральных программ развития и финансовое сотрудничество с развивающимися странами. В конкретизированном виде они распределены между четырьмя «сферами деятельности» KfW. Статус последних не нашел закрепления в учредительных документах KfW, однако, согласно данным, предоставленным по запросу Информационным центром KfW, они не обладают правоспобностью и организационно не выделены из состава KfW, хотя и используют наименование «банки».

Таким образом, отдельные виды деятельности KfW осуществляют:

1. Förderbank (Банк развития) — финансирование в области жилищного хозяйства, охраны окружающей среды, инфраструктуры, образования, инноваций;

2. Mittelstandbank (Банк среднего бизнеса) — финансирование и консультирование малого и среднего бизнеса;

3. IPEX-Bank — экспортное финансирование и финансирование международных проектов;

4. Entwicklungsbank (Банк экономического развития) — финансирование федеральных проектов и программ, направленных на поддержку государственного сектора в развивающихся странах[68].

KfW имеет доли участия в капитале некоторых компаний как в Германии, так и за рубежом. Некоторые из них являются банками, и специфика выполняемой ими деятельности также заключается в выполнении задач, стоящих перед KfW[69]. Кредитование экономики KfW осуществляет посредством финансирования инвестиционных программ. При этом делается это, как правило, на долевой основе: привлекаются собственные и заемные средства KfW, средства Фонда Sondervermögen и средства частного сектора. Привлечение частного капитала — один из принципов деятельности KfW, поскольку рыночные механизмы оценки рисков и отбора проектов для кредитования считаются гораздо более эффективными.

В роли соинвестора может выступать венчурная инвестиционная компания, холдинг или инвестиционная компания, банк, сберегательная касса, физическое лицо[70].

Кредитование KfW осуществляет преимущественно посредством агентских отношений с банками-посредниками на местах, которые берут на себя риски, связанные с выдачей кредитов. По отдельным программам часть рисков KfW обязуется взять на себя. Система расчета процентной ставки по предоставляемым KfW кредитам в настоящее время ориентирована на степень риска. Ставка по кредиту определяется непосредственно банком-посредником, предоставляющим кредит и несущим риск его невозврата, с учетом установленного KfW «потолка». Величина процентной ставки зависит от двух показателей: кредитоспособности заемщика и качества залога. Соответственно, действует правило: чем лучше деловая репутация заемщика и предоставленные им гарантии, тем ниже процентная ставка. Ранее банки-посредники выдавали всем заемщикам кредиты по единой утверждаемой KfW процентной ставке и при этом не всегда могли покрыть свои расходы, связанные с риском неплатежей[71].

Таким образом, немецкий опыт реализации государственной инвестиционной политики, основанный на использовании специализированного института — KfW, представляется достаточно перспективным, что подтверждается и сроком существования KfW, и масштабами его деятельности, и может быть использован при создании сходных институтов экономического развития в России.

Зарубежный опыт в целом показывает, что государство действительно играет активную роль в целевом финансировании приоритетных направлений в экономике, используя как бюджетные средства, так и иные источники, жестко контролируя направления, цели и способы финансирования. Принципы и критерии при этом отличаются от коммерческих: цели ставятся не столько по доходности операций, а в основном в области экономического развития, включая формирование заданных отраслевых пропорций и выравнивание уровней развития регионов.

ПРИМЕЧАНИЯ

[50] Макаркин А. Россия–Финляндия: Торговля и инвестиции // .

[51] Тэйлор С. Планирование и программно-целевой подход в региональном экономическом развитии. Европейский опыт // .

[53] Тэйлор С. Указ. соч.

[54] Бочаров С.М. Инвестиционный климат Австрии // .

[55] Кузнецов С.В. Банковская система Китайской Народной Республики: Дисс. . канд. экон. наук. М., 2003. С. 64–69.

[56] Леонтьева Е.Л. Государственный сектор: Реформа бюджетной системы и новый круг приватизации // .

[57] Закон о Кредитном институте по восстановлению (Gesetz über die Kreditanstalt für Wiederaufbau — KredAnstWiAG Gesetz) // .

[58] Хроника KfW. 1948–2004. С. 1–3. (Die Chronik der KfW. 1948–2004. S. 1–3). Предоставлена по запросу Историческим архивом KfW.

[59] Брошюра Федерального министерства экономики и труда ФРГ «Европейская программа восстановления 2003. Экономическое содействие среднему и малому бизнесу» («ERP-Programme 2003. Wirtschaftsförderung für den Mittelstand») // .

[60] Устав KfW (Satzung der KfW) // .

[61] Жалинская А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М.: Спарк, 2001. С. 158–159.

[62] По материалам KfW: Рефинансирование (Refinanzierung) // .

[63] KfW-Новая версия: Новости для инвесторов. Январь 2006 (KfW-Update: News für Investoren. Januar 2006) // .

[64] KfW-Новая версия: Новости для инвесторов. Январь 2008 (KfW-Update: News für Investoren. Januar 2008) // .

[65] По материлам комитета Немецкого Бундестага по экономике и труду о планируемой передаче EPR-Особое имущество KfW (Ausschuß für Wirtschaft und Arbeit Geplante Übertragung des ERP-Sondervermögens an die KfW) // .

[66] Проект Закона о бюджете Фонда «Особое имущество» на 2006 год (Entwurf eines Gesetzes über die Feststellung des Wirtschaftsplans des ERP-Sondervermögens für das Jahr 2006 (ERP-Wirtschaftsplangesetz 2006)) // .

[67] Закон об управлении ERP-Особое имущество (Gesetz über die Verwaltung des ERP-Sondervermögens) // .

[68] KfW-Компас: Характеристика, задачи, ценности, параметры деятельности. C. 7–8. (Der KfW-Kompass. Vision, Aufgaben, Werte, Verhalten) // .

[69] Общая презентация KfW 2006. С. 17. (Gesamtpraesentation KfW 2006) // .

[70] Брошюра Министерства экономики и технологий ФРГ «Экономические исследования. Помощь инвестициям и инновациям» («Wirtschaftliche Förderung. Hilfen für Investitionen und Innovationen») // ; По материалам KfW: Партнеры KfW. Ведущие инвесторы (Partner der KfW. Leadinvestoren) // .

[71] По материалам KfW: Справедливая система распределения риска посредством процентных ставок. Приложение к обзору условий для конечных получателей кредита (Risikogerechtes Zinssystem. Anlage zur Konditionenuebersicht für den Endkreditnehmer) // . Общие условия кредитования KfW физических лиц — предпринимательский капитал (KfW-Allgemeine Bestimmungen für Kredite an natürliche Personen-Unternehmerkapital) // .

Деятельность инвестиционных банков: зарубежный и российский, опыт формирования

Инвестиционная деятельность банков

Банки, представляя собой финансовых посредников, являются важнейшей составляющей экономики каждой из стран. Традиционные коммерческие банки, накапливая временно свободные средства посредством привлечения депозитов юридических и физических лиц, а также иных финансовых институтов, предоставляют их во временное пользование корпорациям и частным лицам в виде кредитов с целью возможности обеспечения непрерывности производства либо возможности удовлетворения потребностей частных лиц.

Взаимодействие кредитных организаций со своими клиентами осуществляется на постоянной основе в различных формах. Так, например, наступает такая стадия в развитии предприятия, когда ему требуется переход на новый качественный уровень, привлечение значительного количества финансовых ресурсов на рынке капиталов с целью возможного и планируемого расширения бизнеса, модернизации производства, создания новых направлений производства и нового товара, выхода на новые рынки. В таких ситуациях необходим финансовый посредник, который способен взять на себя обеспечение выхода данного предприятия на рынок капиталов, профессиональный консультант и организатор сделок. К подобного рода финансовому посреднику и относится инвестиционный банк.

Существует два типа инвестиционных банков

Инвестиционные банки первого типа:

В современной кредитной системе в ряде западных стран большое развитие получили инвестиционные банки. К выделению в большинстве стран Запада (прежде всего в США, Японии, Англии и Франции) инвестиционных банков привели разделение труда и специализация в кредитной сфере. Основная задача инвестиционных банков — мобилизация долгосрочного ссудного капитала и предоставление его заемщикам посредством выпуска и размещения акций, облигаций и других видов заемных обязательств. Каждая крупная фирма, корпорация, как правило, имеет «свой» инвестиционный банк, услугами которого постоянно пользуется. В настоящее время существует два типа инвестиционных банков. Банки первого типа занимаются исключительно торговлей и размещением ценных бумаг, банки второго типа — долгосрочным кредитованием. Последний тип банка характерен в основном для континентальных стран Западной Европы и развивающихся государств.

Первые банки образовались как товарищества с ограниченной ответственностью в первой четверти XIX в. В XX в. частные банкиры, мелкие и средние банкирские дома постепенно уступают сферу эмиссии и размещения ценных бумаг крупным банкирским домам и инвестиционным банкам, которые уже действуют на основе акционерного капитала. Особенно большое развитие они получают в 20-х годах. В условиях Великой Депрессии 1929—1933 гг. многие из них потерпели банкротства, и реально их значение возрастает в 50—60-х годах. Так, активы инвестиционных банков в США сократились с 10 млрд долл. в 1929 г. до 2,7 млрд долл. в 1949 г. Однако уже в 1960 г. они достигли 6,6 млрд долл. Деление американских банков на коммерческие и инвестиционные восходит к банковскому закону от 1933 г. (акт Гласа-Стиголла). В связи с огромными убытками периода мирового экономического кризиса тогдашние универсальные банки были поставлены перед альтернативой: осуществлять либо операции с ценными бумагами, либо традиционные операции торговых банков. Тем самым все банки были разделены на два «лагеря»: коммерческие банки и инвестиционные банки и тесно связанные с ними брокерские дома. Инвестиционные банки первого типа в настоящее время, как правило, проводят операции с ценными бумагами корпоративного сектора экономики. Размещая акции и облигации, они служат посредниками для получения денежных средств предприятиями промышленности, транспорта и торговли.

Эти банки выполняют также ряд других функций, связанных с привлечением капитала, обслуживанием рынка ценных бумаг:

  • * занимаются вторичным распределением акций и облигаций;
  • * выступают посредниками при размещении международных ценных бумаг (еврооблигаций и евроакций) на рынке евровалют;
  • * консультируют корпорации по вопросам инвестиционной стратегии, а также бухгалтерского учета и отчетности.

Инвестиционные банки первого типа в данный период времени представляют собой мощные кредитно-финансовые институты, поскольку, действуя как учредители вновь создаваемых компаний, они размещают дополнительные эмиссии акций и облигаций уже существующих компаний и корпораций. В настоящее время без участия этих банков практически невозможно продать ценные бумаги. Без их посредничества многие компании не могли бы получить долгосрочные денежные средства. В современной практике ряда стран (США, Канада, Англия, Австралия) компании не могут образоваться и действовать, если эти банки не берутся размещать их ценные бумаги. Процесс образования новых корпораций, как и ликвидация старых, представляет собой питательную почву, на которой действуют инвестиционные банки. Е. Ф. Жукова Второе издание, переработанное и дополненное Редактирование Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник/ ГЛАВА 10 Инвестиционные банки. Банкирские дома и их операции.10.1. Инвестиционные банки первого типа/ http://do.gendocs.ru/docs/index-48888.html?page=26

Инвестиционные банки второго типа:

Организация, функции и характер деятельности. Банки этого типа существенно отличаются от банков первого типа организационной структурой, функциями и операциями.

Инвестиционные банки второго типа могут базироваться на акционерной основе, смешанной форме собственности с участием государства и чисто государственной. Главная функция таких банков состоит в среднесрочном и долгосрочном кредитовании различных отраслей хозяйства, а также специальных целевых проектов, связанных с внедрением передовых технологий и достижений научно-технической революции.

Инвестиционные банки сыграли большую роль в восстановлении экономики Западной Европы в первые послевоенные годы, а также в создании отраслей и инфраструктуры ряда развивающихся стран. В этом отношении особо следует выделить такие государства, как Франция, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны, где смешанные или государственные инвестиционные банки обеспечили высокий уровень долгосрочного кредитования промышленности и создание в ней новых отраслей. Как правило, такие банки были тесно связаны с государственной или смешанной собственностью, обеспечивая ее за счет поступления долгосрочных денежных фондов для финансирования капиталовложений. Инвестиционные банки смешанного или государственного типа активно участвовали в реализации правительственных программ социально-экономического развития и планов стабилизации экономики. В настоящее время они также проводят различные операции на рынке ссудного капитала: аккумулируют сбережения юридических и физических лиц, проводят среднесрочное и долгосрочное кредитование, осуществляют вложения в частные и государственные ценные бумаги, развивают различные финансовые услуги.

В кредитной системе стран, где существуют такие банки, они занимают видное место после коммерческих банков. Особенность деятельности инвестиционных банков второго типа заключается в том, что, неся нагрузку, связанную с наиболее рискованными операциями по среднесрочному и долгосрочному кредитованию, они вынуждены прибегать сами к кредитам коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.

Инвестиционные банки в развивающихся странах возникли в основном в 60- х годах после обретения этими странами политической независимости. Активное участие в организации данных банков принимали коммерческие и инвестиционные банки промышленно развитых стран. Инвестиционные банки развивающихся стран занимаются долгосрочным кредитованием и операциями с ценными бумагами. Кроме того, в раде стран в последнее время действуют инвестиционные банки, сочетающие функции и операции инвестиционного банка первого и второго типов.

Для того чтобы правильно представить деятельность инвестиционных банков второго типа, необходимо проанализировать характер их деятельности по ряду стран.

В США, Канаде, Англии инвестиционных банков второго типа не существует, их заменяют другие кредитно-финансовые институты, обеспечивающие средне- и долгосрочное кредитование. В ФРГ функции такого банка выполняют в основном крупные коммерческие банки. В Японии в настоящее время имеются три банка долгосрочного кредита: «Индастриэл бэнк оф Джэпэн», «Лонг-терм кредит бэнк оф Джэпэн» и «Ниппон кредитбэнк». Они были учреждены специальным законом от 1952 г. Два первых банка сосредоточили свою деятельность на крупнейших предприятиях. «Ниппон кредитбэнк» сочетает функции ипотечного и инвестиционного банков и специализируется на кредитовании мелких и средних компаний. 10.2. Инвестиционные банки второго типа/ http://do.gendocs.ru/docs/index-48888.html?page=26

Отметим, что специальная литература содержит различные определения инвестиционного банка. Так, например, к инвестиционным банкам следует относить финансовые учреждения, которые специализируются на операциях с долгосрочными капиталовложениями, главным образом в области формирования новых основных фондов. Инвестиционный банк специализируется на организации выпуска, гарантировании и торговле ценными бумагами.

В последнем определении, как и в целом ряде иных, особый акцент сделан на инструментарий работы инвестиционных банков — ценные бумаги.

Из вышеизложенного можно сформулировать вывод об основных признаках инвестиционного банка. Итак, инвестиционный банк:

  • · специализируется на организации финансирования (выбор форм привлечения средств, рынков, структуры и способов финансирования);
  • · цели финансирования, которое обеспечивается инвестиционным банком, связаны с качественным изменением бизнеса клиентов (расширение бизнеса, создание новых производств и товара, выход на новые рынки).

Таким образом, инвестиционный банк может быть определен как финансовый институт, который концентрирует собственную деятельность на рынке капиталов и который специализируется на консультировании и организации финансирования клиентов, по итогам чего их бизнес претерпевает качественные изменения.

Эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования экономики. Необходимость участия банков в инвестиционном процессе вытекает из взаимозависимости успешного развития банковской системы и экономики в целом. Банковское инвестиционное обслуживание, являясь частью инвестиционной банковской деятельности, предполагает комплекс взаимодополняющих услуг и банковских продуктов, предназначенных для субъектов инвестиционного рынка и приносящих банку финансовый и нефинансовый эффекты.

Инвестиционную банковскую услугу можно определить как комплекс операций, предоставленных субъектам инвестиционного рынка в соответствии с их конкретными целями, на платной основе. Представим схему данного рода услуги.

Рис.1. Структура инвестиционной банковской услуги

Оказывая инвестиционное обслуживание, кредитной организацией выполняются определенные функции. Как то:

  • 1. аккумуляция сбережений;
  • 2. трансформация сбережений в инвестиции;
  • 3. информационное посредничество;
  • 4. организация инвестиционных отношений;
  • 5. защита субъектов рынка инвестиций.

Инвестиционная деятельность кредитных организаций отличается достаточным разнообразием и постоянным развитием, предлагая рынку новые инструменты и возможности. Можно выделить три основных направления инвестиционного банковского обслуживания:

  • · деятельность банка на рынке ценных бумаг;
  • · корпоративное финансирование;
  • · проектное финансирование.

Деятельность банка на рынке ценных бумаг может осуществляться как за собственный счет кредитной организации, так и по поручению клиентов. От своего имени и за собственный счет кредитные организации способны приобретать как долевые ценные бумаги (акции), так и долговые ценные бумаги (облигации), формируя собственный портфель ценных бумаг и управляя им. С такими ценными бумагами возможно осуществление таких операций как РЕПО Статья 51.3 Договор репо от 25.11.2009 N281-ФЗ, СВОП Указание Банка России от 16.02.2015 N 3565-У «О видах производных финансовых инструментов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2015 N 36575)5. Своп-договором признается:http://www.consultant.ru/search/?q=+%D0%A1%D0%92%D0%9E%D0%9F+© КонсультантПлюс, 1992-2016, они могут выступать залогом при привлечении кредитов.

По поручению клиентов кредитные операции приобретают ценные бумаги за счет клиента, разрабатывают для клиентов стратегию инвестирования, формируют портфель ценных бумаг и управляют им. Важнейшее направление работы инвестиционных банков заключается в формировании условий с целью возможного осуществления коллективных портфельных инвестиций путем учреждения паевых инвестиционных фондов и управления ими. Специфической формой коллективных инвестиций представляют собой создаваемые банками так называемые ОФБУ (общие фонды банковского управления).

Важным направлением работы инвестиционных банков в последние десятилетия стала работа по конструированию структурных продуктов и производных финансовых инструментов, имеющих в своей основе различные типы активов. Целью создания подобного рода инструментов было хеджирование различных рисков, однако по мере развития рынка они превратились в спекулятивные инструменты, объем которых оторвался от объема базовых активов, значительно его превысив. Примером такого производного финансового инструмента является кредитный дефолтный своп (CDS).

Необходимо выделить также работу банков по организации секьюритизации активов. Секьюритизация получила широкое распространение в последние годы как способ распределения рисков, метод вывода ряда активов с баланса. К услугам инвестиционных банков по секьюритизации активов прибегают коммерческие банки и различные производственные компании, которые имеют на балансе однородные активы, способные приносить постоянный доход.

Такое второе направление инвестиционной банковской деятельности как корпоративное финансирование достаточно активно развивается в нашей стране. Необходимость расширения бизнеса через процедуры поглощения предприятий-конкурентов, создание вертикальных холдинговых структур, привлечение инвесторов в основной капитал предприятия, в том числе стратегических, приводят к увеличению спроса на услуги отделов корпоративного финансирования банков.

Отдел корпоративного финансирования предлагает своим клиентам, как правило, следующие услуги:

  • · консультирование в области слияний, присоединений и поглощений;
  • · финансирование такого рода сделок;
  • · организацию частного размещения акций предприятия;
  • · привлечение стратегического инвестора и пр.

Это направление инвестиционной деятельности банков связано в основном с консультированием клиентов и организацией финансирования. Таким образом, при предоставлении услуг в области корпоративного финансирования банки получают доход в виде комиссионного вознаграждения.

Проектное финансирование получило широкое развитие в 70-х гг. прошлого века и выделилось в отдельное направление инвестиционной банковской деятельности. Проектное финансирование может рассматриваться как способ долгосрочного заемного финансирования крупных проектов посредством финансового инжиниринга, основанного на займе под денежный поток, создаваемый непосредственно самим проектом. (Проектное финансирование можно рассматривать только как единый комплекс, сочетающий в себе различные формы долгового и долевого финансирования и включающий в себя все аспекты разработки и реализации проекта).

На современном этапе развития экономики инвестиционные потребности клиентов настолько разнообразны, что уже требуют от банков создания инвестиционных продуктов как более сложную форму комбинирования инвестиционных и других банковских услуг (см. рис. 2)

Рис.2. Схема формирования инвестиционного банковского продукта

Как было уже отмечено выше, в действующем российском банковском законодательстве отсутствует определение инвестиционного банка и инвестиционной банковской деятельности.

Инвестиционная деятельность банков опосредует как кредитные отношения, так и отношения собственности. В результате инвестиционной банковской деятельности могут быть существенно увеличены как собственные средства компании-клиента, так и заемные. В первом случае это происходит в результате первичного или последующего публичного предложения акций на организованном рынке (IPO, SPO), частного размещения акций компании, в том числе и в результате привлечения стратегического инвестора. Во втором — посредством выпуска долговых финансовых инструментов (облигаций). При этом возникающие кредитные отношения носят специфический характер и в ряде случаев могут быть трансформированы в отношения собственности при использовании гибридных финансовых инструментов.

В настоящее время проектное финансирование используется для обеспечения необходимыми средствами проектов по созданию и реконструкции производств, создания новых предприятий и производства новых видов продукции. При проектном финансировании банк может выступать как финансовый консультант, управляющий займами, кредитор. Роль финансового консультанта и управляющего займами, как правило, выполняет инвестиционный банк, получающий вознаграждение в форме комиссии, кредитора — коммерческий банк, получающий в основном процентный доход, а также комиссию.

В случае предоставления инвестиционных услуг, частные клиенты классифицируются в зависимости от размера средств, которые могут быть инвестированы через банк:

  • · клиенты с высоким уровнем дохода (размер инвестиций от 1 млн. долл. США);
  • · клиенты с достаточно высоким уровнем дохода (размер инвестиций от 300 тыс. долл. США);
  • · массовые клиенты.

Такая классификация представляет собой достаточно условную в силу того обстоятельства, что в различных банках и инвестиционных компаниях применяется классификация частных клиентов исходя из стратегии, принятой в банке либо предприятия. Однако подход к классификации связан, по обыкновению, с размером дохода клиента и суммой, которую он или инвестировал, или готов инвестировать посредством банка.

Первая категория клиентов, а в ряде случаев и вторая обслуживаются подразделениями частного банка (private banking). Обслуживая этих клиентов, банк выполняет функцию брокера, проводя операции по приобретению финансовых активов по поручению и за счет клиента, осуществляет доверительное управление финансовыми активами клиента. Для этой группы клиентов создаются так называемые структурные продукты. Примером такого структурного продукта являются ноты — структурированные продукты, представляющие собой совокупность различных финансовых активов и инструментов, скомбинированных определенным образом в целях достижения требуемого соотношения риска и доходности. Доход от инвестиций зависит от определенного рыночного показателя. Например, рыночной цены на золото, нефть, цены на недвижимость, курс валют, фондовый индекс.

Одним из наиболее популярных инструментов фондового рынка для частных инвесторов, являются паевые инвестиционные фонды. ПИФы объединяют средства многих людей для вложения в различные ценные бумаги и подразделяются на фонды акций, облигаций, смешанные, отраслевые, индексные и фонды денежного рынка.

Другой формой коллективных инвестиций для массового клиентского сегмента являются общие фонды банковского управления (ОФБУ). ОФБУ — форма коллективного инвестирования активов, при которой банк объединяет средства частных инвесторов и компаний для профессионального управления ими в целях получения дохода на фондовом и срочном рынках. ОФБУ сходны с паевыми инвестиционными фондами, только в качестве управляющей компании в этом случае выступает банк. Возможность участия в коллективном инвестировании дает частному лицу целый ряд преимуществ. Не имеющий специальных знаний и навыков мелкий или промежуточный (обладает большим объемом средств, чем мелкий, но недостаточным, чтобы стать клиентом частного банка) инвестор может воспользоваться услугами профессионального участника рынка ценных бумаг. инвестиционный банк капитал россия

Ничего не стоит на месте, в том числе и динамичная инвестиционная банковская деятельность. Сегодня банки предлагают своим клиентам инновационный вид инвестиционного продукта — валютный опцион с депозитным покрытием, — который несет в себе более высокие риски, чем стандартные инструменты денежного рынка или другие инструменты с фиксированной доходностью. Но в обмен на повышенный риск он может предложить и более высокую доходность.

Иностранные банки, зарегистрированные в России, а также те, кто имеют иностранных партнеров, предоставляют возможность инвестировать на международных финансовых рынках. При этом, у клиентов нет необходимости выезжать за рубеж и разбираться во всех тонкостях местного рынка. Таким образом, для клиентов открываются новые горизонты и более выгодные возможности:

  • · инвестировать в иностранные ценные бумаги даже с небольшой суммой первоначальных вложений;
  • · вкладывать часть сбережений в развитые и развивающиеся рынки (Европа, США, БРИК, Азиатско-Тихоокеанский регион);
  • · выбирать валюту ПИФа.

Несмотря на довольно доступные и широкие возможности инвестирования, лишь малая часть населения трансформирует свои сбережения в инвестиции. Таким образом, проблема функционирования рынка инвестиционного банкинга требует разработки методических рекомендаций по аккумулированию свободных денежных ресурсов частных и корпоративных клиентов и направления их в форме капиталовложений в реальный сектор экономики, что создаст условия для эффективного развития субъектов реальной экономики, которые, так же, обеспечат в последующем высокий спрос на инвестиционные услуги. В свою очередь это позитивно скажется и на развитии рынка ценных бумаг, повысив его качество и объемы. Важным фактором здесь будет являться также развитие конкуренции в финансовой и, в частности, в банковской сфере. Обеспечение добросовестной конкуренции позитивно скажется как на структуре инвестиционных услуг, так и на качестве их предоставления, появлении новых инвестиционных продуктов, соответствующих потребностям экономики.

Источники: http://studopedia.su/9_57959_zarubezhniy-opit-povisheniya-investitsionnoy-privlekatelnosti-i-vozmozhnosti-ego-primeneniya-v-rf.html, http://rusrand.ru/analytics/zarubezhnyj-opyt-osuschestvlenija-gosudarstvennoj-investitsionnoj-politiki, http://studwood.ru/938203/bankovskoe_delo/deyatelnost_investitsionnyh_bankov_zarubezhnyy_rossiyskiy_opyt_formirovaniya

Комментировать
0
275 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев
Инвестиции
0 комментариев