Инвестиционная деятельность регионов
Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.
В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики. При последовательном сокращении доли федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 6,6% в 2003 г. до 3,9% в 2007 г.) [4] доля бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов продолжала держаться на уровне немногим выше 10%.
Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.
Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. В 1993-1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2008 г. около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности. [5]
В целом процесс формирования регионального инвестиционного права был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.
Имея возможность в рамках существующего федеративного устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций, региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.
В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:
- — разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
- — предоставление гарантий сохранности частного капитала;
- — предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;
- — создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
- — содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
- — выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты; мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;
- — содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры. [6]
Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.
Выделим характерные типы регионов.
- 1) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы — они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.
- 2) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов — Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.
- 3) Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности). Регионы, относящиеся к этому типу, представлены как преимущественно промышленно развитыми территориями (Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области и др.), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска, к ним со временем вполне может присоединиться и Красноярский край. Эти регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны. В приоритетном развитии этих субъектов РФ как раз и должна заключаться региональная социально-экономическая и структурно-инвестиционная политика нового российского правительства. Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли «локомотивов» экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов Федерации.
- 4) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов — Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.
- 5) Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).
- 6) Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).
- 7) Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов.
Вообще роль российских крупных компаний в отраслях экономики регионов России в целом довольно значительна, и она определяется теми активами, которыми бизнес-группы владеют сейчас в различных регионах. Приход крупного бизнеса в те или иные отрасли региона привел, как правило, к увеличению роли этих отраслей в экономике регионов (иначе говоря, к росту зависимости экономики субъектов РФ от отраслей их специализации). Это можно проследить на ряде ключевых отраслей — нефтяной, угольной и других. [25]
1.3 Инвестиционная деятельность регионов
Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.
В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики. При последовательном сокращении доли федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 6,6% в 2003 г. до 3,9% в 2007 г.) А. Булатов Россия в мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики — 2009 — №1. — С.25 доля бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов продолжала держаться на уровне немногим выше 10%.
Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.
Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. В 1993-1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2008 г. около 70 регионов приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности. Авдеева И. Формирование благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне // Предпринимательство. — 2009. — № 7. — С. 72
В целом процесс формирования регионального инвестиционного права был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.
Имея возможность в рамках существующего федеративного устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций, региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.
В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:
— разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
— предоставление гарантий сохранности частного капитала;
— предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;
— создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
— содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
— выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты; мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;
— содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.
Российская экономика: благоприятные условия для привлечения инвестиций
В канадском Монреале прошла двухдневная конференция министров финансов и руководителей центральных банков 20 наиболее развитых промышленных стран мира. Россию представляли вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин и глава Центрального банка Виктор Геращенко.
Группа 20-ти промышленных стран была образована в декабре прошлого года. Ее учреждение стало реакцией на экономический кризис 1997-1998 годов. Целью создания «Группы 20-ти» было предотвращение возникновения новой глобальной экономической опасности.
На прошедшем в Монреале форуме представители России имели возможность сообщить своим коллегам в Монреале об успехах в возрождении хозяйства и финансов страны. Вот некоторые данные, приведенные российским министром финансов Алексеем Кудриным. Темпы роста экономики в этом году составят примерно 7 процентов. Прирост валового внутреннего продукта ожидается во второй половине текущего года в размере 6,5 процента, рост промышленности — около 10 процентов. Одновременно снижаются темпы роста инфляции. Эти показатели свидетельствуют о том, что общая экономическая ситуация в России заметно улучшилась по сравнению с предыдущим годом.
О благоприятных тенденциях в развитии России говорят и другие факты. Это — укрепление политической стабильности в стране, стабильный налоговый инвестиционный кредит, о чем можно судить по взаимопониманию между правительством и парламентом. Это принятие и подготовка новых законов, касающихся совершенствования налоговой системы и других аспектов формирования рыночной экономики. И как следствие этих перемен в России — активизация взаимовыгодных связей с другими государствами.
В столице Ирландии прошла конференция с участием представителей деловых и финансовых кругов России и Ирландии. На ней было отмечено, что улучшение состояния экономики России за последнее время открывает новые перспективы для деятельности иностранных бизнесменов и инвесторов готовых выдать налоговый инвестиционный кредит на российском рынке.
Источники: http://studwood.ru/1333216/ekonomika/investitsionnaya_deyatelnost_regionov, http://econ.bobrodobro.ru/132246, http://creditoskop.ru/rossijskaya-e-konomika-blagopriyatny-e-usloviya-dlya-privlecheniya-investitsij/