Стимулирование и защита иностранных инвестиций

СОДЕРЖАНИЕ
0
12 просмотров
29 января 2019

Стимулирование иностранных инвестиций;

Стимулирование иностранных инвестиций чаще всего происходит в виде налоговых льгот.

К числу налоговых льгот относят следующие:

— косвенные налоговые льготы

Преимуществом обладают инвестиционные скидки и налоговый кредит.

Налоговый кредит – после определения суммы налогового кредита, она перечисляется на специализированный налоговый счет. Компания получившая такую льготу, считается обычным налогоплательщиком. Единственное отличие – все свои налоги она оплачивает с налогового счета, до тех пора пока он не обнулится. После этого налоговый счет закрывается на определенный период времени. Если после закрытия счета сальдо не равно нулю, то они приплюсоваются к средствам предприятия. Налоговый кредит – это вычет из налога на прибыль, части инвестиционных расходов компании, с условием использования этого кредита, для возможных капитало вложений.

Инвестиционная скидка— выражается в снижении налоговых ставок, эффект от ее применения аналогичен эффекту от налогового кредита.

Есть разновидность инвестиционных скидок:

— налог на прибыль уменьшается на затраты на научные исследования и на научные разработки;

— ускоренная амортизация (она дешевле, она стимулирует рост краткосрочных кап вложений);

— инвестиционные субсидии – не очень эффективные, потому что бюджетная эффективность этих субсидий часто отрицательная.

— косвенные налоги (освобождение товаров из под НДС и беспошлинный ввоз).

— особые экономические зоны – это территории с особым экономическим и юридическим статусом, создающие благоприятные условия для привлечения инвестиций, в том числе и иностранных. Различают пять типов зон:

1) Пределы национальной таможенной территории – в основном осуществляются вопросы о складировании и прочей адаптации товаров к рынку сбыта.

2) промышленно-производственные – зоны со специальными таможенными режимами, в которых промышленные компании производят импортозамещающуюю продукцию.

3) Технико внедренческие зоны – это территории на которых находятся национальные и зарубежные, исследовательские, научно-производственные и прочие компании, которые занимаются научными изысканиями с действующей системой льгот.

4) Сервисные – новые территории для которых предусмотрен льготный режим для предпринимательской деятельности, особенно финансового характера.

5) Комплексные зоны – льготный хозяйственный режим, для конкретной территории.

Каждая свободная экономическая зона имеет свой набор льгот и преференций, но есть базовые льготы одинаковые для всех:

1) Внешнеторговые – беспошлинный ввоз и вывоз товара.

2) Налоговые льготы – каникулы от 5-20 лет, иностранцы освобождаются от налога на имущество или налога с оборота, там присутствуют скидки с налога на прибыль и так далее.

3) Финансовые льготы – инвестиционные субсидии для вновь прибывших и льготные госкредиты.

4) Административные льготы – упрощенные порядки въезда-выезда, регистрации для компании и так далее.

Вывод: одних только льгот для свободных экономических зон недостаточно, для них важным является понятие инвестиционного климата.

На территории РФ первые зоны появились в конце 80-х годов, но союзную программу не реализовали. Вторая волна пришлась на 1990 год, тогда образовали 19 СЭЗ, потом в 1995 годах, попытались законодательно привести в порядок, но не один законопроект на эту тему принят не был, в настоящее время существую 13 СЭЗ, скорее на бумаге чем в реале (СЭЗ «Находка» и СЭЗ «Янтарь», — более известные СЭЗ).

Плюсы этих мест:

— Зоны с определенным опытом ВЭД

1) режим свободной торговли вызвал рост контрабанды.

2) Производственная сфера пришла в упадок.

3) Эти области потребовали дополнительных бюджетных дотаций.

4) Иностранные инвестиции туда потекли хуже чем во многие другие регионы.

Основные проблемы СЭЗ в РФ:

1) Плохо проработана законодательная база.

2) Слишком большие размеры СЭЗ.

3) Недостаточное финансирование государства.

Методы стимулирования иностранных инвестиций

Международная практика правового регулирования иностранных инвестиций определяет два основных ре­жима их размещения на территории принимающей страны — национальный режим и режим наибольшего благоприятствования

Национальный режим определяет установление законами страны, принимающей иностранные инвестиции, равных прав и обязанностей иностранных и национальных инвесторов.

В то же время, при национальном режиме по отношению к иностранным инвесторам, могут быть предусмотрены некоторые исключе­ния или изъятия. Эти исключе­ния или изъятия ограничивают деятельность иностранных инвесторов с целью осуществления государственного контроля за развитием отдель­ных отраслей, а также в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. Как правило, исключения и изъятия относятся к военным, добывающим отраслям промышленности, банковской сфере и сфере услуг. Уровни ограничений и изъятий могут носить разный характер – от частичных изъятий и ограничений, до полного недопущения иностранных инвестиций в отдельные производства и сферы деятельности. При осуществлении изъятий и ограничений в национальном режиме для иностранных ин­весторов, в международной практике используется принцип взаимности, который предполагает, при наличии изъятий и ограничений, возможность размещения иностран­ных инвестиций в тех случаях, когда имеется аналогичная возможность ответного размещения в соответствующие отрасли и сферы зарубежных инвестиций страной, принимающей иностранные инвестиции.

Режим наибольшего благоприятствования определяет международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие условия экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или готова предоставить в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. Режим наибольшего благоприятствованияпредполагает и использование льгот по таможенным пошлинам и сборам, взимаемым при ввозе или вывозе товаров, а также преимущества по внутренним налогам на производство, обработку и обращение импортируемых товаров. Он означает использование недискриминационных условий сотрудничества, в отличие от ограничительных или, наоборот, преференциальных условий, которые могут вводиться для отдельных стран. Следовательно, режим наибольшего благоприятствования обеспечиваетмаксимально выгодные для иностранных инвестиций условия, возможные в принимающей стране по от­ношению ко всем странам – экспортерам инвестиций.

В международной практике сформировались и эффективно используются следующиеметоды (способы, формы, инструменты, меры) государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций.

Система государст­венных гарантий для иностранных инвесторов, является важнейшим инструментом государственного регулиро­вания по привлечению иностранных инвестиций. Формирование системы государственных гарантий в сочетании с внедрением соответствующего механизма их эффективного использования является неотъемлемой составной частью формирования благоприятного инвестиционного климата. Система государственных гарантий предусматривает защиту иностранного инвестора от рисков связанных с политической, правовой, финансовой и экономической нестабильностью в принимающей стране.

Государственные гарантии иностранным инвесторам можно сгруппировать следующим образом:

— гарантии обеспечения неприкосновенности составляющих иностранных инвестиций, их защита от национализации и экспроприации;

— гарантии обеспечения прав иностранного инвестора на пользование результатами предпринимательской деятельности, предусматривающей, в том числе, свободный вывоз прибыли;

— гарантии обеспечения беспристрастного разрешения споров в связи с осуществлением иностранных инвестиций, вплоть до их рассмотрения в зарубежных судах на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Налоговое регулирование. Особое внимание налоговому регулированию для привлечения иностранных инвестиций уделяется в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Острая потребность в новых технологиях, новых формах и методах развития общественного производства, повышении его эффективности побуждает для привлечения ино­странных инвестиций использовать налоговые стимулы. Совокупность этих стимулов составляют основу налогового регулирования, основной целью которого и является формирование новой структуры общественного производства и придание ему более интенсивной динамики развития.

В качестве инструментов налогового регулирования используются:

— инвестиционные налоговые скидки;

— льготы косвенного налогообложения, в том числе снижение ставки таможенных пошлин.

Налоговый кредит представляет собой перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Он предоставляется на этапе исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и рассчитан размер причитающегося налога. После установления суммы налогового кредита, она перечисляется на специаль­ный налоговый счет. Пользующаяся налоговым кредитом организация считается обычным налогоплательщиком, и ее отличие будет заключаться в том, что подлежащие налогообложению доходы будут оплачиваться с налогового счета, до обнуления сальдо баланса.

Инвестиционные налоговые скидки предоставляются организациям, осуществляющим капитальные вложения. По своему содержанию это налоговые льготы, поощряющие инвестиционную деятельность организаций, и прежде всего в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Как правило, они применяются в форме сниженных налоговых ставок, соответствуя практике применения налогового кредита. Отличие заключается в том, что инвестиционные налоговые скидки представлены в форме налоговой ставки, а корпоративный налог имеет несколько ставок.

Инвестиционные налоговые скидки применяются с целью сокращения кор­поративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР те­кущего года и средними затратами на научные исследования двух предше­ствующих периодов, но с учетом роста цен. Кроме того, инвестиционные налоговые скидки используются при постепенном исчерпании месторождения.

Налоговые каникулы этоустановленный законом срок, в течение которого организация освобождается от уплаты налога или взимание налога осуществляется с части прибыли. Налоговые каникулы используются как мера стимулирования экспорта или стимулирующий налоговый инструмент, содействующий становлению и развитию новой отрасли производства.

Уско­ренная амортизация по своей сути является совокупностью методов, обеспечивающих увеличение начисления суммы износа на находящиеся в эксплуатации объекты с применением повышающегося коэффициента, достигающего своего максимума — 2. Вследствие применения повышающего коэффициента средства происходит более быстрое списание стоимости основных средств, что создает условия для более быстрого их обновления. При этом, производственные затраты возрастают, увеличивая себестоимость продукции, а соответственно способствуя росту ее цены при реализации, но одновременно сокращают налогооблагаемую базу для начисления налога на прибыль.

Инвестиционные субсидии являются разновидностью государственной поддержки и стимулирования реализации наиболее общественно значимых инвестиционных проектов, на основании которых государство за счет средств бюджета: компенсирует часть затрат на уплату процентов по кредитам, или все затраты по ним, возмещает часть затрат на компенсацию капиталовложений.

Льготы косвенного налогообложения, в том числе снижение ставки таможенных пошлин реализуются на основе исключения из-под обложения налогом на добавленную стоимость сырья, капиталоемкого оборудования, обеспечивающего развитие производственной сферы, а также введения системы условно беспошлинного воза.

Таможенное регулирование осуществляется посредством установления экспортных импортных таможенных пошлин, обеспечивающих установление оптимального соотношения объемов и совершенствование структуры экспорта и импорта.

Иностранные инвестиций способствуют развитию производства новых товаров, которые должны обеспечить их наполнением национального рынка и сохранять свою конкурентоспособность на внешнем рынке. В связи с чем, таможенные пошлины должны оптимально сочетать в себе как интересы принимающей иностранные инвестиции страны, так и интересы иностранного инвестора по ввозу и выводу продукции.

В отличие от поступления на рынок конечных товаров, а также вывозимого сырья и полуфабрикатов, по отношению к которым пошлины должны играть фискальную роль, по отношению к иностранным инвестициям они должны изначально играть стимулирующую роль, вплоть до их обнуления на приоритетные технологии производства.

Поэтому по отношению к иностранным инвестициям требуется использование селективного подхода при формировании ввозных пошлин. О его применении в российской практике можно судить по действующим законодательным нормам. Так иностранные инве­сторы, ввозящие на российскую территорию товары в качестве вклада в уставной капитал создаваемых предприятий, освобождаются от уплаты ввозных по­шлин, если они относятся к основным производственным фондам организуемого предприятия и ввозятся в сроки, определяемые учредительными документами для формирования уставного капитала этого предприятия.

Последовательно сокращаются и ввозные пошлины на техно­логическое оборудование для модернизации и реконструкции производства российских предприятий. По некоторым видам технологического оборудования российским предприятиям установлено право беспо­шлинного ввоза. Тем самым, постепенно установленная льгота для иностранного инвестора распространилась за пределы сроков формиро­вания уставных капиталов предприятий с иностранными инвестициями.

Методы стимулирования иностранных инвестиций

Сущность и классификация иностранных инвестиций

Инвестиции — относительно новый для российской экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие «капитальные вложения», под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли. [19]

Согласно закону, иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. [1]

Иностранные инвестиции могут вкладываться в: ценные бумаги; имущественные права; вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях; права на интеллектуальные ценности; научно-техническую продукцию; целевые денежные вклады.

Иностранными инвесторами могут быть:

— иностранное юридическое лицо, правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

— правоспособный иностранный гражданин;

— постоянно проживающее за границей и правоспособное лицо без гражданства;

— международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

По закону, иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Основными формами инвестиций являются:

— долевое участие в капитале предприятий, создаваемых совместно с юридическими лицами либо гражданами РФ;

— создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

— приобретение предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений;

— приобретение паев, акций, облигаций и иных ценных бумаг;

— приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

— приобретение иных имущественных прав;

— инвестиции в форме государственных займов.

Иностранные инвестиции классифицируются по различным признакам. По источнику происхождения инвестиции бывают:

По способу учёта они подразделяются на:

— текущие — осуществляемые в течение года,

— накопленные — объём инвестиций за весь период их осуществления.

По характеру использования:

— ссудные (займы, кредиты).

Предпринимательские инвестиции, в свою очередь делятся на:

— прямые (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия);

— портфельные (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги);

— прочие (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).

Прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.[5]

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Портфельные инвестиции составляют основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

Функции иностранных инвестиций

Инвестиции, как экономическая категория, выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. Мировое хозяйство в целом и отдельные страны не могут эффективно функционировать без перелива капитала. Это является необходимостью и одной из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Влияя на расширение производственных мощностей в долгосрочной перспективе, инвестиции оказывают существенное влияние на использование уже имеющихся мощностей.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны может способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

— освоение невостребованного научно-технического потенциала страны;

— продвижение товаров и технологий на внешний рынок;

— содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала в развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

— содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

— создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

— освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

— содействие развитию производственной инфраструктуры.

То есть иностранные инвестиции для любой страны рассматриваются как факторы ускорения экономического и технического прогресса; обновления и модернизации производственного аппарата; овладения передовыми методами организации производства; обеспечения занятости, подготовки кадров отвечающих требованиям рыночной экономики.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции инвестиций:

— регулирующая — распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества;

— распределительная — осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности;

— стимулирующая — обслуживает развитие инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики; обновление средств производства, активизация самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, развитие науки и техники;

— индикативная — позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы. [3]

Источники: http://studopedia.su/14_106328_stimulirovanie-inostrannih-investitsiy.html, http://megaobuchalka.ru/9/31817.html, http://studbooks.net/1391592/finansy/metody_stimulirovaniya_inostrannyh_investitsiy

Комментировать
0
12 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно