Последствия прямых инвестиций для страны импортера

СОДЕРЖАНИЕ
0
262 просмотров
29 января 2019

Положительные и отрицательные последствия экспорта и импорта капитала

Играя в целом стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран — экспортеров и импортеров капитала.

В качестве основных положительных последствий экспорта капитала для стран, его вывозящих, и в целом для мировой экономики необходимо отметить следующие:

1. Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер его приложения и прироста в мировых масштабах. Это способствует росту конкурентоспособности, прежде всего компаний — экспортеров капитала, и в конечном счете национальной экономики стран, из которых вывозится капитал.

2. Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда, что способствует углублению и интенсификации международной специализации и кооперации производства.

3. Международная миграция капитала увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

4. В условиях глобализации мировой экономики и интеграции финансовых рынков обеспечивается международное воспроизводство капитала, повышается эффективность механизма международных экономических связей.

В качестве основных отрицательных последствий для стран, экспортирующих капитал, можно отметить следующие:

  • вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций несколько уменьшает внутренние капиталовложения, и это отображается в определенном замедлении экономического развития стран, экспортирующих капитал;
  • вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране, экспортирующей капитал, и способствует росту безработицы;
  • экспорт капитала отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса вывозящей капитал страны.

Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут быть следующими:

  1. Регулируемый и сбалансированный импорт капитала способствует экономическому росту страны — реципиента иностранного капитала, включая как количественный, так и качественный рост.
  2. Сбалансированный импорт капитала создает новые рабочие места и снижает уровень безработицы.
  3. Ввоз иностранного капитала приносит новые технологии, современные методы менеджмента и маркетинга, а также способствует ускорению в стране НТП (по меньшей мере на уровне страны-реципиента).

В свою очередь, существуют и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала.

1. Приток иностранного капитала, «подменяя» местный капитал либо пользуясь его бездействием, вытесняет местный бизнес из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической и даже политической безопасности.

2. Импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны — реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств.

Последствия прямых инвестиций для страны импортера

Тайваня) за 1979-2000 гг., составили 346.6 млрд. долл[1, стр.63].

На общей сумме иностранных инвестиций ска­залось и чудовищное обесценение активов рос­сийских предприятий в ходе их распродажи. Объ­ясняется это не только заниженным курсом рубля по отношению к доллару, но и тем, что на этапе ваучерной приватизации, завершенном 1 июля 1994 г., основные фонды предприятий измерялись нередко в ценах 1965-1987 гг. Некоторое повы­шение стоимости предприятий в процессе после­дующих переоценок их основных фондов было сведено на нет кризисом 1998 г., вновь обрушив­шим цены российских активов в связи с резко воз­росшими оценками рисков при инвестировании в страну.

Впрочем, и сегодня акции российских субъек­тов хозяйствования котируются на московской бирже много ниже, чем акции аналогичных пред­приятий на фондовых биржах Запада. Важно иметь в виду и то, что Госкомстат при определе­нии объема накопленных ПИИ пересчитывает рублевую часть инвестиций по среднему валют­ному курсу последнего года. А при непрерывном падении валютного курса рубля это означает за­нижение долларовой величины инвестиций, сде­ланных в рублях в предшествующие годы.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Иностранный капитал оказывает, как прави­ло, разнонаправленное влияние на экономику принимающей страны. Каков же позитивный эф­фект от иностранного присутствия для народного хозяйства страны-реципиента?

Импортируемый капитал пополняет внутрен­ние источники финансирования вложений. Вакуум в отдельных звеньях воспроизводства, создаваемый экспортом российского капитала, восполня­ется в той или иной мере импортом зарубежного. Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению на­пряженности кредитной сферы страны проник­новения. Его понижательное воздействие на процентную ставку банковских кредитов служит дополнительным стимулом к внутренним инвес­тициям.

Объективно иностранный капитал не может функционировать как самовозрастающая стои­мость, не приводя в движение местные произво­дительные силы, если, конечно, он идет в произ­водство, в первую очередь — в основной капитал. В этом случае иностранные инвестиции способны повысить эффективность производства в расши­рить рынки сбыта благодаря повышению техниче­ского уровня и увеличению отдачи средств труда (через смену устаревшего оборудования, примене­нии новых технологий или адаптации российских технологий к требованиям мирового рынка), а также улучшению организации и управления производством и сбытом, углубленным марке­тинговым исследованиям, внедрению схем про­мышленной логистики и т.д.

Расширение объема производства в секторе с иностранным участием, сопровождающееся под­ключением к нему местных субпоставщиков, спо­собствует развертыванию сопряженных отрас­лей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в целом и возникает дополнительный спрос на квалифицированную рабочую силу, ин­женеров и ученых. Зачастую иностранный инвес­тор принимает на себя обучение и переобучение местных кадров. Наибольшее количество новых рабочих мест создается, естественно, там, где иностранная компания сооружает новые хозяйст­венные объекты, а не скупает уже существую­щие.

Осуществляя импортзамещение, иностранный сектор способен насыщать принимающую эконо­мику остродефицитной, не выпускавшейся преж­де продукцией, предназначенной и для модерни­зации ее производственной базы, формировать современную модель потребления, поощрять конкуренцию, привносить и совершенствовать рыночные методы хозяйствования в странах с экономикой переходного периода.

Привлечение иностранных фирм, работаю­щих на экспорт, ведет к увеличению экспортных доходов страны-реципиента. Возрастает вклад таких доходов в прирост ее ВВП. Расширение экспорта, насыщение его изделиями современно­го машинотехнического комплекса, формируе­мого на территории принимающей страны, дина­мизирует ее экономический рост и придает ему устойчивость. Ставка делается на то, что, рассчи­танный поначалу на внешний спрос, этот ком-

плекс со временем переключится, по крайней ме­ре частично, и на обслуживание внутреннего рынка. В результате повысится техно- и наукоемкость внутренних инвестиций и местного произ­водства. При этом иностранная фирма-экспортер нередко идет на создание стратегических альян­сов с местными производителями, открывая им выход на мировой рынок.

Итак, прямые иностранные инвестиции по многочисленным каналам способны содейство­вать совершенствованию производственно-соци­альной инфраструктуры и платежного баланса страны-реципиента. Они увеличивают объем и улучшают структуру внутреннего накопления ос­новного капитала, ускоряют его темпы, повыша­ют его норму (соотношение массы прибыли, на­правляемой на накопление основного капитала, к общей массе прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности) в стране — импорте­ре капитала. Важно и то, что привносимые извне инвестиции приобщают местные хозяйствующие субъекты к рыночной модели поведения. Что ка­сается России, то для нее позитивный эффект прямых иностранных инвестиций на экономику является пока скорее исключением, чем прави­лом.

Иностранное присутствие может оказывать и негативные воздействия на воспроизводственный процесс в стране-реципиенте. Так, инвестиции за­рубежных фирм являются источником дополни­тельных средств для финансирования внутренних капиталовложений лишь до тех пор, пока репат­риация прибылей не превысит эти инвестиции. В России подобное превышение стало чуть ли ни нормой.

За время реформ как резиденты, так и нерези­денты разработали изощренные схемы укрытия прибыли и увода ее от налогообложения (а неред­ко и части фонда заработной платы, чтобы не де­лать отчисления во внебюджетные фонды). Та­кого рода схемы реализуются через использова­ние бартера, денежных суррогатов, «откатных» цен, разнообразных форм неплатежей. Более того, крупные иностранные инвесторы, исполь­зуя свое маркетинговое превосходство, различ­ные способы уклонения от стандартных фискаль­ных процедур, методы ограничительной деловой практики, а также предоставляемые им льготы, осуществляют значительную часть своих экс­портных и импортных операций в обход стан­дартных таможенных пошлин. Сокрытые любым из этих способов прибыли, как правило, уходят за рубеж.

Вакуум в отдельных звеньях воспроизводства, создаваемый экспортом капитала, в России особенно велик. Разброс оценок капитала, вывезенного за годы реформ, огромен: от 150 млрд. долл. до 4 трлн. долл. Формы несанкционированного вывоза капитала за кордон многообразны. Одна из них — внешнеторговые каналы (невозврат экспортной выручки и непоступление товаров или услуг по оплаченным импортным авансам). Специфика России в том, что объем импортируемого ею капитала не настолько велик, чтобы устра­нить или существенно ослабить сбои в воспроизводственном процессе, возникающие в результатее широкомасштабного экспорта капитала.

Внутренние источники финансирования вложений пополняются не всегда еще и потому, что иностранные компании зачастую обращаются к рынку ссудного капитала стран оперирования. Увеличивая спрос на кредиты, они тем самым способствуют их удорожанию. Это сужает возможности финансирования потенциальных наци­ональных инвесторов.

Выгоды и потери стран при использовании прямых иностранных инвестиций

Увеличение роли и масштабов потоков ПИИ в международной экономике вызвано возможностью получения взаимной выгоды от ПИИ как для стран-доноров, так и для стран — реципиентов ПИИ. По данным Международного валютного фонда, вывоз ПИИ в миро­вом масштабе увеличился за период с 1981 по 2000 г. более чем в 23 раза, ввоз — более чем в 20 раз.

Крупные национальные компании, развиваясь, имеют большой потенциал роста за счет снижения средних издержек производ­ства и действия положительного эффекта масштаба производства. Но увеличение производства ограничивается рамками емкости спроса на национальном рынке. В этих условиях расширение про­изводства за счет выхода на мировой рынок открывает новые перс­пективы продажи товаров на зарубежных рынках и получение дополнительной прибыли за рубежом. На этом этапе стали органи­зовываться транснациональные корпорации, которые ориентирова­лись на внешнеторговую деятельность и организацию производства в странах, предъявляющих спрос на продукцию транснациональной корпорации. Переводя производство за рубеж, транснациональные корпорации стали замещать экспорт товаров экспортом самого про­изводства, прибегая к стратегии ПИИ. Организация собственного производства за рубежом может стать более предпочтительной формой экспансии, чем товарный экспорт, так как организация Производства за рубежом:

— ведет к экономии на импортном тарифе и транспортных рас­ходах;

—происходит экономия транзакционных издержек;

—развитые страны имеют возможность использовать более дешевую рабочую силу и сырье стран — реципиентов ПИИ;

—страны — доноры ПИИ зачастую используют возможность
получения дополнительной прибыли за счет использования более
низких экологических стандартов в стране — реципиенте ПИИ.

Страны — реципиенты ПИИ откликнулись на возможность пе­рейти на догоняющую модель развития за счет привлечения ПИИ. Были оценены преимущества использования современного запад­ного менеджмента; более совершенных, чем доморощенные, произ­водственных технологий для увеличения темпов и качества роста национальной экономики. Спрос на ПИИ со стороны стран-реципи­ентов возрос, и стали формироваться и использоваться специаль­ные программы, использующие побудительные механизмы для усиления выгодности иностранного инвестора. Странами — реци­пиентами ПИИ сегодня используется широкий спектр мер, при­званных увеличить объемы ПИИ. Среди этих мер можно выделить прежде всего:

—гарантирование государством инвестиционных рисков;

—государственную организационно-правовую поддержку, при­званную снизить транзакционные издержки;

—налоговые льготы и субсидии;

— льготы по вывозу оборудования на организуемые предприятия.
Считается, что ПИИ может стать мощным рычагом увеличения

темпов развития экономики. Выделяют следующие выгоды привлечения ПИИ для принимающей страны:

—результатом привлечения ПИИ может быть мультиплика­тивный эффект развития смежных производств. ТНК начинают вкладывать средства не только непосредственно в производство и торговлю, но и в развитие смежных производств. Организовывают­ся ремонтные и обслуживающие отрасли, вкладываются средства в формирование рыночной инфраструктуры, необходимой для продвижения товаров на рынок и увеличения конкурентных пре­имуществ выпускаемых товаров. В этом случае увеличение ВВП происходит на большую величину, чем величина ПИИ, за счет мультипликативного эффекта развития смежных производств.

Таким образом, ПИИ может явиться импульсом дальнейшего увеличения темпов роста экономики в целом;

иностранные инвесторы часто делают ставку на успех проек­та не только за счет привлечения дополнительного капитала в про­изводство, но и за счет сочетания финансовых вложений с использо­ванием эффективных навыков управления производством. Таким образом, перенос навыков управления инвестора на предприятия

— получатель ПИИ становится нефинансовым рычагом развития производства. Понимая значение грамотного управления для развития экономического потенциала страны, в Китае была принята программа, согласно которой иностранные инвесторы должны были в обязательном порядке Уз управленческого персонала фор­мировать из китайских служащих, что позволило Китаю в дальнейшем перенять западный опыт управления производством и вырастить отечественных специалистов-управленцев западного об­разца;

—привлечение ПИИ дает возможность использовать передо­вые иностранные или внедрять новые отечественные технологии производства. Таким образом, происходит смена экстенсивного типа развития производства за счет вовлечения в него дополни­тельных ресурсов на интенсивный тип развития, основанный на смене технологии производства и выпуске товаров более высокого качества. Именно это привлекает страны догоняющего развития:

— становятся орудием прорыва на более высокий уровень технологического развития;

—ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, улучшению качества производственной, рыночной и социальной инфраструктуры и, наконец, росту благосостояния работников. В конечном счете увеличивается социально-экономическая стабильность региона в целом;

— ПИИ способствуют улучшению макроэкономического и финансового состояния страны за счет роста товарного предложения

ВНП. Последствиями этого для страны, принимающей ПИИ, ста­новятся: рост доходов населения, сокращение безработицы и инфляции; рост собираемости налогов увеличивает доходную часть государственного бюджета, сокращает угрозу дефицита государ­ственного бюджета и уменьшает потребность в государственных заимствованиях. Кроме того, рост доходов у отечественных предприятии, скооперированных с иностранными инвесторами, приводит к росту денежной массы и к снижению процентных ставок. Удешевление кредита, в свою очередь, приводит к стимулированию инвестиционной активности в национальной экономике и к укреп­лению национальной валюты.

Возможность получить столь очевидные преимущества при­влечения ПИИ привлекает развивающиеся страны пуститься в по-; гоню за мировыми ПИИ потоками. Однако ПИИ могут обернуться Для принимающей страны серьезными проблемами, если не учи­тывать возможного негативного влияния ПИИ на развитие нацио­нальной экономики. К негативным последствиямпривлечения ПИИ для принимающей страны можно отнести:

—крупные иностранные инвесторы, и прежде всего ТНК, могут
видеть в отечественных предприятиях не партнера по бизнесу,
а прямого конкурента. В этом случае для ТНК весьма соблазни­
тельной стратегией завоевания рынка сбыта собственной продук­ции становится выкуп предприятия-конкурента для его дальней­шего банкротства и закрытия. Зная это, страны, принимающие
ПИИ, как правило, законодательно вводят ограничения, защи­щающие отечественные предприятия от подобного развития сце­нария. Проводятся инвестиционные конкурсы, по условиям кото­рых иностранные инвесторы не только получают право выкупить долю отечественного предприятия, но им вменяются обязанности инвестировать средства в развитие производства. Несоблюдение обязанностей развития производства дает право предприятию, принимающему ПИИ, расторгнуть сделку и отобрать у иностран­ного владельца право владения долей предприятия;

—кроме прямого «обанкрочивания» отечественных конкурен­тов иностранными конкурентами, существует опасность сворачи­вания отечественного производства, которое не выдерживает це­новой конкуренции и конкуренции качества крупного ТНК, ис­пользующего преимущества положительного эффекта масштаба, налаженной системы управления и продвижения товара на рынок.
Сокращение отечественного производства является крайне нега­тивным последствием проникновения на рынок иностранных кон­курентов, так как каждое государство заинтересовано прежде все­го в развитии собственного производства, а не в его подавлении. Поэтому иностранные инвестиции можно пускать только на те рынки, развитие которых в настоящий момент за счет собственных источников затруднительно. Тогда эти рынки сознательно отдают­ся иностранным инвесторам, поскольку производство с помощью привлечения ПИИ более выгодно для страны, чем импорт;

—ПИИ недопустимо применять на стратегически важных производствах, использующих секретные технологии, материалы или знания. В этих областях проникновение ПИИ может использовать­ся как инструмент промышленного коммерческого или военного шпионажа. Должна быть законодательно оговорена невозмож­ность проникновения ПИИ в стратегически важные для страны от­расли и сферы экономики;

—промышленно развитые страны имеют жесткие экологиче­ские нормы производства. Это может значительно снизить эффек­тивность проектов, в которых технология производства предпола­гает загрязнение окружающей среды или причинение вреда здоровью человека. В этих условиях бывает более выгодно перенести
производство в развивающуюся страну, где законодательство обременено жесткими экологическими стандартами, чем исполь­зовать дорогостоящие очистные сооружения у себя в стране.

Страны, принимающие ПИИ, по-разному реагируют на возможность существенного ухудшения экологической обстановки: одни страны ужесточают экологические нормы, другие — как, например, Индия, — сознательно идут на прием экологически опасных ПИИ, в надежде любыми средствами увеличить темпы роста национальной экономики;

— и наконец, существует опасность приема криминального капитала, который может быть нацелен не на развитие законопо­слушного производства за рубежом, а на распространение за рубеж своей криминальной деятельности. Чтобы избежать этого, странам, принимающим капитал, приходится проверять легальность происхождения ввозимого капитала.

Основная выгода использования ПИИ странами-донорами сводится к возможности получения большей нормы прибыли, чем при использовании инвестиций в национальной экономике. Если раскрыть этот вопрос более подробно, то к числу выгод от ПИИ для страны-донора капитала следует отнести:

— в период бурного экономического роста возможен «перегрев»
экономики, когда в экономику вкладывается слишком много инвестиций, что может привести к перепроизводству товаров и дальнейшему глубокому экономическому спаду. В этом случае использование капитала не у себя в стране, а за рубежом позволяет снизить остроту проблемы перенакопления капитала и сделать экономический рост более длительным и постепенным;

— с помощью размещения производства в разных странах про­изводители получают возможность экономии на средних издержках производства за счет действия положительного эффекта мас­штаба;

—возможность экономии затрат за счет более низкой стоимости рабочей силы, сырья, снижения транспортных расходов и т. п.;

—возможность с помощью ПИИ получить монопольную прибыль, недоступную на национальном рынке. Такая ситуация возможна, когда на национальном рынке существует жесткая конку­ренция, выпускаемая продукция не является уникальной, так как конкуренты производят аналогичную продукцию такого же ка­чества. Но на зарубежном рынке эта продукция может быть уникальной, что позволяет инвестору, производя и реализуя продук­цию за рубежом, получать монопольную прибыль;

— возможность получать доход от морально устаревшего и
вредного производства. Выпускаемая продукция может оказаться соответствующей экологическим стандартам или же морально устаревшей и неконкурентоспособной на внутреннем рынке. В этом случае перемещение производства в экономически менее разви­тую страну, не обладающую передовыми технологиями или не об­ремененную высокими экологическими нормами, может оказаться весьма успешной бизнес-стратегией, позволяющей значительно увеличить жизненный цикл товара и получать прибыль, недоступ­ную на внутреннем рынке страны экономической или политической ситуации в своей стране. Если возни­кает угроза конфискации или потери капитала в своей стране, то ка­питал вывозится за рубеж. В этом случае можно говорить о «бегстве капитала», так как основным критерием вывоза капитала становит­ся не увеличение прибыли, а снижение риска потери капитала. При бегстве капиталов происходит сдерживание экономического роста страны, так как необходимые для поддержания экономического рос­та инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж.

Наряду с выгодами использования ПИИ для страны-донора возможны и потери:

—возможно сдерживание экономического роста страны в слу­чае «бегства капитала», так как необходимые для поддержания экономического роста инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж;

—отток капитала делает его более дорогим фактором произ­водства. увеличение цены капитала неизбежно приводит к сниже­нию инвестиционной активности и темпов экономического роста.
Это может быть не выгодно стране, если она находится на стадии экономического кризиса или оживления экономики, когда необхо­димость инвестиций для страны высока;

—вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занято­сти в стране — доноре капитала;

—отток капитала отрицательно сказывается на платежном ба­лансе страны.

Источники: http://be5.biz/ekonomika/m015/50.html, http://www.newreferat.com/ref-19024-3.html, http://studopedia.ru/17_48126_vigodi-i-poteri-stran-pri-ispolzovanii-pryamih-inostrannih-investitsiy.html

Комментировать
0
262 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно